- Сельскохозяйственной техники. Организация планирования работ
- Планирование основных затрат средств на техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники
- The draft of standards of costs planning of means on technical service and repairof agricultural machinery
- Организация технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники.
Сельскохозяйственной техники. Организация планирования работ
Организация планирования работ
по техническому обслуживанию и ремонту
Одним из направлений повышения эффективности ремонта машин является совершенствование планирования, учета и контроля за ходом выполнения всех видов технического обслуживания и ремонтных работ. В связи с этим в хозяйстве, бригаде следует обращать особое внимание на своевременное и правильное составление графиков технического обслуживания тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин, учета выполнения ремонтных работ и расхода топлива, на точное и своевременное заполнение учетных и отчетных документов.
Для каждого трактора, комбайна и сложных сельскохозяйственных машин разрабатывается индивидуальный график технического обслуживания и ремонта
В плане-графике технического обслуживания и ремонта машин указывают : выработку от последнего капитального или текущего ремонта до начала планируемого периода, объем работ на предстоящий период, календарные сроки проведения технического обслуживания и ремонта машин, установленные с учетом периодичности их выполнения.
План-график позволяет определить число разных видов технического обслуживания и ремонтов, которые следует провести в планируемый период, потребность в запасных частях, отдельных узлах и деталях по рабочим периодам; порядок контроля за сроками и качеством технического обслуживания и ремонта со стороны специалистов; объем ремонтных работ; затраты материально-денежных средств на техническое обслуживание и ремонт.
Количество ремонтов и технического обслуживания по каждой марке трактора и его хозяйственному номеру определяется по следующей нижеприведенной методике.
Количество капитальных ремонтов определяется по следующей формуле:
где — число капитальных ремонтов;
— наработка тракторов от последнего капитального ремонта (моточасов , или кг израсходованного топлива, или усл. эт. га);
— нормативная годовая нагрузка на данный трактор (моточасов , или кг израсходованного топлива, или усл. эт. га);
— срок между двумя капитальными ремонтами (моточасов , или кг израсходованного топлива, или усл. эт. га).
Количество текущих ремонтов рассчитывается по формуле:
;
где — число текущих ремонтов;
— наработка тракторов от последнего текущего ремонта (моточасов , или кг израсходованного топлива, или усл. эт. га);
— срок между двумя текущими ремонтами (моточасов , или кг израсходованного топлива, или усл. эт. га);
Количество технических обслуживаний ТО-3 определяется:
;
где — число ТО-3;
— срок между двумя ТО-3 (моточасов , или кг израсходованного топлива, или усл. эт. га);
— наработка трактора от последнего ТО-3 (моточасов , иликгизрасходованного топлива, или усл. эт. га).
Количество технических обслуживаний ТО-2 :
;
где — число ТО-2;
— наработка трактора от последнего ТО-2 (моточасов , или кг израсходованного топлива, или усл. эт. га) ;
— срок между двумя ТО-2 (моточасов , или кг израсходованного топлива, или усл. эт. га);
Количество технических обслуживаний ТО-1 :
;
где — число ТО-1;
— наработка трактора от последнего ТО-1 (моточасов , или кг израсходованного топлива, или усл. эт. га);
— срок между двумя ТО-1 (моточасов , или кг израсходованного топлива, или усл. эт. га).
Количество ремонтов тракторов, комбайнов, автомобилей и сельскохозяйственных машин может быть также рассчитано с помощью коэффициентов охвата ремонтом. Для капитального и текущего ремонтатракторов изерновых комбайнов эти коэффициенты соответственно равны 0,33 и 0,67.
Трудоемкость выполнения технических обслуживаний и ремонтов зависит от вида и марки технического средства. Так трудоемкость выполнения ТО-1 трактора МТЗ-82 равна 2,7 чел-ч ; ТО-2 – 6,9 чел-ч; ТО-3 – 19,8 чел-ч; трудоемкость СТО – 3,5 чел-ч; трудоемкость текущего ремонта после наработки 1000 усл.эт.га – 97 чел-ч; трудоемкость капитального ремонта после наработки 1000 усл.эт.га – 311 чел-ч .
Количество условных ремонтов определяется делением общей трудоемкости работ на нормативную трудоемкость (300 чел-ч) одного условного ремонта.
Затраты на техническое обслуживание и ремонт машинно-тракторного парка планируются исходя из объема работ по нормативам.
Годовые планы технического обслуживания и ремонтов подразделений сводятся в годовой план хозяйства. На основе годового плана хозяйства составляются месячные планы технического обслуживания и ремонтов, план использования ремонтной базы хозяйства, заключаются договора с предприятиями и организациями по агросервисному обслуживанию. Передача ремонтно-обслуживающих работ специализированным организациям агросервиса должна быть экономически выгодна хозяйству.
Источник
Планирование основных затрат средств на техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники
о итогам работы сельскохозяйственных предприятий Российской Федерации за 2017 г. (данные годовых отчетов) проведен анализ состояния парка машин. Выявлен возрастной состав имеющей техники. Произведен анализ материально-технического оснащения ремонтных мастерских хозяйств, затрат финансовых средств на ремонт и техническое обслуживание техники. Определена доля ремонта сельскохозяйственной техники, выполняемого в специализированных ремонтных предприятий. Разработан проект нормативов для планирования ремонта сельхозтехники.Ключевые слова: сельскохозяйственные предприятия, анализ, коэффициент охвата ремонтом, трудоемкость работы, ремонтные мастерские, затрат средств, нормативы.
The draft of standards of costs planning of means on technical service and repairof agricultural machinery
Following the results of work of the agricultural enterprises of the Russian Federation for 2017 (data of annual reports) the analysis of a condition of the park of cars is carried out. The age structure of the having equipment is revealed. The analysis of material equipment of repair shops of farms, costs of financial means of repair and maintenance of the equipment is made. The share of repair of agricultural machinery which is carried out in specialized repair shops is defined. The draft of standards is developed for planning of repair of agricultural machinery.Key words: agricultural enterprises, analysis, coverage coefficient repair, labor input of work, repair shops, expenses of means, standards.
В рамках системной работы по мониторингу инженерно-технической инфраструктуры агропромышленного комплекса (АПК) проведен анализ состояния парка машин в сельскохозяйственных предприятиях и организациях.
В результате анализа данных и их статистической обработки получены следующие годовые затраты на ремонт техники для растениеводства.
Общий годовой объем ремонта — 53,33 млрд руб.: 45 % составляют расходы на тракторы; 25 — на зерноуборочные комбайны; 10 % — на грузовые автомобили. Сохранилась тенденция сокращения объемов работ, выполняемых на специализированных ремонтных предприятиях, — до 2,8 % по тракторам; по энергонасыщенной технике кл. 5 (импортным такого же класса) эти объемы составляют 8,0 %, кл. 4 — 5, по зерноуборочным комбайнам кл. 7–8 — 2,9 % (табл. 1, рис. 1).
Результаты исследования затрат средств на ремонт и техническое обслуживание сельскохозяйственной техники показали, что удельные затраты на ремонт, приходящиеся на единицу списочной самоходной техники, имеют значительный разброс показателей: по тракторам кл. 5 — 132–320 тыс. руб/год, кл. 4 — 89–233 тыс., по прочим тракторам — от 59 до 163 тыс., по зерноуборочным комбайнам кл. 7–8 — 126–294 тыс., а также по другим маркам зерноуборочных комбайнов — от 115 до 239 тыс. руб/год.
Затраты средств на ремонт и техническое обслуживание сельскохозяйственной техники, отнесенных к одной списочной машине (тракторов и комбайнов), зависят от уровня оснащенности ремонтных мастерских сельхозпредприятий техническим оборудованием, при его необходимом объеме имеется возможность проводить восстановление узлов, агрегатов и деталей. В итоге снижается стоимость ремонта, а сами ремонтные работы выполняются с меньшими материальными затратами и более высоким качеством.
Анализ состояния ремонтных мастерских хозяйств показал, что технологическое оборудование, инструменты, нормативно-техническая документация за последние 20 лет практически не обновлялись. Имеющаяся нормативно-техническая документация в сельхозпредприятиях относится исключительно к специализированным ремонтным предприятиям и заводам, поэтому не выполняются все требования, которые заложены в этих документах, тем самым снижая качество ремонта сельскохозяйственной техники, что ведет в конечном итоге и к снижению уровня технической готовности всего машинно-тракторного парка [1].
Источник
Организация технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники.
В процессе сельскохозяйственного производства, эксплуатируемые машины и оборудование физически и моральны изнашиваются. Утрачивается их первоначальное техническая работоспособность, уменьшается точность выполнения операций, что негативно отражается на количестве и качестве производимой продукции. Работоспособность сельскохозяйственных машин и оборудования обеспечивается системой технического обслуживания и ремонта. Агросервисные предприятия выполняют ремонт и техническое обслуживание собственной техники, а так же по заявкам сторонних организаций.
Под техническим обслуживанием понимается комплекс работ по поддержанию работоспособности или исправности технического средства в течении полезного срока эксплуатации. Различают следующие виды ТО: ежесменное (ЕТО), периодическое (ТО1, ТО2, ТО3), сезонное ( весенне-летнее и осенне-зимнее), подготовительное к хранению, подготовительное к сезону полевых работ
Ремонт это устранение технических неисправностей, повреждений, изъянов с целью восстановления исправности и работоспособности машин, оборудования т.д. Различают текущий и капитальный ремонт.
Ремонт сельскохозяйственных машин, тракторов, автомобилей, оборудования и т.д. имеет свои особенности в зависимости от характера эксплуатации техники, конструктивных особенностей и т.д. Вместе с тем есть общие закономерности и подходы к организации ремонтных работ.
Существует три метода организации проведения ремонта:
1) ремонт по потребностям, который осуществляется по мере остановки оборудования из-за поломки. При этом методе может быть не выполнено производственное задание, доведенное основному цеху по выпуску продукции. Возрастает степень повышения выпуска продукции низкого качества. Кроме того, при этом методе увеличивается время и затраты на ремонт оборудования в связи с износом сопряженных деталей;
2) метод по дефектным ведомостям основывается на предварительном осмотре оборудования и составления ведомости, обнаруженных дефектов. В ведомости отражается объект ремонта и возможное время его проведения. При этом методе для службы главного механика также затруднено планирования по проведению комплексного ремонта;
3) в основу третьего метода положена система планово-предупредительного ремонта (ППР) и технического обслуживания и ремонта (ТОР). Они представляют собой совокупность организационных и технических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и ремонту по заранее разработанному плану.
Планово-предупредительный ремонт представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание оборудования в работоспособном состоянии и предупреждение аварийного выхода его из эксплуатации. Каждая машина или агрегат после отработки определенного количества часов останавливается и подвергается профилактическому осмотру или ремонту, периодичность которых определяется конструктивными особенностями и условиями эксплуатации машин. Чем больше плановые сроки проведения и объемы ремонтных работ приближаются к действительной потребности и фактическому их объему, тем выше эффективность планово-предупредительного ремонта.
Различают три способа осуществления системы ППР оборудования: послеосмотровый, периодический и стандартный.
При послеосмотровом способе сроки и объем ремонтных работ устанавливают на основе периодически проводимых технических осмотров и диагностики. Это наименее совершенный метод выполнения ремонтных работ. Он не требует детального планирования и составления подробного графика ремонта оборудования.
Более совершенным способом ремонта является периодический. Особенность его заключается в том, что сроки и виды ремонтных работ определяются в плановом порядке с учетом сроков службы деталей и узлов.
При стандартном способе сроки, виды и объем ремонтных работ по каждому виду оборудования определяют и проводят в точном соответствии с планом. Этот метод считается более прогрессивным и используется главным образом при ремонте объектов энергетического хозяйства.
При внедрении систем ППР и ТОР объемы и содержание работ планируются и строго выполняются независимо от фактического состояния оборудования. Применение этих систем основано на точно установленных нормативах.
К нормативам системы ППР относят: длительность ремонтного цикла и его структуру, продолжительность межремонтного и межосмотрового периодов, категорию сложности ремонта и ремонтную единицу, нормы затрат рабочего времени, материалов и простоев оборудования в ремонте.
Ремонтный цикл – это время работы станка от начала ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта.
Структура ремонтного цикла (Рц) – это количество и последовательность входящих в ремонтный цикл ремонтов и осмотров. В системе ППР она дана по группам оборудования. Например, ремонтный цикл легких и средних металлорежущих станков имеет следующее чередование работ:
Таким образом, структура ремонтного цикла этой группы станков включает в себя: 2 средних ремонта, 8 малых ремонтов, 18 осмотров (малый ремонт включает в себя осмотр, средний ремонт включает малый ремонт и осмотр).
Межремонтный период (МРП) – это время работы оборудования между двумя плановыми ремонтами:
,
где – количество средних ремонтов;
– количество текущих (малых) ремонтов.
Межосмотровой период – это время работы оборудования между двумя сменными осмотрами или между осмотром и очередным ремонтом:
,
где – количество осмотров.
Каждой единице оборудования присваивается категория ремонтнойсложности (R). Категория сложности ремонта используется для расчета объема ремонтных работ, который необходим для определения трудоемкости ремонтных работ и на этой основе расчета численности ремонтного персонала и их фонда зарплаты, определения количества станков в ремонтно-механических мастерских.
План ремонта оборудования состоит из следующих документов:
— годового графика ремонта оборудования;
— расчета объема ремонтных работ по цехам и предприятию в целом;
— расчета численности работников в ремонтном хозяйстве и др.
Для определения сроков проведения ремонта и осмотров нужно знать дату и вид последнего ремонта, длительность и структуру ремонтного цикла. На основании этих данных сначала определяют продолжительность (в месяцах) межремонтных и межосмотровых периодов, а затем в графике проставляют, в каком месяце какой вид ремонта и осмотров должны быть. Для удобства планирования текущим (малым) и средним ремонтам в цикле присваивают порядковые номера ( и
,
и
, и т.д.).
Методика определения объема ремонтных работ сводится к следующему. На основании сроков ремонта по видам, установленных в годовом графике и присвоенной каждой единице оборудования категории ремонтной сложности, определяют по месяцам, кварталам и за год количество условных ремонтных единиц ( ), подлежащих в планируемом году осмотрам, текущим (малым), средним и капитальным ремонтам.
Трудоемкость ремонтных работ определяется исходя из количества единиц ремонтной сложности и норм времени, установленных на одну ремонтную единицу.
Суммарная трудоемкость по отдельному виду ремонтных работ определяется по формуле
,
где – трудоемкость i-го вида ремонта оборудования данной группы, нормо-ч;
– норма времени на i-ый вид ремонта на одну ремонтную единицу, нормо-ч;
– суммарное количество i-ых ремонтных единиц.
Расчет численности рабочих, занятых непосредственно на ремонте ( ), определяется по формуле:
,
где – трудоемкость годового объема ремонтных работ, нормо-ч;
– плановый фонд рабочего времени одного рабочего за год, ч;
– коэффициент выполнения норм.
Численность рабочих, занятых на межремонтном обслуживании, определяется по формуле
,
где – сумма ремонтных единиц парка обслуживаемого оборудования;
– норма обслуживания оборудования на одного рабочего в смену, рем. ед;
– годовой фонд времени работы оборудования в сменах;
– годовой фонд времени работы одного рабочего в сменах.
Фонд зарплаты рабочих состоит из тарифного фонда, премиальных выплат и доплат (за работу в ночное время, за неосвобожденное бригадирство, отпускные и др.).
Тарифный фонд зарплаты ( ) рассчитывают по следующим формулам:
– для рабочих, занятых ремонтом:
,
где – трудоемкость всех видов ремонтов, чел.-ч;
– среднечасовая тарифная ставка, руб./ч;
– для рабочих, занятым межремонтным обслуживанием:
.
Потребность в материалах на ремонт рассчитывают по группам однотипного оборудования и видам материалов (прокат черных металлов, трубы, покупные изделия и детали и т.д.) по формуле
,
где – норма расхода материала на капитальный ремонт одной ремонтной единицы (категории сложности);
,
,
– объем ремонтных работ в ремонтных единицах по капитальному, среднему и текущему (малому) ремонту;
,
– коэффициенты, характеризующие расход материала соответственно на средний и текущий ремонты по отношению к капитальному ремонту;
– коэффициент повышения расхода материала в связи с потребностью в нем на осмотры и межремонтное обслуживание.
Затраты на все виды ремонтов финансируются за счет ремонтного фонда, который образуется на предприятии по нормативу за счет себестоимости продукции.
Себестоимость ремонтных работ определяется путем составления сметы затрат, которая содержит следующие статьи: основная и дополнительная заработная плата; стоимость ремонтных деталей (покупных или изготовленных в других цехах); основные и вспомогательные материалы для ремонта и на производство деталей (в данном цехе); электроэнергия и топливо; оплата услуг со стороны других цехов; цеховые (производственные) расходы; общезаводские (общехозяйственные) расходы.
Источник