Основные положения организации ремонта машин

Общие положения по ремонту автомобилей, виды ремонтов

Старение автомобилей и их составных частей. Старением автомобиляназывается процесс необратимого изменения его свойств и (или) состояния, обусловленного структурными превращениями, химическими изменениями в материалах, из которых изготовлены детали, а также постепенным накоплением в элементах конструкции автомобиля микро и макроповреждений при эксплуатации. Процессы старения всегда связаны со временем.

При эксплуатации автомобиля имеют место физическое изнашивание деталей, потеря усталостной прочности их материала, происходят изменения, связанные с коррозией, потерей жесткости, структурные изменения и химические превращения в металлах, потеря некоторых свойств (например, упругости, пластичности и др.).

В связи с этим необходимо знать законы старения, устанавливающие зависимость повреждений от времени. Например, толщины изношенного слоя, остаточного прогиба при деформации детали, площади или глубины поврежденного коррозией слоя в зависимости от наработки. Использование этих закономерностей позволяет прогнозировать потерю работоспособного состояния автомобилем и его составных частей. Старение детали происходит в результате воздействия нескольких разрушительных процессов и является результатом воздействия большого числа факторов.

Изнашиваниемназывается процесс отделения материала с поверхности твердого тела и (или) увеличения его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы тела. Износ является результатом изнашивания и определяется в установленных единицах (толщины слоя, объема, массы).

Процесс изнашивания обычно происходит в три стадии. На стадии 1 (рис. 98) идет приработка сопряженных поверхностей деталей, занимающая небольшой отрезок времени tП

Рис. 98. Зависимость износа h и скорости dh/dt изнашивания от времени работы

При этом износ h изменяется нелинейно, скорость изнашивания высокая, но постепенно убывает. Стадия II является наиболее продолжительной и характеризуется стабильностью процесса. Скорость изнашивания в этом случае небольшая и постоянная. Стадия III – ускоренное изнашивание, характеризующееся резко возрастающей скоростью изнашивания. Причиной этого является изменение условий трения из-за изменения размеров и формы трущихся поверхностей.

Деформациядетали может быть обратимой (упругой) и необратимой, т. е. остаточной. Если возникающие напряжения в материале детали меньше предела его упругости, то будет иметь место главным образом упругая деформация. Однако упругая деформация может сопровождаться и остаточной деформацией, например, при повышенных температурах. Остаточная деформация изменяет размеры и конфигурацию детали, что приводит к снижению долговечности двигателя в целом.

Разрушениеприводит к полному расчленению детали. Разрушения бывают вязкими, хрупкими и усталостными.

Вязкое разрушение происходит от касательных напряжений вследствие значительной пластической деформации. Плоскость разрушений расположена под углом к направлению приложения нагрузки и совпадает с направлением действия касательных напряжений.

Хрупкое разрушение происходит под действием нормальных напряжений. Ему предшествует незначительная пластическая деформация, и плоскость разрушения оказывается перпендикулярной направлению приложения нагрузки

Усталостное разрушение деталей является результатом многократного приложения нагрузок и происходит при напряжениях, значительно меньших, чем в случае однократного нагружения.

Коррозияпредставляет собой разрушение металлов вследствие химического или электрохимического взаимодействия их с коррозионной средой.

Эрозия и кавитациявозникают при действии на металл потока жидкости, движущейся с большой скоростью. На поверхностях деталей образуются пятна, полосы, вымоины. Таким повреждениям подвергаются детали системы охлаждения двигателя, крылья кузова, воспринимающие со стороны колес поток воды, песка и мелких камней. Кавитационное повреждение металла происходит тогда, когда нарушается непрерывность потока жидкости и образуются кавитационные пузыри. Такому разрушению часто подвергаются детали системы охлаждения двигателя, гильзы цилиндров, посадочные пояски блоков цилиндров под гильзу, патрубки и др.

Предельным состояниемавтомобиля и его составных частей называется состояние, при котором их дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление их невозможно или нецелесообразно. Так, например, необходимость смены масла в картерах агрегатов связана с достижением маслами предельного состояния при изменении их смазывающих свойств; выполнение регулировочных работ обусловливается достижением предельных зазоров в сопряжениях; замена или ремонт детали диктуется износом хотя бы одной ее рабочей поверхности до предельного размера.

Составные части автомобилей подразделяются на ремонтируемые и неремонтируемые. Для первых в нормативно-технической и (или) конструкторской документации предусмотрено проведение ремонтов, а для вторых не предусмотрено.

Надежность изделий обусловливается их безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью.

Сохраняемость – свойство объекта сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение хранения и (или) транспортирования.

Система ремонта автомобилей.Техническая политика в области поддержания работоспособности автомобилей основана на планово-предупредительной системе технического обслуживания и ремонта.

Плановый характер системы, предусматривает плановое проведение ТО, что обеспечивает предупреждение непредвиденного (аварийного) отказа автомобиля и регулярное получение информации о его техническом состоянии, и предполагает планируемые наработки агрегатов и автомобилей до вывода их в ремонт, а также объемы работ при ремонте. Предупредительный характер системы состоит в том, что она предполагает проведение ремонта составных частей и автомобиля в целом до наступления периода ускоренного изнашивания базовых и основных деталей.

Читайте также:  Наборы для ремонта авто без покраски

Система ремонта автомобилейпредставляет собой совокупность взаимодействующих средств ремонта, исполнителей, стратегии, технологии и нормативно-технической документации, обеспечивающих работоспособное состояние подвижного состава.

Средства ремонта включают производственно-техническую базу (здания, сооружения, оборудование).

Исполнители разделяются на основных производственных и вспомогательных рабочих, инженерно-технических работников, младший обслуживающий персонал и пожарно-сторожевую охрану.

Стратегия ремонта – это система правил, однозначно определяющих выбор решения о содержании, месте и времени выполнения ремонтных работ, либо о списании автомобиля или его составной части.

Технология ремонта – это совокупность методов изменения технического состояния автомобилей и их составных частей в процессе ремонта.

Нормативно-техническая документация содержит принципы, определения, методы и нормы, позволяющие наиболее эффективно решать задачи поддержания работоспособности подвижного состава автомобильного транспорта.

Виды и методы ремонтов. В зависимости от назначения, характера и объема выполняемых работ различают текущий, средний и капитальный ремонты.

Текущий ремонт (ТР) предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава с ремонтом или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельного состояния. Текущий ремонт обеспечивает безотказную работу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей на пробеге, не меньшем, чем до ближайшего ТО-2.

Средний ремонт (СР) автомобилей предусматривается для случаев их эксплуатации в тяжелых дорожных условиях; проводится с периодичностью более одного года. При нем могут выполняться следующие ремонтные работы: замена двигателя, достигшего предельного состояния и требующего капитального ремонта; устранение неисправностей других агрегатов с заменой или ремонтом деталей; окраска кузова и другие работы, которые бы обеспечили восстановление исправного состояния автомобиля.

Капитальный ремонт (КР) автомобилей, агрегатов и узлов предназначен для обеспечения ресурса автомобиля и его составных частей путем восстановления их исправности и близкого к полному (не менее 80% до ремонтного) восстановле­нию ресурса . При КР заменяют или восстанавливают любые узлы и детали, включая базовые. Автомобили и агрегаты подвергают, как правило, не более чем одному капитальному ремонту. Базовой частью легкового автомобиля и автобуса является кузов, грузового автомобиля – рама. К базовым деталям агрегатов относятся: в двигателе – блок цилиндров; в коробке передач, заднем мосту, рулевом механизме – картер; в переднем мосту – балка переднего моста или поперечина независимой подвески; в кузове или кабине – корпус; в раме – продольные балки.

По характеру постановки на ремонт различают плановый и неплановый ремонты.

Плановый ремонт – ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

Неплановый ремонт – ремонт, постановка на который осуществляется без предварительного назначения, с целью устранения последствий отказов.

По регламентации выполнения предусматриваются ремонты: регламентированный и по техническому состоянию.

Регламентированный ремонт – плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния изделия в момент начала ремонта.

Ремонт по техническому состоянию – плановый ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и объемом, установленными в нормативно-технической документации, а объем и момент начала работы определяются техническим состоянием изделия.

Источник

Тема 11. Основные положения по организации

Название Тема 11. Основные положения по организации
страница 1/16
Тип Документы

rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Документы

Специальная подготовка.

Тема 11. Основные положения по организации ремонта и технического обслуживания машин части.

Занятие 1. Система ремонта и технического обслуживания машин; Виды и методы ремонта и их сущность. Виды и периодичность технического обслуживания.

1. Система технического обслуживания и ремонта машин.

Система технического обслуживания и ремонта машин. В Вооруженных Силах РФ установлена планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники, (Рис.1.1) которая предусматривает обязательное выполнение с заданной периодичностью установленного комплекса работ в период использования, в процессе хранения и транспортирования.

Рис.1.1 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники

Подсистема технического обслуживания — это совокупность взаимосвязанных средств, документации и исполнителей, необходимых для поддержания качества изделий, входящих в эту систему.(Рис1.2).

Принципиальным положением этой подсистемы является то, что операции технического обслуживания подразделяются на обязательные, (т.е. выполняемые принудительно в полном объеме строго по плану) и выполняемые по потребности, когда в их выполнении возникает необходимость. К операциям, которые при проведении технического обслуживания выполняются в обязательном порядке относятся: смазочные, контрольно-проверочные, замена деталей, срок службы которых меньше межремонтного ресурса машины.

В то же время выполнение уборочно-моечных, заправочных, крепежных и регулировочных работ, а также устранение неисправностей, выявленных в процессе технического обслуживания или в результате контрольных осмотров производится при необходимости (по потребности).

Техническим обслуживанием машин называются работы по заправке их горючим, смазочными и другими эксплуатационными материалами, уборке, чистке и мойке, смазке, проверке укомплектованности, креплений и исправности, регулировке и устранению обнаруженных неисправностей.

Рис.1.2. Подсистема технического обслуживания

Рис. 1.3 Подсистема ремонта ВВТ
К объектам ремонта относятся:

  • автомобили, гусеничные машины, прицепы;
  • узлы, агрегаты, механизмы;
  • детали.
Силы и средства ремонта:
Силы: Средства:
  • ремонтные предприятия;
  • ремонтные части;
  • ремонтные подразделения;
  • отделения технического обслуживания.
  • производственные здания, помещения;
  • средства технологического оснащения
  • ремонтных работ;
  • запанные части и материалы.

Ремонтные документы:

  • руководство по ремонту;
  • технические условия на ремонт;
  • ремонтные чертежи;
  • нормы расхода запасных частей;
  • нормы расхода материалов на ремонт;
  • техническая документация на средства оснащения ремонта;
  • ведомость ЗИП на ремонт;
  • ведомость документов на ремонт.

2. Виды и методы ремонта и их сущность.

В зависимости от реального технического состояния, характера и объема выполняемых работ и степени восстановления ресурса установлены следующие виды ремонта:

  • для машин – текущий, средний и капитальный;
  • для агрегатов – текущий и капитальный.

Текущим ремонтом машины называется ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления ее работоспособности путем замены (ремонта) отдельных агрегатов, узлов и деталей, выполнения необходимых регулировочных, крепежных, слесарно-механических, сварочных и других ремонтных работ. При этом допускается замена одного основного агрегата, кроме базовых (рамы, кузова, корпуса), а также двигателя и гидромеханической трансмиссии специальных шасси и тяжелых тягачей. .

Текущий ремонт агрегата заключается в его частичной разборке, замене или ремонте отдельных поврежденных (изношенных) деталей, кроме базовых, и проведении необходимых регулировочных, крепежных и других работ.

Средним ремонтом машины называется ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного (не менее 40 %) восстановления ресурса с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния, выполняемым в объеме, установленном в нормативно-технической документации.[4].

При среднем ремонте машины заменяются или подвергаются капитальному ремонту, не менее двух, но не более половины основных агрегатов, за исключением базовых, проверяется техническое состояние и при необходимости выполняется текущий ремонт остальных агрегатов, механизмов и устройств, проводятся регулировочные работы и техническое обслуживание машины.

Средний ремонт выполняется по решению комплексной технической комиссии воинской части (соединения), как правило, после наработки не менее 60 % от нормы, установленной до капитального ремонта. Степень восстановления ресурса при среднем ремонте должна обеспечивать наработку до очередного планового ремонта или списания.

Капитальным ремонтом называется ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса машины (агрегата) с заменой или восстановлением любых составных частей, включая базовые. Степень восстановления ресурса машины (агрегата) должна обеспечиваться не ниже 80 %.

Содержание ремонтных работ, перечень операций, в том числе объем разборочных работ, при капитальном ремонте зависит от реального технического состояния ремонтного фонда, выявляемого по результатам предремонтного диагностирования и в процессе инструментальной дефектации агрегатов, узлов и деталей.[11].

Для машин, отработавших ресурс до капитального ремонта, в зависимости от их реального технического состояния, по решению комплексной технической комиссии вместо капитального ремонта может проводиться второй (а для машин общего назначения и третий) средний ремонты с проведением дополнительных операций, обеспечивающих восстановление ресурса и последующую наработку до списания.

Таким образом, за жизненный цикл машина может быть подвергнута одному капитальному и двум средним ремонтам или трем средним ремонтам.

По характеру постановки на ремонт различают плановый и неплановый ремонты.

Плановым является ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, т.е. заранее планируется. Плановыми являются средний и капитальный ремонты машин, которые планируются в соответствии с годовыми нормами расхода моторесурсов и нормами межремонтных пробегов.

Неплановым является ремонт, постановка на который осуществляется без предварительного назначения. Такой ремонт проводится с целью устранения последствий отказов.

Автомобильные базовые шасси специальных машин, предназначенных для введения или обеспечения боевых действий, в зависимости от технического состояния смонтированных на них вооружения и военной техники, могут ремонтироваться при комплексном или специализированном ремонте.

Под комплексным ремонтом специальных машин следует понимать ремонт, осуществляемый согласованными совместными усилиями ремонтных органов (специалистов) нескольких служб, совмещенными по месту и времени его проведения.

Специализированный ремонт специальных машин – ремонт, выполняемый по отдельной составной части (вооружение, оборудование, шасси) ремонтными органами (специалистами) соответствующих родов войск (служб).

При специализированном ремонте автомобильные базовые шасси специальных машин с легко отделяемыми от шасси вооружением и военной техникой ремонтируются, как правило, ремонтными органами автомобильной техники. При этом, для сокращения сроков ремонта специальных машин, может производиться замена базовых шасси заблаговременно отремонтированными.

Специализированный ремонт базовых шасси специальных машин с неотделяемым (или трудно отделяемым) вооружением производится, как правило, ремонтными органами соответствующих родов войск (служб) на готовых агрегатах, поставляемых авторемонтными органами.

В зависимости от места выполнения работ и привлекаемых сил и средств ремонт подразделяется на заводской и войсковой.

Заводской ремонт выполняется на стационарных ремонтных предприятиях Министерства обороны России или на заводах промышленности.

Войсковой ремонт осуществляется непосредственно в местах размещения (базирования) войск, в районах скопления (сборных пунктах) поврежденных машин, силами и -средствами штатных ремонтно-восстановительных органов, а также выездными бригадами ремонтных предприятий и (или) заводов промышленности. Текущий и средний ремонты машин относят к войсковым, а капитальный (второй и третий средний) ремонт – заводскому ремонту.

Технология ремонта машин – это сложный, ответственный и многогранный процесс, качественное и эффективное выполнение которого предусматривают принятые в ВС РФ методы ремонта машин.

По признаку сохранения принадлежности составных частей к ремонтируемому изделию, ремонт машин и агрегатов может производиться необезличенным или обезличенным методами.

При необезличенном методе ремонта неисправные (поврежденные) детали, узлы и агрегаты ремонтируются и устанавливаются на ту же машину (агрегат), к которым они принадлежали до ремонта. При этом методе сохраняется взаимная приработанность незаменяемых деталей и узлов, благодаря чему качество ремонта оказывается, как правило, более высоким. Существенным недостатком необезличенного метода ремонта является усложнение организации ремонтных работ и неизбежное увеличение длительности нахождения машины (агрегата) в ремонте. Необезличенный метод ремонта применяется только для машин, имеющихся в весьма малых количествах или имеющих исключительно важное значение.

При обезличенном методе ремонта принадлежность составных частей к определенному экземпляру машины (агрегата) не сохраняется. Разновидностью обезличенного метода является агрегатный метод ремонта, при котором снятые с машины неисправные агрегаты и узлы заменяются заранее отремонтированными или новыми, взятыми из оборотного фонда, а неисправные агрегаты и узлы подвергаются ремонту и идут на комплектование оборотного фонда. При обезличенном (агрегатном) методе ремонта упрощается организация ремонтных работ и значительно сокращается длительность пребывания машин в ремонте.

По организации выполнения. Агрегатный метод ремонта является основным методом ремонта машин в Вооруженных Силах РФ, позволяющим в короткие сроки восстанавливать значительное их количеством.

При агрегатном методе ремонта неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными и требует оборотного фонда агрегатов.

Агрегатный метод ремонта требует наличия достаточного объема оборотного фонда, нормы содержания которого по отдельным агрегатам устанавливаются Главным автобронетанковым управлением МО РФ.

По организации выполнения различают следующие методы:

  • поточный;
  • специализированных постов;
  • универсальных постов.

При поточном методе посты располагаются в последовательности выполнения операций технологического процесса.

На специализированных постах ремонт осуществляют бригады, специализированные по маркам машин и типам сборочных единиц.

На универсальных постах все работы по ремонту выполняются на одном рабочем посту одной бригадой.

По месту проведения ремонта различают следующие методы:

  • ремонт эксплуатирующей организацией;
  • ремонт предприятием изготовителем;
  • ремонт специализированной организацией.

3. Виды и периодичность технического обслуживания.

Техническое обслуживание является основой эксплуатации и должно обеспечивать: постоянную готовность машин, безопасность движения, установленные межремонтные пробеги, устранение причин, вызывающий преждевременный износ, неисправности и поломки механизмов и агрегатов, минимальный расход эксплуатационных материалов.

Современное и качественное техническое обслуживание является важнейшим элементом эксплуатации автомобильной техники и должно обеспечивать:

  • постоянную готовность машин к использованию;
  • безопасность движения;
  • устранение причин, вызывающих преждевременный износ, стирание, разрушение, неисправности и поломки составных частей и механизмов;
  • надежную работу машин в течение установленных межремонтных ресурсов и сроков их службы до ремонта и списания;
  • минимальный расход горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов.

Таблица 1.1

Характеристика подсистемы ремонта ВВТ

Вид ремонта Назначение ремонта Сроки выхода в ремонт Кто проводит ремонт
плановые фактические
Текущий ремонт Восстановление работоспособности ВВТ заменой агрегатов, узлов, деталей не планируются по результатам КО, КТО, ТД экипаж, ремонтное подразделение в/части
Средний ремонт № 1 Восстановление ресурса ВВТ на 40-60% межремонтные сроки установлены приказом МО по результатам ТД ремонтное подразделение в/части, орвб, ремонтное предприятие округа
Средний ремонт

№№ 2, 3

Капитальный ремонт Восстановление ресурса ВВТ на 90-95% межремонтные сроки установлены приказом МО по результатам ТД ремонтное предприятие

Эффективность работы машины зависит не только от качества, заложенных в них на этапе конструирования и изготовления, но и в значительной мере от способа и качества их технического обслуживания в процессе эксплуатации. Если оборудование машин свести к периодическому устранению внезапных отказов и полностью исключить все мероприятия предупредительного характера, то параметры надежности ряда механизмов могут оказаться весьма низкими, и вся машина будет работать неэффективно.

В зависимости от периодичности и объема выполнения работ установлены следующие виды ТО автомобильной техники:

при обкатке – техническое обслуживание после обкатки (ТО-О);

Источник

Читайте также:  Машины 2007 года ремонт
Оцените статью