- Натуральное возмещение ущерба после ДТП вместо выплат — ремонт машины по страховке ОСАГО. Сроки и расчет стоимости
- Что такое натуральное возмещение ущерба?
- Уполномоченные автомастерские
- Можно ли отремонтировать машину до решения СК о возмещении?
- Процедура устранения повреждений после ДТП
- Обращение в СК
- Расчет стоимости
- Передача авто на станцию технического обслуживания
- Приемка и получение из сервиса
- Сроки выполнения, установленные законом
- Выставление претензии на некачественно проведенные работы
- Возможность получения денежной выплаты
- Заключение
- Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?
- Деньги или ремонт – кто выбирает?
- Деньги или направление при европротоколе
- В каких случаях страховая направляет на ремонт?
- В каких случаях для страховой выгоднее выплата?
- Комментарии
- Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец.
- Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец.
- Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец.
- Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец.
- Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец.
- Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец.
- Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец.
- Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец.
Натуральное возмещение ущерба после ДТП вместо выплат — ремонт машины по страховке ОСАГО. Сроки и расчет стоимости
Для того чтобы ремонт пострадавшей в ДТП машины, застрахованной по ОСАГО, был произведен качественно, надо правильно оформить необходимые документы и следовать четкой последовательности действий.
О том, что такое ремонт по ОСАГО, как проводится данная процедура, какие для этого нужно выполнить действия и можно ли получить денежную компенсацию вместо проведения восстановительных работ — рассказано в данной статье.
Что такое натуральное возмещение ущерба?
Федеральный Закон №40 «Об ОСАГО» гласит, что натуральное возмещение ущерба по ОСАГО – это осуществление ремонта пострадавшего в ДТП автомобиля страховой компанией, в которой машина застрахована. Детальнее о возмещении ущерба по ОСАГО при ДТП читайте тут.
Кто оплачивает ремонт машины после ДТП, если на руках есть страховка?
При наличии страховки ремонт автомобиля, пострадавшего в ДТП, оплачивает страховая компания виновника. При этом очень важно, чтобы оценка экспертов была правильной. Детальнее о том, как работает страховка ОСАГО при ДТП, читайте в нашей статье, а вот что делать, если у виновника аварии нет страхового полиса, можете узнать тут.
Уполномоченные автомастерские
Если застрахованное по ОСАГО авто попало в ДТП, то оно может быть отремонтировано:
- У дилера, с которым страховая компания подписала официальный договор.
- В автосервисе, который принадлежит страховой компании.
- Можно самостоятельно выбрать станцию технического обслуживания, но выбор ограничивается списком, предоставляемым страховой компанией.
- В качестве варианта страхователь сам может предложить автомастерскую, где можно будет отремонтировать поврежденное авто.
Последний случай неоднозначный, необходимо полностью согласовать свой выбор мастерской со страховщиком. И страховщик соглашается на такой вариант, как правило, когда в предложенных им автосервисах нет необходимого инструмента для работы или нужных деталей.
Если клиент вместо направления на ремонт, предпочитает забрать деньги на ремонт, то страховая компания под разными предлогами может навязывать ему обслуживание в своей автомастерской, то есть делается все, чтобы машина была отремонтирована у официального дилера страховщика.
Можно ли отремонтировать машину до решения СК о возмещении?
Бывает так, что попавший в ДТП застрахованный автомобиль нужен срочно, дожидаться пока ремонт будет возмещен страховой компанией времени нет. И вот тогда многие автомобилисты задаются вопросом – можно ли произвести ремонт за свой счет до того, как получена страховка?
Может, но есть определенные оговорки. Никаких дополнительных рисков страхователь не несет, но ОСАГО работает по такому порядку, что нет отчетности целевого расходования средств, которые получены в качестве страховой премии в результате ущерба.
Но перед ремонтом необходимо в обязательно порядке заказать независимую экспертизу, осмотреть поврежденный автомобиль и составить акт осмотра транспортного средства. Туда вносятся все повреждения, поломки. Детальнее о том, когда следует обратиться к независимому эксперту и какие бывают виды экспертиз, можете узнать из нашей статьи.
Потом этот акт предъявляется страховой компании, на основании чего и выплачивается страховая премия. Если сумма страховой выплаты будет меньше рассчитанной, можно будет опротестовать её с помощью такого акта.
Процедура устранения повреждений после ДТП
Обращение в СК
При наступлении страхового случая автовладелец обращается в страховую компанию, пишет заявление на ремонт автомобиля. После подачи заявления в течении 3-х дней страхователю выдается копия или выписка акта о наступившем страховом случае. В некоторых случаях при обращении в СК подается извещение о ДТП, а о том, как его правильно заполнять, можете узнать тут.
Потом в течении 10 дней выдается заключение о том, какая сторона виновна в ДТП. Для страховщика или автомастерской могут понадобится дополнительные бумаги, для подготовки дается ещё 3 дня.
Расчет стоимости
Эксперт оценивает стоимость ремонта автомобиля в течении 5 дней (о том, как страховые компании проводят оценку ущерба, узнаете здесь). Но помимо проверки экспертом есть ещё процедура расчета ремонтных работ, которые оплачивает страховщик. Здесь задействованы страховые специалисты, в основание принимается последний расчет экспертного техника.
- Первым делом выявляется средняя цена поврежденных деталей.
- Считается стоимость материалов, которые необходимы для восстановления машины.
- Определяется стоимость работ по установке аналогичных деталей.
- Определяется цена целой небитой машины.
- Выявляется фактор «полной гибели» машины, только после этого приступают к следующим действиям.
- Считаются годные остатки.
- Оценивается сумма страховки, которая может компенсировать именно те детали, которые были повреждены.
- При расчете стоимости ремонта учитывается повышение цен на детали – в среднем они стали дороже на 5%.
- Расчеты осуществляются с использованием справочников, таблиц и иных требований номенклатурного характера, которые утверждены правительством РФ.
Передача авто на станцию технического обслуживания
После всех расчетов выдается направление на ремонт в СТО на руки страхователю. В течение 3-х дней автовладелец должен отбуксировать свой автомобиль на ремонт.
Приемка и получение из сервиса
После того, как ремонт закончен, можно забирать машину из сервиса. При этом автовладельцу, забирающему авто, выдается документ, который включает в себя:
- Название станции технического обслуживания, где ремонтировался автомобиль.
- Цена ремонтных работ.
- Параметры транспортного средства.
- Имя и фамилия собственника автомобиля.
- Возможная доплата, которую должен будет произвести владелец машины.
- Порядок урегулирования спорных ситуаций, если будут выявлены скрытые повреждения машины.
После того, как машина отремонтирована и получена водителем, обязанности страховой компании заканчиваются. Поэтому нужно перед тем, как подписать акт приема-передачи отремонтированной машины, внимательно его протестировать, осмотреть и убедиться, что все в порядке.
Сроки выполнения, установленные законом
Для того чтобы выполнить ремонтные работы страховой компании отводится 30 дней согласно п. 15.2 статьи 12 ФЗ №40. Срок начинает считаться с того момента, когда автомобиль пригнали на станцию технического обслуживания.
Но сроки ремонта могут быть увеличены, если предстоит сложная работа, и должны быть в обязательном порядке согласованы со страхователем. Если страхования компания с ремонтом по неуважительным причинам затягивает, то она должна оплатить страхователю неустойку в размере 0,5-1% согласно п. 21 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО».
Выставление претензии на некачественно проведенные работы
Если по мнению автовладельца произведенный ремонт машины некачественный, то следует действовать так:
- Провести независимую экспертизу согласно ст. 12.1 ФЗ №40, в которой будет установлено, что ремонт не соответствует качеству. Если это действительно так, то стоимость экспертизы ложится на страховую компанию, если в ходе экспертизы доказано, что ремонт был осуществлен качественно, то затраты несет страхователь.
- В страховую компанию составляется досудебная претензия. Именно на её основании выплачивается или не выплачивается компенсация, потому претензия должна быть составлена грамотно.
- Претензия отправляется в страховую компанию заказным письмом.
- Если страховая компания не реагирует на поданную претензию, страхователь обращается в суд. Все судебные затраты ложатся на страховщика, если суд примет сторону страхователя.
Претензия составляется в произвольной форме, но есть пункты, которые являются обязательными:
- Название страховой компании и её адрес.
- ФИО страхователя.
- Описать страховой случай, по причине которого было обращение в СК.
- Требования, предъявляемые страховщику.
- Предъявленные требования должны быть обоснованными.
- Для выплаты компенсации при ДТП указываются банковские реквизиты.
- Потерпевший описывает действия, которые будут предприняты в случае неисполнения заявленных требований.
- Сроки выполнения требований.
- Дата и предъявитель претензии расписывается.
Возможности передачи документа и необходимую информацию, которая должна быть указана в претензии, регламентирует Указание Банка России от 13.03.2019 N 5092-У.
- Передача лично СК под подпись.
- Доставка заказным письмом с описью вложения и уведомлением.
- По электронной почте на адрес, указанный на сайте страховщика.
Возможность получения денежной выплаты
В определенных случаях можно получить денежную выплату:
- Автомобиль полностью уничтожен.
- Стоимость ремонта превышает максимальную выплату (ст. 7 ФЗ №40) по ОСАГО.
- У потерпевшего международная страховка.
- Нет возможности отправить поврежденную машину в автосервис (например, он очень далеко).
- Водитель в результате ДТП погиб или получена тяжелая травма.
- Компания-страховщик предлагает сделать ремонт в таком автосервисе, где необходимые работы сделать невозможно. Но, если клиент пожелает, ремонт сделают и в неподходящем сервисе.
- В страховом договоре есть обязательство по денежной выплате.
Заключение
Ремонт по ОСАГО является обязательным для всех физических лиц. На ремонт предоставляется гарантия, если работы сделана плохо – её доделают. Если машина на гарантии, её отремонтируют у официального дилера.
Страховая компания несет ответственность за нарушение сроков и качества ремонтных работ. Если компания нарушает обязательства и не ремонтирует авто во время, необходимо обращаться к её руководству с досудебной претензией. Если нет реакции, то следует обращение в суд.
Источник
Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?
- Право конечного выбора, выдать направление на ремонт или произвести выплату, по закону принадлежит страховой.
- Но потерпевшему полезно будет указать в заявлении о возмещении желаемую форму компенсации.
- Как правило, страховой выгоднее выплатить финансами, если автомобиль старше 3-5 лет, но есть и законные ограничения, когда на ремонт после ДТП направлять запрещено.
Весной 2017 года произошло важное событие в мире страхования ОСАГО – страховым законно разрешили направлять потерпевших в ДТП на ремонт вместо выплаты деньгами. Такая схема действовала и до нового закона, но страховщик мог лишь предложить владельцу машины натуральное возмещение. Как обстоят дела со всем этим в 2021 году? Можно ли самому выбрать: направление на ремонт или выплату получить по страховому случаю ОСАГО? Как это работает с европротоколом? Всё это, а также что лучше из этих двух видов возмещения и почему мы выясним в данной статье.
Деньги или ремонт – кто выбирает?
Право выбора в 2021 году принадлежит страховой компании. Увы, но это так. Такое правило действует с 28 марта далёкого уже сейчас 2017 года, когда вступил в силу Федеральный закон №49-ФЗ о внесении изменений в закон об ОСАГО.
С тех пор при ДТП страховой организации предоставлено право конечного выбора. Но первоначального голоса и собственников автомобилей не лишили. А работает это на сегодняшний день следующим образом:
- при подаче заявления о страховом возмещении вы вправе выбрать выплату деньгами или направление на ремонт (подпункт «ж» части 16.1 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»),
- страховщик рассматривает заявление и принимает конечное решение при выборе из этих двух видов возмещения.
Таким образом, решающий выбор, выплата положена при том или ином страховом случае или ремонт, принадлежит страховой, но вам всё же следует указать в заявлении о возмещении после ДТП предпочтительный способ – возможно, удастся прийти к соглашению.
Деньги или направление при европротоколе
Нет никакой существенной разницы, каким образом было оформлено ДТП. Законодательство об ОСАГО, действующее на 2021 год, не разделяет, с помощью европротокола было оформлено происшествие или же с участием сотрудников ГИБДД.
Если вы где-либо слышали информацию о том, что при европротоколе положены только деньги, то это неправда. Такой нормы нет ни в Федерально законе Об ОСАГО, ни в правилах страхования, ни в каких-либо указания Центробанка и иных правовых актах.
В каких случаях страховая направляет на ремонт?
Если кратко, то во всех случаях, когда это выгодно, и автосервисы, с которыми у страховщика заключён договор на проведение ремонта по ОСАГО, удовлетворяют требованиям Федерального закона.
На сегодня у всех страховых компаний по ОСАГО в приоритете направление на ремонт, включая такие распространённые организации, как Росгосстрах, Альфастрахование, РЕСО Гарантия, Ингосстрах и другие.
Для страховой компании лучше направить на ремонт в случаях:
- если автомобиль, попавший в ДТП, достаточно свежий по годам (как правило, не старше 3-4 лет), и калькуляция с учётом износа будет не занижена от реальной стоимости восстановительного ремонта,
- ещё выгоднее, если речь идёт о машине старше 2 лет, но младше тех же 3-4 лет.
Как видим, выбор ремонта или выплаты здесь кроется в двух важных критериях:
- чем старше авто, тем меньше страховая заплатит, так как при расчёте возмещения учитывается износ деталей транспортного средства – чем старше авто, тем больше износ, и тем на меньшую сумму будет посчитана каждая запчасть (это не касается калькуляции работ по восстановлению); так, если машине более 5 лет, то износ может достигать 50% (но не более);
- законодательство 2021 года по ОСАГО устанавливает правила «игры» для страховщиков; так, если машине менее 2 лет «от роду», то страховая обязана отправить её только к официальному дилеру, а стоимость услуг дилеров, как правило, существенно выше, поэтому проще заплатить деньгами.
Вам как потерпевшему в ДТП лучше обратные условия от вышеперечисленных: если у вас авто свежих годов, то лучше получить выплату, а для старых машин – лучше ремонт.
В каких случаях для страховой выгоднее выплата?
И наоборот от вышеописанного – если автомобиль достаточно старый, то в случае направления на ремонт страховая должна будет на свои деньги купить запчасти. А б/у детали закон запрещает закупать для восстановления авто после ДТП. Зато при выплате деньгами учитывается износ. Поэтому последний вариант и выгоднее для страховой.
Так, если вашему автомобилю более 5 лет, то с большей долей вероятности вам произведут выплату деньгами.
Ещё один вариант выгоды выплаты кроется в несовершенстве Единой методики расчёта возмещения ОСАГО. Так, стоимость некоторых деталей по такой методике может быть достаточно низкой, а фактически они стоят значительно дороже. В таком случае страховщику выгоднее заплатить потерпевшему деньгами по расчёту из Единой методики, нежели самостоятельно оплачивать купленные СТО детали.
Но, помимо выгоды, для страховой есть и законодательные ограничения для возможности направить потерпевшего в аварии на ремонт. На сегодняшний день выплата вместо ремонта будет положена в случаях, когда:
- срок восстановительного ремонта длится дольше 30 дней (ст. 15.2 ФЗ Об ОСАГО) – в этом случае при превышении этого срока потерпевшему будет «капать» неустойка по 0,5% за каждый день просрочки, и страховая при прогнозе длительности ремонта выплатить деньгами,
- дальность ближайшего СТО от места ДТП или места жительства потерпевшего более 50 км, а организовать эвакуацию автомобиля для страховой слишком дорого (абзац 2 ст. 15.2),
- у страховой организации нет договора с официальным дилером по марке вашего автомобиля, и при этом машине менее 2 лет (абзац 3 той же статьи),
- страховой случай признан «тоталом» (полной гибелью автомобиля) – статья 16.1 ФЗ Об ОСАГО и ниже также данная норма,
- потерпевший во время ДТП (или после аварии) погиб,
- потерпевший получил тяжкий или средней тяжести вред здоровью, и при этом в заявлении выбрал выплату,
- потерпевший является инвалидом, и при этом в заявлении выбрал выплату,
- если сумма ремонта по калькуляции более лимита в 400 тысяч рублей.
Комментарии
19 Февраля, 2019 — 07:50
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец.
Полезная статья. У меня новый авто. Застрахован только по ОСАГО. Сегодня пойду на оценку.
26 Апреля, 2019 — 19:59
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец.
здравствуйте,это все конечно интересно.но момент по поводу запчастей которые будет ставить сервис они должны быть оригинальные? или как? дело в том, что разница между оригиналом и тем же Китаем очень очень очень большая. и качество, у меня допустим оцинкованная оригинальная,а весь остальной шлак нет. вот как в этом случае быть?
26 Апреля, 2019 — 20:32
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец.
Добрый вечер, Алексей. К сожалению, обязанности производить ремонт с использованием только оригинальных запчастей у страховой организации нет. Но есть требование по качественному выполнению ремонта. Если в результате использования неоригинальных компонетов ремонт произведён некачественно, то страховщик обязан устранить данный недостаток.
27 Апреля, 2019 — 14:31
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец.
Машина старая, после аварии оценщики сказали: «у вас тотал». Типа машину на списание. При этом за машиной следил, она даже после аварии в очень хорошем техническом состоянии, на ходу, но кузов (задняя часть) повреждён. Выплата, которую мне насчитали не позволяет даже с учётом продажи остатков купить примерно такую же машину, которая у меня была. Страховая, ясен день, наотрез отказывается машину ремонтировать, стоимость восстановительного ремонта более чем в два раза превышает выплату. Получается, я, как пострадавшая сторона, имею убыток от всей этой истории. Как быть?
28 Апреля, 2019 — 12:47
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец.
Добрый день, Игорь.
В Вашем случае необходимо сделать независимую экспетизу, которая установит реальную сумму ущерба. Кроме того, эксперт при первичном осмотре должен указать, стоит ли проводить экспертизу – реально ли сумма от страховой занижена.
28 Февраля, 2021 — 23:51
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец.
посадить в тюрьму водителя — виновника и заказчика дтп. в пртивном случае вам будут таранить авто постоянно. а так они там издохнут — нет человека — нет проблем.
19 Июля, 2019 — 15:37
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец.
Добрый день, звонили с СТО, зовут на осмотр, горячая линия Росгосстрах говорит, что вчера выслала почтой России доки на ремонт. Что делать, если я не могу так надолго, срок 30 дней, оставить машину на ремонт? Есть вариант получить деньги и отремонтировать самостоятельно и быстрее? Машине почти 6 лет
20 Июля, 2019 — 02:39
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец.
Здравствуйте, Анна. Ну так СТОА вам почти на блюдичке выплату деньгами преподносят. Дело вот в чем. Никакого осмотра на СТОА быть не должно, вернее он может быть, но уже в рамках ремонта. Как правило, СТОА сперва фоткают и отправляют потерпевших домой, типа мы посчитаем, со страховой согласуем, запчасти закажем и позовем. Так вот. Чтоб получить право требовать выплату, надо получить отказ от СТОА принимать машину в ремонт. Чтоб получить такой отказ, как правило, достаточно правильно сдать машину в ремонт, а именно.
1. при первом же визите, надо сдавать и настаивать на том, что сдаете машину именно в ремонт и её должны прям сейчас принять.
2. В направлении на ремонт указать, что не согласны на увеличение сроков ремонта, на использование при ремонте бывших в употреблении, неоригинальных или контрафактных деталей. Заверить это своей подписью. Пишется это в любом свободном месте направления. После написания обязательно сфоткать. Если дадут какой-нибудь акт приемки, то значит это пишем и там.
Обычно, после этого СТОА отказывается принимать авто в ремонт. Ваша задача все зафиксировать. Для этого нужны свидетели и непрерывная видеосъемка (могут как раз снимать свидетели). Должно быть на видео снято и видно, куда вы приехали, по какому адресу, зачем, к кому, на чём и т.п.
В любом случае требовать письменный отказ в принятии авто в ремонт.
Важно внимательно читать все что дают подписывать, в том числе направление на ремонт. С чем не согласны, можете своей рукой это и писать) Не подписывать никаких договоров уступки или цессий в сервисе.
Я видел решение суда, где суд отказал, ссылаясь, что потерпевший не обратился на СТОА и как возможный вариант указал, обращение письменно по почте на СТОА. Так вот. можно и это сделать. бонусом.
Еще вы должны понимать, что страховщик не выплатит вам в такой ситуации добровольно. Придется судиться, а суды это долго. может быть год и более.
Еще можно пробовать получить выплату деньгами, если страховщик не уложился в 20 дневный срок с выдачей вам направления. т.е если отправил почтой за истечением 20 дневного срока. Но это опять же через суд. А, и это. какой суд. до суда еще далеко. финансовый уполномоченный же сейчас. ну может он решит ваш спор со страховщиком, точно.
Еще можно подписать соглашение на выплату деньгами. Но тут страховщик может занизить даже и без того низкую (причем с учетом износа) сумму которая вам причитается.
В общем масса всяких нюансов, которые не предусмотреть и не рассказать и главное никаких гарантий, может в дальнейшем и суд еще отказать, хотя требования будут основываться на законе. Скажут например. вон, вам с сервиса позвонили, зачем вам было письменное направление. ну и что, что его страховщик отправил спустя месяц и т.п.
О, РОСГОССТРАХ же у вас) Письмо, которое придет от них. вскрывать исключительно под видео при свидетелях) На практике, они могут не прислать направление на ремонт, а в самом письме (ответе) написать, что направление прилагается) Было уже такое.
В любом случае надо вам представителя хорошего и терпения вагон, а лучше два)
Источник