Организация труда при ремонте машин

Организация труда при ремонте машин

§ 4. Научная организация труда при техническом обслуживании и текущем ремонте автомобилей. Экономическая эффективность применения средств механизации

Под научной организацией труда (НОТ) понимают разработку и внедрение системы организационно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на совершенствование методов и условий труда на основе использования последних достижений науки и техники и обеспечивающих повышение производите- льности труда.

В экономическом плане целью НОТ является улучшение использования рабочего времени, экономия затрат труда, сокращение трудоемкости производственных процессов.

Основная задача НОТ в автохозяйстве — повышение общей продуктивности труда — решается с помощью:

— более рациональной организации труда;

— внедрения передовых форм труда (разделения и кооперации);

— механизации и автоматизации управления производством;

— улучшения условий труда;

— стимулирования производственных и инженерно-технических работников.

Применение рациональной организации труда возможно на основе изучения и анализа существующей организации труда, изучения использования рабочего времени при выполнении отдельных операций технологического процесса технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. Для этого используются методы хронометрирования и фотографирования, позволяющие выявить и устранить непроизводительные затраты рабочего времени и внедрить наиболее эффективные методы выполнения отдельных операций, обеспечивающие удобную позу работающего, минимальное количество движений и экономию физических сил.

Изучение учетных и отчетных данных также дает возможность выявить резервы рабочего времени, степень использования оборудования и принять меры к его более интенсивному использованию, а также к внедрению более призводительного оборудования.

Научная организация труда предусматривает правильную организацию и обеспечение рабочих мест: рациональную планировку и оснащение рабочих мест инструментом, приспособлениями и оборудованием, способствующими интенсификации труда вследствие механизации и автоматизации производственных процессов, а также материально-техническое снабжение (материалами, запасными деталями и т. д.) каждого рабочего места в соответствии с запланированным объемом работ, установление плановых показателей трудовых и материальных затрат (фонд заработной платы, материалы, запчасти, электроэнергия).

Одним из основных положений НОТ является рациональное разделение и кооперация труда.

Разделение труда является основой специализации рабочих и повышения производительности труда. Примером разделения труда может служить поточная организация технического обслуживания автомобилей, при которой каждый рабочий специализируется на выполнении определенных операций. При этом многократность повторения комплекса движений на данной операции, пользование определенными инструментами и оборудованием, установившийся ритм производства способствуют повышению производительности труда и качества выполнения работ.

Кооперация — такая форма организации трудового процесса, при которой в результате разделения труда операции, выполняемые отдельными рабочими, взаимосвязаны и одновременно выполняются группой рабочих (бригадой), чем обеспечивается непрерывность производственного процесса. Примером такой организации производства с разделением и кооперацией является агрегатно-участковый метод технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.

Одним из видов разделения и кооперации труда является отделение основной работы от вспомогательной. При этом квалифицированный рабочий получает возможность использовать все свое время на выполнение сложных и ответственных операций, что приводит к снижению трудовых затрат.

При бригадном методе (комплексные, смазочные бригады) применяется кооперация труда и совмещение профессий.

Работа над совершенствованием форм разделения и кооперации труда должна привести к минимальной длительности производственного цикла путем обеспечения параллельности выполнения различных операций и устранения неравной нагрузки у отдельных рабочих.

Условия труда определяются санитарно-гигиеническими и психо-физиологическими данными, состоянием охраны труда и техники безопасности. Условия труда в производственных помещениях оценивают по показателям температуры и относительной влажности, освещенности и скорости движения воздуха. Применение рационального и гигиенического освещения, обеспечение гигиенической воздушной среды в цехе, снижение шума и вибраций, внедрение научно обоснованной окраски оборудования, эстетического оформления интерьера цеха, рационального музыкального режима, чистоты и порядка, современных моделей рабочей одежды способствует снижению травматизма ибрака и повышению производительности труда. Последнее в значительной степени зависит также от режима труда и отдыха.

Читайте также:  Обеспечить текущий ремонт автомобиля

Важным вопросом НОТ является механизация и автоматизация управления производством. В крупных автохозяйствах, насчитывающих 1000 и более автомобилей, процесс их технического обслуживания и ремонта становится трудноуправляемым. В связи с этим в Госавтодорнии разработана система автоматизированного управления технической службой (САУ ТС) автотранспортного предприятия.

Опытный центр управления производством оборудован установками УПИ-1 и СДС-50/100, бухгалтерскими машинами «Аскота 170/45», телетайпом Т-51 и радиоселектором.

Установка УПИ-1 позволяет обслуживать 40 постов ТО и ремонта: автоматически регистрировать на табло центра управления производством (ЦУП) время простоя на постах с указанием шифра причины простоя, суммировать время простоя раздельно по каждой причине (всего по 9 причинам); автоматически регистрировать и графически записывать количество работающих постов в любой момент времени; передавать информацию с каждого поста о ходе выполнения сменного задания при помощи громкоговорящей связи; сигнализировать с каждого поста о простоях в службы, виновные в простоях.

С помощью этой установки можно объективно оценить работу отдельных подразделений и анализировать причины непроизводительных потерь времени.

Установка оперативной диспетчерской связи СДС-50/100 дает возможность диспетчеру ЦУП одновременно связываться с несколькими постами и службами предприятия, а также соединять их между собой для оперативного решения возникших вопросов.

Первичная информация, обработанная на автоматических счетных машинах «Аскота 170/45», передается по телетайпу на вычислительный центр для обработки на электронно-цифровой вычислительной машине, после чего вновь передается на ЦУП.

Перечисленное оборудование обеспечивает быстрый сбор, накопление, обработку и анализ информации, а также оперативное управление производством. При этом появляется возможность с помощью электронно-вычислительных машин спланировать и регулировать технологический процесс технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей, а также учитывать и анализировать работу всех подразделений технической службы предприятия.

Одним из вопросов НОТ является материальное и моральное стимулирование производственных и инженерно-технических работников в зависимости от результатов их труда. Необходимо правильное сочетание обоих видов стимулирования, постоянное поощрение трудовой активности и творческой инициативы, разработка показателей премирования, способствующих созданию постоянной коллективной заинтересованности в повышении качества технического обслуживания, текущего ремонта и сокращения сроков простоя автомобилей.

Степень механизации производственного процесса характеризуется уровнем механизации К, который определяется отношением рабочего времени механизированного труда к общей трудоемкости работ:

где Тм — объем механизированных работ,чел-ч (чел-мин);

Тоб — общий объем работ, чел-ч (чел-мин).

Подсчет экономической эффективности от внедрения средств механизации при техническом обслуживании и текущем ремонте автомобилей производят в соответствии с методикой, разработанной Госпланом и Академией наук СССР.

Для оценки экономической целесообразности применения средств механизации сравнивают капитальные вложения и эксплуатационные затраты до и после внедрения средств механизации.

Размер годовой экономии, полученной от внедрения средств механизации, а следовательно, и целесообразность их внедрения определяют разностью сумм капитальных вложений и эксплуатационных затрат, приведенных к эксплуатационным затратам, а также экономией оборотных фондов до и после применения средств механизации.

Годовая экономия Э подсчитывается по следующему выражению:

где КВ1 и КВ2 — капитальные вложения до и после внедрения средств механизации;

α — коэффициент эффективности капитальных вложений (величина, обратная сроку окупаемости или сроку службы данного средства механизации);

С1 и С2 — годовые затраты на эксплуатацию или расходы на производство данного вида работ до и после внедрения средств механизации.

Читайте также:  Ремонт ребер жесткости авто

Экономия оборотных фондов характеризуется сроком окупаемости капитальных вложений — О, который определяется из следующего выражения:

где S1 и S2 — себестоимость годового объема продукции (по сравниваемым вариантам) до и после внедрения средств механизации.

Источник

Организация труда при ремонте машин

Большое разнообразие типов ремонтных предприятий в ремонтно-обслуживающей базе сельского хозяйства, обусловленное многообразием сельскохозяйственной техники по ее назначению, типам, маркам и конструктивным элементам, а также по условиям эксплуатации, вызывает большое число различных взаимосвязей между этими предприятиями на основе концентрации, кооперирования и специализации производства.

Например, центральные ремонтные мастерские хозяйств и станции технического обслуживания, занимающиеся преимущественно техническим обслуживанием и текущим ремонтом, а также ремонтные мастерские общего назначения, где выполняют текущии и капитальный ремонт различной техники, кооперируют со специализированными предприятиями, на которые направляют часть сборочных единиц и даже деталей (звенья гусениц, блоки, рамы, опорные катки и др.), а оттуда получают отремонтированные.

Специализированные ремонтные предприятия кооперируют между собой. Например, многие предприятия, ремонтирующие тракторы и автомобили, часть агрегатов (двигатели, коробки передач и др.) отправляют в ремонт на другие предприятия, а мотороремонтные предприятия не ремонтируют дизельную топливную аппаратуру, электрооборудование и другие составные части, получая их из других соответствующих специализированных ремонтных предприятий.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Многообразие взаимосвязей между ремонтными предприятиями и определяют различные методы ремонта и формы организации производственного процесса ремонта машин.

Методы ремонта. На ремонтных предприятиях сельского хозяйства наибольшее распространение получили обезличенный, необезличенный и агрегатный методы ремонта машин.

Обезличенный метод ремонта характеризуется тем, что годные или восстановленные сборочные единицы и детали не сохраняют принадлежность к определенному объекту ремонта, а при сборке могут быть поставлены на любой аналогичный ремонтируемый объект. Этот метод ремонта широко применяют практически на всех специализированных предприятиях, так как он в значительной степени упрощает организацию производства.

Недостатки данного метода заключаются в следующем. Приработанные годные пары деталей раскомплектовывают и при сборке соединяют с деталями разной степени изношенности, не приработанными одна к другой. В результате последующей приработки идет быстрое нарастание износа и значительно снижается ресурс машины (агрегата). Кроме того, обезличенный ремонт затрудняет возможность организации среди механизаторов стимулирования за сохранность машин, так как после каждого очередного ремонта на машину установлены сборочные единицы и детали, неизвестно сколько проработавшие на других неизвестных машинах, то есть после такого ремонта обезличивается вся машина,

Необезличенный метод ремонта характеризуется тем, что годные или восстановленные сборочные единицы и детали сохраняют свою принадлежность к определенному ремонтируемому объекту. Этот метод ремонта практически исключает все недостатки обезличенного ремонта, но значительно усложняет организацию производства на специализированных предприятиях с большим объемом работ. Его главным образом применяют в мастерских колхозов и совхозов и в районных мастерских общего назначения. Преимущество данного метода ремонта состоит в том, что все приработанные годные пары деталей не раскомплектовывают, а устанавливают в те же корпусные детали и на те же машины, в результате чего оставшийся ресурс деталей используется полностью. При таких условиях легче организовать среди механизаторов стимулирование за сохранность машины.

Агрегатный метод ремонта характеризуется тем, что неисправные сборочные единицы и детали заменяют’ новыми или заранее отремонтированными. Весь процесс сводится к выполнению разборочно-сборочных работ, связанных с заменой агрегата. Эти работы можно проводить в небольших мастерских. Резко сокращается простой машины в ремонте и повышается его качество. Сборочные единицы можно отдавать в ремонт на специализированные предприятия.

Этот метод нашел самое широкое применение при ремонте автомобилей, так как современные автомобили легко расчленять на агрегаты (двигатель, передний мост, задний мост и др.). При ремонте тракторов его применяют не так широко из-за более сложной их разборки на отдельные сборочные единицы.

Читайте также:  Ремонт автомобиля перечень услуг

Недостатки агрегатного ремонта такие же, как при обезличенном ремонте: замена сборочных единиц другими приводит к обезличиванию всей машины.

Формы организации труда при ремонте машин зависят от конструктивных особенностей ремонтируемых объектов и объема работ, то есть от типа производства (единичного, серийного и массового) . В практике ремонтного производства сельского хозяйства сложились бригадная, постовая, бригадно-постовая и поточная формы организации труда.

Бригадная форма. Определенная группа (бригада) рабочих, и в их числе тракторист (водитель), ремонтирует одну (свою) или бригадную машину полностью. При этом только отдельные станочные, сварочные, кузнечные и другие специальные работы выполняют рабочие соответствующей профессии. Эту форму организации труда применяют при единичном типе производства, когда малая производственная программа не позволяет расчленять весь объем работ по ремонту одного объекта на отдельные операции. Она характеризуется низкой производительностью труда, длительным пребыванием машин в ремонте, высокой стоимостью и низким качеством ремонта.

Бригадную форму организации труда иногда используют в небольших ремонтных мастерских хозяйств и при ремонте единичных специальных машин (бульдозеров, грейдеров, экскаваторов и др.).

Постовая форма заключается в том, что весь производственный процесс ремонта одного объекта расчленен на группы операций, которые выполняют на отдельных специализированных постах (рабочих местах). В каждую группу подбирают такие операции, которые завершают определенный технологический процесс ремонта какой-либо сборочной единицы: ремонт головок блока, масляного насоса двигателя, ремонт и сборка шатун-но-поршневой группы, коробки передач и др.

Рабочие посты (места) оснащают специальным оборудованием, приспособлениями, инструментом и размещают в последовательности, соответствующей технологическому процессу ремонта, чтобы уменьшить лишнюю транспортировку сборочных единиц, деталей и материалов. Все сварочные, медницкие, кузнечные и станочные работы выполняют в соответствующих отделениях (участках).

Постовая форма организации также присуща единичному типу производства, но как более высокая ступень организации. Ее широко применяют в крупных мастерских колхозов и совхозов, в районных мастерских общего назначения и на станциях технического обслуживания. Количество организуемых постов с постоянными рабочими зависит от объема выполняемых работ и размеров мастерской, то есть от мощности ремонтного предприятия. Чем больше годовая программа предприятия, тем лучше условия для организации такой формы труда и тем больше создается рабочих постов. При этом машина меньшее время пребывает в ремонте, так как большинство ее сборочных единиц ремонтируют одновременно (параллельно). Закрепление постоянных рабочих на одном рабочем месте повышает их квалификацию, улучшает использование оборудования, ведет к росту производительности труда и качества ремонта.

Бригадно-постовая форма характеризуется сочетанием бригадной и постовой форм: бригада выполняет основные разборочно-сборочные и заключительные операции, а на специализированных постах организуют ремонт и сборку отдельных сборочных единиц, сварочные, станочные, кузнечные и другие работы. Эту форму организации труда используют в основном в центральных ремонтных мастерских хозяйств.

Поточная форма характеризуется расчленением технологического процесса ремонта на отдельные операции, выполняемые постоянными рабочими на определенных рабочих местах, расположенных на поточной линии. Ремонтируемая машина (агрегат) при сборке перемещается от одного рабочего места к другому специальными транспортными средствами конвейерного типа или вручную по рольгангам, рельсовому пути, на тележках и другими способами.

Поточная форма организации труда обеспечивает высшую ступень специализации, высокие производительность труда и качество ремонта и низкую себестоимость процесса.

Поточную форму организации ремонта применяют в крупных специализированных мастерских и на ремонтных заводах с серийным и массовым типом производства.

Источник

Оцените статью