- Как оплатить ремонтное время водителю транспортного средства
- Необходимое документальное оформление
- Два способа оплаты в период ремонта
- Оплата по среднему заработку
- Оплата по действующей системе оплаты труда
- Обязан ли водитель производить ремонт автомобиля
- В трудовом договоре с работником установлена заработная плата, должность «водитель» и соответствующий разряд. В трудовую функцию водителя, указанную в трудовом договоре, не входит выполнение работ по ремонту закрепленного за ним транспортного средства или оказанию помощи при ремонте этого транспортного средства, осуществляемого другим работникам. Дополнительные соглашения к трудовым договорам о выполнении водителями других обязанностей на время ремонта автомобиля не оформляются, свое согласие на перевод работники нигде не фиксируют, работодателем оформляются только приказы о переводе. Во время выполнения трудовых обязанностей водитель может не выходить на линию в связи с поломкой закрепленного за ним транспортного средства. Срок ремонта разный. В коллективном договоре предусмотрено в таком случае переводить работника на должность слесаря по ремонту движущего состава. Однако при выполнении водителем обязанностей слесаря меняется заработная плата, что является существенным условием трудового договора. При этом вакансий слесаря в штатном расписании не имеется. Законны ли такие действия предприятия, когда перевод и оплата труда с понижающим коэффициентом осуществляются путем издания приказа, без изменения условий трудового договора? Как следует поступить в данной ситуации?
- Ответственность водителя автотранспортного средства
- Цена: 5 000 000 руб.
- Цена договорная
Как оплатить ремонтное время водителю транспортного средства
Привлечение водителей к ремонту транспортных средств является широко распространённой практикой. Обычно водители способны делать несложные ремонтно-восстановительные работы, а также могут участвовать в более сложных ремонтах. Во втором варианте, как правило, водители делают подготовительные и заключительные работы (готовят автомобиль к ремонту, помогают в демонтаже узлов и агрегатов и т.д.), а для более специфических задач приглашаются «узкие» специалисты.
Обязанности водителя по ремонту машины своими силами должны быть указаны в трудовом договоре. В противном случае привлечение сотрудника к ремонтным работам будет считаться временным переводом на другую должность (профессию) и потребует дополнительного документального оформления.
Необходимое документальное оформление
В случае, если обязанности по ремонту автомобиля указаны в трудовом договоре, который водитель подписал при устройстве на работу, и должностной инструкции, тогда дополнительного оформления не потребуется. Работа автослесаря, которую он будет выполнять, будет считаться его внутренним совместительством. Вариант дополнительных пунктов в инструкцию приведен ниже:
– выполняет работы по разборке, ремонту и сборке узлов и механизмов автотранспортных средств в соответствии с ТУ завода-изготовителя и другими руководящими материалами по организации работ.
– выполняет работы по установке, регулированию и замене запасных частей, агрегатов и оборудования.
– устраняет выявленные в ходе диагностики дефекты и неисправности по согласованию с мастером участка (смены).
Чаще всего у работодателя появляется вопрос, касающийся установления водителю на период ремонтных работ более низкой оплаты. Мотивируется это обычно тем, что необходимо стимулировать водителя к сокращению сроков ремонта техники. Иногда можно встретить совет, что на этот период можно установить водителям более низкие тарифные ставки или меньший оклад. Однако это незаконно.
Дело в том, что статья 150 Трудового кодекса РФ четко указывает на то, что при выполнении сотрудником работ разной квалификации его труд оплачивается по ставке, предусмотренной для оплаты наиболее квалифицированной работы. То есть устанавливать особые условия оплаты для водителя на период ремонта – незаконно. Это подтверждается судебной практикой.
Однако если работодатель настроен на то, чтобы стимулировать водителя к более быстрому ремонту транспортного средства, он имеет полное право предусматривать на этот период снижение или отмену переменной части заработной платы (премии), привязанной к выполнению конкретных показателей по грузо- или пассажиро-перевозкам.
Чтобы зафиксировать сроки ремонта автомобиля, необходимо сделать документальное оформление его ремонта. Точного списка таких документов нет, но более адекватным ситуации является использование первичных документов бухгалтерского учёта.
Например, при передаче автомобиля в ремонт в другое подразделение или на другой участок можно использовать форму накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств, а также форму акта приёма-сдачи отремонтированных основных средств.
В небольшой организации, вполне достаточным основанием для оплаты будет наличие распоряжения (приказа) о выводе ТС из эксплуатации для ремонта и о вводе в эксплуатацию после ремонта.
Два способа оплаты в период ремонта
Вопрос начисления заработной платы водителям на период ремонта периодически рассматривается специалистами по оплате труда. При этом чаще всего используется два варианта оплаты:
- Оплата по среднему заработку
- Оплата по действующей системе оплаты труда
Прежде всего, при выборе способа оплаты необходимо учитывать тот факт, что во время ремонта транспортного средства или спецтехники (ТС) оно выводится из эксплуатации и не выполняет своего основного предназначения. Соответственно, все усилия персонала, в том числе и водителей ТС, должны быть направлены на сокращение сроков простоя.
Полезная информация:
Для объективного измерения сроков простоя по отношению к времени технической готовности ТС на автотранспортных предприятиях используется коэффициент технической готовности автомобиля, который рассчитывается по формуле:
Этот показатель хорошо подходит для включение его в систему мотивации водителей. Если КТГ автомобиля становится ниже установленного порога его значения, размер премии может быть уменьшен.
Оплата по среднему заработку
При выборе данного варианта оплаты за то время, которое водитель будет участвовать в ремонте, ему начисляется оплата по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по основному месту работы.
Для правильного оформления оплаты водителя необходимо перевести на работу автослесарем на период ремонта автомобиля. Требуется его согласие, это – обязательное условие.
Напомню, что такой вариант применяется в случае, если у сотрудника не предусмотрены в трудовом договоре обязанности по ремонту автомобиля. Здесь инициатива на стороне работодателя, он должен убедить работника в необходимости участвовать в ремонте. Работник может не согласиться, и будет прав с точки зрения законодательства.
В таком случае, работодатель должен либо предоставить ему другое транспортное средство для выполнения трудовой функции, либо направить его в простой в соответствии с требованиями статьи 157 ТК РФ (вариант приводит к необоснованным затратам фонда оплаты труда).
Оплата по действующей системе оплаты труда
При выводе автомобиля в ремонт соответствующими распоряжениями или документами у водителя, по его трудовому договору, появляется обязанность участвовать в ремонте ТС.
При расчёте и начислении заработной платы ответственному сотруднику необходимо будет проверить наличие времени простоя автомобиля в ремонте по документам. Затем проверить выполнение показателей премирования, если такие установлены в системе оплаты труда и произвести начисление заработной платы.
Согласия сотрудника в таком случае не требуется, он должен участвовать в ремонте. Инициатива здесь на стороне работника, администрация должна создать необходимые условия для скорейшего ремонта.
Все доплаты и надбавки водителю на период ремонта продолжают действовать, если они не привязаны к нахождению его на линии. Например, продолжается выплачиваться надбавка за классность.
1. Сайт Rabota.ru. Должностная инструкция автослесаря
2. Трудовой кодекс РФ. Статья 72.2 “Временный перевод на другую работу”, статья 150 “Оплата труда при выполнении работ различной квалификации”
3. Хасанов Р.Х. Основы технической эксплуатации автомобилей: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 193 с.
Источник
Обязан ли водитель производить ремонт автомобиля
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В трудовом договоре с работником установлена заработная плата, должность «водитель» и соответствующий разряд. В трудовую функцию водителя, указанную в трудовом договоре, не входит выполнение работ по ремонту закрепленного за ним транспортного средства или оказанию помощи при ремонте этого транспортного средства, осуществляемого другим работникам. Дополнительные соглашения к трудовым договорам о выполнении водителями других обязанностей на время ремонта автомобиля не оформляются, свое согласие на перевод работники нигде не фиксируют, работодателем оформляются только приказы о переводе.
Во время выполнения трудовых обязанностей водитель может не выходить на линию в связи с поломкой закрепленного за ним транспортного средства. Срок ремонта разный. В коллективном договоре предусмотрено в таком случае переводить работника на должность слесаря по ремонту движущего состава. Однако при выполнении водителем обязанностей слесаря меняется заработная плата, что является существенным условием трудового договора. При этом вакансий слесаря в штатном расписании не имеется. Законны ли такие действия предприятия, когда перевод и оплата труда с понижающим коэффициентом осуществляются путем издания приказа, без изменения условий трудового договора? Как следует поступить в данной ситуации?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Ответственность водителя автотранспортного средства
В ООО на должность водителя, был принят молодой человек.В должностных инструкциях четко прописано о том, что водитель должен следить за техническим состоянием транспортного средства, кроме того был подписан акт о полной индивидуальной материальной ответственности.В одной из поездок водителя за товаром, транспортное средство вышло из строя. После эвакуации ТС в сервисный центр, выяснилось что заклинило двигатель из-за отсутствия в последнем масла. На сегодняшний день на ТС необходимо установить новый двигатель, деньги немалые. После того как директор издал указ о назначении независимой авто-технической экспертизы с целью установления точной причины поломки двигателя, водитель перестал появляться на работе.
А теперь Господа непосредственно вопрос: Как обязать водителя возместить ущерб предприятию? и что сделал я для этого:
1. Составили докладную на имя директора об отсутствии водителя на рабочем месте.
2. Комиссионно подписали акт об отсутствии работника на рабочем месте.
3. Направили работнику по месту его проживания письмо с уведомлением, о необходимости дачи разъяснений по поводу отсутствия. (параллельно самостоятельно ездили к водителю по месту проживания, но дверь нам не открыли, также узнавали в ОВД и Больнице о его наличии, там он также отсутствует)
4. К настоящему времени водитель уклоняется от получения письма, на работу не выходит — в общем я имею намерение написать заявлению в полицию по ст. 293 (халатность) УК РФ и одновременно подать исковое заявление в суд.
5. Но есть одно НО отсутствует акт приема передачи ТС между ООО и водителем, однако есть путевые листы которые так же можно считать за доказательство.
Подскажите коллеги насколько верно я выбираю путь, буду рад любому совету. Как говорится одна голова хорошо а несколько еще лучше.
Сергей, добрый день! По порядку. По ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества возложено на собственника. Это к вопросу, кто отвечает за техническое состояние транспортного средства. Именно собственник и обязан надлежащим образом заботиться о сохранности принадлежащего ему имущества. Кроме того, Вы указали, что «. водитель должен следить за техническим состоянием транспортного средства. «. А каков объем указанного слежения? Кто именно обязан представлять автомобиль на техобслуживание и тех.осмотр? Кто обязан все это оплачивать? Неужто водитель — и из личных его средств? Есть ли в штате предприятия механики и автослесаря? Если есть — чем они заняты? Почему не смотрели? Как думается, собственник ТС просто пытается переложить на работника бремя содержания имущества. Статья 293 УК РФ в данном случае неприменима. Вы сами просто посмотрите раздел УК, в котором содержится эта статься — и много прояснится. Водитель не должностное лицо. Хочет работодатель покошмарить водителя — вполне понятно. Но будет вынесен отказ в возбуждении уголовного дела. В суд подать исковое заявление — ну, попробуйте. Небольшие шансы есть. Но при грамотной позиции работника — таких шансов работодатель лишится. Я советовал бы Вашему доверителю просто договориться с работником — если водитель раздолбай, то, чувствуя вину, он какую-то сумму сможет выплатить. А если работник вины за собой не находит — немного шансов с него что-то поиметь. Он вполне может заявить, что неоднократно сообщал владельцу ТС о необходимости ремонта и проч. А владелец все на потом откладывал. И еще — насколько помнится, договор (не акт) о полной материальной ответственности заключается лишь с некоторыми категориями работников, например, с кассирами. Не припомню, чтобы такие договора заключались с водителями (но можно — с водителем-экспедитором заключить). Наличие такого «акта» при отсутствии установленной законом возможности заключения договора о полной материальной ответственности, скорее всего, будет истолковано судом не в пользу работодателя — это же прямое доказательство того, что работодатель возлагает на работника не предусмотренные законом обязанности. Можно, конечно, уволить работника за прогулы, но если он предоставит больничный, то перспективы такого увольнения очевидны.
Кстати, неочевидно, что вред предприятию причинен именно действиями работника. Очевидно, что работодатель не обеспечивал надлежащее содержание ТС и контроль за его исправным состоянием, пытаясь при этом переложить всю ответственность на работника.
п. 3.1 Должностной инструкции водителя-экспедитора.
«Следить за техническим состоянием автомобиля, выполнять самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации), своевременно проходить техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр. Своевременно подавать заявки, необходимые для обеспечения надлежащего технического состояния автомобиля»
Следуя данному пункту, водитель напрочь забыл о взятых на себя обязательствах допустив факт отсутствия масла в двигателе.
п.а) Договора о полной индивидуальной материальной ответственности
«Бережно относится к переданному ему для осуществления возложенных на него функций (обязанностей) имуществу Работодателя и принимать меры к предотвращению ущерба»
Механики и автослесари отсутствуют, в общем машиной занимался только водитель. Все необходимые финансовые траты несет ООО.
Полагаю, что если экспертизой будет подтвержден факт поломки из-за отсутствия масла, то здесь будет прослеживаться причинно следственная связь поломки по вине водителя.
Цена: 5 000 000 руб.
Уважаемый Сергей, добрый день! По пунктам —
«Следить за техническим состоянием автомобиля» — как именно, с какой регулярностью, на какой технической базе — подъемники, эстакады и проч. техническое обеспечение?
«выполнять самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации)» — а имел ли водитель возможности для выполнения таких работ (инструменты, расходные материалы и проч.)? Имел ли водитель соответствующую специальность и квалификацию, позволяющую ему «»выполнять самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации»? Предоставлена ли водителю инструкция по эксплуатации? Смею заметить, что в инструкции по эксплуатации моего автомобиля (не самого крутого, но не российской марки) в большинстве случаев устранения возможных неисправностей указано «обратитесь в специализированный сервис». Получается, что я самостоятельно могу лишь запаску поставить, залить жидкость в бачок омывателя, да стекла протереть! )))
«своевременно проходить техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр» — в каком именно СЦ, с какой регулярностью (касаемо термина «своевременно»), за чей счет?
«Своевременно подавать заявки, необходимые для обеспечения надлежащего технического состояния автомобиля» — кому именно, по какой форме, когда именно?
«Бережно относится к переданному ему для осуществления возложенных на него функций (обязанностей) имуществу» — что значит «бережно»? На руках нянчить такое имущество? Кормить грудью? )))
«принимать меры к предотвращению ущерба» — какие именно меры? Чем определен перечень таких мер? Что предоставил работодатель работнику для реализации такой функции — какой инструментарий и полномочия?
Видите, дьявол прячется в деталях, как говорят французы.
Приведенные цитаты из инструкции и договора пестрят оценочными суждениями типа — «водитель должен быть честным человеком и вести себя хорошо». Но в договорах и инструкциях должны быть именно чёткие и конкретные определения! Примерно так — «водитель обязан проводить ежедневный предрейсовый осмотр ТС. Объем такого осмотра:
и далее по пунктам — внешний осмотр, проверка наличия топлива, уровня масла в двигателе, ну и проч. детали». Конкретно.
Далее, Сергей, водитель вполне может заявить, что обо всем уведомлял работодателя, но тот отмахивался. Еще может заявить, что перед выездом масло было на необходимом уровне и как-то вытекло. Или испарилось. ))) Кроме того, он может заявить, что ТС не принимал, т.к. оно было в ненадлежащем состоянии, но работодатель сказал водителю, что, мол,»Володя, ездий пока, а попозже отремонтируем. «. Вы указали сами, что нет акта передачи ТС водителю. Следовательно, не задокументировано техническое состояние ТС. Вполне возможно, что оно уже не было исправным в момент передачи. И еще — по поводу ст. 293 УК РФ — время не тратьте. Будет отказ. Водитель не должностное лицо. )))
Огромное спасибо. Но я все же рискну в плане Искового заявления. Риск дело благородное! В общем как все завершиться напишу итог дела. Всем заранее мерси.
Сергей, иск подать можно. Но при грамотной защите со стороны водителя — шансы невелики. Конечно, если водитель будет мычать на суде или вообще не придет — шансы на успех у истца возрастут. А с заявлением по ст. 293 УК РФ — ну не тратьте время попусту, коллега. Не будет там дела.
Спасибо еще раз, и за ст.293 спасибо — учту на будущее в обязательном порядке проверять составы нарушений.
Cпециально выждал, когда Сергей Уточкин выскажет мнение по УК (это его епархия) и согласен с ним. У меня тоже был подобный случай в добрые советские времена, работал непродолжительное время водителем-экспедитором на ГАЗ-53 и тоже заклинило двигатель по простой причине: вытекало масло через сальники. Я знал, что вытекает и всё время подливал (благо в те времена стоимость масла была небольшая) и на перевозки по городу этого хватало, но однажды отправили в командировку и где-то через км 100 застучал двигатель, а потом совсем заглох. Заклинило. За сей факт мне объявили выговор и удержали 1/3 зарплаты за разгильдяйство. В Вашем случае, водитель может возместить ущерб в размере среднемесячной зарплаты и не более. Что касается полной материальной ответственности, то такая ответственность относится к грузу, а не к машине.
Цена договорная
Спасибо за комментарий. Но я все же попробую через суд доказать его вину и возместить ущерб в полном объеме.
В данной ситуации водителя мне не жалко, поскольку действительно разгильдяй и именно из-за халатного попустительства машина вышла из строя. Кроме того водитель раньше проигрывал в автоматы деньги компании, а потом по пол года работал бесплатно. Так что если кто хочет просто посочувствовать горе водителю, не стоит. Не достоин он этого.
Сергей, если водитель — лудоман (лицо, страдающее игровой зависимостью), то, скорее всего, на адвоката он тратиться не будет. Вероятно, даже в суд не придет. Тогда шансы на успех возрастают. Минус в Вашей позиции — обилие именно оценочных суждений в нормативных документах. Как я указал ранее — необходимы конкретные обязанности, расписанные детально, а не так — «за все хорошее — против всего плохого». Вы укажите в иске, что экспертиза установила наличие причинно-следственной связи между неисполнительностью водителя и поломкой ТС. Но реально, разумеется, может получится и так, что водитель, придя в суд, заявит, что видел недостаточный уровень масла в двигателе, уведомил устно об этом работодателя, а тот ему ответил, чтобы вышел в рейс и не заморачивался, потом, мол, починим. Водитель, будучи дисциплинированным работником, подчинился и вышел в рейс. В таком случае ответственность на него возложит вряд ли получится. Так что — будьте готовы к любому исходу дела, коллега.
Приветствую всех! Вот на счет акта приема-передачи ТС. У меня не так давно было дело по трудовому спору. защищал права работника. этот работник был собственником Т/С и отдал в аренду юрику с экипажем, где сам и работал, но не в должности водителя по основному месту. Уволился, за аренду ему не выплатили со ссылкой той, что нет акта приема-передачи от него к юрику, а соответственно типа они и не пользовались автотранспортом этим и только три месяца по одной поездке ему оплачивали аренду за эти три месяца. Взыскал я в полном объеме и его зарплату и аренду. Но тут нужно делать ссылку, юрист (представитель юрика) рядом с юр.факом не стояла, так как весь процесс требовала дело передать мировому и ссылалась, что по делам об увольнении срок пропущен, при иске о взыскании заработной платы и взысканию арендной платы. Что поделаешь. Шедевр своего рода:))
Источник