ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЛОКОМОТИВНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Хасин Л.Ф., Матвеев В.Н. Экономика, организация и управление локомотивным хозяйством/Под ред. Л.Ф. Хасина: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. трансп. — М.: «Желдориздат», 2002. — 452с.
Изложены основные вопросы организации и управления локомотивным хозяйством. Показаны роль, значение и задачи локомотивного хозяйства в работе железнодорожного транспорта. Рассмотрены основные вопросы организации, нормирования и оплаты труда работников локомотивного депо, а также примерный порядок составления и разработки производственно-финансового плана структурных подразделений локомотивного депо; вопросы организации ремонтного производства ТПС в условиях депо, эксплуатации и технического обслуживания локомотивов и работы локомотивных бригад. Предназначен для студентов техникумов и колледжей железнодорожного транспорта; может быть полезен специалистам локомотивного хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ Транспорт — одно из необходимых общих условий производства. Осуществляя перевозки внутри предприятий, между предприятиями, районами страны и странами, транспорт влияет на масштабы общественного производства и его темпы. Транспорт — это крупная многоотраслевая сфера, включающая все виды грузового и пассажирского транспорта: железнодорожного, автомобильного, морского, речного, трубопроводного, воздушного, промышленного и городского. Транспорт представляет собой связующее звено между производителями и потребителями товаров, продукции, услуг, без которого рынок и рыночные отношения невозможны. Железные дороги и некоторые другие виды транспорта являются федеральной, государственной собственностью с регулируемыми тарифами на перевозки по основной деятельности. От слаженной работы транспорта зависит экономическая и технологическая эффективность и функционирование отраслей промышленности, сельского хозяйства, деятельность всех структур с различной формой собственности. В своем развитии транспорт тесно взаимодействует со всеми отраслями общественного производства. Предприятия транспорта получают от базовых отраслей новые технические средства, которые в свою очередь, обеспечивают повышение качества и объемов его работы. Для предприятий промышленности главным является производство продукции для обмена и потребления. Назначение же транспорта состоит в том, чтобы перемещать ее из сферы материального производства в сферу потребления, обеспечивая тем самым непрерывное общественное воспроизводство. Иначе говоря, транспорт продолжает процесс производства в сфере обращения и для обращения, связывая отрасли материального производства и элементы воспроизводства — производство, распределение, рынок, обмен и потребление. Отнесение транспорта к отраслям (сферам) материального производства объясняет его роль и то особое место, которое он занимает в системе общественного воспроизводства. Транспорт связан со всеми предприятиями. Производство любой продукции заканчивается доставкой ее к месту потребления. Транспорт продолжает и заканчивает процесс создания продукции всех отраслей народного хозяйства, доставляя ее потребителям. Отсутствие на самом транспорте продукции в виде особой вещи не означает, что с перевозимым грузом не происходит никакой материальной перемены. В процессе перевозки с грузом происходит особая материальная перемена — перемена его местонахождения, его пространственного бытия. Продукцией транспорта является перемещение, тот полезный эффект, который создается транспортным производством. Таким образом, наряду с промышленностью и сельским хозяйством транспорт также представляет собой отрасль материального производства.
Оглавление Введение
Раздел 1. Организация эксплуатации локомотивов, электро- и дизель-поездов Глава 1. Виды работы локомотивов и локомотивных бригад 1.1. Управление эксплуатационной работой в депо 1.2. Способы обслуживания поездов локомотивами 1.3. Способы обслуживания локомотивов бригадами
Глава 2. Показатели эффективности использования локомотивов 2.1. Количественные показатели работы локомотивного депо 2.2. Показатели качества использования локомотивов 2.3. Пути повышения эффективности использования локомотивов
Глава 3. Организация работы локомотивов 3.1. График движения поездов 3.2. Расчет потребности в локомотивах аналитическим способом 3.3. Расчет потребности локомотивов графическим способом 3.4. Организация маневровой работы 3.5. Учетная документация по эксплуатации локомотивов
Глава 4. Организация работы электро- и дизель-поездов 4.1. Особенности организации пригородного и местного сообщения 4.2. Расчет потребного парка электропоездов и дизель-поездов 4.3. Основные показатели работы электро- и дизель-поездов
Глава 5. Организация технического обслуживания и экипировки ТПС 5.1. Система технического обслуживания ТПС 5.2. Экипировка ТПС, оборудование и размещение экипировочных устройств. Экипировочные бригады, их состав и обязанности 5.3. Организация экипировки и технического обслуживания 5.4. Порядок расчета запаса и хранения экипировочных материалов
Глава 6. Организация труда и отдыха локомотивных бригад 6.1. Локомотивная бригада и ее обязанности 6.2. Машинист-инструктор как руководитель. Права и обязанности машиниста-инструктора 6.3. Организация труда и отдыха локомотивных бригад 6.4. Порядок расчета количества локомотивных бригад для заданного размера движения 6.5. Организация труда и отдыха локомотивных бригад — основа безопасности движения поездов
Раздел 2. Организация ремонтного производства Глава 7. Производственный процесс и принципы его организации 7.1. Понятие о производственном процессе 7.2. Основные принципы организации производственного процесса. Типы производства 7.3. Понятие о производственном цикле 7.4. Основы поточного производства 7.5. Понятие о технологическом процессе 7.6. Сущность и значение технической и технологической подготовки производства
Глава 8. Организация и планирование ремонтов и технического обслуживания локомотивов 8.1. Принципы организации системы технического обслуживания и ремонтов локомотивов. Действующая система ТО и ТР локомотивов 8.2. Методы организации ремонтов и технического обслуживания 8.3. Расчет программы ремонтов и технического обслуживания ТПС 8.4. Расчет фронта ремонта и процента неисправных локомотивов 8.5. Оценка экономической эффективности снижения процента неисправных локомотивов
Глава 9. Организация работы ремонтного производства ТПС в депо 9.1. Организация ремонтных бригад, их состав и численность 9.2. Значение качества выполнения ремонтных работ 9.3. Организация управления качеством ремонта 9.4. Основы учета и отчетности в ремонтном производстве 9.5. Пути снижения затрат на ремонт и техническое обслуживание ТПС
Глава 10. Методы планирования и управления ремонтным производством локомотивов 10.1. Применение экономико-математических методов планирования в ремонтном производстве 10.2. Сетевое планирование. Сетевой график. Основные преимущества сетевого планирования 10.3. Порядок расчета и анализа сетевого графика
Глава 11. Локомотивные депо и их оборудование 11.1. Классификация локомотивных депо 11.2. Тяговая территория локомотивного депо 11.3. Типы деповских зданий 11.4. Порядок расчета количества специализированных стойл, ремонтных позиций 11.5. Принципы расположения производственных и вспомогательных помещений депо 11.6. Служебно-технические и бытовые помещения депо 11.7. Типовые табели оборудования локомотивных депо 11.8. Складские помещения депо
Глава 12. Организация вспомогательного хозяйства 12.1. Значение вспомогательного хозяйства локомотивного депо и его структура 12.2. Управление вспомогательным хозяйством и организация его работы 12.3. Обеспечение депо энергетическими ресурсами 12.4. Обеспечение вентиляции в деповских помещениях 12.5. Обеспечение депо подъемно-транспортным оборудованием 12.6. Технические паспорта на оборудование депо 12.7. Организация обслуживания и планово-предупредительного ремонта оборудования депо 12.8. Организация подготовки работы локомотивного депо в зимних условиях 12.9. Организация материально-технического обеспечения депо 12.10. Организация работы транспортного и складского хозяйства 12 11. Организация работы инструментального хозяйства 12.12. Организация отопления помещений депо. Снабжение паром, горячей водой, сжатым воздухом. Канализация депо
Глава 13. Производственные фонды локомотивного депо 13.1. Состав и структура основных производственных фондов депо 13.2. Амортизация основных фондов. Порядок расчета амортизационных отчислений 13.3. Состав и структура оборотных средств депо 13.4. Показатели эффективности использования производственных фондов депо
Раздел 3. Организация труда и заработной платы работников депо Глава 14. Организация труда работников депо 14.1. Принципы и содержание организации труда 14.2. Специализация и кооперирование труда 14.3. Понятие о рабочем месте. Организация и обслуживание рабочего места 14.4. Порядок определения и обеспечения требуемых условий труда на рабочем месте 14.5. Аттестация рабочих мест. Порядок и цель аттестации
Глава 15. Основы нормирования труда 15.1. Задачи и содержание нормирования труда 15.2. Понятие о рабочем времени 15.3. Бюджет рабочего времени 15.4. Классификация затрат рабочего времени 15.5. Нормы затрат труда 15.6. Методы изучения затрат рабочего времени 15.7. Организация нормирования труда работников 15.8. Порядок пересмотра и внедрения норм
Глава 16. Производительность труда, пути ее повышения 16.1. Производительность труда и методы ее определения 16.2. Показатели производительности труда 16.3. Основные факторы роста производительности труда
Глава 17. Организация заработной платы 17.1. Принципы организации оплаты труда 17.2. Тарифная система организации оплаты труда 17.3. Формы и системы оплаты труда 17.4. Виды доплат и порядок их определения 17.5. Стимулирование труда
Глава 18. Коллективные формы организации труда 18.1. Бригадная форма организации труда в депо 18.2. Сущность бригадного подряда 18.3. Сущность арендного варианта организации труда 18.4. Организация оплаты труда в бригадах
Раздел 4. Организация производственно-финансовой деятельности депо Глава 19. Производственно-финансовый план предприятия 19.1. Содержание и порядок составления плана 19.2. Планирование количественных показателей работы предприятия, цеха или участка 19.3. Планирование качественных показателей и норм 19.4. Порядок составления плана по труду 19.5. Порядок составления плана расходов и определение плановой себестоимости 19.6. Финансовый план
Глава 20. Пути повышения эффективности производства и развития коллектива 20.1. Основные направления повышения эффективности производства 20.2. Показатели эффективности капитальных вложений 20.3. Методика определения экономической эффективности внедрения новой техники 20.4. Методика определения эксплуатационных расходов при технико-экономических расчетах 20.5. Планирование социального развития коллектива
Глава 21. Хозяйственный расчет депо 21.1. Основные принципы хозяйственного расчета 21.2. Положение о хозяйственном расчете 21.3. Финансирование и кредитование 21.4. Основные принципы внутрипроизводственного хозяйственного расчета 21.5. Хозяйственный расчет ремонтных участков и участка эксплуатации
Раздел 5. Изобретательство и основы патентного права Глава 22. Управление изобретательством — важная задача руководителей любого уровня 22.1. Основные понятия изобретательского права 22.2. Открытие, его основные определения и признаки 22.3. Изобретение, его основные признаки 22.4. Рационализаторское предложение, его основные признаки 22.5. Права авторов
Глава 23. Основные работы по внедрению изобретений и рационализаторских предложений 23.1. Отбор, оформление и порядок внедрения изобретений и рационализаторских предложений в производственный процесс 23.2. Основные пути совершенствования изобретательской и рационализаторской работы на предприятии; планирование и стимулирование
Раздел 6. Учет и анализ производственно-финансовой деятельности предприятия Глава 24. Основы учета и анализа производственно-хозяйственной деятельности депо (участка) 24.1. Виды учета, их сущность и значение 24.2. Основные понятия о бухгалтерском учете и отчетности 24.3. Инвентаризация, ее сроки и назначение. Ревизии
Глава 25. Анализ производственно-финансовой деятельности предприятия 25.1. Основная цель и сущность анализа производственно-финансовой деятельности предприятия 25.2. Анализ эксплуатационной работы депо 25.3. Анализ работы ремонтного производства 25.4. Анализ выполнения плана по труду 25.5. Анализ использования производственных фондов депо 25.6. Анализ выполнения плана по себестоимости
Источник
Качество ремонта и его контроль
Качеству продукции, в том числе качеству ремонта э.п.с., предъявляют высокие требования. Для обеспечения высокой надежности подвижного состава необходимо не только улучшить технологию и культуру ремонтного производства, но и обеспечить строгий и эффективный контроль качества ремонта.
Качество ремонта. Оно зависит от многих причин: от технологической документации, используемой при ремонте, ремонтного оборудования и инструмента, запасных частей, от качества (состояния) самого объекта ремонта, т. е. от степени его износа, повреждения, свойств материалов.
В управлении качеством ремонта особую роль играет введение наиболее эффективного контроля, позволяющего не только своевременно обнаруживать дефекты и брак, но главным образом предупреждать причины возникновения дефектов и брака путем оперативного управления технологическими процессами ремонта, организации массового контроля качества работ исполнителями и оперативного контроля руководителями депо.
Контроль. Технический контроль качества — это комплекс мероприятий по проверке изготовленной или отремонтированной продукции. В условиях локомотивного депо качество отремонтированной продукции контролируют визуальным осмотром, замером основных величин, проведением цеховых и стендовых испытаний, обкаток узлов в процессе сборки и испытаний всего электровоза (секции электропоезда) в целом.
Качество работ, выполняемых при всех видах ремонта, проверяют приемщики локомотивов и моторвагонного подвижного состава в депо в соответствии с установленной технологией, Правилами ремонта и инструкциями. Проверку и приемку проводят как в процессе сборки, так и в процессе выпуска из ремонта всего э.п.с. в целом и отдельных сборочных единиц. Например, при ремонте механической части э.п.с. по мере готовности проверяют колесные пары, зубчатые передачи и собранные колесно-моторные блоки, тележки, их рамы, призонные болты, сочленение, подвеску редуктора, люлеч-ное и рессорное подвешивание, гидравлические гасители, тормозную рычажную передачу, ударно-сцепные устройства. Кроме того, приемке подлежат буксы, . буксовые направляющие и собранные буксовые узлы, упругие переходные площадки. Проверяют также качество внутренней и наружной окраски кузова э.п.с. и отделки отремонтированных деталей.
Тщательной проверке подвергают междурамные крепления кожухов и корпусов редукторов зубчатых передач, электрических машин, тяговых трансформаторов, сглаживающих реакторов и подвагонной электрической аппаратуры электросекций, букс моторноосевых подшипников, струнок, путеочистителей, предохранительных скоб и устройств приемных катушек автоматической локомотивной сигнализации, тормозных цилиндров и воздуш ных резервуаров, песочниц, фрикционных аппаратов, лестниц, стремянок и др.
Из ТР-3 приемку э.п.с. осуществляют начальник депо, его заместитель и приемщик, которые совместно с машинистом испытывают э.п.с. обкаткой его на линии.
Технические принципы построения контроля качества ремонта основываются на статистических методах, которые заключаются в сопоставлении запланированных и фактически достигнутых статистических показателей качества (в частности, числа дефектов и брака) в ходе ремонтных операций.
Статистический контроль качества ремонта локомотивов состоит в том, что, помимо текущего самоконтроля, периодически через определенное число отремонтированных локомотивов или через определенные промежутки времени непосредственный исполнитель совместно с мастером и руководителями депо выявляют число и виды обнаруженных дефектов и брака в ходе выполнения предписанных технологических операций при ремонте данного вида. Собранные таким образом сведения заносят в специальную контрольную карту или в контрольный бланк, на основании которого определяют статистические характеристики данного вида ремонта оборудования. Сравнивая полученные характеристики и их числовые значения с наилучшими достигнутыми, принимают на основе анализа труда и производства решение, направленное на принятие своевременных мер для предотвращения возникающих ошибок, нетехнологичности отдельных операций в процессе ремонта для повышения надежности деталей и узлов локомотива.
Опыт внедрения бездефектного ремонта электровозов показывает, что суммарное время, отводимое иа контроль всех видов при надлежащем уровне ремонтного производства и ответственности исполнителей, не превышает 10—12 % общего нормативного времени нахождения электровоза в ремонте, поскольку контроль осуществляется в ходе самого ремонтного цикла параллельно с выполнением технологических операций, но не увеличивает времени нахождения локомотива в ремонте.
1. Каковы основные функции ремонтного производства?
2. Каковы виды технического обслуживания и текущего ремонта э.п.с., выполняемые в локомотивных и моторвагонных депо н их назначение?
3. Какие виды ремонта э.п.с. выполняют на локомотнворемонтных заводах ЦТВР и каково их назначение?
4. Что представляет собой ремонтный цикл для электровозов, электропоездов?
5. Каково назначение концентрацнн н специализации ремонта э.п.с.?
6. Как реализуется бригадная форма организации и стимулирования труда при ремонте э.п.с.?
7. Какова сущность поточной организации производства прн ремонте э.п.с.?
8. В чем состоит техническая подготовка производства прн ремонте э.п.с.?
9. Каковы условия работы электроподвнж-ного состава?
10. Назовите виды и причины нзносов деталей э. п. с.
11. Каковы возможные повреждения деталей электроподвижного состава, методы снижении износа, повреждений; виды и марки смазок и масел?
12. Что такое надежность изделий?
13. Каковы объем и характеристика работ, выполняемых прн различных видах технического обслуживания и текущего ремонта э.п.с.?
14. Каковы методы и средства технической диагностики?
15. Каковы общие требования техники безопасности и противопожарной безопасности прн ремонте э.п.с.?