- Автотранспорт — правила, нормы, положения
- эксплуатация автомобильного транспорта
- 5. Перечень работ и услуг по техобслуживанию автотранспортных средств.
- Техническое обслуживание автомобиля и уход за ним
- Виды технического обслуживания автомобилей
- Ежедневное техническое обслуживание автомобиля
- Первое техническое обслуживание
- Второе техническое обслуживание
- Сезонное техническое обслуживание
- Можно ли сэкономить на техническом обслуживании автомобиля?
- Видео: рекомендации эксперта по техобслуживанию
- Перечни работ по техническому обслуживанию автомобилей
- Контрольные вопросы
Автотранспорт — правила, нормы, положения
эксплуатация автомобильного транспорта
5. Перечень работ и услуг по техобслуживанию автотранспортных средств.
Перечень работ и услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств, принадлежащих гражданам.
Предприятия автотехобслуживания выполняют работы и предоставляют услуги по поддержанию автотранспортных средств в технически исправном состоянии в зависимости от их специализации, наличия производственных участков и технологической оснащенности (положение о ТО и ремонте — РД 37.009.026-92 ).
Примерный перечень работ и услуг приведен ниже по тексту.
1. Техническое обслуживание и ремонт.
Работы по системе питания.
Заправочные, смазочные работы.
Периодическое техническое обслуживание.
Ремонт узлов, систем и агрегатов (в том числе аккумуляторных батарей).
Кузовные работы (в том числе: жестяницко-сварочные, арматурные, обойные, окрасочные и др.).
Шиномонтажные, шиноремонтные, ремонт камер.
2. Прочие работы и услуги.
Диагностирование агрегатов, узлов и систем автотранспортных cредств.
Подготовка автотранспортных средств к годовому техническому осмотру с выдачей справки для ГАИ.
Замена кузовов и агрегатов.
Гарантийный ремонт по договорам с предприятиями-изготовителями.
Восстановление агрегатов, узлов и деталей.
Подготовка к сезонной эксплуатации.
Обработка и антикоррозийное покрытие, консервация.
Установка ремней безопасности и дополнительных изделий (радиоприемников, фартуков колес, защитных пластин картера и т.п.)
Пошив и установка чехлов.
Оказание технической помощи по месту стоянки.
Доставка неисправных автотранспортных средств к месту их ремонта или стоянки.
Оказание технической помощи, в том числе в местах проведения органами ГАИ техосмотров.
Предоставление постов самообслуживания.
Хранение автотранспортных средств на платных стоянках.
Продажа автотранспортных средств.
Продажа запасных частей.
Продажа инструментов, принадлежностей и средств для ухода.
Комиссионная торговля автотранспортными средствами.
Комиссионная торговля деталями, узлами, агрегатами.
Скупка деталей, узлов, агрегатов, автотранспортных средств.
Прием отработавших аккумуляторных батарей.
Прием предварительных заявок на текущий ремонт и техническое обслуживание.
Проведение консультаций по вопросам технического обслуживания, ремонта, хранения и эксплуатации.
Составление расчетов стоимости ремонта после аварии.
На предприятиях могут внедряться новые виды услуг и работ, а также формы организации производства.
Источник
Техническое обслуживание автомобиля и уход за ним
Техническое обслуживание автомобиля – это комплекс профилактических мероприятий, предписываемых к исполнению производителем машины. Задача технического обслуживания – не допустить отказов и неисправностей, вероятность появления которых в определённый период достаточно высока. Проще говоря: лучше предупредить заранее, чем потом долго и дорого ремонтировать.
Техническое обслуживание (ТО) обычно включает проведение обязательных операций (например, замену масла в двигателе после пробега 15 тысяч километров) и операций, выявленных в ходе диагностических операций (как с использованием специального оборудования, так и без него – по результатам визуального контроля),
В технической литературе обязательные операции ТО определяются по наименованию сути выполняемых работ:
- Регулировочные;
- Заправочные;
- Смазочные;
- Крепёжные;
- Электротехнические;
- Контрольно-диагностические.
По результатам проведения контрольно-диагностических операций и принимается решение о выполнении дополнительных работ (долив жидкостей, замена пришедших в негодность элементов и т.д.).
Виды технического обслуживания автомобилей
Объём и содержание операций, входящих в техобслуживание автомобиля определяется маркой и моделью машины, а также такими факторами, как текущий пробег, сезонность и достижение определённого срока хранения, если машина в течение этого срока не эксплуатировалась.
Особую важность соблюдения регламента обслуживания придавали в советское время, когда с одной стороны автомобили были не такими совершенными и надёжными, как сейчас, а с другой поддерживалась (особенно в организациях) дисциплина эксплуатации транспортных средств.
Правило осмотра транспортного средства перед выездом в рейс и устранения выявленных недочётов является обязательным для каждого водителя и автомобиля. И такое требование, особенно для грузовых машин и автобусов полностью оправдано: перевозка людей и крупногабаритных грузов требует повышенных мер безопасности.
Классификация видов техобслуживания в России сохранилась с советских времён в «Планово-предупредительной системе технического обслуживания автомобилей» и включает следующие основные позиции:
- ежедневное техническое обслуживание автомобиля;
- первое техническое обслуживание автомобиля – ТО-1;
- второе техническое обслуживание автомобиля – ТО-2;
- сезонное техническое обслуживание автомобиля.
Производители современных легковых авто несколько видоизменили нумерацию и периодичность ТО:
- Нумерация по классификации ТО-2, проводимого, как правило, через равные промежутки времени, стала сквозной: от ТО-1 – до ТО-10 или даже ТО-12.
- У ряда производителей легковых автомобилей необходимость проведения обслуживания по классификации ТО-1 отпала, а у некоторых осталась с условным названием этой операции ТО-0.
То есть, для легковых машин виды и нумерация ТО может выглядеть следующим образом:
- ежедневное техническое обслуживание;
- нулевое техническое обслуживание – ТО-0;
- периодическое техническое обслуживание (номерное) – ТО-1…ТО-10 (ТО-12);
- сезонное техническое обслуживание.
Регламент технического обслуживания, межсервисные интервалы и содержание операций по каждому виду ТО определяются производителем автомобиля и указываются в сервисной книжке.
Для ТО-0 (ТО-1 по общепринятой классификации) верхний предел пробега составляет, как правило, 2-2,5 тыс. км. Межсервисные интервалы между последующими ТО обычно составляют от 10 до 20 тыс. км.
Ежедневное техническое обслуживание автомобиля
Ежедневное техническое обслуживание – ЕТО (для легковых автомобилей скорее осмотр перед поездкой) предусматривает контрольно-осмотровые операции основных узлов и агрегатов машины, прежде всего тех, которые влияют на безопасность на дороге. При этом проверяют:
- осмотром – наличие течей тормозной системы, гидроусилителя, двигателя (охлаждающая жидкость, моторное масло), трансмиссии;
- осмотром – уровни жидкостей в бачках и картерах основных узлов и агрегатов. При необходимости производят долив;
- осмотром и опробованием – работу электрооборудования, указателей и индикаторов приборной панели;
- осмотром – состояние шин. При необходимости производят подкачку (смотрите таблицы давления в шинах);
- опробованием – запуск двигателя, пробная проверка при трогании тормозов, рулевого управления, сцепления, коробки переключения передач.
Первое техническое обслуживание
Первое техническое обслуживание ТО-1 включает операции, входящие в ежедневное ТО, а также дополнительно следующие работы:
- мойка кузова, уборка салона;
- контрольно-диагностические и осмотровые работы (дополнительно к осмотру ЕТО): проверка эффективности торможения, стояночного тормоза, привода тормозов, свободного хода рулевого колеса, зазоров механизма рулевого управления, защитных чехлов деталей ходовой системы, проверка состояния пружин, рычагов, штанг и стоек подвески, свободного хода педалей сцепления и тормоза, натяжения приводных ремней навесного оборудования двигателя;
- регулировочные работы: свободный ход педалей, натяжение приводных ремней, стояночный тормоз, свободный ход рулевого колеса, зазор соединений рулевого привода, карбюратор (для карбюраторных двигателей);
- крепежные (проверка и подтяжка при необходимости): крепление двигателя, коробки передач, рулевого механизма, рулевых тяг, поворотных рычагов, дисков колёс, деталей выхлопной системы, крепления тормозных механизмов;
- заправочные: замена масла в двигателе (с заменой масляного фильтра);
- электротехнические: проверка и при необходимости очистка от пыли и грязи аккумулятора и приборов электрооборудования, проверка состояния изоляции, замена при необходимости перегоревших ламп или предохранителей.
Второе техническое обслуживание
Второе техническое обслуживание – ТО-2 включает операции, входящие в ТО-1, а также дополнительно работы по углублённому диагностированию основных систем, узлов и агрегатов автомобиля.
Помимо большего объёма контрольно-диагностических работ при ТО-2 происходит больше заправочных операций. Кроме замены масла в двигателе в зависимости от пробега или срока хранения меняется:
- Охлаждающая жидкость,
- Тормозная жидкость,
- Масло в коробке передач,
- Масло в гидросистеме,
- Масло в мостах (для грузовых и легковых полноприводных машин).
При заданном пробеге в ТО-2 регламентируются обязательные замены определённых элементов. Для легковых автомобилей – это:
- Топливные фильтры,
- Воздушные фильтры,
- Фильтры салона,
- Фильтр коробки передач (если она автоматическая),
- Свечи зажигания,
- Ремень и ролики ремня газораспределительного механизма (если привод ГРМ ремённый) и дополнительного оборудования.
Крепежные работы при ТО-2 также выполняются в большем объёме, чем при ТО-1. К ним относят проверку затяжки крепления:
- Головки блока цилиндров,
- Радиатора,
- Крышки ГРМ,
- Поддона картера двигателя,
- Впускного и выпускного коллекторов,
- Топливного бака,
- Крышки редуктора заднего моста,
- Замков и петлей дверей.
Из регулировочных работ необходимо отметить регулирование:
- Клапанов двигателя,
- Натяжения усилия привода ГРМ,
- Зазора между тормозными колодками и дисками,
- Зазора подшипников ступиц передних колёс.
Конкретные операции ТО-2 зависят от марки, модели и межсервисного интервала, рекомендуемого конкретным автопроизводителем.
Сезонное техническое обслуживание
Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится для подготовки автомобиля к эксплуатации в наступающий зимний или летний сезон.
Дело в том, что резкое изменение температуры окружающей среды сказывается на характеристиках работы деталей, узлов и агрегатов автомобиля: в холодное время года, например, требуются смазочные материалы с меньшей вязкостью, снижается пусковая способность аккумулятора, требуется обеспечить безотказную работу системы отопления, ухудшается сцепление колес с дорожным покрытием.
Обычно автолюбители сезонное ТО, включающее как основную операцию по замене шин, стараются совместить с одним из регламентных номерных ТО (по классификации планово-предупредительной системы ТО-2).
Можно ли сэкономить на техническом обслуживании автомобиля?
Техобслуживание (кроме ЕТО) – процедура платная и многие автолюбители задаются вопросом: «Можно ли вообще не проходить его, сэкономив, таким образом деньги?». К тому же производители современных автомобилей уверяют, что их качество и надежность растёт, при том, что межсервисные интервалы ТО также увеличиваются.
У этого вопроса две стороны: формальная и фактическая.
- Формально, если речь идёт о новом автомобиле, отсутствие отметки о прохождении ТО полностью лишает владельца права на гарантийное обслуживание.
- Фактически же межсервисные интервалы последние 15-20 лет практически не изменились и даже автопроизводители с мировым именем не создали ещё полностью необслуживаемого автомобиля.
Значит, периодическое ТО необходимо не только новым автомобилям, но и, даже в большей степени, автомобилям с пробегом.
Сэкономить на прохождении конкретного ТО не только можно, но и нужно. При этом, важно на каком периоде эксплуатации находится автомобиль: гарантийном (гарантия производителя) или постгарантийном.
Если машина на гарантии, тогда необходимо ознакомиться с соответствующим пунктом сервисной книжки о гарантийных обязательствах производителя. Подавляющее большинство автопроизводителей указывает, что одно из условий поддержания гарантии – прохождения ТО в авторизованных дилерских центрах (известных высокими ценами на свои услуги). И хотя это вопрос более чем спорный, основная масса автолюбителей подчиняется этому требованию.
Экономия при прохождении ТО в гарантийный период возможна за счёт выбора дилерского центра, предлагающего более дешёвые услуги и за счёт закупки материалов для техобслуживания в стороннем магазине (иногда это вдвое дешевле, чем у дилера, но предоставление собственных материалов необходимо заранее согласовать).
Кроме того, следует обратить внимание на перечень операций ТО в предварительной калькуляции. Иногда дилер включает туда работы, не предусмотренные производителем (проверить это просто – по той же сервисной книжке).
Если автомобиль вышел из гарантийного срока, то возможности сэкономить на техническом обслуживании становятся шире. Дело в том, что ряд операций ТО вполне может быть выполнен самостоятельно (особой квалификации здесь не требуется): замена масла и масляного фильтра, воздушного и топливного фильтров, свечей зажигания, тормозных колодок, колёс в сборе.
Более сложные операции (например, замена ремня ГРМ) можно выполнять в независимых автосервисах с хорошей репутацией. Как правило, услуги таких сервисов ощутимо дешевле, чем у официальных дилеров.
Видео: рекомендации эксперта по техобслуживанию
Источник
Перечни работ по техническому обслуживанию автомобилей
При контрольном осмотре автомобиля перед выходом из парка проверяют:
- чистоту автомобиля и, если необходимо, удаляют пыль (снег);
- наличие топлива в баке, охлаждающей жидкости в радиаторе и уровень масла в картере двигателя; не подтекает ли топливо, масло, охлаждающая, амортизаторная и тормозная жидкости;
- работу прогретого двигателя на различных оборотах коленчатого вала;
- действие приборов освещения, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, стеклоочистителей, указателей поворотов, стоп-сигнала;
- величину люфта рулевого колеса, крепление и шплинтовку рулевых тяг;
- крепление заднего и габаритных фонарей;
- давление воздуха в шинах;
- наличие и укладку инструмента водителя, индивидуального комплекта запасных частей, шанцевого инструмента и принадлежностей;
- работу сцепления, коробки передач, тормозов на ходу автомобиля.
Устранив обнаруженные неисправности, автомобиль выпускают на линию.
Контрольный осмотр в пути заключается в проверке:
- степени нагрева ступиц колес, тормозных барабанов, картеров коробки передач, раздаточной коробки, промежуточной опоры карданного вала ведущих мостов;
- не подтекают ли топливо, масло, охлаждающая, тормозная и амортизаторная жидкости;
- уровня масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе;
- затяжки гаек колес и давления воздуха в шинах;
- состояния буксирного прибора, ходовой части прицепа и крепление груза на платформе.
При ежедневном техническом обслуживании (ЕО) выполняют все работы контрольного осмотра в пути и дополнительно:
- убирают и моют автомобиль;
- проверяют крепление бидонов и дополнительного масляного бачка;
- контролируют и при необходимости регулируют натяжение ремня вентилятора, генератора, компрессора;
- при работе автомобиля в пыльных условиях снимают и промывают воздушный фильтр;
- поворачивают несколько раз рукоятку фильтра грубой очистки масла;
- проверяют величину люфта рулевого колеса, крепление и шплинтовку соединений рулевых тяг;
- спускают конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов;
- контролируют состояние рессор, амортизаторов, реактивных штанг, покрышек и давление воздуха в них;
- смазывают узлы и механизмы в соответствии с таблицей смазки.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает все работы ежедневного обслуживания и дополнительно:
- прослушивание работы двигателя на различных оборотах коленчатого вала;
- проверку крепления впускного и выпускного трубопроводов и глушителя;
- смену масла (по графику) в картере двигателя с заменой фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки масла;
- спуск отстоя из топливных фильтров;
- контроль уровня электролита в аккумуляторах и состояние выводных штырей, состояния электропроводки;
- проверку и регулировку свободного хода педалей сцепления и тормозной, предохранительного клапана компрессора, регулятора давления, величины хода штоков тормозных камер;
- прочистку вентиляционных колпачков ведущих мостов;
- проверку уровня масла в картерах коробки передач, раздаточной коробки и ведущих мостов;
- контроль состояния карданных валов, фланцев и игольчатых подшипников карданов, крепления шаровых опор поворотных кулаков переднего ведущего моста, крепления коробки отбора мощности и лебедки;
- дозаправку тормозной жидкостью;
- проверку (и при необходимости регулировку) тормозов, крепления кузова, кабины и оперения;
- смазку автомобиля в соответствии с таблицей смазки;
- контроль работы механизмов и агрегатов на ходу автомобиля.
При втором техническом обслуживании (ТО-2), кроме работ первого технического обслуживания, необходимо:
- промыть топливные фильтры, проверить компрессию в цилиндрах двигателя, отрегулировать зазоры в клапанном механизме, подтянуть гайки и болты головки цилиндров;
- проконтролировать работу генератора и стартера, проверить и отрегулировать направление световых лучей фар;
- отрегулировать схождение передних колес, проверить затяжку подшипников ведущей шестерни главной передачи, отрегулировать подшипники ступиц колес, переставить колеса с шинами по схеме;
- дозаправить жидкостью амортизаторы;
- проконтролировать, исправен ли механизм включения лебедки;
- смазать автомобиль в соответствии с таблицей смазки.
При подготовке автомобиля к летней эксплуатации выполняют полный объем работ очередного планового технического обслуживания.
Кроме того, необходимо:
- установить заслонку подогрева горючей смеси в положение «Лето»;
- очистить трубки и клапан вентиляции картера;
- промыть систему охлаждения двигателя;
- заменить тормозную жидкость;
- смазать листы рессор;
- заменить во всех агрегатах масло на летнее и смазать автомобиль согласно таблице смазки;
- на дизельных автомобилях промыть топливные баки.
При подготовке автомобиля к зимней эксплуатации, кроме очередного технического обслуживания, следует:
- снять и промыть карбюратор;
- проверить и отремонтировать (если надо) средства, облегчающие пуск двигателя, средства подогрева и утепления двигателя и аккумуляторных батарей;
- установить заслонку подогрева горючей смеси в положение «Зима»;
- очистить от нагара и проверить работу электрофакельного подогревателя дизеля;
- заправить систему охлаждения низкозамерзающей жидкостью;
- снять и промыть ступицы колес;
- заменить тормозную жидкость;
- очистить от смолистых отложений клапаны, днища поршней и головку цилиндров компрессора;
- заменить во всех агрегатах масло на зимнее и смазать автомобиль согласно таблице смазки.
Контрольные вопросы
Какие основные работы выполняют при контрольном осмотре перед выездом из парка и в пути?
Перечислите работы, производимые при ежедневном техническом обслуживании.
Какие работы выполняют при первом техническом обслуживании?
Назовите работы, производимые при втором техническом обслуживании.
Какие дополнительные работы выполняют при подготовке автомобиля к летней эксплуатации?
Перечислите дополнительные работы, производимые при подготовке автомобиля к зимней эксплуатации.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова
Источник