Ремонтная окраска автомобилей
Мы продвинулись вплотную к процессу окраски автомобиля. Для начала следует ознакомимся с существующими на сегодняшний день видами автомобильных красок и их свойствами.
Виды автомобильных ЛКМ
Благодаря уникальному сочетанию эксплуатационных свойств двухупаковочные полиуретаны занимают лидирующее положение и в сфере ремонтной окраски автомобилей. По объемам потребления полиуретановые ЛКМ превосходят все остальные авторемонтные системы. Такое положение объясняется высокой скоростью отверждения этих материалов при обычной температуре, устойчивостью к бензину и горючесмазочным материалам, хорошей механической прочностью и отменным глянцем.
При ремонте автомобильных кузовов приходится использовать многослойные покрытия, состоящие из адгезионной грунтовки, шпатлевки, базисного и отделочного ЛКМ. При этом в силу специфики ремонтных работ очень серьезное внимание приходится уделять экологическим и технологическим свойствам материала. Проблема состоит в том, что в США, Германии и других промышленно развитых странах существует нормативное регулирование эмиссии, согласно которому содержание летучих органических растворителей в авторемонтных ЛКМ строго ограничивается.
В качестве примера приведем нормативы, обязательные для производителей и потребителей авторемонтных ЛКМ в США:
- грунт-шпатлевки — 575-580 г/л;
- покрывные лаки — 600 г/л;
- эмали mdash; 625-680 г/л.
Кроме экологических нормативов, автомобильные лакокрасочные материалы должны соответствовать требованиям потребителей в отношении режима сушки, т. к. высокие температуры отверждения опасны для неметаллических элементов ремонтируемого кузова.
В качестве первого слоя при ремонте кузова используют адгезионную грунтовку, предназначенную для улучшения сцепления металла с последующими слоями покрытия и для защиты металла от коррозии. Грунтовка формируется из алкидных материалов холодной сушки.
Среди отечественных материалов такого типа хорошо известна глифталевая грунтовка ГФ-021, отверждающаяся за 24 часа. Поверх грунтовки или непосредственно на металлическую поверхность наносят слой двухупаковочной полиэфирной или эпоксиамидной грунт-шпатлевки.
Наиболее популярны полиэфирные шпатлевки, выпускаемые различными зарубежными фирмами в комплекте «полуфабрикат» + «инициатор полимеризации перекисного типа». Эти грунт-шпатлевки имеют жизнеспособность в пределах от 3,5 до 6 часов и высыхают при комнатной температуре в среднем за 30 мин. Поскольку отечественными предприятиями такие шпатлевки не изготавливаются, специалисты рекомендуют использовать импортные двухупаковочные полиэфирные шпатлевки Mobihel или Colomix производства Словении.
Альтернативой полиэфирным шпатлевкам на основе растворителей могут служить водоразбавляемые эпоксидные аналоги, отличающиеся низкотемпературным отверждением, хорошей шлифуемостью и превосходной совместимостью с другими видами ЛКМ.
Эпоксидные шпатлевки представляют собой двухупаковочные системы с жизнеспособностью 5 часов. Они состоят из эпоксидной дисперсии и аминоуретанового отвердителя с добавками. После смешения компонентов шпатлевку наносят двумя слоями толщиной по 40 мкм каждый с промежутком 20 мин., подсушивают в течение 30 мин. и отверждают за 60 мин. при температуре 60 °С.
При выборе верхнего отделочного ЛКМ при ремонте автомобилей приходится руководствоваться качеством и типом первоначального покрытия, а также приемлемостью температурного режима отверждения. За рубежом обычно применяют двухслойное покрытие, состоящее из базисной (как правило, водоразбавлямой) композиции и верхнего покрывного лака.
Ассортимент ЛКМ для базисных слоев достаточно широк и насчитывает не менее 20 тыс. различных оттенков. Для изготовления этих материалов применяют три основных компонента: пигментную пасту, водную дисперсию смолы с добавками и корректирующую основу с реологическими добавками. Все три компонента после смешения образуют стабильную дисперсию. В качестве пленкообразователей в таких ЛКМ используют полимеры с очень хорошей способностью к измельчению и смачиванию пигментов. В то же время они должны иметь хороший розлив и легко сшиваться в мягких условиях. Всем этим условиям соответствуют полиуретаны. Например, германская фирма BASF изготавливает полиуретановые дисперсии марки Glasurit-90-Line для авторемонтных базисных покрытий, наносимых методом распыления, в т. ч. с помощью высокообъемного распылителя низкого давления.
Процесс окраски деталей кузова
Первый этап — нанесение проявочного (выявительного) слоя. Проявочным (выявительным) он называется потому, что на нем отчетливо проявляются все дефекты зашпатлеванной поверхности.
Нанесение проявочного слоя
Чтобы развести краску для проявочного слоя, требуется 4 объемных части растворителя и 1 объемная часть «Садолина». Смесь нужно тщательно перемешать. Для покраски всей внешней поверхности кузова достаточно 1 л.
Внимание! Непосредственно перед нанесением краски поверхность кузова рекомендуется еще раз обезжирить и просушить.
Краску можно нанести на поверхность кузова с помощью обычного пылесоса. Для этого необходимо вынуть из пылесоса пылевой фильтр, подсоединить шланг и окрасочный пистолет.
В бачок пылесоса наливается 100 г растворителя для регулировки факела распыла краски (факел должен быть вертикальным, а краска — распыляться равномерно, без брызганья). После проведения регулировки в бачок пылесоса заливается разведенная краска и наносится первый слой на поверхность кузова автомобиля. Схема нанесения краски: короба — проемы дверей — вдоль заклеенных (неокрашиваемых) мест — основные площади.
Самое неприятное при покраске — потеки. Поэтому следует наносить краску быстрыми горизонтальными движениями. Красить лучше всего сверху вниз, по схеме наносится первый слой, а после — вновь по той же схеме — второй слой краски.
Необходимо помнить, что это только первый этап, проявочный слой. Поэтому если где-то обнаруживаются дефекты покраски (недокрашенные части поверхности), то не стоит бегать вокруг автомобиля с кисточкой и замазывать «лысые» места. Все исправится при последующей покраске.
Проявочный слой краски должен быть более тонким, чем последующие. Через 20 мин после нанесения проявочного слоя краски, можно наносить основной, декоративный слой. Но прежде всего нужно произвести окончательную правку всех мелких дефектов, которые «выявил» проявочный слой. Правка производится с помощью шпатлевки. Для лучшего междуслойного сцепления краски рекомендуется полное шлифование проявочного слоя.
Нанесение декоративного слоя
Для декоративного слоя краска разводится тремя объемными частями растворителя и одной объемной частью «Садолина». Состав тщательно перемешивается до полной однородности. Наносится основной слой так же, как и проявочный.
Если непосредственно после покраски вы обнаружили какие-либо привнесенные дефекты покрытия (например, насекомое), не стоит тут же пытаться этот дефект исправить. Максимум, что можно сделать — осторожно и аккуратно снять насекомое с помощью пинцета. Ни в коем случае не пальцами — останутся следы. После того как краска высохнет, все мелкие дефекты можно исправить так же, как исправляются любые мелкие дефекты лакокрасочного покрытия (например, точечная ржавчина).
Видео: Окраска автомобиля своими руками.
Процесс сушки лакокрасочного покрытия
Сушится автомобиль после покраски не на солнце, а в закрытом гараже. Сушка продолжается 2–3 дня, после чего автомобиль следует внимательно осмотреть и исправить мелкие дефекты лакокрасочного покрытия.
Лакокрасочные материалы, применяемые при окраске автомобилей, образуют пленку в результате испарения растворителя (главным образом быстросохнущие, не содержащие масел, например, нитроцеллюлозы) пли вследствие окисления, конденсации и полимеризации пленкообразующего вещества (синтетические и маслосодержащпе материалы).
Испарение растворителей протекает при сравнительно низких температурах и ускоряется путем периодической смены насыщенного парами растворителя окружающего воздуха.
На ускорение процесса сушки влияет ряд факторов, наиболее важными из которых являются температура нагревания лакокрасочного слоя и степень подвижности воздуха. При неподвижном воздухе среда, непосредственно соприкасающаяся со свежеокрашенной поверхностью, насыщается парами растворителей, и процесс сушки замедляется. При беспрерывной смене воздуха пары растворителя уносятся с поверхности окрашенного изделия.
Значительное влияние на испарение растворителей оказывает и скорость воздушного потока в зоне сушки. В зависимости от применяемых материалов, требований, предъявляемых к лакокрасочному покрытию, и организации производственного процесса окраски, сушка лакокрасочных материалов может происходить в естественных условиях при температуре 18-23 °С и при повышенной температуре, способствующей значительному ускорению процесса сушки.
Чтобы создать условия, при которых окрашенные поверхности автомобилей подвергаются постоянному воздействию повышенных температур при интенсивном движении воздуха, сушку осуществляют в предназначенных для этой цели устройствах (сушильных камерах).
Источник
Самостоятельная покраска автомобиля при ремонте
Порой случается, что мелкого ремонта лакокрасочного покрытия, когда достаточно применить автоэмаль с кисточкой, становится недостаточно: покрытие стареет, перестает выполнять необходимые защитные функции, а то и теряет «товарный» вид («паутинка» мелких трещин на покрытии, помутнение и т. д.). Тогда требуется полная покраска кузова автомобиля. Самостоятельно красить машину с разборкой салона — дело серьезное и сложно выполнимое в «гаражных» условиях, но с внешней покраской кузова вполне можно справиться самостоятельно.
Немного статистики
Автомобильная промышленность в большинстве развитых стран является одним из крупнейших потребителей такого важного товара, как лакокрасочная продукция. Мировой оборот рынка ЛКМ, складывающийся из продукции для автосерийной и авторемонтной окраски, достигает 3,4 миллиардов долларов в год. Ведущими мировыми производителями автомобильных ЛКМ являются крупные зарубежные фирмы, которым принадлежит 85 % рынка этой продукции. Из менее крупных изготовителей автомобильных ЛКМ хорошо известны фирмы Akzo Nobel (Нидерланды), Tikkurila (Финляндия), Bayer (Германия), Helios (Словения) и другие.
В Западной Европе на окраску автомобилей расходуется около 18 % общего объема ЛКМ промышленного назначения. В странах Нового Света (США и Канада) этот показатель превышает 16 %. В Китае, где наблюдается быстрый рост лакокрасочного производства в целом, на долю ЛКМ для автомобилестроения приходится почти 9 % общего объема выпуска ЛКМ промышленного назначения.
В России в настоящее время насчитывается свыше 20 млн. легковых автомобилей, из которых почти пятая часть подвергается ежегодной частичной или полной ремонтной окраске, на что затрачиваются автоэмали в общем объеме свыше 6 миллионов литров.
По прогнозам специалистов, в ближайшие годы автомобильные лакокрасочные материалы ожидает хотя и невысокий, но устойчивый прирост производства. Ожидаемые темпы прироста потребления автомобильных ЛКМ, не превышающие в разных странах 1-2 %, объясняются не сокращением производства автомобилей, а снижением в их конструкции доли металла, который постепенно заменяется материалами, не требующими окраски. К ним относятся не только пластмассы и другие подобные материалы, но и металл с полимерным или другим противокоррозионным покрытием.
С конца 1970-х и до середины 1980-х годов среди автомобилестроителей Японии, Северной Америки и Европы была очень популярна холоднокатаная сталь с предварительно нанесенной цинкообогащенной эпоксидной грунтовкой. Эта сталь, получившая название цинкрометалла, широко использовалась для изготовления корпусных панелей, стоек, рам, капотов, крыльев и других труднодоступных узлов автомобильного кузова. Однако в последующие годы потребление цинкрометалла в автомобильном секторе снизилось из-за внедрения новых видов коррозионно-стойких электрогальванизированных сталей.
Снижению интереса автомобилестроителей к цинкрометаллу в значительной мере способствовало и ускоренное освоение этой отраслью полимерных материалов. Доля пластмассовых деталей в конструкции кузова, начиная с 1960-х годов, постоянно увеличивалась и к середине 80-х превысила 90 кг на один автомобиль.
В настоящее время элементы внутренней отделки салона автомобиля по большей части изготавливаются из полимерных материалов, тогда как в деталях внешней отделки соотношение стали и пластмасс составляет 90:10.
Конструкция современного автомобиля, выполненная главным образом из металла, ставит перед изготовителем целый ряд проблем, важнейшая из которых — защита автомобиля от коррозии. Учитывая специфические условия эксплуатации автомобиля, включающие воздействие влаги, кислотных дождей, противообледенительных составов, перепада температур, солнечного излучения, ударов мелких камней и других разрушающих факторов, автомобилестроителям приходится использовать для защиты корпуса, днища и элементов внешней отделки автомобиля коррозионно-стойкие, прочные и эластичные покрытия.
Второе, но не менее важное требование к автомобильным покрытиям — исключительно высокие декоративные качества, определяемые не только возможностями современного производства, но и пожеланиями потребителя.
В настоящее время автомобильные покрытия подвержены моде, как и все другие потребительские товары. Мода распространяется на цвет и его насыщенность, блеск и различные декоративные эффекты (металлический, перламутровый и т. п.). В 1995 г. в США, например, наиболее модными были автомобили, выкрашенные в естественные цвета — зеленый, светло-коричневый и бежевый, но прежде всего — в белый и черный. К 1997 г. свыше 50 % автомобильных кузовов окрашивалось в цвет металлик, т. е. ЛКМ с металлическим блеском.
По прогнозам специалистов, в XXI веке очень популярными становятся автомобили серебристого и других «технических» цветов. В США уже сейчас 16 % автомобилей класса «люкс» окрашиваются белыми металликами и 15 % — серебристыми. На европейском рынке новейших перспективных автомобильных ЛКМ первое место занимают системы серебристых тонов.
Кроме перечисленных выше факторов, на выбор ЛКМ для окраски автомобилей серьезное влияние оказывает экологический аспект. Дело в том, что в большинстве промышленно развитых стран существуют законодательные ограничения на использование ЛКМ, загрязняющих окружающую среду. Это касается и автомобильных ЛКМ, содержащих летучие органические растворители или какие-либо токсичные компоненты.
Постоянно ужесточающееся экологическое законодательство привело к существенному изменению ассортимента ЛКМ, предназначенных для серийной и ремонтной окраски автомобилей. В результате, доля традиционных органоразбавляемых ЛКМ в этом секторе уменьшилась, а удельный вес экологически благоприятных систем на водной основе, с высоким сухим остатком (ВСО) и порошковых ЛКМ — значительно возросла.
Этапы самостоятельной окраски кузова
В настоящее время для окраски автомобилей используются комплексные системы покрытий, включающие грунтовки, шпатлевки, композиции для промежуточных и верхних отделочных слоев. Такая структура покрытий предполагает последовательный поэтапный процесс окраски, в который входят предварительная подготовка поверхности металла, грунтование, шпатлевание, нанесение промежуточного и отделочного слоев. Первые два этапа обеспечивают защитные свойства, а последующие — декоративные характеристики покрытия. На каждом этапе окраски используются соответствующие материалы, специально разработанные для указанных целей.
Перед самостоятельной покраской кузова автомобиля, следует знать, что 90 % — это подготовительные работы для покраски, и только 10 % приходится непосредственно на окраску и сушку автомобиля.
Для сухой подготовки и покраски кузова вам потребуются следующие материалы:
- растворитель (уайт-спирит);
- шлифовальная шкурка (грубая и мелкая);
- двухкомпонентная шпатлевка;
- грунтовка;
- окрасочный пистолет;
- «держалка» для наждачки;
- хлопчатобумажная ветошь;
- лопатка для перемешивания краски;
- металлические или стеклянные банки с герметично закрывающимися крышками.
Далее поэтапно описаны основные и неотъемлемые процессы обработки и последующей окраски металлических кузовных деталей автомобиля:
Источник