Оценка качества ремонта машин

Контроль качества ремонта автомобилей и их агрегатов

Технический контроль — это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установ­ленным требованиям. Сущность технического контроля сводится к двум этапам, т.е. к получению первичной и вторичной информа­ции. Первичная информация отражает фактическое состояние объекта контроля, а вторичная — степень соответствия (несоот­ветствия) фактических данных требуемым. Допускается практичес­кое совмещение обоих этапов или отсутствие первого этапа. Вто­ричная информация используется для выработки (автоматической или через человека) регулирующих воздействий на объект. Объек­тами технического контроля являются предметы труда (продукция в виде изделий, материалов, технической документации и т.п.) и средства труда (оборудование и технологические процессы), кото­рые подвергаются контролю. Каждый объект контроля имеет кон­тролируемые признаки.

Контролируемый признак — это количественная или качест­венная характеристика свойств объекта, подвергаемая контролю. Качественные характеристики — это форма изделия, наличие (отсутствие) дефектов в изделии, наличие стука, вибра­ции, а количественные — это численные значения геомет­рических параметров, а также контролируемые параметры, опре­деляющие физические, химические свойства объекта контроля. Место получения первичной информации о контролируемом при­знаке называют контрольной точкой.

Контроль, при котором первичная информация о контролиру­емых признаках воспринимается посредством органов чувств, без учета их численных значений, называется органолептическим. Раз­новидностью органолептического контроля является визуальный контроль и технический осмотр. Визуальный контроль осуществ­ляется только органами зрения, технический осмотр — органами чувств. Если при контроле обязательно используют средства конт­роля, то его называют измерительным.

Основными элементами системы контроля являются метод, средство, исполнитель и документация. Метод контроля — это со­вокупность правил применения определенных принципов и средств контроля. Различают разрушающий и неразрушающий методы кон­троля. Разрушающий (неразрушающий) контроль — это метод, при котором может быть нарушена (не должна быть нарушена) при­годность объекта к использованию по назначению. Изделия (тех­нические устройства, измерительные приборы, приспособления и т.д.) и (или) материалы, используемые для получения первич­ной информации, называют средством контроля.

В зависимости от объекта контроля различают контроль каче­ства продукции, технологического процесса, технологической до­кументации и средств технологического оснащения, которые яв­ляются частными случаями производственного процесса. Произ­водственный контроль осуществляют на стадии ремонта продукции. Контроль качества продукции — контроль количественных и (или) качественных свойств продукции. Контроль технологического процесса заключается в проверке режимов, характеристик, параметров технологического процесса, а средств технологического осна­щения — в проверке состояния технологического оборудования, оснастки, инструмента, контрольно-измерительных стендов, транспортно-загрузочных устройств и т. п.

Установлены следующие виды технического контроля:

по этапу процесса ремонта — входной, операционный, при­емочный;

по полноте охвата контролем — сплошной, выборочный, не­прерывный, периодический, летучий;

по месту проведения — стационарный или скользящий.

Сплошной контроль — это контроль каждой единицы продук­ции. Если при контроле решение о контролируемой совокупности или процесса принимают по результатам проверки одной или не­скольких выборок, то его называют выборочным. Непрерывный контроль — контроль, при котором поступление информации о контролируемых параметрах происходит непрерывно. Контроль, который проводится в случайные моменты времени, называют летучим. Входной контроль — это контроль продукции поставщи­ка, поступившей к потребителю (заказчику) и предназначаемой для использования при изготовлении или ремонте. Операционный контроль представляет собой проверку продукции или процесса во время выполнения или завершения технологической операции. В процессе приемочного контроля продукции принимают реше­ние о ее пригодности к поставкам (использованию). Стационар­ный контроль — это приемочный, операционный или входной контроль, выполняемый на специально оборудованном рабочем месте, куда доставляются объекты контроля. Если средства конт­роля доставляются на рабочее место, то это скользящий контроль.

Читайте также:  Ремонт царапины машины своими руками

В зависимости от формы организации технический контроль бывает пассивным и активным. Контроль, фиксирующий данные о качестве объекта, проверяющий его годность, называется пассив­ным. Технический контроль, не только оценивающий качество объекта, но активно воздействующий на технологический процесс с целью управления, называется активным.

Дефект — это каждое отдельное несоответствие продукции ус­тановленным требованиям. Дефектное изделие — изделие, имею­щее хотя бы один дефект. Браком называют продукцию, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов.

Особыми видами контроля качества продукции являются ис­пытание и диагностирование. Испытание — это эксперименталь­ное определение количественных и качественных характеристик свойств объекта при воспроизведении определенных воздействий на продукцию по заданной программе. Диагностирование пред­ставляет собой процесс определения технического состояния объек­та безразборными методами с определенной точностью.

Контроль на авторемонтном предприятии — это система про­верки технической документации, орудий и процесса производ­ства, состоящая из комплекса методов и форм. Контроль качества продукции является составной частью системы управления качеством ремонта автомобилей, охватывающей все элементы и ста­дии производственного процесса.

Объектом контроля являются все составные элементы производ­ственного процесса ремонта, а именно: предмет труда — ремонт­ный фонд, поступающий от потребителей; материалы, запасные части и изделия, получаемые от внешних поставщиков; отремон­тированные или изготовленные детали, сборочные единицы и аг­регаты; технологическая документация; средства труда — разборочно-очистные работы; технологические процессы ремонта; сбор­ка; испытание и окраска; технологическое оборудование и оснастка.

Контроль качества продукции на предприятии осуществляется отделом технического контроля (ОТК). Главная задача ОТК — это предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требо­ваниям стандартов и техническим условиям, проектно-конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договоров или некомплектной продукции.

Технология ремонта определяет вид, методы и средства контроля. На ремонтном предприятии используют следующие виды техни­ческого контроля: входной, операционный и приемочный; сплош­ной, выборочный и непрерывный; стационарный и скользящий.

Процессы технического контроля разрабатываются по прави­лам, установленным в стандартах, и должны обеспечивать реше­ние задач входного, операционного и приемочного контроля. Для выполнения контроля изделий необходимо определить: наимено­вание технологических переходов, подлежащих контролю; пара­метры, подлежащие контролю; требования, предъявляемые к параметрам изделий; контрольно-измерительные средства; вид кон­троля, выборочность контроля; трудоемкость контрольных операций; квалификационный разряд контрольной операции и т.д.

Источник

ЛЕКЦИЯ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ РЕМОНТА МАШИН

1. ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ РЕМОНТА МАШИН

Отремонтированная машина представляет собой продукцию ремонтного производства и дол­жна обладать определенным каче­ством.

Читайте также:  Основы технологии производства ремонт автомобилей курсовая

Под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих его пригодность удовлетворять опреде­ленные потребности в соответствии с ее назначением.

Свойство же про­дукции — объективная особенность продукции, которая может прояв­ляться при ее создании и эксплуа­тации.

Основу формирования высокого качества составляет совершенство производственного процесса ремон­та машин на РП. На ремонтных предприятиях в интересах непрерывного повыше­ния качества продукции применяют­ся системы бездефектного изготов­ления продукции и аттестации ка­чества продукции.

При системе бездефектного изго­товления продукции и сдачи ее с первого предъявления непрерывным совершенст­вованием форм и методов техниче­ского контроля продукции, органи­зации и технологии производства, воспитания и подготовки кадров, материального и морального поощ­рения за выпуск продукции высоко­го качества, персональной ответст­венности за некачественную продук­цию обеспечивается выпуск продук­ции заданного качества, при прием­ке которой отдел технического конт­роля (ОТК) или потребитель не об­наруживает ни одного дефекта.

Показатель, характеризующий одно из свойств, называется единичным показателем качества продукции. Примерами единичного показателя качества отремонтированной машины могут быть: средний ресурс машин, выпущенных за год; среднее квадратическое отклонение ресурса машин. В первом слу­чае характеризуется долговечность машин, во втором однород­ность машин по долговечно­сти.

Интегральный показатель качест­ва продукции — показатель качества продукции, являющийся отношени­ем суммарного полезного эффекта от эксплуатации к суммарным за­тратам на ее создание (ремонт) и эксплуатацию.

Наряду с отмеченными показа­телями качества продукции для ее оценки пользуются такими катего­риями, как: определяющий показа­тель качества продукции — показа­тель, по которому принимается реше­ние оценивать качество; базовое значение показателя качества про­дукции — значение показателя, при­нятое за основу при сравнительной оценке качества; уровень качества продукции — относительная характе­ристика качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответст­вующих показателей и др.

2. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И НАДЕЖНОСТИ ОТРЕМОНТИРОВАННЫХ МАШИН

Для повышения качества и на­дежности осуществляется широкий комплекс разнообразных меро­приятий, основными из которых яв­ляются:

— применение прогрессивных форм организации производства;

— внедрение высокопроизводитель­ного механизированного и автома­тизированного технологического обо­рудования;

— использование технологических процессов ремонта, основанных на последних достижениях науки и техники;

— совершенствование организации материально-технического обеспече­ния предприятий, цехов, участков и рабочих мест;

— применение технической докумен­тации на ремонт, отвечающей тре­бованиям действующих государст­венных стандартов;

— строгое соблюдение технологиче­ской и трудовой дисциплины, обес­печение точного выполнения произ­водственного процесса;

— систематическое повышение уров­ня технической подготовки кадров и совершенствование воспитательной работы среди рабочих и ИТР;

— применение передовых форм оп­латы труда, материального и мо­рального стимулирования исполни­телей;

— улучшение социально-бытовых ус­ловий труда и жизни работников, создание в рабочих коллективах предприятий здорового морального климата и творческой обстановки;

— совершенствование форм социа­листического соревнования отдель­ных исполнителей и коллективов ра­ботников;

— систематическое совершенствова­ние рабочих мест на основе плано­мерного проведения аттестаций их;

— внедрение в производство принци­пов коллективного подряда, широ­кое использование укрупненных комплексных хозрасчетных бригад;

— совершенствование системы уп­равления качеством продукции в условиях ремонтного предпри­ятия.

Читайте также:  Ремонт сварочного полуавтомата для ремонта авто

3. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ РЕМОНТА МАШИН

Управление качеством продук­ции — действия, осуществляемые при производстве эксплуа­тации и ремонте продукции, в целях установ­ления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Управление качеством продукции осуществляется посредством системы управления, представляющей собой совокупность управляющих органов и объектов управления. Об­щее руководство по управлению ка­чеством продукции в условиях про­мышленного предприятия осущест­вляется его директором. Коорди­нация работ по управлению качест­вом продукции возлагается на одно из подразделений в соответствии с организационной структурой и штат­ным расписанием предприятия или на специальную нештатную комис­сию по качеству с привлечением об­щественных организаций.

Объектами управления системы управления качеством продукции являются комплексы взаимосвязан­ных организационных, технических, экономических и социальных меро­приятий по обеспечению целей уп­равления качеством продукции. Они охватывают коллективы людей, тех­нические устройства, материальные средства, нормативно-техническую и планирующую документацию, мас­сивы (потоки) информации.

Управление качеством продукции осуществляется на всех стадиях производства, в процессе управле­ния предприятием на всех его уров­нях (предприятие, цех или участок, рабочее место).

Организационно-технической основой управления качеством продукции являются перспективный план и годовой план пред­приятия, стандарты всех категорий и технические условия.

Система управления качеством продукции охватывает все элементы структуры и все стороны жизнедея­тельности предприятия, т. е. носит комплексный характер, и поэтому называется комплексной системой управления качеством продукции (КСУКП).

Для условий ремонтного про­изводства разработана и осущест­вляется комплексная система управ­ления качеством продукции ре­монтного предприятия (КС УКП РП). Схема КС УКП РП показа­на на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Схема комплексной системы управления качеством продукции ремонтного предприятия

Функционирование КС УКП РП направлено на:

— удовлетворение нужд потребите­лей в продукции ремонтного производства оптимального уровня качества (ресурс не менее 100% от ресурса новой машины);

— планируемое повышение показате­лей качества;

— постоянное повыше­ние надежности продукции; ‘

— заводскую аттестацию и повыше­ние удельного веса аттестованной продукции;

— постоянное совершенствование организации производства;

— разработку и внедрение прогрес­сивных типов технологического ос­нащения и передовой ресурсосберегающей технологии;

— систематический пересмотр, об­новление и совершенствование ме­тодической и нормативно-техничес­кой документации;

— планомерное повышение качества работы коллективов и отдельных ис­полнителей.

Для оценки качества продукции РП используются такие показате­ли, как:

— полнота выполнения требований технических условий на КР машин;

— удельный вес продукции с завод­ским аттестатом качества;

— средний ресурс отремонтирован­ного объекта.

В целях обеспечения постоянного и активного управления качеством на РП разрабатывается схема тех­нического контроля, в которой оп­ределяются детали, рабочие места, технологические операции, подле­жащие сплошному или выборочно­му контролю. Устанавливаются так­же периодичность, минимальное чис­ло проверок и проверяющие лица. Результаты проверок фиксиру­ются на рабочих местах ежеднев­но, на участке и в цехе — раз в де­каду.

Выработка управляющих реше­ний производится по оценке надеж­ности отремонтированных машин и агрегатов, информация о чем составляется по данным подкон­трольной эксплуатации изделий на предприятиях эксплуатирующих данную технику (опорных пунктах).

Источник

Оцените статью