- Достоверность стоимости работ на объектах культурного наследия будут проверять по новым правилам
- Разъяснение Минстроя РФ по вопросу расчета государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта.
- Ценообразование в строительстве
- Новый подход: установлен порядок проверки достоверности определения сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия
- В каких случаях государственный заказчик работ по сохранению объектов культурного наследия должен проверять смету стоимости работ?
- Вопрос
- Ответ
- Обоснование
Достоверность стоимости работ на объектах культурного наследия будут проверять по новым правилам
Вступил в силу новый порядок проведения проверки достоверности определения сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия. Расширяется предмет проверки достоверности определения сметной стоимости работ, а также устанавливаются особенности проведения такой проверки. Требования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 1541.
В частности, изменяется перечень случаев, когда проверка сметной стоимости проведения капитального ремонта объектов капитального строительства является обязательной.
Кроме того, теперь проверке подлежит сметная стоимость работ по сохранению объектов культурного наследия в случае, если при проведении таких работ затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов культурного наследия.
Постановлением также вносятся изменения в перечень документов, представляемых для проведения проверки: в частности, исключена проектная документация (кроме сметы на строительство) и расширен перечень лиц, уполномоченных на представление документов.
Документом изменяется подход к определению размера платы за проведение проверки. Цена проведения проверки сметной стоимости строительства, реконструкции объекта культурного наследия, работ по его сохранению (в случае если предполагается замена или восстановление несущих строительных конструкций объекта), а также ремонта автомобильных дорог общего пользования будет составлять 20 тысяч рублей, при условии, если сметная стоимость работ составляет от 10 млн. рублей и выше.
Десять тысяч рублей заявитель заплатит в случае проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капстроительства (за исключением автомобильных дорог общего пользования), а также иных работ по сохранению объектов культурного наследия, если их сметная стоимость ниже 10 млн. рублей.
Документ исключает плату в размере 20% стоимости государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, рассчитанной на момент представления документов для проведения проверки сметной стоимости.
Источник
Разъяснение Минстроя РФ по вопросу расчета государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта.
Ценообразование в строительстве
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в связи с изменениями порядка расчета государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости (далее — проверка сметной стоимости) капитального ремонта объектов капитального строительства сообщает следующее.
Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 данной статьи, осуществляется подготовка раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства».
В соответствии с частью 12.2 статьи 48 Кодекса в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов (далее — дефектный акт).
Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Таким образом, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства градостроительным законодательством не предусмотрена обязанность застройщика по подготовке проектной документации в строгом соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.
Согласно части 2 статьи 8.3 Кодекса при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства если сметная стоимость капитального ремонта, фиксируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость подлежит проверке сметной стоимости в случаях, установленных пунктом 27(4) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Положение N 145).
Пунктом 27(3) Положения N 145 установлено, что при проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации проводится изучение и оценка соответствия указанных в абзаце первом пункта 27(3) расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и в дефектный акт по состоянию на дату обследования.
Пунктом 16(4) Положения N 145 предусмотрено, что для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (в случае, если такие работы не связаны со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) представляется в том числе проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации (подпункт «г» пункта 13), а также дефектный акт по состоянию на дату обследования.
При представлении для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства проектной документации на объект капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 51(1) Положения N 145.
В случае если для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства за исключением многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах) представляется одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства дефектный акт, то для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 57(2) Положения N 145.
За проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах), осуществляемой без проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и оценки соответствия проектной документации, в соответствии с пунктами 57 и 57(3) Положения N 145 взимается плата в размере 24 тыс. рублей, в т.ч. НДС.
Вместо с тем, отдельно следует рассматривать вопрос о порядке расчета стоимости проверки сметной стоимости капитального ремонта автомобильных дорог.
Учитывая, что при капитальном ремонте автомобильных дорог на проверку сметной стоимости одновременно со сметой на капитальный ремонт предоставляются проектная документация и материалы инженерных изысканий, обязательность разработки которых предусмотрена подпунктом 5 пункта 3 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных работ, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402, для определения размера платы за проведение такой проверки применяется и положение пункта 57(1) Положения N 145.
В целях однозначного толкования Положения N 145 в настоящее время Минстрой России подготавливает соответствующие уточнения.
Источник
Новый подход: установлен порядок проверки достоверности определения сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия
23 декабря 2017 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1541 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Постановление устанавливает порядок проведения проверки достоверности определения сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия и уточняет предмет проверки в связи с изменением понятия укрупненного норматива цены строительства.
Новое Постановление расширяет предмет проверки достоверности определения сметной стоимости работами по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также устанавливает особенности проведения такой проверки.
Документ изменяет перечень случаев, когда проверка сметной стоимости проведения капитального ремонта объектов капитального строительства является обязательной.
Кроме того, теперь проверке подлежит сметная стоимость работ по сохранению объектов культурного наследия в случае, если при проведении таких работ затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов культурного наследия.
Постановление также вносит изменения в перечень документов, представляемых для проведения проверки: в частности, исключена проектная документация (кроме сметы на строительство) и расширен перечень лиц, уполномоченных на представление документов.
Постановление изменяет подход к определению размера платы за проведение проверки.
20 тысяч рублей будет стоить проведение проверки сметной стоимости строительства, реконструкции объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия, при проведении которых предполагается замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта культурного наследия капитального, ремонта автомобильных дорог общего пользования, капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением автомобильных дорог общего пользования), если сметная стоимость работ составляет от 10 млн. рублей и выше.
10 тысяч рублей заявитель заплатит в случае проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением автомобильных дорог общего пользования), а также иных работ по сохранению объектов культурного наследия, если их сметная стоимость ниже 10 млн. рублей.
Документ исключает плату в размере 20% стоимости государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, рассчитанной на момент представления документов для проведения проверки сметной стоимости.
Куда вносятся изменения?
Постановление вносит изменения в:
— Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87;
— постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 427 и в Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы российской федерации, средств юридических лиц, созданных российской федерацией, субъектами российской федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 427;
— Положение о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 года № 959;
— постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации».
Федеральный закон от 26 июля 2017 года № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» направлен на устранение неурегулированных федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 369-ФЗ проблем, в том числе на уточнение понятийного аппарата (сметная стоимость, НЦС), полномочий Минстроя России в сфере ценообразования, уточнения порядка разработки сметных нормативов, осуществления мониторинга цен строительных ресурсов.
Постановление направлено на реализацию положений данного закона.
Источник
В каких случаях государственный заказчик работ по сохранению объектов культурного наследия должен проверять смету стоимости работ?
Е. М. Тараненко
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Вопрос
Должен ли государственный заказчик работ по сохранению объектов культурного наследия осуществлять проверку (экспертизу) сметной стоимости работ, если указанные работы не затрагивают конструктивные характеристики объекта? Если экспертиза необходима, то какое учреждение в настоящий момент осуществляет проверку (экспертизу) сметной стоимости?
Ответ
Государственный заказчик должен осуществить проверку достоверности сметной стоимости работ по сохранению объекта культурного наследия, в случае если проводится капитальный ремонт, который включает виды работ, установленные Положением о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) или замену и (или) восстановление всех строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов; замену и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения).
Экспертиза сметной стоимости проводится в рамках государственной экспертизы в Санкт-Петербурге, в частности, Санкт-Петербургским государственным автономным учреждением «Центр государственной экспертизы».
Обоснование
С 17 января 2020 г. проверка достоверности определения сметной стоимости осуществляется в рамках государственной экспертизы проектной документации в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном Положением о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1948).
Частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ установлено, что в случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.
При закупке финансируемых с привлечением бюджетных средств работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства, работ по сохранению объектов культурного наследия необходимо проверить достоверность их сметной стоимости, если она превышает 10 млн руб. (если не превышает — проверка нужна при условии, что ее проведение предусмотрено в контракте). Для этого осуществляется госэкспертиза проектной документации (п. «б» п. 27 Положения, утвержденного Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 31.12.2019) «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»). Если проводится капитальный ремонт, проверка сметной стоимости нужна в случаях, установленных Правительством РФ (ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ).
Как установлено в пункте 27.4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, проверке сметной стоимости подлежит сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства в случае, если такой капитальный ремонт включает:
а) замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) или замену и (или) восстановление всех строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
б) замену и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения;
в) изменение всех параметров линейного объекта, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования такого объекта и при котором не требуется изменение границ полосы отвода и (или) охранной зоны такого объекта.
Е. М. Тараненко
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Источник