Операции не облагаемые ндс ремонт жилья предоставление ритуальных услуг

Вопрос: Предпринимательская деятельность организации связана с оказанием ритуальных услуг. В определенных случаях пп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ позволяет нам не исчислять НДС в отношении данной деятельности, однако указанная норма не разъясняет, что включает в себя понятие «ритуальные услуги». Каким документом следует руководствоваться при отнесении той или иной услуги к числу освобождаемых от уплаты НДС? («Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», N 2, январь 2010 г.)

Предпринимательская деятельность организации связана с оказанием ритуальных услуг. В определенных случаях пп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ позволяет нам не исчислять НДС в отношении данной деятельности, однако указанная норма не разъясняет, что включает в себя понятие «ритуальные услуги». Каким документом следует руководствоваться при отнесении той или иной услуги к числу освобождаемых от уплаты НДС?

По мнению контролирующих органов, перечень освобождаемых от уплаты НДС ритуальных услуг приведен в одноименном разделе ОКУН*(1) по коду 019500.

Ярким примером, подтверждающим данный факт, является Письмо Минфина России от 11.09.2009 N 03-07-07/65, в котором чиновники, руководствуясь ОКУН, указали, что к ритуальным услугам относятся: работы по строительству, реконструкции и ремонту воинских кладбищ; установка и ремонт оград, памятных знаков, освещение, устройство пешеходных дорожек, посадка зеленых насаждений на воинских кладбищах; услуги по уходу за воинскими кладбищами и памятными знаками.

Перечислив вышеназванные услуги, финансисты сделали заключение, что они не облагаются НДС на основании пп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Позицию по решению подобного рода вопросов, озвученную в Письме N 03-07-07/65, можно считать устоявшейся. Еще в 2004 году контролеры давали свои разъяснения, основываясь на ОКУН.

Так, рассматривая порядок применения пп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ, МНС (Письмо от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@), сославшись на ОКУН, сообщило, что на федеральном уровне вопросы, связанные с погребением и похоронным делом, регулируются Федеральным законом N 8-ФЗ*(2). Данный документ определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.

В целях определения перечня ритуальных услуг, не облагаемых НДС, хозяйствующим субъектам следует руководствоваться ОКУН.

Учитывая данное определение, услуги по погребению, по мнению контролеров, можно классифицировать как услуги по захоронению (кремации) тела (останков) человека после смерти, обозначенные в ОКУН кодами 019505 «Услуги по захоронению» и 019506 «Услуги крематориев».

Гарантированный перечень услуг по погребению, предоставляемых специализированной службой по вопросам похоронного дела лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, включающий оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставку гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозку тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремацию с последующей выдачей урны с прахом), определен ст. 9 Федерального закона N 8-ФЗ.

Предоставляемые названной выше службой ритуальные услуги оформляются нарядом-заказом, форма которого утверждена Письмом Минфина России от 11.04.1997 N 16-00-27-15*(3). Таким образом, оказание вышеперечисленных услуг по погребению, оформленных нарядом-заказом по установленной форме, подлежит освобождению от обложения НДС.

Следует отметить, что арбитражные суды, как правило, разделяют мнение контролирующих органов и при разрешении споров приходят к выводу о применении в рассматриваемой ситуации ОКУН. Приведем несколько примеров.

Так, из Постановления ФАС ПО от 24.01.2007 N А72-4815/2006 видно: по результатам выездной проверки налоговики установили, что организацией не облагалась НДС реализация ритуальных услуг, в стоимость которых включалась стоимость услуг по транспортировке останков умершего. Посчитав, что в данном случае организация неправомерно воспользовалась льготой, инспекция доначислила НДС со всеми вытекающими последствиями (пени, штрафные санкции).

Не согласившись с решением налогового органа, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд указал, что от обложения налогом по пп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются только ритуальные услуги, поименованные в ОКУН в соответствующем разделе по коду 019500. В этом разделе в качестве одного из видов ритуальных услуг названы услуги по захоронению. Поскольку более подробной расшифровки данной услуги ОКУН не содержит, правомерно было бы предположить, что под указанной услугой подразумевается в том числе транспортировка останков умершего к месту захоронения.

Более того, правильность выводов налогоплательщика и суда подтверждается ссылкой в классификаторе на такой вид ритуальных услуг, как проведение эксгумации, транспортировка и перезахоронение останков (код 019524).

В результате ФАС ПО занял позицию организации и признал решение налогового органа незаконным.

Решив идти до конца, налоговики обратились за поддержкой к высшим арбитрам, однако Определением ВАС РФ от 30.05.2007 N 5959/07 им было отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Подобным образом разрешил спор и ФАС СЗО в Постановлении от 11.10.2006 N А05-20778/2005-12.

Как следует из материалов дела, предприятие представило в налоговый орган декларацию по НДС, не включив в налоговую базу сумму, полученную из бюджета на текущее содержание кладбищ, и не исчислив с этой суммы НДС по ставке 18%.

По результатам камеральной проверки данной декларации и дополнительных документов, представленных по требованию налогового органа, последний не согласился с применением заявителем льготы, предусмотренной пп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Предприятие обжаловало решение налогового органа в арбитражном суде.

Сославшись на п. 1 ст. 23, пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ, арбитры заняли позицию хозяйствующего субъекта.

Судом установлено, что в соответствии с муниципальным контрактом, заключенным предприятием с комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации Северодвинска, хозяйствующий субъект собственными материалами, силами и средствами обязался выполнять работы по содержанию городских кладбищ, а заказчик — принимать и оплачивать их за счет средств муниципального бюджета.

В комплекс мероприятий по содержанию кладбищ по условиям муниципального контракта включены следующие виды работ (услуг):

— уход за кладбищенскими зданиями;

— уборка территорий и своевременный вывоз мусора;

— обеспечение надлежащего содержания мусора;

— обеспечение надлежащего содержания и безопасного эксплуатационного состояния территорий кладбищ в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

Суд, давая оценку представленным налогоплательщиком доказательствам, указал, что осуществлявшиеся работы по уборке территории городских кладбищ подпадают под понятие «услуги по уходу за могилой» — вид услуг, предусмотренный ОКУН (код 019507). Факт выполнения услуг и их оплата в соответствии с контрактом инспекцией не оспариваются. Таким образом, ФАС СЗО пришел к выводу об обоснованности применения предприятием освобождения выручки от обложения НДС согласно пп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Еще одно судебное решение, подтверждающее правомерность использования ОКУН для определения состава ритуальных услуг, — Постановление ФАС ВСО от 17.10.2005 N А19-27892/04-5-Ф02-4579/05-С1.

Читайте также:  Не работает прикуриватель ремонт

В ходе выездной проверки было установлено, что организация оказывала услуги по подбору трупов и доставке их в морг, в отношении которых была применена льгота по уплате НДС. Однако налоговики посчитали, что данные услуги в соответствии с действующим законодательством не входят в перечень ритуальных услуг, следовательно, воспользоваться льготой по ним налогоплательщик был не вправе. Результат такого вывода — доначисление НДС, начисление соответствующих сумм пени, привлечение организации к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.

Хозяйствующий субъект, посчитав, что решение налоговой инспекции нарушает его права, обратился в арбитражный суд.

Суд первой инстанции поддержал налогоплательщика и удовлетворил заявленные требования. Однако суды последующих инстанций были на стороне налогового органа.

Как указал ФАС ВСО, услуги по подбору трупов и доставке их в морг в перечне, приведенном в разделе «Ритуальные услуги» ОКУН, отсутствуют, следовательно, налоговая инспекция законно и обоснованно доначислила организации сумму налога, начислила соответствующие ей пени, а также применила штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ.

Поскольку правомерность применения ОКУН при определении перечня не облагаемых НДС ритуальных услуг подтверждена как контролирующими органами, так и судами, использование вышеизложенной позиции сводит вероятность возникновения претензий со стороны налоговиков к минимуму.

Вместе с тем следует отметить, что автору известно несколько судебных решений, в которых арбитры при рассмотрении спора приходили к выводу о правомерности использования в рассматриваемой ситуации ОКВЭД *(4).

Так, например, из Постановления ФАС ЗСО от 12.03.2007 N Ф04-1129/2007(32147-А45-14) видно, что в ходе выездной проверки инспекцией выявлены налоговые правонарушения, о чем составлен акт, и принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности в том числе за неуплату НДС по п. 1 ст. 122 НК РФ. Основанием для доначисления налога послужил вывод проверяющих о необоснованном применении организацией льготы по уплате НДС, поскольку оказываемые услуги по санитарной и косметической обработке тел не входят в раздел «Ритуальные услуги» ОКУН.

Не согласившись с решением налогового органа в указанной части, хозяйствующий субъект обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Принимая в споре сторону налогоплательщика, арбитры отметили, что в ОКУН, на который ссылается налоговый орган, в перечень ритуальных услуг (код 019500) включены, в частности, услуги по захоронению (код 019505) и услуги по заключению договоров на организацию похорон (код 019509).

Понятие «организация похорон» определено в приложении 1 к Инструкции по заполнению формы N П-1 (ОКВЭД) «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг по видам экономической деятельности», утвержденной Постановлением Госкомстата России от 24.01.2003 N 30*(5), в соответствии с которым код 93.03 «Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг» присваивается услугам по захоронению и кремации трупов людей и животных и связанной с этим деятельности: подготовка к захоронению или кремации, бальзамирование и услуги, предоставляемые похоронным бюро, другие услуги по подготовке к захоронению или кремации усопших.

Таким образом, с учетом положений п. 7 ст. 3 и ст. 11 НК РФ арбитражный суд сделал вывод о том, что организацией оказывались услуги, освобожденные от обложения НДС на основании пп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Аналогичная точка зрения по данному вопросу отражена в постановлениях ФАС СЗО от 11.01.2006 N А05-7726/05-12, ФАС МО от 24.11.2005 N КА-А40/11712-05.

«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»

15 января 2010 г.

«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», N 2, январь 2010 г.

*(1) Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

*(2) Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

*(3) В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, которым утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.03.2005 N 171, могли применяться до 01.12.2008. О применении бланков строгой отчетности после указанной даты см. в Информационном письме Минфина России от 22.08.2008.

*(4) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утв. Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

*(5) Отметим, что в настоящий момент этот документ утратил силу, однако его положения продублированы в ОКВЭД.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства «Аюдар Инфо»

На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы — это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.

Издатель: ООО «Аюдар Инфо»

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Источник

НДС и налог с продаж для предприятий, занимающихся оказанием ритуальных услуг

«Налоговый вестник», N 1, 2001

1. Лицензирование

Предприятия, занимающиеся оказанием ритуальных услуг, руководствуются в своей деятельности Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», в ред. от 07.08.2000 N 122-ФЗ (далее — Закон N 8-ФЗ), который регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:

  1. гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;
  2. гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;
  3. санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;
  4. основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Перечень работ (услуг), относящихся к ритуальным услугам, приведен в разделе «Ритуальные услуги» Общероссийского классификатора услуг населению (ОК 002-93, с учетом изменений 1/95 ОКУН).

Федеральным законом от 25.09.1998 N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 158-ФЗ) получение лицензии на оказание ритуальных услуг не предусмотрено.

Однако п.2 ст.19 Закона N 158-ФЗ установлено, что виды деятельности, не включенные в ст.17 настоящего Закона, осуществляются со дня вступления его в силу без лицензий, за исключением случаев, когда лицензирование указанных видов деятельности производится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу данного Закона.

Лицензирование отдельных видов ритуальных услуг предусмотрено ст.28 Закона N 8-ФЗ.

Порядок получения лицензии регулируется Положением о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.1995 N 1272 «О порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг».

Пунктом 4 данного Положения установлено, что лицензированию подлежит деятельность по оказанию следующих видов ритуальных услуг:

  • прием заказа и заключение договора на организацию похорон;
  • бальзамирование, санитарная и косметическая обработка умерших;
  • захоронение и перезахоронение;
  • услуги крематориев;
  • уход за могилой;
  • изготовление гробов, в том числе цинковых;
  • заключение прижизненного договора на оказание ритуальных услуг.
Читайте также:  Ремонт моторчика стеклоомывателя калина

На деятельность по оказанию ритуальных услуг выдается одна лицензия с указанием в ней выполняемых владельцем лицензии работ и услуг.

Владельцами лицензий могут быть юридические лица независимо от их организационно — правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Пунктом 6 указанного Положения установлено, что лицензирование деятельности по оказанию ритуальных услуг осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и ее выдача осуществляются на платной основе:

  • за рассмотрение заявления взимается плата в размере одной десятой установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ);
  • за выдачу лицензии взимается плата, равная 3 МРОТ.

В случае проведения независимой экспертизы расходы, связанные с ее осуществлением, не включаются в плату за рассмотрение заявления и выдачу лицензии, а возмещаются лицензиатом отдельно.

Предприятия (организации), оказывающие ритуальные услуги, не вошедшие в перечень лицензируемых, также имеют право на получение налоговых льгот.

2. Организация расчетов с населением

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ритуальные услуги относятся к сфере бытового обслуживания населения.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 утвержден Перечень организаций, которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно — кассовых машин.

В соответствии с данным Перечнем и Положением по применению контрольно — кассовых машин предприятия, оказывающие бытовые (в том числе и ритуальные) услуги, при организации расчетов с населением используют бланки строгой отчетности либо кассовый аппарат.

Однако наличие контрольно — кассовой машины не освобождает производителя услуги от оформления договора (квитанции).

Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации установлено, что договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция или иной документ) и должен содержать следующие сведения:

  • наименование и местонахождение (юридический адрес) организации — исполнителя (для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
  • вид услуги (работы);
  • цену услуги (работы);
  • точное наименование, описание и цену материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или материалов (с вещью) потребителя;
  • отметку об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
  • дату приема и исполнения заказа;
  • гарантийные сроки на результаты работы;
  • другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);
  • должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сделавшего заказ.

В соответствии с Письмом Госналогслужбы России от 31.03.1998 N ВК-6-16/210 «О формах документов строгой отчетности для учета наличных денежных средств без применения контрольно — кассовых машин» при оформлении заказа на ритуальные услуги применяются следующие формы бланков строгой отчетности:

  • БО-1, БО-3 — для единичных (не комплексных) ритуальных услуг (изготовление венков, траурных лент, починка ограды и др.);
  • БО-13 (01) ритуал — при изготовлении надмогильных изделий (памятников, оград и т.п.), а также при оказании иных услуг;
  • БО-13 (02) ритуал — для комплексных ритуальных услуг (организации похорон, кремации).

При оформлении заказов на тот или иной вид ритуальных услуг следует обратиться к классификатору ОКУН. В зависимости от кода оказываемой услуги определяется вид бланка строгой отчетности:

019500 — 019506 — БО-13 (02) ритуал, БО-1, БО-3;

019507 — 019517 — БО-13 (01) ритуал, БО-1, БО-3.

Форма «БО-13 (01) ритуал» заполняется в трех экземплярах, а форма «БО-13 (02) ритуал» — в четырех.

Данные об оплате заказа вносятся под копирку во все экземпляры.

Копия квитанции передается в бухгалтерию и используется для учета выручки.

3. Налог на добавленную стоимость и налог с продаж

Подпунктом 8 п.2 ст.149 НК РФ, введенной в действие с 1 января 2001 г., предусмотрено, что реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации ритуальных услуг, работ по изготовлению надгробий памятников и оформление могил, а также реализация похоронных принадлежностей (в порядке и на условиях, определяемых Правительством РФ) налогообложению не подлежат (то есть освобождаются от налогообложения).

Кроме того, с 1 января 2001 г. от НДС (согласно ст.156 НК РФ) также освобождаются посреднические услуги по реализации ритуальных услуг и похоронных принадлежностей.

Вместе с тем налоговые органы имеют право проверять правильность налогообложения в течение трех последних лет.

Промышленное предприятие оказывает услуги физическим и юридическим лицами по изготовлению памятников, надгробных сооружений, оград, венков из металла и др. Распространяется ли на его льгота, установленная законодательством о налоге с продаж?

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.

Согласно вышеуказанному Федеральному закону не является объектом обложения налогом с продаж стоимость ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведения обрядов и церемоний религиозными организациями.

Услуги промышленного предприятия по изготовлению памятников, оград и т.д. относятся к перечню работ (услуг), приведенных в разделе «Ритуальные услуги» Общероссийского классификатора услуг населению (ОК 002-93), с учетом изменений 1/95 ОКУН, однако действие льготы по налогу с продаж на этот вид работ не распространяется, поскольку законодательством установлена льгота только для похоронных бюро, кладбищ и крематориев, непосредственно занимающихся организацией процесса похорон.

Освобождается ли от налога с продаж автобаза, предоставляющая автотранспорт для осуществления ритуальных услуг, оплаченных наличными денежными средствами?

Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ установлен обязательный для применения на всей территории Российской Федерации перечень товаров (работ, услуг), не являющихся объектами налогообложения. Услуги, оказываемые данной автобазой за наличный расчет, в данном перечне отсутствуют.

Однако этим Федеральным законом законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации предоставлено право, принимая решение о введении налога с продаж, устанавливать дополнительный перечень товаров, работ и услуг, в том числе оказываемых автобазами, реализация которых освобождается от налогообложения.

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ налогом с продаж не облагается стоимость ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев. Входит ли в понятие «стоимость ритуальных услуг» стоимость материалов, из которых изготовлены ритуальные принадлежности?

Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что стоимость услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведения обрядов и церемоний религиозными организациями объектом обложения налогом с продаж не является.

В соответствии с ГК РФ стоимость услуг (ритуальных) может включать как стоимость собственно действий, так и стоимость материалов (ритуальных принадлежностей). Стоимость ритуальных принадлежностей включает как стоимость материалов, из которых они изготовлены, так и стоимость услуг по их изготовлению.

Поэтому налогом с продаж не облагается стоимость ритуальных принадлежностей (гробов, специальной материи, памятников, надгробных сооружений, оград, траурных венков и т.п.), реализуемых похоронными бюро, кладбищами, крематориями, являющимися специализированными организациями.

Акционерное общество занимается реализацией ритуальных товаров собственного изготовления, а также ритуальных товаров, закупленных у предприятий и частных предпринимателей через сеть специализированных магазинов — салонов.

Читайте также:  Ремонт хуавей тц город

Налоговая инспекция, ссылаясь на введение в действие части первой НК РФ, посчитала, что АО не имело права воспользоваться льготой, предусмотренной пп.»п» п.12 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость». Просим разъяснить сложившуюся ситуацию.

Действительно, в соответствии со ст.38 гл.7 части первой НК РФ, вступившей в силу с 1 января 1999 г., услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. При этом любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, признается товаром.

Учитывая, что в объем ритуальных услуг, оказываемых населению в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, включается также продажа похоронных принадлежностей (гробов, венков, траурных лент), обороты по реализации указанных принадлежностей (как собственного производства, так и закупленных у других поставщиков) подлежали льготированию в порядке, предусмотренном пп.»п» п.12 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (далее — Инструкция N 39).

Могло ли предприятие, занимавшееся централизованным снабжением ритуальных салонов, а также других предприятий ритуальными товарами, товарами народного потребления общего назначения, воспользоваться льготой по НДС?

В соответствии с пп.»п» п.12 Инструкции N 39 от НДС были освобождены ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, включая изготовление памятников, надгробий, фото на керамике, проведение обрядов и церемоний религиозными организациями, работы по реставрации мест захоронений. От этого налога освобождались также ритуальные услуги, оказываемые иными организациями (предприятиями).

Согласно ст.38 гл.7 части первой НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. При этом любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, признается товаром.

В связи с изложенным льгота по НДС на реализацию ритуальных товаров, товаров народного потребления общего назначения предприятиям, непосредственно оказывавшим ритуальные услуги, а также другим предприятиям не распространяется.

Облагалась ли НДС предоплата за предстоящее выполнение работ по установке и снятию окраски надмогильных сооружений?

Согласно п.9 Инструкции N 39 предоплаты, поступавшие в счет реализации (выполнения, оказания) освобождаемых от НДС товаров (работ, услуг), предусмотренных пп.»п» п.12 данной Инструкции, налогом не облагались.

В связи с тем что ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, включая изготовление памятников, надгробий, фото на керамике, от НДС были освобождены [а работы (услуги) по установке, снятию окраски надмогильных сооружений являются ритуальной услугой], то и предоплата за предстоящее выполнение этих работ (услуг) также не подлежала обложению НДС.

Гравировальная мастерская в 1999 г. приобрела камнеобрабатывающий станок для изготовления как надгробных сооружений, так и облицовочных плит из природных материалов, удельный вес которых в общем объеме за год соответственно составил 60% и 40%. Таким образом, указанное основное средство используется для производства облагаемой НДС и льготируемой продукции. Просим разъяснить порядок учета и возмещения НДС, уплаченного гравировальной мастерской поставщику за основные средства (камнеобрабатывающий станок).

Согласно Закону РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон РФ N 1992-1) налог на приобретаемые сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, основные средства и нематериальные активы, использованные для производственных целей, на издержки производства и обращения не относился, а подлежал возмещению по мере их фактической оплаты поставщику и принятия к балансовому учету.

При этом суммы НДС, уплаченные поставщикам по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций, освобожденных от НДС в соответствии с пп.1 ст.5 этого Закона, возмещению (зачету) из бюджета не подлежали, а относились на издержки производства и обращения.

Поэтому если специфика деятельности предприятий не позволяла организовать разделение объектов основных средств и нематериальных активов на объекты, используемые для реализации продукции, облагаемой и не облагаемой НДС, мог применяться следующий порядок учета и возмещения НДС. Суммы НДС, фактически уплаченные поставщикам основных средств, необходимо было распределять пропорционально удельному весу выручки, полученной от облагаемых и не облагаемых налогом работ и услуг за отчетный период, и принимать к зачету часть НДС в размере, соответствующем удельному весу выручки, полученной от облагаемых налогом работ и услуг, а оставшуюся часть налога включать в стоимость основных средств.

Ресторан принял заказ на организацию поминального банкета. Являлся ли ресторан плательщиком НДС с оборотов по реализации этой услуги?

Подпунктом «п» п.12 Инструкции N 39 было предусмотрено освобождение от НДС ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, обрядов и церемоний религиозных организаций, а также ритуальных услуг, оказываемых иными организациями (предприятиями).

В соответствии со ст.38 гл.7 части первой НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. При этом любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, признается товаром.

Согласно п.3 ст.4 Закона РФ N 1992-1 у предприятий общественного питания налогооблагаемый оборот при реализации товаров определялся в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по которым они производили расчеты с поставщиками, включая сумму НДС.

Таким образом, деятельность предприятия общественного питания для целей исчисления НДС рассматривается как реализация им товаров потребителям.

В связи с изложенным вышеуказанная льгота по НДС при организации поминального банкета рестораном применяться не могла, и НДС должен был начисляться в общеустановленном порядке.

Администрация городского кладбища заключила договор с предприятием на строительство ритуального объекта (крематория), который должен использоваться на территории кладбища исключительно в ритуальных целях. Должны ли были работы по данному договору облагаться НДС?

Согласно Закону РФ N 1992-1 в облагаемый НДС оборот включались любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение было связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Работы по строительству (возведению) ритуального объекта (крематория) не относились к ритуальным услугам и поэтому должны были облагаться НДС в общеустановленном порядке.

Облагалась ли НДС выручка, полученная редакцией от физических и юридических лиц за услуги по подаче объявлений, составлению и размещению некрологов, траурных речей?

Письмом Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н установлено, что от НДС освобождались обороты по реализации периодических печатных изданий, включая газеты и журналы, производимых редакциями (издательствами) всех форм собственности, являющимися юридическими лицами — налогоплательщиками, если реклама в отдельном номере периодического издания не превышала 40% объема отдельного номера. В этом случае средства, поступавшие от рекламодателей — заказчиков, НДС не облагались.

Согласно п.5 ст.1 Закона РФ от 18.07.1995 N 108-ФЗ «О рекламе» объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, не являются рекламой, а физические лица — рекламодателями. Поэтому согласно пп.»а» п.1 ст.3 Закона РФ N 1992-1 стоимость услуг по размещению объявлений физических лиц нерекламного характера облагалась НДС в общеустановленном порядке.

Однако, учитывая, что согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОК 002-93) услуги по подаче объявлений, некрологов, составлению текста траурной речи, оповещению родственников, по составлению и размещению некрологов, траурных речей относятся к ритуальным услугам, данная редакция могла воспользоваться льготой, предусмотренной пп.»п» п.12 Инструкции N 39.

Источник

Оцените статью