- Перспективы реализации капремонта МКД
- Отменят ли взносы за капитальный ремонт многоквартирных домов в 2021 году?
- Сущность и цели капремонта
- Что решил Конституционный суд РФ
- Вопросы, слухи, сомнения по обязательности платежей
- Где хранятся средства граждан на будущий капремонт?
- Государственный фонд
- Личный счет многоквартирного дома
- Законные льготники по капремонту
- Вопросы юристу от собственников
- Нет оплаты взносов — отвечай по закону
- Вопросы по ответственности за неуплату
- Есть ли перспектива отмены капремонта?
- Актуальные вопросы совершенствования системы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
- Библиографическое описание:
Перспективы реализации капремонта МКД
Министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердлоской области Николай Смирнов и секретарь регионального отделения Всероссийской партии «Единая Россия» Виктор Шептий 5 июля в ходе рабочей встречи по вопросам общественного контроля в сфере ЖКХ обсудили дальнейшие перспективы реализации региональной программы капремонта многоквартирных домов (МКД).
Стороны отметили, что, учитывая высокую социальную значимость программы и неоднозначное к ней отношения со стороны жителей региона, в 2015 году «Единая Россия» одной из первых включилась в процесс контроля за ходом ремонтов. В процессе многочисленных рейдов, к участию которых партийные контролеры активно привлекали экспертов в сфере строительства и ЖКХ, был выявлен целый ряд недоработок и системных ошибок, результатом которых стал не только сорванный план первого года, но и подорванное доверие жителей к системе капремонтов в целом.
На сегодняшний день, проинформировал Николай Смирнов, указанные ошибки устранены и работа по капитальному ремонту выведена на принципиально новый уровень: в процесс включены органы местного самоуправления и управляющие компании, серьезно доработаны требования к конкурсной документации потенциальных подрядчиков и к их профессиональной квалификации, четко обозначены регламенты ремонтных работ и штрафные санкции за нарушение сроков и качества строительства, и многое другое.
«Благодаря вашей работе и принятым по ее результатам мерам, сегодня подрядчики осознают и свою ответственность перед жителями, и то, что от качества их работы будет зависеть не только их репутация, но и дальнейшая судьба на рынке капремонтов. К настоящему времени из 2516 МКД работы ведутся на 2 444 объектах. Надеемся, что в этом году нам удастся и вернуть доверие свердловчан, и доказать, что региональная система капремонта жизнеспособна и эффективна», — подчеркнул он.
Также глава МинЖКХ выразил благодарность участникам встречи за совместную работу по совершенствованию областного законодательства. Было отмечено, что по инициативе единороссов в него внесен целый ряд социально-значимых поправок, которые не только улучшили организацию работ, но и облегчили положение людей, особо нуждающихся в поддержке – детей-сирот и людей старшего поколения. От уплаты взносов на капитальный ремонт освобождены и жители новостроек. Как отметил Виктор Шептий, основой для этих инициатив послужили, в том числе, выводы партийного контроля.
При этом лидер свердловских единороссов рассказал, что, несмотря на то, что многие вопросы в части организации и порядка проведения капремонта многоквартирных домов в регионе урегулированы, работа партийного отделения в данном направлении будет продолжена. В планах –формирование законодательных инициатив о включении в перечень работ капитального характера энергосберегающих мероприятий, о предоставлении льгот малообеспеченным категориям граждан, о защите от инфляции средств граждан, поступающих в качестве взносов на капремонт на банковские счета и «общие котлы» региональных операторов и многое другое.
В завершении встречи ее участники обсудили самые актуальные и сложные проблемы сегодняшнего дня. Они касаются ремонта домов, отнесенных к объектам культурного наследия и домов, из-за высокого износа которых их ремонт признан нецелесообразным. В настоящее время, проинформировал Николай Смирнов, на Среднем Урале решения по таким домам принимаются в индивидуальном порядке. « Между тем, эта проблема характерна для всех субъектов страны, и для того, чтобы привести ее решение к единообразию, порядок работы, равно как и механизм дополнительного финансирования ремонта таких домов, должен быть принят на федеральном уровне. И в этом мы надеемся на вашу поддержку», — обратился он к единороссам.
«О необходимости сохранения исторического облика своих городов к депутатам регионального парламента и ко мне лично обращались жители Ирбита, Камышлова, Верхотурья. Мы подключимся к решению этих вопросов. Здесь, прежде всего, необходимо принять меры, чтобы жители домов–памятников из своего кармана за капремонт не переплачивали» — пообещал Виктор Шептий.
Источник
Отменят ли взносы за капитальный ремонт многоквартирных домов в 2021 году?
Недавно коммунальные платежи пополнились новым пунктом под названием «капитальный ремонт». Уже несколько лет как собственники платят взносы, но все еще задаются вопросом: «Когда уже капитальный ремонт отменят?»
Безусловно, есть лица негодующие ежемесячному уменьшению объемов их кошелька, больше всего негодуют люди пенсионного возраста. У них сложилось представление по жизни, еще при старых устоях СССР, где частной собственности не существовало и за состоянием домов следило государство.
Ежегодно суды пополняются сотнями заявлений с требованием отмены взноса на капремонт, но, как и следовало ожидать, заявления остаются без рассмотрения из-за малозначимости.
Сущность и цели капремонта
Введение сборов на капитальный ремонт многоквартирных домов обусловлено тем, что на 2017 год более 90 процентов всей недвижимости находится в частной собственности, к остальным 10-ти процентам относится ведомственное и муниципальное жилье. Впервые заговорили о «генеральном» ремонте в конце 2013 года, после этого достаточно быстро вынесли законопроект о введение нового вида платежа. А уже с 1 января 2014 года закон считался вступившим в силу.
Вплоть до конца 2015 года часто проходили митинги с лозунгами, требующими отмену платежей за капитальный ремонт. В третьем квартале 2015 года в Конституционный суд был подан иск об изменении контекста, говорящего об обязательности «капитального взноса», основываясь на том, что идет активная застройка новых домов. К тому же многие плательщики могут не дождаться улучшения их многоквартирного дома в силу возраста. После появления этой информации в интернете многие перестали оплачивать взносы мотивируя тем, что возможно отменят плату за капитальный ремонт и всем простят долги. Как же они сильно заблуждались.
Что решил Конституционный суд РФ
Что касается первого требования, было вынесено решение об отмене платы за капремонт для многоквартирных домов, со сроком постройки до пяти лет и принятых комиссией после появления закона. Не подвергаются обязанности производить сборы на основательное улучшение.
По поводу второго требования, касающегося отмены обязательности «капитальных платежей». Суд вынес решения отклонить данную просьбу и оставить прилагательное ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ с небольшой поправкой, включающей пункт о добровольном пожертвовании в фонд относящегося к области капитального ремонта. После чего всем стало понятно, что отменена плата за капитальный ремонт не будет и это лишь желание граждан.
Вопросы, слухи, сомнения по обязательности платежей
Взносы на капремонт ежемесячно начисляются на каждое жилое помещение, независимо от того сколько людей там зарегистрировано или являются владельцами. Без сомнений, это такой же вид платежа, как и другие коммунальные услуги. Единственным различием будет то, что оплата происходит не за пользование чем либо, а скорее за страхование многоквартирного дома.
Где хранятся средства граждан на будущий капремонт?
Все средства, отчисляемые на капитальный ремонт, хранятся либо в государственном, либо в частном фонде. До августа 2015 года собственники жилых помещений должны были определить, какой именно фонд подходит для них. Если решение не принималось, это рассчитывалось как добровольное согласие прикрепления к государственному фонду.
Государственный фонд
Представляет собой общий счет, созданный субъектом РФ, куда ежемесячно поступают денежные средства от каждого жилого помещения. Затем, специалист-оператор подсчитывает накопления, далее уполномоченные лица на заседании выносят решение о том, на что именно потратить сбережения.
Для правомерного основания выбора дома, получающего денежные средства на ремонт, существует специальный перечень домов, основанный посредством иерархии состояния жилых помещений.
Чем аварийней дом, тем быстрее подойдет его очередь.
За один год удается отремонтировать небольшое количество домов, причиной этому, является надежда граждан на отмену оплаты за капитальный ремонт. Несмотря на то, что данный вид сбора является государственным, следовательно, правомочным.
Личный счет многоквартирного дома
Ко второму виду относится личный счет многоквартирного дома, открывающийся посредством создания ТСЖ или содействии управляющей компании, поскольку банковский счет может открыть только юридическое лицо.
Собственники должны общим собранием жильцов выбрать лицо, отвечающее за сбор средств (выборы проходят всеобщим голосованием, для назначения определённой кандидатуры должно быть более 50 процентов + один голос от числа всех голосов). Затем ежемесячно на банковский счет будут поступать средства от граждан, проживающих в многоквартирном доме, по истечении года таким же общим собранием жильцов будет вынесено решение о реализации или оставлении денежных средств. Их можно накапливать, не используя, пока они не понадобятся или же потратить деньги, улучшая придомовую/подъездную территорию.
Законные льготники по капремонту
Плательщиками взноса являются собственники жилых помещений, но начисление суммы производится независимо от того, сколько человек являются собственниками. Как из любого правила здесь тоже есть исключения:
- Лица, возраст которых превышает 80 лет имеют право получить полную компенсацию расходов, относящихся к углубленной реставрации.
- Лица, чей возраст составляет 70 лет имеют право получить частичную помощь размером 50 процентов от уплаченного взноса. Так же к этой группе относятся лица, на попечении которых есть инвалиды, семьи людей, пострадавших во время аварии Чернобыльской АС и инвалиды определенных групп.
Вопросы юристу от собственников
Нет оплаты взносов — отвечай по закону
Прежде всего, капитальный ремонт — это не только добровольное пожертвование, но и обязательная плата, созданная для улучшения жилищных условий в стране. Тот, кто считает, что государству есть прямая выгода из таких сборов, частично прав. Да, конечно, государство сохраняет определенное количество средств, которые прежде шли на ремонтирование частной собственности многоквартирных домов граждан, но ведь тем самым повышаются отчисления на иные направления, например, в 2016 году увеличивался бюджет здравоохранения.
На данный момент суды пополняются исками и заявлениями. Многие граждане до сих пор негодуют о появлении дополнительных расходов, подают заявления с просьбой отменить для них данный платеж, затем идут иски от управляющих компаний, требующих выплаты. Санкции, налагаемые управляющей компанией против неплательщика:
- Создание «черного списка» из номеров квартир, не оплачивающих взнос. Вывешивают этот перечень на всеобщее обозрение;
- Начисление пени, если оплата задержана до двадцатого числа следующего месяца;
- Подача исков в суд, после чего оплата будет производиться принудительно, возможно при помощи судебных приставов.
Если управляющая компания выиграет дело, а это произойдет с вероятностью девяносто девять процентов, то с вас будет взыскиваться денежные средства по задолженности + государственная пошлина, уплаченная управляющей компанией при подаче иска.
На усмотрение суда остается санкция, обязывающая оплатить штраф государству в двойном размере долга за несвоевременное выполнение обязанности. После судебного заседания будет дан срок семьдесят дней на оплату счетов. Если оплата не произойдет, дело будет передано отделу судебных приставов, такое же условие действует при не предоставлении квитанции об оплате в канцелярию судебного участка.
Вопросы по ответственности за неуплату
Есть ли перспектива отмены капремонта?
Так как программа утверждена лишь на ближайшие 30-ть лет многие задаются вопросом: «капремонт отменят или будут дальше устраивать поборы?». Точного ответа дать невозможно. Сейчас можно утверждать, что на данный момент более восьмидесяти пяти процентов всех квитанций, направленных на оплату взноса, осуществляются, из чего можно сделать вывод о работоспособности программы.
Предлагаем ознакомиться с мнением эксперта в видеосюжете:
«Елена Пензина — о том, отменят ли капремонт»
Источник
Актуальные вопросы совершенствования системы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 07.02.2018 2018-02-07
Статья просмотрена: 1697 раз
Библиографическое описание:
Рыжкова, К. Ю. Актуальные вопросы совершенствования системы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах / К. Ю. Рыжкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/192/48213/ (дата обращения: 21.06.2021).
В последние десятилетия органы государственной власти Российской Федерации были существенно озадачены проблемой физического износа жилищного фонда страны.
Отметим, что на территории Российской Федерации расположена значительная доля многоквартирных домов, физический износ которых составляет более 50 %. В связи с тем, что с каждым годом количество таких домов возрастает, федеральным органам государственной власти потребовалось довольно оперативно разработать и утвердить государственную политику, направленную на решение сложившейся ситуации, как на уровне регионов, так и на территории страны в целом.
Необходимость создания эффективной системы обеспечения жилищного фонда страны, и регионов в частности, качественным и своевременным капитальным ремонтом, определила введение в 2012 году в Жилищном кодексе Российской Федерации нового раздела «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». В разделе включены положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах, порядке его финансирования, особенностях формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и счете регионального оператора.
В соответствии с нововведениями в ряде федеральных нормативно-правовых актах в части изменения и (или) включения положений о порядке организации и проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, регионами были предприняты меры по урегулированию соответствующих вопросов на уровне субъектов Российской Федерации.
Так, субъектами РФ были разработаны и утверждены областные программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, а также созданы региональные операторы. Собственниками многоквартирных домов стала производиться оплата взносов на капитальный ремонт. Другими словами, задача федерального законодательства перешла в плоскость практической реализации.
По итогам 2017 года, согласно данным, размещенным в информационной системе «Реформа ЖКХ», объем начислений по оплате взносов на капитальный ремонт составил 186 323,3 млн. рублей. Сбор по данным начислениям, в свою очередь, составил 171 598,5 млн. рублей, что в процентном соотношении составляет — 92,01 %. Соответствующие цифры говорят, в первую очередь, об осознанном вложении денежных средств населением и принятием существующей системы капитального ремонта. Стоит отметить, что аналогичная статистика в разбивке по регионам имеет значительно отличающиеся показатели.
Также по имеющимся данным из официальной статистики, по итогам прошлых лет сложилась неоднозначная ситуация по способу формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах:
– на счете регионального оператора 87,9 %;
– на специальном счете регионального оператора 4,5 %;
– на специальном счете ТСЖ, ЖСК, ЖК 4,3 %;
– на специальном счете УК 2,3 %;
– способ не определен 1,0 %.
Таким образом, на сегодняшний день подавляющая доля многоквартирных домов формирует фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. По мнению ряда экспертов, вышеуказанная статистика сложилась по одной из наиболее серьезных причин — незаинтересованность граждан в улучшении своих жилищных условий. В настоящее время по всей стране отмечается низкая гражданская инициатива, обусловленная отсутствием интереса граждан в принятии участия при реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. А в соответствии с п. 7 ст. 170 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме в установленный законодательством срок, не выбран способ формирования фонда капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В свою очередь, в виду того, что более 85 % многоквартирных домов формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, эффективность исполнения (реализации) областных программ капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов во многом определяет работа региональных операторов¸ расположенных на территории субъектов РФ.
В целях представления и защиты интересов региональных операторов, координации своей деятельности, объединения усилий для повышения эффективности своей деятельности и иных связанных с деятельностью в качестве региональных операторов целях, не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер, жилищным законодательством допускается возможность создания ассоциаций и союзов региональных операторов.
Существующая Ассоциация региональных операторов капитального ремонта включает в себя большинство операторов страны, благодаря чему регионы вправе наладить взаимодействие между собой, изучить практику иных регионов и в случае необходимости перенять некоторый опыт, для оптимизации деятельности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории определенного субъекта РФ.
Несмотря на данную регионам возможность наладить эффективную работу по своему направлению, предоставленную действующим жилищным законодательством (ч. 4.2. ст. 178 ЖК РФ), официальная статистика указывает на различный уровень исполнения краткосрочных планов реализации областных программ в субъектах Российской Федерации.
Причиной неисполнения в полном объеме краткосрочных планов реализации областных программ обусловлена рядом проблем:
1) значительную долю многоквартирных домов, расположенных на территории страны, составляют здания, являющиеся объектами культурного наследия федерального, регионального или муниципального значения. В ряде регионов затруднены работы по выполнению капительного ремонта в данных многоквартирных домах в виду наличия особенного статуса таких объектов. Кроме того, отсутствует законодательно закрепленный порядок (алгоритм) в рамках организации и проведения капитального ремонта на данных объектах.
2) не менее значительная часть объектов жилищного фонда представляют собой многоквартирные дома с физическим износом более 70 %, но не признанных в установленном порядке аварийными и подлежащих сносу или реконструкции (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции») по причине отсутствия соответствующих заявлений от собственников помещений.
3) действующие региональные программы были сформированы на основании информации, представленной организациями, осуществляющими управление жилищным фондом, а также муниципальными образованиями и могут содержать неточные и некорректные данные, которые подлежат уточнению, как правило, при наступлении сроков проведения капитального ремонта общего имущества на определенном объекте.
4) не менее важной проблемой остается вопрос технического учёта объектов жилищного фонда. Следует понимать, что технический учет, основанный на технической инвентаризации, является основным источником получения государственными и муниципальными органами объективных сведений об объектах жилищного фонда. Определенные проблемы возникли и у региональных операторов, связанные с объективным определением состояния многоквартирных жилых домов, включенных в областные программы и подлежащих капитальному ремонту. Поскольку деятельность БТИ сейчас полностью коммерциализирована, а в целях актуализации региональных программ необходимо осуществлять оперативный сбор данных, региональный оператор оказывается «заложником» сложившейся ситуации.
5) соотношение начислений по оплате взносов на капитальный ремонт во многих регионах существенно отличается, что сказывается на своевременном выполнении капитального ремонта, и как следствие исполнение краткосрочного плана и областной программы в целом. Стоит отметить, что задолженность перед региональным оператором, как правило, имеют не только собственники жилых помещений — физические лица, но и органы местного самоуправления, выступающие представителями собственников помещений, находящихся в собственности того или иного муниципального образования.
6) ненадлежащее исполнение региональным оператором своих обязанностей и полномочий в части организации и проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Анализируя опыт различных регионов, можно прийти к выводу, что реализация краткосрочных планов областных программ капитального ремонта в значительной части зависит от качества и своевременности выполняемых региональным оператором своих функций. Опыт субъектов Российской Федерации выделил ряд направлений деятельности регионального оператора от выполнения которых зависит своевременное выполнение капитального ремонта общего имущества на объектах жилищного фонда:
а) ненадлежащее исполнение полномочий в части начисления взносов на капитальный ремонт общего имущества. По причине наличия неточных данных при формировании областных программ информационные базы региональных операторов до настоящего времени находятся в стадии уточнения.
б) нормами жилищного законодательства обозначена обязанность регионального оператора в информировании населения многоквартирных домов в части наличия предложений о сроках начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и других предложений, связанных с проведением такого капитального ремонта. На сегодняшний день указанные обязательства выполняются региональными операторами далеко не во всех субъектах Российской Федерации, что в достаточной мере отражается на своевременности выполнения соответствующего вида работ.
в) также в ряде регионов можно выделить проблему отсутствия контроля за деятельностью подрядной организации при исполнении договорных отношений с региональным оператором. Так, к примеру, в одном из регионов Приволжского федерального округа после заключения договора на выполнение соответствующего вида работ подрядной организацией не начинались работы по капитальному ремонту по ряду домов в течение нескольких месяцев от установленной в договоре даты. В свою очередь, региональным оператором, выступающим в роли заказчика, не были приняты меры к подрядной организации, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
Подводя итоги, следует еще раз заострить внимание на необходимость урегулирования вопросов, обозначенных в данной статье, для повышения эффективности реализации областных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе путем внесения дополнений и изменений в действующее законодательство в первую очередь на федеральном уровне. В связи с чем, на сегодняшний день проблема проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов и восстановления их функционально — эксплуатационных характеристик до требуемого уровня по целому ряду показателей является одной из наиболее острых, но пока еще не решенных проблем.
Источник