- Деповской ремонт грузовых вагонов
- Ремонт кузова
- Ремонт рам
- Ремонт автосцепного устройства
- Ремонт тормозного оборудования
- Ремонт тележек, колесных пар, буксового узла
- Проверка и приемка вагонов после ремонта
- Окраска, нанесение знаков и надписей
- Гарантии на отремонтированные вагоны
- ОКРАСКА, НАНЕСЕНИЕ ЗНАКОВ И НАДПИСЕЙ
Деповской ремонт грузовых вагонов
Деповской ремонт грузовых вагонов предназначен для поддержания вагонов в исправном состоянии между капитальными ремонтами.
При деповском ремонте выполняются все работы, связанные с обеспечением безопасности движения поездов и сохранностью перевозимых грузов. Работы по деповскому ремонту должны производиться в соответствии с типовыми технологическими, разработанными в соответствии с требованиями нормативной документации.
Деповской ремонт является плановым, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. Для выполнения деповского ремонта присвоен условный номер «697» для клеймения ответственных узлов и деталей грузовых вагонов.
Ремонт вагонов производится согласно требованиям «Грузовые вагоны железных дорог . Руководство по деповскому ремонту» по истечении межремонтных нормативов (календарного срока в месяцах или пробега в километрах).
Перед постановкой на ремонт вагоны должны быть очищены от остатков перевозимых грузов. На каждую цистерну (любого типа назначения), независимо от рода собственности, депо должно иметь о пропарке, промывке, дегазации, очистке и нейтрализации котлов цистерн (снаружи и внутри).
До постановки в ремонт каждый вагон осматривается мастером совместно с приемщиком. Объем работ отражается в дефектной ведомости ремонтных работ .
Ремонт вагонов производится по способу непосредственного ремонта деталей и узлов на вагоне или замены неисправных узлов и деталей отремонтированными или новыми соответствующего типа, отвечающими техническим требованиям и характеристикам данной модели вагона.
Ремонт узлов и деталей сваркой производится в соответствии с «Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов».
При выпуске из ремонта все ответственные узлы вагона — колесные пары, детали тележек, автосцепное устройство, тормозное оборудование, отремонтированные детали рам кузовов и котлов цистерн — должны иметь соответствующие клейма, знаки и надписи, указывающие место и дату изготовления, ремонта и испытания. На шкворневых балках рам вагонов, надрессорных балках, боковинах тележек и колесных парах проверяются также коды государства-собственника.
Детали вагонов испытываются на растяжение и подвергаются неразрушающему контролю в соответствии с требованиями нормативных документов.
Материалы, полуфабрикаты, запасные части и комплектующее оборудование, применяемое при ремонте вагонов, должны соответствовать требованиям соответствующих инструкций, а новые — стандартам, техническим условиям и сертификатам на их изготовление.
Детали вагонов прочно закрепляются, крепежные изделия должны соответствовать рабочим чертежам; неисправные, пораженные коррозией заменяют. Шплинты ставятся только новые, угол между разведенными концами должен составлять не менее 90°.
При деповском ремонте запрещается:
- заменять предусмотренные конструкцией заклепочные и болтовые соединения на сварочные;
- производить подчеканку, обварку по периметру и подтягивание заклепок;
- ставить простые гайки вместо корончатых;
- забивать шурупы вместо их завертывания;
- прожигать отверстия в деревянных и металлических деталях;
- оставлять или ставить вновь болты и гайки, имеющие изношенную, сорванную резьбу или забитые грани, а также ставить болты, не соответствующие конструкторской документации;
- оставлять незагрунтованными места прилегания снимаемых для ремонта или замены деталей и узлов на кузове, раме и тележке вагона;
- применять материалы, не соответствующие указанным в конструкторской документации требованиям.
Поступивший в ремонт полувагон устанавливается на ставлюги. Снятое с вагона автосцепное устройство подается в контрольный пункт автосцепки, выкаченные тележки — в тележечный цех, колесные пары — в колесно-роликовый цех, снятые тормозные приборы — в автоконтрольный пункт.
Слесари и электросварщики производят ремонт рамы и кузова вагона. Слесари по ремонту тормозного оборудования производят ремонт автоматических тормозов.
Ремонт кузова
Вертикальный прогиб верхней обвязки по всей длине вагона более 50 мм устраняют правкой.
Неисправные торцовые двери и их детали восстанавливают или заменяют новыми или отремонтированными.
Вмятины и изгибы верхних листов поперечных балок более 30 мм устраняют правкой или варкой новых частей.
Трещины и изломы в деталях порога торцевых дверей длиной до 150 мм каждый заваривают с постановкой накладок.
На торцовых дверях после ремонта:
- зазор в местах прилегания боковых обвязок к угловым стойкам в закрытом положении двери должен быть не более 10 мм;
- разность диагоналей створки допускается не более 7 мм;
- местные зазоры между нижней обвязкой и порогом допускается не более 6 мм на длине 500 мм.
Детали запорного механизма, имеющие износ, ремонтируют наплавкой.
Петли и кронштейны крышек люков, имеющие изломы, заменяют.
Выпуклость и прогиб крышек допускается не более 25 мм.
Ремонт рам
Балки рам вагонов, имеющие трещины, изломы и протертости в местах постановки поглощающих аппаратов ремонтируют в соответствии с требованиями «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте вагонов».
Не допускается прогиб продольных, боковых и хребтовых балок в горизонтальной и вертикальной плоскостях более чем на 50 мм на всю длину балки, для промежуточных, шкворневых и концевых балок вагонов — не более чем на 20 мм, а также прогиб конца концевой балки, при котором нарушено соединение ее с угловой стойкой.
Балки рамы, поврежденные коррозией от 15 до 30 % поперечного сечения, ремонтируют сваркой.
Скользуны очищаются от грязи и осматриваются. Изломанные скользуны заменяются.
Пятники очищают от грязи и осматривают. Пятник, имеющий трещины, износ опорной поверхности более 3 мм или упорной поверхности по диаметру более 3 мм и более 2 мм на сторону снимают с вагона и заменяют на новый или отремонтированный. Ремонт пятника способом приварки колец и пластин запрещается. Ослабшие заклепки крепления пятника срезаются и заменяются на новые. Не допускается крепление пятника болтами.
Ремонт автосцепного устройства
Съемные детали автосцепного устройства снимают с вагона и направляют в контрольный пункт автосцепки, где производят ремонт в соответствии с требованиями «Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог».
Несъемные детали проверяют и ремонтируют на вагонах.
Неразрушающий контроль деталей автосцепного устройства производится феррозондовым и магнитопорошковым методами в соответствии с руководящими документами.
Все сварочные и наплавочные работы при ремонте автосцепного устройства выполняются в соответствии с требованиями «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте вагонов».
После ремонта и проверки клеймению подлежат: замок, замкодержатель, предохранитель, подъемник, валик подъемника, тяговый хомут, валик, клин тягового хомута, ударная розетка, балочка центрирующего прибора, маятниковые подвески, упорная плита, корпус поглощающего аппарата, корпус автосцепки, вкладыш и поддерживающая плита центрирующего прибора.
Поглощающие аппараты класса ТО к установке на цистерны для перевозки опасных грузов выпуска не допускаются. Они должны быть заменены аппаратами повышенной энергоемкости не ниже класса Т1.
Ремонт тормозного оборудования
При деповском ремонте с вагона демонтируются: главная и магистральная части воздухораспределителя, сетчато-войлочный фильтр и сетки, авторежимы, запасный резервуар, концевые и разобщительные краны, соединительные рукава, регуляторы тормозных рычажных передач, вся тормозная рычажная передача, включая съемные детали стояночного и ручного тормоза.
Все снятое тормозное оборудование должно быть направлено для осмотра, ремонта и испытания.
Корпус тормозного цилиндра не должен иметь трещин и отколов.
При деповском ремонте шплинты в узлах трения, фильтры, пылеулавливающие сетки тормозных приборов, валики тормозной рычажной передачи ставятся только новые. Ремонт тормозного оборудования производится согласно требованиям «Общего руководства по ремонту тормозного оборудования вагонов» .
Ремонт тележек, колесных пар, буксового узла
Ремонт 2-осных тележек грузовых вагонов производят в соответствии с требованиями следующих руководящих документов: «Ремонт тележек грузовых вагонов» , «Ремонт тележек грузовых вагонов с установкой износостойких элементов в узлах трения» .
Контроль технического состояния узлов тележек производится после постановки вагонов на ремонтные позиции, при этом проверяется:
- наличие износов и дефектов колесных пар;
- положение деталей пружинно-фрикционного комплекта;
- состояние деталей тормозной рычажной передачи;
- зазоры между скользунами тележки и рамы вагона.
После выкатки тележек проверяют состояние узла пятник-подпятник.
Проверяют срок службы литых деталей тележек.
После обмывки тележек колесные пары передаются на ремонт в колесный цех. Детали тележек подвергаются неразрушающему контролю согласно «Феррозондовый метод неразрушающего контроля деталей вагонов», после чего производится дефектация узлов и измерение шаблонами деталей тележек и нанесение клейм.
Ремонт и освидетельствование колесных пар производится в соответствии с «Инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар» . При этом допускаемый размер толщины обода колесных пар для вагонов с установленным межремонтным нормативом 160 тыс. и 210 тыс. км или 2 и 3 года при выпуске вагонов из ремонта должен быть не менее 35 мм.
Неразрушающий контроль колесных пар производится согласно требованиям «Руководства по комплексному ультразвуковому контролю колесных пар вагонов» , « Магнитопорошковый метод неразрушающего контроля», «Вихретоковый метод неразрушающего контроля деталей вагонов» .
Ремонт буксового узла с роликовыми подшипниками производится согласно требованиям «Инструктивных указаний по эксплуатации и ремонту буксовых узлов с роликовыми подшипниками» .
Проверка и приемка вагонов после ремонта
Узлы вагона, оборудование, детали и приборы, подвергающиеся испытаниям и проверкам, принимают в процессе ремонта мастера, бригадиры соответствующих цехов и отделений и контролируются в депо приемщиком вагонов. На каждый отремонтированный вагон составляют уведомление .
Окраска, нанесение знаков и надписей
Подготовку поверхностей вагонов, нанесение лакокрасочных покрытий производится в соответствии с требованиями «Инструкции по окраске грузовых вагонов».
Металлические части рамы и кузова в местах пораженных коррозией и с поврежденной окраской перед нанесением лакокрасочных покрытий очищают от отслоившихся ржавчины и окалины, от загрязнений и окрашивают в один слой под цвет старой краски.
Полная окраска вагонов при деповском ремонте не производится.
Гарантии на отремонтированные вагоны
Вагонное депо, производившее деповской ремонт вагонов, несет ответственность за качественный ремонт узлов и деталей, исправную работу вагона и его узлов до следующего планового ремонта, считая от даты выписки уведомления об окончании ремонта вагонов при соблюдении правил эксплуатации вагонов.
Источник
ОКРАСКА, НАНЕСЕНИЕ ЗНАКОВ И НАДПИСЕЙ
17.1 Подготовку поверхностей вагонов, нанесение лакокрасочных покрытий производить в соответствии с требованиями «Инструкции по окраске грузовых вагонов».
17.2 Металлические части рамы и кузова в местах пораженных коррозией и с поврежденной окраской перед нанесением лакокрасочных покрытий очищают от отслоившихся ржавчины и окалины, разрушившихся лакокрасочных покрытий и других видов загрязнении и окрашивают в один слой под цвет старой краски, применённой на этом вагоне.
17.3 Деревянные детали в местах с поврежденной окраской очищают от загрязнений и старой краски и окрашивают в одни слой под цвет старой краски.
17.4 Цельносварную крышу вагонов окрашивают в один слой краской под цвет старой краски.
17.5 Перед постановкой на вагон доски пола и обшивку грунтуют. Вновь поставленные деревянные и металлические детали окрашивают в один слой под цвет старой краски.
17.6 Кузова цельнометаллических полувагонов, крытых вагонов, вагонов для перевозки цемента, зерна, минеральных удобрений, апатитового концентрата, торфа, углерода, автомобилей, борта платформ, транспортеры, цистерны, вагоны восстановительных и пожарных поездов, передвижных и весоповерочных мастерских, поверочные платформы вагоны-раздатчики материально-технического снабжения, вагоны-электростанции, вагоны рельсосварочных поездов, вагоны дистанций железнодорожного пути и щебеночных заводов, снегоочистители и другие служебно-технические вагоны грузового парка окрашивают при деповском ремонте в местах, пораженных коррозией и с отслоившейся краской.
17.7 Вагоны для перевозки горячих окатышей и агломерата при деповском ремонте не окрашивают.
17.8 Полная окраска вагонов при деповском ремонте не производится.
17.9 После окончания ремонта знаки, надписи и трафареты наносят в соответствии с требованиями «Альбома знаки и надписи на вагонах грузового парка железных дорог колеи 1520 мм» с изменениями и дополнениями № 632-2000.
Гарантии на отремонтированные вагоны
18.1 Вагонные депо, производящие деповской ремонт вагонов несут ответственность за качественный ремонт узлов и деталей, исправную работу вагона и его узлов до следующего планового ремонта, считая от даты выписки уведомления об окончании ремонта вагонов формы ВУ-36 при соблюдении правил эксплуатации вагонов.
На вагоны, зарегистрированные в АБД ПВ в ИВЦ ЖА, после выпуска из ремонта установленным порядком передается сообщение 1354, в котором содержится информация о выполненном ремонте и модернизациях вагона, и сообщение 4634 о комплектности вагона.
18.2 На детали и узлы вагона, не выдерживающие срок гарантии, оформляется акт-рекламация формы ВУ-41.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
НОРМАТИВЫ ПЕРИОДИЧНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕПОВСКОГО РЕМОНТА ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ПО КРИТЕРИЮ ФАКТИЧЕСКИ ВЬПОЛНЕННОГО ОБЪЕМА
РАБОТ (ПРОБЕГУ)
№ п/п | Род грузового вагона | Первый после постройки | После деповского ремонта | После капитального ремонта | |
Тыс.км | В годах | Тыс.км. | В годах | Тыс.км. | В годах |
1. | КРЫТЫЕ | ||||
1.1. | Универсальные, включая оборудованные теплоизоляцией | ||||
1.2. | Для перевозки зерна | ||||
1.3. | Для перевозки минеральных удобрений и сырья минеральных удобрений | ||||
1.4. | Для перевозки апатитового концентрата, апатита | ||||
1.5. | Для перевозки автомобилей | ||||
1.6. | Для перевозки скота | ||||
1.7. | Для перевозки цемента | ||||
1.8. | Для перевозки гранулированной сажи | ||||
1.9. | Для перевозки гранулированной серы | ||||
1.10. | Для перевозки муки | ||||
1.11. | Для перевозки бумаги | ||||
1.12. | Для перевозки гранулированных полимеров | ||||
1.13. | Для перевозки технического углерода | ||||
1.14. | Для перевозки холоднокатаной стали | ||||
1.15. | Переоборудованные из рефрижераторного подвижного состава на тележках модели 18-100 | — | — | — | — |
1.16. | Переоборудованные из рефрижераторного подвижного состава на тележках модели КВЗ И2, Дессау | — | — | — | — |
2. | ПЛАТФОРМЫ | ||||
2.1. | Универсальные |
продолжение таблицы 1
2.2. | Для перевозки большегрузных контейнеров, крупнотоннажных контейнеров и колесной техники | ||||
2.3. | Для перевозки автомобилей двухъярусные | ||||
2.4. | Для перевозки рулонной стали, листовой стали, заготовок, колес, колесных пар | ||||
2.5. | Для перевозки леса в хлыстах | ||||
2.6. | Для перевозки лесоматериалов | ||||
2.7. | Контейнеровозы, переоборудованные из полувагонов | — | — | — | — |
2.8. | Контейнеровозы, переоборудованные из крытых | — | — | — | — |
3. | ПОЛУВАГОНЫ | ||||
3.1. | Универсальные модели 12-132-03 на тележках 18-578 | ||||
3.2. | Универсальные, глуходонные, с глухим кузовом | ||||
3.3. | Для перевозки окатышей и агломерата | ||||
3.4. | Для перевозки битума | ||||
3.5. | Для перевозки кокса | ||||
3.6. | Для перевозки сыпучих металлургических грузов | ||||
3.7. | Для перевозки технологической щепы | ||||
3.8. | Для перевозки торфа | ||||
3.9. | Для перевозки глинозема с разгрузочными бункерами | ||||
3.9. | Думпкары | ||||
3.10. | Хоппер-дозаторы | ||||
4. | ЦИСТЕРНЫ | ||||
4.1. | Четырехосные нефтебензиновые четырехосные | ||||
4.2. | Восьмиосные нефтебензиновые | ||||
4.3. | Для перевозки вязких нефтепродуктов |
продолжение таблицы 1
4.4. | Для перевозки кислоты 4-х и 8-ми осные (серной, слабой азотной, соляной, фенола, суперфосфатной, уксусной, олеума) | ||||
4.5. | Для перевозки улучшенной серной кислоты | ||||
4.6. | Для перевозки меланжа | ||||
4.7. | Для перевозки спиртов и пищевых продуктов (спирта, виноматериалов, плодоовощных соков, молока) | ||||
4.8. | Для перевозки пропана, аммиака, углеводородных газов | ||||
4.9. | Для перевозки хлора, этиловой жидкости, ацетальдегида, винилхлорида, пентана, желтого фосфора | ||||
4.10. | Для перевозки кальцинированной соды, поливинилхлорида, капролактама, жидкого пека, пасты сульфанола, серы, расплавленной серы | ||||
4.11. | Для перевозки ядохимикатов, бензола, метанола | ||||
4.12. | Для перевозки цемента и других тяжелых порошкообразных грузов | ||||
4.13. | Для опасных грузов непоименованных в п.п. 4.1-4.12 | ||||
5. | РЕФРИЖЕРАТОРНЫЕ | ||||
5.1. | 5-вагонная секция ЦА-5 | — | — | 2,5 | 2,5 |
5.2. | 5-вагонная секция БМЗ с № 5-1001 постройки до 1975г. включительно | — | — | 2.5 | 2.5 |
5.3. | 5-вагонная секция БМЗ постройки с 1976г. | 2,5 | 2.5 | ||
5.4. | 5-вагонная секция ЦБ-5 | 2,5 | 2.5 | ||
5.5. | Автономный рефрижераторный вагон постройки до 1976г. включительно | — | — | 2,5 | 2.5 |
5.6. | Автономный рефрижераторный вагон постройки с 1977г. | 2,5 | 2.5 |
продолжение таблицы 1
5.7. | АРВ с сопровождением | 2,5 | 2.5 | ||
5.8. | Вагон-термос (800) на тележках модели 18-100 | ||||
5.9. | ИВ-термос переоборудованный из грузового вагона РС. | — | — | 2,5 | 2.5 |
Примечание
Грузовым вагонам, оборудованным тележками модели 18-100 с износостойкими элементами в узлах трения, норматив пробега после производства деповского ремонта до следующего планового ремонта устанавливается в размере 160,0 тыс. километров при сохранении предельной календарной продолжительности межремонтного периода, установленного в таблице 11.
Источник