Организация трудовых процессов при ТО и ТР
Научная организация труда предусматривает организацию и обеспечение рабочих мест и собственно организацию трудового процесса.
Организация и обеспечение рабочих мест включает рациональную планировку и оснащение рабочих мест необходимым инструментом, приспособлениями и другой оснасткой, позволяющей интенсифицировать труд за счет механизации и автоматизации процессов, а также организацию материально-технического снабжения каждого рабочего места и четкого оперативного и экономического планирования его работы. Обследования показали, что простои рабочих из-за отсутствия материалов, инструментов, электроэнергии и по другим причинам организационного характера составляют 8% сменного времени.
Рациональная планировка рабочего места предусматривает наличие необходимой площади, на которой сосредоточиваются все средства производства, предоставляемые в пользование данного рабочего для осуществления рабочего процесса. Эта площадь должна соответствовать резмещению обрабатываемого объекта (агрегата, узла, детали, станка, приспособления и т.д.), вспомогательного оборудования (верстака, стенда, и т. д.) и самого рабочего.
Конкретные размеры площади определяются рабочей позой(работа стоя или сидя) и характером выполняемой работы.
Главной задачей при планировке рабочего места является рациональное размещение оборудования, инструментов, приспособлений, исключающих лишние движения рабочего, непроизводительные потери времени, повышенную утомляемость рабочего и в результате обеспечивающих наибольшую эффективность труда.
Большое значение в интенсификации груда приобретает применение средств механизации и автоматизации в сочетании с правильной организацией труда и экономической эффективностью применяемых средств. Организация материально-технического снабжения рабочего места предусматривает организацию порядка и бесперебойного снабжения рабочих мест запасными частями, материалами и инструментами.
Наконец, для правильной организации работы на данном рабочем месте должны быть установлены плановые показатели трудовых и материальных затрат (заработная плата, запчасти, материалы, электроэнергия).
В соответствии с изложенным является целесообразным планирование и нормирование повременно оплачиваемых работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей и внедрение в практику выдачи и учета выполнения сменных и разовых заданий отдельными рабочими и бригадами рабочих. К числу вопросов организации обеспечения рабочих мест следует отнести и организацию эффективных методов технического контроля за выполнением работы.
Основой научной организации трудовых процессов является рациональное разделение труда и его кооперация. Разделение труда обусловливает специализацию рабочих — что является важнейшим фактором повышения производительности труда.
Характерным примером разделения труда является поточная организация технического обслуживания автомобилей. Повышение производительности при поточной организации достигается за счет:
- многократного повторения одного и того же комплекса движений, сокращающих затрату времени и физических усилий на выполнение одной и той же операции
- установившегося ритма производства или повторения одних и тех же действий
- постоянства факторов, действующих при выполнении операций (пользование одними и теми же инструментами, длительность пользования ими, выработанная автоматизация движений и др.)
Одним из основных условий эффективного применения разделения труда (при поточном производстве) является производственная программа, достаточная для обеспечения полной загрузки рабочих на постах технического обслуживания.
При организации трудовых процессов на поточных линиях обслуживания (по принципу разделения труда) необходимо учитывать, чтобы затраты времени на рабочих местах, связанные со вспомогательными операциями (взять инструмент, переменить его, изменить положение тела и т. д.), не превысили экономию времени, получаемую за счет увеличения производительности труда на данной операции. При механизации (автоматизации) производственных процессов на поточных линиях необходимо стремиться к осуществлению ее на всех участках или постах. Иначе высокая производительность одного поста (например, «мойки» на линии ЕО) при его механизации потребует увеличения количества рабочих на постах ручных операций (чтобы выдержать такт линии). В результате такая организация и механизация процесса может снизить его экономическую эффективность.
Кооперация представляет собой такую форму организации трудового процесса, когда в результате разделения труда отдельные операции, выполняемые определенными рабочими, требуют взаимной увязки в процессе своего производства и выполняются группой рабочих, бригадой, коллективом. В результате различные процессы труда совершаются непрерывно один рядом с другим, во времени и в пространстве обеспечивая непрерывность производственного процесса того или иного назначения.
Примером организации производства с разделением и кооперацией труда ремонтно-обслуживающих рабочих является агрегатно-участковый метод производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. Аналогичным примером разделения и кооперации труда является организация труда на специализированных постах при поточном методе производства технического обслуживания (ЕО, ТО-1 и ТО-2). При бригадном методе работ (комплексные, смазочные) применяется кооперация труда и совмещение профессий. Наконец, отделение основной работы от вспомогательной также может представлять вид разделения и кооперации труда. В этом случае квалифицированный рабочий освобождается от вспомогательных работ и более полно использует свое время.
При изучении и проектировании нового метода работы на отдельных рабочих местах линий обслуживания, постов текущего ремонта, производственных цехов и участков, каждую разновидность движения рабочего разлагают на комплекс простых движений (например: короткие и длинные; горизонтальные и вертикальные и т. д.). Пользуясь элементами движения, составляющими данную операцию (вид работы), и количественной оценкой каждого движения во времени (путем фотохронометражных наблюдений) составляется карта организации труда, отражающая метод выполнения операции и проектируемый метод, исключающий недостатки существующего процесса. После отработки нового более рационального по экономным движениям метода работы на рабочем месте проверяется его эффективность. Для этого первоначально проделывают десять и более циклов данной работы по новому методу и когда операция будет полностью освоена хронометрируют и устанавливают норму.
Условия труда характеризуются санитарно-гигиеническими, психофизиологическими условиями, состоянием охраны труда и техники безопасности. Оценку условий труда производят по показателям температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха и освещенности в производственных помещениях. Научно обоснованная окраска оборудования и производственного помещения способствует повышению производительности труда до 20%, сокращению травматизма на 35—40% и снижению брака производства в два раза. По всем указанным характеристикам условий труда проводятся наблюдения и анализ и намечаются научно обоснованные мероприятия по их улучшению. К числу характеристик условий труда относится режим труда и отдыха, правильное сочетание которых должно обеспечивать большую производительность труда.
Составной частью НОТ являются вопросы технического нормирования, материального стимулирования, развития и поощрения трудовой активности и творческой инициативы работников предприятия.
Источник
Организация текущего ремонта автомобилей
Занятие №60
1. Распределение работ по текущему ремонту на постовые и участковые (цеховые) работы.
2. Агрегатный и индивидуальный методы организации текущего ремонта. Их преимущества и недостатки, целесообразность применения.
1.Распределение работ по текущему ремонту на постовые и участковые (цеховые) работы.
Текущим ремонтом (ТР)-называется устранение отказов и неисправностей автомобиля в процессе его эксплуатации.
Организация текущего ремонта подвижного состава является одной из наиболее актуальных задач АТП. Простои автомобилей в ремонте и ожидании его очень высоки, вследствие чего до 25 % автомобильного парка ежедневно не выпускается на линию. Снижение качества ТР вследствие его слабой организации ведет к уменьшению межремонтных пробегов и, следовательно, к росту объема ТР.
Следовательно, важнейшей задачей организации ремонта является снижение времени простоя автомобилей в ТР и его ожидании. В обеспечении качества ТР особую роль играет установление прямой связи между результатами труда и заработной платой персонала. Кроме того дополнительным условием своевременного выполнения ТР является наличие на складах АТП фонда оборотных агрегатов, узлов и механизмов, а также необходимых материалов, деталей и приборов.
Текущий ремонт автомобиля производится одним из двух методов: агрегатным или индивидуальным.
При агрегатном методеремонт автомобилей производится путем замены неисправных агрегатов исправными, ранее отремонтированными или новыми из оборотного фонда. Неисправные агрегаты после ремонта поступают в оборотный фонд. В том случае, когда неисправность агрегата, узла, механизма или детали целесообразнее устранить непосредственно на автомобиле в межсменное время (когда для производства ремонта достаточно межсменного времени), замены обычно не производят.
Агрегатный метод позволяет сократить время простоя автомобиля в ремонте, поскольку замена неисправных агрегатов и узлов на исправные, как правило, требует меньшего времени, чем демонтажно-монтажные работы, производимые без обезличивания агрегатов и узлов.
При агрегатном методе ремонта возможно, а часто и целесообразно ремонт агрегатов, механизмов, узлов и систем производить вне данной организации, в специализированных ремонтных организациях (или АТО).
При индивидуальном методеремонта агрегаты не обезличиваются. Снятые с автомобиля неисправные агрегаты (узлы) после восстановления ставят на тот же автомобиль. При этом время простоя автомобиля в ТР больше, чем при агрегатном методе. В этом случае ресурс агрегатов, узлов и деталей используется в большей мере, так как достигается лучшая соосность и подгонка в посадочных местах.
Организация производства в зонах ТР АТО возможна на основе двух методов: универсальных и специализированных постов.
Метод универсальных постовпредусматривает выполнение работ на одном посту бригадой ремонтных рабочих различных специальностей или рабочими-универсалами высокой квалификации.
Метод специализированных постовпредусматривает выполнение работ на нескольких, специализированных для выполнения определенного вида работ (по двигателю, трансмиссии и др.) постах. Универсальный пост ТР обычно представляет собой осмотровую канаву, оснащенную оборудованием, обеспечивающим выполнение любых работ ТР на автомобиле.
Каждый специализированный пост оснащается оборудованием в соответствии с характером выполняемых на нем работ. Специализация постов ТР позволяет максимально механизировать трудоемкие работы, снизить потребности в однотипном оборудовании, улучшить условия труда, использовать менее квалифицированных рабочих, повысить качество работ и производительность
Рабочие места для замены и ТР двигателей грузовых автомобилей, как правило, организуют на изолированных стандартных осмотровых тупиковых канавах. Специализированные рабочие посты для ТР двигателей могут быть двух типов: для снятия и установки двигателей и для ТР двигателей на автомобилях. Они различаются оснащением и числом одновременно работающих исполнителей.
Рабочий пост для ТР двигателей целесообразно размещать вблизи моторного (агрегатного) участка, рядом с участком комплектования, проверки и обкатки двигателей. Пост целесообразно оснастить диагностическим оборудованием для обеспечения контроля и регулировки после проведения работ ТР. Узлы и детали двигателя, снимаемые при текущем ремонте (головка блока, водяной насос, клапаны, пружины и т.д.), очищают и ремонтируют в моторном (агрегатном) участке.
Рабочие посты, специализированные по ремонту других агрегатов и систем, организуют аналогично универсальным постам, но со специализацией оборудования. Специфика ТР газовой аппаратуры требует создания специализированных постов и организации работы на них специальных ремонтных рабочих.
В числе специализированных постов создаются и оснащаются посты для производства ряда диагностических и регулировочных работ. Необходимость их организации вызвана применением при выполнении работ ТР специального диагностического оборудования. К таким постам, организуемым исходя из экономически соображений и повышения качества работ, относятся:
· посты диагностики и регулировки тормозов автомобилей, оборудованные роликовыми тормозными стендами;
· посты диагностики и регулирования углов установки колес автомобилей, оборудуемые оптическими стендами.
При организации технологических процессов на производственных участках учитывают следующие принципы:
1) специализация производственных участков производится по технологии работ (слесарные, кузнечные, сварочные, малярные и т.д.) и по группам агрегатов, узлов, деталей автомобиля (агрегатные, электротехнические, аккумуляторные и т.д.);
2) обеспечение коротких производственных связей между зоной ТР и каждым производственным участком (складами запасных частей, агрегатов и участками), которых стремятся добиться
при организации производственных участков;
3) обеспечение технологической последовательности операций
текущего ремонта автомобилей.
Организация работы в каждом производственном участке производится в соответствии с технологической последовательностью операций ТР. Принятая технологическая последовательность определяет выработку организационных и планировочных решений производственных участков по ТР автомобилей. Примеры решений далее представлены по участкам и отделениям.
Агрегатный участокпроизводит ремонт большинства агрегатов автомобиля (двигателя и его узлов, сцепления коробки передач, карданной передачи, заднего и переднего мостов, рулевого управления и др.), причем в основном заменой неисправных деталей (рис. 34.2).
1 — стеллаж для деталей; 2 — ларь для обтирочных материалов; J — станок для расточки тормозных барабанов; 4— радиально-сверл ильный станок; 5, 17— верстаки слесарные; 6— шкаф для приборов и инструментов; 7— стенд для ремонта коробки передач; 8— стенд для разборки и регулировкисцеплений; 9 — гидравлический пресс 40 т; 10 — стенд для ремонта редукторов задних мостов; 11 — стенд для ремонта передних и задних колес; 12 — стенд для клепки тормозных накладок; 13 — стеллаж для инструментов; 14 — настольный пресс 3 т; 15 — заточный станок; 16 — моечная ванна; 18 — стенд для ремонта карданных валов и рулевых механизмов: 19 — передвижная моечная ванна; 20 — заточный станок; 21 — вертикально-сверлильный станок; 22 — раковина для мытья рук; 23 — электрический рукосушитель; 24 — ларь для отходов
Такое распределение позволяет специализировать рабочих на ремонте двигателей как наиболее сложном агрегате.
Технологический процесс ремонта включает: мойку агрегата; подразборку в соответствии с объемом ремонта; мойку снятых деталей и их дефектовку; сортировку деталей и их комплектовку после ремонта; сборку и испытание агрегата. Разборочно-сборочные работы в агрегатном участке, как правило, проводят на специализированных стендах, обеспечивающих возможность подхода к ремонтируемому агрегату с разных сторон, а также поворот и наклон агрегата для удобства работы.
Электротехническое отделение. В электротехническом отделении проводят ремонт и контроль генераторов, стартеров, приборов зажигания, контрольно-измерительных приборов и другой аппаратуры. Разборка-сборка агрегатов электрооборудования проводится в основном на верстаках с применением универсального инструмента и специальных приспособлений. Ремонт деталей и узлов включает замену обмоток и изоляции, припайку проводов, слесарные работы.
Аккумуляторное отделение состоит из четырех зон: кислотной (по приготовлению электролита); зарядной; ремонтной (по ремонту и проверке батарей); аппаратной (для размещения аппаратуры для заряда батарей). В зависимости от размеров АТО указанные зоны размещают: в отдельных четырех помещениях; в двух помещениях, объединяя первую со второй и третью с четвертой зоной; в одном помещении, организуя работы первой и третьей зон в шкафах с индивидуальной вытяжной вентиляцией.
Слесарно-механический участок. В нем проводят восстановление и изготовление относительно простых деталей и сборку узлов в основном для зоны ТР и агрегатного участка.
В слесарно-механическом участке обрабатывают детали под ремонтные размеры, изготавливают крепежные и другие детали (болты, шпильки, втулки и др.), подготавливают детали к сварке и обрабатывают после сварки и т. п. В общей трудоемкости ТР слесарно-механические работы составляют 4. 12 %.
Медницкое отделение. Медницкие работы составляют примерно 2 % объема работ по ТР и предназначены для восстановления repметичности деталей, изготовленных в основном из цветных материалов. В нем производится ремонт радиаторов, топливных баков, трубок, бачков и восстановление других деталей пайкой.
Сварочно-жестяницкий участок.Сварочные работы предназначены для ликвидации трещин, разрывов, поломок, а также прикрепления кронштейнов, уголков и т. п. В АТП применяют электродуговую и газовую сварку. Работы газовой сварки обычно подразделяют на сварку деталей из толстолистовой стали и сварку тонколистовой стали кузовов (кабин), а также тонкостенных деталей. Электросваркой ремонтируют массивные детали (раму, кузов самосвала).
Карбюраторный участок. В крупных АТО работы по ремонту приборов системы питания могут выполняться в карбюраторном участке, g мелких организациях эти работы могут объединяться с электротехническими работами. Карбюраторный участок специализируется на проведении контроля, регулировки и ремонта карбюраторов, топливных насосов, фильтров и т.д. При наличии в АТО автомобилей, имеющих карбюраторные и дизельные двигатели, могут создаваться два территориально разделенных отделения.
Участок по ремонту газовой аппаратуры.Для ремонта газовой аппаратуры автомобиля создается специализированный участок. В нем проводятся контроль, регулировка и ремонт редукторов высокого и низкого давления, газовых и бензиновых клапанов, фильтров и другой газовой аппаратуры.
Обойный участок.В нем осуществляется ремонт и изготовление подушек, спинок, сидений и внутренней обивки кузовов, зимних чехлов на радиаторы и капоты двигателей, а также чехлов сидений и тентов.
Столярно-кузовной участок. В нем производится ремонт и изготовление кузовов грузовых автомобилей, деревянных частей кабины, оковки крюков и других деталей. Часто в этом участке проводят и арматурные работы (ремонт стеклоподъемников, дверных ручек, петель, замков и др.).
Кузнечный участок.В кузнечном участке проводят ремонт и изготовление деталей с применением нагрева (правка, горячая клепка, ковка деталей) и ремонт рессор. Основная доля работ связана с ремонтом рессор — заменой сломанных листов, рихтовкой (восстановление первоначальной формы) листов, имеющих пониженную упругость. Собранные рессоры испытывают нагрузкой. Кроме того, в кузнечном участке изготавливают различного вида стремянки, хомуты, кронштейны.
Шиномонтажный и шиноремонтный участки. В них (рис. 34.4) проводят демонтаж шин с колес, правку дисков и запорных колец окраску дисков, контроль и мелкий ремонт шин, вулканизацию камер, монтаж и балансировку колес
Малярный участок. Малярные работы являются завершающими при ремонте кузова автомобиля, поэтому в малярный участок (рис. 34.5) автомобили поступают после выполнения всех видов работ.
При организации работы в малярном участке наибольшее число рабочих мест создается для подготовки автомобиля к окраске. Окраска и сушка автомобилей производятся в специальных камерах.
Источник