РАЗРАБОТКА ГОДОВОГО ГРАФИКА ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Цели работы: освоить методику составления годового плана технического обслуживания и ремонта строительных машин, определить основные виды и количество падающих на планируемый год технических обслуживаний и ремонтов.
Строительные подразделения, на балансе которых имеются строительные дорожные машины, должны обеспечивать высокий уровень технической готовности парка, предупреждение отказов машин в процессе использования через систему планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта.
Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта машин представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке для обеспечения работоспособности и исправности машин в течение всего срока их службы при соблюдении заданных условий и режимов эксплуатации.
Она основана на обязательном планировании, подготовке и проведении соответствующих видов технического обслуживания и ремонта машин, находящихся в эксплуатации, с заданной последовательностью и периодичностью.
Планирование позволяет определить необходимый объем работ и установить время остановки машин на техническое обслуживание и ремонт. Знание объема работ необходимо для определения потребности в рабочих, передвижных мастерских, топливомаслозаправщиках и оборудовании для мастерских.
В процессе эксплуатации машин проводятся следующие виды работ:
– ежесменное техническое обслуживание (ЕТО), выполняемое перед началом, в течение или в конце смены;
– плановое техническое обслуживание, выполняемое через определенные периоды времени, установленные заводами-изготовителями машин;
– сезонное техническое обслуживание (СТО), выполняемое два раза в год при подготовке машин к использованию в период последующего сезона.
Плановое техническое обслуживание для конкретных машин различают по периодичности выполнения и состоянию работ, которые зависят от конструкции и сложности машин. В этом случае каждому виду планового технического обслуживания в зависимости от последовательности его проведения присваивается порядковый номер: ТО-1, ТО-2, ТО-3.
В состав работ планового технического обслуживания, имеющего более высокий порядковый номер, входят работы каждого из предшествующих видов технического обслуживания, включая ежесменное.
Для строительных машин на базе тракторов или с двигателями тракторного типа устанавливают следующие виды технического обслуживания: ЕТО, ТО-1, ТО-2, ТО-3 и СТО.
Периодичность проведения каждого равна: 60 ч – ТО-1, 240 ч — ТО-2, 960 ч — ТО-3.
Для строительных машин на базе автомобилей или с двигателями автомобильного типа устанавливаются следующие виды технического обслуживания: ЕТО, ТО-1, ТО-2 и СТО. Периодичность проведения ТО-1 равна 50 часам или 100 часам с двигателем последних моделей; при ТО-2 периодичность принимается равной, соответственно, 250 ч или 500 ч.
Для башенных кранов назначаются ТО-1, ТО-2 и СТО периодичностью 200 ч и 600 ч, для машин типа бетононасосов и растворонасосов — ТО с периодичностью 100 ч и 800 ч. Для машин и оборудования с электроприводом — ТО и Т с периодичностью 150 ч и 1200 ч.
Ремонт машин должен восстанавливать их работоспособность. Плановые ремонты устанавливаются двух видов: текущий (Т) и капитальный (К).
Для строительных машин на базе тракторов, автомобилей с двигателями базовых машин текущий ремонт совпадает по периодичности с ТО-3, проводится одновременно, через 960 и 1000 ч.
Порядок выполнения работы
Исходными данными для разработки годового и месячного плана служат: данные о фактической наработке машины в часах на начало планируемого года со времени проведения соответствующего вида технического обслуживания, ремонта и начала эксплуатации. В соответствии с номером варианта задания планируемая наработка машины на год в часах принимается по таблице 1; показатели периодичности технических обслуживаний и ремонтов принимаются по таблице 2 по заданному типу машины. Необходимо определить трудоемкость проведения ТО и ремонта на год и составить годовой план технического обслуживания и ремонта.
1) Теоретический расчет количества Pт.о.р. технических обслуживаний и ремонтов на планируемый год произвести по формуле
Пт.о.р = – Пп , (8.1)
где Нф — фактическая наработка машины на начало планируемого года со времени проведения последнего вида технического обслуживания или ремонта, ч;
Нпл — планируемая наработка машины на расчетный год, принимается по таблице 1;
Тп — периодичность выполнения того вида технического обслуживания или ремонта, по которому ведется расчет, ч, принимается по таблице 10.2;
Пп — число всех видов технического обслуживания и ремонтов, периодичность которых больше, чем периодичность того вида ТО или Р, по которому ведется расчет
Таблица 8. 1 – Исходные данные
№ ва-риан- та | Тип машины | Наработка с начала эксплуатации | Планиру-емая наработка на год |
Экскаватор с механическим приводом на гусеничном ходу 3-й размерной группы | |||
Экскаватор ЭО-2621 | |||
Экскаватор ЭО-3322 | |||
Экскаватор ЭО-4121 | |||
Экскаватор ЭО-5122 | |||
Кран КС-2571 | |||
Кран КС-3571 | |||
Кран КС-4571 | |||
Кран КС-4461 | |||
Кран на гусеничном ходу (грузоподъемность — 25 т) | |||
Бульдозер (тяговый класс 3) | |||
Бульдозер (тяговый класс 10) | |||
Бульдозер (тяговый класс 25) | |||
Скрепер на МоАЗ-529Е | |||
Скрепер на МоАЗ-546 | |||
Скрепер на БелАЗ-531 | |||
Автогрейдер легкого типа | |||
Автогрейдер среднего типа | |||
Каток прицепной кулачковый легкий | |||
Каток на базе МоАЗ-546 | |||
Каток самоходный среднего типа | |||
Каток самоходный пневмоколесный | |||
Каток вибрационный | |||
Асфальтоукладчик | |||
Кран башенный КБ-160 | |||
Транспортер ленточный | |||
Лебедка монтажная | |||
Бетоносмеситель передвижной | |||
Бетононасос | |||
Погрузчик одноковшовый Т-100М |
Таблица 8.2 – Показатели периодичности, трудоемкости обслуживаний
и ремонтов строительных машин
Тип машины | Перио-дичность ТО-1, ч | Перио-дичность ТО-2, ч | Перио-дичность ТО-3, ч | Перио-дичность Т, ч | Перио-дичность К, ч |
Экскаватор одноковшовый с механическим приводом на гусеничном ходу: 3-й размерной группы 4-й размерной группы 5-й размерной группы | |||||
Экскаватор одноковшовый с гидравлическим приводом: на пневмоколесном тракторном ходу, q = 0,25 | |||||
на пневмоходу, q = 0,4 — 0,65 м З | |||||
на гусеничном ходу: q = 0,65 — 1,25 м З | |||||
q = 1,25 — 2 м 3 | — | ||||
Кран автомобильный: Q = 4 т | — | ||||
Q = 6,3 т | — | ||||
Q = 10 т | — | ||||
Q = 16 т | — | ||||
Кран пневмоколесный: Q=16 т | — | ||||
Q=40 т | — | ||||
Каток вибрационный средний (масса — 6 т) | |||||
Асфальтоукладчик (производительность до 100 т/ч) |
Продолжение таблицы 8.2
Тип машины | Перио-дичность ТО-1, ч | Перио-дичность ТО-2, ч | Перио-дичность ТО-3, ч | Перио-дичность Т, ч | Перио-дичность К, ч |
Самоход, профилировщик (производительность до 48 м 2 /ч ) | |||||
Бетоноукладчик (производительность до 55 м З /ч) | |||||
Бетоноотделочная машина (производительность до 25 м 2 /ч) | |||||
Нарезчик швов ДШ 1000 | |||||
Кран башенный (грузовой момент до 1600 кН м) | — | ||||
Погрузчик одноковшовый: на базе Т-100 М | |||||
на пневмоходу (грузоподъемность 4 т) | |||||
Транспортер ленточный длиной 10 м | — | — | |||
Лебедки монтажные, с усилием до 50 кН | — | — | |||
Бетоносмесители: передвижные, V = 3З0 л | — | — | |||
стационарные, V = 500 л | — | — | |||
Бетононасосы (производительность до 6 м З /ч) | — | — | |||
Кран на гусеничном ходу: Q = 10 т | |||||
Q =35 т |
Окончание таблицы 8.2
Тип машины | Перио-дичность ТО-1, ч | Перио-дичность ТО-2, ч | Перио-дичность ТО-3, ч | Перио-дичность Т, ч | Перио-дичность К, ч |
Бульдозер класса: 30 кН (на ДТ-75) | |||||
100 кН (на Т-100, Т-130) | |||||
250 кН (на ДЭТ-250М) | |||||
Скрепер самоходный: (на МАЗ-529Е) | — | ||||
(на МоАЗ-546) | — | ||||
(на МоАЗ-531) | — | ||||
Автогрейдер: легкого типа | |||||
тяжелого типа | |||||
Грейдер-элеватор на базе трактора Т-100М | |||||
Планировщик на тракторе: ДТ-75 | |||||
Т-100, Т-130 | |||||
Катки прицепные: кулачковые легкие на базе ДТ-75 | |||||
пневмоколесные легкие на базе ДТ-75 | |||||
на МоАЗ-546 | — | — | |||
на БелАЗ-531 | — |
Сначала по формуле рассчитать число капитальных ремонтов (при этом Пп = 0), затем текущих и ТО-3, далее число ТО-2 и ТО-1. Полученное по формуле число округлить до целого в сторону уменьшения.
Определение числа ТО и Р по формуле рекомендуется для эксплуатирующих организаций, у которых Нф для каждого вида технического обслуживания конкретной машины на конец отчетного года бывает известно. Чтобы найти в процессе выполнения данной лабораторной работы значения Нф по известной наработке Нп (таблица 8.1), можно рекомендовать следующий прием: общее количество отработанных с начала эксплуатации часов Нн следует последовательно разделить на периодичность выполнения капитального, затем текущего ремонта (следовательно, и ТО-3), далее ТО-2 и ТО-1. Получающийся после деления Нн на Тп остаток числа является Нф — фактической наработкой машины на начало планируемого со времени проведения последнего, аналогично расчетному, вида технического обслуживания или ремонта. Далее полученные значения наработок Нф используются для расчета количества ТО и Р в планируемом году.
Пример. Гидравлический экскаватор ЭО-4121 отработал с начала эксплуатации Нн = 10100 ч, планируемая наработка в расчетном году должна составить Нпл=1500 ч. По табл. 2 периодичность Тп для данного экскаватора составляет: капитального ремонта Тпк=8640 ч, текущего ремонта Тпт = 960 ч, технического обслуживания Тпто-2 = 240 ч, Тпто-1 = 60 ч.
Определим фактическую наработку Нф от каждого вида ремонта и технического обслуживания на начало планируемого года:
со времени проведения капитального ремонта:
(остаётся 1460 ч), т.е. Нфк=1460 ч, (8.2)
со времени проведения последнего текущего ремонта (ТО-3)
(остаётся 500 ч), т. е. Нфт=500 ч, (8.3)
со времени проведения последнего ТО-2
(остаётся 20 ч), т. е. Нфто-2=20 ч, (8.4)
со времени проведения последнего ТО-1
(остаётся 20 ч), т. е. Нфто-1=20 ч. (8.5)
Определить необходимое число ремонтов и технического обслуживания в расчетном году:
число капитальных ремонтов
Пк = – 0 (8.6)
Пк = – 0 =
– 0 = 0,34(приблизительно 0)
т.е. в расчетном году капитальный ремонт не следует планировать;
число текущих ремонтов
Пт = – Пк (8.7)
Пт = – Пк =
– 0 = 2,08(приблизительно 2),
т.е. в расчетном году должно быть запланировано проведение двух текущих ремонтов;
число технических обслуживаний ТО-2
Пто-2 = – (Пк + Пт) (8.8)
Пто-2 = – (Пк + Пт) =
– (0+2) = 4,3 (приблизительно 4);
число технических обслуживаний ТО-1
Пто-1 = – (Пк + Пт + Пто-2) (8.9)
Пто-1 = – (Пк + Пт + Пто-2) =
– (0+2+4) =19.
Полученные данные занести в годовой план технического обслуживания и ремонта строительных машин (таблица 8.3).
Таблица 8.3 – Годовой план технического обслуживания и ремонта строительных машин
Наиме-нова-ние и марка машины | Фактическая наработка, ч | Нара-ботка в пла-нируе-мом году, ч | Число ТО и ремонтов в планируемом году | ||||
с нача-ла эксп-луата-ции | со времени проведения | ||||||
К | ТО-3 | ТО-2 | ТО-1 | К | ТО-3 | ТО-2 | ТО-1 |
ЭО-4121 |
2) Составить структурный график (рисунок 8.1) ремонта машин в течение года.
Для составления графика ТО и Р провести временную ось, на которой отложить в определенном масштабе планируемое количество часов Нпл работы машины в расчетном году; в нашем случае Нпл=1500 ч.
За единицу масштаба целесообразно принять отрезок, равный периодичности выполнения ТО-1, ч.
Определить положение точки на временной оси, указывающей момент проведения капитального ремонта. Момент проведения капитального ремонта наступил до начала планируемого периода за 1460 ч.
По данным таблицы 8.1; 8.2 положение момента проведения капитального ремонта должно быть найдено, т. к. построение графика ведётся от него.
От точки капитального ремонта К отложить отрезки, равные в масштабе периодичности текущих ремонтов: если капитальный ремонт производится в расчетном году, Тт откладывается в обе стороны от К; если капитальный ремонт не был проведен и не планируется в расчетном году, Тт откладывается влево от мнимой точки К.
Подсчитать количество текущих ремонтов, попавших на отрезок Нпл расчетного года; в нашем случае Pт = 2.
Подобным же образом от точки К отложить отрезки, равные Тто-2, и подсчитать число Pто-2 = 4. Откладывая отрезки Тто-1 от точки К, получаем количество технических обслуживаний ТО-1; в нашем случае Pто-1=19 (см. рисунок).
Сверить по табл. 8.3 результаты теоретического расчета по структурному графику годового ремонта и технического обслуживания машины.
Рисунок 8.1 – Годовой график ТО и Р строительной машины
– цели лабоpатоpной pаботы;
– основные теоретические сведения по эксплуатации строительных машин;
– исходные данные по ваpианту задания;
– опpеделение количества видов технических обслуживаний и ремонтов в планируемом году;
– пpедставление pезультатов расчета в табличной фоpме (табл. 3);
– построение годового графика ТО и Р строительной машины;
– выводы по pаботе.
1) Какие виды ТО и Р проводятся для строительных машин?
2) Для чего проводятся ТО и Р?
3) Какие данные необходимы для построения годового графика ТО и Р?
4) Как определить количество ТО и Р?
5) Какова последовательность построения годового графика ТО и Р строительных машин?
6) Для чего проводится планирование ТО и Р строительных машин?
Приложение А
№ п/п | Тип | ПВ=15% | ПВ=25% | ПВ=40% | Махо- вой момент, Н∙м 2 | Масса, кг |
Мощ-ность, кВт | Число оборо-тов в мин. | Мощ-ность, кВт | Число оборо-тов в мин. | Мощность, кВт | Число оборо-тов в мин. | |
МТК-11-6 | 2,7 | 2,2 | 1,8 | 1,6 | ||
МТК-12-6 | 3,5 | 2,8 | 2,5 | |||
МТК-21-6 | 6,2 | 4,2 | 3,9 | |||
МТК-22-6 | 7,5 | 6,3 | 5,5 | |||
МТК-31-6 | 13,5 | 9,5 | ||||
МТК-31-8 | 9,3 | 7,5 | 6,5 | |||
МТК-41-8 | 12,5 | 9,5 | 17,8 | |||
МТК-42-8 | 19,5 | |||||
МТК-51-8 | 26,5 | 17,5 | ||||
МТ-52-8 | 23,5 | |||||
МТ-61-10 | ||||||
МТ-62-10 | ||||||
МТ-63-10 | ||||||
МТ-71-10 | ||||||
МТ-72-10 | ||||||
МТ-73-10 |
Приложение Б
Передаточное число | 10,35 | 12,64 | 14,06 | |||||
При числе оборотов ведущего вала | ||||||||
Обозначение редукторов | ||||||||
ЦШД-350 ЦШД-400 ЦШД-500 ЦШД-650 ЦШД-850 ЦШД-1000 | Мощность в кВт | |||||||
6,6 12,7 22,2 52,5 103,0 173,0 | 8,8 17,1 29,4 69,0 — — | 13,2 25,8 43,9 102,0 — — | 5,4 10,4 18,3 42,9 84,5 145,5 | 7,2 14,0 24,2 57,2 111,0 — | 10,7 21,0 36,2 84,0 — — | 4,9 9,4 16,4 38,6 76,0 130,3 | 6,5 12,6 21,8 51,3 100,0 — | 9,6 18,8 32,6 75,3 — — |
Передаточное число | 15,75 | 20,49 | 23,34 | |||||
При числе оборотов ведущего вала | ||||||||
Обозначение редукторов | ||||||||
ЦШД-350 ЦШД-400 ЦШД-500 ЦШД-650 ЦШД-850 ЦШД-1000 | Мощность в кВт | |||||||
4,3 8,4 14,6 34,6 67,6 16,8 | 5,8 11,2 19,5 45,7 90,0 158,5 | 8,6 16,9 29,0 68,9 — — | 3,2 6,1 10,4 25,0 48,9 84,6 | 4,2 8,1 13,9 33,4 65,0 113,0 | 6,3 12,2 21,0 49,6 — — | 2,8 5,4 9,4 22,0 43,0 74,5 | 3,7 7,1 12,2 29,4 57,5 99,5 | 5,5 10,7 18,4 43,8 85,0 — |
Передаточное число | 26,01 | 31,50 | 40,17 | |||||
При числе оборотов ведущего вала | ||||||||
Обозначение редукторов | ||||||||
ЦШД-350 ЦШД-400 ЦШД-500 ЦШД-650 ЦШД-850 ЦШД-1000 | Мощность в кВт | |||||||
2,4 4,6 8,7 19,0 37,4 64,5 | 3,2 6,2 10,6 25,5 49,7 86,0 | 4,8 9,3 16,0 37,9 73,6 — | 2,1 4,0 6,8 16,3 31,8 55,0 | 2,7 5,3 9,1 21,8 42,5 73,5 | 4,1 7,9 13,6 32,4 62,8 109,0 | 1,5 2,8 4,9 11,8 22,9 39,8 | 2,0 3,8 6,5 15,7 30,5 52,8 | 2,9 5,7 9,8 23,2 45,7 78,5 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Волков Д.П., Кpикун В.Я. Стpоительные машины. М.: Высш. шк., 1988. 319 с.
2 Добронравов С.С., Дронов В.Г. Строительные машины и основы автоматизации. М.: Высш. шк., 2003. 575 с.
3 Добронравов М.С., Добронравов С.С. Строительные машины и оборудование: справочное издание. М.: Высш. шк., 2006. 445 с.
4 Емельянов Р.Т., Прокопьев А.П., Турышева Е.С. Механизация и автоматизация строительства. Методические указания к лабораторным работам для студентов специальности 2907, 2906, 2910. / КрасГАСА. Красноярск, 1999.
5 Емельянов Р.Т., Прокопьев А.П., Турышева Е.С. Механизация и автоматизация строительных процессов. Методические указания к лабораторным работам для студентов строительных специальностей 290300 – «Промышленное и гражданское строительство», 290600 – «Производство строительных материалов, изделий и конструкций», 291000 – «Автомобильные дороги и аэродромы». Часть 1 / КрасГАСА. Красноярск, 2003.
6 Емельянов Р.Т., Прокопьев А.П., Турышева Е.С. Механизация и автоматизация строительных процессов. Методические указания к лабораторным работам для студентов строительных специальностей 290300 – «Промышленное и гражданское строительство», 290600 – «Производство строительных материалов, изделий и конструкций», 291000 – «Автомобильные дороги и аэродромы». Часть 2 / КрасГАСА. Красноярск, 2003.
7 Иванов М.Н. Детали машин. М.: Высш. шк, 2007. 408 с.
Источник