- Как оценить эффективность работы автосервиса и дилерских центров?
- Показатели эффективности деятельности автосервисов и дилерских центров
- Оценка имиджа автосервисного предприятия
- Формула расчета уровня загруженности постов автосервиса
- Прибыль и рентабельность в расчете на одни пост обслуживания
- Производительность труда работников автосервисных центров и станций технического обслуживания
- Составляющие качества услуг автосервиса
- Схема комплексной оценки эффективности деятельности автосервиса или дилерского центра
- Пример оценки эффективности деятельности автоцентра «Камаз»
- 3.2. Эффективность ремонта автомобилей
- 3.2.1. Оценка экономической эффективности технологии ремонта автомобилей
Как оценить эффективность работы автосервиса и дилерских центров?
Эффективность деятельности коммерческих предприятия можно оценить по набору стандартных показателей, при этом, специфика функционирования предприятия и виды его деятельности, могут потребовать дополнительных критериев, показателей и методов оценки эффективности его деятельности.
Показатели эффективности деятельности автосервисов и дилерских центров
В качестве основных показателей, характеризующих эффективность деятельности дилерского центра, в т.ч. и станции технического обслуживания, можно выделить следующие:
— количество постов для обслуживания автотранспортных средств;
— уровень загруженности постов для обслуживания автотранспортных средств;
— выручка в расчете на одни пост обслуживания автотранспортных средств;
— прибыль и рентабельность в расчете на одни пост обслуживания автотранспортных средств;
— уровень технической обеспеченности и качество оборудования станции технического обслуживания;
— соответствие оборудования станции технического обслуживания, требуемым стандартам;
— уровень подготовки специалистов;
— производительность труда работников;
— объем продаж автомобилей;
— удельный вес продаж автомобилей в различных комплектациях;
— объем продаж автомобильных запасных частей;
— количество обращений покупателей по гарантийному ремонту и обслуживанию;
— уровень удловлетворенности клиентов качеством обслуживания и сервисом;
— уровень эффективности использования оборудования;
— качественные показатели (наличие комнаты клиента, возможности интернет записи, наличие интернет сайта компании).
Оценка имиджа автосервисного предприятия
Показателем измерения имиджа автотранспортного предприятия является показатель среднего темпа роста доли его маржинального дохода, за определенный период времени, полученного за счет привлечения новых клиентов. Формула расчета данного показателя может быть представлена следующим образом:
ТРмд%=МД1/МД0*100%
где ТРмд – темп роста маржинального дохода от привлечения новых клиентов, %; МД1 – маржинальный доход от привлечения новых клиентов отчетного периода, ден.ед.; МД2 – маржинальный доход от привлечения новых клиентов предыдущего периода, ден.ед.; ТРср – средний темп роста маржинального дохода от привлечения новых клиентов, %.
Формула расчета уровня загруженности постов автосервиса
Уровень загруженности постов для обслуживания автотранспортных средств определяется как отношение количества времени занятого поста для ремонта транспортных средств к общему количеству времени рабочей смены:
Пз=ЗВ/Во *100%
где Пз – уровень загруженности постов для обслуживания автотранспортных средств, %; ЗВ — времени занятого поста для ремонта транспортных средств; Во — общее количество времени рабочей смены.
Прибыль и рентабельность в расчете на одни пост обслуживания
Прибыль и рентабельность в расчете на одни пост обслуживания автотранспортных средств:
Прpost = ПР / Npost
Рpost = Прpost / З
где Прpost — прибыль в расчете на 1 пост обслуживания, руб.; ПР – общая прибыль от обслуживания автомобилей на всех постах, руб.; Npost — количество постов обслуживания; Рpost – рентабельность одного поста обслуживания, %; З – затраты на один пост обслуживания.
Производительность труда работников автосервисных центров и станций технического обслуживания
Производительность труда работников автосервисных центров и станций технического обслуживания, может рассчитываться как в натуральном, так и в стоимостном выражении:
ПТнат = Nav / ССЧ
где ПТнат — производительность труда в натуральном выражении, ед./чел.; Nav – количество обслуженных автомобилей в анализируемом периоде, ед.; ССЧ – среднесписочная численность работников.
ПТ= В / ССЧ
где ПТ — производительность труда в стоимостном выражении, руб../чел.; В – выручка от реализации услуг автосервиса, руб.
В дилерских центра, показатель производительности труда торгового персонала, представляет отношение величины товарооборота (выручки от реализации автомобилей) к среднесписочной численности торгового персонала:
ПТдц = В (ТО) / ССЧ (ТП)
где ПТдц — производительность труда в дилерском центре в стоимостном выражении, руб./чел.; В (ТО) – выручка (товарооборот) от реализации автомобилей, руб.; ССЧ (ТП) – среднесписочная численность торгового персонала, чел.
Составляющие качества услуг автосервиса
Качество услуг автосервиса или станции технического обслуживания автомобилей, понимается как совокупность трех составляющих:
— полнота выполнения работ или требований клиента, предусмотренных технологией на данную работу;
— соответствие системе нормативных значений и соответствие условий выполнения работ;
— время (продолжительность) выполнения услуги.
Основными критериями оценки качества, предоставляемых автосервисом услуг, являются:
— доведение до минимального значения невыполненных работ;
— сокращение до минимума количества работ, выполненных не качественно;
— минимизация фактических отклонений выполненных работ по ремонту услуг и агрегатов от нормативных требований;
— минимизация потери клиентом времени фактического использования транспортных средств.
Обычно эффективность автосервиса определяют показателями выработки цеха, валовой прибылью и уровнем удовлетворенности клиентов. Часто прибегают к анализу среднего чека, средней наполняемости наряд-заказа, среднего расширения наряд-заказа доп. услугами и остальными показателями, индивидуальными для каждого предпринимателя. Но все-таки, эти данные не способны отразить полной картины происходящего.
Схема комплексной оценки эффективности деятельности автосервиса или дилерского центра
Исходя из этого можно построить схему комплексной оценки эффективности деятельности автосервиса или дилерского центра.
Таким образом, анализ эффективности деятельности автосервиса (дилерского центра), проводится на основе качественных и количественных показателей.
Пример оценки эффективности деятельности автоцентра «Камаз»
В таблице представлены качественные показатели эффективности деятельности компании.
Показатели | 2014г. | 2015г. | 2016г. |
Уровень соответствия оборудования СТО требуемым стандартам (в баллах от 1 до 10) | 7 | 7 | 7 |
Уровень квалификации сотрудников станции требуемым характеристикам (в баллах от 1 до 10) | 6 | 7 | 7 |
Уровень качества обслуживания клиентов (в баллах от 1 до 10) | 9 | 8 | 10 |
Наличие комнаты клиента | + | + | + |
Наличие собственного интернет сайта | + | + | + |
Возможность он-лайн записи на техническое обслуживание | + | + | + |
Таким образом, по состоянию на конец 2016 года, в компании: уровень соответствия оборудования СТО требуемым стандартам находится на уровне 7 баллов из 10; уровень квалификации сотрудников станции требуемым характеристикам на уровне 7 баллов из 10; уровень качества обслуживания клиентов на максимально уровне – 10 баллов. При этом в компании имеется свой, довольно развитый интернет сайт, на котором есть возможность записи на техническое обслуживание через интернет.
Источник
3.2. Эффективность ремонта автомобилей
3.2.1. Оценка экономической эффективности технологии ремонта автомобилей
Непрерывное развитие науки, совершенствование техники, технологии производства открывают новые способы и методы восстановления деталей и принципы организации технологии. Характерной особенностью становится возможность восстанавливать детали несколькими способами, применяя различные технологические процессы, оборудование, режим его работы, осуществляя ту или иную организацию производства [3, 4, 5].
Многообразие технологических процессов восстановления деталей предопределяет необходимость критического анализа вариантов для выявления их относительных достоинств, недостатков и выбора наиболее целесообразного. Целесообразность разработки новой технологии, выбора оборудования и организации производства устанавливают на основе комплексного анализа эффективности, который включает анализ технической, организационной, социальной и экономической целесообразности применения каждого варианта.
Анализ технической целесообразности вариантов технологии заключается в выявлении возможности восстановления деталей в полном соответствии с техническими условиями на ремонт. При этом должны быть обеспечены требуемая точность геометрических параметров детали, твердость материала и прочие показатели. Кроме того, оценивается надежность, долговечность деталей, сборочных единиц, восстановленных с использованием различных вариантов технологических процессов.
Анализ организационной целесообразности вариантов предполагает выявление возможности восстановления деталей требуемого уровня качества, заданного количества, в установленные сроки при существующей организационной структуре завода и его производственных участков. При сравнительной оценке определяют преимущества и недостатки сопоставляемых вариантов по длительности подготовки производства и производственного цикла, ритмичности производства и т.д.
Социальная целесообразность вариантов технологических процессов характеризуется комплексом таких показателей, как уровень механизации и автоматизации производства, рост квалификации работников, уровень их образования, энерговооруженность труда, степень охраны труда.
Комплексный анализ завершается экономическим анализом сравнительной эффективности вариантов технологических процессов.
Анализ сравнительной экономической эффективности вариантов технологических процессов позволяет установить величину экономического эффекта, который обеспечивается при применении того или иного варианта по сравнению с базовым.
Базовым называют тот вариант, с которым проводят сравнение. В качестве базового варианта принимают вариант, который является лучшим из внедренных ранее, т.е. вариант, обеспечивающий наименьшие народнохозяйственные затраты. При сравнении вариантов необходимо обеспечивать тождество по объему, качеству и времени производства восстановительных работ. Если по какому-либо варианту обнаруживается различие, необходимо проводить соответствующую корректировку результатов. При сравнении лучшим считается тот вариант технологического процесса, который обеспечивает наибольший экономический эффект, что равносильно максимальной экономии общественного труда.
В качестве критерия сравнительной эффективности вариантов технологических процессов ремонта деталей может быть минимум затрат на изготовление, ремонт и последующую эксплуатацию всей совокупности деталей, используемых на данном предприятии, т. е. должно выполняться следующее условие:
, (1)
где Qj – годовая потребность в деталях j-го наименования (j = 1, . z); z – количество наименований деталей автомобиля, которые подвергаются ремонту; qр j – доля годовой потребности в деталях j-го наименования, которая удовлетворяется за счет ремонта; Sр j – затраты на ремонт и эксплуатацию отремонтированных деталей j-го наименования; qи j – доля годовой потребности деталей j-го наименования, которая удовлетворяется за счет их изготовления; Sи j –затраты на изготовление (стоимость запасных частей) и эксплуатацию деталей j-го наименования.
Обеспечение минимальных затрат на изготовление, ремонт и последующую эксплуатацию всей совокупности ремонтируемых деталей, а не j-й детали только определенного наименования, при восстановлении которой используется разработанная технология, обусловливается несоответствием минимума затрат на ремонт этой детали с минимумом затрат на ремонт и изготовление всей совокупности деталей, которые необходимы для ремонта автомобилей годовой потребности.
Несоответствие минимальных затрат объясняется ограниченностью производственных ресурсов, рабочей силы и т.п. Направляя ограниченные ресурсы в большем объеме на производство новых деталей, общество вынуждено ремонтировать детали по менее совершенной технологии и поэтому с большими затратами. Учитывая сложность использования критерия (1) при выборе наилучшего варианта технологического процесса ремонта детали, пользуются системой показателей, которые, по существу, характеризуют степень соответствия вариантов критерию. Сначала рассчитывают частные показатели экономического эффекта, а затем определяют общие показатели эффекта и сравнительной эффективности дополнительных капитальных вложений на улучшение технологии ремонта.
К числу частных показателей относят: снижение трудоемкости ремонта детали или рост производительности труда; снижение энергоемкости; снижение материалоемкости; сокращение потребности в производственных площа- дях и т.п.
Если лучший вариант технологии ремонта не удается выявить сравнением частных показателей, то рассчитывают общий показатель. В качестве общего показателя народнохозяйственного экономического эффекта часто используют показатель экономии на приведенных народнохозяйственных затратах, которые рассчитывают по формуле
, (2)
где S1 и Si – приведенные затраты на ремонт одной детали при применении базовой и новой технологии восстановления; Qi – годовой объем восстановления деталей по новой технологии в расчетном году в натуральных единицах.
Приведенные затраты S1 и Si представляют собой сумму себестоимости и нормативной прибыли:
, (3)
где С – себестоимость ремонта одной детали; K – удельные капитальные вложения в производственные фонды; Ен – нормативный показатель эффективности капитальных вложений, равный 0,15.
Новая технология более эффективна по сравнению с базовой, если выполняется условие Эi > 0.
В тех случаях, когда новая технология требует увеличения капитальных вложений, а экономия обеспечивается за счет снижения себестоимости ремонта детали, выбор экономически целесообразного варианта осуществляется по условию
Источник