Основные задачи планирования ремонтов
1. Система ремонтов. Стратегия планирования
Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов, заданных параметров и режимов работы его конструкций и технических устройств. Для этих целей предусмотрена система ремонтных мероприятий, включающая в себя проведение текущих и капитальных ремонтов зданий и сооружений. Принятие решений по проведению тех или иных ремонтных работ основывается на результатах проводимых осмотров конструктивных элементов и инженерных систем зданий и сооружений.
Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений. Один раз в год, в ходе весеннего осмотра, следует проинструктировать нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений о порядке содержания зданий, эксплуатации инженерного оборудования и правилах пожарной безопасности.
Плановые осмотры жилых зданий следует проводить:
— общие, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство;
— частичные — осмотры, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений.
Общие осмотры должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона).
Обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены.
Организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок:
— составить перечень (по результатам весеннего осмотра) мероприятий и установить объемы работ, необходимых для подготовки здания и его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период;
— уточнить объемы работ по текущему ремонту (по результатам весеннего осмотра на текущий год и осеннего осмотра — на следующий год), а также определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта;
— проверить готовность (по результатам осеннего осмотра) каждого здания к эксплуатации в зимних условиях;
— выдать рекомендации нанимателям, арендаторам и собственникам приватизированных жилых помещений на выполнение текущего ремонта за свой счет согласно действующим нормативным документам.
Организация и планирование текущего ремонта.
Организация и проведение текущего ремонта жилых зданий должны осуществляться в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, Техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилищного фонда, Техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий, другими нормативными актами Госстроя России и Методическими рекомендациями. В части организации и оплаты труда необходимо руководствоваться Гражданским Кодексом Российской Федерации, Кодексом Законов о труде Российской Федерации, Методическими рекомендациями Государственного научно-технического центра нормирования и информационных систем в ЖКХ Госстроя России.
Основанием для определения потребности в текущем ремонте жилищного фонда, установления или уточнения его объемов служат результаты плановых общих технических осмотров жилых зданий.
Текущий ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предохранению частей зданий и оборудования от преждевременного износа и по устранению возникших мелких повреждений и неисправностей.
Все работы по текущему ремонту, в свою очередь, разделяются на две группы:
— профилактический ремонт, количественно выявляемый и планируемый заранее по объему и времени его выполнения;
— непредвиденный ремонт, количественно выявляемый в процессе эксплуатации и выполняемый, как правило, в срочном порядке.
Профилактический ремонт является основой нормальной технической эксплуатации и повышения долговечности жилых и общественных зданий. Своевременное планирование и производство таких ремонтных работ по ликвидации отдельных повреждений, возникающих в процессе эксплуатации, предупреждают дальнейшее их развитие, предохраняют здание от преждевременного износа и сокращают расходы на капитальные ремонты зданий. К этой группе работ относятся работы по ремонту и окраске кровель, замене недостающих частей и окраске водосточных труб, частичному ремонту окон и дверей, очистке от загрязнения и простой окраске фасадов, лестничных клеток и другие аналогичные по своему характеру работы.
Исходными материалами для составления годового и поквартального планов профилактического текущего ремонта должны служить описи работ, составленные на основании результатов технических осмотров и по записям объемов работ в журнале осмотра зданий. На производство этих работ должно планироваться до 75—80% выделяемых ассигнований на текущий ремонт.
В отличие от профилактического ремонта, проводимого по определенному, заранее составленному календарному плану, непредвиденный ремонт заключается в срочном исправлении мелких случайных повреждений и недостатков, которые не могли быть обнаружены и устранены при производстве профилактического ремонта или возникли после его выполнения. Такие мелкие повреждения и неисправности в системах водопровода и канализации, в сетях и приборах теплогазоэлектроснабжения во избежание крупных аварий следует немедленно устранять. На производство таких срочных непредвиденных работ, не включенных в объем профилактического ремонта, должны предусматриваться остальные 25—20% затрат по текущему ремонту.
Техническое обслуживание и текущий ремонт в жилых и общественных зданиях осуществляются постоянными штатными рабочими эксплуатационных контор соответствующих учреждений и заключаются:
— в систематическом осмотре по графику закрепленных на постоянное обслуживание за каждым рабочим квартир, служебных помещений, частей здания и оборудования;
— в выполнении работ текущего (профилактического и непредвиденного) ремонта согласно перечню работ;
— в устранении и предупреждении возможных аварий и их последствий (непредвиденный ремонт);
— в проведении необходимого инструктажа жильцов по правильному содержанию и использованию домового оборудования.
3. Капитальный ремонт
Капитальный ремонт в жилых домах и общественных зданиях заключается в замене и восстановлении отдельных частей или целых конструкций и оборудования зданий в связи с их износом и разрушением.
Износ отдельных конструктивных элементов и инженерного оборудования в процессе эксплуатации жилых домов и общественных зданий неодинаков и зависит от природы материала, а поэтому сроки службы их по времени различны. Наиболее длительные сроки службы в каменных домах имеют фундаменты и стены. В силу этих причин в капитальном ремонтируемом каменном здании при замене конструктивных элементов последние должны предусматриваться из материалов более долговечных, приближающихся к срокам службы фундаментов и стен здания.
Все работы по капитальному ремонту жилых и общественных зданий делятся на следующие группы:
— комплексный капитальный ремонт, охватывающий ремонтом отдельные конструктивные элементы, части здания или инженерное оборудование в доме;
— выборочный капитальный ремонт, заключается в ремонте отдельных конструктивных элементов, неисправность которых может ухудшить состояние смежных конструкций жилого дома и повлечь за собой их повреждение или полное разрушение.
Комплексный капитальный ремонт
Комплексный ремонт является основным видом капитального ремонта здания и предусматривает одновременное восстановление изношенных конструктивных элементов, отделки, инженерного оборудования и повышение степени благоустройства в них.
Под комплексный капитальный ремонт должны назначаться наиболее ценные каменные дома и общественные здания, в которых основные конструктивные элементы (кроме фундаментов и стен) и инженерное оборудование пришли в негодное состояние (аварийное) и нуждаются в замене.
Жилые дома и общественные здания дореволюционных и предвоенных лет постройки во многих случаях имеют неравнопрочные конструкции по срокам их службы.
При ремонте жилых домов и общественных зданий за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт, разрешается производить:
— замену изношенных конструкций зданий новыми конструкциями с применением более прочных и долговечных материалов, кроме полной смены или замены стен и каркасов зданий, а также каменных и бетонных фундаментов;
— восстановление бездействующих лифтов и устройство их вновь;
— устройство вспомогательных помещений (наружные тамбуры, дровяные сараи, дворовые ограждения, приспособление нежилых помещений под хозяйственные мастерские управления домами, жилищных контор и т. п.);
— улучшение благоустройства территории двора (замощение, асфальтирование и озеленение и т. д.);
— устройство и ремонт телевизионных антенн коллективного пользования.
Выборочный капитальный ремонт
Выборочный капитальный ремонт должен производиться в таких жилых и общественных зданиях, которые в целом находятся в удовлетворительном техническом состоянии, однако отдельные конструктивные элементы или санитарно-технические устройства в них сильно изношены и нуждаются в полной или частичной замене.
В этих случаях в первую очередь предусматривается ремонт таких конструкций и оборудования, неисправность которых может ухудшить состояние смежных конструкций жилого дома и повлечь за собой их повреждение или Волное разрушение. К таким работам следует относить:
— неисправность кровли, надстенных желобов, различных открыто выступающих частей и водосточных труб на фасадах зданий;
— частичную неисправность междуэтажных перекрытий и отдельных балок, в особенности в санитарных узлах, кухнях и смежных с ними помещениях;
— неисправность санитарно-технических устройств и оборудования в доме, В том числе водопровода, канализации, системы центрального отопления, Электропроводки.
К выборочному капитальному ремонту могут относиться и работы по восстановлению балконов, оштукатурке и окраске фасадов зданий с включением линейных покрытий, по замене водосточных труб, дворовому замощению и озеленению придомового участка.
Источник
Планирование ремонтных работ
Техническое обслуживание и ремонт оборудования при систем ППР планируется годовым планом (план-график ППР), который является составной частью техпромфинплана предприятия. Его разрабатывают на год. Ремонт оборудования планируют по месяцам. Планирование ремонтных работ и технического обслуживания оборудования сводится к определению количества и видов ремонта и технического обслуживания, установлению сроков выполнения этих работ определению их трудоемкости, рациональному распределению ремонтных рабочих и дежурного персонала по цехам и участкам, расчету необходимых материальных ресурсов и денежных затрат. Это план разрабатывают на основании планируемого количества часов работы машины на год, данных о количестве часов, отработанных машинами на начало года с начала эксплуатации (или после капитального ремонта).
Годовой план ремонта оборудования предприятия разрабатывается в конце каждого года на последующий плановый период отделом главного механика (ОГМ) завода при участии цеховых механиков, согласовывается с планово-производственным отделом и утверждается главным инженером предприятия. Элементы плана сначала разрабатывают по цехам отдельных производств и вспомогательным участкам предприятия, а затем составляют сводный план ППР в целом по предприятию.
На основании годового плана технического обслуживания и ремонта оборудования составляют годовой план-график капитальною ремонта оборудования, который служит основным документом для финансирования капитального ремонта оборудования.
Месячные планы ремонта оборудования по цехам составляются в конце каждого месяца на последующий месяц на основании годового и квартального планов отделом главного механика при участии цеховых механиков. Месячный план проведения ремонта оборудования служит для оперативного руководства и контроля осуществления системы ППР в цехах предприятия (подготовки замены ремонтируемых машин и др.).
План ремонтно-механического цеха и электроцеха на очередной месяц разрабатывается на основании общего плана ППР по ремонту машин и агрегатов, заказов механиков по изготовлению запасных частей и др. Модернизацию некоторых видов оборудования производят по отдельному плану, увязанному с планом ремонта основного оборудования.
В основу составления годового плана положено фактическое состояние оборудования, а также ремонтные нормативы, приводимые в действующих инструкциях и положениях по ППР.
Чередование ремонтов, межосмотровых и межремонтных периодов для машин различно, что объясняется различными условиями их эксплуатации, а также сроками службы деталей.
Для учета планирования ремонтных работ необходимо знать трудоемкость их проведения.
Для предварительных подсчетов объема ремонтных работ оборудование делится на группы (категории) ремонтной сложности, учитывающие степень сложности и ремонтные особенности машин. Чем сложнее оборудование, больше его основные размеры и выше требуемая точность или качество выпускаемой продукции, тем выше категория сложности его ремонта. Группа ремонтной сложности показывает, какое количество условных ремонтных единиц содержится в полной трудоемкости ремонта данной машины.
Количественной характеристикой сложности ремонта г конкретных моделей оборудования служит трудоемкость их капитального ремонта (QH). Связь между категорией сложности ремонта и трудоемкостью их капитального ремонта определяется’ зависимостью
где Кк — норма трудоемкости ремонтной единицы при капитальном ремонте.
Нормы трудоемкости условной единицы ремонтной сложности в разных отраслях промышленности строительных материалов принимают различные, что объясняется спецификой оборудования и условиями их работы. Так, в асбестоцементной промышленности в качестве эталонного агрегата принята листоформовочная машина СМ-943, ремонтная сложность которой составляет 66 единиц при единице трудозатрат, равной 35 чел-ч. Эта условная единица ремонтосложности механической части отнесена к 4-му или 5-му разряду семиразрядной сетки сдельщика, когда 65% приходится на слесарные и прочие работы и 35% на станочные работы.
В промышленности сборного железобетона одна условная единица ремонтосложности по механической части технологического оборудования по затратам на капитальный ремонт принимается равной 50 чел-ч, отнесенная к 4-му разряду тарифной сетки сдельщика.
Распределение условной единицы ремонтной сложности механического (А»н), электротехнического (Я»э) оборудования для промышленности сборного железобетона
Виды работ, чел-ч | ||||||||
слесарные | станочные | сварочные | всего | |||||
Км | Кэ | Км | Кэ | Км | Кэ | Км | Кэ | |
Периодический технический осмотр | 0,5 | — | 0,05 | — | 0,4 | — | 0,9 | |
Текущий ремонт | 3,8 | 1,3 | 1,0 | 0,6 | 1,2 | 0,1 | 6,0 | 2,0 |
Капитальный ремонт | 30,0 | 1,6 | 0,4 |
Группа ремонтной сложности г оборудования заводов промышленных строительных материалов приводится в отраслевых положениях ППР.
Трудоемкость условной единицы ремонтной сложности для оборудования сборного железобетона для различных ремонтных работ приводится в табл. 3.
Общая трудоемкость ремонта (чел-ч) какой-либо машины с учетом ремонта ее электрооборудования
Qк = КмЧм+КэЧэ, (40)
где Км и Кэ — трудоемкость условной единицы ремонтной сложности механического и электротехнического оборудования, чел-ч; Чм и Чэ — группы ремонтной сложности механического и электротехнического оборудования.
Нормы простоя оборудования на одну условную единицу ремонтосложности
Примечание. При работе предприятия по режиму шестидневной рабочей недели с одним выходным дней нормы простоя машины принимаются с коэффициентом 1,15.
Продолжительность простоя машин при ремонте зависит от трудоемкости ремонта, состава и квалификации ремонтной бригады, технологии ремонта и уровня организационно-технических мероприятий. Норма простоя (сут.) оборудования в ремонте (при 5-дневной рабочей неделе с двумя выходными)
где N — норма простоя для оборудования сборного железобетона, определяемая по табл. 4; r — группа ремонтосложности механической или электротехнической части оборудования.
Время эксплуатационных испытаний машины после ремонта в общий простой не засчитывается, если она работала нормально.
Продолжительность простоя (сут.) оборудования в ремонте можно также определить по формуле
(42)
где tи — норма времени на выполнение слесарных работ для машин первой группы ремонтной сложности; rм — группа ремонтосложности машины; М — коэффициент, учитывающий метод выполнения ремонтных работ (при работе без слесарной подготовки деталей М=1; при предварительной подготовке деталей М =0,75-0,8; при узловом методе ремонта М =0,4-0,5); nс — количество слесарей, работающих в одну смену; tсм — продолжительность смены, ч; С-количество рабочих смен в сутки; Кп — коэффициент, учитывающий перевыполнение норм выработки слесарей (К =1,25).
Система ППР оборудования базируется на теории износа деталей машин. Построение структуры ремонтного цикла на машину основано на анализе изменения работоспособности машины в течение всего ремонтного цикла.
Важное условие, определяющее возможность применения планово-предупредительной системы, есть кратность и повторяемость технического обслуживания и плановых ремонтов в ремонтном цикле. Это условие в общем виде определяется зависимостью
(43)
где N — количество деталей, заменяемых за ремонтный цикл; Тц — время работы машины между двумя наиболее сложными ремонтами (ремонтный цикл); ti — средний срок службы (ресурс) деталей данной группы до замены; ni — количество деталей со средним сроком службы.
Построение рационального графика ремонтного цикла возможно, если величины Тц и tt кратны между собой и равны целому числу:
Величина Pi называется коэффициентом сменности и показывает, во сколько раз срок службы деталей данной группы меньше срока службы до очередного наиболее сложного ремонта. Эта величина определяет характер мероприятий технического обслуживания и ремонтов, а также структуру ремонтного цикла.
Основным показателем системы ППР является длительность межремонтного периода. Он учитывает надежность оборудования и методы его эксплуатации.
Межремонтный период следует определять по предельной величине кривой износа характерной детали и срока службы (ресурса), используя правила математической статистики.
Для обоснованного построения системы ППР необходимо выбрать оптимальную структуру ремонтного цикла и иметь величину ресурсов агрегатов для расчета длительности межремонтного периода.
На практике структура ремонтного цикла и интервалы межремонтных периодов устанавливаются на основании статистических данных по фактическим средним срокам службы деталей машин.
В настоящее время ставится задача устанавливать параметры ремонтного цикла экономическими расчетами, а при создании повой машины проектировать детали с определенными сроками службы, соответствующими ремонтному графику.
Источник