Передвижные мастерские для текущего ремонта
Передвижные мастерские предназначены для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту машин на местах ях использования. В зависимости от вида производимых работ их разделяют на мастерские для технического обслуживания, для ремонта и для технического диагностирования. Базой передвижных мастерских служат шасси грузовых автомобилей и прицепы. Первые из них, так же как и топливомаслозаправщики, называют самоходными, а на прицепах — прицепными. Кроме того, их еще разделяют на мастерские без кузова и с кузовом.
Самоходные мастерские без кузова применяют в сельском хозяйстве и в строительстве для технического обслуживания машин. Их называют агрегатами технического обслуживания (АТО). Одна из передвижных мастерских для технического обслуживания машин показана на рис. 30. В своем составе она имеет баки для масел, солидолонагнетатель, ванну для мойки деталей, насос для мойки машин, жидкостный подогреватель масел, компрессорную установку, комплект диагностических средств, набор приборов и инструмента. С помощью оборудования мастерской можно выполнять все работы ТО-1 и ТО-2.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Рис. 30. Передвижная мастерская для технического обслуживания машин АТО-4822:
1 — самонаматывающиеся барабаны, 2 — ресивер, 3 — шланги и раздаточные краны, 4 — огнетушитель, 5 — щит управления, 6 — вакуумное предохранительное устройство, 7 — прибор для проверки и регулирования форсунок, 8 — зарядный бункер солидолонагнетателя 9 — щит управления жидкостным подогревателем, 10 — верхний каркас, 11 — инструментальные кассеты, 12 — бак для дизельного топливаА 13 — бак для промывочной жидкости, 14 — лестница, 15 —запасное колесо, 16 — бак для использованной промывочной жидкости, 17 — цепь заземления, 18 — шасси автомобиля, 19 — нижний каркас, 20 — котел жидкостного подогревателя, — пистолет-солидолонагнетатель, 22 — вентилятор подогревателя, 23 — ванна для мойки деталей
Вместимость бака для дизельного топлива 375 л, баков для дизельного масла и промывочной жидкости — по 175 л, для отработанных масел и промывочной жидкости — по 80 л.
Для технического обслуживания машин используют также универсальные мастерские ССТО-ЗТ, А-701 и др. Характерной их особенностью является то, что оборудование размещено в утепленном кузове. В качестве их базы используют шасси автомобиля ЗИЛ-130. Наряду с оборудованием для технического обслуживания в мастерской имеется сварочный агрегат, смонтированный на одноосном прицепе ИАПЗ-755А.
На месте использования машин проводят их плановый и неплановый ремонты, для чего применяют мастерские двух видов: для планового и непланового ремонтов. Мастерские для планового ремонта имеют комплект оборудования, необходимого для выполнения всего объема работ, включая и техническое обслуживание, а мастерские для непланового ремонта оснащаются ремонтным оборудованием ограниченной номенклатуры, обеспечивающей устранение наиболее часто встречающихся неисправностей машин.
Оборудование ремонтных мастерских размещают на шасси автомобиля и одноосном прицепе у самоходных и на двух-трех прицепах — у прицепных мастерских. Основное оборудование, приборы и инструмент помещают в утепленных кузовах, смонтированных на шасси автомобилей или двухосных прицепах, а сварочное оборудование — на одноосных прицепах.
Для ремонта машин могут быть использованы самоходные универсальные мастерские А-701М и ССТО-1А, но на неплановых ремонтах будет лишним смазочно-заправочное оборудование, а на плановых — недостаточная грузоподъемность для перевозки обменного фонда сборочных единиц. Для этой цели необходим грузовой автомобиль.
Для выполнения неплановых ремонтов машин применяют самоходные передвижные мастерские. На рис. 31 показаны общий вид мастерской МПР-3901 и схема расположения оборудования в ее кузове. На ее базе создана мастерская МПР-9924 с большим количеством контрольно-диагностического оборудования, что позволяет ускорить поиск неисправностей машин.
Рис. 31. Передвижная ремонтная мастерская МПР-3901:
а — общий вид; 1 — базовое шасси, 2 — кузов с оборудованием, 3 — прицеп со сварочным агрегатом; б — схема размещения оборудования в кузове: 1 — рукомойник, 2 — вставка стрелы, 3, 21 — верстаки, 4 — точильный аппарат, 5 — тиски, 6 — настольно-свер- лильный станок, 7 — медицинская аптечка, 8 — большой набор инструмента, 9 — шанцевый инструмент, 10— преобразователь частоты, 11 — шкаф для продуктов, 12 — бачок для питьевой воды, 13 — заправочный инвентарь, 14 — электровентилятор, 15 — диван, 16 — электрораспределительный щит, 17 — генератор, 18 — прибор для проверки форсунок. 19 — светильник, 20 — пресс, 22 — кислородный баллон, 23 — стрела подъемного устройства, 24 — ацетиленовый генератор, 25 — люк, 26 — запасное колесо
Мастерские для технического диагностирования бывают двух видов: диагностические и ремонтно-диагностические. Мастерские первого вида оснащаются только диагностическим оборудованием, а второго — и ремонтным оборудованием, позволяющим не только оценивать техническое состояние машины, но и устранять неисправности, выявленные диагностированием. Оба вида мастерских выпускаются только самоходными. Оборудование диагностической мастерской размещается в кузове автомобиля УАЗ-452 или ИЖ-2715 («Москвич»), а ремонтно-диагностиче- ской — в кузове грузового автомобиля ГАЗ-52-01.
Источник
Передвижные мастерские для текущего ремонта
Для механизации операций технического обслуживания и ремонта, а также сокращения времени на эти операции используют передвижные средства для проведения этих работ на месте использования строительных машин и оборудования.
Основное назначение передвижных средств — механизация демонтажно-монтажных, разборочно-сборочных и ремонтных работ, доставка бригад и комплектов деталей к местам ремонта. Выпускаемые нашей промышленностью передвижные мастерские позволяют выполнять текущие ремонты машин, а также сопутствующие ремонту работы по техническому обслуживанию.
Передвижные средства дают возможность механизировать работы при агрегатном методе ремонта и техническом обслуживании строительных машин, снизить трудоемкость демонтажно-монтаж- ных и ремонтных работ, сократить простои машин в ремонте, повысить коэффициент их технической готовности, качество ремонта и культуру выполнения профилактических мероприятий.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
В настоящее время промышленностью выпускаются передвижные мастерские А-701М, А-703, А-704. Для ремонта строительных машин создана мастерская ССТО-1, для технического обслуживания— маслозаправочная станция МС-130. В некоторых строительных организациях используется маслозаправочная станция ЦНИИОМТП-2.
В настоящее время ведется изготовление опытных образцов передвижной мастерской технического обслуживания и ремонта строительных машин (МТОР-СП131), мастерской технического обслуживания и ремонта башенных кранов (МТОР-ВК), мастерской технического обслуживания и ремонта средств малой механизации (МТОР-ММ), установки для диагностирования башенных кранов (ДЭП-БК).
Эти передвижные средства отличаются назначением, областью применения, различным уровнем механизации работ и конструктивным исполнением.
Например, мастерская для ремонта машин агрегатным методом, изготовленная Дарницким заводом по ремонту дорожной техники, смонтирована на шасси автомобиля ЗИЛ-131 и укомплектована оборудованием, серийно выпускаемым промышленностью. В ней размещен передвижной компрессор СО-7А производительностью 0,5 м3/мин, давлением 0,5 МПа; гидравлический 10-тонный пресс и ящик с инструментом и инвентарем; верстак с тисками П-120; красконагнетательный бак, бачки для краски, канистры, паяльная лампа, комплект инструментов для технического обслуживания; лебедка; смазочная станция и ящик для смазочного материала; контрольные приборы и др.
Передвижная мастерская А-701 смонтирована на шасси автомобиля ЗИЛ-130 или ЗИЛ-164 и одноосном прицепе ИАПЗ-755А или А-301. На прицепе установлен электросварочный агрегат АДВ-306.
Основное оборудование мастерской: грузоподъемное устройство— стрела с лебедкой грузоподъемностью 1,2 т; насосная установка модель П-3/20; бензоэлектрический агрегат АБ-4-Т/230М; отопитель 0-30; емкости для масла; прибор для регулировки форсунок дизелей КП-1609; набор режущих, мерительных и слесарных инструментов. Оборудование мастерской, за исключением грузоподъемного устройства, смонтировано в кузове, который является также и ее производственным помещением. Кузов состоит из каркаса с наружной и внутренней обшивками и термоизоляцией между ними. На задней стенке кузова имеется входная дверь, а на боковых — дверцы для доступа к электростанции, системе раздачи масел и моечной установке.
Привод оборудования мастерской А-701 М осуществляется от бензоэлектрического агрегата, установленного в кузове, а выдача масел — под давлением сжатого воздуха, поступающего в баки от компрессора автомобиля. Для этой дели в комплекте мастерской предусмотрены маслопроводы с самонаматывающимися шлангами. Баки заправляют при помощи насоса со всасывающим шлангом и нагнетательной магистралью.
Рис. 19.3. Передвижная мастерская А-701М и схема расположения оборудования в мастерской: 1 — стрела грузоподъемного устройства; 2 —лебедка; 3 — верстак; 4 — бак для дизельного масла; 5 — солидолонагнетатель; 6 — кузов; 7 — электродрель; 8 — тиски слесарные; 9— моечная установка; 10— место размещения ручного насоса; 11— отопительная установка; 12— бензоэлектрический агрегат; 13 — прибор для регулирования форсунок дизелей; 14 — барабан с самонаматывающимся шлангом и пистолетом; 15 — электрозаточной станок; 16 — верстак; 17 — наковальня; 18—бак для трансмиссионного масла; 19 — бак для рабочей жидкости гидросистемы.
Схема расположения оборудования в передвижной мастерской А-701М приведена на рис. 19.3. У торцовой стенки кузова расположены бак для дизельного масла, бак для трансмиссионного масла и бак для рабочей жидкости гидросистемы, рядом с которыми размещается солидолонагнетатель и наковальня. На верстаке установлены тиски и электродрель со штативом. В правом углу кузова расположены моечная установка с насосом и отопительная установка, а в левом в специальной нише — бензоэлектрический агрегат. На левом верстаке укреплены прибор (КИ-562 или КП-1609) для испытания и регулирования форсунок дизелей и электрозаточной станок. Внизу размещены барабаны с самонаматывающимися шлангами и пистолетами для раздачи масел.
В правом и левом верстаках размещены комплекты инструмента механика-дорожника, набор инструмента слесаря-электрика, кузнечный инструмент и наборы ключей.
С помощью оборудования, входящего в комплект мастерской, производятся технологические операции, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом,— моечные, сварочные, смазочные и другие виды работ.
Применение моечной установки позволяет механизировать процесс очистки и наружной мойки машин перед ремонтом. В зависимости от степени загрязнения строительной машины и оборудования применяется кинжальная или веерная подача струи воды. Если ремонт или техническое обслуживание машин производится вблизи водоемов, то машины моются при помощи той же установки непосредственно из водоема. В этом случае насосная установка может быть вынесена из кузова и подключена к электростанции электрокабелем, входящим в комплект мастерской. При отсутствии водоема мойка осуществляется водой из бака вместимостью 0,7 м3. Водяной бак наполняется от водопровода или при помощи насосной установки.
Раздача масел также механизирована, что сокращает затраты ручного труда при технических обслуживаниях и ремонтах строительных машин.
Для заправки охлаждающих систем двигателей машин предусмотрен специальный патрубок с краном.
Для смазывания сборочных единиц солидолом имеется электромеханический солидолонагнетатель. Во время работы он устанавливается около обслуживаемой машины и при помощи электропровода подключается к наружному щиту электростанции.
Для эксплуатации передвижной мастерской А-701М в зимнее время предусмотрен обогрев кузова отопительной установкой и подогрев баков с маслами выхлопными газами от двигателя автомобиля. Направление движения газов регулируется заслонкой и рычагом переключения, расположенных в специальном газораспределителе. При горизонтальном положении заслонки выхлопные газы через глушитель поступают в атмосферу. Наклонное положение заслонки способствует тому, что газы направляются для обогрева воды и масел через змеевик, расположенный как и емкости для масла в баке для воды.
Летом отопительную установку используют в качестве вентилятора.
Конструкция прицепа передвижной мастерской А-701М может быть использована для установки на нем комплекта оборудования для выполнения газосварочных работ.
Машины после их ремонта окрашиваются при помощи писто- лета-распылителя, подключаемого шлангом к крану, установленному на трубе распределителя воздуха.
Передвижная мастерская ССТО-1 отличается от мастерской А-701М большим количеством баков для масел и наличием подогревателя ПЖД-44 воды и масел. Баки наполняются маслами с помощью вакуума. Отопительная установка для обогрева кузова ОВ-65. Грузоподъемное устройство — таль грузоподъемностью 0,25 т.
Для технического обслуживания и текущего ремонта дорожно-строительных машин, удаленных на значительное расстояние от производственно-эксплуатационной базы предприятия, применяют прицепные мастерские А-703, смонтированные на двухосном А-705 и одноосном А-301 прицепах. В кузове двухосного прицепа мастерской установлено точно такое же оборудование, как и в мастерской А-701М. Выдача масел осуществляется под давлением, создаваемым компрессором 0-16Б, приводимым в действие от бензоэлектри- ческого агрегата АБ-4-7. На одноосном прицепе находится электро- и газосварочное оборудование.
По мере завершения работ на одном объекте мастерскую перемещают на другой объект тягачом одновременно с машинами.
Передвижная мастерская МТОР-СП выпускается с двухосным и одноосным прицепом. Мастерская с двухосным прицепом используется при текущем ремонте строительных машин агрегатным методом. В мастерской с одноосным прицепом устраняются неисправности и проводится текущий ремонт машин. Без прицепов мастерская производит техническое обслуживание.
Схема размещения оборудования в кузове мастерской МТОР- СП показана на рис. 19.4. Кузов разделен перегородкой. В задней части его находится смазочно-заправочное оборудование, а в передней — оборудование для слесарно-регулировочных работ и места для перевозки рабочих.
Рис. 19.4. Схема размещения оборудования передвижной мастерской МТОР-СП:
1 — отопитель; 3 и 19 — верстаки слесарные; 4 — пресс гидравлический; 5 — щит для внешнего подключения электросети; 6 — распределительное устройство; 7 — прибор для проверки форсунок; 8 — генератор; 9 — привод насоса; 10 — сиденье; 11 — щит гидрораспределительный; 12 — контейнер с емкостями для масел; 13 — очиститель пароводоструйный; 14 — барабаны с самонаматывающимися шлангами; 15 — барабан с кабелем; 16 — солидолонагнетатель; 17 —- электрощит; 18 — настольно-сверлильный станок; 20 — настольно-заточной станок; 21 — шкаф для одежды
Для мойки машин используют пароводоструйный очиститель 13 (ОМ-3360), позволяющий мыть машины горячей водой, пароводяной смесью и водой с моющими средствами. Горячей водой очистителя нагревают баки с маслами, размещенными в контейнере.
Масла в машину нагнетаются под давлением воздуха, а заправка осуществляется под действием разрежения от всасывающего коллектора двигателя автомобиля.
В смазочно-заправочном отделении находится солидолонагне- татель (03-972) и барабаны с самонаматывающимися шлангами и раздаточными кранами для масел.
Слесарно-регулировочное отделение оснащено двумя верстаками 3 и 19, тисками 2, прессом 4, настольно-сверлильным 18 (ИЭ-1012) и настольно-заточным 20 (ТА-255) станками, прибором 7 (КИ-562) для испытания и регулирования форсунок. Привод насоса 9 для промывки системы смазки двигателей, солидолонагнета- теля 16, сверлильного и заточного станков и насосно-пароструйного очистителя осуществляется от электродвигателя, получающего питание от генератора 8. Генератор приводится в движение от раздаточной коробки автомобиля. Отопитель 1 в зимнее время обеспечивает необходимую температуру в кузове, а в летнее время используется как вентилятор.
В настоящее время для ремонта агрегатным методом разрабатываются специализированные передвижные средства. По данным ЦНИИОМТП Госстроя СССР, применение высокопроизводительных передвижных мастерских снижает время простоя машин при техническом обслуживании и ремонте на 40…50 . При этом потребность в рабочих сокращается на 30…40 . Специализированными средствами можно выполнять некоторые грузоподъемные операции без привлечения автомобильных кранов. Это связано с тем, что автомобильные краны при этом используются неполностью, так как трудоемкость подъемно-транспортных работ обычно не превышает 6…8% трудоемкости демонтажно-монтажных работ. Использование автомобильного крана по времени с учетом имеющихся простоев обычно 20…25 % и редко превышает 50%.
В процессе выполнения монтажно-демонтажных работ в большинстве случаев осуществляется подъем и перемещение сборочных единиц машин массой до 1,5…2 т. Лишь при выполнении капитальных ремонтов производятся грузоподъемные операции, связанные с установкой ходовых тележек и поворотных платформ, масса которых составляет 5…9 т. Поэтому на передвижных средствах для агрегатного ремонта устанавливаются гидравлические стреловые краны. Так, на автомобиле КрАЗ-2556 устанавливается гидравлический кран 5912 грузоподъемностью 1,5 т, на автомобиле ЗИЛ-130 — кран 4903 грузоподъемностью 2,5 т. ЦНИИОМТП спроектирована и изготовлена крановая установка с гидравлическим приводом, позволяющая при некоторой модернизации стрелы на автомобиле КрАЗ-2556 увеличить грузоподъемность крана до 3…4 т. На рис. 19.5 приведена схема расположения оборудования в передвижной мастерской на шасси автомобиля КрАЗ-2556. Однако в настоящее время строительные организации еще недостаточно обеспечены передвижными средствами для технического обслуживания и ремонта.
Рис. 19.6. Передвижная мастерская общего назначения:
1 — кузов; 2 — электрораспределительный щит; 3 — настольный сверлильный станок; 4 — прибор для проверки и регулирования форсунок дизелей; 5 — тиски слесарные; б — насосная установка; 7 —ларь; 8 — верстак; 9 — электрогенератор; 10 — передача от вала отбора мощности; 11 — карданная передача; 12 — лебедка.
Так, для технического обслуживания сельскохозяйственных машин заводами Всесоюзного объединения «Сельхозтехника» серийно выпускаются агрегаты АТО-4822 ГОСНИТИ, 0-9935 ГОСНИТИ и др.
На рис. 19.6 приведена передвижная мастерская МПР (ГОСНИТИ-2), рекомендованная Госстроем СССР для технического обслуживания и текущих ремонтов строительных машин на месте их использования. Базовое шасси мастерской: ГАЗ-бЗ, ГАЗ-51А, ГАЗ-52. Основное оборудование: кран-стрела грузоподъемностью 1,25 т; комплект ремонтного оборудования для слесарных, кузнечных и контрольно-регулировочных работ; электросварочный агрегат АДБ-306, установленный на одноосном прицепе; переносная установка для мойки машин.
Перед радиатором автомобиля на буфере укреплена разъемная стрела подъемного устройства. Она съемная и при транспортировании укладывается внутри кузова. Силовой частью грузоподъемного устройства служит лебедка с электроприводом, установленная в передней части кузова под верстаком. Напряжение на электродвигатель подается от генератора, который приводится в движение от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности.
Помимо передвижных мастерских для технического обслуживания строительных машин на месте их использования применяют топливомаслозаправщики. Они служат для ежесменной дозаправки машин топливосмазочными материалами, рабочими жидкостями и другими нефтепродуктами.
Топливомаслозаправщики бывают двух типов: самоходные и прицепные.
Самоходные топливомаслозаправщики предназначены для дозаправки машин, удаленных от эксплуатационных баз на такое расстояние, при котором рационально направлять их к месту работы машин ежедневно.
ЦНИИОМТП рекомендует использовать для ежесменного технического обслуживания и ремонта строительных машин и средств малой механизации топливомаслозаправщики Т-401, 03-4795 и 03-1401Ы.
Топливомаслозаправщик Т-401 смонтирован на шасси автомобиля ЗИЛ-130. Общая вместимость цистерны и баков 4,4 м3. Этот топливомаслозаправщик целесообразно применять для заправки землеройных машин и стреловых кранов дизельными топливом и маслом, трансмиссионным маслом, бензином (0,05 м3) и для заправки гидросистем рабочей жидкостью. Из баков заправщика топливосмазочные материалы выдаются насосами, которые приводятся в действие вручную, что усложняет обслуживание машин и снижает производительность труда рабочих. Учет отпускаемых топливосмазочных материалов ведется по счетчикам. Достоинством этого топливомаслозаправщика является то, что он приспособлен
для заправки машин зимой. При низких температурах окружающего воздуха масла в баках подогреваются отработанными газами двигателя автомобиля. Вместе с тем следует учитывать, что топливомаслозаправщик Т-401 не обеспечивает заправку машин автотракторным и компрессорным маслами, водой и смазывание машин консистентными смазками.
Самоходный топливомаслозаправщик 03-4795 смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-52-01, общая вместимость баков 2,31 м3. Смазочнозаправоч- ные работы механизированы; обеспечивается заправка машин водой и смазывание их консистентными смазочными материалами. Недостаток его — неприспособленность для работы зимой.
Прицепные топливомас- лозаправщики, установленные на двухосных прицепах, предназначены для дозаправки небольших групп машин, удаленных от эксплуатационной базы на значительное расстояние. Заправщики обычно находятся на месте работы машин и на базу ежедневно не возвращаются.
В исключительных случаях прицепной заправщик может быть использован с тягачом для заправки машин вблизи баз.
Прицепной топливомаслозаправщик 03-1401И смонтирован на прицепе 2ПТС-4 и имеет общую вместимость баков 2,21 м3. На прицепных заправочных агрегатах установлено точно такое же оборудование, как и на самоходных.
Следует учитывать, что топливомаслозаправщики Т-401, 03-4795 и 03-1401И не обслуживает смешанные парки и парки средств малой механизации, в состав которых входят машины с карбюраторными двигателями и компрессоры. Для них нужны специальные топливомаслозаправщики.
В качестве самоходных топливомаслозаправщиков могут быть использованы автоцистерны АЦ-4-164, АЦ-2-51, АЦ-3,8-130, АЦ-3,8-53 с дополнительными баками для масел и рабочих жидкостей. Схема размещения баков на автоцистерне приведена на рис. 19.7. Масла из таких баков выдаются открытым способом, что приводит к загрязнению масел и потерям. Кроме того, масла трудно заправлять в машину при низких температурах окружающего воздуха, так как отсутствуют подогреватели.
Рис. 19.7. Схема размещения дополнительных баков на автоцистерне: 1 — цистерна для дизельного топлива; 2 — бак для бензина; 3— бак для консистентной смазки; 4— бак для автотракторного масла (автола); 5 — бак для трансмиссионного масла (нигрола); 6 — бак для дизельного масла; 7— ящик для инвентаря; 8 — ящик для песка; 9 — бак для воды.
Количество выходных и праздничных дней устанавливают в зависимости от принятого режима работы мастерской.
Время простоя передвижных мастерских в техническом обслуживании и ремонте определяется на основании годового плана технического обслуживания и ремонта.
Количество слесарей на передвижной мастерской b принимают не более четырех человек с учетом машиниста обслуживаемой машины.
Среднее расстояние, проходимое мастерской за смену s, средняя скорость передвижения v и коэффициент использования мастерских определяют путем обработки путевых листов за последний месяц или на основе наблюдений за работой мастерских с последующей корректировкой их на основе плана размещения объектов строительства в планируемом году.
Среднегодовое количество однотипных машин N, заправляемых на местах их работы топливомаслозаправщиками, устанавливают путем анализа состава парка машин и условий их эксплуатации.
Продолжительность заправки одной однотипной машины t и наполнения баков топливомаслозаправщика (tH) определяют хро- нометражными наблюдениями.
Среднее расстояние и среднюю скорость передвижения v определяют по данным путевых листов с учетом условий работы заправщиков в расчетном году.
Коэффициент сменности б и коэффициент использования топливомаслозаправщиков устанавливают в результате анализа их использования; полученные данные корректируют применительно к условиям работы в расчетном году. Коэффициент использования учитывает продолжительность их простоя в ремонте, на техническом обслуживании, во время оформления записей в заправочных ведомостях и т. п.
Время остановки машин на техническое обслуживание и ремонт определяется месячным планом-графиком, который составляется в каждой строительной организации, эксплуатирующей машины.
Источник