Техническое обслуживание и ремонт
Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР, ТОРО — техническое обслуживание и ремонтное обеспечение) — комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности производственного оборудования при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировке.
Содержание
Меры и методы
Основная цель, достигаемая комплексом технического обслуживания и ремонта — устранение отказов оборудования, для её достижения в рамках комплекса могут реализовываться следующие меры:
- инспекция в определенном объёме с определенной периодичностью;
- плановая замена деталей по состоянию, наработке;
- плановая замена смазочно-охлаждающих жидкостей, смазка по состоянию, наработке;
- плановый ремонт по состоянию, наработке.
Способы планирования мер по техническому обслуживанию и ремонту классифицируются следующим образом:
- по событию — например, устранение поломки оборудования, используется если себестоимость ремонта относительно низкая, а брак продукции, который получается в результате поломки оборудования, невысок и не повлияет на выполнение обязательств перед заказчиками;
- регламентное обслуживание — для оборудования, с предусмотренными режимами и регламентами обслуживания, изначально предполагающего регулярное применение соответствующих мер по поддержанию работоспособности, такой вид обслуживания дает самый высокий процент готовности оборудования, но он и самый дорогой, поскольку реальное состояние оборудования может и не требовать ремонта;
- по состоянию — экспертным путем или с помощью измерителей, установленных на оборудовании, проводится оценка состояния оборудования, и на основании этой оценки делается прогноз, когда это оборудование надо выводить в ремонт. Плюсы этого вида обслуживания — его себестоимость меньше, а готовность оборудования к выполнению производственных программ достаточно высока.
По способам ремонта, применение мер подразделяется на текущий ремонт — устранение отказов и неисправностей путём замены износившейся детали (кроме базовых) и капитальный ремонт — восстановление работоспособности деталей и агрегатов (методами наплавки, напыления), при этом допускается замена любой детали, включая базовые.
Организация комплекса
Организация комплекса технического обслуживания и ремонта на производственных предприятиях обычно реализуется созданием единого специализированного подразделения, руководитель которого (называемый на русском языке, как правило, главный механик) несёт ответственность перед руководством предприятия за технически исправное и работоспособное состояние всего оборудования. Таким подразделениям подчинены ремонтные цеха, а на небольших предприятиях — и энергетическое хозяйство.
Для информационной поддержки управленческих задач в области организации и совершенствования комплекса технического обслуживания и ремонта и для автоматизации операций, выполняемых персоналом предприятиях используются соответствующие модули ERP-систем или специализированные программные продукты (EAM-системы, CMMS-системы).
Источник
- Организация технического обслуживания
Виды и периодичность технического обслуживания
Техническое обслуживание автомобилей проводится по так называемой планово-предупредительной системе. Особенность этой системы заключается в том, что все автомобили проходят техническое обслуживание по плану-графику в обязательном порядке. Основная цель технического обслуживания — предупреждение отказов и неисправностей, предотвращение преждевременного износа деталей, своевременное устранение повреждений, препятствующих нормальной работе автомобиля. Таким образом, техническое обслуживание является профилактическим мероприятием.
Отказом называется нарушение работоспособности автомобиля, приводящее к временному прекращению его нормальной эксплуатации (остановка на линии, нарушение расписания движения и т. п.).
Все другие отклонения технического состояния подвижного состава и его агрегатов от установленных норм являются неисправностями.
В техническое обслуживание входят уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов.
Согласно действующему положению техническое обслуживание по периодичности, объему и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
первое техническое обслуживание (ТО-1);
второе техническое обслуживание (ТО-2);
сезонное техническое обслуживание (СО).
Ежедневное техническое обслуживание включает уборочно-моечные работы, а также общий контроль за состоянием автомобиля, направленный на обеспечение безопасности движения и поддержание надлежащего внешнего вида.
Выполняя ежедневное техническое обслуживание, производят уборочно-моечные работы, контрольный осмотр, заправку топливом, охлаждающей жидкостью и маслом. Работы по ЕО выполняют после окончания работы автомобиля на линии и перед выездом на линию.
Первое техническое обслуживание включает все работы, выполняемые при ежедневном обслуживании. Кроме того, в него входит ряд дополнительных крепежных, смазочных и контрольно-регулировочных работ, производимых без снятия агрегатов и приборов с автомобиля и их разборки.
Второе техническое обслуживание помимо комплекса операций, входящих в ТО-1, предусматривает выполнение контрольно-диагностических и регулировочных работ большего объема с частичной разборкой агрегатов. Отдельные приборы снимаются с автомобиля и проверяются на специальных стендах и контрольно-измерительных установках.
Сезонное обслуживание проводится два раза в год и предусматривает выполнение работ, связанных с переходом от одного сезона к другому, при этом его стараются совместить с очередным ТО-2. Характерными работами для СО являются: промывка системы охлаждения, замена масла в двигателе и смазки в картерах других агрегатов соответственно наступающему сезону; проверка системы топливоподачи и промывка топливного бака. Перед началом осенне-зимней эксплуатации проверяют работу пускового подогревателя и системы отопления в кабине автомобиля.
Периодичность выполнения работ по техническому обслуживанию подвижного состава устанавливается по величине пробега в зависимости от условий эксплуатации.
В табл. 1 приведены данные о периодичности ТО-1 и ТО-2 различного подвижного состава для трех категорий условий эксплуатации согласно ГОСТ 21624—76 (с 1 января 1977 г.).
1. Периодичности технического обслуживания автомобилей
2. Характеристика категорий условий эксплуатации
Категория условий эксплуатации подвижного состава зависит от технической характеристики дороги, типа и состояния покрытия, а также интенсивности движения (табл. 2).
Источник
Техническое обслуживание автомобиля (ТО): ТО-1, ТО-2.
Техническое обслуживание автомобиля (ТО): ТО-1, ТО-2.
Техническое обслуживание автомобиля или сокращенно ТО, осуществляется, как правило, планово по достижению определенного пробега автомобиля или по истечению времени его эксплуатации. Если не придавать этому значения, то можно попасть в неприятные ситуации на дорогах, поэтому техническое обслуживание является обязательным для всех новых автомобилей без исключения. Тем более, если не проходить плановый техосмотр, то можно попросту лишиться гарантийного обслуживания транспортного средства, что согласитесь невыгодно его владельцу.
Чаще все рекомендации по ТО указываются в сервисной книжке заводом-изготовителем. И, даже, если автомобиль очень мало эксплуатируется, не стоит забывать, что автомобиль является технически сложным устройством, который содержит множество узлов, деталей, систем и различных компонентов, то его все равно необходимо обслуживать и осуществлять постоянную техническую проверку.
Существует стандартный перечень работ по техническому обслуживанию автомобиля. Первый технический осмотр (ТО-1), проверка нового автомобиля осуществляется через 8-10-15 тысяч км в зависимости от марки автомобиля.
В стандартное ТО-1 обычно входит:
- комплекс по ежедневному обслуживанию (осмотр рулевого управления, проверка кузова, проверка уровня тормозной жидкости, масла в двигателе, работоспособность электрических приборов центральной консоли, регулировка стекол);
- контроль (уровня и состава выхлопных газов);
- диагностика тормозной, ходовой и других систем;
- проведение крепежных и регулировочных работ (системы охлаждения, двигателя, частоты вращения коленвала (на холостом ходу), ремней генератора, цепи механизма ГРМ, подтяжка резьбовых креплений авто);
- выполнение очистительных и смазочных работ (фильтра топлива, фильтра тонкой очистки, коллектора стартера);
- проверка и корректировка (хода педалей, колес, состояния рулевого управления, надежности креплений);
- проверка уровня, и при необходимости долив жидкостей (тормозной, для обмыва стекол);
- осмотр натяжителей на гул и люфт, и другие работы…
В расширенное ТО-1 дополнительно входит:
- проверка герметичности системы охлаждения;
- проверка работы аккумулятора;
- проверка состояния креплений глушителя и подвески;
- подтяжка фланцев полуосей и ступиц;
- очистка воздушных фильтров;
- замена масляных фильтров;
- регулировка фар.
Стоит отметить, что официальные дилеры практически не выполняют регулировочные работы по ТО-1, но, при этом стоимость ТО-1 может разниться в несколько десятков тысяч рублей в разных автосервисах, что приводит в замешательство многих автомобилистов. Почему такое происходит?
Здесь имеет значение человеческий фактор: во-первых, уровень знаний и отношения автомобилиста к своему автомобилю во время первичного этапа эксплуатации (обкатки), и во-вторых политики дилерских сервисов и обычных автомастерских, и отношения этих специалистов к своей работе.
Например, при первичной обкатке автомобиля некоторые вещи с ним делать не рекомендуется, такие как, ездить на слишком больших оборотах, кто-то из водителей это понимает, а кто-то нет. Что касаемо специалистов любых автосервисов, не секрет, что неисправность детали можно выдать за неправильную эксплуатацию автомобиля, а можно и за заводской брак, не исключено и «накручивание» разных видов «нужных» работ при проведении ТО, а результат такого отношения скажется на кошельке его владельца.
Главной целью стандартного технического обслуживания автомобиля ТО-2 (второе техническое обслуживание), является выявление и устранение неисправностей автомобиля, поэтому перечень работ ТО-2 значительно больше ТО-1. В него входит расширенная и углубленная проверка состояния всех механизмов, приборов, узлов, агрегатов машины, и при необходимости их замена. Поэтому для проведения ТО-2 требуется как специальное оборудование для проведения осмотра и диагностики, так и профессионализм, и ответственное отношение мастера выполняющего обслуживание. ТО-2 обычно проводят через 20-25-30 тысяч км, в зависимости от марки автомобиля, некоторые автовладельцы и специалисты его также называют «большое ТО».
Стандартное ТО-2 может быть дополнено работами следующим образом:
- все пункты работ, которые входят в ТО-1 (см. выше);
- замена масла и фильтра в двигателе автомобиля;
- диагностика элементов тормозной системы;
- замена воздушного фильтра автомобиля;
- диагностика всех элементов ходовой части автомобиля;
- замена пылеулавливающего фильтра в системе отопления/кондиционирования автомобиля;
- проверка состояния аккумуляторной батареи;
- проверка, при необходимости корректировка качества и уровней эксплуатационных жидкостей;
- проверка и восстановление оптимального давления в шинах;
- замена приводного ремня (с определенным типом двигателя, — в некоторых марках автомобилей является обязательной).
Стоит отметить, что если автомобиль эксплуатируется в очень тяжелых и трудных дорожных условиях, то его техобслуживание необходимо проводить гораздо чаще и тщательнее.
Напоследок, одной из важных рекомендаций по сохранению вашего автомобиля в рабочем состоянии является банальный ежедневный осмотр, которым многие попросту пренебрегают, а зря…
Техническое обслуживание автомобиля, — важный этап его эксплуатации, от которого зависит безопасность автомобиля и жизнь многих участников дорожного движения. В автосервисе Амарин Моторс Вы можете пройти ТО-1 и ТО-2 по предварительной записи. Весь перечень услуг по техническому обслуживанию обговаривается с мастером до начала проведения работ и зависит от марки вашего автомобили. После согласования с вами работ, Вам выдается заказ-наряд, со спецификацией по ТО. На все работы нашего сервиса мы даем гарантию до 24 месяцев.
Источник