- Оплачивает ли страховая эвакуатор?
- Как страховая оплачивает эвакуатор
- Законодательная база
- Какие документы потребуются
- В каком случае понадобится официальный отказ
- Сколько раз страховая оплачивает эвакуатор по ОСАГО
- Что еще важно знать?
- Нужно ли доставлять к страховщику на эвакуаторе ТС, повреждения которого исключают его самостоятельное передвижение?
Оплачивает ли страховая эвакуатор?
На дороге может возникнуть любая непредвиденная ситуация – от прокола колеса до ДТП. Довольно часто в следствии такого происшествия управлять пострадавшим автомобилем не представляется возможным. Выход из ситуации один – воспользоваться эвакуатором. Эта услуга достаточно дорогостоящая и если проблема возникла на загородной трассе, ценник транспортировки авто может достигать 10-15 тыс. руб.
Покрывается ли эвакуация ТС с места происшествия полисом страховки? После ДТП кто оплачивает эвакуатор при действующем полисе ОСАГО? Или же собственник, застраховавший машину, вынужден будет самостоятельно оплачивать эвакуатор и хранение на стоянке? В этой статье будет подробно описано как получить компенсацию за эвакуатор и что потребуется предоставить страховым компаниям для компенсации расходов, и как, следуя закону и имея ОСАГО, добиться оплаты расходов по эвакуатору во второй раз.
Как страховая оплачивает эвакуатор
В действующем постановлении правительства об «Обязательном страховании автогражданской ответственности» указано, что фирма-страховщик обязана компенсировать расходы, вызванные наступлением страхового случая. Таким образом, стоимость услуги эвакуатора по ОСАГО и простой авто на штрафстоянке должны быть покрыты страховкой. Происходит это следующим образом: владелец машины оплачивает услуги по эвакуации на месте, получает от фирмы-исполнителя необходимый пакет документов, подтверждающий факт совершенной эвакуации. После чего, с этими документами обращается к менеджеру страховой компании и предоставляет счет стоимости услуги для получения компенсации по КАСКО или ОСАГО.
В большинстве случаев, сумма страховых выплат не может превышать оценочной стоимости автомобиля. К примеру, если машина оценена в 400 тыс. руб., причиненный ущерб – в 395 тыс. руб., а эвакуатор – в 15 тыс. руб., то компенсация эвакуации покроет только 5 тыс. руб., а остаток придется доплатить самостоятельно.
Если лимит страховой компенсации на эвакуатор по ОСАГО уже исчерпан, целесообразно будет предъявить запрос на возмещение расходов по эвакуации виновнику ДТП.
Законодательная база
Согласно актуальному «Закону о защите прав потребителей», транспортировка товара весом более 5 кг до места ремонта, оплачивается продавцом. Следует отметить, что добиться выплат конкретно по этому пункту – достаточно тяжело, так как страховые компании оспаривают в этом случае свою роль в качестве продавца услуг.
При наличии полиса ОСАГО, страхователь имеет право на полную компенсацию услуг по перевозке, однако представители страховщика будут прикладывать усилия, чтобы избежать или минимизировать выплаты, связанные с ответственностью по перевозке эвакуатором застрахованной машины.
Кроме этого, правила обязательного страхования гражданской ответственности собственников транспортных средств, прописанные в «Указаниях Банка России №5283-У от 08.10.2019» регламентируют условия страхования и порядок выплат. Так, во главе 4 (п.12, п.13) сказано, что клиент имеет право на возмещение убытков, связанных с выходом из строя автомобиля. Сюда входят все расходы, не превышающие сумму страхового возмещения. Таким образом, возмещение стоимости услуги эвакуатора должно покрываться полисом ОСАГО.
В п.13 условий ОСАГО регламентируется право потерпевшего на компенсацию расходов, вызванных необходимостью эвакуации и хранения своей машины на специализированной стоянке. Факт транспортировки и хранения авто в обязательном порядке должен быть подтвержден документально.
Некоторые владельцы авто задумываются – могут ли эвакуировать машину без страховки? Здесь стоит напомнить, что езда без ОСАГО является нарушением, что влечет за собой штраф и транспортировку авто на штрафстоянку.
Важно соблюдать все требования при составлении документов. В ином случае, страховая компания будет иметь полное право для отказа от оплаты эвакуатора.
Какие документы потребуются
Компания, предоставляющая услуги эвакуатора, должна быть официальной, иначе могут возникнуть трудности при подготовке пакета документов. Сообщать о том, что автомобиль является гарантийным, следует при первом обращении в сервис.
После перевозки авто в место назначения, собственник должен удостовериться в наличии всех необходимых документов, даже если автомобиль эвакуировали и на машину нет действующей страховки. В этот список входит:
Зачастую, выдается стандартный договор по предоставлению услуг. В нем обязательно должны быть указаны реквизиты сторон, марка и модель ТС, адрес эвакуации и конечный пункт, продолжительность маршрута и итоговая стоимость. Кроме этого, договор должен содержать регистрационные номера эвакуатора и данные его водителя. На документе должны стоять подписи обеих сторон, дата и печать компании-исполнителя.
Этот документ должен содержать информацию об исполнителе услуги, данные по автомобилю и стоимость оказанной услуги. Акт заверяется подписями обеих сторон и печатью компании, предоставляющей услугу по эвакуации.
В некоторых случаях, чека из кассового аппарата исполнителя оказывается недостаточно. Рекомендуется взять у водителя эвакуатора квитанцию об оплате с подписью и печатью компании для получения компенсации эвакуатора по ОСАГО в 2019.
- Чек, подтверждающий оплату специализированной стоянки
В нем указываются адрес и период хранения авто.
Действующий страховой полис – одно из главных условий получения компенсационных выплат. Его потребуется предъявить менеджеру страховой фирмы.
В случае, если собственник авто сам заказывает независимую экспертизу, страховщик возмещает стоимость стоянки на период до пяти дней.
Компании, предоставляющие частные парковки, и владельцы, так называемых, «серых» стоянок, зачастую, не выдают клиенту необходимых документов. Автовладелец должен самостоятельно позаботиться о получении необходимых бумаг. Дополнительно рекомендуется записать номер водителя эвакуатора. Связь с ним может потребоваться для быстрого переоформления каких-либо документов, не соответствующих требованиям страховщика.
В некоторых случаях, страховые компании могут дополнительно затребовать путевой лист. С его получением часто возникают сложности.
В каком случае понадобится официальный отказ
Каждая компания, оказывающая населению услуги по страхованию и оплате эвакуатора по ОСАГО в 2019 году, имеет собственный регламент и устав. Правила предоставления компенсационных выплат могут разнится у каждой из них: будь то компания Росгосстрах или любая частная фирма. В тех случаях, когда одна контора может возместить до 100% расходов по ремонту и счет на эвакуатор по ОСАГО, другая может не компенсировать и половины.
Пользоваться услугами крупных страховых компаний гораздо выгоднее. Вопрос о том, оплачивает ли страховая компания эвакуатор, в таком случае, не стоит. Большая их часть оказывает услуги эвакуатора для поврежденных авто бесплатно по ОСАГО.
Ниже представлен алгоритм действий на случай, когда полный пакет документов подготовлен с учетом всех требований страховщика, а менеджер фирмы отрицает факт страхового случая и отказывается компенсировать расходы на эвакуатор по полису ОСАГО:
- Требование официальных документов
Для начала нужно затребовать документ, официально подтверждающий причины отказа. Если представитель страховщика преднамеренно и неправомерно убеждает клиента в невозможности выплат, его тактика может сменится.
Если получен официальный отказ, следующим шагом будет обращение к юристу. С его помощью необходимо будет грамотно составить обращение в суд. Следует отметить, что эти действия повлекут за собой дополнительные расходы и процесс может затянуться. Если предполагаемая сумма страховых выплат не превышает нескольких тысяч рублей, то составление судового иска не будет иметь смысла.
Сколько раз страховая оплачивает эвакуатор по ОСАГО
При составлении страхового полиса и расчете стоимости ОСАГО или КАСКО, необходимо не только внимательно изучить все условия и пункты договора, но и задать вопросы, касающиеся эвакуации ТС, своему персональному менеджеру.
В договоре прописывается количество эвакуаций, компенсируемых страховщиком. Кроме этого, стоит уточнить, какие размеры выплат могут возмещаться и распространяется ли факт страхового случая на разные типы эвакуаторов. В условиях страховой компании может быть прописана определенная категория техники, на которой допускается эвакуировать авто, позволяющая получить финансовую компенсацию.
Согласно ФЗ и Закону об обязательном страховании ОСАГО оплата услуг эвакуатора страховщиком должна осуществляться и во второй раз, если иное не регламентировано договором страховой компании. Главное правило – позаботиться о наличии всех необходимых документов, подтверждающих факт транспортировки авто и оплату эвакуации на эвакуаторе для получения выплат по ОСАГО.
Важно помнить, что цена услуги по эвакуации авто может существенно варьироваться в зависимости от техники, осуществляющей операцию. К примеру, стоимость вызова эвакуатора, оснащенного подвижной платформой, будет значительно отличаться от цены за манипулятор.
Если же машину эвакуировали на специализированную стоянку и у Вас нет страховки, потребуется в кратчайшие сроки ее оформить или продлить. Если полис закончился недавно, можно договориться о выплате штрафа за его отсутствие в размере 500-800 руб., после чего обратиться к страховщику.
Исключение – автомобили, приобретенные накануне эвакуации. Если с момента составления договора купли-продажи прошло не более 10 дней, даже если еще нет страховки и машину эвакуировали, ее обязаны отдать собственнику без страхового полиса.
Что еще важно знать?
Транспортировка авто посредством эвакуатора может обернуться повреждениями. Что бы минимизировать расходы, нужно заранее подумать о том, как застраховать ответственность при перевозке машины эвакуатором. В договорах большинства страховых компаний прописан пункт о том, что страховщик не несет ответственности за возможный ущерб или повреждение авто, полученное в результате правомерных действий власти. Таким образом, если автомобилю нанесли вред во время принудительной эвакуации за совершенное правонарушение, случай, вероятнее всего, будет расценен как не страховой. Зачастую, страховщики не предлагают возможность застраховать гражданскую ответственность при перевозке эвакуатором поврежденной машины.
В случае повреждений при эвакуации авто по инициативе владельца, большая часть страховых компаний также ответит на запрос отказом. В правилах КАСКО обычно прописан пункт о том, что буксировка или перевозка транспортного средства является исключением из покрытия страхового полиса.
Подводя итог нужно отметить, что в случае необходимости транспортировки машины, нужно заранее уточнить у фирмы-исполнителя, застрахована ли гражданская ответственность при перевозке эвакуатором машины.
Во избежание возникновения неприятных моментов, важно детально изучить договор, предоставленный страховой компанией. Выбирать нужно надежного и проверенного страховщика с хорошей репутацией. При возникновении неполадок или после попадания в аварию это предотвратит необходимость выяснять кто оплачивает эвакуатор при ДТП при действующем полисе ОСАГО.
Источник
Нужно ли доставлять к страховщику на эвакуаторе ТС, повреждения которого исключают его самостоятельное передвижение?
Nutnaree Saingwongwattana / Shutterstock.com |
5 августа 2016 года по вине водителя Б. был поврежден принадлежащий А. автомобиль. 31 августа 2016 года А. обратился в страховую компанию Б. с заявлением о выплате страхового возмещения, указав, что характер повреждений автомобиля исключает возможность его представления для осмотра по месту нахождения страховщика. Причем об этом он уведомил страховщика дважды. Однако тот осмотр транспортного средства так и не произвел. В связи с этим А. организовал экспертизу самостоятельно, а затем обратился к страховщику с претензией о выплате страхового возмещения. К своему заявлению он приложил составленное экспертом заключение, но страховая в выплате отказала, объяснив свое решение тем, что потерпевший не предоставил свой автомобиль для осмотра.
Это вынудило А. обратиться в суд. В своем иске он просил взыскать со страховщика страховое возмещение, неустойку за каждый день просрочки, штраф, а также расходы на оплату услуг представителя и на нотариальное оформление его полномочий. Суд заявленные требования удовлетворил, подчеркнув, что транспортное средство не было представлено страховщику на осмотр в связи наличием повреждений, которые препятствуют его эксплуатации (разбито заднее стекло), а страховщик осмотр по месту нахождения транспортного средства так и не организовал (решение Советского районного суда г. Липецка от 5 декабря 2016 г. по делу № 2-11193/2016).
Кто и в каком порядке компенсирует потерпевшему затраты на услуги эвакуатора от места хранения транспортного средства после ДТП до сервиса, услуги сервиса по демонтажу деталей в присутствии независимого эксперта, выезд в сервис которого организован страховой компанией, в том случае, когда повреждения автомобиля исключают возможность его движения? Ответ на этот и другие практические вопросы – в «Базе знаний службы Правового консалтинга» интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Страховая компания с таким выводом не согласилась и обжаловала вынесенное решение. Областной суд встал на сторону ответчика, отменил решение нижестоящего суда и оставил иск А. без рассмотрения (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 1 марта 2017 г. по делу № 33-668/2017). По мнению апелляции, А. действительно нарушил досудебный порядок урегулирования спора, так как повреждение автомобиля не исключало возможность его самостоятельного передвижения либо доставку на эвакуаторе.
В итоге А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с просьбой защитить его нарушенные права и отменить апелляционное определение. И Суд нашел для этого основания (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 31 октября 2017 г. № 77-КГ17-25).
ВС РФ напомнил, что, по общему правилу, потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховой выплате обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы (абз. 1 п. 10 ст. 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – закон об ОСАГО). А в том случае, когда характер повреждений исключает представление автомобиля для осмотра и экспертизы по месту нахождения страховщика (например, повреждения исключают участие транспортного средства в дорожном движении), осмотр и экспертиза проводятся по месту нахождения поврежденного имущества в срок не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления о страховом возмещении (абз. 3 п. 10 ст. 12 закона об ОСАГО). Если же страховщик так и не осмотрел транспортное средство или его остатки и (или) не организовал независимую экспертизу (оценку), потерпевший вправе организовать экспертизу самостоятельно. При этом результаты такой экспертизы должны быть приняты страховщиком для определения размера страховой выплаты (абз. 2 п. 13 ст. 12 закона об ОСАГО).
Тем самым, подчеркнул Суд, повреждения, исключающие участие в дорожном движении, отнесены законом к случаям невозможности представления автомобиля для осмотра по месту нахождения страховщика. Областной суд счел, что разбитое стекло задней двери не лишает транспортное средство А. способности к передвижению. А вот ВС РФ обратил внимание на то, что эксплуатация транспортных средств в случае отсутствия предусмотренных конструкцией стекол запрещена (п. 7.1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств).
Довод апелляции о том, что истец не был лишен возможности представить транспортное средство на осмотр страховщику путем его транспортировки на эвакуаторе, отметил ВС РФ, противоречит как смыслу, так и буквальному содержанию закона об ОСАГО. При таком толковании закона потерпевший при любых повреждениях автомобиля признавался бы способным транспортировать его к страховщику, уточнил Суд.
Таким образом, ВС РФ признал апелляционное определение незаконным и отменил его, направив дело на новое рассмотрение.
Источник