Организация рабочего места слесаря по ремонту автомобилей
Рабочее место — единица структуры предприятия, где размещены исполнители работы, технологическое оборудование, часть конвейера, оснастка и предметы труда. Это первичное и основное звено производства. Правильная организация рабочего места предполагает четкое определение объема и характера, выполняемых на нем работ, необходимое оснащение, рациональную планировку, систематическое обслуживание, благоприятные и безопасные условия труда.
На каждое рабочее место составляется паспорт, в котором указываются: содержание выполняемой работы, годовое задание в человеко-часах, режим и условия работы, планировка, оснащение и порядок обслуживания рабочего места, и порядок размещения на нем обрабатываемых изделий.
Оснащение рабочего места осуществляется по утвержденной технической документации на выполнение работ. Оно включает организационную и технологическую оснастку.
Технологическое оснащение включает оборудование и оснастку, измерительный, режущий, монтажный и вспомогательный инструмент, а также техническую документацию. Средства технологического оснащения на рабочем месте должны размещаться в определенном, удобном для работы порядке с тем, чтобы исключить потери времени на поиски и перекладывание с места на место.
Требования техники безопасности, при обслуживании и ремонте, состоит главным образом в правильной организации рабочего места, оснащением его необходимыми приспособлениями и инструментами, обеспечивающие безопасную работу.
Пользоваться только исправными инструментами и приспособлениями, использовать их только по назначению.
Выполнять технику безопасности при работе с приборами для проверки стартера.
Запрещается класть инструменты на оборудование и на ограждения.
По окончании работы необходимо тщательно убрать рабочее место, уложить инструмент, приспособления и детали на соответствующие места.
Охрана труда
В России существует государственная система стандартов безопасности труда, устанавливающая общие требования безопасности работ (ГОСТ 12.3.017 — 85), которые проводятся на автотранспортных предприятиях, станциях ТО и специализированных центрах при всех видах технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.
Все лица, поступающие на работу, проходят вводный инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии, который является первым этапом обучения технике безопасности на данном предприятии.
Вторым этапом обучения является инструктаж на рабочем месте, проводимый с целью усвоения рабочим безопасных приемов труда непосредственно по той специальности и на том рабочем месте, где он должен работать.
1. При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо принимать меры против их самостоятельного перемещения.
2. Запрещается техническое обслуживание и ремонт автомобилей с работающим двигателем.
3. Подъемно-транспортное оборудование должно быть в исправном состоянии и использоваться только по своему прямому назначению. К работе с этим оборудованием допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку и инструктаж.
4. Во время работы запрещается оставлять инструменты на краю осмотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля.
5. При сборочных работах совпадение отверстий в соединяемых деталях необходимо проверять специальными ломиками, бородками или монтажными крючками.
6. Запрещается проверять совпадение отверстий пальцами.
7. Во время разборки и сборки узлов и агрегатов необходимо применять специальные съемники и ключи. Трудно снимаемые гайки сначала следует смочить керосином, а затем отвернуть ключом, запрещается отвертывать гайки зубилом или молотком.
8. Запрещается загромождать проходы между рабочими местами, деталями и узлами, а также скапливать большое количество деталей на местах разборки.
9. Гидравлические и пневматические устройства должны быть снабжены предохранительными клапанами.
10. Рабочий инструмент должен находиться в исправном состоянии.
Основными причинами возникновения пожаров на автотранспортных предприятиях являются: неисправность отопительных приборов, электрооборудования и освещения, неправильная их эксплуатация; самовозгорание горючесмазочных и обтирочных материалов при неправильном их хранении; неосторожное обращение с огнем.
Во всех производственных помещениях необходимо выполнять следующие противопожарные требования:
· курить только в специально отведенных для этого местах;
· не пользоваться открытым огнем;
· хранить топливо и керосин в количествах, не превышающих сменную потребность;
· не хранить порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;
· проводить тщательную уборку в конце каждой смены;
· разлитое масло и топливо убирать с помощью песка;
· собирать использованные обтирочные материалы, складывать их в металлические ящики с крышками и после окончания смены выносить в специально отведенное для этого места.
Чтобы не создавать условий для возникновения пожара в производственных помещениях и на автомобиле запрещается:
— допускать попадание на двигатель и рабочее место топлива и масла;
— оставлять в кабине, на двигателе и рабочих местах обтирочные материалы;
— допускать течь в топливопроводах, баках и приборах системы питания;
— держать открытыми горловины топливных баков и сосудов с воспламеняющими жидкостями;
— мыть или протирать бензином кузов, детали и агрегаты, мыть руки и одежду бензином;
— хранить топливо (за исключением находящегося в топливном баке автомобиля) и тару из-под топлива и смазочных материалов;
— пользоваться открытым огнем при устранении неисправностей;
— подогревать двигатель открытым огнем.
На видных местах около телефонных аппаратов должны быть вывешены таблички с указанием телефонов пожарных команд, план эвакуации людей, автомобилей и оборудования на случай пожара и фамилии лиц, ответственных за пожарную безопасность.
Пожарные краны во всех помещениях оборудуют рукавами и стволами, заключенными в специальные шкафы. В помещениях устанавливают пенные огнетушители (один огнетушитель на 50 м 2 площади помещения) и ящики с сухим песком (один ящик на 100 м 2 площади помещения). Около ящика с песком на пожарном стенде должны располагаться лопата, лом, багор, топор, пожарное ведро.
Заключение
Автотранспортное предприятие сложное современное производство, на котором трудятся высококвалифицированные рабочие, техники и инженеры.
В настоящее время происходит интенсивное совершенствование конструкций транспортных средств, повышение их надёжности и производительности, снижение эксплуатационных затрат, повышение всех видов безопасности. Всё это вызывает необходимость повышения уровня подготовки квалифицированных рабочих по специальности «Слесарь по ремонту автомобилей».
При написании работы были рассмотрены наиболее часто встречающиеся причины неисправностей и способы их устранения стартера. Каждая из этих причин имеет прямое отношение к безотказности автомобиля в работе и безопасности движения. Но может случиться, что какая-либо своевременно не замеченная и, значит, не устраненная неисправность приведет к тяжелым последствиям.
В процессе эксплуатации стартер требует периодической проверки и технического обслуживания.
В целях обеспечения надежности и безотказной работы стартер очищают от грязи и масла, проверяют его крепление на двигателе, состояние и крепление наконечников проводов на выводах стартера и в цепи питания.
Не реже одного раза в год стартер снимают с двигателя, снимают крышку и проверяют состояние коллектора и щеток, продувают сжатым воздухом, при необходимости очищают коллектор и заменяют щетки. Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгорания, ее рекомендуется протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. Если грязь или следы подгорания не удается устранить, то коллектор следует зачистить мелкой шкуркой.
Стартер разбирают через каждые 100 000 км пробега автомобиля и при ремонте в случае необходимости.
Выводы по улучшению ТО и ремонта по данной теме.
Для упрощения произведения проверки стартера его проверяют на стенде, что значительно увеличивает уверенность в точности проверки и уменьшает затраченное время.
Если есть сомнения в эффективности работы стартера, необходимо проверить его на стенде. Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болту тягового реле стартера должны иметь сечение не менее 16 мм.
Температура стартера при проверках должна быть (25±5)° С, а щетки – хорошо притерты к коллектору.
Для упрощения произведения ремонта и других операций используются пневмо- и электро- инструменты вместо обычных.
В настоящее время происходит интенсивное совершенствование конструкций стартеров, повышение их надежности и производительности. Осуществляется более частое обновление выпускаемых моделей, придание им более высоких потребительских качеств, отвечающих современным требованиям. Все это вызывает необходимость повышения профессионального уровня автомеханика. Он должен иметь представление о современном состоянии и тенденциях развития как автомобилестроения в целом, так и отдельных моделей автомобилей, уметь оценивать техническое состояние, чтобы затем надежно проводить обслуживание и ремонт автомобилей. От того, как надежно обслуживается автомобиль, зависит жизнь и безопасность не только владельца автомобиля, но и окружающих. Профессия автомеханика интересна, ответственна, и востребована.
Во время написании письменной экзаменационной работы были систематизированы научные и практические знания в области эксплуатации и ремонта стартера. В данной работе были рассмотрены решения по тем или иным проблемам, возникающим в процессе эксплуатации и ремонта стартера, изменению конструкции ненадежных узлов и элементов, применению альтернативных видов новых материалов, разработке новых методик испытаний и регулировок с целью получения улучшенных характеристик по надежности, долговечности и экономичности.
В ходе написания письменной экзаменационной работы рассмотрены основы обеспечения работоспособности стартера; изучено устройство стартера; ознакомились с перечнем выполняемых работ в объеме технического обслуживания для стартера, с основными нормативами безопасности; с организацией диагностических и регулировочных работ, были рассмотрены методы и способы восстановления работоспособности стартера. В итоге создана возможно быстрая адаптацию на работе по специальности.
Также были разработаны мероприятия по повышению качества услуг, выработаны предложения по повышению качества услуг, приобретены практические навыки планирования, организации производства и труда, были закреплены, углублены знания, полученные в процессе обучения.
Источник
Организация рабочего места автослесаря
Основным рабочим местом автослесаря вне постов и линий технического обслуживания и ремонта является пост, оборудованный слесарным верстаком, на котором разбирают и собирают снятые с автомобиля узлы и приборы и выполняют слесарно-подгоночные и другие работы.
Крышку верстака обивают тонкой листовой (кровельной) сталью, что предохраняет, его от повреждений и облегчает содержание в чистоте.
Приступая к работе, автослесарь должен подготовить все необходимые для ее выполнения инструмент и приспособления и правильно расположить их на верстаке.
Важную роль играет поддержание инструмента и приспособлений в исправном состоянии и соблюдение правил пользования ими. Для удобства работы тиски должны быть закреплены на верстаке на определенной высоте в зависимости от роста работающего. Тиски установлены правильно, если рука работающего, опирающегося локтем на губки тисков, касается концами пальцев подбородка.
Молотки должны быть прочно насажены на рукоятки, изготовленные из древесины твердых пород.
Конец рабочей части зубил и крейцмейселей необходимо хорошо затачивать под определенным углом. С верхнего конца зубила, крейцмейселя, а также бородка и выколотки следует удалять образовавшиеся заусенцы, которые, отлетая при ударах молотка, могут поранить.
Деревянные ручки напильников необходимо усиливать металлическими кольцами, предохраняющими ручки от раскалывания и позволяющими плотнее насаживать их на хвостовики напильников.
Приготавливая к работе слесарную ножовку, следует правильно (зубья ножовки должны быть направлены вперед) установить полотно в ножовочный станок и хорошо затянуть барашек, чтобы при резании полотно не изгибалось.
При выполнении работ непосредственно у автомобиля рабочим местом автослесаря является пост технического обслуживания или ремонта.
Как при выполнении работы на верстаке, так и непосредственно у автомобиля важное значение имеет ее организация.
До начала работы автослесарь должен получить наряд на ее выполнение. В наряде указывают, какую работу надо выполнить, норму времени и расценку. Требуемые для выполнения работы запасные части или материалы выписывают со склада.
Если необходимо изготовить новую деталь самому автослесарю, ему выдают чертеж или образец детали. Получив задание (наряд) на работу, автослесарь должен прежде всего подготовить инструмент, приспособления и материалы, необходимые для выполнения задания, и правильно расположить их на верстаке или у автомобиля.
Каждый инструмент надо помещать на определенное место, чтобы любой предмет можно было брать сразу, не делая лишних движений и не затрачивая лишнего времени на его поиски. Желательно приучить себя брать инструмент не глядя.
Инструменты, которые берут левой рукой, помещают слева, а те, которые берут правой рукой, — справа. Все, чем пользуются чаще, располагают ближе к себе. Предметы, не имеющие отношения к выполняемой работе, убирают с верстака.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова
Источник
2.5. Организация рабочего места слесаря по ремонту автомобилей.
Рабочее место слесаря-сборщика — это часть производственной площади цеха или участка с необходимым оборудованием, инструментами, приспособлениями, материалами и принадлежностями, которые применяет рабочий или бригада для выполнения производственного задания. При слесарно-сборочных работах на каждое рабочее место слесаря отводится площадь от 6 до 10 м2 (в зависимости от размера собираемого изделия).
Под организацией рабочего места слесаря-сборщика понимается правильная расстановка оборудования, наивыгоднейшее расположение инструмента и деталей на рабочем месте, планомерное снабжение деталями и вспомогательными материалами, механизация и оснащение специальными приспособлениями технологического процесса сборки.
Основным рабочим местом слесаря-сборщика является верстак или сборочный стол на конвейере (рис. 1,а, б).
а — верстак с передвижным сборочным столиком и с приспособлением для подвески механизированного инструмента, б — расположение инструмента на верстаке и в ящике.
В зависимости от вида собираемых изделий стол верстака покрывают прочным листовым материалом (декоративным пластиком, линолеумом, фанерой и др.). Спереди и с боков крышки стола устанавливают деревянные планки-бортики или металлические угольники, препятствующие падению с верстака мелких деталей и инструментов. В зависимости от условий работы верстаки бывают одноместными и многоместными-для двух и более рабочих. В многоместных слесарных верстаках расстояние между тисками должно быть 1200-1500 мм. Верстак должен быть прочным и устойчивым. Размещать верстаки следует таким образом, чтобы проходы между ними были не менее 1,5 м. При конвейерной сборке верстаки нужно располагать вблизи конвейера так, чтобы рабочий находился между конвейером и верстаком. Рабочее место у верстака должно быть хорошо освещено. Для работы в вечернее время рабочее место освещается электрической лампочкой местного освещения.
К рабочему месту предъявляются следующие требования:
1. На рабочем месте должно находиться только то, что требуется для выполнения данного задания.
2. Инструменты, детали и документация должны быть расположены на расстоянии вытянутой руки; при этом предметы, которыми рабочий пользуется более часто, располагают ближе, а предметы, которыми он пользуется реже,- дальше.
3. Все, что берется левой рукой, должно быть расположено слева, а все, что берется правой,- справа. Все, что берется обеими руками, должно находиться впереди.
4. Инструмент и детали следует разложить в строгой последовательности их применения, а не разбрасывать и не накладывать друг на друга.
5. В ящиках верстака должны находиться наиболее часто употребляемые инструменты, приспособления и материалы. Все точные мерительные инструменты необходимо хранить в футлярах.
6. Напильники, сверла, метчики и другие режущие инструменты следует укладывать на деревянные подставки так, чтобы они были предохранены от повреждений.
7. Чертежи, инструкции, наряды и другую документацию нужно помещать для удобства пользования на видном месте.
До начала работы слесарь-сборщик должен ознакомиться с заданием, рабочим нарядом, технологическим процессом и чертежами, подготовить необходимый инструмент, приспособления, материалы и детали, проверив предварительно их исправность.
Вовремя работы слесарь-сборщик обязан в течение всего рабочего дня полностью использовать все рабочее время, не отвлекаясь от работы, и не отлучаться с рабочего места без разрешения мастера, использовать инструмент только по его назначению и предохранять его от повреждений и загрязнения; строго соблюдать правила техники безопасности.
По окончании работы слесарь-сборщик должен привести в порядок рабочее место (оборудование, верстак, станки, а также прилегающую к ним площадь), тщательно очистив его от стружки и мусора; смазать рабочие части станков тонким слоем машинного масла; очистить от грязи и масла инструменты и приспособления, применявшиеся при работе; тщательно вычистить, вытереть измерительный инструмент и покрыть его тонким слоем вазелина или бескислотного масла; разложить или расставить по отведенным местам готовые узлы и детали;
раздвинуть губки тисков, оставив зазор между ними 5-10 мм.
Источник