- Как проводится оценка стоимости ремонта автомобиля, поврежденного при ДТП?
- Короткая предыстория
- Законные новшества
- Нюансы методики
- Процедура оценивания стоимости ремонта машины
- Подготовительные работы
- Как рассчитывается?
- Как оценивают ущерб при ДТП: порядок процедуры, цена, виды экспертиз
- Как оценивают ущерб автомобиля при ДТП
- Цена автоэкспертизы после ДТП
- Онлайн-калькулятор оценки автомобиля после ДТП
- Какие вопросы нужно задавать оценщику
- Срок проведения автотехнической экспертизы после аварии
- Что такое дефектовка автомобилей после ДТП
- Виды экспертиз
- Как оспорить экспертизу ТС
Как проводится оценка стоимости ремонта автомобиля, поврежденного при ДТП?
Оценка стоимости ремонта автомобиля после ДТП в рамках системы ОСАГО с 2014 года проводится по новой единой методике утвержденной Банком России.
На сегодняшний день, не все автолюбители знают, как проводится оценивание полного восстановления машины, попавшей в автомобильную аварию. Мы постараемся всесторонне рассмотреть этот вопрос.
Короткая предыстория
До 2014 года существовало пять разных методик, позволяющих оценить стоимость ремонта автомобиля после дорожно-транспортного происшествия. Этим пользовались страховые компании, работающие по системе ОСАГО, и выбирали методики, позволяющие занижать размеры компенсационных выплат.
Автомобилистам, полученных страховых выплат, не хватало для восстановительного ремонта машины, попавших в автомобильную аварию. Им приходилось в массовом порядке заказывать независимую экспертизу для того, чтобы рассчитать стоимость ремонта, который полностью восстановит автомобиль для дальнейшей безопасной его эксплуатации.
Оценивание восстановительного ремонта, проводилось экспертными компаниями или экспертами-техниками, по методикам, которые не использовались страховщиками. Рассчитанная сумма компенсации позволяла полностью восстановить поврежденный при дорожно-транспортном происшествии автомобиль.
Результаты независимой экспертизы и расчет компенсации ремонта машины, выполненный оценщиком при страховой компании, могли существенно отличаться друг от друга. Желая получить страховые выплаты, позволяющие полностью отремонтировать машину, поврежденную при ДТП, а не заниженные страховщиками компенсации автолюбители вынуждены были обращаться с иском в суды.
Судебные инстанции в большинстве случаев принимали положительные для автовладельцев решения. Страховые компании по решению суда производили выплаты, позволяющие восстановить автомобиль, а также полностью покрывали расходы потерпевших водителей на организацию и проведение независимой экспертизы.
Тем самым, страховщики несли дополнительные расходы, оплачивая независимую экспертизу. Российский Союз Автостраховщиков (РСА) выступил инициатором разработки единой методики расчета объективной суммы денег, позволяющей провести восстановительный ремонт машины после автомобильной аварии по страховке ОСАГО.
Законные новшества
21.07.2014 года в Федеральный закон «Об ОСАГО» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ была введена статья 12.1 «Независимая техническая экспертиза транспортного средства». Частью 3 этой статьи предусмотрено, что оценивание стоимости ремонта автомобилей, поврежденных при ДТП, должно проводиться по единой методике, которую утверждает Банк России.
После внесения изменений в закон об ОСАГО Банк России принял Положение «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» от 19.09.2014 г. № 432-П. Принятое Положение состоит из 7 глав и 10 приложений, которые рассматривают все аспекты проведения оценки стоимости восстановительного ремонта.
РСА разработала единые справочники для расчёта средней стоимости: запасных частей, материалов и нормо-часов ремонтных работ. Расчет стоимости полного восстановления машины, поврежденной при автомобильной аварии, по полису автогражданки проводят только по этим единым справочникам.
Законом об ОСАГО предусмотрено, что сумма денег на проведение восстановительного ремонта должна рассчитываться по единой методике не только оценщиками, работающими при страховых компаниях, а также экспертами-техниками, проводящими независимую экспертизу и судебными экспертами.
Таким образом, удалось сформировать единый оценочный подход к расчету стоимости восстановления автомобильного транспорта, пострадавшего при дорожном происшествии. Страховщики и независимые эксперты пользуются единой методикой расчета, и поэтому, предоставленные ими результаты не должны сильно отличаться между собой.
Следует знать, что после введения Банком России единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт произошли изменения в судебной практике.
Если разница между страховыми выплатами и требованиями пострадавшего водителя не превышает 10%, то иск не примут к рассмотрению. Эти 10% относят к статистической погрешности.
Нюансы методики
В единой методике определения размера расходов, на восстановительный ремонт, поврежденного при ДТП транспорта, учитывается коэффициент износа транспортного средства, в зависимости от величины пробега и возраста. В методике возраст автомобиля считается по количеству полных лет от даты эксплуатации машины, а не ее выпуска.
Если автомобиль сошел с конвейера в 2013 году, а был продан только в 2016 году, то именно с последней даты считается его возраст. Методикой предусмотрено, что возможно, машина уже ремонтировалась, и некоторые детали были заменены. В таком случае, к ним применяется индивидуальный коэффициент износа.
Следует знать, что коэффициент износа не применяется, когда рассчитывается восстановление всех элементов безопасности машины.
Запчасти.
К ним относятся:
- система рулевого управления;
- тормозная система;
- оптика;
- ремни и подушки безопасности.
По закону, при неисправности какого-то элемента безопасности транспортного средства водителю запрещается его эксплуатировать. Поэтому, он обязан регулярно проверять работу всех элементов безопасности, и в случае необходимости, проводить ремонт или замену.
Когда какой-то детали автомобиля или материала, используемого при ремонте, а также нормо-часов определенных работ нет в единых ценовых справочниках, то эксперт должен рассчитать на них среднюю цену. При этом он будет ориентироваться на цены дилеров конкретной марки автомобиля. Общая стоимость восстановительного ремонта будет рассчитана специалистом не по формуле, а вручную.
Процедура оценивания стоимости ремонта машины
Эксперт проводит расчет цены восстановительного ремонта на основании подписанного акта осмотра транспортного средства. Он должен строго придерживаться единой методики. Для того чтобы правильно оценить стоимость восстановления машины, поврежденной в результате автомобильной аварии, эксперт-техник предварительно выполняет предусмотренные действия.
Подготовительные работы
Во-первых, идентифицировать все повреждения автомобиля, полученные при столкновении и зафиксированные в акте осмотра. В Приложении 2 Положения Банка России от 19.09.2014 г. № 432-П. размещена таблица, в которой даны типовые определения повреждений (вмятина, изгиб, перекос и т.д.), а также их подробные характеристики.
Во-вторых, определить, какое количество времени (нормо-часов) понадобится для ремонта, выявленных поломок автомобиля. Для этого эксперт использует таблицу укрупненных показателей трудозатрат на выполнение ремонтных работ, размещенную в Приложении 3 этого же Положения Центрального Банка.
В-третьих, эксперт должен выяснить, в какой экономической зоне произошло ДТП. Не секрет, что в разных регионах цена одной детали будет иметь разные значения. Разработчики методики оценивания разделили всю территорию Российской Федерации на 13 экономических зон, в пределах которых примерно одинаковые цены. Эксперт для определения конкретной экономической зоны пользуется Приложением 4 того же документа.
В-четвертых, рассчитывается величина износа машины до того, как случилось автоавария. Если эксперт признал, что автомобиль после ДТП не подлежит восстановлению, то он рассчитывает цену годных остатков. Формулы, по которых проводятся расчеты, изложены в методике. Необходимые для расчетов коэффициенты можно найти в приложениях все того же документа.
Как рассчитывается?
После этого эксперт переходит к оценке стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, получившего повреждения при ДТП, по системе ОСАГО. Для выполнения этого этапа работы используются специальные программы: SilverDAT, EUROTAX, Audatex, ПС-Комплекс, АВТОБАЗА с всторенными едиными справочниками средней стоимости, разработанными РСА.
В частности, единые ценовые справочники: запасных частей, которые подлежат замене; материалов, необходимых для выполнения ремонта; нормо-часов ремонтных работ. Для запуска программы эксперт должен ввести VIN-код автомобиля. Если конкретное авто имеет дополнительные опции, то информацию о них обязательно вводят до начала проведения оценки.
После запуска программы в ней отображаются все детали машины, их номера, а также цены для конкретной экономической зоны. Эксперт выбирает детали, которые согласно, акта осмотра авто, подлежат замене. Далее он назначает ремонтные работы, а также указывает наименование и производителя материалов, необходимых для проведения ремонта.
После внесения всей информации производится расчет цены восстановления автомобиля, попавшего в дорожно-транспортное происшествие. В конечную сумму компенсации ремонта транспортного средства входят: цена всех деталей, которые подлежат замене; цена всех используемых для ремонта материалов; стоимость всех видов необходимых ремонтных работ.
Подводя короткий итог, хочется сказать, что с декабря 2014 года оценка стоимости восстановления машины, пострадавшей при ДТП по системе ОСАГО проводится только по единой методике утвержденной Положением Банка России.
Автолюбителю следует знать о единой методике:
- ею пользуются страховщики, а также независимые и судебные эксперты;
- при расчете используются единые справочники средней стоимости: запасных частей, материалов и нормо-часов ремонтных работ;
- учитывается коэффициент износа автомобиля, в зависимости от возраста и величины пробега;
- цены зависят от экономической зоны.
Автомобильная авария приводит к тем или иным повреждениям машины и для того чтобы ее восстановить необходимо сначала провести оценку стоимости ремонта.
Источник
Как оценивают ущерб при ДТП: порядок процедуры, цена, виды экспертиз
Среди важнейших вопросов, встающих перед владельцем транспортного средства, попавшего в ДТП, на первый план выходит один основной — как правильно провести экспертизу автомобиля после ДТП. Важно знать, кто выполняет анализ повреждений и оценивает ущерб, какие меры нужно предпринять, чтобы стоимость ремонтных затрат была полностью компенсирована.
Правильная оценка повреждений, полученных автомобилем или пассажиром, может гарантировать возврат максимальной суммы выплат по страховке ОСАГО и КАСКО. Отсутствие необходимых знаний неизбежно ведёт к множественным ошибкам и, как результат, — снижению полагающихся выплат.
Как оценивают ущерб автомобиля при ДТП
Все последствия ДТП должны быть чётко зафиксированы водителем. Нужно сфотографировать обломанные куски, осколки, вмятины и внутренние повреждения, следы шин, место аварии и иные объекты. Общаясь с автоинспектором, следует детально отразить обстоятельства, сопутствовавшие аварии. Это поможет:
- сотрудникам ГИБДД оформить протокол без искажения фактов произошедшего;
- подтвердить информацию, изложенную в европротоколе;
- страховым агентам правильно оценить обстоятельства происшествия и степень повреждений, возместить ущерб в максимально возможном объёме, а не только за те повреждения, которые зафиксированы в протоколе сотрудников ГИБДД.
Автотехническая экспертиза автомобиля после дорожно-транспортного происшествия производится страховой компанией для оценки ущерба, полученного ТС. Для этого в соответствии с Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями от 01.01.2018) в страховую компанию предоставляется заявления, к которому прикладываютс (п. 3.10 Положения):
- заверенная копия удостоверения личности потерпевшего (выгодоприобретателя);
- документы, подтверждающие полномочия представителя выгодоприобретателя;
- документы с банковскими реквизитами для перечисления страхового возмещения, еслионо будет производиться в безналичном порядке;
- согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
- извещение о ДТП;
- копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление ДТП осуществлялось при участии сотрудников ГИБДД, а составление таких документов предусмотрено законодательством РФ;
- документы, подтверждающие нанесение вреда здоровью, жизни и/или имуществу потерпевшего, видео- и фотоматериалы.
Правила осмотра авто и оценки ущерба после ДТП в страховой фирме регламентированы Положением Банка России от 19.09.2014 № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства».
Цена автоэкспертизы после ДТП
Оценка стоимости ремонта авто складывается из нескольких составляющих:
- модели автомобиля и необходимых для ремонта запчастей;
- стоимости запчастей;
- степени изношенности деталей;
- характера полученных повреждений;
- степени сложности демонтажа, ремонтных работ, установки;
- доступности деталей на российском рынке.
Назвать точную сумму, однозначно определяющую, сколько будет стоить экспертиза автомобиля при ДТП, невозможно, так как этот показатель зависит от нескольких обстоятельств:
- в каком субъекте РФ осуществляется экспертиза;
- сколько повреждений получено автомобилем (определяется визуально);
- какие расценки за услуги установлены компанией, проводящей экспертизу;
- предоставляются ли дополнительные услуги.
Ценовой диапазон стоимости экспертной оценки варьируется от 2,5 тыс. до 12 тысяч рублей. В столичных компаниях стоимость услуг выше, чем в региональных. Расценки зависят и от вида экспертизы. Стоимость трасологической оценки начинается от 15 тыс. рублей.
Онлайн-калькулятор оценки автомобиля после ДТП
Проведение оценочных работ регламентируется Положением Банка России от 19.04.2014 № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Такой подход к проведению оценочной экспертизы предусмотрен Федеральным законом об ОСАГО № 40-ФЗ (ст. 12.1, ч.3).
Точная стоимость запчастей и ремонтных работ зависит от обстоятельств ДТП и определяется в соответствии с порядком расчёта:
- расходов, необходимых для приобретения материалов и запчастей — принимается во внимание стоимость не только самих деталей, но и восстановительных работ;
- степени износа деталей, требующих замены, срока эксплуатации, пробега машины;
- остатков автомобиля при его полной гибели, годных к использованию — учитывается стоимость демонтажа, хранения, установки запчастей, соотношение стоимости неповреждённых и повреждённых деталей, объём механических повреждений.
Использование формулы для самостоятельного расчёта стоимости автомобиля после ДТП представляется затруднительным, потому что сама формула содержит много составляющих, в том числе и логарифмы. Упростить задачу предварительной оценки призван калькулятор оценки повреждений и ремонта авто онлайн.
Какие вопросы нужно задавать оценщику
Автотехническая экспертиза, устанавливающая причинно-следственные связи обстоятельств ДТП, призвана ответить на главный вопрос: выполнил ли водитель основные требования ПДД в соответствии с дорожной обстановкой в момент происшествия, имел ли он техническую возможность избежать аварии.
Для того, чтобы в пользу автовладельца были собраны веские аргументы, а размер ущерба оценён по рыночной стоимости, при проведении автотехнической экспертизы вопросы для автоэксперта по ДТП должны быть сформулированы грамотно и содержательно.
Подробный перечень состоит из нескольких десятков вопросов. В том числе для оценки ущерба перед автоэкспертом ставят следующие вопросы:
- Как определяется остаточная стоимость ТС и ремонта по его восстановлению?
- Какова рыночная стоимость ТС?
- Каков размер утраченной товарной стоимости?
- Какое значение у коэффициента износа ТС и его агрегатов?
- Сколько стоят уцелевшие и пригодные к эксплуатации остатки ТС после ДТП?
- Сколько стоят запасные части?
Если в машине установлено дополнительное оборудование или перед аварией осуществлялись ремонтные работы, автоэксперту следует задать вопросы по поводу исправности и качества закрепления узлов и деталей, которые могли стать причиной ДТП.
Срок проведения автотехнической экспертизы после аварии
После поступления заявления в страховую компанию с потерпевшим согласовывают дату, место, время осмотра автомобиля (Положение о правилах ОСАГО №431-П, п. 3.11). Срок представления повреждённого авто для осмотра и экспертизы после ДТП ограничен 5-ю рабочими днями.
Непосредственно экспертиза должна быть проведена за 5 рабочих дней с момента, когда потерпевший предоставил ТС. Осмотр авто проводят эксперты — представители страховщика, специалисты в области автомобильной техники.
Основания для продления этого срока законодательно не определены, но на практике такое происходит достаточно часто из-за технологических нюансов внутреннего осмотра, необходимости предоставления дополнительных документальных материалов, без которых невозможно провести полноценную и всестороннюю экспертизу.
Что такое дефектовка автомобилей после ДТП
Необходимая процедура для всесторонней оценки ущерба, полученного автомобилем при ДТП, — дефектовка. Она помогает выявить не только видимые, но и скрытые повреждения, дефекты, ведущие к нарушению геометрии кузова, дефектам в подвесках.
Дефектовка проводится на специализированных СТО, занимающихся кузовным ремонтом. Оплачивается автовладельцем.
При таком обследовании обязательно присутствие представителя страховщика — квалифицированного эксперта. По результатам детального осмотра составляют акт дефектовки с перечислением всех выявленных повреждений.
Виды экспертиз
Максимально полную картину ДТП можно составить только по результатам комплексного проведения технического обследования по разным направлениям. Существуют разные виды экспертиз:
- Автотехническая. Устанавливает обстоятельства аварии. Определяет технические параметры и устанавливает дорожную обстановку в момент происшествия. Анализирует достаточность, последовательность и обоснованность действий водителя по отношению к обстановке, сложившейся на дороге в момент аварии. Срок проведения: от 10 дней до двух месяцев.
- Трасологическая. Изучая следы, которые были оставлены автомобилями на месте ДТП, эксперт определяет их марки, тип шин, вероятность участия в столкновении. Срок проведения: до 30 дней.
- Автотовароведческая. Назначается, если возникли разногласия по оценочной стоимости. Срок проведения: 10-15 дней.
- Комплексная. Проводится специалистами из разных областей экспертной деятельности. По результатам осмотра составляется общий отчёт, отражающий всестороннюю картину обстоятельств ДТП.
Особый вид анализа аварии — судмедэкспертиза. Она назначается при наличии пострадавших. Срок проведения: от 2-х недель до одного месяца.
Как оспорить экспертизу ТС
Если после оценки повреждений сумма, выставленная страховщиком, не соответствует реальной стоимости восстановительных работ, страховой компании предъявляется претензия. В ней отражаются точные расчёты, произведённые своими силами, с помощью онлайн-калькулятора или после обращения к независимым экспертам. К помощи независимой экспертизы обращаются в трёх случаях:
- Разногласия и споры заинтересованных сторон привели в судебные инстанции. В этом случае независимая экспертиза соберёт доказательства объективного расследования.
- Страховая компания сомневается в точности предоставленной экспертами оценочной информации.
- Потерпевший считает, что сумма ущерба больше начисленных компенсаций.
В случае обращения к независимым экспертам к заявлению прилагаются копия извещения о ДТП, материалы, фиксирующие обстоятельства аварии, отчёт о предыдущей экспертизе, договор ОСАГО. Если за независимой оценкой обратилась страховая компания, то к данному перечню прилагают копию учредительного документа, указывающего на вид деятельности.
Если достоверность экспертной оценки вызывает сомнения, оспорить решение эксперта можно только в судебном порядке:
- Постановление о результатах проведения экспертной оценки представляется в суд.
- Представленный отчёт тщательно анализируется.
- Эксперта вызывают в судебное заседание.
- Подаётся ходатайство об обеспечении повторной экспертизы.
Независимая экспертиза является гарантом защиты прав водителя, ставшего участником ДТП.
Источник