Организация рабочего места слесаря по ремонту машин

Организация рабочего места слесаря по ремонту машин

В условиях автотранспортного предприятия все работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей выполняются бригадами слесарей, как правило, без участия водителей автомобилей. В зависимости от вида выполняемых работ в состав бригад включаются рабочие различных специальностей (смазчики, слесари-регулировщики, электрики, карбюраторщики и др.). Техническое обслуживание, как правило, не требует снятия агрегатов, механизмов и приборов с автомобиля, поэтому эти работы выполняются в основном на специально оборудованных постах.

При текущем ремонте значительная часть (до 50%) общего объема работ также выполняется на постах. К этим работам относятся: снятие агрегатов и механизмов, требующих замены, установка новых или отремонтированных агрегатов и механизмов на автомобиль, крепежные и регулировочные работы. Таким образом, рабочим местом слесаря-ремонтника по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей в автотранспортном предприятии является специально оборудованный пост, который может быть тупиковым, либо является частью поточной линии. В зависимости от объема работ рабочий пост может включать одно или несколько рабочих мест.

Выполняя работы на постах по техническому обслуживанию и ремонту, рабочий вынужден занимать различные положения относительно автомобиля, поэтому оборудование постов должно обеспечить рабочему удобство доступа к автомобилю со всех сторон. Для этих целей посты оборудуются осмотровыми канавами, эстакадами, подъемными устройствами. Осмотровая канава — наиболее распространенный вид рабочего поста для технического обслуживания и Ремонта автомобилен.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Необходимость в осмотровых канавах определяется тем, что значительную часть работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля приходится выполнять снизу, что вызывает определенные неудобства, снижает производительность труда и может привести к ухудшению качества выполняемых работ. Различают осмотровые канавы узкого и широкого типов. Узкие подразделяются на межколейные (рис. 2,а) и боковые (рис. 2,6).

Рис. 2. Осмотровые канавы:
узкие: а — межколейная, б — боковая; широкие: в — сочетание межколейной и боковой, г — межколейная с наружными ребордами; д — канава с гидравлическим подъемником

Рис. 3. Типы гидравлических подъемников:
а — одноплунжерный, 6 — двухплунжерный, а — с перемещаемым цилиндром

Широкие осмотровые канавы могут быть как сочетание межколейных и боковых (рис. 2, в) или как межколейные с наружными ребордами (рис. 2,г). Широкие осмотровые канавы имеют ряд преимуществ: в них обеспечивается лучшая освещенность и вентиляция, лучший доступ к нижним и боковым частям автомобиля. Для удобства технического обслуживания автомобиля и облегчения труда на осмотровых канавах часто устанавливают подъемно-транспортные приспособления с гидравлическими или пневматическими подъемниками (рис, 2, д).

Рис. 4. Электромеханический четырехстоечный подъемник:
а — общий вид, б — схема устройства

К недостаткам осмотровых канав следует отнести стесненные условия работы снизу автомобиля, невозможность вывешивания передних и задних колес без дополнительных приспособлений, неудобство работы сбоку автомобиля, так как рабочему приходится низко наклоняться, что быстро утомляет.

Часто посты для технического обслуживания и ремонта автомобилей оборудуются подъемниками. Наиболее распространенными типами подъемников, применяемыми в автотранспортных предприятиях, являются гидравлические и пневмогидравлические, а также электромеханические подъемники.

Рис. 5. Гаражный гидравлический домкрат

Гидравлические и пневмогидравлические подъемники в зависимости от их грузоподъемности изготовляются одноплунжерными (рис. 3, а) и двухплунжерными. В некоторых конструкциях двухплунжерных гидравлических подъемников предусмотрена возможность изменить расстояние между плунжерами, что позволяет использовать их для подъема автомобилей с различной базой. Это осуществляется благодаря перемещению одного из цилиндров с плунжером (рис. 3,в). Подъем автомобиля на гидравлическом подъемнике происходит за счет давления, создаваемого под плунжером маслом, нагнетаемым при помощи насоса в цилиндр гидроподъемника.

Читайте также:  Ремонт электро для авто

Аналогично работает и пневмогидравлический подъемник, с той лишь разницей, что давление масла, действующего на плунжер, создается сжатым воздухом, который подается компрессором в емкость, заполненную этим маслом.

Электромеханический четырехстоечный подъемник (рис. 4, а) грузоподъемностью 7 Т работает следующим образом. Автомобиль устанавливается на платформу 5 (рис. 4,6), которая подвешена на четырех грузовых винтах при помощи гаек. Каждый из винтов приводится во вращение электродвигателем через червячный редуктор 2. Для вывешивания колес автомобиля служит тележка с домкратом.

Рис. 6. Консольный передвижной гидравлический кран

Преимущество подъемников по сравнению с осмотровыми канавами заключается в том, что работы снизу автомобиля производятся с уровня пола, что создает лучшие условия для рабочего. Автомобиль поднимается на высоту 1,2—1,5 м, что обеспечивает хороший доступ к его нижним частям.

При техническом обслуживании автомобилей на площадках, не оборудованных специальными осмотровыми устройствами, для вывешивания передней или задней части автомобиля используются разнообразные подъемные устройства. На рис. 5 изображен гидравлический подъемник (домкрат), используемый для этих целей с высотой подъема до 400 мм. Подъем автомобиля производится стрелой, соединенной с рамой. На конце стрелы укреплена опорная чашка 6, имеющая выступы, препятствующие сползанию автомобиля. Подъем стрелы осуществляется под давлением масла, нагнетаемого в цилиндр при качании рычага за рукоятку. Рукоятка служит для управления перепускным клапаном. Рукоятка фиксирует рычаг в нужном положении.

Рис. 7. Гаечные ключи:
а — открытые двусторонние, б — накидные (закрытые) двусторонние, в — торцовые

Агрегаты, требующие ремонта, снимаются с автомобиля и направляются в соответствующие цехи. Для снятия агрегатов с автомобиля и транспортировки их используются разнообразные подъемно-транспортные механизмы. На рис. 6 изображен консольный передвижной гидравлический кран. На раме жестко укреплена стойка и гидравлический цилиндр. К стойке шарнирно крепится стрела крана. В средней части стрела шарнир-но соединена со штоком поршня гидравлического цилиндра. Гидравлический насос с ручным приводом расположен на раме.

Подъем груза весом до одной тонны производится основной стрелой. При подъеме более легких грузов вылет стрелы может быть увеличен при помощи удлинителя, который фиксируется в четырех положениях.

Для выполнения разборочно-сборочных работ и крепежных работ на постах технического обслуживания и ремонта автомобилей используются комплекты различных ключей и съемников.

Рис. 8. Большой комплект инструментов для слесаря-авторемонтника

Гаечные открытые двусторонние ключи (рис. 7, а) для сборочно-разборочных и крепежных работ выпускаются трех наборов. Первый набор содержит девять ключей, второй — шесть ключей и третий — четыре ключа. Каждый набор ключей вкладывается в дерматиновый чехол.

Рис. 9. Ключи, применяемые при разборке (сборке) автомобилей:
а — торцовый с Г-образной рукояткой, б — торцовый с Т-образной рукояткой, в — коловоротный, г — крестообразный, К атегория: — Техническое обслуживание автомобилей

Источник

Организация рабочего места слесаря

Рабочее место слесаря — это часть производственной площади цеха или мастерской с оборудованием, приспособлениями, инструментом и материалами, необходимыми для выполнения определенного производственного задания.

Для того чтобы обеспечить высокую производительность труда, необходимо уделять особое внимание правильной организации рабочего места слесаря. Беспорядок в расположении инструментов и деталей на рабочем месте вызывает лишние движения, лишнюю беготню по цеху или гаражу. Небрежное отношение к инструментам ведет к быстрому их износу и порче. Грязь и беспорядок понижают производительность труда, поэтому каждый слесарь должен организовать свое рабочее место так, чтобы как можно меньше было помех в работе.

Читайте также:  Оборудование для ремонта амортизаторов автомобиля

Приступая к работе, слесарь должен сначала выяснить, какие слесарные инструменты, приспособления и оборудование потребуются для ее выполнения, и разложить все на верстаке или у автомобиля в определенном порядке. На рисунке а показан пример правильного расположения инструментов и обрабатываемых изделий при опиливании, а на рисунке б — правильное расположение их при рубке.

Инструменты, которыми приходится пользоваться чаще, следует располагать ближе к себе. Все, что берется правой рукой, должно находиться справа, а все, что берется левой рукой — слева. Надо приучить себя брать и класть предметы не глядя на них, а этого можно достичь в том случае, когда каждый предмет будет находиться на определенном месте. При правильном расположении предметов их можно брать с наименьшей затратой времени и легко привыкнуть класть обратно не глядя. При соблюдении этого условия рабочее место всегда будет в порядке. Порядок организует работу и предохраняет работающих от несчастных случаев.

а — при опиливании; б — при рубке; 1 — изделие, зажатое в тисках; 2 — готовое изделие; 3 — притирочная плита; 4 — измерительный инструмент; 5 — щетка для чистки напильников; 6 — напильники с выдвинутыми за предел верстака ручками; 7 — обрабатываемое изделие; 8 — молоток; 9 — тиски; 10 — зубило.

Каждым инструментом надо пользоваться только по его прямому назначению. Например, при завинчивании болтов и гаек надо брать ключ соответствующего размера, иначе можно испортить ключ и грани гайки или головки болта. Необходимо следить, чтобы режущие инструменты были хорошо заточены, так как тупой инструмент затрудняет, замедляет и ухудшает качество работы.

Основным рабочим местом слесаря является верстак, который представляет собой прочный стол высотой 0,75 м и шириной 0,85 м.

Верстак изготовляют из досок толщиной 50—60 мм. Верх и бока верстака обивают листовым железом, что предохраняет его от повреждений инструментами и обрабатываемыми деталями. Под крышкой верстака обычно устраивают выдвижные ящики или полки для хранения слесарных инструментов, чертежей и деталей. Верстак следует устанавливать вдоль стенки около окон, что обеспечивает хорошее освещение рабочего места дневным светом и позволяет проверять подгонку деталей на просвет.

По окончании работы слесарь должен тщательно очистить рабочее место (удалить стружки, опилки, мусор), инструменты и приспособления протереть и аккуратно уложить на определенное место в шкафу или ящике. При работе около автомобиля и его агрегатов, чтобы не тратить напрасно время на поиски нужных инструментов и не портить их при переноске, слесарь должен иметь специальный ящик, в котором можно уложить все инструменты, необходимые для выполнения данной работы.

Снимаемые с ремонтируемого автомобиля или агрегата детали помещаются в ящики.

Источник

2.5. Организация рабочего места слесаря по ремонту автомобилей.

Рабочее место слесаря-сборщика — это часть производственной площади цеха или участка с необходимым оборудованием, инструментами, приспособлениями, материалами и принадлежностями, которые применяет рабочий или бригада для выполнения производственного задания. При слесарно-сборочных работах на каждое рабочее место слесаря отводится площадь от 6 до 10 м2 (в зависимости от размера собираемого изделия).

Читайте также:  Ремонт дизельных двигателей легковых авто

Под организацией рабочего места слесаря-сборщика понимается правильная расстановка оборудования, наивыгоднейшее расположение инструмента и деталей на рабочем месте, планомерное снабжение деталями и вспомогательными материалами, механизация и оснащение специальными приспособлениями технологического процесса сборки.

Основным рабочим местом слесаря-сборщика является верстак или сборочный стол на конвейере (рис. 1,а, б).

а — верстак с передвижным сборочным столиком и с приспособлением для подвески механизированного инструмента, б — расположение инструмента на верстаке и в ящике.

В зависимости от вида собираемых изделий стол верстака покрывают прочным листовым материалом (декоративным пластиком, линолеумом, фанерой и др.). Спереди и с боков крышки стола устанавливают деревянные планки-бортики или металлические угольники, препятствующие падению с верстака мелких деталей и инструментов. В зависимости от условий работы верстаки бывают одноместными и многоместными-для двух и более рабочих. В многоместных слесарных верстаках расстояние между тисками должно быть 1200-1500 мм. Верстак должен быть прочным и устойчивым. Размещать верстаки следует таким образом, чтобы проходы между ними были не менее 1,5 м. При конвейерной сборке верстаки нужно располагать вблизи конвейера так, чтобы рабочий находился между конвейером и верстаком. Рабочее место у верстака должно быть хорошо освещено. Для работы в вечернее время рабочее место освещается электрической лампочкой местного освещения.

К рабочему месту предъявляются следующие требования:

1. На рабочем месте должно находиться только то, что требуется для выполнения данного задания.

2. Инструменты, детали и документация должны быть расположены на расстоянии вытянутой руки; при этом предметы, которыми рабочий пользуется более часто, располагают ближе, а предметы, которыми он пользуется реже,- дальше.

3. Все, что берется левой рукой, должно быть расположено слева, а все, что берется правой,- справа. Все, что берется обеими руками, должно находиться впереди.

4. Инструмент и детали следует разложить в строгой последовательности их применения, а не разбрасывать и не накладывать друг на друга.

5. В ящиках верстака должны находиться наиболее часто употребляемые инструменты, приспособления и материалы. Все точные мерительные инструменты необходимо хранить в футлярах.

6. Напильники, сверла, метчики и другие режущие инструменты следует укладывать на деревянные подставки так, чтобы они были предохранены от повреждений.

7. Чертежи, инструкции, наряды и другую документацию нужно помещать для удобства пользования на видном месте.

До начала работы слесарь-сборщик должен ознакомиться с заданием, рабочим нарядом, технологическим процессом и чертежами, подготовить необходимый инструмент, приспособления, материалы и детали, проверив предварительно их исправность.

Вовремя работы слесарь-сборщик обязан в течение всего рабочего дня полностью использовать все рабочее время, не отвлекаясь от работы, и не отлучаться с рабочего места без разрешения мастера, использовать инструмент только по его назначению и предохранять его от повреждений и загрязнения; строго соблюдать правила техники безопасности.

По окончании работы слесарь-сборщик должен привести в порядок рабочее место (оборудование, верстак, станки, а также прилегающую к ним площадь), тщательно очистив его от стружки и мусора; смазать рабочие части станков тонким слоем машинного масла; очистить от грязи и масла инструменты и приспособления, применявшиеся при работе; тщательно вычистить, вытереть измерительный инструмент и покрыть его тонким слоем вазелина или бескислотного масла; разложить или расставить по отведенным местам готовые узлы и детали;

раздвинуть губки тисков, оставив зазор между ними 5-10 мм.

Источник

Оцените статью