Операции при выполнении ремонта автомобиля

Технология процесса ремонта автотранспортных средств.

Производственным процессом называют совокупность действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии, для изготовления и ремонта продукции. Часть действий людей относит­ся к выполнению основных работ, связанных с изменением формы, размеров, свойств и состояния продукции. Другая часть действий людей связана с выполнением вспомогательных работ, таких как транспортные и складские работы, содержание и ремонт зданий и оборудования, материально-техническое снабжение и др.

Технологический процесс ремонта — часть производственного процесса, связанная с выполнением основных работ по ремонту ав­томобиля: разборка его на агрегаты, узлы, детали; ремонт деталей; сборка, испытание и окраска; сдача автомобиля заказчику. Эти рабо­ты выполняются в определенной последовательности в соответствии с технологическим процессом.

Элементами технологического процесса являются следующие его части.

Операция — часть технологического процесса ремонта, выполняе­мая непрерывно на одном рабочем месте, определенным видом обору­дования, рабочими одной профессии. Операция обычно носит назва­ние оборудования, с помощью которого производится операция. На­пример, сборочная операция выполняется в сборочном цехе с исполь­зованием сборочного оборудования слесарем-сборщиком и т. д.

Установка — часть операции, выполняемая на изделии при из­менении его положения относительно оборудования, инструмента. Например, сборочная операция автомобиля состоит из установки дви­гателя, коробки перемены передач и т. д.

Переход — часть операции, установки, выполняемая над одним участком изделия, одним инструментом, работающим в одном и том же режиме. Например, установка двигателя состоит из нескольких переходов: строповка двигателя; поднять, перенести, поставить дви­гатель на раму; закрепить двигатель на раме.

Проходом называется один из нескольких переходов, следующих друг за другим. Например, переход — строповка двигателя состоит из двух проходов — увязка одного стропа на двигателе с одной сто­роны и закрепление другого конца на крюке крана; то же самое, но со вторым стропом и с другой стороны двигателя.

Рабочий прием — часть перехода или прохода, представляющая собой законченный цикл рабочих движений. Например, закрепление одного конца стропа на двигателе с одной стороны — один прием, закрепление другого конца стропа за крюк крана — другой рабочий прием.

Рабочее движение — наименьший момент операции. Например, взять деталь есть рабочее движение.

Разработка технологического процесса состоит в том, что для каж­дого его элемента устанавливаются описание содержания работ, не­обходимое оборудование, приспособления и инструмент, сложность работ и нормы трудозатрат. Все эти данные заносятся в технологи­ческие карты. В зависимости от объема выполняемых работ устанав­ливается различная глубина разработки техпроцесса. Для небольших предприятий с малым объемом работ техпроцесс разрабатывается на уровне операций и установок с использованием универсального обо­рудования и инструмента. В технологической карте указывается только порядок выполнения операций (маршрутная технологическая карта). Работы производятся рабочими высокой квалификации.

Для СТОА с достаточно большим объемом работ разработка тех­нологического процесса ведется на уровне переходов и проходов с указанием содержания работ по каждой операции. Работы выполня­ются на специальном оборудовании (стендах) с использованием спе­циальных приспособлений и инструмента по операционным техно­логическим картам.

Разработка техпроцесса ведется отдельно для технического об­служивания ТО-1, ТО-2 и для ремонтных работ по текущему и капи­тальному ремонтам.

Наибольший объем выполняемых работ имеет место при капи­тальном ремонте автомобилей, который производится на специали­зированных авторемонтных заводах.

Принятые на ремонт автомобили проходят наружную мойку и поступают на операцию разборки. С рамы автомобиля, базовой дета­ли снимают все агрегаты, очищают их от грязи, масла, разбирают на узлы и детали. Снятые детали сортируют на годные, негодные и требующие ремонта. Годные детали идут повторно на сборку, негод­ные детали отправляют на металлолом, детали, требующие ремон­та, восстанавливают и направляют на сборку узлов. Узлы собирают в агрегаты, агрегаты снова устанавливают на раму автомобиля. Собран­ный автомобиль испытывают и сдают заказчику.

Важно отметить, что по такой же схеме производится разработка технологического процесса проведения текущего ремонта с той осо­бенностью, что в этом случае меньше количество и выполняются они в меньшем объеме.

Вар.2

Под технологическими процессами нa СТОА понимают последовательность технологических операций, необ­ходимых для выполнения определенного вида технического воздействия.

Порядок осуществления технологического процесса зависит от вида и объема технического воздействия, при этом сле­дует учитывать право владельца автомобиля па проведение вы­борочных работ из объемов ТО и текущего ремонта (ТР) в лю­бом сочетании.

Технологический процесс на СТОА должен обеспечивать гибкость при выполнении заказанной услуги по ТО и ТР, что предполагает применение универсальных и специализирован­ных постов, а следовательно, возможность проведении различ­ных сочетаний производственных операции всех работ данно­го вида без перемещения автомобиля (за исключением специа­лизированных постов).

Читайте также:  Организация текущего ремонта автомобилей заключение

Основу организации технологического процесса на стан­ции технического обслуживания и ремонта автомобилей составляет следующая функциональная схема. Автомобили, прибывающие на СТОА для проведения ТО и ТР, проходят мойку и поступают на пост приемки для определения техниче­ского состояния, требуемого объема работ и их стоимости. После приемки автомобиль направляют на соответствующий производственный участок в зависимости от укомплектован­ности производственно-технической базы и ее состояния. К основным элементам производственно-технической базы относятся производственные посты (мойки, приемки, углуб­ленной диагностики, ТО и ТР) и специализированные участки (ремонта отдельных систем автомобиля, шиномонтажный и др.). В случае занятости рабочих постов, на которых должны выполняться работы согласно заказ-наряду, автомобиль по­ступает на автомобиле-место ожидания, откуда по мере осво­бождения постов направляется на тот или иной производст­венный участок. После завершения работ автомобиль поступа­ет на пост выдачи автомобилей.

Существуют различные варианты последовательности вы­полнения работ в зависимости от заказанной услуги:

Вариант 1 — типичный вариант прохождения ТО по сервисной книжке, когда клиент приезжает на СТОА при определенном пробеге или временном интервале. В этом случае на посту приемки автомобиль проходит диагностирование, приемщик осматривает его, проверяя отсутствие (наличие) течей, целостность защитных резиновых изделий (пыльников, тормозных шлангов), толщину тормозных дисков и колодок, исправность приборок сигнализации и освещения, уровень жидкостей. По­сле УМР производятся работы по ТО и устранению замечен­ных при осмотре неисправностей. Далее проводятся контроль выполненных работ, а затем мойка и уборка салона. Автомобиль выдается клиенту.

Вариант 2, когда клиент совмещает ТО и ТР в одном посе­щении СТОА. Для любого помимо Д1 производится углубленная диагностика Д2, для выявления неполадок. В данном варианте клиент оставляет автомобиль на СТОА на довольно длительное время (несколько дней и более), поэтому автомобиль проходит через стоянку для ожидания и выдачи.

Вариант 3 реализуется при ограниченном свободном вре­мени у клиента и при условии, что автомобиль заезжает в цех в чистом виде (теплое время года, сухие дороги), поэтому УМР перед проведением работ не выполняется.

Вариант 4 реализуется при поступлении автомобиля в мелкий или средний кузовной ремонт в отсутствие необходимости слесарного ремонта (замена или ремонт двери, крыла, бампе­ра, капота и т.п.). Автомобиль устанавливается на пост в кузов­ном цехе для монтажа/демонтажа элементов кузова.

Вариант 5 исключает диагностику систем и реализуется в случае, когда клиенту нужно выполнить конкретную услугу, требующую специального оборудования и/или установки ав­томобиля на подъемник (например, шиномонтаж, баланси­ровка колес, заправка конди­ционера, промывка форсунок и т.п.).

Вариант 6 характерен для крупного ремонта —замены или ремонта элементов как кузо­ва, так и механических систем, обеспечивающих работу двига­тели, трансмиссии и подвески. Примером могут служить ава­рийные автомобили, ремонти­руемые по страховке.

Вариант 7 реализуется при ремонте или замене элементов подвески, после которых необ­ходимы проверка и регулировка угла установки колес.

Вариант 8 реализуется при необходимости устранения не­поладки автомобиля, не тре­бующей диагностики, в случае если клиент очень спешит (этим объясняется исключение УМР и С), или устранения неполадки после ремонта на данной СТОА, когда причина очевидна.

В общем схема маршрутов прохождения автомобилем производственных постов и участков на СТО представлена на рисунке.

Источник

Работы по основным операциями по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей

При ежедневном обслуживании следует:

· проверить действие приборов освещения и сигнализации, звукового сигнала, стеклоочис­тителя, устройств для обмыва ветрового стек­ла, системы вентиляции, а в зимнее время сис­темы отопления и устройства для обогрева вет­рового стекла;

· проверить работу контрольно-измеритель­ных приборов;

· обтереть стекла фар, задних фонарей стоп- сигнала, номерных фонарей, фонарей заднего хода и боковых повторителей.

· Работы ежедневного технического обслу­живания выполняет водитель автомобиля.

· При первом техническом обслу­живании необходимо:

· проверить действие стеклоочистителей, устройства для обмыва ветрового стекла, дей­ствия системы вентиляции, а в зимнее время — системы отопления и устройства для обогрева и обдува ветрового стекла;

· очистить аккумуляторную батарею от пы­ли, грязи и следов электролита; прочистить вентиляционные отверстия; проверить крепле­ния и надежность контакта наконечников про­водов с выводными штырями; проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее;

· проверить действие звукового сигнала, ламп щитка приборов, фар, подфарников, зад­них фонарей, стоп-сигнала и переключателей света, а в зимнее время — приборов электро­оборудования системы отопления и пускового подогревателя;

· проверить состояние и при необходимости отрегулировать натяжение приводного ремня генератора.

· При втором техническом обслужи­вании выполняют ряд работ по основным агре­гатам электрооборудования. Кроме того, с ним стараются совместить сезонное техническое обслуживание. К числу работ, выполняемых при ТО-2, относятся:

Читайте также:  Средство для ремонта торпеды автомобиля

· По аккумуляторной батарее: проверить состояние батареи по плотности электролита и напряжению элементов под нагрузкой и при необходимости снять батарею для подзаряда;

· проверить состояние и крепление электри­ческих проводов, соединяющих аккумулятор­ную батарею с «массой» и внешней цепью, действие выключателя аккумуляторной бата­реи, а также ее крепление в гнезде.

· По генератору, реле-регулятору и стартеру:

· осмотреть и при необходимости очистить наружную поверхность генератора, стартера, реле-рёгулятора от пыли, грязи и масла;

· проверить и при необходимости закрепить стартер, генератор, реле-регулятор и отрегули­ровать натяжение приводного ремня генера­тора;

· после пробега автомобилем 25—30 тыс. км при подготовке автомобиля к зимней эксплуа­тации (СО):

· а) снять с двигателя генератор, защитную ленту (у генераторов переменного тока щетко­держатель), проверить состояние коллектора (контактных колец), щеток, подшипников, при необходимости разобрать генератор и заме­нить изношенные детали (щетки, нажимные пружины), продуть внутреннюю полость сжа­тым воздухом, собрать генератор, затянуть шпильки и гайку крепления шкива, проверить генератор на стенде с номинальной нагрузкой и установить на двигатель;

· б) проверить работу реле-регулятора и от­регулировать его напряжение с учетом време­ни года;

· в) снять с двигателя стартер, очистить на­ружную поверхность от масла и грязи, разоб­рать стартер для проверки состояния коллек­тора, щеток и контактов реле-стартера; прове­рить затяжку винтов крепления промежуточ­ного подшипника и износ втулки в крышке со стороны привода; собрать стартер и проверить регулировку хода шестерни привода; прове­рить работу стартера на стенде в режиме хо­лостого хода и полного торможения; устано­вить стартер на двигатель.

· По приборам зажигания: проверить состояние и при необходимости очистить поверхность катушки зажигания, про­водов низкого и высокого напряжения от пы­ли, грязи и масла;

· вывернуть искровые свечи, проверить их состояние, при необходимости очистить свечи от нагара и отрегулировать зазор между элек­тродами или заменить свечи;

· снять с двигателя и осмотреть прерыватель- распределитель, очистить наружную поверх­ность его от пыли, грязи и масла, очистить внутреннюю поверхность крышки, проверить состояние контактов и при необходимости от­регулировать зазор между ними (угол замкну­того состояния контактов), смазать вал, ось рычажка и кулачковой втулки; установить пре­рыватель-распределитель на двигатель;

· при контактно-транзисторной системе за­жигания, не снимая прерыватель-распределитель с двигателя, очистить наружную поверх­ность от пыли, грязи и масла, очистить внут­реннюю поверхность крышки, протереть кон­такты, смазать вал, фильц, ось рычажка и ку­лачковой втулки;

· после пробега автомобилем 25—30 тыс. км при подготовке к зимней эксплуатации (СО): снять с двигателя прерыватель-распределитель, разобрать и провести осмотр подшипника подвижного диска, рычажка прерывателя, ва­лика и кулачка; собрать прерыватель-распре­делитель, смазать вал, фильц, ось рычажка и кулачковой втулки и проверить на стенде: угол замкнутого состояния контактов прерывателя, угол чередования искрообразования, беспере­бойность искрообразования, работу центро­бежного и вакуумного регуляторов опереже­ния зажигания; установить прерыватель-рас­пределитель на двигатель.

· По приборам освещения и сиг­нализации:

· проверить крепление и действие подфарни­ков, ламп щитка приборов, задних фонарей и стоп-сигналов, указателей поворота и звуково­го сигнала;

· проверить установку, крепление и действие фар и при необходимости отрегулировать на­правление светового потока фар;

· очистить от грязи поверхность и клеммы ножного переключателя света и выключателя стоп-сигнала.

1.4 Организации работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей:

Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей производятся на станциях технического обслуживания (СТОА), фирменных автоцентрах и мастерских, принадлежащих различным организациям. В крупных автотранспортных предприятиях имеются специализированные участки по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Значительная часть работ по техническому обслуживанию и ремонту личных автомобилей выполняется небольшими частными и кооперативными автомастерскими, а также владельцами автомобилей самостоятельно.

В настоящее время широко развита сеть крупных фирменных СТОА и автоцентров, выполняющих весь комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, выпускаемых каким-либо автозаводом (например, ВАЗ, АЗЛК, ЗАЗ и т. д.).

Значительное распространение получили комплексные СТОА, выполняющие ТО и ремонт легковых автомобилей разных марок, а также специализированные СТОА, выполняющие какой-либо один вид работ или ремонт каких-либо агрегатов (диагностические, моечные, ремонта и заряда аккумуляторных батарей, ремонта приборов питания и электрооборудования).

Существует также большое количество небольших мастерских, специализирующихся на ремонте автошин (шиномонтажные мастерские), амортизаторов, автостекол, тормозных колодок, установке и ремонте охранных автосигнализаций и т. п.

Работы по ТО и ремонту автомобилей на CTOA выполняются на рабочих постах. Рабочий пост — это участок производственной площади, оснащенный технологическим оборудованием для размещения автомобиля и предназначенный для выполнения одной или нескольких однородных работ. Рабочий пост может включать одно или несколько рабочих мест.

Читайте также:  Руководство по ремонту технического обслуживания автомобилей камаз

Классификация рабочих постов производится по следующим признакам:

по техническим возможностям — широкоуниверсальные (с номенклатурой выполняемых работ свыше 200 наименований), универсальные (100—200 наименований работ), специализированные (20—50 наименований работ), специальные (менее 20 наименований работ);

по способу установки автомобиля — тупиковые и проездные;

по расположению в технологической линии — параллельные и последовательные (поточные линии).

Рабочие посты могут быть напольные, на осмотровых канавах, могут быть оборудованы подъемниками или специализированным оборудованием для выполнения какого-либо вида работ.

Посты напольные имеют ограниченное применение и используются в основном для выполнения подготовительных операций на участке окраски, электрокарбюраторных и других видов работ, не требующих вывешивания автомобиля.

Посты на осмотровых канавах обеспечивают доступ к автомобилю снизу и позволяют вести работы одновременно на двух уровнях. Такие посты могут оборудоваться канавными подъемниками (рис.1,а). Данные посты являются универсальными и позволяют выполнять работы одновременно на двух уровнях с вывешиванием автомобиля. Посты, оборудованные стационарными подъемниками, могут быть как универсальные, так и специализированные на какомлибо виде работ, для чего на них может быть установлено соответствующее специализированное оборудование.

При ТО и ремонте легковых автомобилей обычно используются двухстоечные (рис. 1, б) или четырехстоечные (рис.1,в,г) стационарные подъемники с электромеханическим приводом, а также подъемники с гидравлическим приводом. Обслуживание и ремонт приборов системы питания, электротехнические, аккумуляторные, шиномонтажные и другие работы могут выполняться на специализированных постах или производственных участках после снятия соответствующих узлов и приборов с автомобиля.

а — канавный с ручным гидравлическим приводом; б и в — соответственно двух- и четырехстоечный с электромеханическим приводом; г — четырехстоечный балконного типа

Мойка автомобилей производится на специализированных постах и участках в специально выделенных и оборудованных для этого помещениях с использованием струйно-щеточных установок (рис.2).

Рис.2. Установка для мойки автомобилей:

а — схема автоматической мойки, б — автоматическая установка «Дельта» для мойки автомобилей

Окрасочные работы также производятся на специализированных участках, оборудованных окрасочно-сушильными камерами (рис.3).

Рис.3. Окрасочно-сушильная камера «Афит»

Смазочные работы могут производится как на универсальных рабочих постах по техническому обслуживанию автомобилей с использованием переносных и передвижных маслораздаточных установок и колонок с ручным (рис.4,а) или пневматическим (рис.4,б) приводом, а также на специализированных смазочно-заправочных постах, предназначенных для централизованной механизированной заправки агрегатов автомобиля маслами, охлаждающей жидкостью, смазки пластичными смазками, а также подкачки шин с использованием стационарных маслораздаточных колонок и смазочно-заправочных установок (рис. 4, в).

Рис.4. Оборудование для смазочных работ:

а — передвижная маслозаправочная установка с ручным приводом; б — передвижной нагнетатель пластичной смазки с пневмоприводом; в — стационарная смазочно-заправочная установка с настенной раздаточной панелью и пневмоприводом

В небольших мастерских работы по ТО и TP автомобилей обычно выполняются на универсальных постах. На крупных СТОА при большом количестве обслуживаемых автомобилей работы целесообразно выполнять на специализированных или специальных постах или поточных линиях. Целесообразность применения рабочих постов различного типа или поточных линий определяется объемом производства, характером работ и особенностями применяемого оборудования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я получил первичные сведения и навыки по рабочей профессии – слесарь по ремонту автомобиля.

Подготовился к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Сформировал умения и навыки в выполнении основных слесарных операций.

Освоил технологии обработки деталей на металлообрабатывающих станках.

Овладел умениями и навыками в изготовлении простых деталей.

На производственной практике я приобрел и овладел профессиональными компетенциями:

Стал понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Научился принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Работал в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Брал на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Самостоятельно определял задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышения квалификации;

Организовывал и проводил работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

Осуществлял технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.

Планировал и организовывал работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

Контролировал и оценивал качество работы исполнителей работ.

Организовывал безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

Узнал правила безопасного использования производственного оборудования.

Анкета для самооценки студента по итогам прохождения практики

Источник

Оцените статью