- Все о сервисном обслуживании по закону в России
- Нормативная база
- Об условиях договора
- Основные условия и порядок предоставления сервиса
- Особенности сервисного обеспечения по закону
- Базовое обслуживание
- Гарантия
- Постгарантия
- Когда обслуживание сервисом не предоставляется
- Права потребителя в случае отказа или некачественного ремонта
- Заключительные советы
- Должностная инструкция сервис-инженера
Все о сервисном обслуживании по закону в России
Законодательство Российской Федерации регулирует взаимоотношения поставщика и потребителя товаров высокой технической сложности. Нормы введены для того, чтобы защитить потребителей от недобросовестного обслуживания. Роль государства сводится к установлению правил, обязательных для исполнения обеими сторонами. В частности, производитель сложных механизмов обязывается на законодательном уровне:
- обеспечить эксплуатацию прибора в течение определенного периода;
- предоставить покупателю необходимые составляющие после снятия изделия с производства в течение означенного срока.
На практике реализация нормативных требований осуществляется путем предоставления сервисных услуг. Это обслуживание клиента на определенных условиях в течение срока гарантии. Разберем, всегда ли сервис обеспечивается бесплатно. Что по данному поводу говорит российское законодательство.
Нормативная база
Норма, обязующая производителя предоставлять гражданам возможность беспроблемно эксплуатировать купленное оборудование, содержится в федеральном законе № 2300-1 от 07.02.1992. Статья 6 указанного акта гласит:
«Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю».
Кроме того, в статье 469 Гражданского кодекса описана обязанность продавца по передаче покупателю товара, полностью соответствующего подписанному сторонами договору купли-продажи. В 470-й статье данного закона указано, что оборудование должно быть пригодным для использования по назначению в течение определенного срока. Последний называют сроком службы/годности.
Однако напрямую в законодательстве не указано на необходимость обеспечения сервисных услуг. Их предоставление логично проистекает из требования к работоспособности сложного оборудования в течение времени, указанного в договоре (гарантийного либо при его отсутствии — срока службы/годности).
Подсказка: покупателю необходимо акцентировать внимание при подписании на пункте договора, в котором отражены условия ремонта в течение периода пользования. Скачать для просмотра и печати:
Об условиях договора
При передаче оборудования пользователю подписывается документ, описывающий права и обязанности сторон. В договоре купли-продажи должны содержатся пункты, регламентирующие следующие важные моменты:
- юридические реквизиты сторон;
- период действия договора;
- точное наименование товара (должно соответствовать сертификату или паспорту);
- условия предоставления сервисных услуг:
- ситуации, когда таковые обязан оплатить поставщик;
- время проведения ремонтных работ;
- адрес и наименование предприятия, занимающегося гарантийным обеспечением;
- ситуации, при которых гарантия не действует;
- ответственность контрагентов, в том числе финансовая.
Совет: гражданин обязан четко исполнять нормы подписанного договора. Иначе на обслуживание в гарантийной ситуации рассчитывать будет бесполезно.
Основные условия и порядок предоставления сервиса
По правилам ремонтные работы проводятся в рамках договора с соблюдением следующих формальностей:
- только предприятиями, имеющими соответствующие полномочия производителя:
- собственными сервисными центрами;
- иными контрагентами;
- поломку, подлежащую ремонту, устраняют, если таковое невозможно, то агрегат меняют на аналогичный;
- для выявления причины выхода из строя может привлекаться экспертиза;
- обмен производится по установленным правилам (необходимо предоставить все комплектующие вплоть до упаковочной тары);
- отдельным договором устанавливается время доставки крупногабаритного товара и исполнитель операции (зачастую производитель).
Важно: срок гарантии отсчитывается с даты передачи изделия покупателю, если в договоре нет иных условий. Из периода вычитается время, проведенное оборудованием в сервисной организации.
Особенности сервисного обеспечения по закону
При эксплуатации сложных механизмов возникают различные ситуации. Документы, подписываемые при осуществлении покупки, охватывают самые распространенные. Но бывают исключения. Поэтому обычно производитель обеспечивает гражданам такие виды услуг:
- базовые;
- гарантийные;
- постгарантийные.
Внимание: постгарантийное обслуживание прописывается в дополнительной договоренности сторон.
Базовое обслуживание
Поставщик информирует покупателя о правилах эксплуатации механизмов. Выполнять их или нет — дело гражданина. Однако базовое обслуживание ложится на плечи того, кто использует технически сложный механизм. К примеру, производители автотранспортных средств рекомендуют делать следующее:
- проводить ежедневный осмотр машины для выявления опасных неисправностей;
- особое внимание уделять действенности тормозной системы;
- осуществлять замену масла и фильтров в определенные сроки.
Внимание: исполнение технических работ на данном этапе оплачивается гражданином.
От производителя же требуется создание условий для нормальной эксплуатации:
- поставка комплектующих и расходных материалов в продажу;
- обеспечение деятельности сервисных предприятий.
Гарантия
Вместе с механизмом продавец обязан передать человеку документ, описывающий условия приема на гарантийный ремонт. В нем содержатся данные о сроке обслуживания. Пока он не истек, покупатель имеет право на:
- устранение поломок за счет производителя;
- замену товара, если он окончательно вышел из строя;
- возмещение денег, потраченных на испорченное оборудование;
- предоставление на время ремонтных мероприятий замещающего прибора длительного пользования при условии, что в отношении данного изделия в законодательстве нет ограничений..
Совет: необходимо обратиться в организацию, указанную в гарантийном талоне, с заявлением о предоставлении обслуживания. О транспортировке вещи стороны договариваются отдельно.
Постгарантия
Сервисные услуги на дорогое оборудование предоставляются и после истечения основной гарантии. Но за таковые платит уже пользователь. Получить их можно так:
- Заключить с сервисным предприятием дополнительное соглашение, в котором указываются:
- реквизиты компании;
- персональные данные гражданина;
- дата начала действия документа;
- описание услуг:
- какие поломки должны устраняться;
- сроки проведения мероприятий;
- необходимые материалы;
- порядок оплаты:
- стоимость работ;
- первоначальный взнос;
- порядок передачи отремонтированного оборудования гражданину.
- Произвести оплату, согласно договоренности.
- Передавать оборудование на ремонт в установленных случаях.
Важно: соглашение составляется в письменном виде в двух экземплярах для каждой из сторон. Необходимо сохранять документ, а также чеки об оплате и акты выполненных работ.
Когда обслуживание сервисом не предоставляется
Организация может отказать в обслуживании в таких ситуациях:
- нарушена заводская пломба без уважительной причины (отсутствует соответствующий акт);
- не совпадают номера в паспорте и на изделии;
- испорчен/утерян договор или гарантийный талон;
- неисправность обусловлена:
- нарушением правил эксплуатации;
- применением не по назначению (микроскопом гвоздь забивали);
- использованием некачественных расходных материалов;
- вирусными программными продуктами;
- имеются явные следы стороннего вмешательства в функционирование механизма (человек пытался самостоятельно отремонтировать).
Важно: эксплуатировать сложные механизмы следует строго в соответствии с инструкцией.
Права потребителя в случае отказа или некачественного ремонта
В каждой ситуации необходимо разбираться индивидуально. Однако есть меры, подходящие для любой. Они таковы:
- Нужно потребовать от представителя сервиса в письменном виде мотивировать отказ ремонтировать прибор. Документ должен иметь отсылку к законодательству.
- Незаконный отказ обжалуется в суде.
- Некачественную работу принимать не следует (должен подписываться акт). Клиенту дано право требовать:
- устранения недостатков без взимания платы;
- возмещения расходов;
- За нарушение срока гарантийного обеспечения сервис также обязан ответить. В случае наличия договора на постгарантию можно потребовать снижения стоимости услуг. Пеня в данной ситуации составляет 3% от цены за каждый день просрочки.
Совет: в конфликтной ситуации с сервисным центром следует вести переговоры письменно и сохранять запросы и полученные ответы для суда.
Заключительные советы
Сервисные организации осуществляют взаимодействие с покупателями на основании договоров:
Чтобы получить все необходимые услуги необходимо соблюдать обязанности, описанные в инструкциях и актах. Тогда у недобросовестных ремонтников не будет возможности отказать клиенту. А в случае отказа можно будет обратиться в суд.
Источник
Должностная инструкция сервис-инженера
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с сервис-инженером в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными нормативными актами, Российской Федерации, регулирующими трудовые отношения. Настоящая должностная инструкция может быть изменена, дополнена только приказом генерального директора.
- Общие положения
1.1. Сервис-инженер относится к категории специалистов Компании (служащие).
1.2. Сервис-инженер назначается на должность и освобождается от неё приказом Генерального директора Компании.
1.3. Сервис-инженер непосредственно подчиняется начальнику сервисной службы.
1.4. Сервис-инженер руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- трудовым законодательством;
- правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
- Положением о внутреннем распорядке рабочего времени;
- Положениями об отделах Компании;
- Приказами, распоряжениями, указаниями руководства Компании;
- Трудовым договором;
- настоящей Должностной инструкцией;
1.5. На должность сервис-инженера назначаются лица с высшим или средним специальным образованием и стажем работы не менее 3 лет на аналогичной должности.
1.6. Сервис-инженер должен знать:
- специализацию предприятия и особенности его деятельности;
- научно-техническую и другую специальную литературу по ремонту оргтехники;
- организацию и проведение ремонтных работ и технического обслуживания;
- технические характеристики и особенности различных линеек оргтехники, конструктивные особенности, назначение и правила его технической эксплуатации;
- методы планирования ремонтных работ;
- передовые системы ремонтов и технологию ремонтных работ;
- порядок заполнения документации (акты, листы расхода запчастей, заявок и др.) на проведение ремонтов,
- название запчастей по номенклатуре склада.
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда;
1.7. Во время отсутствия сервис-инженера его замещает лицо, назначенное приказом генерального директора.
- Должностные обязанности
Инженер осуществляет следующие обязанности:
2.1. Осуществляет работу по необходимому ремонту оргтехники после получения заявки от руководителя сервисной службы.
2.2. Организует подготовку ремонтных работ, определяет потребность в запасных частях для ремонта оргтехники.
2.3. Выполняет все работы по ремонту оргтехники как на месте так и на выезде.
2.4.Сообщает о выполненной работе руководителю сервисной службы по средствам мобильной связи.
2.5. Разрабатывает нормативные материалы по профилактическому обслуживанию и ремонту оргтехники (нормативы ремонтно-эксплуатационных затрат, сроков службы запасных частей, номенклатуры сменных и быстроизнашивающихся деталей, нормы и лимиты расхода необходимых материалов), согласуя с начальником сервисного центра.
2.6. Анализирует причины возникновения неисправности в соответствии с техническими нормами.
2.7. Составляет заявки на запасные части, материалы, инструмент, контролирует правильность их расходования.
2.8. Готовит материалы для отчетности руководителю сервисной службой и в кассу.
2.9.Разрабатывает предложениям по вопросам совершенствования организации ремонтных работ и технического обслуживания оргтехники.
2.10. Обобщает и распространяет передовой опыт организации ремонта и эксплуатации оргтехники.
2.11. Ведет учет ремонтных работ, составляет необходимую техническую документацию и ведет установленную отчетность.
2.12. Соблюдать дисциплину труда, технику безопасности и выполнять правила внутреннего распорядка установленного в компании.
Инженер имеет право:
3.1. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности сервис-инженера.
3.2. Представлять интересы предприятия в сторонних организациях по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью.
3.3. Самостоятельно выбирать формы и методы работы и планировать ее, в рамках настоящей должностной инструкции.
3.4. Повышать квалификацию.
3.5. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.6. Сообщать непосредственному руководителю о всех выявлениях в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в деятельности Компании (его структурных подразделениях) и вносить предложения по их устранению.
3.7. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.8. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
- Ответственность
Инженер по ремонту несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
С должностной инструкцией ознакомлен:
_______________/ _________________»___»___________ ____ г.
_______________/ _________________»___»___________ ____ г.
_______________/ _________________»___»___________ ____ г.
_______________/ _________________»___»___________ ____ г.
_______________/ _________________»___»___________ ____ г.
_______________/ _________________»___»___________ ____ г.
_______________/ _________________»___»___________ ____ г.
Инструкцию прислала Кульбачная Наталья
Источник