- Антон Недзвецкий. Чем регулируются договорные отношения при ремонте автомобилей, принадлежащих юридическим лицам?
- Особенности бухгалтерского учета ремонта автомобиля
- Возникновение расходов на автомобиль и их текущий учет
- Ремонт и техобслуживание сторонней организацией
- Ремонт и техобслуживание внутри организации
- Создание резерва на проведение ремонтов
- Автомобиль в аренде
- Автомобиль в лизинге
Антон Недзвецкий. Чем регулируются договорные отношения при ремонте автомобилей, принадлежащих юридическим лицам?
Сегодня на вопрос отвечает вице-президент Общества потребителей автотехники России, юрист
Антон Евгеньевич НЕДЗВЕЦКИЙ
Вопрос
Чем регулируются договорные отношения при ремонте автомобилей, принадлежащих юридическим лицам?
Ответ
Небольшие автосервисные компании, не имеющие собственных юристов, иногда сталкиваются с проблемой: как правильно построить взаимоотношения при обслуживании автопарка юридических лиц — фирм, использующих автотранспорт для хозяйственной деятельности? В первую очередь нужно знать, какие нормы законодательства подлежат применению в случае, когда владельцем обслуживаемого автомобиля является юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, какие имеются требования к оформлению заказ-наряда, приемо-сдаточной документации, какова ответственность исполнителя работ при нарушении сроков их выполнения или ненадлежащем качестве.
Нормативное регулирование договорных отношений, если заказчиком выступает юридическое лицо либо частный предприниматель, существенно отличается от случаев, когда работы выполняются для граждан-потребителей. Поэтому при приемке автомобиля и оформлении документации следует обратить внимание на правовой статус заказчика, т. е. кем и для каких целей эксплуатируется автомобиль, и, исходя из этого, использовать стандартные бланки договоров (заказ-нарядов), которые можно разработать для всех случаев.
Законодательство о защите прав потребителей предоставляет заказчику гораздо больше преимуществ перед исполнителем, чем общегражданское, где применяется принцип равноправия сторон в договоре. Поэтому естественно желание некоторых владельцев авто апеллировать к этому закону при возникновении конфликтной ситуации. Известен случай, когда частный предприниматель, владелец `газели`, используемой для грузоперевозок, долгое время донимал станцию технического обслуживания претензиями, основанными на Законе РФ `О защите прав потребителей`. Что примечательно, автосервис был вынужден удовлетворить требования клиента и выплатить компенсацию, не зная, что в данной ситуации имеет полное право отказать. И такие случаи нередко бывают в практике автосервисных предприятий, причем по большей части именно с владельцами `Газелей`, которые в основном используются в предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов. Статус клиента не проверяется и не учитывается, что может привести к неправильному пониманию прав и обязанностей сторон и, соответственно, к убыткам предприятия. К примеру, в другой аналогичной ситуации дело дошло до суда. Представитель автосервиса, проконсультировавшись с юристом, попросил суд направить запрос в налоговую инспекцию. Когда выяснилось, что истец — частный предприниматель и занимается на этой машине грузоперевозками, во взыскании требуемых сумм было отказано.
Необходимо помнить, что, согласно определению, данному в Законе РФ `О защите прав потребителей`, потребителем является только тот гражданин, который приобретает товары, работы (услуги) исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. То есть потребитель — только гражданин (частное лицо), а никак не организация или предприниматель без образования юридического лица, использующий данный автомобиль в своем деле. Потребителем будет только тот, кто сдает в ремонт автомобиль, используемый как личное средство транспорта. К отношениям с потребителями должны применяться соответствующие Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290.
Если же заказчиком работ является организация либо ПБОЮЛ (при этом автомобиль может находиться как в собственности, так и быть взятым в аренду, в том числе у частного лица, и используется в хозяйственной деятельности), то вышеуказанные Правила и Закон РФ `О защите прав потребителей` применению не подлежат. Отношения регулируются Гражданским Кодексом РФ, в частности общими положениями о договоре подряда и возмездного оказания услуг. В таких случаях можно использовать другой вариант договора (заказ-наряда), нежели предусмотренный Правилами, и включить в него более выгодные для себя условия, допустим о неустойке. ГК РФ, например, не предусматривает обязанности выплачивать неустойку за нарушение сроков выполнения работ, хотя у заказчика все равно остается право требовать возмещения причиненных просрочкой убытков. Гораздо меньшая ответственность установлена за утрату либо повреждение принятого автомобиля: если потребитель вправе требовать возмещения его двукратной стоимости, то юридическое лицо либо ПБОЮЛ — только причиненного ущерба. Менее жесткие требования — к предоставляемой заказчику информации и ответственности за ее непредоставление. Хотя надо отметить, что в отношениях с организациями больше забот создает их надлежащее оформление: соблюдение письменной формы сделки, скрепление печатями, проверка полномочий (доверенности) и проведение расчетов.
Конечно, верно определить статус заказчика и правила поведения для неспециалиста может оказаться затруднительным. Тем не менее руководству небольших предприятий автосервиса стоит обратить внимание на эти моменты и провести соответствующий инструктаж среди сотрудников, занимающихся приемкой.
Источник
Особенности бухгалтерского учета ремонта автомобиля
Текущий и капитальный ремонт, прохождение периодических техосмотров автомобилей – насущная необходимость, позволяющая поддерживать имущество в состоянии, пригодном для эксплуатации, с целью извлечения прибыли. В ходе этих мероприятий возникают расходы, которые необходимо отражать в налоговом и бухгалтерском учете. К таким расходам можно отнести приобретение запчастей, ремонтные работы технических специалистов СТОА, ремонтных мастерских, профилактические осмотры техники.
Вопрос: Как отразить в учете организации-арендатора расходы на текущий ремонт автомобиля, полученного по договору аренды без экипажа, произведенный вспомогательным производством организации?
Затраты на текущий ремонт автомобиля составили 40 000 руб. (в том числе материалы, заработная плата работников, страховые взносы). В месяце завершения ремонтных работ использованные материалы стоимостью 24 000 руб. полностью оплачены, а заработная плата и страховые взносы оплачены в следующем месяце. Автомобиль используется в основном производстве организации. Резерв на ремонт основных средств (ОС) для целей налогообложения прибыли организацией не создавался. Организация составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на последнее число каждого календарного месяца.
Посмотреть ответ
Возникновение расходов на автомобиль и их текущий учет
Организация, эксплуатирующая автомобиль, может производить ремонт самостоятельно, а может поручить техническое обслуживание и ремонтные работы специалистам на стороне. В налоговом учете такие расходы относят к прочим согласно п. 1 ст. 260 НК РФ. Их следует признать в том периоде, когда они осуществлялись. Бухгалтерский учет производится на основе первичных документов, подтверждающих понесенные расходы.
Рассмотрим учет ремонтов на примере ОСНО.
Вопрос: Организация на ОСН приобрела в лизинг автомобиль. В январе произошло ДТП не по вине лизингополучателя, в результате которого автомобиль не подлежит ремонту. Можно ли учесть лизинговые платежи с января по июль до окончания срока лизинга в составе расходов по налогу на прибыль?
Посмотреть ответ
Ремонт и техобслуживание сторонней организацией
Исчерпывающего перечня документов законодательством не предусмотрено. Практикой выработан следующий порядок оформления работ:
- заключение договора со СТОА, сервисным центром, как правило, на год;
- составление заявки на ремонт с перечнем работ и необходимых запчастей;
- акт приема-передачи авто в ремонт с описанием дефектов и проблемных зон;
- составление заказа-наряда с подробным описанием работ и их стоимостью;
- акт приема-сдачи работ после их окончания;
- счет-фактура (при необходимости);
- акт приема-передачи автомобиля в натуре.
Вопрос: Как отразить в учете организации-дилера проведение гарантийного ремонта проданных автомобилей (приобретенных у дистрибьютора), если затраты на ремонт возмещаются дистрибьютором в размере понесенных расходов? Организация признает оценочное обязательство в связи с необходимостью проведения гарантийного ремонта в бухгалтерском учете, но оно уже полностью использовано ранее, и произведенные расходы им не покрываются. В налоговом учете резерв на гарантийный ремонт не создается.
Стоимость проведенного гарантийного ремонта составила 52 000 руб. (в том числе стоимость запчастей — 20 000 руб. (без НДС), сумма НДС, ранее принятого к вычету при их приобретении, — 4 000 руб.). Отчет о стоимости выполненных работ и использованных запчастей направлен дистрибьютору. Возмещение получено на расчетный счет в том отчетном периоде, в котором произведен гарантийный ремонт.
Посмотреть ответ
Пусть ООО «Звездочка» приняло решение, обратившись в стороннюю организацию, отремонтировать автомобиль КамАЗ. Стоимость работ, согласно счету на оплату, составила 175000 рублей, включая НДС.
Проводки будут выглядеть следующим образом:
- Дт 25 Кт60 — 175000,00 руб. Задолженность СТОА;
- Дт 19 Кт 60 — 26694,92 руб. Отражен НДС;
- Дт 60 Кт 51 — 175000,00 руб. Уплачено СТОА за работу;
- Дт 68 Кт 19 — 26694,92 руб. Предъявлен к вычету НДС.
В каком размере организация-арендодатель может учесть для целей налога на прибыль расходы на ремонт застрахованного автомобиля, переданного в аренду (п. 1 ст. 260 НК РФ)?
Ремонт и техобслуживание внутри организации
Как правило, внутри организации используются следующие документы, учитывающие и подтверждающие ремонт:
- план ремонтов;
- дефектные ведомости;
- заявки ответственных за состояние парка лиц на покупку запчастей, первичные накладные, счета-фактуры и другие документы;
- требования-накладные на выдачу запчастей;
- акты на списание запчастей и материалов на ремонт;
- инвентарные карточки и книги с отметками о ремонтах.
Пусть ООО «Звездочка» отремонтировало КамАЗ своими силами. Стоимость запчастей составила 75000 рублей, а заработная плата работников мастерской, занятых ремонтом – 25000 рублей.
Проводки будут такими:
- Дт 25 Кт 10/5 — 75000,00 руб. Списаны запасные части на ремонт;
- Дт 25 Кт 70 — 25000,00 руб. Начислена заработная плата;
- Дт 25 Кт 68,69 — 7500 руб. Отчисления в фонды с заработной платы.
Создание резерва на проведение ремонтов
Резервирование средств для будущих ремонтов – право организации, а не ее обязанность. Необходимо прописать необходимость такого резерва в учетной политике. Расчет отчислений в резерв базируется на данных дефектных ведомостей, стоимости автомобиля, сроках его службы и технических характеристиках. Составляется годовая смета ремонта и обслуживания автомобиля.
Пусть расчетная сметная стоимость на год — 360000,00 рублей, на месяц — 30000,00 рублей.
Проводки и расчеты используются такие: Дт 25 Кт 96 30000,00 руб.
ООО «Звездочка» произвело ремонт КамАЗа в СТОА в январе на сумму 75000, руб., включая НДС 11440,68 руб. Резерв составил 30000,00 руб. Сумма без НДС 63559,32 руб.:
- Дт 60 Кт 51 — 75000, 00 руб. Оплачен ремонт СТОА;
- Дт 96 Кт 60 — 30000, 00 руб. Ремонт за счет фонда.
63779,32 — 30000,00 = 33779, 32
- Дт 97 Кт 60 — 33779,32 руб. Оставшаяся сумма включена в расходы будущих периодов;
- Дт 19 Кт 60 — 11440,68 руб. Учтен НДС;
- Дт 68 Кт 19 — 11440,68 руб. НДС предъявлен к вычету.
Следует сказать об особенностях учета ремонтов в случаях, когда автомобиль арендуется или берется по договору лизинга.
Автомобиль в аренде
Существуют два вида договора аренды автомобиля:
- без экипажа;
- с экипажем (временное фрахтование).
В первом случае, согласно ст. 642 ГК РФ, арендатор получает право временно пользоваться автомобилем, в том числе и управлять им, содержать в надлежащем виде. Арендодатель получает плату за пользование своим авто. Далее, согласно положениям ст. 644 ГК РФ, текущий и капитальный ремонт автомобиля обязан осуществлять арендатор. Он же и поддерживает надлежащее техническое состояние автомобиля, признавая затраты по закону.
Статья 264 (п. 11-1) позволяет сделать это организациям, применяющим ОСНО, а статья 346.16 (п. 12) – применяющим УСН. Все расходы должны иметь документальное подтверждение, на основании должным образом оформленных первичных документов.
Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей признаются без проблем для организаций, применяющих ОСНО:
- если автомобиль является амортизируемым – на основании ст. 260 НК РФ вне зависимости, прописано это в договоре или нет;
- если авто амортизации не подлежит (например, арендовано у частного лица или организации на спецрежиме) – на основании ст. 264 НК РФ (п. 1-49).
Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей у организации на УСН признаются однозначно, только если эти автомобили амортизируются. Об этом сказано в ст. 346.16 (п. 4) НК РФ: в перечень ОС включаются те основные средства, которые признаны амортизируемыми (исходя из положений гл. 25 НК РФ). Следовательно, в расходах можно учитывать затраты только амортизируемых автомобилей. Указаний на возможность включать в расходы ремонт и техобслуживание арендуемых у частных лиц автомобилей, которые не подлежат амортизации, у упрощенцев нет. Может возникнуть ситуация, которую налоговые органы вправе трактовать не в пользу арендодателя.
Во втором случае автомобиль арендуется с экипажем. Арендодатель предоставляет за плату, помимо самого автомобиля, и услуги водителя. Здесь, согласно 634 ГК РФ, арендодатель самостоятельно производит ремонты как текущие, так и капитальные.
Внимание! Затраты на приобретение запчастей организацией невозможно будет признать в расходах, поскольку их приобретение является по законодательству обязанностью арендодателя и входит в понятие ремонта автомобиля.
Автомобиль в лизинге
Согласно Закону №164-ФЗ от 29-10-98 г., рассматривающему вопросы лизинга (финансовой аренды), лизингополучатель обязан ремонтировать, производить техобслуживание, охранять принятое им по договору имущество. Если в договоре не прописано иное, положения ст. 17-1 ФЗ 164 являются основанием для включения указанных затрат в расчеты для целей налогообложения. Подтверждается это правило и указаниями ст. 260 НК РФ (п. 1,2). При этом не играет существенной роли, стоит ли автомобиль на балансе лизингодателя либо лизингополучателя – по общему правилу расходы по нему лежат на организации, получившей имущество.
Внимание! Первичные документы и учетные данные должны не только подтверждать факт расходов на автомобиль, но и содержать указание на использование этого автомобиля в производственных целях, для получения организацией дохода, подтверждать экономическую обоснованность расходов.
Источник