Осмотровые канавы для ремонта автомобилей
§ 1. Осмотровые канавы
Наибольшее распространение при оборудовании постов для технического обслуживания автомобилей получили осмотровые канавы.
Осмотровые канавы делятся: 1) по способу въезда и съезда — на тупиковые (рис. 8, а) и прямоточные (рис. 8, в); 2) по расположению — на изолированные (рис. 8, в) и траншейные (рис. 8, а); 3) по устройству: узкого типа — межколейные (рис. 8, а) и боковые (рис. 8, б) и широкого типа — с колейным мостиком (рис. 8, в) и с выЕешиЕанием колес (рис. 8, г и д).
Канавы узкого типа. Межколейные канавы располагаются посредине между колесами автомобиля, а боковые канавы — по обе стороны от него. Канавы узкого типа бывают тупиковые и прямоточные, изолированные и траншейные, с внутренними или наружными ребордами. Боковые канавы делгют только изолированными.
На тупиковую канаву автомобиль въезжает передним ходом, а съезжает задним, на прямоточной канаве обеспечивается СКВОЗНОЙ проезд автомобиля передним ходом.
Ширина межколейной канавы определяется колеей автомобиля и бывает от 0,9 до 1,1 м. Рабочую длину изолированной канавы принимают равной сумме длин переднего свеса и базы автомобиля, увеличенной на 0,8 — 1,0 м. Глубина канавы для грузовых автомобилей должна быть 1,2 — 1,4м от уровня пола помещения и 1,4 — 1,6 м — для легковых.
Рис. 8. Осмотровые канавы: а — межколейиая траншейная тупиковая; б — боковая изолированная прямоточная; в — с колейным мостиком изолированная прямоточная; г — с самовывешиванием колес изолированная прямоточная; д — с механизированным вывешиванием колес изолированная тупиковая
Межколейная изолированная тупиковая канава показана на ркс. 9. Она представляет собой узкую прямоугольную яму с лестницей 2 в торцовой части и скобами 5, укрепленными в противоположной стороне. При въезде на канаву передние колеса автомобиля направляются сплошным клинообразным или полукруглым возвышением — отбоем 4 и железобетонными 6 или металлическими ребордами, расположенными по всей длине канавы. При необходимости мосты автомобиля вывешивают ручными домкратами, устанавливаемыми на брусьях, положенных поперек канавы.
мм для автомобилей ЗИЛ — 130, МАЗ — 200, ЗИЛ — 158, ПАЗ — 652, для ГАЗ — 21, ГАЗ — 53, УАЗ — 451 — 6300мм»>
Рис. 9. Межколейная изолированная тупиковая канава: 1 — ограждение; 2 — лестница; 3 — металлическая лестница (скобы); 4 — отбой; 5 — канализационная решетка; 6 — реборда; 7 — лоток; 8 — ниша для освещения; 9 — ниша — для сливной воронки; 10 — ниша для инструмента; 11 — маслопровод; 12 — борозда для электропроводки; 13 — вентиляционный канал; 14 — упор; 15 — настил; L — 7300 мм для автомобилей ЗИЛ — 130, МАЗ — 200, ЗИЛ — 158, ПАЗ — 652, для ГАЗ — 21, ГАЗ — 53, УАЗ — 451 — 6300мм
Межколейные траншейные канавы имеют траншею, соединяющую несколько канав по торцам или боковым сторонам. Ширину траншеи делают от 1 до 2 м и располагают ее вдоль стены, имеющей оконные проемы. Кроме металлических скоб, укрепленных в стене каждой канавы, в траншее на каждые пять канав делают лестницу. Траншею прямоточных канав сверху закрывают для возможности сквозного проезда автомобиля. Глубина открытой траншеи — 1,2-1,6 м, закрытой — не менее 1,9 м. Вдоль открытой траншеи должны быть установлены перила высотой не менее 0,9 м. Крайнее положение автомобиля на канаве со стороны траншеи фиксируется упорами.
Боковая канава (рис. 8, б) представляет собой две узкие канавы, между которыми устанавливают автомобиль. Рабочую длину такой канавы принимают равной габаритной длине автомобиля, ширину- не менее 0,6 м и глубину — не менее 0,8 м. Расстояние между канавами устанавливают на 0,25 м больше габаритной ширины автомобиля. Канавы этого типа не приспособлены для выполнения работ под автомобилем, поэтому их обычно применяют для мойки автомобилей.
Наиболее распространены прямоточные канавы узкого типа, позволяющие использовать механизированное перемещение автомобилей с помощью различных конвейеров.
Межколейные канавы, простые по устройству и недорогие в изготовлении, дают возможность одновременно выполнять работы снизу, сбоку и сверху автомобиля, могут быть использованы для обслуживания всех типов автомобилей и не требуют для своего оборудования помещении большой площади и высоты. Однако им присущи существенные недостатки: ограниченное рабочее пространство (одновременно могут работать не более 3-4 человек); невозможность вывешивания колес автомобиля без дополнительных приспособлений; затрудненный доступ к узлам и механизмам, расположенным по боковым зонам нижней части автомобиля, что снижает производительность труда; слабая освещенность естественным светом и плохая вентиляциия.
Канавы широкого типа. В канаве с колейным мостиком (рис. 8, в), ширина которой больше габаритной ширины автомобиля, на одном уровне с полом установлены металлические или железобетонные узкие мостики. Такие канавы используются для выполнения работ снизу автомобиля: моечных, крепежно-регулировочных и смазочных.
Расстояние между осями мостиков принимается равным колее автомобиля, ширина мостика — ширине колеса, увеличенной на 0,2 — 0,25 м, а боковой зазор между стенкой канавы и мостиком — не менее 0,6 м. Недостатком этого типа какав является отсутствие универсальности.
Рис. 10. Канава широкого типа с вывешиванием колес
Канава широкого типа с вывешиванием колес автомобиля показана на рис. 10. Автомобиль устанавливается на тележках 4 и Я, перемещаемых по рельсам 6, смонтированным на стойках 3, посреди канавы. При въезде на канаву передние колеса автомобиля направляются отбоем 12 и ребордами 10 въездного трамплина 9, имеющего уклон вперед, чем и центрируется автомобиль относительно оси канавы. Передний мост 13 садится на подхваты 2 передней тележки 4, установленной в наклонном тупике между ребордами, и при дальнейшем движении автомобиля передний мост вывешивается. При подходе задних ведущих колес автомобиля к уклону трамплина задний мост садится на подхваты 7 задней тележки 5, связанной с передней тележкой дистанционной цепью 5, по длине соответствующей базе автомобиля, колеса отделяются от наклонной поверхности трамплина и вывешиваются. Для работы сбоку автомобиля используются перекидные мостики 1. Наклонный тупик 11 служит для размещения тележек при въезде автомобиля.
Ширина канавы — 2,6 — 2,8 м, ширина рельсовой колеи — 0,8 м. Глубина канавы составляет 1,3 — 1,5 м, длина — 6 — 7 м. В тупиковой канаве уклон со стороны въезда равен 8е; в прямоточной канаве этот уклон сохраняется, а уклон со стороны выезда около 5°.
Эти канавы имеют преимущества по сравнению с канавами узкого типа: они лучше освещаются и вентилируются, автомобиль вывешен, увеличено рабочее пространство внутри канавы, она может быть применена в стационарных и полевых условиях для автомобилей любого типа, что очень важно при обслуживании разномарочного парка автомобилей.
Рис. 11. Механизированная безребордная канава с подъемником: 1 — направляющий швеллер катка рамы; 2 — каток; 3 — регулировочные пластины катка; 4 — реборда пандуса; 5 — рама; 6 — труба рамы (резервуар для масла); 7 — съемный подхват; 8 — основание тележки подъемника; 9 — гайка крепления цилиндра к тележке; 10 — ролик тележки; 11 — въездной пандус безребордной канавы; 12 — клапанная коробка трубы; 13 — отстойник; 14 — стенка осмотровой канавы; 15 — шланг для подвода масла к тройнику распределительного крана; 16 — гидравлический цилиндр; 17 — воздухопровод от распределительного крана к гидравлическому цилиндру; 18 — рукоятка управления; 19 — кожух; 20 — рукоятка винтового зажима для фиксации тележки на раме; 21 — шланг для подвода сжатого воздуха от компрессора к распределительному крану; 22 — зажим для фиксации тележки на раме
К недостаткам канавы относится сложность постановки автомобиля на канаву и съезда с нее, а также неудобство работы на перекидных мостиках. Этих недостатков лишена механизированная безребордная канава, которая несколько шире узкой канавы, так как ее ширина может быть принята для грузовых автомобилей равной колее передних колес, а для легковых автомобилей — меньше колеи передних колес на величину профиля шины.
По бортам механизированной безребордной канавы уложены направляющие 1 (рис. 11) для движения роликовых тележек. Максимальная ширина канавы соответствует колее задних внутренних колес автомобиля, наружными колесами он опирается на стенки канавы для устойчивости и продвижения своим ходом при въезде на канаву и съезде с нее.
При въезде автомобиля на канаву его передние колеса направляются отбоем и короткими ребордами 4 пандуса 11; передний мост садится на подхваты передней тележки и при съезде с пандуса передние колеса вывешиваются. Вместо задней тележки используется специальный пневмогидравлический подъемник (модель 434), устанавливаемый в осмотровой канаве, как показано на рис. 11.
При вывешивании автомобиля на канаве доступ сбоку автомобиля обеспечивается с поверхности пола, а канава имеет ширину, достаточную для удобного доступа снизу к узлам и механизмам, расположенным внутри габаритов рамы автомобиля.
В канавах всех типов стены делают из кирпича и облицовывают глазурованной или метлахской плиткой. Для стока воды, масла и топлива полу придают уклон в 2 — 3° в сторону траншеи. В стенах канавы делают ниши для инструмента, осветительных ламп, воронок и емкостей, в которые сливают отработавшее масло из агрегатов автомобиля.
При освещении автомобиля снизу применяемые в осмотровых канавах светильники должны давать мягкий и неслепящий свет. Рекомендуется пользоваться люминесцентным освещением. Освещенность нижних частей автомобилей, установленных на осмотровых канавах, должна быть не менее 50 лк при освещении лампами накаливания и 150 лк при люминесцентном освещении.
Светильники с люминесцентными лампами следует располагать в нишах длиной 1,5 л по обе стороны канавы. Ниши могут быть сделаны в шахматном порядке или напротив друг друга.
Для удаления отработавших газов при регулировке двигателя канавы оборудуются вытяжными каналами и гибкими огнестойкими шлангами, присоединяемыми к трубе глушителя.
Разработан также метод бесшлангового стационарного местного отсоса газов с механическим побудителем, при котором отработавшие газы попадают в раструб устройства, а поддон преграждает их поступление в осмотровую канаву.
Источник
Осмотровые канавы
Наиболее распространенным оборудованием рабочего поста для технического обслуживания автомобилей являются осмотровые канавы.
По способу заезда автомобиля на канаву и съезда с нее различают канавы:
Рис. Узкие межколейные изолированные канавы:
а — тупиковая; б — прямоточная
В первом случае автомобиль въезжает на канаву передним ходом, а съезжает задним. Во втором случае автомобиль проезжает над канавой передним ходом.
По ширине канавы делят на:
Ширина узких канав меньше расстояния между внутренними боковыми поверхностями шин автомобиля, широких — больше расстояния между наружными боковыми поверхностями шин.
Узкие канавы могут быть расположены посередине между колесами автомобиля — межколейные канавы или по обе стороны от него — боковые.
Межколейные узкие канавы выполняют либо изолированными, т. е. не имеющими сообщения между собой, либо траншейными.
Узкие межколейные изолированные канавы наиболее просты по устройству и наименее удобны для работы. Такие канавы встречаются в мелких автохозяйствах.
Рис. Узкая траншейная межколенная канава:
а — тупикового типа; б — прямоточного типа
Узкие межколейные траншейные канавы имеют траншею, соединяющую несколько канав по их торцам. Соединительная траншея служит для удобства сообщения канав с помещением и между собой. У тупиковых канав траншею делают открытой. Прямоточные канавы имеют закрытую сверху траншею, используемую только как коридор для прохода. Открытые траншеи должны иметь ширину не менее 1 м и не более 2 м (при установке в ней верстаков и другого технологического оборудования). Глубина открытой траншеи 1,2—1,6 м, закрытой не менее 1,9 м от пола до низа выступающих частей перекрытия траншеи.
Вдоль открытой траншеи устраивают перила высотой не менее 0,9 м. Д л я входа и выхода из траншей делают не менее одной лестницы на каждые пять канав. Кроме того, в стенах канав предусматривают скобы для запасного выхода.
Канаву окаймляют внутренней железобетонной или стальной ребордой, заканчивающейся со стороны въезда сплошным клинообразным или полукруглым возвышением (отбоем) для выравнивания колес. В тех случаях когда колея передних колес по размеру близка к колее наружных задних колес (например, у легковых автомобилей или автобусов), можно устраивать канавы с наружной ребордой.
Иногда в автохозяйствах применяют безребордные канавы, однако они не отвечают требованиям техники безопасности. Для удобства работы спереди автомобиля канава со стороны примыкания ее к открытой траншее перекрывается деревянным настилом. Крайнее положение автомобиля на канаве со стороны траншеи фиксируется упорами а.
Габаритные размеры межколейных канав определяются типом обслуживаемых автомобилей. Рабочую длину канавы принимают равной не менее суммы длин переднего свеса и базы автомобиля, увеличенной иа 0,8—1,0 м. Длина канавы с открытой траншеей должна быть увеличена иа 0,6—0,7 м со стороны примыкания к траншее.
Ширина узкой канавы в зависимости от конструкции реборд может быть равна 0,9—1,0 м. Глубина канавы зависит от величины дорожного просвета автомобиля и колеблется в пределах 1,2—1,4 м от уровня пола помещения. Пол канавы делают с уклоном 1 — 2 % в сторону траншеи для стекания воды, масла и топлива. Стены облицовывают плиткой.
Преимуществами межколейных узких канав являются:
- простота устройства — возможность одновременных работ снизу, сбоку и сверху автомобиля
- относительная универсальность типов обслуживаемых автомобилей
- наименьшая стоимость по сравнению с канавами других типов
- минимальные требования к высоте помещения
- простота и возможность их устройства средствами автохозяйства
К недостаткам канав этого типа следует отнести стесненные условия работы под автомобилем (одновременно могут работать не более 3 — 4 чел.), невозможность одновременного вывешивания колес без дополнительных подъемных приспособлений, неудобство работ с нижними наружными частями автомобиля (колеса, ступицы, тормоза) и неудовлетворительное естественное освещение нижней части автомобиля. На рисунке показана канава узкого типа (несколько увеличенная по ширине), оборудованная тележками с подъемными устройствами.
Рис. Узкая канава с механизированным вывешиванием колес автомобиля
Тележки 1, перемещающиеся по швеллерам 3, при заезде автомобиля устанавливаются в передней части канавы. Домкраты 2 задней тележки, предназначенной для вывешивания заднего моста, в этом случае находятся в опущенном состоянии. Домкраты 2 передней тележки установлены на такую высоту, чтобы при въезде передних колес автомобиля на трамплин 6 передняя ось могла зацепить за выступы опорных подушек (подхватов) и увлечь их за собой.
При скатывании передних колес с трамплина передняя ось опускается на опорные подушки и передние колеса автомобиля оказываются вывешенными. При дальнейшем движении автомобиля передний мост с вывешенными колесами перемешается на тележке, а задние колеса двигаются, опираясь на пол, до тех пор, пока передняя тележка не подойдет к ограничителям направляющих. Для правильной установки автомобиля на канаве на трамплинах предусмотрены короткие металлические реборды 5.
Рис. Тележка для вывешивания передней оси автомобиля на осмотровой канаве:
1 — направляющая канавы; 2 — катки; 3 — боковина рамы; 4 — шариковый подшипник; 5 — домкрат с рукояткой; 6 — рама; 7 — регулировочная шайба; 8 — подхват (размер, указанный в скобках, относится к тележке для осмотровой канавы шириной 1 100 мм)
Задние колеса в случае необходимости вывешивают гидравлическими домкратами задней тележки, приводимыми в действие электронасосной установкой 4 или вручную домкратами дорожного типа. На рисунке представлена тележка ГАРО для вывешивания автомобиля под оси (для канав шириной 1400 и 1100 мм).
Недостатком такой канавы является ограниченная универсальность.
Рис. Узкая боковая канава прямоточного типа:
1 — труба для отвода сточной воды в канализацию; 2 — направляющая реборда: 3 — металлическая решетка
Узкая боковая прямоточная канава представляет собой две прямоугольные узкие канавы, сделанные в полу помещения и расположенные параллельно по боковым сторонам обслуживаемого автомобиля. Канавы этого типа ограничивают возможность выполнения работ непосредственно под автомобилем и применяются чаще всего для мойки автомобилей.
Рис. Широкая канава с колейным мостиком
Широкая канава с колейным мостиком представляет собой прямоугольную яму, сделанную в полу помещения, шириной, превышающей габаритную ширину автомобиля, с двумя металлическими или железобетонными узкими мостиками, расстояние между осями которых равно колее автомобиля.
Недостатком канавы с колейным мостиком является ее недостаточная универсальность, так как расстояние между мостиками равно ширине колеи обслуживаемого автомобиля, а мостики для удобства работы делают узкими.
Рис. Широкая канава с вывешиванием колес автомобиля
Широкая канава с вывешиванием колес автомобиля имеет ширину, превосходящую габаритную ширину автомобиля.
Автомобиль перемещается по канаве, опираясь передним и задним мостами на опоры тележек 1, катящихся по рельсовому пути 2, проложенному посередине канавы. Колеса вывешиваются автоматически во время въезда автомобиля на канаву, для чего рельсы 3, выходящие за пределы канавы со стороны въезда, опущены под некоторым уклоном ниже уровня пола. Пол 4 перед канавой по обеим сторонам углубления для рельсов делают с уклоном, обращенным в сторону канавы.
Перед въездом автомобиля тележки 1 устанавливают на рельсах в углублении впереди канавы. Ширина канавы 2,6 м, расстояние между рельсами 0,8 м.
Для работ с боков автомобиля предусматриваются съемные трапы (мостики), перекрывающие пространство между рельсами и продольными стенками канавы.
Преимуществом канав этого типа является удобство работы под автомобилем, возможность производить работы с колесами без дополнительных вывешивающих устройств (домкратов), проверять трансмиссию и задний мост при работающем двигателе и включенной коробке передач и другие работы, а также возможность увеличения числа одновременно работающих людей.
К недостаткам канавы относятся:
- сложность въезда на нее
- неудобство работы сбоку автомобиля на уровне пола помещения (для чего требуется наличие специальных мостиков)
- большая относительная площадь пола помещения
Источник