Организация труда рабочего места при ремонте то подвижного состава

Организация труда ремонтных рабочих

Методы организации труда ремонтных рабочих в АТП.

В АТП организуются ремонтные бригады, которые могут быть комплексными и специализированными.

Комплексные бригады организуются на небольших АТП, имеющих менее 100 ед. подвижного состава, а также в тех случаях, когда на предприятии не хватает производственных помещений и оборудованных рабочих постов.

Для повышения ответственности за техническое состояние автомобилей на некоторых АТП создаются крупные комплексные бригады из 25-30 чел., выполняющие все виды технического обслуживания и текущие ремонты автомобилей из закрепленной за ними автоколонны.

На крупных и средних АТП организуются специализированные бригады, выполняющие определенные виды технического обслуживания или ремонта подвижного состава. Наиболее часто специализированные бригады организуются для выполнения ЕО и ТО. При техническом обслуживании ТО-2 в большинстве случаев выполняется определенный объем текущих ремонтов.

В состав комплексных бригад по ТО-2 входят слесари, регулировщики, смазчики и электрики. За ними могут также закрепляться рабочие производственно-вспомогательных цехов. В этом случае некоторые контрольно-регулировочные и ремонтные работы могут выполняться со снятием агрегатов, узлов или приборов с автомобиля и направлением их для соответствующих работ в цехи.

В специализированных бригадах осуществляется максимальное разделение труда, при котором каждый рабочий выполняет определенные работы. На рабочих постах применяются специализированное основное технологическое оборудование, необходимые средства для подъема и транспортировки агрегатов, приборы для осмотра и диагностики агрегатов автомобилей. Вследствие этого сокращается объем вспомогательных работ, повышается производительность труда рабочих, улучшается качество выполняемых работ.

Большое значение для обеспечения своевременного выпуска автомобилей на линию имеет организация труда специализированных бригад по текущему ремонту автомобилей. Они состоят в основном из слесарей. Иногда к ним прикрепляют рабочих производственно-вспомогательных цехов. Основная задача таких бригад – быстрое устранение неисправностей и поломок автомобилей. Бригады по текущему ремонту должны работать круглосуточно (несколько бригад работает посменно) с наибольшей производительностью труда в ночные часы.

Автомобили могут закрепляться и не закрепляться за бригадами по текущему ремонту. В первом случае ремонтные бригады делятся на звенья, которые работают в различные смены и ремонтируют автомобили, пришедшие с линии с техническими неисправностями.

Закрепление автомобилей за ремонтными бригадами способствует повышению ответственности за качество ремонта.

В последнее время на автомобильном транспорте получили широкое распространение три метода организации труда ремонтных рабочих.

Метод специализированных бригад, предусматривающий формирование по признакам специализации и технического воздействия на автомобиль, состоит в том, что создаются бригады, на каждую из которых в зависимости от объемов работ планируются определенное количество рабочих необходимых специальностей (рис. 91).

Специализация бригад по видам воздействий – ЕО, ТО-1, ТО-2, диагностирование, ТР, ремонт агрегатов, способствует повышению производительности труда рабочих за счет применения прогрессивных технологических процессов и механизации, повышения навыков и специализации исполнителей на выполнение закрепленной за ними ограниченной номенклатуры технологических операций.

Рис. 91. Схема обслуживания подвижного состава методом специализированных бригад

Преимущества: при такой организации работ обеспечивается технологическая однородность каждого участка, (зоны), создаются предпосылки к эффективному оперативному управлению производством за счет маневра людьми, запасными частями, технологическим оборудованием и инструментом, упрощаются учет и контроль выполнения тех или иных видов технических воздействий.

Читайте также:  Капитальный ремонт объектов жилищно гражданского назначения

Существенным недостатком данного метода организации производства является слабая персональная ответственность исполнителей за выполненные работы. В случае преждевременного отказа сложно проанализировать все причины, установить конкретного виновника снижения надежности, так как агрегат обслуживают и ремонтируют рабочие различных подразделений.

Метод комплексных бригад предусматривает формирование производственных подразделений по признакам специализации и технического воздействия на автомобиль. Метод состоит в том, что создаются бригады, на каждую из которых закрепляются подразделения по признаку их предметной специализации, т. е. закрепление за бригадой определенной группы автомобилей (например, автомобилей одной колонны, автомобилей одной модели, прицепов и полуприцепов), по которым бригада проводит ТО-1, ТО-2 и ТР (рис.92).

Рис. 92. Схема обслуживания подвижного состава методом комплексных бригад

При этом централизованно, как правило, выполняются ЕО, диагностирование и ремонт агрегатов.

Метод комплексных бригад характеризуется тем, что каждое из подразделений (например, автоколонна) крупного АТП имеет свою комплексную бригаду, выполняющую ТО-1, ТО-2 и ТР закрепленных за ней автомобилей. Централизованно выполняются только ЕО и ремонт агрегатов. Комплексные бригады укомплектовываются исполнителями различных специальностей, необходимыми для выполнения закрепленных за бригадой работ.

При такой организации недостаточная ответственность за качество ТО, а следовательно, и увеличение объема работ по ТР остаются, как и при специализированных бригадах, но ограничиваются размерами комплексной бригады.

Кроме того, данный метод затрудняет организацию поточного ТО автомобилей.

Материально-технические средства (оборудование, оборотные агрегаты, запасные части, материалы и т. п.) распределяются по бригадам и, следовательно, используются неэффективно. Однако существенным преимуществом этого метода является бригадная ответственность за качество проводимых работ.

Комплексные бригады укомплектовываются исполнителями различных специальностей (автослесарями, слесарями-регулировщиками, электриками, смазчиками) для выполнения закрепленных за бригадой работ.

Каждая бригада, как правило, имеет закрепленные за ней рабочие места, посты для ТО и ремонта, свое в основном универсальное технологическое оборудование и инструменты, запас оборотных агрегатов и запасных частей, т. е. происходит сокращение программы и распыление материальных средств АТП, что усложняет организацию производства технического обслуживания и ремонта автомобилей

Сложности управления при этом методе объясняются трудностями маневрирования производственными мощностями и материальными ресурсами и регулирования загрузки отдельных исполнителей по различным комплексным бригадам.

Недостаток этого метода – возникают ситуации, когда рабочие одной комплексной бригады перегружены, а другие недогружены, но бригады не заинтересованы во взаимопомощи.

Агрегатно-участковый метод – метод,при котором все работы по ТО и ремонту подвижного состава АТП распределяются между производственными участками, ответственными за выполнение всех работ и ТР одного или нескольких агрегатов (узлов, механизмов и систем) по всем автомобилям АТП (рис.93).

Ответственность за ТО и ремонт закрепленных за участком агрегатов, узлов и систем при данной форме организации производства становится персональной.

Результаты работы производственного участка оцениваются по средней наработке на случай ТР соответствующих агрегатов и по простоям автомобилей из-за технических неисправностей агрегатов, закрепленных за участком.

Работы распределяются между производственными участками с учетом производственной программы, зависящей от размера АТП и интенсивности использования подвижного состава.

На крупных и средних АТП с интенсивным использованием автомобилей число участков, между которыми распределяются работы ТР, принимается от четырех до восьми (см. рис.93).

Читайте также:  Урал 4320 войсковой ремонт

Работы, закрепленные за основными производственными участками, выполняются входящими в состав их бригад исполнителями как на постах ТО и ТР, так и в соответствующих цехах и участках.

Однако и агрегатно-участковый метод не лишен недостатков, главный из которых – децентрализация производства, затрудняющая оперативное управление работоспособностью автомобиля как субъекта транспортного процесса.

Рис. 93. Схема обслуживания подвижного состава агрегатно-участковым методом

Источник

Организация трудовых процессов при ТО и ТР

Научная организация труда предусматривает организацию и обеспечение рабочих мест и собственно организацию трудового процесса.

Организация и обеспечение рабочих мест включает рациональную планировку и оснащение рабочих мест необходимым инструментом, приспособлениями и другой оснасткой, позволяющей интенсифицировать труд за счет механизации и автоматизации процессов, а также организацию материально-технического снабжения каждого рабочего места и четкого оперативного и экономического планирования его работы. Обследования показали, что простои рабочих из-за отсутствия материалов, инструментов, электроэнергии и по другим причинам организационного характера составляют 8% сменного времени.

Рациональная планировка рабочего места предусматривает наличие необходимой площади, на которой сосредоточиваются все средства производства, предоставляемые в пользование данного рабочего для осуществления рабочего процесса. Эта площадь должна соответствовать резмещению обрабатываемого объекта (агрегата, узла, детали, станка, приспособления и т.д.), вспомогательного оборудования (верстака, стенда, и т. д.) и самого рабочего.

Конкретные размеры площади определяются рабочей позой(работа стоя или сидя) и характером выполняемой работы.

Главной задачей при планировке рабочего места является рациональное размещение оборудования, инструментов, приспособлений, исключающих лишние движения рабочего, непроизводительные потери времени, повышенную утомляемость рабочего и в результате обеспечивающих наибольшую эффективность труда.

Большое значение в интенсификации груда приобретает применение средств механизации и автоматизации в сочетании с правильной организацией труда и экономической эффективностью применяемых средств. Организация материально-технического снабжения рабочего места предусматривает организацию порядка и бесперебойного снабжения рабочих мест запасными частями, материалами и инструментами.

Наконец, для правильной организации работы на данном рабочем месте должны быть установлены плановые показатели трудовых и материальных затрат (заработная плата, запчасти, материалы, электроэнергия).

В соответствии с изложенным является целесообразным планирование и нормирование повременно оплачиваемых работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей и внедрение в практику выдачи и учета выполнения сменных и разовых заданий отдельными рабочими и бригадами рабочих. К числу вопросов организации обеспечения рабочих мест следует отнести и организацию эффективных методов технического контроля за выполнением работы.

Основой научной организации трудовых процессов является рациональное разделение труда и его кооперация. Разделение труда обусловливает специализацию рабочих — что является важнейшим фактором повышения производительности труда.

Характерным примером разделения труда является поточная организация технического обслуживания автомобилей. Повышение производительности при поточной организации достигается за счет:

  • многократного повторения одного и того же комплекса движений, сокращающих затрату времени и физических усилий на выполнение одной и той же операции
  • установившегося ритма производства или повторения одних и тех же действий
  • постоянства факторов, действующих при выполнении операций (пользование одними и теми же инструментами, длительность пользования ими, выработанная автоматизация движений и др.)

Одним из основных условий эффективного применения разделения труда (при поточном производстве) является производственная программа, достаточная для обеспечения полной загрузки рабочих на постах технического обслуживания.

Читайте также:  Инфракрасный нагреватель для ремонта мягкой кровли

При организации трудовых процессов на поточных линиях обслуживания (по принципу разделения труда) необходимо учитывать, чтобы затраты времени на рабочих местах, связанные со вспомогательными операциями (взять инструмент, переменить его, изменить положение тела и т. д.), не превысили экономию времени, получаемую за счет увеличения производительности труда на данной операции. При механизации (автоматизации) производственных процессов на поточных линиях необходимо стремиться к осуществлению ее на всех участках или постах. Иначе высокая производительность одного поста (например, «мойки» на линии ЕО) при его механизации потребует увеличения количества рабочих на постах ручных операций (чтобы выдержать такт линии). В результате такая организация и механизация процесса может снизить его экономическую эффективность.

Кооперация представляет собой такую форму организации трудового процесса, когда в результате разделения труда отдельные операции, выполняемые определенными рабочими, требуют взаимной увязки в процессе своего производства и выполняются группой рабочих, бригадой, коллективом. В результате различные процессы труда совершаются непрерывно один рядом с другим, во времени и в пространстве обеспечивая непрерывность производственного процесса того или иного назначения.

Примером организации производства с разделением и кооперацией труда ремонтно-обслуживающих рабочих является агрегатно-участковый метод производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. Аналогичным примером разделения и кооперации труда является организация труда на специализированных постах при поточном методе производства технического обслуживания (ЕО, ТО-1 и ТО-2). При бригадном методе работ (комплексные, смазочные) применяется кооперация труда и совмещение профессий. Наконец, отделение основной работы от вспомогательной также может представлять вид разделения и кооперации труда. В этом случае квалифицированный рабочий освобождается от вспомогательных работ и более полно использует свое время.

При изучении и проектировании нового метода работы на отдельных рабочих местах линий обслуживания, постов текущего ремонта, производственных цехов и участков, каждую разновидность движения рабочего разлагают на комплекс простых движений (например: короткие и длинные; горизонтальные и вертикальные и т. д.). Пользуясь элементами движения, составляющими данную операцию (вид работы), и количественной оценкой каждого движения во времени (путем фотохронометражных наблюдений) составляется карта организации труда, отражающая метод выполнения операции и проектируемый метод, исключающий недостатки существующего процесса. После отработки нового более рационального по экономным движениям метода работы на рабочем месте проверяется его эффективность. Для этого первоначально проделывают десять и более циклов данной работы по новому методу и когда операция будет полностью освоена хронометрируют и устанавливают норму.

Условия труда характеризуются санитарно-гигиеническими, психофизиологическими условиями, состоянием охраны труда и техники безопасности. Оценку условий труда производят по показателям температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха и освещенности в производственных помещениях. Научно обоснованная окраска оборудования и производственного помещения способствует повышению производительности труда до 20%, сокращению травматизма на 35—40% и снижению брака производства в два раза. По всем указанным характеристикам условий труда проводятся наблюдения и анализ и намечаются научно обоснованные мероприятия по их улучшению. К числу характеристик условий труда относится режим труда и отдыха, правильное сочетание которых должно обеспечивать большую производительность труда.

Составной частью НОТ являются вопросы технического нормирования, материального стимулирования, развития и поощрения трудовой активности и творческой инициативы работников предприятия.

Источник

Оцените статью