Организация работы по поддержанию и ремонту горных выработок
Организация работы по поддержанию и ремонту горных выработок — раздел Философия, Конспект лекций по дисциплине «основы менеджмента». Разработка месторождений полезных ископаемых Большое Значение Для Ритмичной Работы Предприятия Имеет Поддержание Горных Вы.
Большое значение для ритмичной работы предприятия имеет поддержание горных выработок. Несоответствие сечений выработок установленному паспортом, неудовлетворительное состояние крепи и рельсовых путей затрудняют работу подземного транспорта, нарушают режим вентиляции, иногда приводят к несчастным случаям.
На шахтах погашается ежегодно 1100-1200 км выработок и перекрепляется около 900 км, что составляет 40-41% и 25-26 % общей протяженности выработок.
На этих процессах занято большое число рабочих, а трудоемкость работ по содержанию и ремонту горных выработок зависит от множества факторов. Данные об объемах ремонтных работ и времени их выполнения заносятся в паспорт. Сводным журналом по всем выработкам является групповой паспорт (находится в ОтиЗ).
В горной промышленности в зависимости от характера разрушения крепи, объемов работ различают текущий, средний и капитальный ремонт.
Текущий ремонт – поддержание горных выработок – замена отдельных элементов крепи (с выпуском или без выпуска породы), замена поломов, чистка канавки, рехтовка и мелкий ремонт рельсового пути, доставка или замена балласта. Текущий ремонт обычно проводится без остановки основных работ и затраты на ТР относятся на себестоимость. За выработками длиной 1,5-2 км обычно закрепляется 2 крепильщика и 2 дорожных рабочих. Отсутствие четких нормативов численности рабочих по поддержанию – следствие отсутствия объективной классификации устойчивости горных пород (устойчивые, средней устойчивости, неустойчивые).
Средний ремонт – восстановление значительных участков выработки (после выхода ее из зоны опорного давления). Численность штата планируется исходя из объемов работ и нормы выработки. Объем устанавливается комиссией (она же определяет объем работ по капитальному ремонту).
Ремонтом горных выработок занимается ремонтно-восстановительный участок (РВУ) или ВШТ (внутришахтного транспорта – рельсовые пути) с УРГВ (участок по ремонту горных выработок).
Капитальный ремонт– служит для восстановления горных выработок и финансируется за счет амортизационных отчислений по единым сметам в соответствии с позиционным списком или за счет специальных ассигнований. Он включает в себя: сплошную замену крепи, увеличение площади сечения выработки, перестилку рельсовых путей и другие трудоемкие работы. В ряде случаев проведение КР требует остановки основных работ. На практике для ремонтов горных выработок отводятся специальные часы смены, отдельные смены или нерабочие и выходные дни. Для этого составляется специальный график проведения ремонтов.
Основными задачами организации ремонта горных выработок являются:
1. Совершенствование надзора и учета за состоянием элементов крепи, рельсовых путей и водоотливных канавок.
2. Определение объема, последовательности и периодичности ремонтных работ в подготовительных выработках.
3. Технико-экономическое обоснование принимаемой организации производства и труда ремонтных работ.
4. Разработка графиков организации ремонтных работ применительно к конкретным условиям производства, укомплектование бригад необходимым штатом работников, а также своевременное обеспечение материалами, инструментом и оборудованием.
5. Систематический надзор за соблюдением правил ТБ, выполнением требованием охраны труда, а также за качеством выполнения ремонтных работ.
Источник
Обучение
ТПГВ 10.Ремонт, восстановление и погашение выработок
Ремонтом горной выработки называют работы по исправлению деформированной крепи, расширение сечения выработки, исправление профиля пути и его параметров, исправление водоотливной канавки.
Различают следующие виды ремонта: текущий (частичный), средний, капитальный и восстановление выработки (ликвидация завалов).
При текущем ремонте заменяют отдельные поломанные или деформированные рамы крепи или их элементы, затяжка, заделывают трещины или небольшие вывалы в монолитной крепи, выработки очищают от грязи, подсыпают балласт, устраняют дефекты рельсового пути, ремонтируют и очищают водоотливные канавки.
Способы частичного ремонта деревянной крепи. |
|
а – для замены сломанного верхняка стойки ремонтируемой рамы сшивают досками 2 со стойками соседних рам или подпирают их специальными упорами – вилками 1; б — в неустойчивых породах сломанный верхняк заменяют под защитой забивной крепи; в- при замене обеих стоек под верхняк подбивают две временные стойки 3(или ВК-7), а затем сломанные стойки заменяют новыми; г- при замене одной сломанной стойки – одну временную стойку 3; д- если установка временной стойки мешает движению транспорта – один конец лома 5 заводят под верхняк соседней рамы, а другой поднимают и прикрепляют скобой 4 к стойке ближайшей рамы; е- если нужно заменить несколько стоек в соседних рамах – то верхняки ремонтируемых рам поддерживают временными стойками, подбитыми под прогон 6; ж- для замены лежня в полной крепежной раме под верхняк ремонтируемой рамы устанавливают два коротких продольных прогона 6, опирающийся на временные стойки 3, затем временно удаляют стойки рамы, извлекают поломанный лежень, укладывают новый, устанавливают постоянные стойки, убирают короткие прогоны и расклинивают раму. |
Негодные затяжки удаляют по одной, чтобы не допустить вывала породы. Заводят новые, забучивают пустоты.
Ремонт металлической крепи производят аналогично.
В бетонной крепи заделывают трещины и заменяют небольшие участки. Сильно деформированные участки удаляют и образовавшиеся окна заделывают бетоном или железобетоном.
При ремонте рельсового пути подтягивают болты на стыках, заменяют часть рельс, стрелок, шпал, перебивают костыли.
При среднем ремонте производят замену рам, установку промежуточных рам (арок), а так же поддирку почвы без перестилки рельсового пути.
При капитальном ремонте производят сплошную замену крепи, расширение поперечного сечения выработки, поддирку почвы с перестилкой рельсового пути, восстановление или проведение новой водосточной канавки. При замене удаляют струю крепь, выпускают породу, грузят её в вагонетки и устанавливают новую крепь. Если производят подрывку породы, то применят отбойные молотки, БВР, комбайны, поддирочные машины.
Все текущие ремонтные работы должны проводиться согласно мероприятий и правил безопасности.
Все остальные виды ремонта должны проводиться в соответствии с паспортом ремонта.
|
Поддирочная машина PSU 9000 |
|
Поддирочная машина ПМ 1100 |
Меры безопасности.
Работы, связанные с ремонтом выработки, ремонтом крепи или перекрепке сопряжений выполняют не менее двух рабочих, которые должны быть ознакомлены под роспись с паспортом перекрепления выработки. Начинать работы необходимо в присутствии лица технического надзора.
Крепильщики должны осмотреть рабочее место, проверить качество вентиляции, замерить газ метан. При ремонтных работах в выработках с локомотивной откаткой должны быть выставлены световые сигналы и предупреждающие знаки «Ремонтные работы» на расстоянии тормозного пути, но не менее 80м в обе стороны от места работы.
Кабели и трубопроводы должны быть отсоединены от элементов крепи, уложены на почву и закрыты специальными настилами, чтобы предохранить их от механических повреждений.
В наклонных выработках, оборудованных бесконечной откаткой, ремонт крепи выполняется только после освобождения каната от вагонеток. Допускается оставлять вагонетки, предназначенные для ремонта, при условии их надежного закрепления, а в выработках с концевой откаткой, кроме того – прикрепления их к тяговому канату.
При оборудовании выработок конвейером должны быть приняты меры против случайного включения его в работу.
При угле наклона выработки свыше 18 градусов запрещается выполнять ремонтные работы более чем в одном пункте по её длине.
При проведении ремонтных работ в стволах, уклонах, бремсбергах запрещается подъем и перемещение по ним людей, не занятых на ремонте.
На каждую выработку составляется документ (паспорт), который представляет собой журнал, содержащий все данные о ремонте выработки, объемах и времени выполнения.
Паспорт ремонта состоит из пояснительной записки и графической части.
В пояснительной записке указывают виды нарушений, подлежащих ремонту, причины их вызвавшие, описывают организацию труда и вопросы техники безопасности, приводят расчет трудоемкости и стоимостных показателей выполняемых работ. Особо выделяют мероприятия, направленные на предупреждение развития нарушений крепи и породных обнажений в период выполнения ремонта. Указываются меры контроля. При необходимости выпуска породы и образования пустот обосновывают порядок работ, выполняемых при этом.
В графической части показывают сечение и разрез проектной выработки и указывают основные размеры и особенности применяемой крепи. Обязательно показывают характер нарушенности крепи и породных обнажений с размерами смещений и прогибов крепи, трещин, вывалов и пр. В графической части необходимо показать усиления отдельных элементов ремонтируемого участка и смежных с ним. В графической части должны быть представлены график организации работ и основные технико – экономические показатели.
Паспорт ремонта согласовывают и утверждают в установленном порядке. Все лица, занятые на этих работах должны быть ознакомлены с паспортом под роспись.
После выполнения ремонтных работ паспорт ремонта сохраняют как приложение к паспорту данной выработки.
Восстановление горных выработок.
Восстановление выработок производят после завалов, происшедших по разным причинам. Перед тем как начать работу по разборке завала, необходимо установить его размеры и на границе завала отремонтировать или усилить крепь, для того, чтобы не допустить его дальнейшего распространения. Применяют два способа восстановления выработок: с выпуском породы из зоны завала и без выпуска.
Схема восстановления выработок |
|
В местах заколов в кровле установить дополнительные стойки или распорки
(Рис а) 1, в сводах выложить деревянные костры 2.
Работы по выпуску породы осуществляют под защитой крепи (Рис б), состоящей из бревен длиной 3-5м, уложенных одними концами на ранее установленную крепь, а другими — на обрушенную породу. Применяют также передвижные щиты – платформы (Рис10-2в), состоящие из тележки 1, ручной лебедки 2, предохранительного перекрытия 3, четырех гидравлических стоек 4 и перегружателя 5. По мере уборки породы и установки крепи щит- платформу передвигают.
При высоте свода обрушения до 2м выкладывают деревянные костры, при 2-5м устанавливают распорную многоярусную крепь, при большей высоте – укладывают 3-5 рядов накатника из бревен с насыпкой сверху породы (1-1,5м).
Восстановление выработки с выпуском породы применяют при завалах длиной до 50м. Если завалы более обширные – целесообразно пройти новую выработку.
Восстановление выработок без выпуска породы применяют при завалах большой протяженности и значительной высоты. Обрушенную породу вынимают только в пределах сечения выработки, а остальную породу удерживают, применяя забивную крепь или проходческие щиты.
При возведении забивной крепи (Рис г,д) у забоя устанавливают раму 1, оставляя зазор между верхняком и кровлей, в который забивают клинья 3. когда клинья будут забиты на половину своей длинны , устанавливают промежуточную раму 2, которая служит опорой для кольев. После этого колья забивают на всю длину. Затем под защитой кольев убирают породу. После уборки породы заводят вспомогательный верхняк 4, под который снова устанавливают раму на той высоте, что и раму 1. В промежуток между её верхняком и верхняком 4 забивают колья на половину их длины, устанавливают новую промежуточную раму и т.д.
Вместо деревянных кольев могут использоваться металлические клинья.
Для восстановления выработки составляется паспорт (проект) восстановления выработки, который должен быть подготовлен и утвержден за 5 дней до начала восстановительных работ. В паспорте обязательно предусматривают мероприятия, направленные на предупреждение развитие деформаций при ведении работ по разбору завала ( восстановлению выработки). Все лица, которые будут заняты на восстановительных работах, должны быть ознакомлены с паспортом работ и готовить необходимые материалы и оборудование для проведения восстановительных работ.
Погашение выработок.
Погашение выработок – ликвидация горных выработок надобность в которых полностью отпала. Ликвидируемые выработки должны быть изолированы от действующих, а оборудование, крепь, рельсы, трубы – демонтированы для повторного использования, если это экономически целесообразно. Извлечение крепи является сложной и опасной операцией, так как возможно обрушение пород. Поэтому допускается извлечение крепи только механизированным способом с безопасного расстояния и в присутствии лица технического надзора. Применяются специальные машины МИК-2М, МИК-3, КИМ, МРА-1; различные лебедки, которые устанавливаются на расстоянии не менее 8м от участка погашения. В выработках с углом наклона от 15 – 30 градусов извлекать крепь разрешается только снизу вверх, а свыше 30 градусов крепь не извлекают.
Устья выработок изолируют перемычками.
Погашение выработок проводится по специальному паспорту, который составляют и утверждают в установленном порядке. Он предусматривает: средства механизации, организацию работ, безопасное их ведение, контроль за выполнением работ, необходимые мероприятия по предупреждению обрушений и самопроизвольного погашения выработок.
Все работы по погашению выработки ведутся в присутствии лица технического надзора.
Источник
Ремонт и реконструкция горных выработок
Деформации крепей подразделяют на:
Мелкие — поломки затяжки, заколы в крепях.
Средние — поломка затяжек с деформацией рам, образование трещин и вывалов бетона. Несущая способность крепи достаточна.
Крупные — большие изгибы металлических рам, вывалов бетона на большой площади, разрывы арматуры. Необходимо перекрепление.
Причины разрушения крепей — горное давление, пучение пород почв , действие агрессивных вод и температуры , несоответствие формы поперечного сечения горно-геологическим условиям, недостаточная прочность или малая податливость крепи; недостаточные размеры охранных целиков; малое расстояние между смежными выработками; заложение выработок в зонах опорного давления; оставление пустот за крепью.
Рельсовые пути разрушаются в результате пучения пород почвы, гниения деревянных шпал, коррозии металла.
Водосточные канавки — приходят в негодность под действием пучения пород, гниения, действия агрессивных вод на бетонную крепь.
Горные мастера контролируют состояние ежесменно, начальник участка — ежесуточно.
Пикеты. Для контроля ремонтных работ выработки разбивают на пакеты, которые нумеруют по направлению от ствола к границам шахтного поля. Расстояние между пикетами 10-20м.
На каждую выработку заводят журнал с указанием паспорта крепления, сведениях о состоянии и ремонте крепи, поддирке почвы, перестилке рельсовых путей.
Ремонт горных выработок — подразделяют на капитальный и текущий:
1) установка промежуточных рам или усиление крепи стойкам;
2) поддирка почвы с перестилкой пути;
3) перестилка рельсовых путей на большом протяжении;
4) тампонаж закрепного пространства на больших участках;
5) перекрепление выработок с их расширением.
Текущий :
1) замена отдельных рам или их элементов;
2) удаление плесени и побелка крепи;
3) заделывание трещин в бетонной крепи;
4) поддирка почвы для перестилки путей.
Рамная крепь. При перекреплении удаляют старую крепь и выпускают разрушенную породу, раскашивают стенки и кровлю, грузят породу, устанавливают новую крепь, забучивают.
Иногда перекрепление ведут без выпуска породы. При этом заостренные доски вбивают в обрушенную породу и под защитой образовавшегося перекрытия удаляют старые и устанавливают новые рамы.
ПБ. За один прием удаляют не более двух рам. Рамы впереди и сзади усиливают.
При электровозной откатке выставляют световые сигналы на расстоянии ≥ 80м в обе стороны от места работы.
Погрузка породы — производится вручную.
Поддирку породы производят вручную или при помощи поддирочной машины.
Бетонная крепь. При перекреплении разбирают разрушенную крепь, выпускают породу, подрывают почву, устанавливают металлическую арку, нагнетают раствор в закрепное пространство.
Разрушенную крепь разбирают отбойными молотками. Устанавливают временные металлические арки с перекрытием кровли железобетонными затяжками. После этого монтируют инвентарную опалубку и укладывают бетон.
Тампонажный раствор нагнетают насосами НГР — 250/50 после того, как бетонная крепь достигнет 70-80 % нормальной прочности. Объем тампонажного раствора:
Vn – объем пустот за крепью.
Восстановление выработок — возникает при их завалах. Схемы:
— с выпуском обрушенной породы;
— без выпуска породы;
— с предварительным заполнением зоны вывала цементно-песчаным раствором.
Состав работ по первой схеме: откачка воды, усиление примыкающей к завалу крепи дополнительными рамами, уборка под защитой предохранительных щитов породы и выработки.
Щит состоит из стоек длиной 4-5м, уложенных на установленные рамы и откос породы. По мере установки крепи щит передвигают.
При высоте полости под крепью до 2м ее закладывают кострами;
при 2-5м — устанавливают распорную крепь;
больше 5м — укладывают несколько рядов накатника и насыпают слой породы.
Вторая схема — целесообразно при завалах большой протяженности и значительной высоты (в слабых породах).
Обрушенную породу вынимают только в пределах площади сечения выработки, а остальную часть поддерживают забиваемыми в нее металлическими палями и щитами.
Пали укладывают заостренным концом к забою по бокам и кровли и, действуя ломиком как рычагом, подвигают к забою. Затем под защитой убирают породу.
Третья схема — по затампонированной породе проводят новую выработку.
| | следующая лекция ==> | |
Технология строительства выработок большого поперечного сечения | | | Анализ безубыточности |
Дата добавления: 2017-02-20 ; просмотров: 1710 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник