- Права и обязанности регионального оператора капремонта
- Функции регионального оператора
- Обязанности регионального оператора
- Права регионального оператора капремонта
- Информация о подаче и рассмотрении обращений
- Чем занимается Фонд капитального ремонта, кому подчиняется, куда на него жаловаться и как?
- Чем занимается такая НКО?
- Законодательство, регулирующее работу этой некоммерческой организации
- Способы формирования счета для капремонта общего имущества МКД
- Региональный оператор
- Специальный счет
- Кому подчиняется?
- Что делать при некачественном исполнении НКО своих обязательств?
- Досудебное разбирательство
- Куда жаловаться?
- Необходимые документы и доказательства
- Как составлять претензию на некачественные ремонтные работы или их отсутствие?
- Как подать в суд?
- Исковое заявление
- Сроки рассмотрения
- Госпошлина и прочие финансовые траты
- На каком основании могут отказать и что тогда делать?
Права и обязанности регионального оператора капремонта
К нам поступил вопрос от читателя о том, должен ли региональный оператор капремонта работать с должниками и начислять пени за неоплату взносов на капитальный ремонт.
Мы часто рассказываем об особенностях проведения капитального ремонта в МКД. Но о правах и обязанностях регионального оператора капремонта ещё не писали. Исправляемся.
Функции регионального оператора
Региональный оператор капремонта – юридическое лицо, созданное в форме фонда, для организации и проведения капитального ремонта общего имущества в МКД. Он формируется субъектом РФ и работает на его территории.
Функции регионального оператора капремонта описаны в ст. 180 ЖК РФ, это:
- сбор взносов на капремонт,
- открытие спецсчетов и совершение операций по ним,
- роль технического заказчика работ по капремонту,
- финансирование расходов,
- работа с местными властями.
Раздел IX, а касается он организации проведения капитального ремонта, с завидной регулярностью координируется законодательством. Последние изменения были внесены в конце прошлого года Федеральными законами N 176 и N 355.
Относятся они и к деятельности регионального оператора по капремонту. Система должна работать без перерывов, чтобы:
- операторы выполняли обязательства перед собственниками МКД,
- в случае утраты средств собственникам выплачивалась компенсация,
- при прекращении работы регионального оператора собственникам возвращали их деньги.
Начиная сотрудничество с фондом капитального ремонта, собственники тщательно изучают обязанности регионального оператора. И их немало.
Обязанности регионального оператора
Первая обязанность регионального оператора, согласно ч. 2 ст. 172 ЖК РФ, – передавать в ГЖИ сведения о МКД, в которых планируется провести капремонт, и о поступлении взносов.
При изменении способа формирования фонда капремонта он передаёт владельцу спецсчёта все имеющиеся данные о формировании фонда (ч. 7 ст. 173 ЖК РФ). Счета региональный оператор может открывать только в российских кредитных организациях (ч. 3 ст. 180 ЖК РФ).
Полный перечень обязанностей представлен в ст. 182 ЖК РФ. Региональный оператор:
- готовит и направляет собственникам предложения о сроке начала капремонта, перечне и объёме услуг и работ, указывает, сколько они будут стоить и откуда будут привлекаться деньги,
- готовит задания на оказание услуг и выполнение работ и проектную документацию,
- привлекает подрядные организации, заключает с ними от своего имени договоры,
- проверяет качество и сроки оказания услуг и выполнения работ,
- принимает услуги и выполненные работы,
- перечисляет деньги в размере фонда капитального ремонта на спецсчёт или выплачивает собственникам денежные средства, соответствующие их долям в фонде капитального ремонта,
- собирает взносы на капремонт,
- ведёт учёт поступивших на счёт средств,
- выставляет платёжные документы для уплаты взносов,
- размещает на официальном сайте информацию о правах и обязанностях собственников помещений в МКД,
- несёт ответственность за качество оказанных услуг и выполненных работ не менее пяти лет с момента подписания акта приёмки.
Права регионального оператора капремонта
Перейдём к правам регионального оператора капремонта и ответим на вопросы нашего читателя: должен ли региональный оператор капремонта работать с должниками и начислять пени за неоплату взносов на капитальный ремонт?
Это не входит в его обязанности, но работа с должниками и начисление пеней – право регионального оператора.
Согласно ст. 173 ЖК РФ, владелец спецсчёта должен перечислить деньги со специального счёта на счёт регионального оператора в течение одного месяца после получения решения ОМС.
Если этого не происходит, региональный оператор, любой собственник помещения в МКД или ОМС имеют право через суд взыскать средства со спецсчёта и перечислить их на счёт регионального оператора.
Это не распространяется на случаи, когда деньгами со спецсчёта погашается займ или кредит за проведённый капитальный ремонт, которые не смогли оплатить в сроки по договору.
Ещё одно право региональных операторов описано в ч. 4.2 ст. 178 ЖК РФ: в целях защиты своих общих интересов, объединения усилий для повышения эффективности деятельности они могут создавать ассоциации и союзы и быть их членами. Региональный оператор может быть членом СРО.
Региональные операторы обязаны расходовать поступившие деньги только на работы и услуги по проведению капитального ремонта. Однако временно свободные средства они могут размещать в российских банках. Полученный же доход всё равно будет идти на оплату работ и услуг по ремонту (ч. 3 ст. 179 ЖК РФ).
Право начислять пени собственникам, которые несвоевременно или не в полном размере уплатили взносы на капитальный ремонт, установлено п. 4 ст. 181 ЖК РФ.
Обратите внимание, если фонд капремонта сформирован на счёте регионального оператора, взысканием задолженности занимается региональный оператор. Если же владелец спецсчёта (ч. 2 ст. 175 ЖК РФ) – ТСЖ, ЖК или ЖСК, долги будет взыскивать соответствующая организация.
В заключение приведём пример из свежей судебной практики, доказывающий, что региональные операторы капремонта могут работать с должниками, и весьма успешно. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2016 N 10АП-10149/2016 по делу N А41-15613/16: региональный оператор подал иск в суд о взыскании задолженности по уплате взносов за капитальный ремонт.
Иск был удовлетворен частично, так как суд обосновал вывод о том, что расчёт капитальных взносов за 2014 г. должен быть произведен с 01.09.2014 по 31.12.2014, а не с 30.05.2014, как это сделал региональный оператор.
Однако задолженность по уплате взносов в сумме 211 253 рубля 24 копейки и расходы на государственную пошлину в размере 5 863 рубля вернуть удалось.
Не стесняйтесь, присылайте нам вопросы и предложения, по самым интересным мы обязательно напишем статью.
Источник
Информация о подаче и рассмотрении обращений
Пожалуйста, прежде чем отправить обращение в электронном виде, внимательно ознакомьтесь со следующей информацией.
Официальный сайт некоммерческой организации «Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее — Фонд) www.fkr-spb.ru является средством для обеспечения возможности обращений граждан в Фонд в электронном виде.
Обращения граждан, направленные в электронном виде через официальный сайт Фонда, рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления.
Обращения граждан, направленные в электронном виде через официальный сайт Фонда, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса срок рассмотрения обращения продлевается не более чем на 30 дней, о чем заявитель получает соответствующее уведомление.
Информация о персональных данных граждан, направивших запрос в электронном виде, хранится и обрабатывается в соответствии с требованиями российского законодательства о персональных данных.
Для отправки электронного обращения необходимо корректно заполнить анкету, в которой необходимо в обязательном порядке указать:
- фамилию, имя, отчество (при наличии) заявителя;
- электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ/уведомление.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов Вы вправе приложить к обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Максимально допустимое количество вложений 5 файлов. Общий объем файлов не может превышать 15 Мбайт. Допустимы следующие форматы файлов: txt, doc, docx, rtf, xls, xlsx, pdf, jpeg, jpg, png, bmp, tiff, zip. Иные форматы не обрабатываются в информационных системах Фонда.
Обращения, содержащие большой объем информации (копии документов, фотографии и другие материалы), следует направлять обычной почтой по адресам:
194044, г. Санкт-Петербург, ул. Тобольская, д.6,
191023, Россия, г. Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11
или подавать через ящик для приема входящей корреспонденции, расположенный по адресу:
г. Санкт-Петербург, ул. Тобольская, д.6 (1-ый этаж перед турникетом).
Ответ на обращение либо уведомление о его переадресации направляется автору, в зависимости от содержания вопроса, изложенного в обращении, в форме электронного документа, если автором указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) и адрес электронной почты (e-mail).
Если в направленном Вами тексте в форме электронного документа, содержащемся в поле ввода текста обращения, не изложена суть предложения, заявления или жалобы, а только ссылка на приложение (файл вложения) либо на контент интернет-сайта, то в ответе разъясняется порядок его рассмотрения, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Обращаем внимание на порядок рассмотрения отдельных обращений, предусмотренный статьей 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.
В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.
В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.
При направлении обращений, касающихся обжалования судебных решений, необходимо иметь в виду следующее: согласно Конституции Российской Федерации, правосудие в России осуществляется только судом. Органы судебной власти самостоятельны и действуют независимо от законодательной и исполнительной властей. Решения судебных органов обжалуются в установленном законом процессуальном порядке. Действующее законодательство запрещает всякое вмешательство в процесс отправления правосудия.
Обращаем Ваше внимание на недопустимость злоупотребления правом на обращение и возможность привлечения к установленной законом ответственности в этой сфере общественных отношений. В случае указания в обращении заведомо ложных сведений расходы, понесенные в связи с его рассмотрением, могут быть взысканы с заявителя (ст. 16 Закона № 59-ФЗ).
Источник
Чем занимается Фонд капитального ремонта, кому подчиняется, куда на него жаловаться и как?
Фонд капитального ремонта, это не только деньги, которые жильцы собрали для проведения восстановительных работ в своем доме. Под этим термином также понимают и некоммерческую организацию, которая создана конкретно для управления и распоряжения данными финансами.
Капитальный ремонт рано или поздно необходим каждому многоквартирному дому. Поэтому всем собственникам рекомендуется заранее изучить вопрос образования Фонда капремонта и взаимодействия с таковым.
Чем занимается такая НКО?
Фонд капитального ремонта – это некоммерческие организации, которые функционируют отдельно в каждом регионе и являются официально зарегистрированными. Именно эта организация занимается обеспечением ремонтных и монтажных работ в конкретном доме.
Полностью под термином Фонд капитального ремонта понимается вся денежная масса, которая собрана на банковском счету собственниками квартир. Доступ к этим средствам имеют представители ТСЖ и ЖСК. При этом Управляющая компания не имеет права помогать создавать жильцам Фонд капремонта.
Законодательство, регулирующее работу этой некоммерческой организации
В первую очередь это ст. 170 ЖК РФ, где дано само понятие Фонда капитального ремонта. В 2012 году после принятия Федерального закона 25.12.2012 № 271-ФЗ, Жилищный кодекс был пополнен 9 разделом, в котором подробно указывается все подробности существования Фонда и его формирования.
Способы формирования счета для капремонта общего имущества МКД
Собственники квартир сами могут выбрать вариант формирования Фонда капремонта МКД. Всего есть 2 законных варианта, каждый из которых имеет ряд достоинств и недостатков.
Региональный оператор
Поскольку организация определена как некоммерческая, она создана исключительно для выполнения определенных функций, а не для получения прибыли. Это означает, что все взносы, которые жильцы платят на капитальный ремонт, должны идти в денежную массу, которая будет потрачена четко по обозначенным целям.
Многие собственники считают минусом такой организации тот факт, что деньги идут в копилку не конкретного дома, а всего города и на момент, когда именно данному дому необходимо будет восстановление, накопленных средств может не оказаться. Но организация устанавливает ориентировочные сроки каждого дома и планирование ремонта в своем доме жильцы могут проследить на официальном сайте регионального Фонда Капремонта. Подробно о том, как узнать по адресу, когда планируется капитальный ремонт, читайте в этой статье.
Специальный счет
Если собственники на общем собрании выбрали специальный счет в качестве способа формирования Фонда капремонта, то им придется определить следующие нюансы:
- размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт;
- кто будет являться владельцем специального счета;
- конкретную кредитную организацию, где спецсчет будет открыт.
При этом кредитная организация должна отвечать определенным правилам. Специалисты советуют выбирать второй способ формирования Фонда капремонта для домов, где ремонт был проведен недавно или новостройкам. Значительное количество времени, которое есть в запасе, поможет накопить собственникам достаточное количество денежных средств на восстановительные работы в будущем.
Кому подчиняется?
Фонд капитального ремонта МКД является самостоятельным органом Исполнительной власти. Подчиняется он Правительству РФ, а на региональном уровне – соответствующему Департаменту. Например, в Москве, это Департамент Капитального ремонта.
Что делать при некачественном исполнении НКО своих обязательств?
Больше о том, что подразумевает под собой капитальный ремонт и каких видов бывает, читайте тут.
Если у собственников протекла крыша по вине подрядчиков, которые делали в доме ремонт, то выплату всех ущербов, штрафов и компенсаций осуществляет Фонд капитального ремонта. Подробно о капитальном ремонте кровли и крыши многоквартирного дома мы рассказывали здесь.
Если он не сделает это в добровольном порядке, то собственники могут смело идти в суд. Но на первом этапе лучше начать решение вопроса с досудебных разбирательств.
Досудебное разбирательство
Если в доме проведены работы, качество которых собственников не устраивает, то им необходимо в первую очередь выяснить, были ли эти работы капитальным ремонтом. Затем можно подавать жалобы в определенные инстанции.
Куда жаловаться?
Если ответственной организацией за проведением ремонта считается Региональный оператор, то в первую очередь жаловаться нужно ему. Если реакции нет, затем идут следующие организации в порядке обращения:
- Государственная Жилищная инспекция.
- Роспотребнадзор.
- Прокуратура.
Только затем можно идти в суд.
Необходимые документы и доказательства
В первую очередь необходимо составить претензию на некачественный ремонт или его полное отсутствие. В качестве доказательств можно использовать:
- фотографии недоделок или мест, требующих срочного восстановления;
- акты независимых экспертов;
- письменные показания других жильцов;
- видеоматериалы.
Как составлять претензию на некачественные ремонтные работы или их отсутствие?
Неважно, в какую организацию составляется претензия. Шаблон примерно одинаков:
- в «шапке» обращения необходимо написать кому адресована претензия;
- контактные данные заявителя;
- название документа «Жалоба»;
- подробный текст с описанием проблемы, здесь важно как можно больше доказательств и деталей;
- просьба об устранении проблемы или проведении проверки (зависит от того, куда обращена жалоба);
- дата и подпись заявителя;
- список документов, прилагающихся к жалобе, в том числе и доказательных.
Жалобу можно подать лично, с помощью заказного письма через почту, а также через Интернет на официальном сайте организации, куда обращена жалоба. Срок реагирования на жалобу – 30 дней с момента подачи заявления. Если реакции нет – можно смело обращаться в следующую инстанцию вплоть до суда.
Как подать в суд?
Если досудебные разбирательства не принесли успеха, то собственники квартир имеют полное право обратиться с исковым заявлением в суд.
Исковое заявление
Иск должен содержать следующую информацию:
- Указать свои Ф. И. О, а также уточнить, что истец является собственником квартиры по определенному адресу.
- Указать, что нарушены права потребителя. В таком случае необходимо будет доказать, что денежные средства на оплату фонда капитального ремонта вносились регулярно.
- Подробно описать проблему, привести доказательства вины Фонда капремонта.
- Выставить требования по возмещению материального, морального и физического вреда от действия или бездействия регионального оператора.
Сроки рассмотрения
Общий срок рассмотрения дела в суде не должен превышать 2 месяца. Это указано в Гражданско-процессулаьном кодексе ст. 157. За это время представители суда должны рассмотреть заявление и вынести решение. Если истца это решение не устраивает, он может обратиться в высшие судебные инстанции, вплоть до Верховного суда.
Госпошлина и прочие финансовые траты
Подавать в суд это не только хлопотное дело, но и финансово затратное. Но в данном случае речь идет о делах по защите прав потребителя. Если сумма иска о защите прав потребителя меньше 1 млн рублей, то госпошлина не оплачивается в соответсвии с ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ.
На каком основании могут отказать и что тогда делать?
Суд не всегда встает на сторону потребителей. Если есть основания признать регионального оператора невиновным или его действия законными – истцу откажут в удовлетворении иска. В таком случае необходимо в десятидневный срок после вынесения решения, подать апелляцию в суд вышестоящей инстанции. Поэтому рекомендуется собрать как можно больше доказательств вины Фонда капремонта к иску приобщить экспертное мнение.
Фонд капитального ремонта – это своеобразная копилка, куда собственники откладывают деньги на проведение капитальных работ по мере необходимости. Для управления этим Фондом в каждом регионе создана некоммерческая организация. Если собственники МКД решили ей доверить свой фонд, то они могут и требовать проведения качественного ремонта в положенные сроки.
Источник