Организация ремонта автомобилей за рубежом

И РЕМОНТА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ЗА РУБЕЖОМ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

АВТОМОБИЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

При продаже автомобилей на ПА может осуществляться страхование АТС, водителя и пассажиров (КАСКО – полное или частичное).

Страхование АТС производится на случай угона или кражи транспортного средства; повреждения его в результате ДТП; стихийных бедствий; противоправных действий третьих лиц; пожара или взрыва; боя стекол камнями или иными предметами, отлетевшими из-под колёс другого транспортного средства. Договор страхования заключается с условием возмещения ущерба с учётом или без учёта износа АТС. Для каждого транспортного средства страховой тариф рассчитывается индивидуально.

Страхование водителя и пассажиров на случай смерти или постоянной (длительной) утраты трудоспособности. По этому виду страхования возмещается ущерб, причинённый жизни и здоровью водителя и/или пассажиров АТС в результате ДТП. Страховой тариф на срок страхования один год составляет 0,3 % от заявленной страховой суммы за каждое место.

Страхование водителя и пассажиров от несчастных случаев на случай временной утраты трудоспособности.При страховании по данному виду застрахованный при наступлении страхового случая и временной потере трудоспособности получает возмещение (пособие по временной утрате трудоспособности) в пределах размера ежедневного пособия, указанного в страховом полисе.

Страхование гражданской ответственности владельцев транс-портных средств.Во многих странах действуют законы об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев механических транспортных средств.

Объектом страхования является гражданская ответственность вла-дельцев АТС за ущерб, причинённой жизни, здоровью и имуществу третьих лиц. В Республике Беларусь лимит ответственности страховой компании по каждому договору ограничивается суммой 10000 евро: 3000 евро – за вред, причинённый имуществу, и 5000 евро – за вред, причинённый жизни, здоровью пострадавших. Для нерезидентов Республики Беларусь страховые тарифы рассчитываются в зависимости от типа транспортных средств и срока страхования.

Система технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей за рубежом представлена широкой сетью предприятий автосервиса. Необходимость создания широко разветвленной, хорошо оснащенной и организованной сети предприятий автосервиса, одним из основных звеньев которой являются ПА легковых автомобилей, помимо необходимости производства работ по ТО и ремонту обосновывается следующими соображениями:

э к о н о м и ч е с к и м и – по данным экономистов США, средства, вложенные в производство запчастей и техническое обслуживание проданных автомобилей, обеспечивают вдвое большую прибыль, чем при вложении в производство автомобилей. Розничная цена запасных частей в 1,5–2 раза выше стоимости деталей, идущих на сборку нового автомобиля;

к о н ъ ю н к т у р н ы м и – в настоящее время уже не только цена, но и качество, эксплуатационная технологичность и обеспеченность техническим сервисом определяют конкурентоспособность автомобиля на внешнем рынке;

с о ц и а л ь н ы м и – вследствие относительной опасности автомобиля как транспортного средства.

За рубежом распространены два вида технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей – это профилактический и заявочный. Крупный ремонт для подавляющего большинства легковых автомобилей не осуществляется, исключение составляют особенно дорогие автомобили.

Большинство ПА за рубежом занято выполнением только профилактических видов работ. Ремонт автомобилей и устранение последствий аварий обычно осуществляется либо специализированными мастерскими, либо сравнительно крупными ПА, оснащенными специальным оборудованием. Такой дифференцированный по частоте заездов и объему работ подход к формированию сети ПА способствовал созданию большого количества предприятий неболь-шой мощности.

Структурный состав сети ПА в значительной мере характеризуется структурным составом работ, распределением их по частоте и трудоемкости. Работы длительностью не более одного дня составляют 85 % всех заказов (заездов на ПА). Владельцы таких автомобилей будут искать ПА поближе к дому, следовательно, необходимо иметь достаточно густую сеть небольших предприятий во всех районах большого города (оптимальное приближение к жилью определяется в 3–7 км). Остальные 15 % заказов приходится на длительный ремонт и может выполняться в крупных мастерских (на окраинах города).

Рассматривая процесс формирования сети ПА за рубежом, следует отметить, что в большинстве стран вначале строились ПА малой и средней мощности, т. е. на первом этапе создавалась широкая сеть небольших по размеру ПА, а затем появились крупные ПА и автоцентры большой мощности. С появлением крупных ПА и автоцентров мелкие ПА и мастерские становились их филиалами. Такой процесс формирования сети ПА в конечном итоге привел к созданию единой системы организованного технического обслуживания, охватывающей всю территорию той или иной страны.

В зависимости от принадлежности можно выделить три основные формы обслуживания автомобилей за рубежом:

· обслуживание предприятиями, принадлежащими фирмам, не специализирующимся в области технического обслуживания;

· обслуживание независимыми, частными предприятиями.

В настоящее время на подавляющем большинстве ПА, входящих в состав сети, фирмы проводят различную работу по организации ремонта своих автомобилей, определяют основные виды технического обслуживания и виды работ, связанные с ними.

Фирменные ПА находятся в финансовой зависимости от фирм-производителей автомобилей. Развитие широкой сети фирменных станций объясняется тем, что продажа автомобилей в настоящее время не может быть успешной без соответствующего их обслуживания. Фирмы производят ремонтные работы как по желанию заказчиков, так и в пределах оптимального объема услуг. Оптимальный объем услуг по техническому обслуживанию и ремонтам фирма-продуцент (в данном случае производитель автомобилей) устанавливает на основе предварительного глубокого изучения этого вопроса и строит оптимум на основе лучшего удовлетворения требований потребителя и максимума прибыли для фирмы, при этом одновременно учитываются повышение доверия к фирме и возможное расширение объема продукции. Для увеличения сбыта автомобилей фирмы создают специальные службы, занимающиеся техническим обслуживанием, ремонтом и продажей запасных частей к автомобилям.

Читайте также:  Автоматика ремонт кондиционеров авто

Основной деятельностью независимых ПА является либо техническое обслуживание, либо ремонт, либо производство гаражного оборудования, либо другие направления, тесно связанные с обслуживанием автомобилей.

ПА, принадлежащие фирмам, не специализирующимся в области технического обслуживания, не производят непосредственно ТО и ремонт автомобилей, но выступают в роли поставщиков нефтепродуктов, деталей, узлов и агрегатов и др. Это крупные нефтяные фирмы, например, английская фирма «Бритиш Петролиум», фирмы, специализирующиеся на производстве тормозов («Герлинг»), сцеплений («Феродо»), шин («Пирелли»), а также страховые компании, ремонтирующие застрахованные автомобили, и некоторые нефтяные компании (например, «Шелл», «Эссо»), содержащие автозаправочные станции.

Автозаправочные станции кроме выполнения своих прямых функ-ций – заправки автомобилей топливом и маслами – производят так называемый малый сервис: подкачивание шин, очистку салона, доливку охлаждающей жидкости, продажу некоторых запасных частей и принадлежностей для ухода за автомобилем. Автозаправочные станции с функциями обслуживания автомобилей широко распространены за рубежом. В США среднее расстояние между ними составляет около 30 км, в Англии – 40 км.

Услуги, оказываемые системой технического обслуживания легковых автомобилей за рубежом, носят комплексный характер, начиная не только от продажи транспортных средств до дальнейшего поддерживания их в работоспособном состоянии, но и создания необходимых удобств их владельцам.

Широкое распространение на крупных ПА имеет продажа новых и подержанных автомобилей, что способствует привлечению клиентов. На демонстрационные залы и помещения для осмотра и продажи автомобилей приходится около 40 % занимаемой площади. Такие ПА имеют развитую структуру обслуживания самих клиентов – бары, помещения для отдыха с просмотром телевизионных передач, прессы и т.д.

Большое распространение находит ТО автомобилей на дому, путем выезда специальных мастерских. Для этих целей используются автофургоны, имеющие необходимое оборудование, приборы, инструмент, запасные части и смазочные материалы. Стоимость дополнительного сервиса в таких случаях выше по сравнению с обслуживанием на ПА.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Характеристика автосервиса за рубежом и в России

Характеристика автосервиса за рубежом

За рубежом создана и успешно функционирует системная орга­низация автосервиса, включающая в себя:

• фирменные CTOA заводов — изготовителей автомобилей;

• независимые ремонтные мастерские и СТОА;

• склады запасных частей, расположенные на территории страны, где размешается завод—изготовитель автомобилей, а также в других странах, эксплуатирующих достаточно большое количество автомобилей данной марки.

Рис. 1.4. Структурная схема фирменной системы автосервиса

Основой системы автосервиса за рубежом является товаропрово­дящая сеть заводов-изготовителей (рис. 1.4).

Сеть фирменных СТОА заводов-изготовителей включает в себя в основном средние и крупные хорошо оснащенные предприятия, осу­ществляющие продажу новых и подержанных автомобилей, их пред­продажную подготовку и предоставление владельцам автомобилей услуг по ТО и ремонту в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации.

Массовым звеном фирменной системы являются СТОА дилеров. Эти станции, как правило, заводу-изготовителю не принадлежат, а работают с ним на договорных началах. Они, так же, как и заводские фирменные СТОА, уполномочены осуществлять продажу автомоби­лей и предоставлять владельцам услуги по ТО и ремонту.

Вместе с сетью фирменных СТОА в зарубежных странах функ­ционирует сеть заводских складов запасных частей (центральный склад фирмы, на котором хранят двух-трехмесячные запасы деталей, узлов и агрегатов, предназначенных для удовлетворения спроса все­го парка автомобилей данной фирмы; региональные склады запас­ных частей, которые являются отделениями центрального склада, предназначенные для удовлетворения спроса парка автомобилей фирмы, эксплуатирующихся в данном конкретном регионе).

В последнее десятилетие за рубежом появились компании, ока­зывающие производителям сложной технической продукции, в том числе и производителям автомобилей, услуги по логистике. Заклю­чив соответствующие договоры, они получают запасные части на складах нескольких производителей и перевозят их на свои склады, беря на себя функции обслуживания СТОА (получение и обработка заказов станций, комплектование заказов, упаковка, страхование и отправка запчастей). Они же берут на себя ответственность перед конечным пользователем товара: заявки по замене дефектных изде­лий поступают в их адрес, а не в адрес производителя. Эти же ком­пании осуществляют оформление получаемых от производителя зап­частей, их растаможивание, разгрузку, приемку и обеспечивают хра­нение необходимых резервных запасов.

Дилеры, а также независимые мастерские и СТОА, расположен­ные в регионе, заказывают, покупают на региональных складах или в логистических центрах и хранят у себя детали, узлы и агрегаты, не­обходимые им для проведения работ по ТО и ремонту автомобилей владельцев.

Таким образом, основой успешной торговли автомобилями и услу­гами по ТО и ремонту за рубежом является системная организация товаропроводящих сетей производителей, обеспечивающая продви­жение на рынок автомобилей, запасных частей и услуг по ТО и ре­монту.

Управление деятельностью фирменных СТОА осуществляет Управ­ление технического обслуживания фирмы. Обычно в его состав вхо­дят следующие отделы:

• технического обслуживания легковых автомобилей в стране, на территории которой находится завод-изготовитель;

• технического обслуживания автомобилей за границей;

• технической и нормативной организации работ;

• технический отдел легковых автомобилей (сбор сведений о надеж­ности);

• технический отдел грузовых автомобилей;

Общая численность работников Управления ТО доходит до 500 че- ловек. Основная функция — осуществление единой технической по­литики в области ТО и ремонта автомобилей, эксплуатирующихся в стране и за рубежом. При этом производственные управления фирмы-производителя прямого отношения к ТО и ремонту выпускаемых автомобилей не имеют. Более того, именно СТОА, находящиеся в веде­нии Управления ТО, рассматривают претензии покупателей. Тем са­мым Управление ТО контролирует качество выпускаемых автомоби­лей и отвечает в глазах покупателей за качество продукции. Это по­зволяет объективно оценить качество выпускаемых автомобилей и своевременно выявить дефекты производства, что очень важно.

Читайте также:  Ремонт дизельной аппаратуры легкового автомобиля

Зональные отделения, находящиеся в регионах, имеющих значи­тельный парк автомобилей данного производителя, подчиняются Управлению ТО. Они включают в себя три отдела:

• коммерческий (сбыт автомобилей, его расширение и реклама);

• административный (организация деятельности заводских СТОА, осуществляющих продажу автомобилей и услуг по ТО и ремонту автомобилей в регионе, техническая помощь дилерам, работаю­щим на договорных началах);

• технический (руководство деятельностью заводских СТОА, кон­троль работы дилеров).

Управление запасных частей, как и Управление ТО, подчиняю­щееся Генеральной дирекции фирмы (иногда эти управления объе­диняют в одно), управляет деятельностью Центрального склада зап­частей и региональных складов. Его основные функции:

• определение потребности, своевременный заказ и своевременное получение запчастей, изготавливаемых на заводах фирмы;

• определение потребности, заказ и своевременное получение зап­частей к узлам, системам и агрегатам, используемым заводом-изготовителем в качестве комплектующих, которые изготавлива­ются другими фирмами по техническим условиям завода-изго­товителя автомобилей;

• организация хранения запчастей;

• контроль за работой складов и движением запчастей в системе. Кроме заводских СТОА, в каждом из регионов имеется достаточ­но много независимых от фирмы-изготовителя частных СТОА и пред­приятий. К последним относятся:

• специализированные, как правило, мелкие СТОА (ремонт кузовов, двигателей, автоматических коробок передач — АКП и др.);

• предприятия по ТО и ремонту систем зажигания и топливных си­стем, станции технической диагностики (двигателей и их систе­мы, углов установки управляемых колес), ТО и ремонта тормоз­ных систем, пункты мойки автомобилей и др.

Несмотря на небольшие размеры и численность работающих эти предприятия удовлетворяют основную часть спроса на услуги по ТО и ремонту эксплуатируемых автомобилей.

В странах ЕС сектор по торговле и ремонту автомобилей состоит примерно из 350 тыс. малых и средних предприятий, из которых 118 тыс. заводских и 232 тыс. независимых.

Данные предприятия насчитывают порядка 2,5 млн. рабочих мест. Их оборот составляет примерно 520 млрд. евро в год. Обслуживанию подвергается более 210 млн. автомобилей, т.е. на одно предприятие в среднем приходится 800 автомобилей эксплуатируемого парка.

Для сравнения в России существует примерно 20 тыс. предприя­тий технического сервиса, а автомобильный парк составляет 39 млн. единиц, т.е. на одно предприятие приходится более 1900 автомоби­лей. Очевидно, что для достижения европейского уровня сервиса в России дополнительно необходимо ввести в эксплуатацию достаточ­но большое количество предприятий автосервиса.

Таким образом, подсистема автосервиса за рубежом представлена широкой сетью разных по мощности, размеру и назначению сервис­ных предприятий. В зависимости от принадлежности можно выде­лить две основные группы таких предприятий: фирменные станции автопроизводителей (авторизованные) (в том числе дилерские) и не­зависимые от автопроизводителей станции и предприятия (не авто­ризованные). Последние обеспечивают удовлетворение основной доли спроса на услуги по ТО и ремонту автомобилей. В США таких предприятий 60 %, а в Японии — более 70 %. Широко они распро­странены в Италии, Франции и Великобритании.

Кроме того, за рубежом существует категория предприятий ав­тосервиса, которые не специализируются непосредственно в обла­сти ТО и ремонта автомобилей, а действуют в роли поставщиков нефтепродуктов, деталей, узлов и агрегатов. К их числу относятся крупные нефтяные фирмы, например «Бритиш Петролеум», «Шелл», «Эссо», содержащие АЗС, совмещенные с пунктами технического обслуживания, а также фирмы, специализирующиеся на производ­стве тормозов («Гирлинг»), сцеплений («Ферродо»), шин («Пирелли») и др.

Кроме указанных предприятий технического сервиса в странах ЕС действуют несколько независимых от автопроизводителей, по­стоянно расширяющихся сервисных сетей по обслуживанию- и ре­монту автомобилей. Примером являются сети предприятий компа­ний «Бош» и др. В Великобритании и Франции такие сервисные сети в 2008 г. осуществляли более половины всех розничных продаж зап­частей. В ФРГ насчитывается более 8 тыс. предприятий, входящих в ту или иную независимую сеть предприятий автосервиса (АС), что составляет 35 % от общего количества независимых автосервисов.

Все без исключения сети автосервисных предприятий, действую­щих в странах ЕС, уделяют особое внимание обучению персонала. Существенное внимание повышению квалификации инженерно-управленческого персонала уделяется и в США. Объясняется это ря­дом причин: повышением требований к квалификации инженерно­го и управленческого персонала (жесткая конкуренция, требования законов и стандартов, компьютеризация); быстрым обновлением тех­ники, технологий и методов управления.

Для развития сети предприятий автосервиса в ФРГ государство стимулирует обучение персонала СТОА, в том числе и по системе ученик—мастер. Предприятия, которые принимают на работу моло­дые кадры в качестве учеников, освобождаются от уплаты части на­логов.

Для улучшения взаимодействия между предприятиями автосер­виса и владельцами автомобилей, например в ФРГ, издаются неза­висимые газеты, где клиенты (в том числе и физические лица) осве­щают работу предприятий и высказывают свое мнение о качестве их работы.

По правилам ЕС автопроизводители должны организовывать не только дилерские предприятия, оказывающие полный комплекс услуг по продаже, ТО и ремонт, но и отдельные торговые точки только по продаже автомобилей, или только по ТО и ремонту. Кроме того, в 2003 г. в ЕС ввели правила, по которым автопроизводители обязаны обеспечивать доступ к технической информации и обучение не толь­ко своих дилеров, но и работников независимых предприятий тех­нического сервиса.

В 1990-е гг. в странах ЕС активно принимались различные, в том числе государственные, меры по совершенствованию системы авто­техобслуживания (расширение сети СТОА, повышение качества ока­зываемых услуг, улучшение обеспечения предприятий АС запасными частями и эксплуатационными материалами, утилизация отслужив­ших свой срок автомобилей и др.).

Расширение сети предприятий автосервиса, контроль выполне­ния установленных требований обостряют конкуренцию между ди­лерами и независимыми СТОА, между автопроизводителями и из­готовителями запасных частей, что способствует снижению цен на услуги и повышение их качества.

Читайте также:  Курсовая по ремонту агрегатов автомобилей

Большая роль в организации, управлении и совершенствовании системы автотехобслуживания за рубежом принадлежит националь­ным и местным общественным и профессиональным объединениям предприятий АС, специалистов автомобильной промышленности и владельцев автомобилей. Так, в Европе действуют ассоциации диле­ров и потребителей, являющихся инициаторами законодательных изменений в регулировании деятельности предпринимателей: Альянс за свободу ремонта автомобилей в Евросоюзе (AFCAR — Alliance for the Freedom of Car Repair in the EU), в который входит ряд ассоциа­ций, клубов и международных специализированных федераций; Ев­ропейская компания за свободу рынка автомобильных запчастей и рынка ремонта (ECAR — Europian Campaign for the Freedom of the Automotive Paarts and Repair Market).

На сегодняшний день примерно 90 % предприятий автосервиса ФРГ являются членами ассоциации ZDK (Центральный немецкий союз торговли и ремонта двигателей), которой разработаны требо­вания, обязательные для выполнения всех входящих в нее предпри­ятий АС. В каждой из 15 Федеральных Земель ФРГ находится фили­ал ассоциации ZDK, который координирует и поддерживает деятель­ность се членов на своей территории.

Ассоциация аккредитована при Бундестаге как эксперт в своей профессиональной области. Внутри ассоциации существует институт специалистов по каждому направлению деятельности предприятий автосервиса.

В США насчитывается более 40 ассоциаций, связанных со сфе­рой автотехобслуживания и ремонта. Они обобщают и распростра­няют передовой опыт, разрабатывают рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта, нормативы ТО и ремонта, проводят испытания и сравнительную оценку технологического обо­рудования, разрабатывают формы учетной документации и рекомен­дации членам ассоциации.

Характеристика отечественного автосервиса

Первая СТОА была введена в строй в Москве в 1932 г. Затем в 1933 — 1934 гг. в ряде других крупных городов (Ленинград, Харьков и др.) были построены аналогичные СТОА.

В дальнейшем вплоть до 1950 г. заметного увеличения числа СТОА не наблюдалось. Их количество стало медленно расти лишь после введения в строй заводов ГАЗ и АЗЛК, а затем ЗАЗ. В связи с этим парк автомобилей, принадлежащих гражданам, заметно увеличился и стала очевидной необходимость поддержания его в технически ис­правном состоянии.

В ноябре 1970 г. был введен в строй Волжский автомобильный за­вод, проектная мощность которого составляла 660 тыс. легковых ма­лолитражных автомобилей в год. К этому моменту в стране уже функ­ционировало примерно 300 станций технического обслуживания легковых автомобилей, насчитывающих 2 140 рабочих постов. Одна­ко их производственные мощности удовлетворяли потребность в услугах по ТО и ремонту в среднем лишь на 20 %.

Понимая, что пуск АвтоВАЗа приведет к достаточно быстрому росту парка легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, а это потребует дальнейшего совершенствования системы автотехобслу­живания, правительство страны приняло следующие необходимые меры.

Во-первых, специальным Постановлением Совета Министров Союза ССР «О мерах по улучшению организации технического об­служивания и ремонта транспортных средств, принадлежащих граж­данам» № 790 от 10.10.1968 при Министерстве автомобильной про­мышленности было образовано Главное управление по техническо­му обслуживанию легковых автомобилей и производству гаражного оборудования, которое позже было переименовано во Всесоюзное Главное производственное объединение «Союзглававтотехобслуживание»

Во-вторых, этим постановлением во всех 15 союзных республи­ках были созданы специализированные республиканские объедине­ния «Росавтотехобслуживание», «Укравтотехобслуживание», «Белав- тотехоблуживание» и другие, а для проведения соответствующих на­учных исследований при Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) был образован Филиал по техническому обслуживанию и ремонту легковых авто­мобилей (ФТОЛА).

В-третьих, получили одобрение уже разработанные типовые про­екты СТОА на 6; 11; 15; 25; 35; 50 и 100 рабочих постов и выделены капитальные вложения для их строительства (340 млн рублей в X пя­тилетке и 500 млн рублей в XI пятилетке).

В результате деятельности этих организаций в конце 1970-х гг. в стране работало 820 в основном универсальных станций техническо­го обслуживания легковых автомобилей, способных на 40 % удовлет­ворить спрос на услуги по ТО и ремонту автомобилей населения, а в составе республиканских объединений были созданы региональ­ные склады запасных частей.

Практически в это же время другим постановлением правитель­ства СССР было принято решение о создании при АвтоВАЗе фир­менной системы автосервиса «АвтоВАЗтехобслуживание», которое достаточно быстро было реализовано. Кроме того, на АвтоВАЗе был создан современный центральный склад запасных частей.

К середине 1980-х гг. парк легковых автомобилей в стране превы­сил 5 млн. единиц, число автомобилей на 1 ООО жителей достигало 46 единиц, увеличилось количество действующих СТОА.

В результате принятых правительством мер к концу X пятилетки в стране под эгидой Министерства автомобильной промышленности была создана дееспособная система автотехобслуживания (рис. 1.5).

На начало 1986 г. в ее составе насчитывалось 1 600 СТОА и САЦ различной мощности, более 600 мастерских и гарантийных пунктов, располагавших 20 тыс. рабочих постов, а численность работающих превысила 100 тыс. человек.

Однако рост парка легковых автомобилей в стране опережал рост мощностей в системе автотехобслуживания, вследствие чего удовлет­ворение спроса на услуги по ТО и ремонту по разным оценкам со­ставляло лишь 45. 50 %.

В последующие годы происходило дальнейшее увеличение мощ­ностей системы автосервиса. Были созданы фирменные системы ав­тосервиса на заводах АЗЛК, ГАЗ и ЗАЗ. Стали строиться мелкие СТОА с числом рабочих постов от 3 до 10, что позволило приблизить их к потребителям. На действующих СТОА стали создавать посты самообслуживания, а на государственных и муниципальных АТП ор­ганизовывать участки по ТО и ремонту легковых автомобилей насе­ления.

В 1990-е гг. Россия вошла с достаточно развитой системой авто­сервиса, но спрос на услуги по ТО и ремонту легковых автомобилей в среднем удовлетворялся лишь на 60 %.

Источник

Оцените статью