Перечни работ по техническому обслуживанию автомобилей
При контрольном осмотре автомобиля перед выходом из парка проверяют:
- чистоту автомобиля и, если необходимо, удаляют пыль (снег);
- наличие топлива в баке, охлаждающей жидкости в радиаторе и уровень масла в картере двигателя; не подтекает ли топливо, масло, охлаждающая, амортизаторная и тормозная жидкости;
- работу прогретого двигателя на различных оборотах коленчатого вала;
- действие приборов освещения, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, стеклоочистителей, указателей поворотов, стоп-сигнала;
- величину люфта рулевого колеса, крепление и шплинтовку рулевых тяг;
- крепление заднего и габаритных фонарей;
- давление воздуха в шинах;
- наличие и укладку инструмента водителя, индивидуального комплекта запасных частей, шанцевого инструмента и принадлежностей;
- работу сцепления, коробки передач, тормозов на ходу автомобиля.
Устранив обнаруженные неисправности, автомобиль выпускают на линию.
Контрольный осмотр в пути заключается в проверке:
- степени нагрева ступиц колес, тормозных барабанов, картеров коробки передач, раздаточной коробки, промежуточной опоры карданного вала ведущих мостов;
- не подтекают ли топливо, масло, охлаждающая, тормозная и амортизаторная жидкости;
- уровня масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе;
- затяжки гаек колес и давления воздуха в шинах;
- состояния буксирного прибора, ходовой части прицепа и крепление груза на платформе.
При ежедневном техническом обслуживании (ЕО) выполняют все работы контрольного осмотра в пути и дополнительно:
- убирают и моют автомобиль;
- проверяют крепление бидонов и дополнительного масляного бачка;
- контролируют и при необходимости регулируют натяжение ремня вентилятора, генератора, компрессора;
- при работе автомобиля в пыльных условиях снимают и промывают воздушный фильтр;
- поворачивают несколько раз рукоятку фильтра грубой очистки масла;
- проверяют величину люфта рулевого колеса, крепление и шплинтовку соединений рулевых тяг;
- спускают конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов;
- контролируют состояние рессор, амортизаторов, реактивных штанг, покрышек и давление воздуха в них;
- смазывают узлы и механизмы в соответствии с таблицей смазки.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает все работы ежедневного обслуживания и дополнительно:
- прослушивание работы двигателя на различных оборотах коленчатого вала;
- проверку крепления впускного и выпускного трубопроводов и глушителя;
- смену масла (по графику) в картере двигателя с заменой фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки масла;
- спуск отстоя из топливных фильтров;
- контроль уровня электролита в аккумуляторах и состояние выводных штырей, состояния электропроводки;
- проверку и регулировку свободного хода педалей сцепления и тормозной, предохранительного клапана компрессора, регулятора давления, величины хода штоков тормозных камер;
- прочистку вентиляционных колпачков ведущих мостов;
- проверку уровня масла в картерах коробки передач, раздаточной коробки и ведущих мостов;
- контроль состояния карданных валов, фланцев и игольчатых подшипников карданов, крепления шаровых опор поворотных кулаков переднего ведущего моста, крепления коробки отбора мощности и лебедки;
- дозаправку тормозной жидкостью;
- проверку (и при необходимости регулировку) тормозов, крепления кузова, кабины и оперения;
- смазку автомобиля в соответствии с таблицей смазки;
- контроль работы механизмов и агрегатов на ходу автомобиля.
При втором техническом обслуживании (ТО-2), кроме работ первого технического обслуживания, необходимо:
- промыть топливные фильтры, проверить компрессию в цилиндрах двигателя, отрегулировать зазоры в клапанном механизме, подтянуть гайки и болты головки цилиндров;
- проконтролировать работу генератора и стартера, проверить и отрегулировать направление световых лучей фар;
- отрегулировать схождение передних колес, проверить затяжку подшипников ведущей шестерни главной передачи, отрегулировать подшипники ступиц колес, переставить колеса с шинами по схеме;
- дозаправить жидкостью амортизаторы;
- проконтролировать, исправен ли механизм включения лебедки;
- смазать автомобиль в соответствии с таблицей смазки.
При подготовке автомобиля к летней эксплуатации выполняют полный объем работ очередного планового технического обслуживания.
Кроме того, необходимо:
- установить заслонку подогрева горючей смеси в положение «Лето»;
- очистить трубки и клапан вентиляции картера;
- промыть систему охлаждения двигателя;
- заменить тормозную жидкость;
- смазать листы рессор;
- заменить во всех агрегатах масло на летнее и смазать автомобиль согласно таблице смазки;
- на дизельных автомобилях промыть топливные баки.
При подготовке автомобиля к зимней эксплуатации, кроме очередного технического обслуживания, следует:
- снять и промыть карбюратор;
- проверить и отремонтировать (если надо) средства, облегчающие пуск двигателя, средства подогрева и утепления двигателя и аккумуляторных батарей;
- установить заслонку подогрева горючей смеси в положение «Зима»;
- очистить от нагара и проверить работу электрофакельного подогревателя дизеля;
- заправить систему охлаждения низкозамерзающей жидкостью;
- снять и промыть ступицы колес;
- заменить тормозную жидкость;
- очистить от смолистых отложений клапаны, днища поршней и головку цилиндров компрессора;
- заменить во всех агрегатах масло на зимнее и смазать автомобиль согласно таблице смазки.
Контрольные вопросы
Какие основные работы выполняют при контрольном осмотре перед выездом из парка и в пути?
Перечислите работы, производимые при ежедневном техническом обслуживании.
Какие работы выполняют при первом техническом обслуживании?
Назовите работы, производимые при втором техническом обслуживании.
Какие дополнительные работы выполняют при подготовке автомобиля к летней эксплуатации?
Перечислите дополнительные работы, производимые при подготовке автомобиля к зимней эксплуатации.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова
Источник
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Основой технического обслуживания и ремонта автомобилей является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта с принудительным выполнением технического обслуживания в плановом порядке и выполнением ремонта по потребности.
Предусматриваются следующие виды технического обслуживания автомобилей:
- ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
- первое техническое обслуживание (ТО-1)
- второе техническое обслуживание (ТО-2)
- ремонты — текущий (TP) и капитальный (КР)
Текущие ремонты подразделяются на текущий ремонт автомобиля и текущий ремонт агрегатов, узлов и механизмов.
Капитальные ремонты подразделяются на капитальный ремонт автомобиля (прицепа) в целом и капитальный ремонт агрегатов, узлов и механизмов.
Периодичность технического обслуживания нормируется в зависимости от категории условий эксплуатации.
При среднемесячном пробеге подвижного состава, меньшем периодичности ТО-1, его проводят не реже одного раза в месяц, а ТО-2 не реже двух раз в год.
Краткая характеристика каждого вида технического обслуживания и ремонта приводится ниже.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) имеет своим назначением контроль технического состояния подвижного состава с целью обеспечения безопасности движения на дорогах, заправку эксплуатационными материалами и поддержание надлежащего внешнего вида подвижного состава.
Ежедневное техническое обслуживание, выполняемое в межсменное время, включает контрольно-осмотровые работы по механизмам управления, приборам освещения, кузову, кабине, а также уборочно-моечные и обтирочно-сушильные операции и заправку топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью.
Первое и второе технические обслуживания (ТО-1 и ТО-2) имеют своим назначением снизить интенсивность изнашивания агрегатов и механизмов автомобиля путем своевременного выявления неисправностей и их предупреждения.
Категория условий эксплуатации | Характеристика условий эксплуатации | ТО-1 | ТО-2 |
Периодичность, км | |||
1 (легкие) | Загородные дороги преимущественно с асфальтобетонным и другими усовершенствованными твердыми покрытиями, находящимися в хорошем состоянии | 1600-1800 | 8000-9000 |
2 (средние) | Загородные дороги преимущественно со щебеночным, гравийным, булыжным и другими каменными покрытиями, находящимися в удовлетворительном состоянии. Работа в условиях напряженного городского движения | 1300-1500 | 6500-7500 |
3 (тяжелые) | Грунтовые, горные или неисправные дороги со щебеночным, гравийным, булыжным или другими твердыми покрытиями. Работа в условиях повышенного маневрирования (на строительстве дорог, в карьерах, котлованах, на лесоразработках) | 1000-1200 | 5000-6000 |
Примечаиие. Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания принимается для легковых автомобилей и автобусов, средняя между наибольшей и наименьшей — для грузовых бортовых автомобилей и наименьшая — для автопоездов и автомобилей-самосвалов
Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольных, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов на ходу автомобиля в обязательном порядке в межсменное время периодически через установленные в зависимости от условий эксплуатации пробеги.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает более углубленную проверку состояния всех механизмов и приборов автомобиля (со снятием приборов питания и электрооборудования для контроля и регулировки в цехах), выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку агрегатов, механизмов и приборов на ходу автомобиля.
Тип автомобиля | Основные агрегаты |
Грузовой автомобиль | Двигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, кабина, рама, кузов, подъемный механизм |
Легковой автомобиль или автобус | Двигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, рама, кузов |
Текущий ремонт автомобиля имеет своим назначением устранение неисправностей путем мелкого ремонта или замены деталей, узлов и агрегатов и выполняется по потребности в межсменное время без нарушения нормального режима работы автомобиля. При текущем ремонте устраняют повреждения и мелкие неисправности, обнаруженные при осмотре автомобиля по возвращении с линии, при техническом обслуживании или по заявкам водителей.
Текущий ремонт агрегата состоит в устранении его неисправностей заменой или ремонтом поврежденных деталей, кроме базовых.
Агрегаты | Базовая деталь |
Двигатель (со сцеплением) | Блок цилиндров |
Задний мост | Картер заднего моста |
Передний мост | Балка передней оси или поперечина независимой подвески |
Коробка передач | Картер коробки передач |
Рулевой механизм | Картер рулевого механизма |
Подъемный механизм | Головка цилиндров подъемного механизма и картер коробки отбора |
Мощности
Базовой называется деталь, износ и повреждение которой оказывает основное влияние на работоспособность сопряженных с ней деталей и узлов или агрегата в целом. Если время, потребное для ремонта агрегата непосредственно на автомобиле, превышает время, необходимое для его замены, автомобиль ремонтируют в этом случае заменой неисправного агрегата исправным.
Текущий ремонт включает разборочно-сборочные, слесарномеханические, электротехнические, медницкие, сварочные, кузнечные и другие работы.
Капитальный ремонт автомобиля производится по потребности, выявленной в результате технического осмотра, и имеет целью полное восстановление его технического состояния в соответствии с техническими условиями. При этом ремонте большинство агрегатов автомобиля, в том числе двигатель, а для пассажирских автомобилей также и кузов, одновременно подвергаются капитальному ремонту. При капитальном ремонте полностью разбирают автомобиль на отдельные агрегаты, а агрегаты — на узлы и детали. Детали разобранного агрегата контролируют и сортируют на годные, требующие ремонта и негодные. Негодные детали заменяют новыми, а детали, требующие ремонта, восстанавливают. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и регулируют. При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее отремонтированных агрегатов и подвергают испытанию пробегом. Автомобиль направляют в капитальный ремонт в том случае, когда большинство основных его агрегатов, в том числе кабина и рама для грузовых автомобилей или кузов для легковых автомобилей, требуют капитального ремонта. За весь свой срок службы автомобиль, как правило, должен быть подвергнут не более чем двум капитальным ремонтам. В виде исключения допускается средний ремонт автомобилей для тяжелых условий эксплуатации В этом случае средний ремонт имеет своим назначением замену двигателя (требующего капитального ремонта), углубленный контроль технического состояния автомобиля и устранение неисправностей агрегатов и узлов с заменой или ремонтом деталей, а также окраску кузова и другие восстановительные работы.
Капитальный ремонт основных агрегатов имеет целью восстановление их технического состояния; этот ремонт производят по потребности в том случае, когда техническое состояние агрегата в связи со значительными износами деталей сильно ухудшилось, не обеспечивает нормальной его работы и не может быть восстановлено текущим ремонтом, а также когда базовая деталь по своему состоянию нуждается в ремонте или замене.
Источник