Основные этапы проектирования строительства ремонта утилизации судов кораблей

Лекция 10. Основы организации процесса проектирования, постройки и ремонта судов

Основы организации процесса проектирования, постройки и ремонта судов

Основные этапы проектирования судна: техническое предложение, техническое задание, эскизный проект, технический проект, конструкторская документация на постройку судна (рабочие и монтажные чертежи, инструкции по эксплуатации и тд).

Система САПР – т.е. автоматизация этапов: исследование – проектирование -технологическая подготовка – производство. Более подробно познакомится с опытом работы проектировочных организаций можно в Приложении «ЧСП»

Судостроительные предприятия: верфь, завод, объединение (концерн).

Цеха- основные: корпусообрабатывающий, сборочно-сварочный, стапельный, механомонтажный, трубомедницкий, слесарно-сборочный, деревообрабатывающий, малярно-изоляционный, цех покрытий, достроечно-сдаточный, контрагенты;группа механических цехов: литейный, механический, котельный, арматурный, кузнечный, модельный, слесарный и тд; группа вспомогательных цехов: инструментальный, ремонтно-механический, электроремонтный, ремонтно-строительный, транспортный и тд; складское хозяйство, энергетическое хозяйство и тд.

Методы постройки судов

Судно разбивается на отдельные секции, палубные, бортовые, днищевые, палубные и тд. Они изготавливаются из деталей и узлов в сборочном цехе. Одновременно выполняется максимальное насыщение секций оборудованием. Готовые секции поступают на стапель, где из них формируют судно. Параллельно на построечном месте продолжаются работы по максимальному насыщению, монтажу, отделке, покраске и тд. Завершение работ и испытание судна производят после спуска его на воду.

Судно разбивается на блоки (части корпуса судна, ограниченные плоскостями, параллельными мидель-шпангоуту или основной плоскости, состоящие из секций, узлов. деталей, и тд.). Блоки изготавливают в цеху до 80-90% готовности и доставляют на построечное место. На стапеле только стыкуются блоки и монтажные работы на месте стыковки.

Предусматривает сборку судна на построечном месте из модулей, те стандартных блоков. Перспективен.

В основном компоновка МКО. Агрегаты и зональные блоки.

Способы формирования корпуса: пирамидальный, островной, блочный.

Методы организации постройки судна: позиционный, поточно-бригадный, поточно-позиционный метод.

Способы спуска судна: перемещение судна под действием собственного веса (наклонный стапель); всплытие (в строительных блоках); комбинированный (путем перемещения и последующего всплытия в док-камерах); механизированный (на слипах или кранами).

Источник

Основные этапы проектирования строительства ремонта утилизации судов кораблей

Этапы постройки судна

Производственный процесс постройки судна состоит из сле­дующих этапов: дос­тапельного (заготовительного и блочного), стапельного, достроечного и сдаточного. Судовые ЭМР являются частью общего производственного процесса постройки судна.

На достапельном этапе выполняются работы по обработке ме­талла, изготовлению деталей набора, сборка и сварка секций и блоков, установка доизоляционных конструкций, изготовление машиностроитель­ных изделий. На этом этапе электромонтажным предприятием выполняют­ся цеховые заготовительные работы: за­готовка кабеля, изготовление конструкций.

На стапельном этапе производят сборку корпуса судна из секций и блоков, испытание его на водопроницаемость, изоляцию помещений, монтаж трубопроводов и части механизмов.

В этот период выполняются слесарно-подготовительные ра­боты на судне (разметка и установка слесарных деталей, креп­ление кабеля и аппаратуры), начинается внешний монтаж (про­кладка и крепление кабеля).

Читайте также:  Инчкейп муса моторс точка ремонта 29 км мкад

На достроечном этапе производят спуск судна на воду и его достройку на плаву. Достройка судна на плаву, во время которой выполняют те работы, которые нельзя было сделать на стапеле (пог­рузка тяжеловесного оборудования, окончание кор­пусно-изолировочных работ, монтаж судовых систем и т.п.) и те работы, которые отнимает особенно много вре­мени. По э/о это окончание внешнего и внутреннего монтажа, включение аппаратуры. Заканчивается достроечный этап постройки судна опро­бованием судо­вых систем и механизмов в действии и проверкой ОТК всех выполненных ра­бот.

На сдаточном этапе производится комплекс испытаний: швартовые, ходовые, ревизия, контрольный выход.

5.3. Методы формирования корпуса судна

Основными методами формирования корпуса судна и постройки судов являются блочный, островной, пирамидальный.

Технологический метод постройки судна выбирается автором проекта с участием завода-строителя на стадии технического проектирования. Он определяется рядом факторов:

— размеры и тип строящегося судна;

— план годового выпуска судов данного типа;

— количество и типы одновременно строящихся судов на дан­ном заводе;

— количество и размеры построечных мест (на суше и на плаву);

— допускаемая (максимальная) грузоподъемность стапеля;

— расположение и грузоподъемность кранов;

— размеры площадки для предварительной сборки и оборудова­ние её грузоподъ­ёмными средствами;

— наличие промежуточных площадок для хранения заделов сек­ций и блоков;

— грузоподъёмность внутризаводского транспорта, для дос­тавки секций к стапельному месту;

— перспективный план реконструкции завода.

Анализ указанных факторов позволяет оценить возможности судостроительного завода и произвести выбор метода постройки.

Блочный метод постройки судов характеризуется делением корпуса судна на блоки, которые строят одновременно, но неза­висимо один от другого как, правило, на специальных тележках на горизонтальном стапеле. Число блоков (5-6 и более) опреде­ляется конструктивными и технологическими соображениями. По мере форми­рования секций осуществляется установка всего при­варного насыщения, необходи­мого для монтажа механизмов, обо­рудования, устройств, э/о, трубопроводов.

B блоках устанавливают э/о, прокладывают местные и внут­риблочные кабели, монтируют установленное э/о. Прокладку ма­гистральных кабелей и их монтаж осуществляют после стыковки блоков. Блочный метод применяют в основном при серийной по­стройке судов небольшого и среднего водоизмещения.

Рис. 5.1 Блочный метод постройки судов

Островной метод постройки судов состоит в том, что форми­рование корпуса производят одновременно в двух-трёх районах (называемых островами) по длине наклонного или горизонталь­ного стапеля.

Рис. 5.2 Островной метод постройки судов

При островном методе достигается создание широкого фронта работ по формированию кор­пуса. Здесь произ­водится насыщение приварными изделиями, установка и монтаж оборудования, э/о, механизмов, устройств, систем, трубопроводов, выполнение изоляционных и отде­лочных работ.

По завершении формирования островов и их стыковки закан­чивают работы в местах соединения островов — «забойных участ­ках».

Островной метод применяется при серийной и единичной по­стройке судов среднего и большого водоизмещения.

Пирамидальный метод постройки судов применяется в основ­ном при единичной постройке судов среднего и большого водоиз­мещения. Сущность его состоит в том, что корпус судна разби­вается на пирамиды, представляющие собой формирования из пло­скостных и объемных секций. Строительство судна начинают с его середины закладкой днищевых объемных секций. Затем устанавливают секции, расположен­ные от закладных в нос и корму по бортам и над ними. Таким образом, обеспечива­ется сравни­тельно быстрое формирование поперечного сечения корпуса и макси­мальная конструктивная законченность помещений и отсеков при относительно медленном продвижении готовности судна по его длине.

Читайте также:  Ремонт фарфоровой раковины своими руками

Источник

Жизненный цикл судна

Существование каждого судна (корабля) подчинено выполнению той задачи, которая поставлена при его проектировании (создании) и подразделяется на следующие стадии:

— эксплуатация (доходы /+/, затраты /-/)

— ремонт и модернизация (затраты /-/)

— утилизация (доходы /+/, затраты /-/)

В свою очередь стадии подразделяются на отдельные составляющие элементы.

Наиболее важной, ответственной стадией является проектирование. Ошибка на стадии проектирования может вылиться в огромные непроизводительные затраты на других стадиях (постройка — 1, технология — 50, проектирование — 800).

Проектирование: информационное создание судна (в голове, на бумаге, в ЭВМ).

1. Определение состава флота с оптимизацией этого состава с конечной разработкой технического задания на проектирование конкретного судна (решение внешней задачи проектирования)

2. Техническое задание, разрабатываемое на основании заявки заказчика, в которой содержится технико-эксплуатационные требования (ТЭТ) к судну, т.е. назначение, желаемые характеристики, условия эксплуатации и необходимое количество судов. Техническое задание разрабатывается проектантом, согласовывается и утверждается заказчиком.

Для того, чтобы убедиться в возможности осуществления (или неосуществления) требований заказчика, зачастую выполняются опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы (ОКиНИР).

При большом объёме этих работ они могут быть выделены в отдельный этап.

ОКиНИР

В техническом задании указываются:

— тип и назначение судна;

требования к грузоподъемности (пассажировместимости, грузовместимости) и характер перевозимого груза;

— скорость хода или мощность главного двигателя;

— тип энергетической установки;

— район и дальность плавания;

— эксплуатационные ограничения главных размещений судна;

— класс Регистра или других классификационных обществ, международные конвенции и др. требования, которым должно удовлетворять судно;

— требования к общему расположению, обитаемости и ТБ;

— численность и состав экипажа;

— специальные требования к мореходным качествам, судовым устройствам, системам, средствам связи, навигационному оборудованию судна;

— требования к автоматизации управления судном и главными судовыми операциями;

— требования по защите окружающей среды от загрязнений.

3. Техническое предложение (предэскизный проект).

Представляет собой сокращенный проект судна в одном или нескольких вариантах. На этой стадии решаются задачи:

— проверка выполнимости и совместимости требований технического задания*;

— предварительное определение основных элементов компоновки судна;

— проверка возможности комплектации судна необходимым оборудованием (МЗК и МСЧ)

определение проектной стоимости судна и экономической эффективности его эксплуатации;

— сопоставление проектируемого судна с лучшими отечественными и зарубежными судами;

— разработка эскиза теоретического чертежа и схемы общего расположения судна;

Читайте также:  Ремонт indesit wisl 103 своими руками

— выявление необходимости разработки и освоения новых видов оборудования.

4. Эскизный проект (ЭП)

На стадии ЭП решаются задачи:

— дополнение и уточнение сведений о судне, изложенных в техническом предложении;

— разработки конструктивного мидель-шпангоута;

расчеты прочности и теории корабля, по определению элементов корпусных конструкций;

— разработки проектной (принципиальной) технологии и организации постройки судна на конкретном заводе (по Бронникову);

— определяется стоимость (себестоимость и цена) головного и серийного судна;

— определяются принципиальные проектные и конструктивные решения по всем элементам судна;

— производится выбор оптимального варианта решений, если их было несколько;

— определение архитектурно-конструктивного типа судна, главных размерений, материала корпуса;

— определяется завод-строитель, составляется перечень поставщиков-контрагентов (заключаются договоры на поставку изделий МЗК)

5. Технический проект (ТП)
Решаемые задачи:

— окончательное определение всех элементов судна

— определение технико-экономических и эксплуатационных характеристик

— основные конструктивно-технологические задачи по корпусу, ГЭУ, оборудованию ирасположению помещений

— разработка принципиальной технологии постройки судна (по Ашику)

— выпуск комплекта конструктивных чертежей;

— уточнение мореходных качеств и архитектуры;

— определение объёма стандартизации и унификации (внут-ренней, межпроектнсй) материалов, механизмов и оборудо-вания;

— определение трудоёмкости, стоимости постройки;

— начало подготовки производства к строительству судна;

— составляется договорная спецификация;

— выпускается перечень оборудования, материалов;

— составляются предварительные заказные ведомости;

— определяются проектные нормы расходования материалов;

— определяются контрагенты и поставщики.

На основании ТП заключается договор (контракт) на постройку судна. По заключении договора начинается стадия постройки.

В силу особенностей судостроения с началом постройки стадии проектирования не заканчивается.

Технический проект проходит, так же, как и эскизный, экспертизу, согласование и одобрение органами госнадзора Регистром Госсаннадзора, технической инспекцией профсоюзов) и утверждение.

6. Рабочий проект (РП)

Это выпуск рабочей конструкторской документации, позволяющей произвести обработку материалов, сборку конструкций корпуса судна в целом, установку оборудования, отделку помещений, спуск судна на воду, испытания и сдачу его заказчику.

Относительная трудоёмкость отдельных стадий проектирования:

— техническое предложение и рабочий проект -5-10% от общей

— технический проект -10-15% трудоёмкости

— рабочий проект — 75-85% проектирования

II. Постройка судна(Организация и технология)

2.1 Классификация судостроительных предприятий

2.2 Основные типы цехов судостроительных предприятий полного профиля

2.3 Комплексная подготовка производства

2.4 Технология постройки судна

2.1 Классификация судостроительных предприятий

/по объёму собственных работ при создании судна/

Судосборочная верфь — только сборка и испытания судна из

поставляемых узлов, конструкций,

комплектующего оборудования и пр.

Судостроительная верфь — изготовление деталей, узлов, блоков, сборка корпуса, насыщение его комплектующим оборудованием, испытания и сдача заказчику.

Судостроительное предприятие — то же, что и в судостроительной верфи, плюс изготовление части изделий судового машиностроения и металлургии.

Судостроительное объединение — включает несколько заводов, а также ПКБ или организацию.

— то же судостроительное предприятие, но относительно ремонта.

По величине водоизмещения строящегося судна:
1 — 7 категории.

Источник

Оцените статью