Оценка условий труда слесаря по ремонту автомобилей

города Севастополя

Профессиограмма

Слесарь-автомеханик

1. Презентация профессии
Слесарь-автомеханик — это рабочий с техническим образованием, специалист по обработке, сборке и починке металлических изделий, деталей автомобильной техники. Он выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, проводит контроль технического состояния автомобиля. Появление профессии слесаря-автомеханика тесно связано с развитием автомобильного транспорта. В 30-е годы прошлого века Генри Форд изобрел конвейер, в результате чего количество производимых автомобилей резко возросло. Так возник спрос на специалистов, умеющих ремонтировать автомобили, поддерживать их в исправном состоянии. Спустя еще 20 лет произошло серьезное усложнение конструкции автомобиля; параллельно было разработано довольно сложное по тем временам диагностическое оборудование. В результате из профессии универсального рабочего (автослесаря) выделилась группа самостоятельных специальностей: маляр, вулканизаторщик, моторист и в том числе слесарь-автомеханик.
На сегодняшний день в профессии слесаря-автомеханика, в свою очередь, выделяют несколько специальностей: слесарь по ремонту автомобилей, слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов, слесарь по ремонту и обслуживанию перегрузочных машин, слесарь по ремонту путевых машин и механизмов, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования.
В наше время ежедневно десятки миллионов легковых и грузовых автомобилей движутся по дорогам России; они перевозят тысячи тонн грузов и сотни тысяч пассажиров. Число автомобилистов растет с каждым годом. Прогресс автомобильного транспорта не стоит на месте. Это значит, что спрос на услуги слесаря-автомеханика устойчивый и будет только увеличиваться.
Преимущества профессии: перспективная, востребованная профессия для настоящих мужчин, с техническим складом ума и умелыми руками; стабильный доход.
Ограничения профессии: физическая нагрузка; «грязная» профессия; работа в неудобной позе; необходимость осваивать все новые методы работы и технические приспособления.

2. Тип и класс профессии
Профессия слесаря-автомеханика относится к типу: «Человек – Техника», она ориентирована на монтаж, сборку и наладку, эксплуатацию технических устройств, управление техническими устройствами, ремонт и обслуживание движущихся технических устройств. Для успешного выполнения такой работы требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к ручной и технической работе. Необходимы и такие качества, как хорошее зрение и мелкая моторика, оперативность, исполнительность, точность и аккуратность.
Дополнительный тип профессии: «Человек — Знак», поскольку она связана с работой со знаковой информацией: цифрами, формулами, таблицами, чертежами, схемами. Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, пространственное мышление.
Профессия слесаря-автомеханика относится к классу творческих, она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, контролем, планированием, конструированием и проектированием. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

3. Содержание деятельности
Слесарь-автомеханик ремонтирует грузовые и легковые автомобили, мотоциклы, автобусы. Предметом его труда являются механизмы, узлы и агрегаты самодвижущихся транспортных средств. Он выявляет и устраняет неисправности и дефекты транспортных средств. Деятельность слесаря-автомеханика включает техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, а также контроль технического состояния автомобилей с помощью современного диагностического оборудования и приборов, управление автотранспортом. Слесарь-автомеханик оформляет приемо-сдаточную документацию.
Современные технологии ремонта автотранспорта требуют строгого соблюдения технологических процессов.
Ключевой этап в работе слесаря-автомеханика – техническая диагностика транспортного средства для выявления причин неисправностей, способов и последовательности их устранения, подбора необходимого инструмента, деталей и материалов, определения трудоемкости ремонта.

Читайте также:  Сравнить автомобили по ремонту

4. Условия труда
Слесари-автомеханики работают как в помещении (ремонтных предприятий, сервисных автомастерских, автосервиса), так и на открытом воздухе. Рабочая поза чаще всего неудобная, преимущественно «стоя» либо лежа под автомобилем.
Слесарь-автомеханик использует в своей работе специальное оборудование и ручные инструменты.
Как правило, слесарь-автомеханик действует самостоятельно и принимает собственные решения в рамках поставленных задач.
Среди особых условий труда следует также указать повышенную материальную ответственность за дорогостоящие детали импортных автомобилей.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Слесарю-автомеханику необходимы базовые знания по физике (механика, электромеханика), химии, математике.
Квалифицированный слесарь-автомеханик должен знать:

  • устройство и технологию ремонта автомобилей различных марок;
  • конструктивные особенности автомобилей, их электрических и монтажных схем;
  • виды, свойства, правила использования смазок, масел, изоляционных материалов;
  • технические условия, допуски, посадки, классы точности и чистоты обработки;
  • правила эксплуатации используемого оборудования;
  • методы выявления и способы устранения неисправностей;
  • способы восстановления изношенных деталей;
  • свойства обрабатываемых металлов, основы взаимозаменяемости.
  • разбираться в устройстве автомобиля;
  • устанавливать технический диагноз путем внешнего осмотра;
  • производить инструментальный контроль и техническую диагностику автомобиля с применением специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов;
  • определять уровень сложности неисправности и пути ее устранения;
  • производить сборку, разборку, ремонт, замену и регулировку механизмов, деталей, соединений, узлов и электрооборудования, с учетом конструктивных особенностей автомобилей различных марок;
  • проводить испытание исправности деталей и узлов автомобиля.
  • аккуратность;
  • конструкторское воображение;
  • точная мелкая моторика;
  • явно выраженная склонность к работе с техникой;
  • склонность к ручному труду;
  • физическая выносливость;
  • способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость;
  • хороший технический слух;
  • наблюдательность;
  • развитое техническое мышление.
  • нарушение функций опорно-двигательного аппарата;
  • хронические заболевания суставов, деформация пальцев рук;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертония);
  • нарушения слуха и зрения (косоглазие, сильная близорукость);
  • отсутствие физической выносливости (хроническая слабость);
  • аллергические заболевания;
  • нервно-психические заболевания;
  • болезни, связанные с потерей сознания.

8. Пути получения профессии
Базовые знания по профессии слесаря-автомеханика можно получить в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
В профессию слесаря-автомеханика приходят молодые люди с выраженным интересом к работе с автомототехникой и умелыми руками.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

9. Области применения профессии
Слесари-автомеханики работают в сфере автосервиса:

  • на автотранспортных предприятиях;
  • в автомобильных подразделениях армии и милиции;
  • в автобусных, троллейбусных, грузовых и легковых таксомоторных парках;
  • на станциях технического обслуживания и инструментального контроля автомобилей;
  • в ремонтных мастерских промышленного, железнодорожного и сельскохозяйственного транспорта;
  • в автомобильном спорте;
  • в автосервисах;
  • в автомастерских.

10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути построения карьеры для слесаря-автомеханика.
Специализация и освоение смежных областей
Со временем можно браться за все более сложные и ответственные задачи, повышать уровень своей квалификации, а также осваивать новые специальности в рамках имеющейся профессии.
Либо переобучиться на родственные профессии. Например, повысить образовательный уровень в техническом колледже и перейти на работу в страховую компанию в качестве оценщика ущерба автотранспорту после дорожно-транспортных происшествий.
В дальнейшем при желании можно получить высшее техническое образование. Например, стать бакалавром техники и технологии или инженером.
Управленческое карьерное развитие
Данный карьерный путь предполагает, что со временем уверенный в себе, общительный работник с профессией слесаря-автомеханика может стать главным механиком, бригадиром, техником, то есть начать руководить другими специалистами либо заняться наставничеством. При выборе административного направления карьеры рекомендуется развивать в себе дополнительно управленческие умения, осваивать профессию менеджера. Если Вам ближе вариант наставничества, передачи своего уникального опыта молодежи, полезно развивать в себе педагогические умения, осваивать профессию мастера производственного обучения.
Организация собственного дела
Уже превратившись в настоящего мастера своего дела, имея заслуженный авторитет и постоянных клиентов, работник с профессией автомеханика может решить, что пора начать работать на себя и открыть собственную мастерскую по ремонту автомобилей. В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется дополнительно развивать предпринимательские умения, осваивать такие профессии, как предприниматель, менеджер проекта.

Читайте также:  Как сделать эстакаду для ремонта машин

11. Родственные профессии
Автомеханик.

Источник

Охрана труда

Документы по охране труда новичку

Рубрики

Аттестация рабочего места слесаря по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов по условиям труда

Аттестация рабочего места слесаря по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов по условиям труда

Цех (участок) Дата наблюдения 2011г.

фотографии рабочего времени № ___

Фамилия, собственное имя, отчество

Специальность по диплому

Профессия, должность 18522 Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов

Текущее время, ч, мин

Наименование вредного фактора

Получение задания, доставка к месту ремонта деталей, запчастей, инструмента

2. Ремонт гусеничного трактора ДТ-75 8-30 — 10-15 рабочая поза, химические вещества, микроклимат 3. Доставка запчасти в механическое отделение для подгонки 10-15 — 10-25 4. Регламентированный перерыв 10-25 — 10-35 5. Продолжение ремонта трактора 10-35 — 12-00 рабочая поза, химические вещества, микроклимат 6. Обед 12-00 — 13-00 7. Испытание трактора после ремонта 13-00 — 13-40 8. Ремонт фрезерного барабана 13-40 — 15-15 рабочая поза, химические вещества, микроклимат 9. Регламентированный перерыв 15-15 — 15-25 10. Ремонт фрезерного барабана 15-25 — 16-40 рабочая поза, химические вещества, микроклимат 11. Уборка инструмента в отведенные места и уборка рабочего места 16-40 — 17-00

1.Подготовительно-заключительное время, Т п.з. 50 10,4%

2.Время обслуживания рабочего места, Т орг.

3.Оперативное время, Топ. 410 85,4%

4.Время перерывов в работе, Тпер.:

регламентированные перерывы 20 4,2%

Во время работы слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов подвергается воздействию химических факторов, он работает в неотапливаемом помещении, работа в наклонном положении до 33.15% рабочего времени.

Подпись руководителя структурного подразделения

аттестации рабочего места по условиям труда

Пункт 1. Общие сведения о рабочем месте.

1.3.Участок (бюро, сектор) ремонта техники

1.4.Код и наименование профессии (должности) по ОКПД 18522 слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов

1.5.Число рабочих смен. Продолжительность смены. 1 смена, 8 часов

1.6.Количество аналогичных рабочих мест 4

1.7.Численность работающих на рабочем месте ( на одном работающем месте/на всех аналогичных рабочих местах) 4

1.8.Из них женщин нет

1.9.Выпуск ЕТКС, ЕКСД Выпуск 2

1.10.Характеристика выполняемой работы по ЕТКС, ЕКСД рабочей (должностной) инструкции. Наименование технологического процесса (вида работ). Наименование операции: Выполнение ремонтных работ гусеничных и колесных тракторов, торфоуборочных машин и оборудования, ремонт топливной аппаратуры дизельных двигателей.

1.11.Обслуживаемое оборудование: наименование, количество единиц (указать) Стенд для испытания топливной аппаратуры, стенд для обкатки двигателей

1.12.Применяемые инструменты и приспособления (технологическая оснастка) (указать) слесарный и контрольно-измерительный инструмент

1.13.Используемые сырье, материалы (указать)

Пункт 2. Результаты оценки факторов производственной среды

Факторы и показатели производственной среды Номер и дата утверждения протокола измерений и (или) исследований Гигиеничес-

кие нормативы (ПДК, ПДУ)

Фактичес-

кие величины

Класс

(степень) условий труда

Время

воздействия фактора

Класс (степень) условий труда с учетом времени воздействия фактора
2.1.Химический фактор, (масла минеральные) №71/1948-2086-х от 27.08.11 5.0 2.6 2 33.15% 2
Мп в сварочной аэрозоли
Железа диоксид
Углерода оксид
Азота диоксид
Итоговая оценка фактора: 2
2.2.Биологический фактор
2.2.1.вредные вещества биологической природы кл/м³
2.2.2. группа патогенности микроорганизмов
Итоговая оценка фактора:
2.3. Пыли, аэрозоли , мг/м³
Итоговая оценка фактора:
2.4. Шум, дБА, дБ
2.5. Инфразвук
2.6. Ультразвук
2.7.Вибрация общая,дБ
2.8.Вибрация локальная, дБ
2.9.Электромагнитные поля и неионизирующие излучения
Итоговая оценка фактора:
2.10. Ионизирующее излучение
Итоговая оценка фактора:
2.11. Микроклимат
2.11.1.температура воздуха,ºС
2.11.2.относительная влажность, %
2.11.3. скорость движения воздуха, м/с
2.11.4.тепловое излучение,Вт/м²
2.11.5. работа на открытом воздухе, в неотапливаемом помещении, в холодильных камерах 3.1 91.31% 3.1
Итоговая оценка фактора 3.1
2.12. освещенность

Итоговая оценка фактора
2.13. Аэроионизация
Итоговая оценка фактора

Оценку проводил ___________________ __________________________________

(должность, подпись) (И.О.Фамилия)

Пункт 3. Результаты оценки тяжести трудового процесса

Показатели тяжести трудового процесса

Номер и дата утверждения протокола измерений и (или) исследований

Нормативное значение показателя

Фактическое значение показателя

Класс (степень) условий труда

3.1.Физическая динамическая нагрузка,кгм: 3.1.1.региональная нагрузка при перемещении груза на расстояние до 1м 3.1.2.общая нагрузка при перемещении груза на расстояние от 1 до 5 м более 5 м 3.2.Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, кг: 3.2.1.подъем и перемещение тяжести при чередовании с другой работой 3.2.2.подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены 3.2.3.суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены:

с рабочей поверхности с пола 3.3.Стереотипные рабочие движения, количество за смену: 3.3.1.при локальной нагрузке 3.3.2.при региональной нагрузке 3.4.Статическая нагрузка,кг(силы)хс: 3.4.1. одной рукой 3.4.2. двумя руками 3.4.3.с участием мышц корпуса, ног 3.5. Рабочая поза Пр.4/40 от 25.08.2011г. Периодическое,до 25% времени смены нахождение в неудобной позе 33.15% 3.1 3.6. Наклоны корпуса 3.7. Перемещение в пространстве, обусловленные технологическим процессом, км: 3.7.1. по горизонтали 3.7.2. по вертикали Итоговая оценка тяжести трудового процесса 3.1

Оценку проводил ___________________________ _____________________________

(должность, подпись) (И.О.Фамилия)

Пункт 4. Результаты оценки напряженности трудового процесса

Показатели напряженности трудового процесса Характеристика показателей в соответствии с гигиеническими

критериями Класс (степень)

условий труда

4.1. Интеллектуальные нагрузки

4.1.1.Содержание работы. Решение простых задач по инструкции 2 4.1.2.Восприятие сигналов (информации) и их оценка Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий 1 4.1.3.Распределение функций по степени сложности задания Обработка, проверка и контроль выполнение задания 3.1 4.1.4.Характер выполняемой работы Работа в усл.деф.времени 3.1

4.2. Сенсорные нагрузки.

4.2.1.Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) — 1 4.2.2.Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы — 1 4.2.3.Число производственных объектов одновременного наб. — 1 4.2.4.Размер объекта различения ( при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени см) — 1 4.2.5.Работа с оптическими приборами при длительности сосредоточенного наблюдения (% врем. смены) — 1 4.2.6Наблюдение за экранами видеотерминалов (час/ смену):

при буквенно-цифровом типе отображения информации — 1 при графическом типе отображения 4.2.7.Нагрузка на слуховой анализатор ( при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) — 1 4.2.8.нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) — 1

4.3. Эмоциональные нагрузки

4.3.1.Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибок. Несет ответственность за функц. качество осн. работ 3.1 4.3.2.Степень риска для собственной жизни Вероятна 3.2 4.3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц Исключена 1

4.4. Монотонность нагрузок

4.4.1. Число элементов ( приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях — 1 4.4.2.Продолжительность выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций, с — 1 4.4.3Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени см. — 1

4.5. Режим работы

4.5.1. Сменность работы Односменная без ночн. 1 Итоговая оценка напряженности трудового процесса 2

Оценку проводил _________________________ _______________________________

(должность, подпись) (И.О.Фамилия

Пункт 5. Показатели оценки условий труда на рабочем месте

Источник

Читайте также:  Сделай ремонт получи автомобиль
Оцените статью