Агрегатно-участковый метод организации технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей
Отмеченные выше недостатки устраняются при применении агрегатно-участкового метода организации технического обслуживания и ремонта автомобилей, разработанного НИИАТ и получившего распространение за последнее время.
При этом методе организации производства создаются производственные участки, специализированные по агрегатам, системам и механизмам автомобиля. За каждым производственным участком закреплены рабочие всех специальностей, которые необходимы для технического обслуживания и текущего ремонта соответствующих агрегатов и систем. Количество производственных участков зависит от объема производства и конструкции автомобилей. Схема управления производством и назначение производственных участков показаны на рисунке 3.1.3.
Производственные участки подразделяются на основные и вспомогательные. Основными производственными участками считаются те, на которых выполняются работы по техническому обслуживанию и ремонту (участки с 1 по 6), а вспомогательными — участки, способствующие своевременному и качественному выполнению работ основными участками (участки 7 и 8).
Рисунок 3.1.3 Схема управления производством при агрегатно-участковом методе организации технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей: 1 — техническое обслуживание и ремонт двигателя; 2 — техническое обслуживание и ремонт сцепления, коробки передач, ручного тормоза, карданной передачи, главной передачи и подъемного механизма автомобиля-самосвала; 3 — техническое обслуживание и ремонт переднего моста, рулевого управления, заднего моста, тормозной системы, подвески автомобиля; 4 — техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и системы питания; 5 — техническое обслуживание и ремонт рамы, кузова, кабины, оперения и облицовки, медницкие, жестяницкие, сварочные, кузнечные, термические и кузовные работы; 6 — техническое обслуживание и ремонт шин; 7 — слесарно-механические работы; 8 — уборочно-моечные работы
Каждый из основных производственных участков выполняет работы по закрепленным за ним агрегатам, механизмам и системам автомобиля по всем видам технического обслуживания и текущего ремонта всего парка автохозяйства, а также ремонтирует соответствующие агрегаты, снятые с автомобилей.
Вспомогательные участки специализируются по видам работ и обслуживают все основные производственные участки.
Таким образом, рабочие производственного участка по закрепленному за ними агрегату и механизму выполняют работы на постах ТО-1, ТО-2, ТР и в специальных цехах (отделениях), где проверяются и ремонтируются агрегаты, узлы, механизмы и приборы, снятые с автомобиля.
В крупных и средних автохозяйствах целесообразно организовать восемь производственных участков и специализировать их в соответствии с Рисунок 3.1.3 В небольших автохозяйствах объем работы некоторых производственных участков может быть настолько мал, что не обеспечит загрузку даже одного рабочего. В этом случае допускается объединение производственных участков 3 и 6, 1 и 2, 7 и 5. В автохозяйствах, где нет необходимого оборудования, производственный участок 8, как правило, не организовывается, а работы по внешнему уходу за автомобилями выполняют шоферы. Следовательно, в небольших автохозяйствах организуют (минимально) четыре производственных участка.
При агрегатно-участковом методе общее руководство производством технического обслуживания и ремонта автомобилей, как обычно, осуществляет главный инженер автохозяйства, которому непосредственно подчинены начальник производства, начальник отдела (мастер, бригадир) по ремонту оборудования и механик пункта контроля технического состояния автомобилей. В особо крупных автохозяйствах создается технический отдел, подчиненный главному инженеру.
Начальник производства руководит всеми работами по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей через непосредственно подчиненных ему диспетчера производства и руководителей производственных участков. Он отвечает за выполнение установленного плана работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и агрегатов, а также осуществляет все мероприятия, направленные на улучшение работы производства (повышение качества работ, снижение внеплановых ремонтов, простоев автомобилей и стоимости технического обслуживания и ремонта), которые разрабатываются им совместно с техническим отделом и главным инженером на основании анализа учетных данных.
Диспетчер производства осуществляет оперативное руководство работами на рабочих постах во всех видах технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей и отвечает за эффективное использование в свою смену производственных ресурсов и своевременную подготовку автомобилей к выпуску на линию.
Механики контрольного пункта отвечают за надлежащий внешний вид автомобилей и их безаварийную по техническому состоянию работу на линии. Они контролируют техническое состояние автомобилей по возвращении их с линии и при выпуске после выполнения технического обслуживания или текущего ремонта.
Производственный участок в зависимости от назначения и объема выполняемых работ возглавляет начальник, мастер или неосвобожденный бригадир, непосредственно подчиненный начальнику производства и в оперативном отношении — диспетчеру производства.
Начальник производственного участка организует работу на своем участке и отвечает за своевременное и качественное выполнение технического обслуживания и текущего ремонта закрепленных за участком агрегатов и механизмов. Он также обязан совместно с начальником производства разрабатывать и осуществлять все мероприятия по снижению количества ремонтов и простоев автомобилей вследствие неисправности агрегатов, обслуживаемых данным производственным участком.
Источник
Методы организации ТО.
На АТП применяются следующие методы организации производства ТО и TP подвижного состава: специализированных бригад; комплексных бригад; агрегатно-участковый; операционно-постовой; агрегатно-зональный и др.
Из них первые три получили наибольшее распространение.
Метод специализированных бригад представляет собой такую форму организации производства, при которой работы каждого вида ТО и TP выполняются специализированными бригадами рабочих (рис. 5.1). Бригады, выполняющие EO,ТO-1, ТО-2 и ремонт агрегатов, комплектуются из рабочих необходимых специальностей, имеют свой объем работ, необходимый штат исполнителей и отдельный фонд заработной платы.
При такой организации работ обеспечивается технологическая однородность каждого участка (зоны), облегчается маневрирование внутри него людей, инструмента, оборудования, упрощаются руководство и учет количества выполненных тех или иных видов технических воздействий.
Однако одним из существенных недостатков данной организации работ является недостаточно удовлетворительное качество ТО автомобилей, выражающееся в малой надежности их работы на линии.
Рисунок 5.1 – Организационная структура управления при методе специализированных бригад
Как показала практика, этот существенный недостаток данной организации производства обусловлен отсутствием необходимой ответственности исполнителей за техническое состояние и надежную работу подвижного состава. Эффективность данного метода повышается при централизованном управлении производством и применении комплексной системы управления качеством ТО и TP, с соответствующим обеспечением персональной ответственности исполнителей за результаты работ.
Метод комплексных бригад характеризуется тем, что каждое из подразделений (например, автоколонна) крупного АТП имеет свою комплексную бригаду, выполняющую ТО-1, ТО-2 и TP закрепленных за ней автомобилей. Централизованно выполняются только EO и ремонт агрегатов. В комплексные бригады входят исполнители различных специальностей, необходимыми для выполнения закрепленных за бригадой работ (рис. 5.2).
При такой организации недостаточная ответственность за качество ТО, а следовательно, и увеличение объема работ по TP остаются, как и при специализированных бригадах, но ограничиваются размерами комплексной бригады.
Рисунок. 5.2 – Организационная структура управления производством при методе комплексных бригад
Кроме того, данный метод затрудняет организацию поточного ТО автомобилей. Материально-технические средства (оборудование, оборотные агрегаты, запасные части, материалы и т. п.) распределяются по бригадам и, следовательно, используются неэффективно. Однако существенным преимуществом этого метода является бригадная ответственность за качество проводимых работ.
Агрегатно-участковый метод организации производства состоит в том, что все работы по ТО и ремонту подвижного состава АТП распределяются между производственными участками, полностью ответственными за качество и результаты своей работы. Эти участки являются основными звеньями производства. Каждый из основных производственных участков выполняет все работы по ТО и TP одного или нескольких агрегатов (узлов, систем, механизмов, приборов) по всем автомобилям АТП.
Рисунок. 5.3 – Организационная структура управления при
Работы распределяются между производственными участками с учетом величины производственной программы, зависящей от количества подвижного состава на АТП и интенсивности его работы.
Работы, закрепленные за основными производственными участками, выполняются на тупиковых постах ТО и TP автомобилей либо на соответствующих постах поточной линии, а работы вспомогательных производственных участков – в цехах и частично на постах и линиях ТО.
Агрегатно-участковый метод организации ТО и TP предусматривает тщательный учет всех элементов производственного процесса, а также расхода запасных частей и материалов.
Основным первичным документом является листок учета ТО и ТР , в котором указывается время выполнения работ, фамилии исполнителей и оформляются подписи лиц, ответственных за выполненную работу. Кроме того, на основании данных листка учета и ряда дополнительных сведений заполняется лицевая карточка на каждый автомобиль, в которой отражаются сведения о количестве технических воздействий, простоев, ежедневном пробеге автомобиля. Эти документы дают представление о том, как часто ремонтируется автомобиль, почему и где он простаивает, какие агрегаты и как часто ремонтировались, как эксплуатируется
При агрегатно-зональном методе, так же, как и при агрегатно‑участковом, в технической службе предприятий создают бригады, специализированные по видам агрегатов, узлов и систем автомобилей. При этом число основных бригад рабочих соответствует числу специализированных зон ТО-2 и ремонта. ТО-2 выполняется только в межсменное время, а текущий ремонт – в несколько смен, включая также межсменное время. Производство ТО-2 и сопутствующих ремонтов осуществляется за несколько приемов-заездов (от трех до пяти). Однако в отличие от операционно-постового метода эти заезды планируют не на последующие друг за другом дни, а в строгом соответствии с днями планового проведения ТО-1.
Дата добавления: 2017-06-02 ; просмотров: 3255 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Агрегатно-участковый метод организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в автохозяйствах
За последние годы на автотранспорте получила распространение новая форма организации производства и труда — агрегатно-участковый метод организации технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.
При этом методе в автохозяйстве организуют производственные участки, на которые возлагаются все работы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. При этом каждый производственный участок выполняет работы по одному или нескольким агрегатам и механизмам автомобиля во всех видах воздействия (ТО-1, ТО-2 и TP). Так, например, рабочие производственного участка, выполняющие работы по двигателю, производят их на постах технического обслуживания (ТО-1 и ТО-2), на постах текущего ремонта и отделении ремонта двигателей агрегатного цеха.
Производственные участки, специализирующиеся на обслуживании и ремонте определенных агрегатов, механизмов и систем автомобиля, считаются основными, а специализирующиеся по видам работ (жестяницким, сварочным, медницким, кузнечным, слесарно-механическим и др.), обслуживающие основные участки, — вспомогательными.
Для крупных и средних автохозяйств организуют восемь производственных участков с соответствующим распределением работ между ними.
№ производственного участка | Наименование и виды работ |
1 | Техническое обслуживание и ремонт двигателей |
2 | Техническое обслуживание и ремонт сцеплений, коробок передач, ручного тормоза, карданной передачи, редуктора, самосвального механизма |
3 | Техническое обслуживание и ремонт переднего моста, рулевого управления, заднего моста, тормозной системы, подвески автомобиля |
4 | Техническое обслуживание и ремонт систем электрооборудования и питания |
5 | Техническое обслуживание и ремонт рамы, кузова, кабины, оперения и облицовки. Медницкие, жестяницкие, сварочные, кузнечные, термические и кузовные работы |
6 | Техническое обслуживание и ремонт шин |
7 | Слесарно-механические работы |
8 | Моечно-уборочные работы |
При незначительном среднесуточном пробеге и малом количестве автомобилей в автохозяйстве, определяющих малый объем работ производственных участков и недоиспользование на них рабочих, количество производственных участков за счет их объединения может быть сокращено до четырех.
В этом случае объединяются I и II участки, III и VI и V и VII. Моечно-уборочные работы в самостоятельный производственный участок не выделяются. Данный вид обслуживания выполняется водителями.
Работы, закрепленные за основными производственными участками, выполняются на постах технического обслуживания и ремонта автомобилей.
При выполнении технического обслуживания на поточных линиях его организуют в самостоятельный участок (например, ЕО и ТО-1) или закрепляют за соответствующими производственными участками специализированные посты линии или рабочие места, если возможна их полная загрузка.
При данной организации производства технического обслуживания и ремонта повышается ответственность исполнителей, а значит, и качество работы и надежность автомобилей.
Рис. Схема управления производством при агрегатно-участковом методе технического обслуживания и ремонта
Управление производством технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей в автохозяйствах при агрегатно-участковом методе осуществляется по схеме.
В соответствии с данной схемой главный инженер осуществляет общее руководство производством. Начальник производства организует производство и эффективный его учет. На него возлагаются мероприятия, направленные на повышение качества технического обслуживания и ремонта подвижного состава, снижение простоев автомобилей в текущих ремонтах, снижение стоимости технического обслуживания и ремонта и др.
Диспетчер производства осуществляет оперативное руководство всеми работами на постах технического обслуживания и ремонта автомобилей и отвечает за своевременную подготовку автомобиля к выпуску.
Механик контрольного пункта контролирует техническое состояние автомобилей как по возвращении с линии, так и при выпуске после технического обслуживания или ремонта. Начальник отдела главного механика (мастер, бригадир) обеспечивает ремонт оборудования, зданий и сооружений.
Производственный участок возглавляет и руководит им бригадир, мастер или начальник (в зависимости от назначения и объема работы участка). Руководитель организует работу участка, закрепляет рабочих по видам технического обслуживания и ремонта, перемещает рабочих с одного вида работ на другой, обеспечивает их неснижаемым фондом запасных частей, материалов и агрегатов и проводит мероприятия по повышению качества технического обслуживания и ремонта.
Источник