Ответственность за недоброкачественный ремонт транспортных средств

Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 266 УК РФ

О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 1 статьи 266 Кодекса внесены изменения

1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 2 статьи 266 внесены изменения

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 3 статьи 266 внесены изменения

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Ответственность, предусмотренная законодательством за недоброкачественный ремонт транспортного средства

Люди, которые выбрали в качестве своей профессии ремонт и обслуживание транспортных средств общего пользования, несут ответственность за жизнь пассажиров в степени не меньшей, чем непосредственные водители, прямо отвечающие за здоровье и безопасность граждан, а также за сохранность перевозимого ими имущества. В настоящей статье речь пойдёт о том, какая действующим законодательством предусмотрена ответственность за осуществление недоброкачественного ремонта транспортного средства, а также за его вывод в эксплуатацию, и о том, какие могут быть последствия данного деяния, и какое наказание полагается виновным.

Наказание за недоброкачественный ремонт транспортных средств.

Состав и виды

Сразу стоит отговориться, что в настоящей статье речь пойдёт о преступлениях, которые предполагают наступление определённых негативных последствий, ставших возможными в результате неумышленных необдуманных и неосторожных поступков. И без лишних слов сразу же следует перейти к положениям статьи 266 Уголовного кодекса РФ, которая и отвечает за установление рассматриваемого вида ответственности, а именно:

  1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трёх лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

На основе выше приведённой части 1 можно утверждать о том, что общественная опасность и объект данного преступления заключаются в создании условий, носящих заведомо небезопасный характер для участников движения, имеющих прямое отношение с ремонтным обслуживанием транспортных средств и установленного ввода их в эксплуатацию.

Читайте также:  Блок управления вентиляторами т5 транспортер ремонт

Стоит понимать, что диспозиция части 1 и в целом статьи 266 УК РФ охватывает только те транспортные средства, которые указаны в статьях 263 и 264 УК РФ, например:

  • железнодорожный транспорт;
  • водные и морские суда:
  • летательные аппараты:
  • составы метрополитена;
  • автомобили;
  • трамваи;
  • иные механические транспортные средства.

Из этого следует, что под действие статьи 266 УК РФ могут попасть практически любые случаи, в которых имело место нарушение правил предэксплуатационной проверки (автоэкспертизы) и технического ремонта ТС.

В части 1 законодатель прямо указал на иные предметы данного деяния:

  • пути сообщения – это полотно с рельсами, по которым производится движение железнодорожного транспорта, а также к ним относятся трамвайные пути и метро;
  • средства связи – это любые современные средства связи, предназначение которых кроется в двухстороннем обмене текстовой информацией (телефон, телеграф и т. п.);
  • сигнализация – это средство для передачи визуальной информации путём подачи определённых сигналов — звуковых команд, светового оповещения.
  1. Те же деяния, повлёкшие по неосторожности смерть человека, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
  2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлёкшие по неосторожности смерть двух или более лиц, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Конечно же, в силу важности рассматриваемых транспортных средств, в большей степени это относится к общественному/пассажирскому транспорту, поскольку при совершении подобных нарушений возможны человеческие жертвы. И наказание за неумышленное возникновение данных последствий как раз и устанавливается частями 2 и 3.

Итак, подводя промежуточный итог, стоит сказать, что не следует путать рассматриваемое преступление с ситуациями, носящими гражданско-правовой характер в виде некачественно оказанной услуги по ремонту автомобиля, это абсолютно разные нормы с абсолютно разной квалификацией. Диспозиция статьи 266 УК РФ вступает в силу только когда имеется причинно-следственная связь между некачественным ремонтом и последствиями в виде причинения тяжкого вреда здоровью и/или смерти одному или более лиц, например:

Гражданин «А» занимался технических обслуживанием (ремонтом) легковых транспортных средств в организации «Т». 01 января на территорию организации поступило 5 автомобилей для прохождения проверки на техническую исправность и годность к дальнейшей эксплуатации. Гражданин «А», нарушая все должностные инструкции автомеханика и ответственного за выдачу разрешения на использование ТС, неосторожно отнёсся к своим обязанностям и проигнорировал выполнение стандартного набора проверок для одного из автомобилей, мотивируя это усталостью.

После выезда данный автомобиль отправился на выполнение установленного маршрута, но уже буквально через несколько километров от станции стал участником ДТП, в котором погибло два человека, в том числе и сам водитель. Как стало известно в результате расследования (экспертиза автомобиля) виновником аварии стал именно этот автомобиль, который по причине отказа тормозной системы и невозможности произвести штатное торможение протаранил встречную машину, в которой и находился второй погибший. Вина гражданина «А» была полностью доказана, так как в служебном журнале отсутствовала запись о прохождении проверки автомобилем «№ 3». Кроме того, вину гражданина «А» подтвердили ещё несколько его коллег, прямо слышавших о его нежелании проверять данный автомобиль.

Заключение

В заключение стоит отметить, что наличие вины проверяющего и допускающего в эксплуатацию далеко не всегда снимает ответственность за совершение ДТП с водителя. Так как действующим законодательством в части установления правил дорожного движения прописано, что перед осуществлением движения водитель обязан проверить техническую исправность управляемого им транспортного средства, даже при наличии специализированных служб, подтвердивших исправность. Есть такое мнение: что бы ни случилось, в ДТП виноват водитель, и оно демонстрирует действительность применения подобного суждения в реальной практике, в том числе и в судебной.

Читайте также:  Ремонт корпуса колонки акустической

Источник

Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к статье 266 Уголовного Кодекса РФ

Основным объектом рассматриваемого преступления является безопасность движения и эксплуатации транспорта. Дополнительный объект — жизнь и здоровье человека. К предмету преступления относятся как транспортные средства, так и транспортное оборудование, пути сообщения, средства сигнализации, связи и др.

Использование неисправного источника повышенной опасности ставит под угрозу причинения вреда безопасность движения, жизнь и здоровье людей. Эксплуатация неисправных транспортных средств даже при соблюдении всех правил может повлечь за собой необратимые последствия.

Объективная сторона заключается в выполнении альтернативных деяний. Это или недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения и др., или выпуск в эксплуатацию неисправных транспортных средств. Состав преступления материальный. Поэтому в содержание объективной стороны входят общественно опасные последствия и причинная связь между деянием и последствиями. В этой связи при решении вопроса о наличии рассматриваемого состава преступления необходимо установить причинную связь между недоброкачественным ремонтом отдельных систем, узлов транспортного средства, а также нарушением технологического процесса при их установке или замене и выпуском его в эксплуатацию и наступившими последствиями, указанными в ст. 266 УК РФ.

Под недоброкачественным ремонтом транспортного средства следует понимать неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установку недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства). При этом важно установить, нарушение каких конкретно правил и нормативов повлекло наступление последствий, указанных в ст. 266 УК РФ.

Под выпуском в эксплуатацию (действиями или бездействием) технически неисправных транспортных средств следует понимать невыполнение должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства, выпущенного в эксплуатацию с техническими неисправностями. К таким лицам могут быть отнесены работники государственных, общественных или коммерческих организаций, на которых инструкциями, правилами или соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного или должностного положения возложена ответственность за техническое состояние транспортных средств.

Выпуск в эксплуатацию осуществляется путем выдачи разрешения на использование неисправного транспортного средства. Такое разрешение может быть устным или письменным, полученным по другим источникам. Форма разрешения не имеет значения для квалификации деяния. Деяние может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия. Перечень технических неисправностей, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортных средств, предусмотрен Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и другими нормативными правовыми актами. В частности, Основными положениями должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственного технического осмотра и т.д.

Читайте также:  Текущий ремонт шлюза это

Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления являются общественно опасные последствия. К ним относятся: причиненный по неосторожности тяжкий вред здоровью человека (ч. 1 ст. 266 УК РФ); причиненная по неосторожности смерть человеку (ч. 2 ст. 266 УК РФ); причиненная по неосторожности смерть двум или более лицам (ч. 3 ст. 266 УК РФ). Причинная связь между деянием и последствиями в данном случае носит опосредованный характер, поскольку непосредственно последствия наступают не в результате действий лица, недоброкачественно отремонтировавшего или выпустившего неисправное транспортное средство, а в результате действий лица, эксплуатирующего транспортное средство. Преступление, предусмотренное ст. 266 УК РФ, является оконченным с момента наступления последствий в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека или его смерти.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется неосторожной формой вины (легкомыслие или небрежность). Мотивы совершения преступления могут быть различны. Они не влияют на квалификацию деяния.

Субъект преступления специальный. Им могут быть как работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть.

Не является субъектом преступления лицо, если на него не возлагалась ответственность за эксплуатацию транспортного средства или его техническое состояние, например в случае выделения лицу персональной автомашины.

Другой комментарий к статье 266 УК РФ

1. О предмете преступления см. комментарий к ст. ст. 263, 264 УК.

2. Объективная сторона преступления предусматривает два деяния:

1) недоброкачественный ремонт;

2) выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

Под недоброкачественным ремонтом следует понимать такой ремонт указанных в статье предметов преступления, который не обеспечивает безопасности эксплуатации транспорта и приводит к причинению тяжкого вреда здоровью.

Выпуск в эксплуатацию означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее технические неисправности.

Технически неисправными следует считать такие транспортные средства, использование которых по целевому назначению создает реальную угрозу безопасности движения или эксплуатации.

3. Преступление считается оконченным с момента наступления указанного в законе последствия преступления — тяжкого вреда здоровью человека (см. комментарий к ст. 111 УК).

4. Обязательным признаком объективной стороны преступления является причинная связь между недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями. Ее специфика заключается в том, что преступные последствия причиняются не субъектом данного преступления, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной технической системы транспорта.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

6. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт. За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств.

Действия владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав рассматриваемого преступления.

7. При наступлении смерти одного человека деяние оценивается по ч. 2, а при наступлении смерти двух и более лиц — по ч. 3 ст. 266.

Остались вопросы по ст 266 УК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 266 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Источник

Оцените статью