- Антон Недзвецкий. Чем регулируются договорные отношения при ремонте автомобилей, принадлежащих юридическим лицам?
- Ответственность по договору ремонта автомобиля
- Основные условия договора на ремонт или техническое обслуживание автомобиля
- Письменный договор – залог защиты сторонами своих прав и интересов
- Обязательные условия договора на ремонт или техническое обслуживание автомобиля
- Дополнительные условия договора на ремонт и техническое обслуживание автомобиля
- Составить качественный договор на ремонт или техническое обслуживание автомобиля можно с помощью конструктора договоров
Антон Недзвецкий. Чем регулируются договорные отношения при ремонте автомобилей, принадлежащих юридическим лицам?
Сегодня на вопрос отвечает вице-президент Общества потребителей автотехники России, юрист
Антон Евгеньевич НЕДЗВЕЦКИЙ
Вопрос
Чем регулируются договорные отношения при ремонте автомобилей, принадлежащих юридическим лицам?
Ответ
Небольшие автосервисные компании, не имеющие собственных юристов, иногда сталкиваются с проблемой: как правильно построить взаимоотношения при обслуживании автопарка юридических лиц — фирм, использующих автотранспорт для хозяйственной деятельности? В первую очередь нужно знать, какие нормы законодательства подлежат применению в случае, когда владельцем обслуживаемого автомобиля является юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, какие имеются требования к оформлению заказ-наряда, приемо-сдаточной документации, какова ответственность исполнителя работ при нарушении сроков их выполнения или ненадлежащем качестве.
Нормативное регулирование договорных отношений, если заказчиком выступает юридическое лицо либо частный предприниматель, существенно отличается от случаев, когда работы выполняются для граждан-потребителей. Поэтому при приемке автомобиля и оформлении документации следует обратить внимание на правовой статус заказчика, т. е. кем и для каких целей эксплуатируется автомобиль, и, исходя из этого, использовать стандартные бланки договоров (заказ-нарядов), которые можно разработать для всех случаев.
Законодательство о защите прав потребителей предоставляет заказчику гораздо больше преимуществ перед исполнителем, чем общегражданское, где применяется принцип равноправия сторон в договоре. Поэтому естественно желание некоторых владельцев авто апеллировать к этому закону при возникновении конфликтной ситуации. Известен случай, когда частный предприниматель, владелец `газели`, используемой для грузоперевозок, долгое время донимал станцию технического обслуживания претензиями, основанными на Законе РФ `О защите прав потребителей`. Что примечательно, автосервис был вынужден удовлетворить требования клиента и выплатить компенсацию, не зная, что в данной ситуации имеет полное право отказать. И такие случаи нередко бывают в практике автосервисных предприятий, причем по большей части именно с владельцами `Газелей`, которые в основном используются в предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов. Статус клиента не проверяется и не учитывается, что может привести к неправильному пониманию прав и обязанностей сторон и, соответственно, к убыткам предприятия. К примеру, в другой аналогичной ситуации дело дошло до суда. Представитель автосервиса, проконсультировавшись с юристом, попросил суд направить запрос в налоговую инспекцию. Когда выяснилось, что истец — частный предприниматель и занимается на этой машине грузоперевозками, во взыскании требуемых сумм было отказано.
Необходимо помнить, что, согласно определению, данному в Законе РФ `О защите прав потребителей`, потребителем является только тот гражданин, который приобретает товары, работы (услуги) исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. То есть потребитель — только гражданин (частное лицо), а никак не организация или предприниматель без образования юридического лица, использующий данный автомобиль в своем деле. Потребителем будет только тот, кто сдает в ремонт автомобиль, используемый как личное средство транспорта. К отношениям с потребителями должны применяться соответствующие Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290.
Если же заказчиком работ является организация либо ПБОЮЛ (при этом автомобиль может находиться как в собственности, так и быть взятым в аренду, в том числе у частного лица, и используется в хозяйственной деятельности), то вышеуказанные Правила и Закон РФ `О защите прав потребителей` применению не подлежат. Отношения регулируются Гражданским Кодексом РФ, в частности общими положениями о договоре подряда и возмездного оказания услуг. В таких случаях можно использовать другой вариант договора (заказ-наряда), нежели предусмотренный Правилами, и включить в него более выгодные для себя условия, допустим о неустойке. ГК РФ, например, не предусматривает обязанности выплачивать неустойку за нарушение сроков выполнения работ, хотя у заказчика все равно остается право требовать возмещения причиненных просрочкой убытков. Гораздо меньшая ответственность установлена за утрату либо повреждение принятого автомобиля: если потребитель вправе требовать возмещения его двукратной стоимости, то юридическое лицо либо ПБОЮЛ — только причиненного ущерба. Менее жесткие требования — к предоставляемой заказчику информации и ответственности за ее непредоставление. Хотя надо отметить, что в отношениях с организациями больше забот создает их надлежащее оформление: соблюдение письменной формы сделки, скрепление печатями, проверка полномочий (доверенности) и проведение расчетов.
Конечно, верно определить статус заказчика и правила поведения для неспециалиста может оказаться затруднительным. Тем не менее руководству небольших предприятий автосервиса стоит обратить внимание на эти моменты и провести соответствующий инструктаж среди сотрудников, занимающихся приемкой.
Источник
Ответственность по договору ремонта автомобиля
/ Защита прав потребителей / Пресс-релизы /
| |||||||
| |||||||
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173 Тел.: +7 (38822) 6-43-84 Эл. почта: Наш аккаунт в instagram: @rospotrebnadzor04 Источник Основные условия договора на ремонт или техническое обслуживание автомобиляПисьменный договор – залог защиты сторонами своих прав и интересовДля оформления отношений по тех. обслуживанию и ремонту транспортных средств, сторонам стоит заключить письменный договор. Закон предусматривает обязательное письменное оформление договора между юридическими лицами и договора, по которому подрядчиком является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель – то есть лицо, профессионально выполняющее работы по ремонту транспортных средств. Кроме того, для всех иных соглашений на сумму более 10 000 рублей обязательно составление письменного документа. Поэтому письменный договор придется составлять в любом случае – и именно он будет гарантировать защиту прав и интересов его сторон. Составить такой договор в короткие сроки Вы можете с нашим конструктором договоров. Договор может быть составлен как в стандартной форме (разбитый на пункты и главы и содержащий множества условий), так и в форме заказ-наряда или квитанции. Но составление последних двух видов документов может быть оправдано в случае, если автосервис ремонтирует автомобиль гражданина, поскольку к такому договору применяются положения законодательства о защите прав потребителей, а потому подрядчик несколько ограничен в свободе установления условий договора. Заказ наряд или квитанция, содержащие обязательный перечень условий будут регулироваться в соответствии с базовыми положениями закона. Однако даже в случае ремонта автомобилей, принадлежащих физическим лицам, можно несколько изменить базовые нормы и детальней урегулировать отношения сторон в конкретном случае. Поэтому рекомендуется в любом случае составить подробный письменный договор, описывающий все права и обязанности сторон. Как минимум, такой договор в момент заключения позволит его сторонам понять какие права они имеют. Какой договор заключается, и какие положения закона регулируют права и обязанности его сторон? Для ремонта автомобиля зачастую заключается договор подряда, так как по данному договору выполняются работы. Работы отличаются от услуг тем, что имеют овеществленный результат – улучшение состояния автомобиля после замены запчастей и является таким результатом. По договору на техническое обслуживание могут выполняться услуги. Услуги не имеют материально выраженного результата – для них важен сам процесс их оказания. Вряд ли можно увидеть существующий в материальном мире результат диагностики автомобиля – хотя можно видеть данные о такой диагностике и распечатать их на листе бумаги, но состояние самого автомобиля никак не изменится только после его диагностики. Ценность такой услуги заключается в получении информации от лица, обладающего необходимой квалификацией. И после диагностики, обнаружившей проблемы, будут выполняться работы, устраняющие выявленные недостатки. Договор на ремонт и техническое обслуживание может комбинировать в себе договор возмездного оказания услуг и договор подряда, являясь смешанным договором. Если между сторонами такого смешанного договора возникнет спор, то суд будет применять положения о соответствующих договорах к тем частям договора, которые содержат элемент отдельной договорной конструкции. Чем же важна для сторон квалификация договора на ремонт и тех. обслуживание автомобиля как договора подряда или договора на оказание услуг? Договор подряда и договор оказания возмездных услуг регулируются несколько различным образом. Самым важным различием будут являться последствия отказа сторон от договора. Положения закона о договоре оказания услуг и о договоре оказания услуг предусматривают возможность одностороннего отказа отказчика от договора, при компенсации фактически понесенных исполнителем расходов или оплате фактически произведенных работ. Но в договоре подряда можно исключить данное право заказчика, а в договоре оказания услуг исключить его можно только лишь в случае, если заказчиком является индивидуальный предприниматель или коммерческое юридическое лицо, а ремонтируемый автомобиль используется в предпринимательской деятельности. Обязательные условия договора на ремонт или техническое обслуживание автомобиля
Дата и место заключения (исполнения) договора также являются необходимыми условиями договора, отсутствие которых может в некоторых случаях повлечь проблемы для сторон соглашения. В договоре можно также указать и время его заключения (принятия заказа) – обычно оно указывается в заказ-наряде, если он является приложением к договору.
Однако отсутствие в договоре полного перечня работ и услуг не всегда будет являться основанием для признания договора незаключенным. Если даже стороны прямо не перечислят работы и услуги в договоре на ремонт автомобиля, но при этом начнут исполнять договор, то они не смогут признать его незаключенным, поскольку своими действиями подтвердили факт заключения договора.
В договоре стоит указать марку и модель, VIN, государственный номер, номера двигателя и кузова автомобиля. В договоре также стоит указать примерную стоимость автотранспортного средства на момент ремонта.
В соглашении стороны могут предусмотреть промежуточные сроки, обычно указываемые в приложении к договору с графиком выполнения работ или оказания услуг. Автосервис будет нести ответственность за пропуск таких сроков – например, в виде фиксированного штрафа или пени за каждый день просрочки.
Если расходы подрядчика оказались меньше предусмотренной договором, то он вправе сохранить сэкономленные средства или требовать уплаты установленной договором суммы, если это никак не повлияло на качество ремонта. Данное положение можно изменить договором.
Подрядчик несет ответственность за утрату или повреждение запчастей, переданных ему заказчиком, но не несет ответственность за ненадлежащий результат работ, если его причиной были некачественные запчасти. При этом, если он обнаружил или должен был обнаружить дефектные запчасти (то есть в случае, когда любое лицо, обладающее соответствующей квалификацией должно было бы обнаружить дефект), но не уведомил об этом заказчика, то он будет нести ответственность перед ним. Неиспользованные запчасти, предоставленные заказчиком ремонта, подрядчик должен возвратить обратно или же оставить себе, но снизить на их цену стоимость работ. Данное положение вполне возможно изменить соглашением сторон. Заказчик также может предоставить оборудование и необходимую документацию для проведения ремонта. Такие случаи нечасты, однако в такой ситуации стоит описать передаваемое оборудование в приложении к договору. Дополнительные условия договора на ремонт и техническое обслуживание автомобиля
Составить качественный договор на ремонт или техническое обслуживание автомобиля можно с помощью конструктора договоровКонструктор договоров Dogovor.ru предоставляет возможность любому пользователю составить договор ремонта автомобиля. Вы можете выбрать бесплатную краткую версию, либо составить уникальный договор, подробно подобрав все необходимые именно для Вашего случая условия. Шаблоны договоров были подготовлены профессиональными юристами, специализирующимися на договорной работе и содержат все обязательные условия. А платный шаблон договора на ремонт автомобиля не только предоставляет выбор из множества дополнительных условий, но также предоставляет возможность проверки автомобиля и контрагента по основным базам. Источник
|