Организация ремонта судового электрооборудования

Ремонт электрооборудования

Техническое обслуживание электрооборудования

Техническое использование электрооборудования

Основные сведения

Глава 3. Техническая эксплуатация СЭО

Под технической эксплуатацией электрооборудования судов ( ЭОС ) понимают действия электротехнического персонала ( работу ) по поддержанию ЭОС в рабочем со-

На судах за правильную организацию технической эксплуатации общую ответст-

венность несет старший механик, а непосредственную – электромеханик или лицо, его заменяющее.

На судах, где электротехнический персо­нал штатным расписанием не преду-

смотрен, эксплуатация электрооборудования возлагается, по назначению старшего меха­ника*, на члена машинной команды, имеющего сертификат ( удостоверение ) элек

трика ( electrician ). Обычно в таких случаях обязанности электромеханика исполняет один из механиков.

Техническая эксплуатация ЭОС включает в себя три составные части:

1. техническое использование;

2. техническое об­служивание;

* на судах под флагом Украины.

Под техническим использованием( ТИ ) понимают примене­ние ЭО по прямому назна­чению.

ТИ включает в себя:

1. подготовку ЭО к пуску;

2. пуск (включение ) и остановку (выключение) ЭО;

3. наблюдение за работающим ЭО,

4. оцен­кой и регистрацией отклонений;

5. контролем и учетом технического состояния.

При подготовке к пуску выполняют наружный осмотр ЭО, проверяют уровень ма-

сла в подшипниках скольжения, вручную проворачивают на 1 – 2 оборота ротор ( якорь ) двигателя, измеряют сопротивления изоляции ЭО и т.п.

Одновременно с подготовкой электрической части должны быть подготовлены к

1. у генераторов — первичный двигатель ( дизель или турбина );

2. у электродвигателей — приводимый механизм ( насос, лебедка, брашпиль и т.п.)

При пускеэлектродвигателей контролируют пусковые, а затем — рабочие токи ( ес-

ли это возможно ), продолжительность разгона электропривода ( 1…5 с ), наличие шумов и вибрации, а также искрения под щетками у двигателей с фазным ротором.

В процессе наблюдения за работающим оборудованием проверяют нагрузку ЭД по амперметрам; работу щеточных аппаратов; температуру нагрева корпусов, подшипников и электромагнитных тормозов ( у ГПМ и ЯШУ ); отсутствие посторонних шумов и недо-

При отклонении параметров ЭО от допустимых ( увеличение тока у двигателей, уменьшение напряжения у генераторов и т.п.) следует найти и устранить причину отклоне

ния. Сам случай отклонения, его причины и способ устранения обязательно вносятся в базу данных компьютера или в формуляр ( паспорт ) ЭО.

Контроль технического состояния ЭО заключается в систематическом наблюде-

нии за его работой, периодическом ( не реже 1 раза в месяц ) измерении сопротивления изоляции, анализом ( по базе данных в компьютере или формуляру ) характера изменения параметров ЭО за определенный промежуток времени ( например, воздушного зазора у синхронных генераторов, сопротивления изоляции электрической машины на протяжении года, и т.п.).

Учеттехнического состояния ЭО заключается в систематическом внесении в базу данных компьютера ( или в формуляр ) всей информации, касающейся не только техниче-

ского использования, но технического обслуживания и ремонта ЭО ( см. ниже ).

Под техническим обслуживанием понимают действия электротехнического персо-

нала ( работу ) по обеспечению исправного технического состояние ЭОС.

Читайте также:  Сроки капитального ремонта силовых трансформаторов

Если техническое использование ЭОС сводилось, в основном, к его пуску, оста

новке и наблюдению за ним, то при т техническом обслуживании выполняются более сложные и трудоемкие виды работ.

Например, для электрических машин предусмотрены 3 вида технического обслуживания (ТО):

1. ТО1 — без раз­борки электрооборудования;

2. ТО2 — с частичной раз­боркой;

3. ТО3 — с полной разборкой.

При ТО1 вскрывают смотровые и вентиляционные отверстия, после чего осмотри-

вают щеточный аппарат, обмотки статора и ротора (якоря); затягивают контактные и кре-

пежные соединения; продувают машину сухим сжатым воздухом давлением не более 0,2 МПа (2 at, или 2 кгс/см 2 , или 2 бара ).

При ТО2, дополнительно к работам по к ТО1, вскрывают коробку выводов и на-

ружные крышки подшипниковых щитов; очищают внутренние части машины от грязи ве-

тошью, смоченной в рекомендо­ванном моющем средстве; добавляют смазку в подшипни-

ки*, просушивают обмотки* и покрывают изношенные места изоляции эмалью; заменяют и притирают щетки*; изменяют ( 1 раз в 6 месяцев ) полярность колец синхронного генера

ра; вскрывают, очищают и регулируют* тормоз**.

По окончании работ по ТО2, машину собирают.

При ТО3, дополнительно к работам по ТО1 и ТО2, электрическую машину полно-

стью разбирают, после чего: протачивают ( на токарном станке ) прошлифовывают кольца (коллекторы); проверяют динамометром величину нажатия на щетки и состояние щетко-

держателей; промывают подшипники и заменить в них смазку; очищают статор и ротор (якорь) от грязи и ржавчины; окрашивают внутренние и наружные поверхности; измеряют сопротивление изоляции обмоток по отношению к корпусу и между собой.

По окончании работ по ТО2, машину собирают, после чего испытывают (проверя-

ют ) вначале вхолостую, а затем под нагрузкой.

** на судах электромагнитные тормоза используют в электроприводах, работа кото

рых связана с преодолением действия силы тяжести, а именно: в ГПМ и ЯШУ.

Под ремонтом понимают действия электротехнического персонала по восстановле

нию рабочих характеристик ЭО, утраченных вследствие его эксплуатации.

Для судовых технических средств ( в том числе и для электрооборудования ) «Положе­ние о технической эксплуатации флота» предусматривает 2 вида ремонта:

Текущийремонт заключается в выполнении работ по восстановлению и за-

мене преиму­щественно быстроизнашивающихся деталей и узлов.

Капитальный ремонт заключается в выполнении работ по восстановлению и замене частей и узлов, связанные с большими объемами сопутствую­щих работ.

Текущий ремонт выполняется без вывода судна из эксплуатации силами эки

пажа судна и береговыми специалистами*. Продолжительность текущего ремонта – несколько недель**.

Капитальный ремонт выполняется с выводом судна из эксплуатации береговыми специалистами и экипажем судна. Продолжительность капитального ремонта – не-

** по нормам затрат времени, до недавнего времени принятым в Украине.

Источник

Ремонт электрооборудования на судах — Документация для ремонта

Содержание материала

При выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту судового электрооборудования пользуются как эксплуатационной, так и ремонтной документацией.
Основными эксплуатационными документами служат:

  1. схемы электрические принципиальные генерирования и распределения электрической энергии;
  2. схемы электрические принципиальные силовой сети, сетей освещения, сигнальных и отличительных огней и т. п.;
  3. альбом схем („лицевых листов”) распределительных устройств;
  4. технические описания и инструкции по обслуживанию электрооборудования;
  5. журнал по техническому обслуживанию электрооборудования;
  6. формуляры электрооборудования и электротехнических устройств,
Читайте также:  Ремонт кнопки багажника опель астра j хэтчбек

В электрических схемах, выпущенных по новым стандартам, позиционные обозначения элементов могут состоять из трех частей. Первая часть их содержит одну или несколько букв и указывает вид элемента. Вторая часть обозначения включает одну или несколько цифр, указывающих порядковый номер элемента на схеме среди элементов данного вида. В этой же части может находиться дополнительный условный номер части элемента. Этот номер записывается после основного номера через точку. Завершают позиционное обозначение одна или несколько букв, указывающих функциональное назначение элемента. Буквенные коды элементов и их функционального назначения приведены в табл. 1.2.
В журнал технического обслуживания электрооборудования записывают данные о проведенных в течение дня работах, фиксируют отклонения от номинального режима работы и регистрируют результаты осмотров электрооборудования. В нем обязательно делается отметка о сдаче электрооборудования для ремонта и наладки береговым производственным участкам (БПУ).

Таблица 1.2. Буквенные коды элементов и выполняемых ним функций

Устройство (общее обозначение) Усилитель

Агрегаты электромашинные Усилители электромашинные

Направление движения (вверх» вниз и т. д.)

Элементы, для которых не установлено специальных буквенных обозначений

Элементы и устройства защиты

Предохранители, автоматы защиты сети

Пампы сигнальные, звонки, сирены

Состояние (старт, стоп)

Устройства механические коммутационные для силовых цепей

Выключатели, кнопки, переключатели

Лампы электронные, триоды,
ДИОДЫ

Гнезда, штепсельные соединители

Гнездовая часть соединителя

Штыревая часть соединителя

Устройства механические с электрическим приводом

После ремонта регистрируется приемка работ, которая заверяется подписями лица, ответственного за проведение ремонта и помощника механика.
В формуляр электрооборудования в процессе его эксплуатации заносят сведения о проведенных ремонтах, случаях аварий и обнаруженных дефектах, устранение которых возможно только при ремонте. В них также приводят результаты измерений зазоров в подшипниках, воздушных зазоров между статором и ротором, нажатия щеток, сопротивления изоляции с указанием даты проведения работ. Указывается также число часов работы механизма за год и результаты инспекторских проверок. Записи должны вестись кратко и предельно четко. Все они обязательно заверяются подписью механика судна. Помимо этих документов находит применение график технического обслуживания, содержащий перечень и периодичность проведения работ по техническому обслуживанию. В нем указывается оборудование, подлежащее ежедневному осмотру, и приводятся основные параметры, измерение которых необходимо производить.
Все виды ремонтов выполняют в соответствии с ремонтными документами, среди которых необходимо отметить руководство по ремонту, ведомости норм расхода запасных частей и материалов, ремонтных документов и каталог деталей и сборочных единиц.
Руководство по ремонту содержит требования к определению технического состояния электрооборудования при его дефектации, указания мер безопасности, правила демонтажа и разборки, порядок сборки, монтажа и испытаний после ремонта. Дополняет руководство перечень оснастки, инструмента и приборов, необходимых для ремонта.
Ведомость норм расхода запасных частей и материалов выпускают в виде перечней деталей, стандартизированных метизов, материалов или запасных частей с указанием стандартов, по которым они изготавливаются, и количества, необходимого для ремонта определенного числа единиц однотипного электрооборудования.
В ведомости ремонтных документов перечислены все ремонтные, эксплуатационные и конструкторские документы, разработанные для ремонта данного электрооборудования.
Каталог деталей и сборочных единиц содержит помимо чертежей и данные о взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц, их общем количестве, а также данные о материалах, из которых они изготовлены.
При дефектации электрооборудования на основании записей в журнале технического обслуживания электрооборудования и в формулярах электромехаником судна составляется ведомость ремонта, форма которой приведена в табл. 1.3. При составлении ведомости учитывают:
а) результаты ежедневного наблюдения за работой электрооборудования и механизмов во время их эксплуатации;
б) записи в журнале дефектов или в формулярах механизмов судна;
в) акты осмотра судна инспекторами Регистра СССР или Речного Регистра РСФСР и контролирующих органов (санинспекцией, инспекцией по технике безопасности и т. п);
г) результаты сравнения действительных износов узлов оборудования с допустимыми;
д) материалы дефектации при проведении предыдущего ремонта судна.
Ведомость утверждается капитаном судна. Ремонтная ведомость содержит:
а) перечень работ (в порядке разбивки судна на технологические комплексы), наименования объектов;
б) содержание и расчетное количество работ;
в) данные о рабочей силе с указанием специальностей и разрядов;
г) данные о материалах и сменных деталях;
д) отпускную стоимость каждого вида работ;
е) сводные ведомости сменных частей, отливок, заготовок и материалов. Ведомость составляется при работающем оборудовании за несколько месяцев до начала ремонта.

Читайте также:  Что делать с квитанцией кап ремонта

Таблица 1.3. Форма ремонтной ведомости

Отметка о согласовании объема работ

Трудоем
кость,
нормо-ч

В течение первой трети договорного срока ремонта составляется дополнительная ремонтная ведомость, стоимость работ по которой не должна превышал» первоначальную стоимость ремонта более чем на 5%. На этом основании составляют дополнительное соглашение к договору на ремонт судна, в котором указывается окончательная стоимость ремонта и измененные (уточненные) сроки его проведения. Кроме того, при постановке судна в ремонт на его электротехническую часть составляется ведомость нулевого этапа, форма которой приведена в табл. 1.4.
В настоящее время широкое распространение получили работы нулевого этапа, которые выполняют до постановки судна а ремонт. К их числу относится изготовление запасных деталей, приспособлений, крепежных изделий, отливок, поковок и т. д.
Продолжительность межремонтных сроков увеличивается за счет выполнения планово-предупредительного ремонта во время эксплуатации судна в рейсе или вс время стоянок в портах силами судовой команды. Наряд-задание на проведение тех или иных видов работ администрация судна получает от службы технической эксплуатации флота вместе с рейсовым заданием. К нему также прилагается ремонтная ведомость на работы, выполняемые судовой командой, с указанием материалов, запчастей и норм их расхода. По окончании рейса составляется акт о проделанной работе.

Таблица 1.4. Форма ведомости нулевого этапа планового ремонта судов

Наименование
механизмов,
деталей

Источник

Оцените статью
Номер чертежа с указанием калько- держателя