- ТЕМА 2.3 ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ
- Классификация и виды путевых работ
- Содержание
- Усиленный капитальный ремонт пути
- Капитальный ремонт пути
- Сплошная замена рельсов
- Усиленный средний ремонт пути
- Средний ремонт пути
- Подъемочный ремонт пути
- Планово-предупредительная выправка пути
- Шлифование рельсов
- Текущее содержание пути
ТЕМА 2.3 ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ
1. Организация ремонта пути
2. Типовые и рабочие технологические процессы
Организация ремонта ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО пути
Для улучшения организации и технологии работ, снижения времени занятия перегона путевые работы делятся на подготовительный, основной и заключительный период.
В подготовительный период производят:
— проверку состояния пути с необходимыми обмерами и нивелировкой.
— доставку необходимых материалов
— добивку костылей, обрезку длинных концов шпал, регулировку зазоров, перестановку путевых знаков иными словами производят подготовку пути и отдельных его элементов к выполнению основных работ:
— доставку машин и оборудования к месту работ.
В основной период производят все работы, которые входят в основной состав работ, определяющий вид ремонта.
В отделочный период выполняют работы обеспечивающие состояние пути, отвечающее требованиям технических условий.
При разработке технологических процессов необходимо придерживаться некоторых общих принципов:
1. При выполнении работ в «окна», для уменьшения их влияния на движение поездов все работы распределяются по периодам (подготовительный, основной и отделочный). Подготовительные и отделочные работы выполняются, как правило без закрытия перегона. Основные работы выполняются в «окно» на закрытом перегоне.
2. При расчетах затрат труда на выполнение отдельных работ необходимо учитывать время на переходы в рабочей зоне и на пропуск поездов.
3. При составлении тех.процесса необходимо придерживаться определенной последовательности в выполнении путевых работ. Например работы по регулировке зазоров закладывают до работ по выправке пути, рихтовку выполняют перед перешивкой пути, смену шпал перед выправкой пути. это делается с целью уменьшения затрат труда и ликвидации неоправданной повторяемости отдельных операций.
При составлении технологического процесса существенное значение имеет выбор методов и способов производства работ.
При комплексном методе все основные работы выполняются одновременно в «окно».
При раздельном методе последовательно выполняются операции входящие в комплекс. Например, сначала сплошь меняют рельсы, затем шпалы и т. д.
При поточном способе — все операции входящие в состав отдельной работы выполняются в одном темпе, равном темпу ведущей операции, за которую принимается механизированная и трудоемкая. При этом способе увеличивается производительность труда, т.к.более квалифицированных рабочих можно поставить на наиболее ответственные и сложные операции, при этом способе меньше требуется инструмента, создаются лучшие условия контроля качества выполняемых работ, имеется больше возможностей механизации путевых работ. Недостаток: так как выполнение всех видов работ начинается не одновременно, а по мере освобождения фронта работ, то необходимо некоторое время на разворот работ.
При звеньевом способе — каждый рабочий или группа выполняют на своем участке весь комплекс работ одновременно по всему фронту. Этот способ применяют на простейших (1-3 операции) работах.
Технологический процесс обычно представляется в виде двух основных графиков: графика основных работ в «окно» и графика распределения работ по дням. В графиках отражается перечень и последовательность выполнения отдельных операций, указывается потребный состав бригад на каждую операцию.
Графики бывают горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные применяют для работ, которые выполняются в одном месте, например на стрелочном переводе, ИССО. На таких графиках напротив наименования работы горизонтальной жирной чертой отмечают время производства работы, а над ней записывают число рабочих и № бригады.
В тех случаях, когда необходимо показать ход выполнения операции не только по времени, но и по фронту работ применяют вертикальные графики. В этих графиках работу изображают наклонной линией. На графике по горизонтали откладывают фронт производства работ, а по вертикали откладывают время работы.
Разработку технологического процесса начинают с обоснования необходимости производства ремонта и определения фронта работ в «окно». Работы в «окно» выполняются поточным методом. В цепочке машин выделяется машина, определяющая темп выполнения работ. При производстве усиленного капитального и капитального ремонта пути ведущая машина – машина для смены рельсо – шпальной решетки. При усиленном среднем и среднем ремонте – щебнеочистительная машина, или работы по выправке пути перед проходом хоппер — дозаторной вертушки. Остальные работы в потоке должны выполняться в темпе ведущей машины, чтобы не сдерживать работу других машин и обеспечить своевременно открытие перегона для движения поездов. При определении численности монтеров пути колонны подготовительных, основных и заключительных работ соблюдают следующие условия:
— весь объем подготовительных, основных и отделочных работ должен быть обязательно выполнен;
— количество монтеров пути и бригадиров, занятых ежедневно выполнением работ на перегоне, во все дни недели должно быть одинаковым;
— в случае, если количество монтеров пути и бригадиров, необходимых для выполнения основных работ в «окно», оказывается больше, чем количество монтеров пути и ПДБ необходимых для выполнения подготовительных и отделочных работ, численный состав колонны устанавливается по необходимому количеству трудозатрат для выполнения подготовительных и отделочных работ, а для работ в «окно» необходимое количество монтеров пути привлекается с производственной базы или из ПЧ;
— в случае, если количество монтеров пути и бригадиров, для производства подготовительных и отделочных работ оказывается больше, чем потребность в монтерах пути для работ в «окно», состав колонны устанавливается в соответствии с трудоемкостью подготовительных и отделочных работ.
После определения производственного состава разрабатывается график распределения работ по дням, в котором должны быть отражены периодичность предоставления «окон» для производства основных работ, общий фронт развернутых работ и время нахождения участка в ремонте. При этом очередность выполнения отдельных подготовительных и отделочных работ должна устанавливаться с соблюдением следующих условий:
— фронт работ с ограничением скорости для движения поездов должен быть минимальным;
— очередность выполнения работ должна способствовать быстрейшему восстановлению скорости на ремонтируемом участке;
— выполнение предшествующей работы не должно вызывать дополнительных трудностей для выполнения последующих работ;
— выполнение последующей работы не должно вызывать снижения качества предшествующих работ.
Распределив работы по дням и участкам и определив необходимое количество монтеров пути для каждой работы, следует выполнить контроль расчетов. Ежедневный выход монтеров пути должен быть равен числу монтеров в колонне. Для этого необходимо просуммировать количество монтеров пути по каждому дню цикла. Далее вычерчивают график распределения работ по дням.
Типовые и рабочие технологические процессы
Технологический процесс – это основной руководящий документ, определяющий способ и порядок производства работ с учетом имеющейся технической оснащенности, людских и материальных ресурсов. Определяемый им способ производства работ должен обеспечивать при наименьших затратах труда и времени наиболее высокие производственные показатели.
Типовые технологические процессы разрабатываются на основе среднесетевых норм и объемов работ. Разрабатывают их ВНИИЖТ и другие проектные организации, находящиеся в ведении главного управления пути.
Рабочие процессы разрабатываются предприятиями производящими ремонт на основе типовых технологических процессов применительно к местным условиям производства работ. Они имеют те же принципиальные решения в части очередности и порядка работы, что и типовые процессы, но составлены исходя из действительных объемов (план и профиль пути, объем земляных работ и т.д.) и условий производства работ.
Рабочий технологический процесс состоит из следующих разделов:
— подробная характеристика ремонтируемого объекта до и после ремонта;
— условия производства работ;
— перечень машинных комплексов и их состав;
— ведомость затрат труда, составленная по техническим нормам;
— ведомость работы с балластом при уборке его с обочины, разработке траншей под лотки и дренажи, очистке и нарезке кюветов кюветоочистительными машинами;
— требования безопасности движения поездов и безопасности труда;
Кроме того в рабочий технологический процесс входят:
— графики производства работ в “окно” на все укрупненные технологические операции (рисунок 38,39);
Рис.38 График производства основных работ по замене рельсошпальной решетки
Рис.39 График производства основных работ по замене или очистке балласта
— график распределения работ по дням (рисунок 40);
Рис.40. График производства работ по дням
— технологическая схема поэтапной обработки балластной призмы (при крупных работах с балластом);
— технологическая схема расстановки машинных комплексов на участке работы;
— технологическая схема поэтапной работы при сварке плетей на длину блок-участка или перегона;
— технологическая схема поэтапной работы по очистке балласта и замене стрелочных переводов.
Источник
Классификация и виды путевых работ
Работы по ремонту и содержанию пути подразделяются на следующие основные виды: усиленный капитальный ремонт пути, капитальный ремонт пути, сплошная замена рельсов и металлических частей стрелочных переводов, усиленный средний ремонт пути, средний ремонт пути, подъемочный ремонт пути, планово-предупредительная выправка пути, шлифовка рельсов, текущее содержание пути. Кроме этого, выполняются другие ремонтные работы, предусмотренные Техническими условиями на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути.
Содержание
Усиленный капитальный ремонт пути
Усиленный капитальный ремонт пути (УК) предназначен для комплексного обновления верхнего строения пути на путях 1-го и 2-го классов (стрелочных переводов – 1— 3-го классов) с повышением несущей способности балластной призмы и земляного полотна, включая основную площадку. В состав усиленного капитального ремонта пути входят следующие основные работы: замена рельсо-шпальной решетки на новую, собранную на производственной базе; комплексная замена стрелочных переводов; очистка щебеночной призмы на глубину, не менее указанной в таблице 2, а также замена асбестового балласта или щебня слабых пород с устройством разделительного слоя между очищенным и неочищенным массивами балласта или основной площадкой земляного полотна; уположение кривых с удлинением переходных кривых и прямых вставок, если это не требует дополнительного завоза грунта из карьеров и замены или перестановки опор контактной сети в объеме более 5%; доведение балластной призмы до требуемых размеров; ликвидация пучинистых мест в земляном полотне и повышение несущей способности основной площадки земляного полотна в неустойчивых местах; уположение или укрепление откосов насыпей за счет использования отсева от очистки балластной призмы; срезка обочин; выправка, подбивка и стабилизация пути с постановкой на проектные отметки в профиле; постановка пути на ось в плане и приведение параметров переходных кривых и прямых вставок между смежными кривыми в соответствие с максимальными скоростями движения поездов; ремонт водоотводов и восстановление дренажных устройств; срезка и уборка отложений загрязнителей балласта на откосах выемок и насыпей; ремонт железнодорожных переездов; очистка русел и планировка конусов малых искусственных сооружений; шлифование поверхности катания рельсов и другие работы, предусмотренные проектом.
Капитальный ремонт пути
Капитальный ремонт пути (К) предусматривает замену рельсошпальной решетки на более мощную или менее изношенную на путях 3-5-го классов (стрелочных переводов на путях 4-5-го классов), смонтированную из старогодных рельсов, новых и старогодных шпал и скреплений. В состав капитального ремонта пути входят те же работы, что и при усиленном капитальном ремонте, кроме уположения кривых. Капитальный ремонт пути может выполняться как комплексно со снятием и укладкой путевой решетки кранами, так и раздельным способом с заменой рельсов, креплений и шпал.
Сплошная замена рельсов
Сплошная замена рельсов (PC) производится для оздоровления и усиления рельсовой колеи во время среднего ремонта пути, в период между усиленными капитальными ремонтами бесстыкового пути с железобетонными шпалами на участках с грузонапряженностью более 50 млн. т. Сплошная замена рельсов предусматривает: замену дефектных и переборку остальных деталей скреплений, сплошную очистку щебеночной призмы, планировку и очистку водоотводов, выправку и подбивку пути с постановкой на проектные отметки в профиле и плане и другие работы, сопутствующие среднему ремонту пути.
Усиленный средний ремонт пути
Усиленный средний ремонт пути (УС) предназначен для повышения несущей способности балластной призмы и земляного полотна, включая основную площадку. Усиленный средний ремонт пути выполняется на участках, где усиленный капитальный или капитальный ремонт пути был произведен с меньшей толщиной слоя щебня под шпалой, чем предусмотрено в таблице 2, или не была произведена замена одного вида балласта на другой, либо на участках, где требовалось, но не было выполнено упрочнение основной площадки земляного полотна. При этом выполняются следующие работы: очистка щебеночной призмы с устройством разделительного слоя; уширение основной площадки земляного полотна с восстановлением ее поперечного уклона; срезка обочин; ликвидация пучин; уположение откосов насыпей; восстановление и ремонт водоотводов и дренажных устройств; смена скреплений и негодных шпал в объеме, предусмотренном Техническими условиями на ремонт и планово-предупредительную выправку пути и обеспечивающем отсутствие потребности в замене шпал в последующие 3 года; сплошная замена подрельсовых прокладок, замена двухвитковых шайб в уравнительных пролетах и на концах плетей на длине 50-75 м; выправка пути в плане и профиле. Кроме этого, выполняется ремонт ж.-д. переездов; одиночная замена дефектных рельсов; введение плетей бесстыкового пути в оптимальную температуру; регулировка зазоров на звеньевом пути; снятие пучинных карточек и регулировочных прокладок; закрепление закладных и клеммных болтов и другие работы, предусмотренные проектом и сметной документацией.
Средний ремонт пути
Средний ремонт пути (С) предназначен для сплошной очистки щебеночной балластной призмы, смены элементов скреплений и дефектных шпал в объеме, исключающем необходимость их одиночной замены при текущем содержании в последующие 3 года. В ходе ремонта выполняют очистку щебеночного балласта на глубину не менее 25 см ниже шпал с добавлением балласта или обновление (замену) загрязненного балласта других видов на глубину не менее 15 см под шпалами, очистку водоотводов, сплошную замену пружинных шайб на двухвитковые и резиновых подрельсовых прокладок на уравнительных пролетах и на концах плетей протяженностью 50-75 м. Остальные работы те же, что и сопутствующие усиленному среднему ремонту пути.
Подъемочный ремонт пути
Подъемочный ремонт пути (П) применяют для восстановления равноупругости под-шпального основания путем сплошной подъемки и выправки пути с подбивкой шпал, а также для замены негодных деревянных шпал и частичного восстановления дренирующих свойств балласта. При подъемочном ремонте пути осуществляют: сплошную выправку пути с подъемкой на 5-6 см и подбивкой шпал с добавлением балласта; локальную очистку загрязненного щебня в шпальных ящиках и за торцами шпал в местах появившихся выплесков на глубину не менее 10 см ниже подошвы шпал, а при других видах балласта – частичную замену загрязненного балласта на чистый; замену негодных шпал и элементов скреплений; регулировку стыковых зазоров; удаление регулировочных прокладок из-под подошвы рельсов и сплошное закрепление клеммных и закладных болтов; очистку водоотводов и другие работы в объемах, предусмотренных Техническими условиями на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути.
Планово-предупредительная выправка пути
Планово-предупредительная выправка пути (В) предназначена для восстановления равноупругости подшпального основания и уменьшения степени неравномерности отступлений по уровню и в плане, а также просадок пути. Она включает: сплошную выправку пути с подбивкой шпал; рихтовку пути; замену негодных шпал и элементов скреплений; регулировку стыковых зазоров; удаление регулировочных прокладок из-под подошвы рельсов и сплошное закрепление клеммных и закладных болтов, а также другие работы, входящие в перечень текущего содержания пути, если они требуются.
Шлифование рельсов
Шлифование рельсов производится двух видов: профильное, при котором головка рельса шлифуется по поверхности катания, включая выкружки, и шлифование для устранения волнообразного износа и коротких неровностей других видов на поверхности катания рельсов с целью уменьшения вибрационных воздействий подвижного состава на путь. Первоначальное шлифование рельсов на участках, где производился усиленный капитальный ремонт пути, выполняется в наиболее короткий срок после укладки новых рельсов в путь. Дальнейшее шлифование выполняется с периодичностью в соответствии с Техническими условиями по шлифованию рельсов.
К другим видам путевых работ относятся: сплошная замена рельсов в кривых с боковым износом; замена металлических частей стрелочных переводов; сварка и наплавка рельсов; сплошная смена переводных брусьев; постановка стрелочных переводов на щебень; ремонт переездного настила и т. д.
Текущее содержание пути
Текущее содержание пути. В задачу текущего содержания пути входят систематический надзор за путем, сооружениями и путевыми устройствами и содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение поездов с максимальными допускаемыми скоростями. Работы по текущему содержанию пути выполняются путевыми и специализированными бригадами на линейных участках (околотках), укрупненными путевыми бригадами, мостовыми бригадами по результатам периодической проверки состояния пути и сооружений, а также по заранее составленным планам и графикам. Замена дефектных рельсов, негодных и дефектных шпал и брусьев при ремонтах пути должна производиться в объеме, исключающем ограничение скорости движения по их состоянию до очередного ремонта пути. На кривых участках пути с интенсивным боковым износом термоупрочненных рельсов, в целях экономии ресурсов, вместо сплошной замены рельсов в период между усиленным капитальным и капитальным ремонтами рекомендуется производить перекладку на наружную нить кривых рельсов, снятых с прямых без перемены рабочего канта и с внутренних нитей кривых – с переменой рабочего канта, при условии соблюдения требований Технических указаний по перекладке термоупрочненных рельсов.
При последующих усиленных капитальных ремонтах пути состав входящих в них работ должен определяться проектно-сметной документацией с учетом фактического состояния верхнего строения, земляного полотна и водоотводов. Если усиленный средний ремонт выполнен на участке, где был произведен капитальный ремонт пути с укладкой новых рельсов, то оставшийся срок до усиленного капитального ремонта определяется как разность между полным нормативным сроком от УК до УК по и тоннажем, пропущенным до проведения усиленного среднего ремонта пути.
В соответствии с классностью путей определяются расчетные потребности: объемы путевых работ, количество новых и старогодных материалов верхнего строения, технических средств, трудовых и финансовых ресурсов. Конкретные участки и места проведения путевых работ в рамках нормативных объемов устанавливаются при их планировании по фактическому состоянию пути. При этом для планирования усиленного капитального и капитального ремонтов пути обязательным условием является наработка тоннажа или срока службы в годах не менее нормативного. При недостаточной наработке тоннажа проведение этих видов ремонта должно согласовываться с Департаментом пути и сооружений МПС РОССИИ.
Источник