- Некачественно отремонтировали автомобиль по ОСАГО – что делать и как оспорить?
- Как понимать некачественный ремонт в контексте ОСАГО?
- Гарантия
- Нужно ли подписывать акт приёма передачи?
- Что делать при плохом ремонте автомобиля?
- Кому подавать претензию?
- Претензия – форма и образец
- Форма
- Образец
- Результат
- Можно ли получить выплату деньгами при плохом ремонте?
- Что делать при отказе переделывать некачественный ремонт?
- Отказ в гарантийном ремонте автомобиля
- Причины отказа в гарантийном ремонте автомобиля
- С какого момента считать, что вам отказали в гарантийном ремонте автомобиля
- Порядок действий при отказе в гарантийном ремонте автомобиля
- Претензия на отказ в гарантийном ремонте автомобиля
- Образец претензии к дилеру на отказ в гарантийном ремонте автомобиля
- Что делать, если отказа в гарантийном ремонте не было, но и ремонт не сделан?
- Когда дилер на самом деле может отказать в гарантийном ремонте
- Как оспорить неправомерный отказ в гарантийном ремонте
- Судебная практика по отказам в гарантийном ремонте автомобиля
Некачественно отремонтировали автомобиль по ОСАГО – что делать и как оспорить?
- При плохо проведённом ремонте автомобиля подаётся претензия о ненадлежащем исполнении обязанностей по возмещению ОСАГО.
- Страховщик обязан организовать осмотр машины и организовать повторный восстановительный ремонт.
- Если страховая отказала в повторном восстановлении, то проводится независимая экспертиза, составляется досудебная претензия и подаётся иск в суд.
Некачественно выполненный ремонт авто виден не сразу. Даже если вас всё устраивает, то это может быть только на первый взгляд. Качество нужно проверять технически. О том, как быть и что делать в случаях, когда вам плохо провели ремонт машины, как правильно и куда подавать претензию, а также её образец и другие важные тонкости этапа после ремонта автомобиля по ОСАГО мы и поговорим в статье, а также приведём судебную практику, актуальную на 2021 год и расскажем подробно, как оспорить взыскание убытков по автогражданке.
Как понимать некачественный ремонт в контексте ОСАГО?
Итак, вот уже несколько лет прерогатива выбора: выплатить деньгами или направить автомобиль на ремонт принадлежит страховым компаниям. В 2021 году многие из них, в том числе такие популярные, как Росгосстрах, Альфастрахование, РЕСО, Ингосстрах – почти все страховщики имеют договоры с автосервисами на проведение восстановительного ремонта. И часто дают вам выбрать предпочтительный пункт СТО – найдите подходящий не по близости к вам, а лучше всего по отзывам в интернете о сервисе.
Мы уже выяснили в прошлой статье, как правильно и в какие сроки получать направление на ремонт. То, какие документы вы подписывали ещё до начала восстановления машины, играет самую важную роль, и об этом мы поговорим чуть ниже.
Некачественным ремонт считается, согласно ФЗ Об ОСАГО и Единой методики расчёта, если нарушены такие тонкости:
- не выверены все зазоры между деталями, в том числе кузовными – они отличаются или имеют иные размеры, нежели было до ДТП,
- качество покраски плохое: нанесена неравномерно, в автосервисе не попали в основной цвет кузова, краска отколупывается и другие,
- срок ремонта превысил 30 дней с даты сдачи машины, подтверждённой документально,
- автомобиль работает по-другому, нежели до ремонта – имеет посторонние звуки, уменьшилась тяга и иные технические недостатки,
- плохо отремонтировали восстановленные детали – видно неровности, сколы, элемент не покрашен,
- автомобиль отремонтировали по ОСАГО б/у запчастями – определить это достаточно сложно, но экспертиза покажет (как составить претензию на её проведение, опишем ниже); не новые запчасти и детали кузова запрещает использовать пункт 15.1 статьи 12 ФЗ-40,
- по закону ничего не запрещает СТОА использовать неоригинальные детали, но они должны быть достойного качества.
В целом же, качество ремонта ОСАГО должно быть таким же, как если бы вы восстанавливали автомобиль своими средствами. Также считает и судебная практика – Верховный суд в одном из определений указал, что размер убытков должен быть рассчитан с условием приведений машины в состояние, в котором она находилась до ДТП (Определение ВС РФ №4-КГ17-4 от 27 марта 2017 г.).
В силу пункта 18 статьи 12 Закона об ОСАГО размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего
определяется:
- а) .
- б) в случае повреждения имущества потерпевшего – в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.
Это значит, что и ремонт за счёт таких средств должен быть выполнен максимально хорошо! А вот если этого не произошло, то прежде чем отвечать на вопрос «что делать?» и писать претензию, нужно понимать, к кому и каким образом это делать – а это уже зависит от того, какие документы вы подписывали до ремонта.
Гарантия
Она должна составлять:
- не менее полугода на слесарные, механические, стапельные и другие основные виды работ,
- не менее 1 года на работы, связанные с покраской, а также кузовные.
На сами запчасти, соответственно, аналогично распространяются те же сроки. Гарантийный срок должен быть указан в акте приёма-передачи по завершении ремонта авто (пункт 5.3 Правил страхования).
Нужно ли подписывать акт приёма передачи?
Да, нужно. Так как автомобиль из СТО вы приняли, то нужно подписать акт, но с обязательным указанием всех недостатков, которые вы обнаружили. Не беспокойтесь о том, что вы не увидели скрытых повреждений – прерогатива их выявления лежит на страховщике при осмотре машины в результате поданной вами претензии.
Что делать при плохом ремонте автомобиля?
Сначала кратко опишем суть порядка обращения:
- выявляем проблему с некачественным ремонтом по ОСАГО,
- определяем ответственное лицо,
- составляем претензию о качестве плохо выполненного ремонта, в результате которой ответственный обязан инициировать экспертизу,
- предоставляем машину на такую экспертизу,
- по результату получаем либо новый ремонт, либо отказ,
- в случае отказа в исправлении плохо проведённого восстановления делаем независимую экспертизу,
- подаём досудебное требование,
- при отказе от удовлетворения «досудебки» обращаемся в суд.
На самом деле, всё вышеперечисленное сделать не так сложно!
Кому подавать претензию?
Первое, что нужно знать – если вы заключали договор страхования ОСАГО не в офисе страховщика, а у агента или брокера, то отвечает по плохо отремонтированному автомобилю всё равно страховая организация (п.8 ст. 16.1 ФЗ).
Второе – важно, какие документы вы подписывали при выдаче вам направления на ремонт. Дело в том, что в таких бумагах вы своей подписью могли вообще заключить договор цессии, переуступив право требования выплаты автосервису, либо согласиться с дополнительными условиями (п.15.1 ст. 12 ФЗ Об ОСАГО):
- неполным ремонтом в случае отказа от доплаты,
- согласие на использование б/у запчастей,
- отказ от определённого вида работ.
Договор цессии – это когда автосервис выкупает у вас право требования возмещения со страховой за ремонт на своих условиях. Если вы подписали, не читая, такой договор, то могли согласиться на те же самые «особые» условия ремонта и предъявлять может быть нечего. При договоре цессии за плохой ремонт машины отвечает уже сервис, а не страховщик.
Поэтому, если вы обнаружили при приёме авто из сервиса, что его отремонтировали некачественно, то в первую очередь необходимо изучить все эти документы.
Претензия – форма и образец
Она по закону 2021 года обязательна перед подачей иска в суд (п.1 ст. 16.1 ФЗ) – если вам плохо отремонтировали машину по ОСАГО, и вы по факту этого не подавали претензию, а сразу побежали в суд, то последний ваше исковое заявление не примет.
Более того, её содержание урегулировано нормативным актом – Положением о Правилах страхования в главе 15. Форма подачи свободная, но обязательно должны быть определённые данные. На данном этапе – когда мы только забрали некачественно отремонтированное авто из СТО – содержание должно состоять в требовании определить качество выполненного ремонта путём проведения осмотра.
Форма
Претензия при плохо отремонтированном автомобиле должна содержать следующие данные:
- ваше ФИО полностью (а также должность, если вы подаёте претензию от имени юридического лица),
- ваш адрес регистрации и почтовый,
- полное название страховой компании ОСАГО,
- суть требования (провести оценку плохо произведённого ремонта),
- банковские реквизиты либо прямо прописанное волеизъявление получить выплату деньгами в кассе страховой,
- подпись, дата и ваши ФИО (и должность, если вы подаёте претензию от имени юридического лица).
Несмотря на то, что по результату осмотра вы можете быть направлены на восстановительный ремонт снова, банковские реквизиты нужно указывать в любом случае – так предписывает закон.
К претензии нужно приложить следующие документы, но только в том случае, если вы какой-либо из них не прикрепляли к заявлению о возмещении по ОСАГО ранее, ещё до начала ремонта:
- паспорт или заверенную копию,
- документы на право собственности на автомобиль (таковым по закону является договор купли-продажи, но на практике можно приложить СТС) или их заверенные копии.
Образец
- Скачать правильный бланк претензии (формат DOCX для заполнения на компьютере).
- Скачать бланк в формате PDF (для заполнения от руки).
- Скачать образец заполненной претензии на примере подачи в страховую компанию Росгосстрах.
Подать её заполненную в страховую компанию можно 2 способами:
- отвезти лично под расписку,
- отправить почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.
Результат
На осмотре, вероятнее всего, будут присутствовать 3 лица: вы, представитель страховой (оценщик) и представитель СТО. В целом же процедура осмотра будет похожа на ту, которая проводилась после подачи заявления о возмещении за тем возможным исключением, что вам также будут задавать вопросы (на которые, впрочем, можно и не отвечать).
Осмотр должен быть проведён в течение 5 дней, и ваша обязанность – предоставить автомобиль. А результат рассмотрения претензии должен быть направлен вам в течение 10 дней после получения страховщиком (этот срок вместе с проведением осмотра).
По результату рассмотрения претензии вы по закону должны получить:
- либо новое направление на повторный ремонт,
- либо выплату деньгами по решению страховщика, если повторный ремонт провести невозможно – это регулируют пункты 5.2 (строка 2) и 5.3 (абзац последний) Правил страхования,
- либо отказ в проведении повторного, если по результату осмотра не выявлено плохо проведённого ремонта машины.
Можно ли получить выплату деньгами при плохом ремонте?
Можно, но только по окончательному решению страховой. Здесь ситуация схожа с этапом подачи заявления о возмещении – именно страховой компании принадлежит конечный выбор, провести повторный ремонт автомобиля или выплатить деньгами.
Но финансовая выплата возможна в 2 случаях:
- если достигнуто соглашение об этом (при этом, в претензии необходимо указать волеизъявление – в пункте 2 требований потребовать выплату в приоритете над повторным ремонтом),
- если не удаётся сделать повторный ремонт.
Что делать при отказе переделывать некачественный ремонт?
Если автомобиль вам отремонтировали плохо, но осмотр страховой не выявил недостатков, то придётся проводить независимую экспертизу и подавать новую претензию, в случае повторного отказа на которую следует уже подавать в суд.
Независимая экспертиза требуется для того, чтобы в денежном выражении оценить сумму ущерба с учётом проведённого ремонта (при плохо отремонтированном авто не все детали нужно заново делать). Суд иную оценку не примет.
Но можно независимого эксперта пригласить ещё на этапе осмотра после подачи претензии по инструкции из предыдущего пункта. Только учтите, что услуги независимого эксперта по вашей инициативе в данном случае уже оплачиваются вами (стоит это в среднем от 5 до 15 тысяч рублей).
Если результатом повторного ремонта вы также недовольны, сначала нужно повторить действия по подаче претензии из предыдущего пункта.
Если же пришлось делать независимую экспертизу, то следующим шагом будет подача досудебной претензии о выплате разницы. К ней нужно будет обязательно приложить документы экспертизы и подтверждение оплаты. А писать её желательно с юристом, который сможет изложить важные факты.
При отказе в удовлетворении досудебной претензии необходимо подавать исковое заявление в суд по вашему месту регистрации.
Источник
Отказ в гарантийном ремонте автомобиля
По сути, каждое обращение владельца автомобиля к дилеру с поломкой в период гарантийного срока влечет два возможных сценария:
- либо ремонт недостатка по гарантии, то есть бесплатно для владельца автомобиля
- либо отказ в гарантийном ремонте автомобиля, то есть, по сути, любая ситуация, в которой после обращения автовладельца с требованием проведения гарантийного ремонта такой ремонт проведен не был.
Обратите внимание на то, как правильно оформить обращение к дилеру при обнаружении в автомобиле недостатка, чтобы потом не было проблем и можно было защитить свои права в случае их нарушения.
Отказ в проведении гарантийного ремонта – это не катастрофа и не «конец света». И это вовсе не означает, что теперь вам придется проводить ремонт автомобиля за свой счет, на что конечно же очень рассчитывает дилер.
Для начала вам нужно понять, что отказывать в проведении бесплатного гарантийного ремонта – часть политики завода-изготовителя вашего автомобиля.
Если бы дилерские станции удовлетворяли требования всех владельцев гарантийных автомобилей о проведении бесплатного ремонта – изготовители несли бы колоссальные убытки. Ведь по статистике всего 1-3 автовладельца из 10, которые получили отказ в проведении ремонта по гарантии, совершают какие-то действия, чтобы заставить дилера отремонтировать автомобиль бесплатно.
Именно поэтому в случае отказа дилера всего лишь нужно совершить ряд определенных действий, после чего, либо ваш автомобиль будет отремонтирован, либо вы получите денежную компенсацию, покрывающую расходы по ремонту.
Причины отказа в гарантийном ремонте автомобиля
Причины для отказа в проведении гарантийного ремонта можно разделить на две категории:
- законные причины для отказа в ремонте
- незаконные причины для отказа в ремонте
По закону причиной отказа в гарантийном ремонте автомобиля может быть только установленный путем проведения независимой экспертизы факт возникновения недостатка автомобиля вследствие нарушения автовладельцем правил эксплуатации, хранения, транспортировки автомобиля, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Незаконные причины отказа в гарантийном ремонте автомобиля – любые иные причины, помимо вышеуказанных.
Например, если дилер, отказывая вам в проведении ремонта по гарантии, ссылается на то, что вы неправильно эксплуатировали автомобиль, но при этом не провел экспертизу, которая это установила – то это тоже незаконная причина отказа.
Случаи отказа в гарантийном ремонте бывают разные. И самое частое основание для отказа ремонтировать автомобиль по гарантии – это отсутствие какого бы то ни было основания.
По сути, дилеру не нужна никакая причина, чтобы вам отказать, либо просто затягивать гарантийный ремонт. Так и происходит, ваши требования просто игнорируются без объяснения причин, либо под какими-то непонятными предлогами.
Бывают ситуации, когда дилер, намекая на то, что последует отказ в ремонте по гарантии, предлагает «скинуться» на ремонт, то есть часть расходов на ремонт автовладелец должен компенсировать за счет собственных средств.
Логика простая, человек опасаясь полного отказа в ремонте, например, за 150 000 руб., думает, что выгоднее будет заплатить половину, но зато ремонт точно будет проведен. И вроде как не полностью за его счет.
На самом же деле, стоимость ремонта на дилерской станции обычно в разы дороже, чем на любой другой сертифицированной станции, поэтому фактически получается, что человек не то, что ничего не экономит, но и несет реальные убытки. Которые ему кстати никто не возместит.
Самые распространенные причины отказа в гарантийном ремонте автомобиля:
- нарушение правил эксплуатации автомобиля
- проведение ремонта или ТО автомобиля не на дилерской станции
- использование некачественных горюче-смазочных материалов (топливо, масло и т.д.)
- ремонт вышедшего из строя узла или агрегата является исключением согласно условиям гарантии изготовителя
С какого момента считать, что вам отказали в гарантийном ремонте автомобиля
С точки зрения законодательства о защите прав потребителей и с точки зрения самого потребителя, который по определению не должен обладать никакими специальными познаниями в области автомобильной техники или юриспруденции, факт отказа в гарантийном ремонте автомобиля можно считать наступившим в двух случаях.
- в тот момент, когда вам каким-либо образом сообщили о таком отказе, например, выдали вам письменный отказ с объяснением либо без объяснения причин отказа, или попросту кто-либо из уполномоченных лиц дилерской станции или продавца автомобиля устно сообщил вам о таком решении.
- в момент, когда такого отказа не последовало, но установленный законом срок для гарантийного ремонта автомобиля истек, при этом, к ремонту фактически никто не приступал. То есть вроде и не отказали, но при этом ничего и не делают
Если относить к гарантийному ремонту любой ремонт за счет изготовителя, то к гарантийному ремонту также можно отнести и устранение изготовителем существенных недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного гарантийного срока, но в пределах срока службы автомобиля.
В сознании большинства людей есть убеждение, что отказ в удовлетворении ваших законных требований, в частности, об устранении недостатков автомобиля, можно считать состоявшимся только после того, как на вашу претензию вы получили некий «отказ» или Акт отказа в гарантийном ремонте.
Поэтому очень часто автовладельца требуют от дилера выдать им этот самый «письменный отказ» или акт об отказе в гарантийном ремонте автомобиля, полагая, что только после его получения наступят какие-то юридически значимые последствия или что обратиться в суд можно только после получения такого «отказа». Это не так.
Но как тогда быть, если вы, например, обратились к дилеру по поводу недостатка автомобиля, автомобиль находится у дилера, но что с ним там происходит, вы объективно не знаете.
Со слов инженеров по гарантии ремонт делается, запчасти «едут» и тому подобные доводы. То есть вам вроде и не отказали в ремонте автомобиля по гарантии, но в то же время самого ремонта так и не происходит.
Поэтому нужно четко понимать и разделять такие понятия как отказ в гарантийном ремонте автомобиля и нарушение срока гарантийного ремонта автомобиля и понимать правовые последствия, которые за собой эти два факта влекут.
Распространенным заблуждением является то, что автовладельцы ждут проведения гарантийного ремонта автомобиля в течение 45 дней и считают срок нарушенным только по истечении данного срока. Это неправильно. Точнее сказать, не всегда правильно.
По закону недостатки автомобиля должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для устранения недостатка с учетом обычно применяемого способа. Как правило такой срок не превышает нескольких дней даже на самые сложные ремонты.
Срок поставки необходимых для проведения гарантийного ремонта запчастей не учитывается при определении срока, необходимого для проведения ремонта, что означает, что срок гарантийного ремонта начинает течь не с момента поступления запчасти к дилеру, а с того момента, когда вы к нему обратились с требованием о ремонте автомобиля по гарантии.
Порядок действий при отказе в гарантийном ремонте автомобиля
В обобщенном виде порядок действий выглядит следующим образом:
- Показываете имеющиеся документы юристу для оценки ситуации.
- Проверка технической стороны вопроса на предмет причин возникновения недостатков автомобиля. Составление акта экспертного осмотра.
- При необходимости готовится претензия к дилеру на отказ в гарантийном ремонте.
- Подготовка и подача документов в суд.
- Судебное разбирательство, в ходе которого как правило основное заявленное требование меняется с требования о проведении гарантийного ремонта на требование о возврате денег за автомобиль.
Первое, что нужно сделать – это правильно оценить правомерность отказа. Бывают ситуации, когда недопонимание некоторых правовых аспектов мешает автовладельцу правильно действовать. Это ситуации, когда «правы оба» — и автовладелец и дилер.
Законодательством о защите прав потребителей четко определен алгоритм действий как потребителя так и дилера в случае обращения первого ко второму с требованием отремонтировать автомобиль по гарантии.
В 99% случаев этот алгоритм нарушается, но страдает от этого, как правило, автовладелец, поскольку дилер с этим алгоритмом знаком, и отдает себе отчет в последствиях его нарушения, например, не проведения независимой экспертизы с целью определения причин недостатка автомобиля, а автовладелец о нем даже и не знает.
Когда вам отказали в гарантийном ремонте, существует два аспекта, которые необходимо проверять: технический и юридический.
- Технический. Чтобы четко понимать, имеется ли в автомобиле недостаток и каковы объективно причины его возникновения.
- Юридический. Чтобы обеспечить себя необходимыми доказательствами на будущее и обязать дилера провести гарантийный ремонт либо вообще вернуть автомобиль с недостатком и получить за него деньги.
Суть в том, что по этим делам существует масса аспектов, которые нужно учитывать, но о которых в законе ничего не написано.
Нужно отдавать себе отчет, что для вас спорная ситуация с дилером может быть за все время гарантийного срока случится только один раз, а для дилера работа с такими обращениями – это каждодневное занятие.
Как вы понимаете, дилеры, а точнее сказать, изготовитель, не заинтересован в том, чтобы оплачивать за свой счет ремонт вашего автомобиля, даже если недостаток возник по его вине.
Поэтому политика дилеров и их действия, когда вы к ним обращаетесь – уже четко отработаны и выверены, начиная с оформления заказ-наряда. Или начиная с его неоформления. Такое тоже часто бывает.
Поэтому, самым правильным советом для человека, которому отказали в ремонте автомобиля по гарантии будет – посоветоваться со специалистами общества защиты прав потребителей, у которых есть опыт в решении таких вопросов.
Дальнейшие действия зависят от того, на каком этапе общения с дилером в сейчас находитесь и какой доказательной базой документов обладаете для того, чтобы можно было повоздействовать на дилера.
Претензия на отказ в гарантийном ремонте автомобиля
Применительно к ситуации с проведением гарантийного ремонта: у дилера есть обязанность в случае вашего обращения к нему с недостатком по гарантии провести его бесплатный ремонт.
В случае если по какой-то причине дилер такой ремонт не проводит, либо отказывает в его проведении, встает вопрос: вроде как претензию дилеру составить нужно, но вот что в ней требовать?
Ведь вы уже обратились к нему с недостатком автомобиля, и он уже должен был этот недостаток устранить. Получается, что в претензии нужно требовать повторно устранить недостаток, то есть второй раз требовать то же самое от дилера, который первый раз вам уже отказал.
Понятно, что с первого вашего обращения ничего не изменилось и решение дилера по вашему недостатку будет такое же, как и в первый раз. Тогда какой смысл писать претензию?
Наивно полагать, что если в первый раз вам отказали в проведении ремонта по гарантии, то после составления «грамотной претензии» со ссылками на нормы законов и пригрозив обращением в суд, дилер испугается и бросится ремонтировать ваш автомобиль.
В спорных ситуациях с проведением гарантийного ремонта или с отказом его проведении под претензией по гарантии дилеру мы обычно понимаем само требование о безвозмездном устранении недостатка, т.е. о проведении гарантийного ремонта автомобиля.
Такое требование может быть выражено в заказ-наряде, в заявлении, может быть вообще устным. Поэтому в случае отказа в гарантийном ремонте главная цель составления претензии дилеру – это обеспечить себя доказательством вашего обращения к дилеру с требованием о проведении ремонта.
Здесь имеет значение дата обращения – чтобы требование было заявлено в пределах гарантийного срока, установленного на автомобиль, а также должно быть однозначно выражено само требование – устранить конкретный недостаток автомобиля безвозмездно.
Для того чтобы понять, нужно ли писать дилеру претензию в случае отказа в проведении гарантийного ремонта, необходимо проверить несколько обстоятельств:
- имеется ли у вас доказательство обращения к дилеру с требованием устранения по гарантии обнаруженного недостатка
- если имеется, то необходимо проверить наличие дилерских полномочий того лица (фирмы), кому вы адресовали свое требование, или на имя которого оформлен заказ-наряд (часто при обращении на дилерскую станцию, документы специально оформляются на «левую» фирму, чтобы не нести никакую ответственность перед вами в будущем в случае нарушения срока ремонта или другого спора)
- подтверждается ли факт получения дилером вашего требования или факт надлежащего направления требования (если на копии вашей претензии кто-то из работников станции поставил свою подпись и дату – это не доказательство)
Эти и некоторые другие обстоятельства обычно проверяются нашими юристами для одной только цели: обеспечить себя доказательством определенного юридического факта – факта вашего обращения к дилеру с требованием о проведении ремонта по гарантии, чтобы впоследствии это доказательство можно было использовать в суде и выиграть ваше дело.
На этом этапе вашего общения с дилером советуем обратиться в общество потребителей и посоветоваться, как правильно действовать, потому что этот этап, как показывает наша судебная практика, является решающим – от правильности ваших действий в этот момент зависит успех всего дела.
Поэтому, главный совет, который можно дать автовладельцу, который собирается писать претензию дилеру – это не писать ее до того момента, пока юрист не скажет вам этого делать и не скажет, что в ней должно быть отражено и когда ее нужно отправлять.
Часто бывает, что самостоятельное написание автовладельцем претензии или нескольких претензий потом мешает нам выстраивать позицию в суде. Поэтому лучше на бесплатной консультации посоветоваться с юристом.
Как составить претензию на отказ в гарантийном ремонте автомобиля рассмотрим далее.
Образец претензии к дилеру на отказ в гарантийном ремонте автомобиля
Здесь вы можете ознакомиться с образцом претензии к дилеру в случае отказа в проведении гарантийного ремонта автомобиля, а также скачать образец претензии.
Обратите внимание, что это лишь общий образец, который мы приводим для того, чтобы иметь общее представление о форме претензии. Но содержание в зависимости от конкретной ситуации должно меняться!
(указать наименование, ОГРН дилера)
От ______________________________
(указать свои Ф.И.О.)
Адрес:___________________________
(указать адрес для направления ответа)
Тел.: ____________________________
(указать номер телефона для связи)
ПРЕТЕНЗИЯ
на отказ в проведении гарантийного ремонта
Я являюсь собственником автомобиля марки ____ модель _____, VIN № _________________________________.
Гарантийный срок на автомобиль установлен заводом-изготовителем продолжительностью 3 года или 100000 км. пробега в зависимости от того, какое событие наступит ранее.
На _____ км. пробега по прошествии 1 года и 3 мес. гарантийного срока мной в автомобиле был обнаружен следующие неоговоренный продавцом недостаток: ______________________________________________.
(подробно опишите недостаток, как и при каких условиях он проявляется)
В связи с обнаружением в автомобиле указанного недостатка я обратился на вашу дилерскую станцию с просьбой отремонтировать автомобиль.
После проведения диагностики работник сервисной станции сообщил мне, что это не является гарантийным случаем и предложил заказать запчасти для проведения ремонта за мой счет.
Поскольку я считаю, что недостаток возник по причинам, не связанным с нарушением мной правил эксплуатации или иным, за которые не отвечает изготовитель, то настоящим я требую:
— провести гарантийный ремонт автомобиля в минимальный срок, объективно необходимый для устранения имеющегося недостатка.
Что делать, если отказа в гарантийном ремонте не было, но и ремонт не сделан?
Ведь дилер под разными предлогами может откладывать решение вопроса о проведении ремонта бесконечно долго. Например, вам скажут, что для ремонта вашего автомобиля заказаны запчасти, и они едут, из Москвы, или из страны завода-изготовителя, например, Англии.
При этом ваше обращение с требованием по гарантии надлежащим образом не зафиксировано и если спустя месяц или два возникнут проблемы с проведением ремонта, то юридически окажется, что вы к дилеру даже не обращались и все придется начинать заново.
Также бывает, что дилер вынуждает автовладельца подписать соглашение, по которому срок гарантийного ремонта продлевается на срок поставки необходимой запчасти. То есть получается, что срок гарантийного ремонта не начинает течь пока запчасть не придет к дилеру.
Это незаконно и такие соглашения о продлении срока ремонта в суде признаются недействительными.
У нас был случай, когда к нам обратился человек, который ждал проведения ремонта почти 8 месяцев, при этом у дилера все это время находились логичные объяснения, почему проведение ремонта затягивается.
В таких ситуациях, не понимая четко юридического значения того что происходит в настоящий момент, владельцы автомобилей могут месяцами находиться в таком «подвешенном состоянии», и только когда им это окончательно надоест, начинают предпринимать какие-то действия.
Руководствуясь собственным опытом судебной работы по таким делам, специалисты общества защиты прав потребителей уже могут легко определить по ряду признаков – следует ли в той или иной ситуации ждать от дилера гарантийного ремонта или нужно действовать иначе.
Как показывает практика, если гарантийный ремонт не сделан в разумные сроки начались какие-то проблемы (нет ответа из Москвы, едут запчасти и т.п.), то, скорее всего, добровольно дилер гарантийный ремонт уже не проведет и нужно начинать действовать.
Поэтому в такой ситуации, когда дилер постоянно предлагает вам чего-то подождать, лучше предпринять определенные действия и ускорить этот процесс.
Советуем поступать так: дилер в течение 1-2 недель с момента первого вашего обращения не провел гарантийный ремонт – НУЖНО ДЕЙСТВОВАТЬ!
Когда дилер на самом деле может отказать в гарантийном ремонте
Законодательство о защите прав потребителей допускает ситуации, при которых дилер вправе отказать в удовлетворении требования автовладельца о проведении гарантийного ремонта автомобиля.
Вся процедура взаимоотношений между автовладельцем и дилером, когда автовладелец обнаружил в автомобиле недостаток и требует его устранения по гарантии, четко определена законом.
Так, если автомобиль находится на гарантии, то дилер вправе отказать в гарантийном ремонте, если путем проведения экспертизы докажет, что недостаток возник по причине за которую он не отвечает, а именно, вследствие нарушения автовладельцем правил эксплуатации, хранения или транспортировки автомобиля, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Следует отметить, что экспертиза автомобиля проводится по закону только в случае возникновения спора о причинах возникновения недостатков, то есть наличие самого недостатка на момент проведения экспертизу уже очевидно и не подлежит установлению.
В каких случаях, за чей счет и как правильно проводится экспертиза автомобиля, вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке: порядок проведения независимой экспертизы автомобиля на гарантии.
Если дилер отказывая вам в проведении гарантийного ремонта автомобиля ссылается на проведенную им экспертизу – это не означает, что такой отказ является законным.
Как правило, у дилеров есть «свои» эксперты, которые дают заключения угодные дилеру, но никакой ответственности по закону эксперт за такое заключение не несет, поэтому в суде их обычно всерьез не воспринимают.
Если имеется спор относительно того, имеется ли вообще в автомобиле недостаток или нет – это предмет проведения так называемой проверки качества автомобиля.
По факту же происходит все совсем не так. Экспертиза в большинстве случаев возникновения спорных ситуаций вообще не проводится дилерами. В лучшем случае «экспертизу» проведет дружественный дилеру эксперт и понятно, чью сторону он займет.
Как оспорить неправомерный отказ в гарантийном ремонте
Итак, вы получили письменный отказ в проведении ремонта автомобиля по гарантии, либо прошел срок удовлетворения вашего требования о ремонте, и дилер явно не собирается ремонтировать ваш автомобиль или под разными предлогами этот вопрос остается открытым.
Что делать в такой ситуации? С чего начинать: писать претензию, жаловаться куда-то, проводить независимую экспертизу или идти к юристу.
Общий алгоритм действий должен быть таким:
советуетесь с юристом
выполняете его рекомендации
юрист готовит необходимые документы
дилер проводит гарантийный ремонт
вы получаете неустойку за нарушение срока ремонта
Если вы оказались в аналогичной ситуации, то вы, наверное, сейчас тоже испытываете чувство неуверенности в своих действиях и не знаете на сто процентов, какие ваши действия приведут к нужному результату, а какие нет.
Для того чтобы понять правомерность отказа в гарантийном ремонте, в том числе и правильность проведенной дилером экспертизы, дать правовую оценку вашей ситуации, а также понять, какие действия нужно совершать дальше, лучше обратиться в общество защиты прав потребителей и получить консультацию специалиста.
Даже если вы планируете заниматься решением этого вопроса самостоятельно – пара советов от людей, которые решают такие проблемы каждый день лишними уж точно не будут.
После этого уже будет понятно, как дальше действовать: писать претензию дилеру, проводить независимую экспертизу, подавать заявление в суд, собирать дополнительные документы.
Сразу следует сказать, что если отказ в проведении гарантийного ремонта признан юристами незаконным и вы не намерены за свой счет ремонтировать гарантийный автомобиль, то в этом случае, оспорить отказ дилера в проведении ремонта по гарантии можно будет путем подачи заявления в суд.
Это вовсе не означает, что вы ввергаете себя в длительный и дорогостоящий судебный спор. По нашей практике, большинство таких дел, заканчивается заключением мирового соглашения после подачи заявления в суд.
Если автосалон объективно понимает, что отказал вам неправомерно, то ему нет никакого смысла судиться с вами, так как по решению суда на него еще будет возложен штраф по закону о защите прав потребителей.
Политика автосалонов обычно такова, что пока автовладелец, которому было отказано в проведении гарантийного ремонта, не подал заявление в суд – его не воспринимают всерьез. Происходит это потому, что на досудебном этапе вы не представляете для автосалона никакой реальной угрозы, а из 10 автовладельцев в суд обратиться в лучшем случае 1-2.
Когда же дело уже находится в суде, дилер понимает, что оно так или иначе, будет рассмотрено судом и решение суда, скорее всего, будет не в его пользу. Поэтому игнорировать ситуацию уже нельзя и выгоднее становится договориться с автовладельцем и удовлетворить его требования сейчас, чем по решению суда, когда сумма взыскания может быть в разы больше.
Итак, получили отказ дилера в проведении гарантийного ремонта или решение вопроса затянулось больше чем на неделю ⇒ посоветовались с юристом общества потребителей как правильно действовать ⇒ получили результат.
Судебная практика по отказам в гарантийном ремонте автомобиля
Приведем пример одного из наших судебных дел, когда дилер отказал автовладельцу в проведении ремонта автомобиля по гарантии. Остальные подобные дела вы можете найти в разделе Выигранные дела на сайте.
Автовладелец обратился к нам с проблемой, когда дилер не удовлетворял его требование отремонтировать обнаруженные им недостатки подвески автомобиля Chevrolet Cruze по гарантии.
Нашим юристам пришлось полностью заниматься ведением этого дела в районном суде Санкт-Петербурга, поскольку дилер даже после подачи искового заявления в суд продолжал занимать позицию, что за эти недостатки изготовитель ответственности не несет.
В результате нашей работы дело было выиграно, и наш клиент получил:
Источник