Удивительные факты из истории автосервиса
Современному водителю найти автосервис совсем не проблема. Погуглил немного, и сразу отобразились десятки точек – от маленьких мастерских до крупных станций технического обслуживания. Но буквально сотню лет назад, когда и сам автомобиль был в диковинку, о его техническом обслуживании и ремонте как-то особо не задумывались. В этой статье мы попробуем окунуться в историю автосервиса и узнать некоторые интересные факты.
Сейчас уже водители могут спокойно выбрать ремонтную мастерскую для своего автомобиля. Кто-то ищет фирму подешевле, кто-то выбирает станцию технического обслуживания с квалифицированными автомеханиками, а кому-то греют душу предлагаемые бонусы, акции. А как же было в начале прошлого века? Автосервис? Не, не слышали…Давайте-ка мы расскажем об интересных фактах появления автосервиса и его развитии.
Предыстория появления автосервиса
Появление автосервиса связывают с именем известного американского бизнесмена Генри Форда. Форд стал первым, кто начал применять конвейер на производстве, и только выиграл от этого. У автопромышленника были грандиозные планы, он хотел, чтобы вся Америка пользовалась его автомобилями. На заводе Генри Форда массово собирали авто, которые люди раскупали в один миг, конкуренты только локти кусали от досады.
Мы вспомнили о Форде, потому что его производство стало причиной автомобильного бума. Уже в 30-х годах прошлого века в США и Европе автомобили стали всё больше заполонять улицы городов. Другие производители авто быстро переняли опыт Форда, и количество машин с каждым годом увеличивалось. Автомобилям требовались ремонт, регулярное техническое обслуживание. А для этого нужно что? Верно, автосервис!
Появление первых автосервисов в Европе
Несмотря на бурное развитие автомобилестроения в Америке, первые автомастерские всё же появились в Европе, а именно — в Германии. Немцы настолько дисциплинированны и педантичны, что если в техническом паспорте авто было написано, что надо менять то-то и то-то при определенном пробеге машины, они в точности выполняли эти предписания. Но не дай бог делать это самому водителю. Работу доверяли только специалистам-автомеханикам.
Современные автолюбители тоже стараются обращаться в фирмы, предоставляющие широкий спектр услуг — начиная от замены дверных замков до ремонта агрегатов и целых узлов. В США рынок Second Hand переполнен предложениями. Купить машину может позволить себе даже студент, ведь минимальная стоимость колеблется от 200 у.е. и выше. Конечно, старые машины, не смотря на их привлекательную стоимость, всегда влекут за собой кучу проблем, таких как блокировку дверей, багажника, зажигания и пр. Для того, чтобы понять, как работают настоящие профессионалы, стоит хотя бы раз сюда обратиться.
В первых автосервисах ассортимент услуг был невелик. Это лишь позднее, уже в середине ХХ века, когда в автомобилях перестали делать внутренние части кузова из дерева, его конструкция усложнилась, появилась необходимость в автомеханиках узкой специализации: автожестянщиках, вулканизаторщиках, малярах и т.д.
Как развивались автосервис и профессия автомеханика
Автомобильное производство развивалось бурными темпами, а от автомехаников требовалось больше знаний и умений. Им надо было учиться обращаться с новыми материалами и оборудованием, запчастями. Постепенно металл вытеснил дерево. Теперь в салоне машины всё чаще сиденья обтягивали не тканью, а кожей или её заменителями.
Трудно представить, какой была работа шиномонтажника в 20-х годах прошлого века. Заменить спицу в колесе было нелёгким делом, так как основным материалом здесь было дерево.
А чего стоило создание протекторов! Специальным электронагревателем, представляющим из себя металлические кольца, через которые пропускали ток, на резине делали рисунок глубиной в несколько миллиметров. Диагностическое оборудование тоже было примитивным. Но приходилось им пользоваться. Аккумуляторы раньше были громоздкими, они весили больше 20 кг и не отличались большой ёмкостью (максимум 40-50 А/ч). Приходилось их перемещать по мастерской на специальных приспособлениях.
Что касается экипировки автомехаников, то в США и Европе этому уделяли пристальное внимание. Для специалистов шили качественные комбинезоны, специальную обувь, перчатки, фартуки, маски. Для автолюбителей даже выпускали каталоги, по которым можно было выбрать любую экипировку, благо каждое наименование производилось в большом ассортименте.
Развитие автосервиса в России и бывших республиках Советского Союза
В Советском Союзе мастерские автосервиса появилась позже, чем в Европе. Но уже к 1932 году в стране было столько автомобилей, что возник дефицит в квалифицированных кадрах – автоинженерах, автослесарях, автомеханиках. Поэтому и начали быстро открывать учебные заведения, готовившие специалистов для автомобильной промышленности. Как раз в столице Азербайджана — Баку — при авторемонтном заводе было организовано первое в СССР училище по подготовке автомехаников. Уже в середине ХХ века в каждой республике Советского Союза существовали сотни автомастерских и СТО. Крупные автосервисы в виде огромных комплексов обслуживали десятки автомобилей одновременно, предоставляя широкий ассортимент услуг от шиномонтажа до сложного ремонта агрегатов. Естественно, всё это была государственной собственностью. Автомеханики, работающие на таких огромных станциях технического обслуживания, справлялись с ремонтом автомобилей любой сложности.
Московское предприятие Ильина заложило фундамент развития авторемонтного производства в России. Здесь начали изготавливать запчасти к автомобилям, что послужило отправной точкой для развития авторемонтных мастерских.
Сейчас СТО еще более модернизированы, они имеют современное оборудование для проведения диагностики и ремонта автомобилей и всегда готовы оказать помощь автолюбителям.
Современный автосервис – это прежде всего профессиональные мастера, высококачественное оборудование, грамотный подход к формированию стоимости услуг и забота о клиентах.
Сегодня на рынке автосервиса работает множество фирм с хорошей репутацией. Конкуренция здесь высока. И выбор всегда за клиентом. Главное — посещать свой автосервис регулярно!
Источник
Машина как объект ремонта
Возникновение и развитие ремонтного производства
Возникновение ремонта связано с появлением объекта производства. Производство металлических изделий вызвало необходимость устранения дефектов производства этих изделий, а также восстановления поврежденных и изношенных деталей.
Бурное развитие в XIX столетии железнодорожного транспорта, появление автомобильного и воздушного транспорта потребовали дальнейшего развития ремонта. Остро встал вопрос о ремонте машин в России после первой мировой войны и революции 1917 г., когда производство автомобильной и другой техники было практически приостановлено. Дальнейшее развитие ремонтного производства осуществлялось вместе с развитием машиностроения и других отраслей н/х.
Особая роль ремонту техники и развитию ремонтного производства отводится в армии, где от своевременного восстановления вышедшей из строя техники зависит успех боевых действий. В ВС ремонт машин представляет собой систему, включающую эвакуацию поврежденной техники, снабжение ремонтных подразделений и частей АИ, восстановление работоспособности поврежденных машин.
Первые мастерские по ремонту автомобилей в русской армии были созданы в 1911 г. в учебной автомобильной роте, а в начале первой мировой войны — тыловые ремонтные мастерские фронтов.
Ремонт автомобилей выполнялся: ремонтными мастерскими автомобильных рот — текущий, средний, капитальный; тыловыми авторемонтными мастерскими – СР и КР. Кроме того, для КР автомобилей привлекались заводы промышленности.
К концу войны русская армия имела 31 мастерскую общей мощностью до 13450 капитальных ремонтов в год. В 1920 г. на каждые 400 автомобилей приходилась одна мастерская армейского или фронтового подчинения. Однако и при этом к 1923 г. около 40 % автомобилей были неисправными.
С переходом на мирное положение в отдельных автогрузовых отрядах были мастерские для ТР и частично СР, в военных округах — окружные авторемонтные мастерские, решавшие такие же задачи. Кроме того, функционировало несколько железнодорожных поездов-мастерских и военных авторемонтных заводов для КР машин.
В 1936 г. в механизированных бригадах создаются ремонтно-восстановительные батальоны (РВБ) двухротного состава: ремонтной роты для текущего ремонта транспортных и боевых машин и тракторной — для эвакуации машин. В 1938 г. создаются автобронетанковые ремонтные базы для КР автомобилей, тракторов, танков, двигателей, агрегатов и мотоциклов.
В конце 1939 г. были созданы унифицированные мастерские-летучки типа А на шасси ГАЗ-АА или ГАЗ-ААА (предназначенные для ТО машин) и летучки типа Б на шасси ЗИС-5 или ЗИС-6 и прицепе 2-АП-З7 — для ТР и СР машин всех типов.
В течение полтора года ВОВ были сформированы подвижные ремонтные базы, подвижные авторемонтные заводы, ремонтные батальоны и т.д.
В 1943 г. было создано Главное автомобильное управление, которое к концу года имело 312 различных ремонтных частей, баз, мастерских и заводов, способных выполнять около 28 тыс. СР и 8 тыс. КР автомобилей в месяц. За три года войны (1942 — 1944) более 1,5 млн. автомобилей были восстановлены путем проведения СР и КР.
В послевоенный период ремонтные подразделения и части совершенствовались путем создания новых ремонтных мастерских, модернизации их оборудования, изменения организационно-штатной структуры и т.д. Развитие ремонта осуществляется на научной основе. Предметом труда ремонтного производства, являются неисправные машины — ремонтный фонд, готовой продукцией — восстановленные машины.
Машина как объект ремонта
Машина является сборочной единицей, состоящей из:
1) рамы, несущего кузова или корпуса;
2) агрегатов (двигатель, коробка передач, ведущие мосты, раздаточная коробка, главная и бортовая передачи);
3) механизмов (сцепление, карданная передача, дифференциал, рулевой механизм и привод, механизм поворота) или совокупности механизмов (рулевое управление);
4) совокупности устройств (подвеска, тормозная система) и деталей.
Агрегаты, механизмы и устройства машин являются сборочными единицами, состоящими из деталей и (или) сборочных единиц.
Двигатель (первой комплектности) в сборе с коробкой передач составляют силовой агрегат.
Под агрегатом понимается сборочная единица, обладающая свойствами полной взаимозаменяемости, независимой сборки и самостоятельного выполнения определенной функции в изделиях.
Из числа составных частей агрегатов выделяются узлы и базовые детали, в которые устанавливаются другие детали агрегатов.
Узел — сборочная единица, которая может собираться отдельно от других составных частей изделия и выполнять определенную функцию в изделиях одного назначения только совместно с другими составными частями.
Составные части и сборочные единицы соединяются между собой на предприятии — изготовителе сборочными операциями: свинчиванием, сочленением, клепкой, сваркой, пайкой, опрессовкой, развальцовкой и т.д.
К базовым деталям относятся блоки и коленчатые валы двигателей, картера агрегатов трансмиссии, корпуса электрических машин (стартеров, генераторов), корпуса насосов и др.
Основные агрегаты машин.
Машины многоцелевого назначения: двигатель, КП, РК, ПМ — ведущий, СМ, ЗМ, рама, кабина.
Многоосные специальные шасси и многоосные тяжелые тягачи: двигатель, повышающая передача, КП с гидротрансформатором, РК, редуктор моста, бортовая передача, колесная передача, колесный редуктор, рама, корпус, кабина.
Гусеничные тягачи, транспортеры и транспортеры-тягачи многоцелевого назначения: двигатель, главный фрикцион, КП, главная передача, механизм поворота, бортовая передача, лебедка, корпус, рама, кабина, гусеничный движитель.
Колесные тягачи и тракторы: двигатель, главный фрикцион, КП, механизм поворота, главная передача, пусковой двигатель, рама, кабина, гусеничный движитель.
Легковые автомобили и автобусы: двигатель, КП, РК, ПМ — ведущий, ЗM, paма, кузов.
К деталям относятся изделия, изготавливаемые из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций (например, распределительный вал, биметаллические вкладыши), в том числе и подвергнутые покрытием (например, поршневые компрессионные кольца, покрытые тонким слоем пористого хрома или олова).
Машины и агрегаты, требующие ремонта, являются объектами ремонта и их принято называть ремонтным фондом.
Источник
Первые мастерские по ремонту автомобилей
В наши дни человеку, имеющему машину,просто не обойтись без автосервиса. Там опытные механики проверят автомобиль, все системы, уровень масел, тормозную и электронную системы, при необходимости заменят детали и проведут ремонт.
Регулярная и своевременная диагностика позволит машине прослужить дольше и работать без перебоев. Тем более что выбирая тут оборудование для автосервиса, специалисты не прогадают: оно надежно, качественно и долговечно.
Однако так было не всегда, автосервисы, готовые прийти на помощь, существовали не всегда. В далекое от нас время появления первых автомобилей появился вопрос о возможном ремонте и обслуживании. Ремонтных предприятий на тот момент, естественно,не существавало, так как спроса на них попросту не было.
В случае поломки ремонт приходилось осуществлять самому владельцу, или если мы говорим о влиятельных лицах то его шоферу. Существовал недостаток и потребность в новых деталях, которые изготавливались своими силами в случае необходимости.
20 век, обозначившийся увеличением автомобильного дела, раскрыл и острую необходимость развития авторемонтного дела — мастерских. Первые автомастерские формировались из мастерских по ремонту велосипедов и сельхозтехники. Они находились в местах, удобных для их использования, и быстрого реагирования в случае аварии. Там же продавали бензин , его выкачивали с помощью насоса из подземного бака.
Московское автомобильное предприятие Ильина стало в России предприятием, положившим фундамент развития авторемонтного производства. На заводе изготавливали необходимые детали, коробки передач, оси для поступившего на ремонт авто, что стало отправной точной развития агрегатного метода ремонта машин.
В период индустриализации заметно процветание станций технического обслуживания, так они назывались. С распадом Советского Союза количество таких предприятий заметно сократилось. Существуют сейчас, как и всегда, военные ремонтные заводы по обслуживанию и ремонту военной, боевой теники , крупного масштаба, на государственном контроле и обеспечении,а также существует то,что мы называем автосервисами, такие же станции технического обслуживания, модернизированные, имеющие современное диагностическое и ремонтное оборудование и всегда готовые прийти на помощь.
Отличие еще и в том, что если в стадии зарождения данной промышленности СТО было трудно найти, их было достаточно мало, то автосервисы процветают, особенно в крупных городах. Конечно, их большое количество порождает и конкурренцию, но засчет введения дополнительных услуг или скидок постоянным клиентам они проходят этот уровень и закрепляются на рынке. Вероятно, удается это не всем, однако, в наших городах количество их довольно высоко.
Главное, чтобы качество не уступало количеству.
Источник