Отчет по практике: ВАЗ 2110 — техническое обслуживание и ремонт
1. Техническаяхарактеристика автомобиля семейства ВАЗ 2110….….….5
2. Бесконтактная системазажигания………………………..…….…….……..12
2.1. Техническаяхарактеристика…………………………………………. …..12
2.2. Особенности устройствабесконтактной системы зажигания ВАЗ 2110..15
2.3. Установка момента зажигания наавтомобилях ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112……………………………………………………………………………….17
2.4. Система зажигания и управленияЭППХ двигателя ВАЗ 2110……….…19
2.5. Снятие и установкараспределителя зажигания………………………..…24
3. Техническое обслуживание иремонт………………………………………..27
3.1. Проверка датчикаХолла…………………………………………. ……….27
3.2. Ремонт распределителязажигания………………………………..……….27
3.3. Замена катушкизажигания…………………………………………. …….32
3.4. Проверка катушкизажигания…………………………………………..….33
3.5. Возможные неисправностибесконтактной системы зажигания. Их причины и способы устранения……………………………………………..….34
Актуальность темы дипломной работы связана с тем,что в настоящее время все большее внимание отводится таким автомобилямотечественного производства, как автомобили семейства ВАЗ–2110, которые пользуютсяшироким спросом у покупателей.
ВАЗ–2110 — легковой переднеприводный автомобиль споперечным расположением силового агрегата, предназначенный для эксплуатации надорогах с твердым покрытием.
Кузов – цельнометаллический, несущий,четырехдверный, типа седан. Для перевозки крупногабаритных и длинномерныхгрузов заднее сиденье можно сложить, увеличив тем самым объем багажника.
Рис.1. Габаритные размеры автомобиля ВАЗ–2110
Двигатели — четырехцилиндровые, карбюраторные или сразличными системами впрыска топлива, рабочим объемом 1,5 л. Благодаря переднеприводнойкомпоновке автомобиль обладает улучшенными по сравнению с заднеприводнымимоделями ВАЗ характеристиками управляемости, особенно на скользкой дороге и припрохождении поворотов.
Возможна комплектация автомобиля противотуманнымифарами, передними сиденьями с электрообогревом, электрическимистеклоподъемниками, бортовым компьютером, каталитическим нейтрализаторомотработавших газов в системе выпуска, электроприводом наружных зеркал заднеговида, электронной противоугонной системой, кондиционером, антиблокировочнойсистемой тормозов, подушкой безопасности, люком крыши.
Особое место в данном контексте занимает электронная(бесконтактная) система зажигания, благодаря чему автомобили данного семействапользуются огромным уважением среди автолюбителей.
Цель дипломной работы раскрыть сущность электроннойсистемы зажигания, ее техническое обслуживание и ремонт.
Задачи дипломной работы следующие:
1. Раскрытьтехнические характеристики автомобиля ВАЗ 2110;
2. Представитьтехнические особенности бесконтактной системы зажигания;
3. Рассмотретьтехническое обслуживание и ремонт
В написании дипломной работы использована следующаялитература: Алексеева Е.Н. Автомобили семейства ВАЗ. – Самара, 2007; АнтиповД.М. Обслуживание, устройство и ремонт автомобилей ВАЗ-2110. – Самара, 2008;Николаев Д.И. Бесконтактная система зажигания. – СПб., 2006 и др.
1. Технические характеристики автомобилейсемействаВАЗ 21101.1.Общие данныеПараметр 2110–011 2110-010 21102 21103 Число мест 5 Число мест при сложенном заднем сиденье 2 Полезная масса, кг 470 470 460 455 Разрешенная максимальная масса, кг 1480 1480 1480 1515 Снаряженная масса автомобиля, кг 1010 1010 1020 1060
Габаритные размеры автомобиля со снаряженной массой при статическом
радиусе шин 265 мм
см. рис.1. Расход топлива*, л/100 км 5,5 / 6,8 / 8,9 5,2 / 6,6 / 8,9 5,3 / 7,1 / 8,8 5,5 / 7,2 / 8,8 Максимальная скорость, км/ч 162 165 170 185 Время разгона с места с водителем и пассажиром до 100 км/ч, c 15 14 14 12,5 Тормозной путь автомобиля с разрешенной максимальной массой со скорости 80 км/ч на горизонтальном участке сухого ровного асфальтированного шоссе, м, не более: –при использовании рабочей тормозной системы 38 — при использовании запасной тормозной системы (одного из контуров) 85
* Расход топлива при скорости 90 км/ч / 120 км/ч / городской цикл.
На автомобилях семейства ВАЗ-2110 устанавливаютдвигатели моделей 2110, созданные на базе двигателя мод. 21083. На частиавтомобилей могут быть установлены двигатели мод. 21083. Все двигателибензиновые, четырехтактные, четырехцилиндровые, рядные. Двигатели мод. 2110 –карбюраторные, двигатели мод. 2111 и 2112 – с системой впрыска топлива.
Блок цилиндров отлит из специального высокопрочногочугуна, что придает конструкции двигателя жесткость и прочность.
Протоки для охлаждающей жидкости, образующие рубашкуохлаждения, сделаны по всей высоте блока, это улучшает охлаждение поршней иуменьшает деформации блока от неравномерного перегрева. Рубашка охлажденияоткрыта в верхней части в сторону головки блока. В нижней части блока цилиндроврасположено пять опор коренных подшипников коленчатого вала, крышки которыхкрепятся болтами. В опорах установлены тонкостенные сталеалюминиевые вкладыши,выполняющие роль подшипников коленчатого вала. В средней опоре имеютсяпроточки, в которые вставлены упорные полукольца, удерживающие коленчатый валот осевых перемещений. Коленчатый вал отлит из специального высокопрочногочугуна. Коренные и шатунные шейки вала прошлифованы. Для смазки шатунныхвкладышей в коленчатом валу просверлены масляные клапаны, закрытые заглушками.Для уменьшения вибраций служат восемь противовесов, расположенных на коленчатомвалу.
На переднем конце коленчатого вала установленмасляный насос, зубчатый шкив ремня привода распределительного вала и шкивпривода генератора или демпфера. На заднем конце коленчатого вала установленмаховик, отлитый из чугуна. На маховик напрессован стальной зубчатый обод.
Шатуны стальные кованые с крышками на нижнихголовках. В нижней головке шатуна установлены тонкостенные вкладыши, в верхнюю– запрессована сталебронзовая втулка.
Поршни отлиты из алюминиевого сплава. На каждом изних установлены три кольца: два верхних – компрессионные и нижнее –маслосъемное. На днищах поршней двигателей мод. 2110 и 2111 выполненыуглубление под камеру сгорания и два углубления под клапаны, у двигателя мод.2112 днище поршней плоское с четырьмя углублениями под клапаны. На двигателемод. 2112 поршни охлаждаются маслом, для этого в опорах коренных подшипниковустановлены специальные форсунки. Форсунки представляют собой трубки, в которыхнаходятся подпружиненные шарики. Во время работы двигателя шарики открываютотверстия в трубках и струя масла попадает на поршень снизу.
Масляный картер стальной, штампованный, прикреплен кблоку цилиндров снизу болтами.
Рис. 2. Продольный разрездвигателя мод. 2110
Рис. 3. Поперечный разрездвигателя мод. 2110
Сверху на блок цилиндров установлена головка блока,отлитая из алюминиевого сплава. В нижней части головки отлиты каналы, покоторым циркулирует жидкость, охлаждающая камеры сгорания. В верхней частиголовки установлен распределительный вал (у двигателей мод. 2112 – двараспределительных вала: один для впускных клапанов, второй – для выпускных). Удвигателей мод. 2110 и 2111 распределительный вал вращается в опорах, в верхнейчасти головки блока и двух корпусах подшипников, закрепленных гайками нашпильках, ввернутых в головку блока. У двигателя мод. 2112 распределительныевалы установлены в опорах, выполненных в верхней части головки блока, и одномобщем корпусе подшипников, закрепленном болтами на головке блока.Распределительные валы отлиты из чугуна. Для уменьшения износа рабочиеповерхности кулачков, поверхности под сальник и эксцентрика привода топливногонасоса термообрабатываются – отбеливаются. Кулачки распределительных валовчерез толкатели приводят в действие клапаны. У двигателей 2110 и 2111 в верхнейчасти толкателей установлены стальные регулировочные шайбы, подбором этих шайбрегулируют зазоры в приводе клапанов. У двигателя мод. 2112 установленыгидротолкатели клапанов, которые автоматически компенсируют зазоры в приводеклапанов. Поэтому у этих двигателей в процессе эксплуатации не нужнорегулировать зазоры.
Двигатели мод. 2110 и 2111 имеют по два клапана нацилиндр: один впускной и один выпускной, у двигателя мод. 2112 четыре клапана –два впускных и два выпускных.
Направляющие втулки и седла клапанов запрессованы вголовку блока. Направляющие втулки, кроме того, имеют стопорные кольца,удерживающие их от выпадания. На направляющих втулках установлены маслосъемныеколпачки, уменьшающие попадание масла в цилиндры.
У двигателей мод. 2110 и 2111 на каждом клапанеустановлены две пружины, у двигателя мод. 2112 – одна. Распределительные валыприводятся в действие резиновым зубчатым ремнем от коленчатого вала.
Система смазки комбинированная: разбрызгиванием ипод давлением. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники и опорыраспределительных валов. Система состоит из масляного картера, шестеренчатогомасляного насоса с маслоприемником, полнопоточного масляного фильтра, датчикадавления масла и масляных клапанов.
Система охлаждения двигателя состоит из рубашкиохлаждения, радиатора с электровентилятором, центробежного водяного насоса,термостата и шлангов.
Система питания состоит из воздушного фильтра,топливного бака, топливного насоса, топливопроводов и карбюратора у двигателямод. 2110 или топливной рампы с форсунками и регулятором давления топлива удвигателей мод. 2111 и 2112. Кроме того, в систему питания двигателей мод. 2111и 2112 входят датчики, топливный фильтр и дроссельный патрубок. Топливный насосдвигателя 2110 установлен на головке блока и приводится в действие отэксцентрика на распределительном валу через толкатель. У двигателей мод. 2111 и2112 топливный насос электрический, погружного типа, установлен в топливномбаке и объединен с датчиком указателя уровня топлива.
Система зажигания двигателя мод. 2110 бесконтактнаяс распределителем зажигания, установленным на головке блока и приводимым вдействие и приводимым в действие от распределительного вала.
Система зажигания двигателей мод. 2111 и 2112микропроцессорная, управляется контроллером (блоком управления). Контроллертакже управляет системой впрыска топлива.
2. Бесконтактная система зажигания
Система зажигания автомобиля служит для обеспечениявоспламенения рабочей смеси в цилиндрах карбюраторного двигателя в соответствиис порядком их работы. На карбюраторных двигателях применяют контактную, контактно-транзисторнуюи бесконтактную системы зажигания.
Контактнаясистема зажигания состоит из аккумуляторной батареи, генератора, катушкизажигания, прерывателя-распределителя, искровых свечей зажигания, выключателязажигания, проводов высокого напряжения и проводов низкого напряжения.
Принципдействия контактной системы заключается в следующем. При включенном зажигании исомкнутых контактах прерывателя ток от аккумуляторной батареи или генераторапоступает на первичную обмотку катушки зажигания, в результате чего образуетсямагнитное поле. Когда контакты прерывателя размыкаются, ток в первичной обмоткеисчезает и исчезает вокруг нее магнитное поле. Исчезающий магнитный потокпересекает витки вторичной и первичной обмоток, вызывая возникновение в каждомиз витков электродвижущей силы. Так как на вторичной обмотке количество витков,со единенных между собой последовательно, значительное, общее напряжение наконцах достигает 20—24 кВ. Электродвижущая сила вторичной об мотки будет темвыше, чем больше скорость исчезновения магнитного потока. От катушки зажиганияпо проводам высокого напряжения через распределитель ток высокого напряженияпоступает к искровым свечам зажигания, вызывая между электродами свечейискровой разряд, который воспламеняет рабочую смесь.
Внастоящее время более широко применяют контактно-транзисторную систем; ибесконтактную системы зажигания. Различных бесконтактных систем зажиганиясуществует много. Принципы действия их примерно одинаковы, однако отдельныеэлементы существенным образом отличаются, например: транзисторное зажигание синдуктивным датчиком; электронное зажигание, управляемое компьютером скомплексом данных; электронное зажигание, управляемое процессорами, и др.
Принципдействия бесконтактной системы зажигания заключается в следующем. Привключенном зажигании и вращающемся коленчатом вале двигателядатчик-распределитель выдает импульсы напряжения на коммутатор, которыйпреобразует их в прерывистые импульсы тока в первичной обмотке катушкизажигания. В момент прерывания тока в первичной обмотке индуктируется токвысокого напряжения во вторичной обмотке. Ток высокого напряжения идет откатушки зажигания по проводу через угольный контакт на пластику ротора и затемчерез клемму крышки распределителя по проводу высокого напряжения, внаконечнике которого установлен помехоподавительный экран, попадает насоответствующую свечу зажигания рабочую смесь в цилиндре и воспламеняет рабочуюсмесь в цилиндре.
Бесконтактнаясистема зажигания двигателя ВАЗ-2110 включает датчик-распределитель, свечизажигания, электронный коммутатор, аккумуляторную батарею, генератор, катушкузажигания, провода низкогонапряжения, провода высокого напряжения, монтажный блок, выключатель зажигания,штекерный разъем датчика-распределителя, плюсовую клемму катушки зажигания.
Бесконтактнаясистема зажигания повышает надежность из-за отсутствия подвижных контактовнеобходимости систематической их регулировки зачистки зазоров, а также повышаетнадежность пуска и работу при разгонах автомобиля благодаря более высокой энергииэлектрического разряда, который обеспечивает надежное воспламенение рабочейсмеси в цилиндрах двигателя независимо от частоты вращения коленчатого вала.Кроме того, одним из преимуществ бесконтактной системы зажигания являетсяотсутствие влияния вибрации биения ротора-распределителя на равномерностьмомента искрообразования. Важным параметром, определяющим работоспособностьсистемы зажигания, является угол опережения зажигания, который индивидуален длядвигателей определенной модели и колеблется от О до 10 градусов.
Уголповорота кривошипа коленчатого вала, при котором появляется искра междуэлектродами свечи зажигания до момента подхода поршня к верхней мер твой точке,называют углом оп зажигания. Сгорание рабочей смеси в цилиндре двигателя должнозаканчиваться при повороте кривошипа на 10—15 градусов после верхней мертвойточки, т. е. в начале рабочего хода. Поэтому искровой пробой между электродамидолжен происходить несколько раньше подхода поршня к верхней мертвой точке.
Когдаискра между электродами свечи появляется слишком рано, т. е. при большом углеопережения зажигания, давление газов в цилиндре возрастает до подхода поршня кверхней мертвой точке, что препятствует движению поршня и приводит к уменьшениюмощности и ЭКОНОМИЧНОСТИ двигателя, к ухудшению его приемлистости. При работепод нагрузкой двигатель перегревается, появляются стуки, а при малой частотевращения коленчатого вала в режиме холостого хода двигатель работаетнеустойчиво.
Еслизажигание произойдет позже, т. е. при малом угле опережения зажигания,воспламенение рабочей смеси происходит при движении поршня уже после верхнеймертвой точки. Давление газов будет намного меньше, чем при нормальномзажигании, что приведет к резкому падению мощности и экономичности двигателя ик перегреву двигателя. Поэтому угол опережения зажигания должен регулироватьсяавтоматически, с учетом скоростного и нагрузочного режима двигателя:
Сувеличением частоты вращения коленчатого вала и уменьшением нагрузки надвигатель угол опережения зажигания, должен увеличиваться, а при уменьшениичастоты вращения Коленчатого вала и увеличении нагрузки уменьшаться.
Методыоблегчения пуска двигателя. Для облегчения пуска двигателя применяют пусковыежидкости типа «Арктика», предпусковые подогреватели, электроподогрев аккумуляторныхбатарей, свечи накаливания для дизельных двигателей и др.
2.2. Особенности устройства бесконтактной системы зажигания ваз 2110
Наавтомобилях семейства ваз 2110 может применяться два типа систем зажигания:бесконтактная (на карбюраторных двигателях) и система зажигания, входящая вкомплекс системы впрыска топлива. В настоящей главе дана бесконтактная системазажигания, а другая описана в отдельном Руководстве по ремонту на системураспределенного впрыска топлива. Бесконтактная система зажигания автомобилейваз 2110. ваз 2111, ваз 2112 состоит из датчика-распределителя 4 зажигания,коммутатора 3, катушки 2 зажигания, свечей 5 зажигания, выключателя 1 зажиганияи проводов высокого напряжения. Цепь питания первичной обмотки катушкизажигания прерывается электронным коммутатором. Управляющие импульсы накоммутатор подаются от бесконтактного датчика, расположенного вдатчике-распределителе 4 зажигания.
Рис. 4.Схема бесконтактной системы зажигания:
1 –выключатель зажигания; 2 – катушка зажигания; 3 – коммутатор;
Датчик-распределительзажигания — типа 40.3706 или 40.3706-01, четырёхискровой, неэкранированный, свакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания, со встроенныммикроэлектронным датчиком управляющих импульсов. Коммутатор — типа 3620.3734,или 76.3734, или RTl 903, или PZE4022. Он преобразует управляющиеимпульсы датчика в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания. Катушказажигания — типа 3122.3705 с замкнутым магнитопроводом, сухая или типа 8352.12- маслонаполненная, герметизированная с разомкнутым магнитопроводом. Свечизажигания — типа FE65PR, или FE65CPR, или А17ДВР,или А17ДВРМ, или А17ДВРМ1 с помехоподавительными резисторами.
Выключательзажигания — типа 21 10-3704005 или KZ-881 с противоугонным запорным устройством, с блокировкой противповторного включения стартера без предварительного выключения зажигания, и сподсветкой гнезда.
Наавтомобилях ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112 применяется система зажигания высокойэнергии с широким применением электроники. Поэтому, чтобы не получить травм ине вывести из строя электронные узлы, необходимо соблюдать следующие правила.На работающем двигателе автомобилей данного семейства не касаться элементовсистемы зажигания (коммутатора, катушки, датчика-распределителя зажигания ивысоковольтных проводов). Не производить пуск двигателя с помощью искровогозазора и не проверять работоспособность системы зажигания «на искру» между,наконечниками проводов свечей зажигания и кассой2. не прокладывать проводанизкого напряжения системы зажигания в одном жгуте с проводами высокогонапряжения. Следить за надежностью соединения с «массой» коммутатора черезвинты крепления. Это влияет на его бесперебойную работу. При включенномзажигании не отсоединять провода от клемм аккумулятора и не отсоединять откоммутатора штепсельный разъем, так как при этом на отдельных элементах егосхемы может возникнуть повышенное напряжение, и он будет поврежден.
2.3. Установка момента зажигания на автомобилях
ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112
Дляпроверки на автомобилях ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112 момента зажигания имеетсяшкала 1 (рис. 5) в люке картера сцепления и метка 2 на маховике. Одно делениешкалы соответствует 1° поворота коленчатого вала. При совмещении метки намаховике со средним (длинным) делением шкалы поршни первого и четвертогоцилиндров находятся в в.м.т.
Рис. 5.Метки для установки момента зажигания:
1 –шкала; 2 – метка на маховике
Проверить и установить момент зажигания можно с помощьюстробоскопа, действуя в следующем порядке: соедините зажим «плюс» стробоскопа склеммой «плюс» аккумулятора, зажим «массы» — с клеммой «минус»аккумулятора, а зажим датчика стробоскопа присоедините к проводу высокогонапряжения 1-го цилиндра; запустите двигатель и направьте мигающий поток светастробоскопа в люк картера сцепления. Для регулировки момента зажиганияостановите двигатель, ослабьте гайки крепления датчика-распределителя зажиганияи поверните его на необходимый угол. Для увеличения угла опережения зажиганиякорпус датчика-распределителя следует довернуть по часовой стрелке, а дляуменьшения — против часовой стрелки (если смотреть со стороны крышкидатчика-распределителя зажигания). Затяните гайки крепления и снова проверьтеустановку момента зажигания.
Рис.6. Установка датчика-зажигания
Для удобства регулировки момента зажигания на фланцедатчика-распределителя зажигания имеются деления и знаки «+» и «-», а накорпусе вспомогательных агрегатов — установочный выступ (рис. 6). Одно делениена фланце соответствует 8° поворота коленчатого вала. Если имеется диагностическийстенд с осциллоскопом, то с его помощью тоже можно легко проверить установкумомента зажигания, руководствуясь инструкцией по эксплуатации стенда.
2.4. Система зажигания и управления ЭППХ двигателя ВАЗ 2110
Системазажигания — бесконтактная или микропроцессорная. В данном случаерассматривается бесконтактная система зажигания. Она состоит из распределителя,коммутатора, катушки зажигания, свечей, выключателя и проводов высокого инизкого напряжения. Датчик-распределитель типа 40.3706 или 40.3706-01, четырехискровой,неэкранированный, с управляющих импульсов (Холла) и встроенными вакуумным ицент регуляторами опережения зажигания.
Датчик-распределительвыполняет основные функции: во-первых, задача искрообразования в зависимости отего установки, числа оборотов корпуса вала и нагрузки на двигатель, а также распределяетимпульсы высокого напряжения («искру») по цилиндрам в соответствии спорядком их работы. Для этого служит (бегунок), надетый на валикраспределителя.
Проверитьработоспособность дaтчика можно, собрав схему, показанную на рисунке. Медленновращая валик распределителя зажигания, следите за показаниями вольтметра.Напряжение может резко меняться от минимального до максимального.
Неисправныйдат ремонту не подлежит (за исключением обрыва проводов между самим валиком иколодкой на корпусе датчика-распределителя).
Грубооценить исправность вакуумного регулятора можно непосредственно в автомобиле,На заведенном двигателе отсоединяем от штуцера вакуумный шланг, ведущий крегулятору. Если теперь создать в шланге давление (можно ртом), обороты моторадолжны возрасти, а при снятии разрежен снизиться. Разрежение должносохраняться, по крайней мере, несколько секунд если пережать шланг. Визуально вработоспособности можно убедиться, частично разобрав, датчик-распределитель иразрежение к впускному штуцеру регулятора. При этом пластина с датчиком должнаповорачиваться на угол 7±1°, а при снятии разрежения — без возвращатьсяобратно.
Точнуюпроверку и настройку вакуумного и центробежного опережения зажигания производятна специальных стендах. В домашних условиях это делать не рекомендуется. Привыходе из строя вакуумного регулятора следует заменить, при неисправностицентробежного — заменив распределитель. Коммутатор типа 3620.3734 или 76.3734размыкает цепь первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющиедатчика в импульсы тока в катушке зажигания. Коммутатор проверяетсяосциллографом по специальной методике, он не ремонтопригоден, если отсоединятьразъем коммутатора при включенном зажигании — это может вызвать его повреждение(как и других компонентов системы зажигания).
Катушказажигания — типа 3122.3705 — сухая, с замкнутым магнитопроводом типа 8352.12-маслонаполненная, с разомкнутым магнитопроводом. Для проверки: сопротивлениепервичной обмотки при 25°С — 0,43±0,04 Ом, вторичной обмотки -4,08±0,4 кОм(3122. 5±1 кОм (8352.12). Сопротивление изоляции на массу — не менее 50 МОм.
Свечизажигания — типа А17ДВР, или А17ДВРМ, или А17ДВРМ1, или их аналоги (спомехоподавительным сопротивлением 4-10 кОм).
Высоковольтныепровода — с распределенным сопротивлением 2550±27( следует прикасаться квысоковольтным проводам на работающем двигателе может привести к электротравме.Запрещается также запускать двигатель позволять ему работать с разорванной,высоковольтной цепью (снятыми или крышкой датчика-прерывателя) — это можетпривести к прогару и выходу из строя электронных компонентов системы зажигания.Как и возможна кратковременная проверка системы зажигания «на искру»,контакт проверяемого высоковольтного провода должен быть надежно на расстоянии5-10 мм от «массы» автомобиля. Нельзя удерживать провода илиинструментом (даже с изолированными ручками).
Блокуправления ЭПХХ электромагнитный клапан при у частоты вращения коленчатого вал;мин-1 и включает при снижении до 19 если концевой выключатель катушки замкнутна массу (педаль «газа» отпущена нажатой педали «газа»(работающем выключателе) клапан включен независимо от частоты вращенияколенчатого вала на блок управления подается то включенном зажигании, поэтомувыключении зажигания одновременно отключается и клапан (независимо от положенияконцевого выключателя — карбюратора).
Дляпроверки работы блока управления подключаем вольтметр, как показано на рисунке (срабатывание клапана можно определить и по его щелчку при зажигании, безвольтметра). Отпускаем провод от концевого выключателя катушки и замыкаем егона «массу».
Включаемдвигатель и, постепенно увеличиваем вращение коленчатого вала, cледим за показаниями вольтметра.
Послезапуска двигателя он должен показывать не менее 10 В (клапан открыт), а привращения коленчатого вала около 20 В напряжение должно резко снизиться увеличины не более 0,5 В (клапан закрыться). После этого медленно оборотыдвигателя, при частоте вращения коленчатого вала около 10 напряжение должноскачкообразно увеличиться до прежней величины; клапан должен открыться).Устанавливаем обороты в пределах 2200-2300 мин клапан закрыт) и отсоединяем от«массы» провод концевого выключателя карбюратора, после чего клапандолжен открыться.
2.5. Снятиеи установка распределителя зажигания
Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
2. Отсоедините высоковольтные провода от распределителя зажигания. 3. Отсоедините вакуумный шланг от вакуум-корректора распределителя. 4. Выньте трос привода дроссельных заслонок из держателя.
5. Отверните гайку крепления кронштейна держателя проводов (под гайкой установлена специальная шайба), снимите кронштейн со шпильки и вместе с проводами отложите в сторону.
9. Отверните оставшиеся две гайки крепления распределителя и снимите распределитель зажигания. 10. Устанавливайте распределитель в порядке, обратном снятию. При этом отверните два винта крепления, снимите крышку распределителя. 11. Поверните валик распределителя так, чтобы наружный контакт бегунка установился против клеммы 1-го цилиндра в крышке, и установите распределитель в корпус привода вспомогательных агрегатов. 12. После установки распределителя в корпус привода вспомогательных агрегатов совместите предварительно нанесенные метки. Проверьте и при необходимости установите начальный момент зажигания.
3. Техническое обслуживание и ремонт
3.1.Проверка датчика Холла
1. Снимите распределитель зажигания с автомобиля.
2. Соберите схему, показанную на фото. Напряжение питания должно быть 8–14 В. Вольтметр должен быть с пределом измерения не менее 15 В и внутренним сопротивлением не менее 100 кОм. Медленно поворачивайте валик распределителя зажигания. При этом вольтметр должен показывать резкое изменение напряжения от минимального (не более 0,4 В) до максимального. Максимальное напряжение не должно отличаться от напряжения питания менее чем на 3 В.
3.2.Ремонт распределителя зажигания
1. Снимите распределитель зажигания с автомобиля.
2. Отверните два винта крепления и снимите крышку распределителя. Затем снимите бегунок, потянув его вверх.
3. Бегунок с трещинами, следами обгорания, значительным износом или коррозией наружного контакта 1 замените. Бегунок должен плотно устанавливаться на валик. Это обеспечивается пластинчатой пружиной 2. Бегунок с ослабленной или сломанной пружиной надо заменить. Омметром измерьте сопротивление резистора 3, оно должно быть равно 1 кОм. В противном случае замените бегунок.
4. Снимите пылезащитный экран. 5. Отверните винт крепления клеммы проводов низкого напряжения и выньте клемму из корпуса распределителя. 6. Разожмите лапки держателя отверткой и выньте провод из держателя.
7. Отверните два винта крепления опорной пластины датчика Холла. 8. Снимите стопорное кольцо со штифта опорной пластины. 9. Отверните два винта крепления вакуум-корректора.
10. С помощью отвертки снимите тягу вакуум-корректора со штифта опорной пластины. 11. Снимите вакуум-корректор. 12. С помощью отвертки приподнимите опорную пластину и снимите ее.
13. При задирах или значительном износе втулки замените опорную пластину. 14. Снимите стопорное кольцо с валика распределителя, а затем – упорную шайбу. 15. Снимите пружинное кольцо, удерживающее штифт крепления муфты.
16. Замените порванное или потерявшее эластичность уплотнительное кольцо. 17. Выбейте штифт крепления муфты с помощью подходящего бородка. 18. Снимите муфту привода распределителя и регулировочные шайбы. Замените муфту с сильно изношенными шипами.
19. Выньте валик с центробежным регулятором. 20. Осмотрите втулки, в которых вращается валик, с обеих сторон корпуса распределителя. Если есть задиры или значительный износ втулок, замените корпус в сборе с втулками. 21. С помощью отвертки снимите две пружины грузиков со стоек. Чтобы не перепутать пружины при сборке, пометьте стойку, к которой крепится малая пружина.
22. Снимите ведомую пластину центробежного регулятора с экраном. 23. Грузики центробежного регулятора должны свободно поворачиваться на осях. В противном случае снимите стопорные кольца крепления грузиков. 24. Затем снимите оба грузика с осей. Прочистите отверстия грузиков и смажьте их консистентной смазкой. Замените валик, если он сильно изношен или имеет задиры.
25. Для замены датчика Холла отверните два винта крепления и снимите его с опорной пластины. На части распределителей зажигания датчик Холла крепится к опорной пластине с помощью заклепок. В этом случае датчик Холла заменяется в сборе с опорной пластиной.
26. Протрите снаружи и изнутри крышку распределителя. Замените крышку с трещинами, следами пробоя (очень тонкие трещины), сколами или сильно изношенными контактами. Контактный уголек должен свободно перемещаться внутри крышки. Если контактный уголек имеет сколы, трещины, сильно изношен или пружина уголька сломана, выньте его с пружиной из крышки и замените. 27. Соберите распределитель в обратном порядке, смазав предварительно втулки и валик тонким слоем моторного масла.
28. Перед установкой муфты установите бегунок наружным контактом в сторону контакта первого цилиндра в крышке.
29. Затем установите муфту на вал так, чтобы шипы муфты совпали с прорезями на распределительном валу при установленном в ВМТ поршне 1-го цилиндра.
3.3.Замена катушки зажигания
1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
2. Отверните две гайки крепления (под ними установлены пружинные шайбы) и отсоедините два провода от клемм катушки зажигания.
3. Отсоедините высоковольтный провод от катушки.
4. Отверните гайку 1 (обратите внимание, под гайкой установлены пружинная и плоская шайбы) и ослабьте затяжку гайки 2 крепления кронштейна катушки. 5. Снимите катушку зажигания. 6. Установите новую катушку зажигания в порядке, обратном снятию. При этом синий провод подсоедините к клемме «Б», а красный – к клемме «К».
3.4.Проверка катушки зажигания
1. Снимите катушку зажигания. 2. Проверить катушку можно не снимая ее с автомобиля. Для этого отсоедините от ее клемм провода (предварительно отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи).
3. Для проверки сопротивления первичной обмотки катушки подсоедините омметр к низковольтным клеммам катушки. Сопротивление должно составлять (0,43±0,04) Ом у катушки 3122.3705 и (0,42±0,05) Ом – у катушки 8352.12. 4. Для проверки сопротивления вторичной обмотки катушки подсоедините омметр к высоковольтной клемме и низковольтной клемме «Б» катушки. Сопротивление должно составлять (4,08±0,40) кОм у катушки 3122.3705 и (5,00±1,00) кОм – у катушки 8352.12. 5. Для проверки сопротивления изоляции на «массу» подсоедините омметр к корпусу катушки и поочередно к каждой из клемм. Во всех случаях омметр должен показать сопротивление не менее 50 МОм. 3.5. Возможные неисправностибесконтактной системы зажигания. Их причины и способы устраненияПричина неисправности Способ устранения Двигатель не запускается На коммутатор не поступают импульсы напряжения от бесконтактного датчика: Проделайте следующее: – обрыв в проводах между датчиком-распределителем зажигания и коммутатором – проверьте провода и их соединения; поврежденные провода замените – неисправен бесконтактный датчик – проверьте датчик с помощью переходного разъема и вольтметра; неисправный датчик замените Не поступают импульсы тока на первичную обмотку катушки зажигания: Проделайте следующее: – обрыв в проводах, соединяющих коммутатор с выключателем или с катушкой зажигания – проверьте провода и их соединения; поврежденные провода замените – неисправен коммутатор – проверьте коммутатор осциллографом; неисправный коммутатор замените – не срабатывает выключатель зажигания – проверьте, замените неисправную контактную часть выключателя зажигания Не подается высокое напряжение к свечам зажигания: Проделайте следующее: – неплотно посажены в гнездах, оторвались или окислены наконечники проводов высокого напряжения; провода сильно загрязнены или повреждена их изоляция – проверьте и восстановите соединения, очистите или замените провода – износ или повреждение контактного уголька, зависание его в крышке датчика-распределителя зажигания – проверьте и при необходимости замените контактный уголек – утечка тока через трещины или прогары в крышке или роторе датчика-распределителя зажигания, через нагар или влагу на внутренней поверхности крышки – проверьте, очистите крышку от влаги и нагара, замените крышку и ротор, если в них имеются трещины – перегорание резистора в роторе датчика-распределителя зажигания – замените резистор – повреждена катушка зажигания – замените катушку зажигания Замаслены электроды свечей зажигания или зазор между ними не соответствует норме Очистите свечи и отрегулируйте зазор между электродами Повреждены свечи зажигания (трещина на изоляторе) Замените свечи новыми Нарушен порядок присоединения проводов высокого напряжения к выводам крышки датчика-распределителя зажигания Присоедините провода в порядке зажигания 1–3–4–2 Неправильная установка момента зажигания Проверьте, отрегулируйте момент зажигания Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу Слишком раннее зажигание в цилиндрах двигателя Проверьте, отрегулируйте момент зажигания Большой зазор между электродами свечей зажигания Проверьте, отрегулируйте зазор между электродами Двигатель неравномерно и неустойчиво работает при большой частоте вращения коленчатого вала Ослабли пружины грузиков регулятора опережения зажигания в датчике-распределителе зажигания Замените пружины, проверьте работу центробежного регулятора на стенде Перебои в работе двигателя на всех режимах Повреждены провода в системе зажигания, ослаблено крепление проводов или окислены их наконечники Проверьте провода и их соединения. Поврежденные провода замените Износ электродов или замасливание свечей зажигания, значительный нагар; трещины на изоляторе свечи Проверьте свечи, отрегулируйте зазор между электродами, поврежденные свечи замените Износ или повреждение контактного уголька в крышке датчика-распределителя зажигания Замените контактный уголек Сильное подгорание центрального контакта ротора датчика-распределителя зажигания Зачистите центральный контакт Трещины, загрязнение или прогары в роторе или крышке датчика-распределителя зажигания Проверьте, замените ротор или крышку Неисправен коммутатор – форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует норме Проверьте коммутатор с помощью осциллографа, неисправный коммутатор замените Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью Неправильная установка момента зажигания Проверьте, отрегулируйте момент зажигания Заедание грузиков регулятора опережения зажигания, ослабление пружин грузиков Проверьте, замените поврежденные детали Неисправен коммутатор – форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует норме Проверьте коммутатор с помощью осциллографа, неисправный коммутатор замените
Различных бесконтактных систем зажигания существует много. Принципыдействия их примерно одинаковы, однако отдельные элементы существенным образомотличаются, например: транзисторное зажигание с индуктивным датчиком;электронное зажигание, управляемое компьютером с комплексом данных; электронноезажигание, управляемое процессорами, и др.
Принципдействия бесконтактной системы зажигания заключается в следующем. Привключенном зажигании и вращающемся коленчатом вале двигателядатчик-распределитель выдает импульсы напряжения на коммутатор, которыйпреобразует их в прерывистые импульсы тока в первичной обмотке катушкизажигания. В момент прерывания тока в первичной обмотке индуктируется токвысокого напряжения во вторичной обмотке. Ток высокого напряжения идет откатушки зажигания по проводу через угольный контакт на пластику ротора и затемчерез клемму крышки распределителя по проводу высокого напряжения, внаконечнике которого установлен помехоподавительный экран, попадает насоответствующую свечу зажигания рабочую смесь в цилиндре и воспламеняет рабочуюсмесь в цилиндре.
Бесконтактная система зажиганияповышает надежность из-за отсутствия подвижных контактов необходимостисистематической их регулировки зачистки зазоров, а также повышает надежностьпуска и работу при разгонах автомобиля благодаря более высокой энергииэлектрического разряда, который обеспечивает надежное воспламенение рабочейсмеси в цилиндрах двигателя независимо от частоты вращения коленчатого вала.Кроме того, одним из преимуществ бесконтактной системы зажигания являетсяотсутствие влияния вибрации биения ротора-распределителя на равномерностьмомента искрообразования.
Список использованной литературы
1. Алексеева Е.Н.Автомобили семейства ВАЗ. – Самара, 2007
2. Антипов Д.М.Обслуживание, устройство и ремонт автомобилей ВАЗ-2110. – Самара, 2008
3. Николаев Д.И.Бесконтактная система зажигания. – СПб., 2006
4. Рустамова Л.Р.Подвижной автомобильный транспорт. – М., 2006
5. Харламов Л.И.Машиностроение в России. – М., 2007
6. Эксплуатацияавтомобиля — Лада Самара-Спутник — Lada Samara-Sputnik на Vaz-Autos_ru
Источник