- Особенности системы ТО и ремонта автомобилей.
- Особенности организации системы ТО и Р автомобилей
- Техническое обслуживание автомобиля и уход за ним
- Виды технического обслуживания автомобилей
- Ежедневное техническое обслуживание автомобиля
- Первое техническое обслуживание
- Второе техническое обслуживание
- Сезонное техническое обслуживание
- Можно ли сэкономить на техническом обслуживании автомобиля?
- Видео: рекомендации эксперта по техобслуживанию
Особенности системы ТО и ремонта автомобилей.
Комплекс раб, направленный на поддержание исправности и работоспособности при подготовке, использовании маш по назначению, транспортировке и её хранении.
Авто, используемые в с.х. подвергают ТО видов:(ЕТО), (ТО-1,2), (СО). ЕТО: 1)очистительно-моечные раб, заправка, смазывание и контрольный осмотр по возвращению в гараж; 2)Контроль в пути и остановках; 3)Проверка авто перед выездом на линию. ТО-1: 1)ЕТО; 2)смена масла в картере; 3)проверка сбор единиц (без снятия); 4)проверка эл-ия; 5)проверка торм сист; 6) пров рулевого управ. ТО-2:1)ТО-1; 2)проверка узлов и агрегатов без снятия и со снятием с маш. СО совмещают с ТО-1 или ТО-2 смена масла, охлаждающей жидкости по сезону, перерегулировка.Планирование по фактическому пробегу, применяется для сост авто, имеющий не пост-ый дневной проб. исходя из фактич пробега каждого авто, его тех-го состояния и условий эксплуатации. следует изготовить «Макет планирования ТО автомобилей».
из ортстекл толщ 5 мм, для прочности вмонтировать в металлическую раму; влевой части ячейки для вставных бирок; в средней части шкала пробега для каждого автомобиля; вправой части сверлят 6 отв для каждого авто, первые 4 отв для отметки вып-ия ТО-1, 5-ое отв для ТО-2, 6-ое для капрем. Фишки различной окраски ТО-1 жёлтые, ТО-2 красные, КР зелёные. Шкала пробега представляет собой линейку с делениями через каждые 2 мм (0-200 мм), цена одного деления соответствует 10км. Готовую шкалу приклеивают к внутренней стор листа. Каждая шкала имеет верхнюю и нижнюю стрелку. Стрелки передвигают лескам, натянутым вдоль линейки.Верхняя стрелка указатель(красный), Нижняя движок (синий).
Порядок работы Указатель устанавливают на отметке, соотв-ей принятой периодичности ТО для каждого автомобиля.Движок используют для отчёта суммарного пробега автомобиля путём перемещения его по шкале. Положение движка показывает, какой пробег имеет автомобиль после проведения последнего ТО. В правой части макета сверлят шесть отверстий для каждого номера автомобиля. Первые 4 отверстия предназначены для отметки выполнения ТО-1, пятое – для ТО-2, шестое – для капремонта. Отметку о выполнении ТО делают при помощи движек различной окраски. ТО-1 – жёлтые, ТО-2 – красные, КР – зелёные
Пробег авто-ей на макете отмечают ежедневно при обработке путевых листов, перемещая движок по шкале на значение пробега автомобиля за день. Разность делений между верхней и нижней стрелками по шкале покажет пробег, который должен выполнять автомобиль до очередного ТО.
Такой макет позволяет наглядно видеть потребность в ТО каждого авто-ля и парка в целом. По положению стрелок на макете автомеханик ежедневно выбирает автомобили, пробег которых достигли плановых значений для постановки их на ТО. ТО-1 очередного автомобиля необходимо планировать не менее как за сутки, т.е. накануне, а ТО-2 за двое суток. По выполнению ТО делают отметку на макете. Для этого фишку, означающую вид обслуживания, переставляют на соответствующее место, а нижнюю стрелку– движок перемещают в крайнее левое положение на начало отчёта пробега шкалы пробегов. Для этого автомобиля начисление пробега по шкале вновь будет начато с нуля. После выполнения следующего ТО фишку устанавливают рядом с предыдущей.
Содержание ТО и рем. автомобилей.
Комплекс раб, направленный на поддержание исправности и работоспособности при подготовке, использовании маш по назначению, транспортировке и её хранении.
Авто, используемые в с.х. подвергают ТО видов:(ЕТО), (ТО-1,2), (СО). ЕТО: 1)очистительно-моечные раб, заправка, смазывание и контрольный осмотр по возвращению в гараж; 2)Контроль в пути и остановках; 3)Проверка авто перед выездом на линию. ТО-1: 1)ЕТО; 2)смена масла в картере; 3)проверка сбор единиц (без снятия); 4)проверка эл-ия; 5)проверка торм сист; 6) пров рулевого управ. ТО-2:1)ТО-1; 2)проверка узлов и агрегатов без снятия и со снятием с маш. СО совмещают с ТО-1 или ТО-2 смена масла, охлаждающей жидкости по сезону, перерегулировка.Планипование по календарю: Этот способ применяется тогда, когда ежедневные пробеги автомобилей относительно постоянно, т.е. коэф использования близок к 1. составляют «График ТО автомобилей» на 1…2 месяца. В нём определяется день соответствующего ТО для каждого авто. Предварительно рассчитав кол-во дней, через которое авто необходимо ставить на очередное ТО. Дто= lто/lсс где Дто количество дней м/у очередными (смежными) ТО; lто периодичность ТО,км пробега; lсс среднесуточный пробег авто,км пробега.
После составляется график ТО.
Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав
Источник
Особенности организации системы ТО и Р автомобилей
Сервис (сервисная система) – это совокупность средств, способов и методов предоставления платных услуг по приобретению, эффективному использованию, обеспечению работоспособности, экономичности, дорожной и экологической безопасности автотранспортных средств в течение всего срока их службы (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Место сервиса в обеспечении эффективной
эксплуатации автомобильной техники КАМАЗ
Техническую эксплуатацию автомобилей определяют следующие особенности использования [69].
1. Значительный средний возраст и большой срок службы автомобилей. В России средний возраст автомобилей составляет 9,7 лет. Средняя наработка с начала эксплуатации составляет 100 – 105 тыс. км. Около 39% автомобилей имеют наработки более 10 лет, а 13% – более 15 лет. Наличие в парке автомобилей, имеющих большую наработку с начала эксплуатации, серьезно усложняет работу по обеспечению их работоспособного состояния.
2. Отсутствие достоверной и полной информации о содержании и времени проведения работ ТО или ремонта, расходе запасных частей, качестве используемых эксплуатационных материалов и условиях эксплуатации, так как большинство владельцев не ведут соответствующего учета. Это особенно характерно при приобретении подержанных автомобилей, удельный вес которых в большинстве стран мира остается значительным.
3. Обслуживание автомобилей вне существующей сервисной системы – своими силами, с привлечением «своих» механиков с использованием простейших приемов контроля технического состояния, проведения ТО и устранения отказов и неисправностей, что сказывается на характере работ, выполняемых сервисными предприятиями. На СТО пока преобладают ремонтные и сложные профилактические работы.
4. Отсутствие собственной производственной базы и условий для проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей. При наличии капитального гаража собственная «база» ограничивается смотровой ямой, набором слесарного инструмента, ареометром, зарядным устройством для аккумулятора, простейшим оборудованием для смазки, заправки и подкраски.
Во всем мире господствует принцип: кто автомобиль производит, тот и обеспечивает его обслуживание. Поэтому каждая фирма, желающая функционировать на автомобильном рынке, создает свою сеть предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
В условиях острой конкурентной борьбы на автомобильном рынке, заводы ‑ изготовители заинтересованы в создании широкой сети станций технического обслуживания, оснащенных современным технологическим оборудованием и непрерывно снабжаемых запасными частями.
|
Значительная вариация надежности, сроков службы, условий и режимов эксплуатации автомобилей, уровня жизни и предпочтений владельцев предопределяют функционирование на рынке сервисных услуг разнообразных предприятий. (рис. 1.3) [65]. В условиях конкуренции нет возможности заставить клиента воспользоваться услугами только того предприятия, которое принадлежит фирме – изготовителю автомобилей.
Рис. 1.3. Основные организационные формы ТО и ремонта
Фирменные системы, организуемые производителями автомобилей и рассчитанные на проведение ТО и ремонта на сервисных и ремонтных предприятиях в гарантийный и послегарантийный период, работают по соглашению или договору с заводами – изготовителями. К предприятиям, входящим в состав сервисной сети, относятся дилерские станции, уполномоченные СТО и ремонтные предприятия, торгово – обслуживающие предприятия. Согласно договору эти предприятия приобретают у производителя автомобили и запасные части по оптовой цене, а продают с определенной наценкой. Полученные средства расходуются на развитие предприятия, рекламу, создание складов запасных частей и т. п. Дилер обязан продавать определенное количество автомобилей и проводить их гарантийное обслуживание в соответствии с заводской документацией, использовать запасные части и материалы, отвечающие требованиям производителя.
Независимые сервисные предприятия, ремонтные мастерские автотранспортных предприятий и станции технического обслуживания являются самостоятельными хозяйственными субъектами, не связанными непосредственно с производителями автомобилей и работающими с клиентурой – владельцами транспортных средств. Эти предприятия могут быть комплексными (40 – 50%) и специализированными (50 – 60%), на них предусматривают выполнение определенных видов ТО и ремонта с регламентированными перечнями операций, трудоемкостью и другими нормативами.
Примерное распределение объемов сервисных услуг и трудоемкости работ по видам предприятий и формам обслуживания, обеспечивающих конкурентную среду, представлено в табл. 1.1 [1, 65].
Распределение объемов услуг и трудоемкости работ
между сервисными предприятиями
Показатели | Дилерские предприятия | Независимые сервисные предприятия | Само–обслуживание | На постах АЗС | Прочие |
Объемы предоставляемых услуг, %: | |||||
в развитых странах | |||||
в России | 15 – 25 | 45 – 60 | 20 – 25 | – | 5 – 10 |
Трудоемкости выполняемых работ, %: | |||||
по ТО | |||||
по ТР |
Владелец автомобиля по своему усмотрению или опыту может выбрать любую стратегию обеспечения работоспособности автомобиля (предупреждение или устранение отказов и неисправностей), а именно:
– следование рекомендациям завода – изготовителя в течение всего или части срока эксплуатации автомобиля с их реализацией на уполномоченных сервисных предприятиях;
– выполнение конкретных видов ТО, ремонта или отдельных видов работ на независимых сервисных предприятиях;
– выполнение части работ вне существующих сервисных предприятий: своими силами или привлекая независимых специалистов – исполнителей. Гарантия качества выполненных работ в этом случае отсутствует.
Как правило, клиент обращается на сервисные предприятия для выполнения относительно сложных и трудоемких работ (табл. 1.2).
Доля трудоемких работ в общем числе заявок
Трудоемкость, чел*ч | до 2 | от 2 до 8 | более 8 |
Доля в потоке требований, % | |||
Доля трудоемкости, % |
Если учитывать условия эксплуатации автомобилей, случайность возникновения отказов и неисправностей и вариантность методов и места выполнения работ по ТО и ремонту, то наибольшую сложность для сервисных предприятий в условиях конкуренции представляет определение программы работ и ее ресурсной поддержки персоналом, технологическим оборудованием, запасами деталей, материалов и производственными площадями.
Сервисные услуги включают следующие основные виды работ, предлагаемых клиенту:
• подбор и доставку необходимых автомобилей, оборудования, запасных частей и материалов;
• куплю и продажу новых и подержанных автомобилей и агрегатов;
• предпродажное обслуживание и гарантийный ремонт;
• заправку, мойку, уборку и хранение;
• техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
• инструментальный технический осмотр и подготовку к нему;
• продажу запасных частей, материалов, комплектующих изделий и принадлежностей;
• предоставление автотранспортных средств в прокат и лизинг;
• техническую помощь на линии, эвакуацию, услуги по самообслуживанию;
• модернизацию, переоборудование и тюнинг автотранспортных средств;
• сбор и утилизацию отходов, образующихся при эксплуатации автотранспортных средств;
• информационное обеспечение владельцев автотранспортных средств;
• обучение и консультацию персонала автотранспортных предприятий, предпринимателей, физических лиц – владельцев автотранспортных средств.
В основу развития существующей дилерской сети должна быть положена концепция сочетания трех стратегий: продажа автомобилей, продажа запасных частей, сервис. Требования современного рынка привели к тому, что основой дилерской сети ОАО «КАМАЗ» являются предприятия, оказывающие различные виды услуг. Автоцентры «КАМАЗ» занимают на рынке продаж и сервисных услуг следующие позиции: продажа автомобилей ‑ 16%; продажа запасных частей – 38%; предоставление сервисных услуг – 75%.
В различных исследованиях состав факторов, влияющих на структуру ПТБ, размерные и стоимостные ее показатели, принимается различным. В схеме «дерева систем технической эксплуатации» [67, 68, – 69] на базу, стоящую во втором уровне схемы параллельно с другими важнейшими факторами эффективности технической эксплуатации, действуют, в свою очередь, пять подфакторов, характеризующих эту базу (третий уровень схемы). Все основные факторы второго уровня схемы взаимосвязаны друг с другом. При этом, если их рассматривать под углом зрения самой ПТБ, то оказывается, что и все эти основные факторы являются влияющими на конечную цель не только напрямую, но и в качестве подфакторов – через ПТБ, которая связана с ними и зависит от них. Таким образом, имеется уже не пять, а десять факторов от которых зависит функционирование производственно – технической базы предприятия (рис. 1.8).
|
Рис. 1.8. Схема факторов, определяющих функционирование ПТБ
Дата добавления: 2015-06-17 ; просмотров: 1206 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Техническое обслуживание автомобиля и уход за ним
Техническое обслуживание автомобиля – это комплекс профилактических мероприятий, предписываемых к исполнению производителем машины. Задача технического обслуживания – не допустить отказов и неисправностей, вероятность появления которых в определённый период достаточно высока. Проще говоря: лучше предупредить заранее, чем потом долго и дорого ремонтировать.
Техническое обслуживание (ТО) обычно включает проведение обязательных операций (например, замену масла в двигателе после пробега 15 тысяч километров) и операций, выявленных в ходе диагностических операций (как с использованием специального оборудования, так и без него – по результатам визуального контроля),
В технической литературе обязательные операции ТО определяются по наименованию сути выполняемых работ:
- Регулировочные;
- Заправочные;
- Смазочные;
- Крепёжные;
- Электротехнические;
- Контрольно-диагностические.
По результатам проведения контрольно-диагностических операций и принимается решение о выполнении дополнительных работ (долив жидкостей, замена пришедших в негодность элементов и т.д.).
Виды технического обслуживания автомобилей
Объём и содержание операций, входящих в техобслуживание автомобиля определяется маркой и моделью машины, а также такими факторами, как текущий пробег, сезонность и достижение определённого срока хранения, если машина в течение этого срока не эксплуатировалась.
Особую важность соблюдения регламента обслуживания придавали в советское время, когда с одной стороны автомобили были не такими совершенными и надёжными, как сейчас, а с другой поддерживалась (особенно в организациях) дисциплина эксплуатации транспортных средств.
Правило осмотра транспортного средства перед выездом в рейс и устранения выявленных недочётов является обязательным для каждого водителя и автомобиля. И такое требование, особенно для грузовых машин и автобусов полностью оправдано: перевозка людей и крупногабаритных грузов требует повышенных мер безопасности.
Классификация видов техобслуживания в России сохранилась с советских времён в «Планово-предупредительной системе технического обслуживания автомобилей» и включает следующие основные позиции:
- ежедневное техническое обслуживание автомобиля;
- первое техническое обслуживание автомобиля – ТО-1;
- второе техническое обслуживание автомобиля – ТО-2;
- сезонное техническое обслуживание автомобиля.
Производители современных легковых авто несколько видоизменили нумерацию и периодичность ТО:
- Нумерация по классификации ТО-2, проводимого, как правило, через равные промежутки времени, стала сквозной: от ТО-1 – до ТО-10 или даже ТО-12.
- У ряда производителей легковых автомобилей необходимость проведения обслуживания по классификации ТО-1 отпала, а у некоторых осталась с условным названием этой операции ТО-0.
То есть, для легковых машин виды и нумерация ТО может выглядеть следующим образом:
- ежедневное техническое обслуживание;
- нулевое техническое обслуживание – ТО-0;
- периодическое техническое обслуживание (номерное) – ТО-1…ТО-10 (ТО-12);
- сезонное техническое обслуживание.
Регламент технического обслуживания, межсервисные интервалы и содержание операций по каждому виду ТО определяются производителем автомобиля и указываются в сервисной книжке.
Для ТО-0 (ТО-1 по общепринятой классификации) верхний предел пробега составляет, как правило, 2-2,5 тыс. км. Межсервисные интервалы между последующими ТО обычно составляют от 10 до 20 тыс. км.
Ежедневное техническое обслуживание автомобиля
Ежедневное техническое обслуживание – ЕТО (для легковых автомобилей скорее осмотр перед поездкой) предусматривает контрольно-осмотровые операции основных узлов и агрегатов машины, прежде всего тех, которые влияют на безопасность на дороге. При этом проверяют:
- осмотром – наличие течей тормозной системы, гидроусилителя, двигателя (охлаждающая жидкость, моторное масло), трансмиссии;
- осмотром – уровни жидкостей в бачках и картерах основных узлов и агрегатов. При необходимости производят долив;
- осмотром и опробованием – работу электрооборудования, указателей и индикаторов приборной панели;
- осмотром – состояние шин. При необходимости производят подкачку (смотрите таблицы давления в шинах);
- опробованием – запуск двигателя, пробная проверка при трогании тормозов, рулевого управления, сцепления, коробки переключения передач.
Первое техническое обслуживание
Первое техническое обслуживание ТО-1 включает операции, входящие в ежедневное ТО, а также дополнительно следующие работы:
- мойка кузова, уборка салона;
- контрольно-диагностические и осмотровые работы (дополнительно к осмотру ЕТО): проверка эффективности торможения, стояночного тормоза, привода тормозов, свободного хода рулевого колеса, зазоров механизма рулевого управления, защитных чехлов деталей ходовой системы, проверка состояния пружин, рычагов, штанг и стоек подвески, свободного хода педалей сцепления и тормоза, натяжения приводных ремней навесного оборудования двигателя;
- регулировочные работы: свободный ход педалей, натяжение приводных ремней, стояночный тормоз, свободный ход рулевого колеса, зазор соединений рулевого привода, карбюратор (для карбюраторных двигателей);
- крепежные (проверка и подтяжка при необходимости): крепление двигателя, коробки передач, рулевого механизма, рулевых тяг, поворотных рычагов, дисков колёс, деталей выхлопной системы, крепления тормозных механизмов;
- заправочные: замена масла в двигателе (с заменой масляного фильтра);
- электротехнические: проверка и при необходимости очистка от пыли и грязи аккумулятора и приборов электрооборудования, проверка состояния изоляции, замена при необходимости перегоревших ламп или предохранителей.
Второе техническое обслуживание
Второе техническое обслуживание – ТО-2 включает операции, входящие в ТО-1, а также дополнительно работы по углублённому диагностированию основных систем, узлов и агрегатов автомобиля.
Помимо большего объёма контрольно-диагностических работ при ТО-2 происходит больше заправочных операций. Кроме замены масла в двигателе в зависимости от пробега или срока хранения меняется:
- Охлаждающая жидкость,
- Тормозная жидкость,
- Масло в коробке передач,
- Масло в гидросистеме,
- Масло в мостах (для грузовых и легковых полноприводных машин).
При заданном пробеге в ТО-2 регламентируются обязательные замены определённых элементов. Для легковых автомобилей – это:
- Топливные фильтры,
- Воздушные фильтры,
- Фильтры салона,
- Фильтр коробки передач (если она автоматическая),
- Свечи зажигания,
- Ремень и ролики ремня газораспределительного механизма (если привод ГРМ ремённый) и дополнительного оборудования.
Крепежные работы при ТО-2 также выполняются в большем объёме, чем при ТО-1. К ним относят проверку затяжки крепления:
- Головки блока цилиндров,
- Радиатора,
- Крышки ГРМ,
- Поддона картера двигателя,
- Впускного и выпускного коллекторов,
- Топливного бака,
- Крышки редуктора заднего моста,
- Замков и петлей дверей.
Из регулировочных работ необходимо отметить регулирование:
- Клапанов двигателя,
- Натяжения усилия привода ГРМ,
- Зазора между тормозными колодками и дисками,
- Зазора подшипников ступиц передних колёс.
Конкретные операции ТО-2 зависят от марки, модели и межсервисного интервала, рекомендуемого конкретным автопроизводителем.
Сезонное техническое обслуживание
Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится для подготовки автомобиля к эксплуатации в наступающий зимний или летний сезон.
Дело в том, что резкое изменение температуры окружающей среды сказывается на характеристиках работы деталей, узлов и агрегатов автомобиля: в холодное время года, например, требуются смазочные материалы с меньшей вязкостью, снижается пусковая способность аккумулятора, требуется обеспечить безотказную работу системы отопления, ухудшается сцепление колес с дорожным покрытием.
Обычно автолюбители сезонное ТО, включающее как основную операцию по замене шин, стараются совместить с одним из регламентных номерных ТО (по классификации планово-предупредительной системы ТО-2).
Можно ли сэкономить на техническом обслуживании автомобиля?
Техобслуживание (кроме ЕТО) – процедура платная и многие автолюбители задаются вопросом: «Можно ли вообще не проходить его, сэкономив, таким образом деньги?». К тому же производители современных автомобилей уверяют, что их качество и надежность растёт, при том, что межсервисные интервалы ТО также увеличиваются.
У этого вопроса две стороны: формальная и фактическая.
- Формально, если речь идёт о новом автомобиле, отсутствие отметки о прохождении ТО полностью лишает владельца права на гарантийное обслуживание.
- Фактически же межсервисные интервалы последние 15-20 лет практически не изменились и даже автопроизводители с мировым именем не создали ещё полностью необслуживаемого автомобиля.
Значит, периодическое ТО необходимо не только новым автомобилям, но и, даже в большей степени, автомобилям с пробегом.
Сэкономить на прохождении конкретного ТО не только можно, но и нужно. При этом, важно на каком периоде эксплуатации находится автомобиль: гарантийном (гарантия производителя) или постгарантийном.
Если машина на гарантии, тогда необходимо ознакомиться с соответствующим пунктом сервисной книжки о гарантийных обязательствах производителя. Подавляющее большинство автопроизводителей указывает, что одно из условий поддержания гарантии – прохождения ТО в авторизованных дилерских центрах (известных высокими ценами на свои услуги). И хотя это вопрос более чем спорный, основная масса автолюбителей подчиняется этому требованию.
Экономия при прохождении ТО в гарантийный период возможна за счёт выбора дилерского центра, предлагающего более дешёвые услуги и за счёт закупки материалов для техобслуживания в стороннем магазине (иногда это вдвое дешевле, чем у дилера, но предоставление собственных материалов необходимо заранее согласовать).
Кроме того, следует обратить внимание на перечень операций ТО в предварительной калькуляции. Иногда дилер включает туда работы, не предусмотренные производителем (проверить это просто – по той же сервисной книжке).
Если автомобиль вышел из гарантийного срока, то возможности сэкономить на техническом обслуживании становятся шире. Дело в том, что ряд операций ТО вполне может быть выполнен самостоятельно (особой квалификации здесь не требуется): замена масла и масляного фильтра, воздушного и топливного фильтров, свечей зажигания, тормозных колодок, колёс в сборе.
Более сложные операции (например, замена ремня ГРМ) можно выполнять в независимых автосервисах с хорошей репутацией. Как правило, услуги таких сервисов ощутимо дешевле, чем у официальных дилеров.
Видео: рекомендации эксперта по техобслуживанию
Источник