Технология процесса ремонта автотранспортных средств.
Производственным процессом называют совокупность действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии, для изготовления и ремонта продукции. Часть действий людей относится к выполнению основных работ, связанных с изменением формы, размеров, свойств и состояния продукции. Другая часть действий людей связана с выполнением вспомогательных работ, таких как транспортные и складские работы, содержание и ремонт зданий и оборудования, материально-техническое снабжение и др.
Технологический процесс ремонта — часть производственного процесса, связанная с выполнением основных работ по ремонту автомобиля: разборка его на агрегаты, узлы, детали; ремонт деталей; сборка, испытание и окраска; сдача автомобиля заказчику. Эти работы выполняются в определенной последовательности в соответствии с технологическим процессом.
Элементами технологического процесса являются следующие его части.
Операция — часть технологического процесса ремонта, выполняемая непрерывно на одном рабочем месте, определенным видом оборудования, рабочими одной профессии. Операция обычно носит название оборудования, с помощью которого производится операция. Например, сборочная операция выполняется в сборочном цехе с использованием сборочного оборудования слесарем-сборщиком и т. д.
Установка — часть операции, выполняемая на изделии при изменении его положения относительно оборудования, инструмента. Например, сборочная операция автомобиля состоит из установки двигателя, коробки перемены передач и т. д.
Переход — часть операции, установки, выполняемая над одним участком изделия, одним инструментом, работающим в одном и том же режиме. Например, установка двигателя состоит из нескольких переходов: строповка двигателя; поднять, перенести, поставить двигатель на раму; закрепить двигатель на раме.
Проходом называется один из нескольких переходов, следующих друг за другим. Например, переход — строповка двигателя состоит из двух проходов — увязка одного стропа на двигателе с одной стороны и закрепление другого конца на крюке крана; то же самое, но со вторым стропом и с другой стороны двигателя.
Рабочий прием — часть перехода или прохода, представляющая собой законченный цикл рабочих движений. Например, закрепление одного конца стропа на двигателе с одной стороны — один прием, закрепление другого конца стропа за крюк крана — другой рабочий прием.
Рабочее движение — наименьший момент операции. Например, взять деталь есть рабочее движение.
Разработка технологического процесса состоит в том, что для каждого его элемента устанавливаются описание содержания работ, необходимое оборудование, приспособления и инструмент, сложность работ и нормы трудозатрат. Все эти данные заносятся в технологические карты. В зависимости от объема выполняемых работ устанавливается различная глубина разработки техпроцесса. Для небольших предприятий с малым объемом работ техпроцесс разрабатывается на уровне операций и установок с использованием универсального оборудования и инструмента. В технологической карте указывается только порядок выполнения операций (маршрутная технологическая карта). Работы производятся рабочими высокой квалификации.
Для СТОА с достаточно большим объемом работ разработка технологического процесса ведется на уровне переходов и проходов с указанием содержания работ по каждой операции. Работы выполняются на специальном оборудовании (стендах) с использованием специальных приспособлений и инструмента по операционным технологическим картам.
Разработка техпроцесса ведется отдельно для технического обслуживания ТО-1, ТО-2 и для ремонтных работ по текущему и капитальному ремонтам.
Наибольший объем выполняемых работ имеет место при капитальном ремонте автомобилей, который производится на специализированных авторемонтных заводах.
Принятые на ремонт автомобили проходят наружную мойку и поступают на операцию разборки. С рамы автомобиля, базовой детали снимают все агрегаты, очищают их от грязи, масла, разбирают на узлы и детали. Снятые детали сортируют на годные, негодные и требующие ремонта. Годные детали идут повторно на сборку, негодные детали отправляют на металлолом, детали, требующие ремонта, восстанавливают и направляют на сборку узлов. Узлы собирают в агрегаты, агрегаты снова устанавливают на раму автомобиля. Собранный автомобиль испытывают и сдают заказчику.
Важно отметить, что по такой же схеме производится разработка технологического процесса проведения текущего ремонта с той особенностью, что в этом случае меньше количество и выполняются они в меньшем объеме.
Вар.2
Под технологическими процессами нa СТОА понимают последовательность технологических операций, необходимых для выполнения определенного вида технического воздействия.
Порядок осуществления технологического процесса зависит от вида и объема технического воздействия, при этом следует учитывать право владельца автомобиля па проведение выборочных работ из объемов ТО и текущего ремонта (ТР) в любом сочетании.
Технологический процесс на СТОА должен обеспечивать гибкость при выполнении заказанной услуги по ТО и ТР, что предполагает применение универсальных и специализированных постов, а следовательно, возможность проведении различных сочетаний производственных операции всех работ данного вида без перемещения автомобиля (за исключением специализированных постов).
Основу организации технологического процесса на станции технического обслуживания и ремонта автомобилей составляет следующая функциональная схема. Автомобили, прибывающие на СТОА для проведения ТО и ТР, проходят мойку и поступают на пост приемки для определения технического состояния, требуемого объема работ и их стоимости. После приемки автомобиль направляют на соответствующий производственный участок в зависимости от укомплектованности производственно-технической базы и ее состояния. К основным элементам производственно-технической базы относятся производственные посты (мойки, приемки, углубленной диагностики, ТО и ТР) и специализированные участки (ремонта отдельных систем автомобиля, шиномонтажный и др.). В случае занятости рабочих постов, на которых должны выполняться работы согласно заказ-наряду, автомобиль поступает на автомобиле-место ожидания, откуда по мере освобождения постов направляется на тот или иной производственный участок. После завершения работ автомобиль поступает на пост выдачи автомобилей.
Существуют различные варианты последовательности выполнения работ в зависимости от заказанной услуги:
Вариант 1 — типичный вариант прохождения ТО по сервисной книжке, когда клиент приезжает на СТОА при определенном пробеге или временном интервале. В этом случае на посту приемки автомобиль проходит диагностирование, приемщик осматривает его, проверяя отсутствие (наличие) течей, целостность защитных резиновых изделий (пыльников, тормозных шлангов), толщину тормозных дисков и колодок, исправность приборок сигнализации и освещения, уровень жидкостей. После УМР производятся работы по ТО и устранению замеченных при осмотре неисправностей. Далее проводятся контроль выполненных работ, а затем мойка и уборка салона. Автомобиль выдается клиенту.
Вариант 2, когда клиент совмещает ТО и ТР в одном посещении СТОА. Для любого помимо Д1 производится углубленная диагностика Д2, для выявления неполадок. В данном варианте клиент оставляет автомобиль на СТОА на довольно длительное время (несколько дней и более), поэтому автомобиль проходит через стоянку для ожидания и выдачи.
Вариант 3 реализуется при ограниченном свободном времени у клиента и при условии, что автомобиль заезжает в цех в чистом виде (теплое время года, сухие дороги), поэтому УМР перед проведением работ не выполняется.
Вариант 4 реализуется при поступлении автомобиля в мелкий или средний кузовной ремонт в отсутствие необходимости слесарного ремонта (замена или ремонт двери, крыла, бампера, капота и т.п.). Автомобиль устанавливается на пост в кузовном цехе для монтажа/демонтажа элементов кузова.
Вариант 5 исключает диагностику систем и реализуется в случае, когда клиенту нужно выполнить конкретную услугу, требующую специального оборудования и/или установки автомобиля на подъемник (например, шиномонтаж, балансировка колес, заправка кондиционера, промывка форсунок и т.п.).
Вариант 6 характерен для крупного ремонта —замены или ремонта элементов как кузова, так и механических систем, обеспечивающих работу двигатели, трансмиссии и подвески. Примером могут служить аварийные автомобили, ремонтируемые по страховке.
Вариант 7 реализуется при ремонте или замене элементов подвески, после которых необходимы проверка и регулировка угла установки колес.
Вариант 8 реализуется при необходимости устранения неполадки автомобиля, не требующей диагностики, в случае если клиент очень спешит (этим объясняется исключение УМР и С), или устранения неполадки после ремонта на данной СТОА, когда причина очевидна.
В общем схема маршрутов прохождения автомобилем производственных постов и участков на СТО представлена на рисунке.
Источник
Работы по основным операциями по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей
При ежедневном обслуживании следует:
· проверить действие приборов освещения и сигнализации, звукового сигнала, стеклоочистителя, устройств для обмыва ветрового стекла, системы вентиляции, а в зимнее время системы отопления и устройства для обогрева ветрового стекла;
· проверить работу контрольно-измерительных приборов;
· обтереть стекла фар, задних фонарей стоп- сигнала, номерных фонарей, фонарей заднего хода и боковых повторителей.
· Работы ежедневного технического обслуживания выполняет водитель автомобиля.
· При первом техническом обслуживании необходимо:
· проверить действие стеклоочистителей, устройства для обмыва ветрового стекла, действия системы вентиляции, а в зимнее время — системы отопления и устройства для обогрева и обдува ветрового стекла;
· очистить аккумуляторную батарею от пыли, грязи и следов электролита; прочистить вентиляционные отверстия; проверить крепления и надежность контакта наконечников проводов с выводными штырями; проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее;
· проверить действие звукового сигнала, ламп щитка приборов, фар, подфарников, задних фонарей, стоп-сигнала и переключателей света, а в зимнее время — приборов электрооборудования системы отопления и пускового подогревателя;
· проверить состояние и при необходимости отрегулировать натяжение приводного ремня генератора.
· При втором техническом обслуживании выполняют ряд работ по основным агрегатам электрооборудования. Кроме того, с ним стараются совместить сезонное техническое обслуживание. К числу работ, выполняемых при ТО-2, относятся:
· По аккумуляторной батарее: проверить состояние батареи по плотности электролита и напряжению элементов под нагрузкой и при необходимости снять батарею для подзаряда;
· проверить состояние и крепление электрических проводов, соединяющих аккумуляторную батарею с «массой» и внешней цепью, действие выключателя аккумуляторной батареи, а также ее крепление в гнезде.
· По генератору, реле-регулятору и стартеру:
· осмотреть и при необходимости очистить наружную поверхность генератора, стартера, реле-рёгулятора от пыли, грязи и масла;
· проверить и при необходимости закрепить стартер, генератор, реле-регулятор и отрегулировать натяжение приводного ремня генератора;
· после пробега автомобилем 25—30 тыс. км при подготовке автомобиля к зимней эксплуатации (СО):
· а) снять с двигателя генератор, защитную ленту (у генераторов переменного тока щеткодержатель), проверить состояние коллектора (контактных колец), щеток, подшипников, при необходимости разобрать генератор и заменить изношенные детали (щетки, нажимные пружины), продуть внутреннюю полость сжатым воздухом, собрать генератор, затянуть шпильки и гайку крепления шкива, проверить генератор на стенде с номинальной нагрузкой и установить на двигатель;
· б) проверить работу реле-регулятора и отрегулировать его напряжение с учетом времени года;
· в) снять с двигателя стартер, очистить наружную поверхность от масла и грязи, разобрать стартер для проверки состояния коллектора, щеток и контактов реле-стартера; проверить затяжку винтов крепления промежуточного подшипника и износ втулки в крышке со стороны привода; собрать стартер и проверить регулировку хода шестерни привода; проверить работу стартера на стенде в режиме холостого хода и полного торможения; установить стартер на двигатель.
· По приборам зажигания: проверить состояние и при необходимости очистить поверхность катушки зажигания, проводов низкого и высокого напряжения от пыли, грязи и масла;
· вывернуть искровые свечи, проверить их состояние, при необходимости очистить свечи от нагара и отрегулировать зазор между электродами или заменить свечи;
· снять с двигателя и осмотреть прерыватель- распределитель, очистить наружную поверхность его от пыли, грязи и масла, очистить внутреннюю поверхность крышки, проверить состояние контактов и при необходимости отрегулировать зазор между ними (угол замкнутого состояния контактов), смазать вал, ось рычажка и кулачковой втулки; установить прерыватель-распределитель на двигатель;
· при контактно-транзисторной системе зажигания, не снимая прерыватель-распределитель с двигателя, очистить наружную поверхность от пыли, грязи и масла, очистить внутреннюю поверхность крышки, протереть контакты, смазать вал, фильц, ось рычажка и кулачковой втулки;
· после пробега автомобилем 25—30 тыс. км при подготовке к зимней эксплуатации (СО): снять с двигателя прерыватель-распределитель, разобрать и провести осмотр подшипника подвижного диска, рычажка прерывателя, валика и кулачка; собрать прерыватель-распределитель, смазать вал, фильц, ось рычажка и кулачковой втулки и проверить на стенде: угол замкнутого состояния контактов прерывателя, угол чередования искрообразования, бесперебойность искрообразования, работу центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания; установить прерыватель-распределитель на двигатель.
· По приборам освещения и сигнализации:
· проверить крепление и действие подфарников, ламп щитка приборов, задних фонарей и стоп-сигналов, указателей поворота и звукового сигнала;
· проверить установку, крепление и действие фар и при необходимости отрегулировать направление светового потока фар;
· очистить от грязи поверхность и клеммы ножного переключателя света и выключателя стоп-сигнала.
1.4 Организации работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей:
Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей производятся на станциях технического обслуживания (СТОА), фирменных автоцентрах и мастерских, принадлежащих различным организациям. В крупных автотранспортных предприятиях имеются специализированные участки по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Значительная часть работ по техническому обслуживанию и ремонту личных автомобилей выполняется небольшими частными и кооперативными автомастерскими, а также владельцами автомобилей самостоятельно.
В настоящее время широко развита сеть крупных фирменных СТОА и автоцентров, выполняющих весь комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, выпускаемых каким-либо автозаводом (например, ВАЗ, АЗЛК, ЗАЗ и т. д.).
Значительное распространение получили комплексные СТОА, выполняющие ТО и ремонт легковых автомобилей разных марок, а также специализированные СТОА, выполняющие какой-либо один вид работ или ремонт каких-либо агрегатов (диагностические, моечные, ремонта и заряда аккумуляторных батарей, ремонта приборов питания и электрооборудования).
Существует также большое количество небольших мастерских, специализирующихся на ремонте автошин (шиномонтажные мастерские), амортизаторов, автостекол, тормозных колодок, установке и ремонте охранных автосигнализаций и т. п.
Работы по ТО и ремонту автомобилей на CTOA выполняются на рабочих постах. Рабочий пост — это участок производственной площади, оснащенный технологическим оборудованием для размещения автомобиля и предназначенный для выполнения одной или нескольких однородных работ. Рабочий пост может включать одно или несколько рабочих мест.
Классификация рабочих постов производится по следующим признакам:
по техническим возможностям — широкоуниверсальные (с номенклатурой выполняемых работ свыше 200 наименований), универсальные (100—200 наименований работ), специализированные (20—50 наименований работ), специальные (менее 20 наименований работ);
по способу установки автомобиля — тупиковые и проездные;
по расположению в технологической линии — параллельные и последовательные (поточные линии).
Рабочие посты могут быть напольные, на осмотровых канавах, могут быть оборудованы подъемниками или специализированным оборудованием для выполнения какого-либо вида работ.
Посты напольные имеют ограниченное применение и используются в основном для выполнения подготовительных операций на участке окраски, электрокарбюраторных и других видов работ, не требующих вывешивания автомобиля.
Посты на осмотровых канавах обеспечивают доступ к автомобилю снизу и позволяют вести работы одновременно на двух уровнях. Такие посты могут оборудоваться канавными подъемниками (рис.1,а). Данные посты являются универсальными и позволяют выполнять работы одновременно на двух уровнях с вывешиванием автомобиля. Посты, оборудованные стационарными подъемниками, могут быть как универсальные, так и специализированные на какомлибо виде работ, для чего на них может быть установлено соответствующее специализированное оборудование.
При ТО и ремонте легковых автомобилей обычно используются двухстоечные (рис. 1, б) или четырехстоечные (рис.1,в,г) стационарные подъемники с электромеханическим приводом, а также подъемники с гидравлическим приводом. Обслуживание и ремонт приборов системы питания, электротехнические, аккумуляторные, шиномонтажные и другие работы могут выполняться на специализированных постах или производственных участках после снятия соответствующих узлов и приборов с автомобиля.
а — канавный с ручным гидравлическим приводом; б и в — соответственно двух- и четырехстоечный с электромеханическим приводом; г — четырехстоечный балконного типа
Мойка автомобилей производится на специализированных постах и участках в специально выделенных и оборудованных для этого помещениях с использованием струйно-щеточных установок (рис.2).
Рис.2. Установка для мойки автомобилей:
а — схема автоматической мойки, б — автоматическая установка «Дельта» для мойки автомобилей
Окрасочные работы также производятся на специализированных участках, оборудованных окрасочно-сушильными камерами (рис.3).
Рис.3. Окрасочно-сушильная камера «Афит»
Смазочные работы могут производится как на универсальных рабочих постах по техническому обслуживанию автомобилей с использованием переносных и передвижных маслораздаточных установок и колонок с ручным (рис.4,а) или пневматическим (рис.4,б) приводом, а также на специализированных смазочно-заправочных постах, предназначенных для централизованной механизированной заправки агрегатов автомобиля маслами, охлаждающей жидкостью, смазки пластичными смазками, а также подкачки шин с использованием стационарных маслораздаточных колонок и смазочно-заправочных установок (рис. 4, в).
Рис.4. Оборудование для смазочных работ:
а — передвижная маслозаправочная установка с ручным приводом; б — передвижной нагнетатель пластичной смазки с пневмоприводом; в — стационарная смазочно-заправочная установка с настенной раздаточной панелью и пневмоприводом
В небольших мастерских работы по ТО и TP автомобилей обычно выполняются на универсальных постах. На крупных СТОА при большом количестве обслуживаемых автомобилей работы целесообразно выполнять на специализированных или специальных постах или поточных линиях. Целесообразность применения рабочих постов различного типа или поточных линий определяется объемом производства, характером работ и особенностями применяемого оборудования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я получил первичные сведения и навыки по рабочей профессии – слесарь по ремонту автомобиля.
Подготовился к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Сформировал умения и навыки в выполнении основных слесарных операций.
Освоил технологии обработки деталей на металлообрабатывающих станках.
Овладел умениями и навыками в изготовлении простых деталей.
На производственной практике я приобрел и овладел профессиональными компетенциями:
Стал понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Научился принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Работал в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Брал на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Самостоятельно определял задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышения квалификации;
Организовывал и проводил работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
Осуществлял технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.
Планировал и организовывал работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
Контролировал и оценивал качество работы исполнителей работ.
Организовывал безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
Узнал правила безопасного использования производственного оборудования.
Анкета для самооценки студента по итогам прохождения практики
Источник