Техника безопасности при кузовных и медницко-жестяницких работах
154. Ремонтируемые кабины и кузова должны устанавливаться и надежно закрепляться на специальных подставках (стендах).
155. Перед правкой крыльев и других деталей из листовой стали их следует очистить от ржавчины металлической щеткой. Очищать их следует у щелевого местного отсоса. При правке крыльев и других деталей они должны устанавливаться на специальные оправки. Запрещается править детали, находящиеся на весу.
156. При изготовлении деталей и заплат из листовой стали, а также при вырезке поврежденных мест острые углы, края и заусенцы должны зачищаться. При вырезке газовой сваркой поврежденных мест стенок кабины или кузова, а также при сварке запрещается придерживать заплаты руками. При работе пневматическим резаком прежде, чем подать воздух, необходимо установить резак в рабочее положение.
157. Переносить, править и резать детали из листового металла разрешается только в рукавицах.
158. Разрезать металл следует ножницами так, чтобы на краях заготовки не осталось несрезанных заусенцев. При резке листового металла на механических ножницах запрещается подавать металл, держа руки против режущих роликов. При необходимости косого среза листовой металл следует начинать резать с той стороны, где угол между линией отреза и краем металла ближе к прямому углу. В процессе работы обрезки металла складывают в специально отведенное место (ящики). Убирать рабочее место от мелких металлических отходов разрешается только щеткой.
159. Наждачный камень для выравнивания швов, насаженный на конец гибкого вала, должен иметь защитный кожух. Работать без защитного кожуха запрещается.
160. При совместной работе кузовщики-жестянщики и сварщики должны иметь защитные очки и рукавицы.
161. При обслуживании и ремонте кузовов автобусов, кабин и т.д. необходимо применять подмости или переносные лестницы-стремянки. Работать на случайных подставках запрещается. Подмости должны быть устойчивыми, иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой. Доски настила подмостей должны быть уложены без зазоров и надежно закреплены. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40 мм. Концы досок настила должны находиться на опорах. Переносные деревянные лестницы-стремянки должны иметь врезные ступеньки шириной не менее 15 см. Запрещается применять лестницы-стремянки с набивными ступеньками. Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы рабочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего конца лестницы не менее чем на 1 м.
162. Работы, связанные с выделением вредных испарений, а также работы по зачистке деталей перед пайкой или лужением должны выполняться на рабочих местах, оборудованных панелями, дополнительной местной вентиляцией, а не под вытяжными зонтами.
163. Пайка тары из-под легковоспламеняющихся жидкостей должна производиться после их тщательной обработки. При ремонте тару из-под горючих жидкостей и топливных баков необходимо предварительно промыть горячей водой, пропарить острым паром, снова промыть каустической содой и просушить горячим воздухом до полного удаления следов легковоспламеняющихся жидкостей. Заварку или пайку нужно производить при открытых пробках. Разрешается выполнять заварку, предварительно заполнив тару горячей водой или непрерывно подаваемым инертным газом (азотом, отработавшими газами) согласно таблице.
Паять радиаторы, топливные баки и другие крупные детали необходимо на специальных подставках (стендах), оборудованных поддонами для стекания припоя. Прочищая трубки радиатора шомполом, следует держать руку на противоположной стороне трубки. Запрещается вводить шомпол до упора рукоятки в трубку.
164. Травление кислоты должно производиться в небьющейся кислотоупорной емкости и только в вытяжном шкафу (запрещается применение стеклянной тары). При травлении запрещается опускать в кислоту сразу большое количество цинка. Хранить флюс и материал для изготовления флюса необходимо в вытяжном шкафу.
165. Во избежание стенания расплавленного припоя с паяльника необходимо снимать лишний припой с поверхности паяльника. Для предупреждения загрязнения рабочего места расходуемый припой должен храниться в специальных металлических ящиках.
166. Паяльные лампы должны один раз в месяц подвергаться осмотру и проверке. Неисправные лампы немедленно сдают в ремонт. При работе с паяльной лампой необходимо соблюдать следующие правила:
перед разжиганием необходимо проверить ее исправность;
паяльная лампа должна иметь резервуар без трещин и запаек легкоплавким припоем.
разжигать неисправную паяльную лампу;
заливать лампу бензином более чем на 3/4 емкости ее резервуара;
завертывать наливную пробку до отказа;
наливать или выливать горючее и разбирать паяльную лампу вблизи открытого огня;
разжигать паяльную лампу, наливая горючее через ниппель горелки. Снимать горелку можно лишь после стравливания сжатого воздуха;
наливать горючее в неостывшие лампы;
выпускать сжатый воздух через наливное отверстие горящей лампы. Пламя необходимо гасить запорным вентилем;
при обнаружении неисправностей (подтекание резервуара, просачивание газа через резьбу горелки, деформация резервуара и т.п.) нужно немедленно прекратить работу с этой лампой;
запрещается заливать в паяльную лампу авиационный или этилированный бензин.
Источник
Техника безопасности в кузовном ремонте
Здравствуйте. К сожалению, видео, которое я обещал предоставить в этой статье, ещё не готово, по техническим причинам. Однако,в ближайшее время я его предоставлю, как и обещал. Приношу свои извинения.
В этой статье хочу рассмотреть правила техники безопасности при проведении работ по кузовному ремонту. На мой взгляд,всем начинающим их просто необходимо знать, и именно с их изучения стоит начать обучение в профессии жестянщика. Практически каждый инструмент,участвующий в процессе кузовного ремонта авто, может нести в себе угрозу здоровью, и даже жизни,если его использовать неосмотрительно или с нарушением эксплуатационных норм, рекомендованных производителем данного инструмента.
Также, нужно всегда внимательно подходить к каждому движению в процессе работы,особенно по началу, когда Ваши навыки в профессии ещё не велики, а движения не достигли точности и не отработаны до автоматизма. Ведь,даже банальную отвёртку можно запросто воткнуть себе в глаз, если резко и неосмотрительно орудовать этим инструментом.
Поэтому,не торопитесь,и не нарушайте правила,приведенные мной ниже.А также,не стоит нарушать инструкции,приложенные к тому или иному инструменту.
- Сразу после постановки авто в гараж снимите массовую клемму с аккумуляторной батареи,чтобы избежать возможного возгорания авто у Вас в мастерской,а также,проверяйте,снята ли клемма перед началом сварочных работ, ибо это может привести к порче АКБ и, даже к выгоранию электронных блоков управления, особенно это касается иномарок, где каждый блок будет стоить не малых денег.
- Сложите зеркала заднего вида, ибо их можно запросто сломать или разбить, работая ,и быстро перемещаясь вокруг авто.
- Поддомкрачивая авто, с целю снятия колеса, подложите специальные «башмаки» под колёса с противоположной стороны (или кирпичи, на худой конец), чтобы машина не покатилась, стоя на домкрате. Перед снятием колеса, раскачайте авто в вывешенном состоянии, если тачка стоит устойчиво, то колесо после этого можно снять. Однако,не стоит производить какие-либо работы по слесарному или кузовному ремонту на машине, стоящей на домкрате без колеса. Её нужно обязательно поставить на специальную подставку, тщательно выбрав для неё место. Я использую вместо подставок газосиликатные блоки. Они очень устойчивы и удобны. Однако, стоит положить на блок деревянную прокладку из доски, чтобы блок не раскололся пополам.
- Перед проведением каких-либо сварочных работ проверьте, нет ли в зоне ремонта пластиковых бензопроводов. Также, уберите подальше (желательно совсем убрать из помещения), все горючие смеси, особенно в пластиковой таре, ибо капля сварки может запросто прожечь такую тару или бензопровод. Уберите (и накройте) АКБ, ибо при попадании на неё капель сварки или горячей окалины от вульфа, может произойти взрыв АКБ. Углекислотный баллон не рекомендуется нагревать выше 40-ка градусов по Цельсию. Работая на солнце, накрывайте баллон накидкой.
- У Вас должен быть огнетушитель, как можно более мощный. Его роль может выполнять дополнительный углекислотный баллон, с присоединённым к нему длинным (на длину помещения)шлангом, и металлическим раструбом на конце. На раструбе должна быть приварена ручка, так как Вы не сможете удержать раструб в руках, когда через него будет струиться углекислота, ведь она сильно охладит раструб. Как бороться с возгоранием в закрытых полостях авто я расскажу позднее, и более подробно.
- Никогда не работайте вульфом без защитных очков и защитного кожуха на инструменте. Какими должны быть очки, я продемонстрирую в первом видеоуроке.Рекомендую даже не включать вульф,не одев очки,ибо кусочек металла,или другая твёрдая частица,застрявшая в системе охлаждения вульфа,может вылететь оттуда в момент включения инструмента и угодить прямо в глаз.Если такое произошло,то на этот случай у Вы всегда на рабочем месте должны иметь небольшое зеркальце,коробку с чистыми ватными палочками и тетрациклиновую,глазную мазь.Глаз вычистить и обработать незамедлительно,иначе,можно поиметь проблемы.Исключением являются лишь те случаи,когда Вы поймали в глаз горячую окалину(такое бывает,даже при надетых очках),которая приваривается к роговице глаза и не снимается ватной палочкой.В этом случае,нужно незамедлительно поехать в глазное отделение больницы,и доверить врачу удаление окалины. Кожух на вульфе необходим для максимального снижения риска попадания окалины в глаза и её разбрызгиванию на авто и по помещению, а также, для предотвращения повреждения пальцев рук во время работы,ибо,в результате болевого шока, Вы можете выронить включенный инструмент на ногу, на грудь и даже на шею, если в этот момент Вы работали лёжа.
- Молотки и кувалды-это чаще всего используемые инструменты в кузовном ремонте. Они также несут в себе опасность для органов зрения. Всегда нужно следить,чтобы на них не образовывались наплывы металла по краям ударной части. Они могут сколоться и попасть в глаз. Всегда отводите лицо с линии возможного отстрела калёного наплыва.
- При работе с гидравликой не стойте и не проходите по линии отстрела цепи, закрепленной к автомобилю. Шланги на гидравлике должны быть 1.5-2 метра,или длиннее.
- Все небольшие заусенцы, обрезанные ножницами по металлу, не оставляйте на полу, под ногами, ибо они могут воткнуться в стопу ноги, в руку или в колено. Сразу после срезки убирайте их в отдельную коробочку.
- Удаляя с авто разбитое вдребезги лобовое стекло, также надевайте на глаза защитные очки.
- Если нужно стать на колени или лечь на холодный бетонный пол,то используйте для этого туристические коврики из полипропилена. Я использую коврик ижевского завода,12 мм.
- При проведении сварочных работ старайтесь использовать маску, хоть это и не всегда возможно в кузовном ремонте. Работа без маски может привести, со временем, к повреждению сетчатки глаза и утрате зрения. Также,сгорает кожа лица.
- На случай повреждения рук каким-либо колящим,режущим и т.д. инструментом,нужно иметь на рабочем месте перекись водорода,чтобы обработать рану, а также бактерицидный пластырь для изоляции раны от грязи, попадающей в процессе последующей работы. Сверху, по лейкопластырю, нужно намотать изоленту или малярный скотч, чтобы пластырь не отклеивался раньше времени. Может, я что-то сейчас не вспомнил. Буду дополнять в следующих статьях и видеороликах.
Как видите,опасностей хватает. Поэтому, я и рекомендую не спешить в работе, особенно по началу. Однако,со временем, Ваши движения станут точнее и безопаснее. Всем удачи в работе. А тем, кто только ещё собирается начать свой путь в кузовном ремонте,и стать профессиональным жестянщиком,скажу своё обычное приветствие:
Добро пожаловать в «академию гладиаторов!
Источник
Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей
Утверждена
Приказом
Государственного комитета
Российской Федерации
по печати
от 15 октября 1997 г. N 108
Согласована
Российский комитет
профсоюза работников культуры
2 июля 1997 г. N 05-12/031
Дата введения —
1 января 1998 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ПРИ РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЕЙ
1. Общие требования
1.1. Все вновь поступающие на работу допускаются к исполнению
обязанностей только после прохождения вводного инструктажа по
охране труда, инструктажа на рабочем месте, а также медицинского
осмотра.
1.2. Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный,
внеплановый, текущий проводит непосредственный руководитель работ.
О проведении инструктажа и проверке знаний делается запись в
журнале регистрации с обязательной подписью инструктируемого и
инструктирующего.
1.3. Повторный инструктаж проходят все рабочие, независимо от
квалификации, образования и стажа работы, один раз в три месяца.
1.4. Администрация издательства в течение трех месяцев со дня
зачисления работника в штат должна обучить его безопасным методам
ведения работ.
1.5. При переводе на новую работу, с временной на постоянную,
с одной операции на другую работники должны пройти новый
инструктаж по охране труда на рабочем месте с оформлением в
журнале регистрации.
1.6. Администрация обязана обеспечивать рабочих спецодеждой, а
также средствами защиты в соответствии с выполняемой ими работой и
согласно действующим нормам.
1.7. Каждый работник обязан соблюдать требования общей и
настоящей Инструкции, трудовую и производственную дисциплину,
правила технической эксплуатации оборудования, правила внутреннего
распорядка, личной гигиены, требования электробезопасности и
предупреждать своих товарищей о недопустимости нарушения этих
правил и Инструкций.
1.8. Выполнение работ разрешается при включенной и эффективно
работающей вентиляции, достаточном освещении рабочих помещений и
мест.
1.9. Разрешается обслуживать только тот вид устройств, по
которому проведено обучение и инструктаж.
2. Перед началом работы
2.1. Надеть костюм, застегнуть его на все пуговицы, волосы
убрать под головной убор.
2.2. Проверить наличие и исправность ручного инструмента,
приспособлений и средств индивидуальной защиты:
гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок
болтов, не иметь трещин и выбоин; губки ключей должны быть строго
параллельны и не закатаны;
раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях
(класть подкладки между губками ключей и головкой болта, а также
удлинять рукоятки с помощью труб и болтов или других предметов
запрещается).
2.3. О замеченных недостатках и неисправностях на рабочем
месте немедленно сообщить руководителю работ и до устранения
неполадок и разрешения к работе не приступать.
3. Во время работы
3.1. Привести рабочее место в надлежащий порядок. Убрать все
мешающие работе посторонние предметы.
3.2. Проверить, есть ли на переносной электролампе защитная
сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка.
Напряжение переносных электроламп и ламп освещения в осмотровой
яме должно быть не выше 12 В.
3.3. Приготовить подстилку для работы под автомобилем (лежанку
или специальную тележку).
3.4. Не допускать к своему рабочему месту посторонних лиц.
3.5. При капитальном, среднем ремонте автомобиля убедиться в
том, что бензобаки и бензопроводы освобождены от остатков бензина.
3.6. Сливать масло и воду из агрегатов автомобиля только в
специальную тару. Не допускать слив бензина, керосина и других
растворителей в канализацию. Случайно пролитое на пол масло или
оброненный солидол засыпать опилками или сухим песком и собрать в
специальную тару; пол протереть насухо.
3.7. При сварочных работах соблюдать требования «Правил
пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых
работ».
3.8. Не работать под автомобилем, находящимся на наклонной
плоскости. В случае крайней необходимости принять меры,
обеспечивающие безопасность работы: поставить автомобиль на тормоз
и включить низшую передачу, подложить клинья под колеса, ключ от
замка зажигания убрать, а кабину закрыть.
3.9. При снятии и установке агрегатов (задние и передние
мосты, рессоры, колеса и т.п.) установить раму автомобиля на
специальные металлические козлы, а под колеса автомобиля подложить
клинья.
3.10. При работе с домкратом устанавливать его только на
твердом грунте. В случае необходимости установить домкрат на
нерыхлой или вязкой почве, под домкрат нужно подкладывать
специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.
3.11. Не работать и не находиться под автомобилем, если
последний стоит на домкрате без страхующих специальных подставок.
3.12. Залезать под автомобиль и вылезать из-под него только со
стороны, противоположной проезду. Работая под автомобилем,
размещаться следует между колесами вдоль машины.
3.13. При работе под автомобилем лежа необходимо использовать
защитные очки.
3.14. Использованный обтирочный материал собирать в специально
установленные металлические ящики с крышками. По окончании работы
(ежедневно) обтирочный и промасленный материал удалять из рабочего
помещения.
3.15. Не подходить к открытому огню, если руки или спецодежда
смочены бензином, не курить и не зажигать спичек (зажигалок).
3.16. Накачку шин сжатым воздухом производить только в
специальном ограждении (клети), убедившись в том, что запорное
кольцо полностью легло в замковый паз диска.
3.17. Для подъема, снятия, установки и транспортирования
тяжелых агрегатов, узлов и деталей автомобиля использовать
исправные подъемно — транспортные механизмы и приспособления,
обеспечивающие безопасность работ.
3.18. Не работать и не находиться под автомобилем, висящем на
тросе грузоподъемного механизма.
3.19. Перед работой по ремонту автомобиля, установленного над
осмотровой ямой (канавой), необходимо:
проверить правильность установки колес;
поставить автомобиль на тормоза и подложить под колеса
распорные подкладки;
убедиться в наличии свободного доступа в яму, исправности
лестницы и напольной решетки.
3.20. Находясь в осмотровой яме (канаве), осмотр и ремонт
автомобиля производить в защитных очках.
3.21. При работе с переносной электродрелью, гайковертом,
шлифовальной машиной соблюдать требования «Инструкции по
безопасности труда для работающих с электроинструментом».
3.22. Заменять рессоры только после их разгрузки и установки
козелков под раму автомобиля. Совпадение отверстий ушка рессоры и
серьги проверять только с помощью бородки или оправки.
3.23. При разборке и сборке рессор пользоваться слесарными
специальными зажимными приспособлениями.
3.24. Работая молотком или кувалдой, принять все меры
предосторожности по отношению к себе и находящимся рядом людям.
3.25. При использовании подъемника необходимо соблюдать
требования инструкции по его эксплуатации.
3.26. При работе с подъемником необходимо следить за
правильной установкой пяток под автомобиль. Выполнение работ под
автомобилем допускается только после подъема его на определенную
высоту и выключения механизма подъемника.
3.27. Работая у верстака, следить за тем, чтобы поверхность
его была гладкой, обитой листовой сталью, не имела заусенцев.
3.28. При рубке, чеканке и подобных работах надевать защитные
очки. Для защиты окружающих от отлетающих частиц металла на
верстаке должны быть поставлены предохранительные сетки или щиты
высотой не менее 1 м.
3.29. Сметать пыль и стружку с верстака и оборудования щеткой
или щеткой — сметкой. Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом или
убирать стружку рукой запрещается.
3.30. При работе на сверлильном станке соблюдать требования
безопасности при выполнении работ на сверлильных станках.
3.31. Работая на наждачном заточном станке, пользоваться
защитным экраном или надевать очки. Следить за тем, чтобы зазор
между абразивным кругом и подручником был не более 3 мм, а
подручник надежно закреплен. Затачиваемую деталь или инструмент
плотно прижимать к подручнику и плавно подводить к абразивному
кругу.
3.32. Не ремонтировать отдельные части автомобиля, находящиеся
в движении, а также не находится под автомобилем при работающем
двигателе.
3.33. При работе вблизи крыльчатки вентилятора во избежание
несчастного случая снять с него приводной ремень.
3.34. При работе, выполняемой несколькими лицами, им
необходимо согласовать свои действия.
3.35. При пуске двигателя (в случае необходимости) при
открытом капоте не допускать близко к нему людей.
3.36. При запуске двигателя держать заводную рукоятку так,
чтобы все пальцы руки обхватывали эту рукоятку с одной стороны.
3.37. При обкатке двигателя на стенде не производить никаких
регулировок и не касаться вращающихся частей двигателя.
3.38. Во избежание создания загазованности воздуха не
допускать продолжительной (более 5 мин.) работы двигателя в
закрытом невентилируемом помещении.
3.39. При ремонте и обслуживании двигателя, работающего на
этилированном бензине, соблюдать «Инструкцию по безопасности труда
для работающих с этилированным бензином».
3.40. Не хранить на рабочем месте легковоспламеняющуюся и
горючую жидкости в количестве, больше установленной нормы,
согласно действующим «Правилам пожарной безопасности».
3.41. Для перегонки автомобиля на стоянку и проверки тормозов
на ходу вызывать дежурного или основного водителя.
3.42. Запрещается:
подкладывать под раму и колеса случайные предметы (кирпичи,
обрезки дерева и пр.);
применять для страховки поднятого кузова ломы, доски и другие
случайные предметы.
4. В аварийных ситуациях
4.1. При возникновении возгорания немедленно сообщить
администрации о пожаре и всем работающим в помещении приступить к
тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения.
4.2. При несчастном случае необходимо, в первую очередь,
освободить пострадавшего от травмирующего фактора. При
освобождении пострадавшего от действия электрического тока следите
за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью
и под напряжением тока.
4.3. Пострадавшему необходимо оказать первую медицинскую
помощь и сообщить администрации о происшедшем случае.
5. По окончании работы
5.1. Привести в порядок рабочее место, сделать запись в
журнале о техническом состоянии оборудования.
5.2. О замеченных неисправностях в оборудовании сообщить
руководителю работ.
5.3. Снять спецодежду, убрать ее в отведенное для этого место
(шкаф).
5.4. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом.
5.5. По окончании работ находиться в рабочем помещении не
разрешается.
Источник