Работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства: технические вопросы, экономика, риск, менеджмент
2.4.1. Планово-предупредительный ремонт
Планово-предупредительным ремонтом считается вид содержания мостов и путепроводов, предусматривающий выполнение комплекса работ по поддержанию отдельных конструктивных элементов искусственных сооружений в работоспособном состоянии, уменьшению износа элементов конструкций, устранению дефектов и повреждений.
В этом случае под межремонтным периодом сооружения следует понимать минимальный период его бездефектной работы.
Работы по выполнению планово-предупредительных ремонтов принимаются заказчиком. При этом в книге искусственного сооружения делаются соответствующие записи.
2.4.2. Ремонт сооружений (капитальный ремонт и реконструкция)
Капитальный ремонт включает устранение крупных дефектов, замену или усиление неисправных несущих элементов, ликвидацию физического и морального износа несущих конструкций и сооружения в целом.
Капитальный ремонт и реконструкцию производят специализированные строительные организации по специально разработанным проектам.
3. Содержание транспортных сооружений
3.1. Содержание мостовых сооружений
3.1.1. Содержание мостового полотна
Содержание мостового полотна мостов, путепроводов должно обеспечивать:
безопасное движение транспортных средств всех видов с установленными скоростями, а также пешеходов;
ровность и чистоту дорожного покрытия;
проектные продольный и поперечный уклоны проезжей части;
надежное перекрытие деформационных швов и работу их конструкций;
нормальную работу водоотводных устройств;
исправность тротуаров, перил и других ограждающих устройств;
исправность трамвайных путей;
сохранность коммуникаций, расположенных в пределах проезжей части и тротуаров.
Особое внимание должно быть обращено на состояние различных коммуникаций на искусственных сооружениях. При выявлении неисправностей мастер или бригадир должен потребовать от специализированных эксплуатационных служб немедленного их устранения.
Повреждения элементов проезжей части, не препятствующие нормальному движению транспортных средств и пешеходов, исправляются ремонтными рабочими в процессе содержания.
При обнаружении неисправностей, нарушающих нормальную эксплуатацию сооружений, мостовой (дорожный) мастер или бригадир докладывает об этом руководителю организации и принимает необходимые меры по обеспечению безопасности движения транспортных средств и пешеходов, сохранности сооружения.
Контроль над ремонтными работами в пределах проезжей части осуществляет мостовой (дорожный) мастер или бригадир.
При ремонте проезжей части и тротуаров вскрытие мест прокладки коммуникаций производится только с ведома или в присутствии представителей специализированных служб, эксплуатирующих эти коммуникации.
Постоянный и периодический осмотры. Постоянный осмотр предусматривает осмотр состояния покрытия проезжей части и тротуаров, перильных ограждений, бортовых камней и барьерных ограждений, деформационных швов, водоотводных устройств, гидроизоляции, трамвайных путей и других элементов, расположенных на проезжей части.
При осмотре проезжей части и тротуаров следует обращать внимание на их общее состояние и качество уборки, выявлять наплывы, просадки, трещины, места разрушений в покрытии, повреждении ограждений.
При осмотре перил проверяют сохранность поручней, стоек, элементов заполнения и прочность крепления.
При осмотре деформационных швов их очищают от мусора, грязи, снега, льда и регулярно проверяют крепление элементов конструкций шва к пролетным строениям.
При проверке работы водоотводных устройств выявляют неровности и выбоины на проезжей части у водоотводных трубок, проверяют чистоту и сохранность решеток водоотводных устройств и перекрытий деформационных швов.
О неисправности гидроизоляции проезжей части в железобетонных мостовых сооружениях можно судить по наличию выщелачивания цементного раствора на нижней поверхности плит проезжей части, следам вытекания воды из-под тротуаров на фасадных поверхностях пролетных строений.
При осмотре трамвайных путей обращают внимание на наличие просадок, переломов профиля, искривления путей в плане образования выбоин и сколов в стыках, ослабление рельсовых креплений, а также на состояние уравнительных приборов.
Главной задачей периодического осмотра мостового полотна является проверка осуществления постоянных осмотров и оценка содержания сооружения. При периодическом осмотре мостового полотна проверяют состояние тех же элементов, что и при постоянном осмотре.
Специальные наблюдения. Специальные наблюдения за мостовым полотном проводятся в случае использования новых опытных конструкций дорожной одежды, гидроизоляции, деформационных швов.
Уход за мостовым полотном. Главной целью ухода является своевременная очистка всех его элементов от мусора, грязи, снега.
Для предупреждения повреждения ограждений проезжей части, части ее шириной по 1 м от ограждений, убираются вручную.
Тротуары так же убираются вручную.
При образовании гололеда, поверхность проезжей части и тротуаров посыпают песком. Применение хлоридов запрещается.
Деформационные швы со скользящим листом и гребенчатого типа требуется регулярно очищать от мусора, попадающего в зазоры между гребенками и листом.
Производить смазку и подтяжку болтов натяжных устройств. Регулярно промывать напорной водой подвесные водоотводные лотки под деформационными швами.
В швах заполненного типа при старении и выкрашивании битумной мастики или ее выпотевании своевременно производить ее замену.
Производить заливку битумом трещин в асфальтобетонном покрытии проезжей части и подходов.
Прочищать водоотводные лотки и всю водоотводную систему сброса воды (лотки, трубы) от грязи и льда.
Профилактика и планово-предупредительный ремонт. Профилактика и планово-предупредительный ремонт элементов мостового полотна выполняют с целью предупреждения и устранения неисправностей, выявленных в процессе эксплуатации и осмотров.
Ремонт производят, как правило, без прекращения движения транспортных средств по сооружению. Места производства работ ограждаются в соответствии с «Инструкцией по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ (ВСН 37-84) (16).
3.1.2. Содержание железобетонных пролетных строений
Основной задачей содержания железобетонных, бетонных и каменных пролетных строений является поддержание работоспособности их без снижения проектной грузоподъемности и появления недопустимых деформаций. Для выполнения этой задачи выполняются работы по уходу, профилактике и планово-предупредительному ремонту.
При сильном загрязнении частей пролетных строений (торцы балок у деформационных швов, нижние уширения с фасадных сторон арок, консольных балок и т.п.) периодически проводят работы по уходу — очистке, промывке элементов пролетных строений.
Постоянный и периодический осмотры. Постоянный осмотр предусматривает систематическое наблюдение за состоянием несущих элементов пролетных строений. Особое внимание при этом должно быть обращено на состояние подферменных площадок и опорных частей, а также мест, расположенных под водоотводными устройствами и деформационными швами.
Задачей постоянного осмотра является:
наблюдение за изменением обнаруженных дефектов во времени, если эти дефекты не требуют немедленного устранения;
составление плана ремонтных работ;
производство при необходимости контрольно-измерительных съемок.
В элементах конструкций пролетных строений необходимо определять:
места фильтрации воды и выщелачивания бетона;
пятна ржавчины на бетонной поверхности;
трещины, раковины и сколы в бетоне;
разрушение и коррозию арматуры и закладных деталей;
отслоение защитного слоя бетона;
остатки опалубки в бетоне;
участки разрушения бетона и арматуры, вызванные ударами проходящих транспортных средств и другими механическими воздействиями.
Выявление в пролетных строениях участков с пятнами ржавчины свидетельствует о нарушении водонепроницаемости бетона или на недостаточную толщину защитного слоя арматуры.
Особое внимание следует обращать на появление трещин в бетоне и кладке, при их появлении необходимо выяснить причину их образования и характер развития.
Усадочные и температурно-усадочные трещины влияют в основном на долговечность конструкций, а силовые — как на долговечность, так и на грузоподъемность сооружения.
При обследовании трещин необходимо замерять величину их раскрытия, так как с увеличением ширины трещины возникает опасность коррозии арматуры.
В конструкциях с обычной стержневой арматурой безопасными можно считать трещины с раскрытием до 0.3мм (в обычных условиях) и до 0.2 мм (при агрессивной окружающей среде).
Обнаруженные трещины необходимо замерять в наиболее широком месте. Для измерения применяют лупы с делением и щупы (набор тонких пластин разной толщины).
Интенсивность развития трещин определяют по данным длительных наблюдений и результатам сравнения натурных измерений при данном осмотре с более ранними.
Для наблюдения за изменением трещин, расположенных в зоне силовых воздействий пролетного строения, применяют контрольные маяки. Маяк представляет собой полоску из гипса, который перекрывает трещину в месте ее большего раскрытия. Места под маяки должны быть предварительно расчищены. Измерения величин р аскрытия трещин производят с помощью микроскопа, лупы с делениями или щелемеров. В натуре и книге искусственного сооружения обязательно указывают дату установки маяка, длину и ширину раскрытия трещин.
Для проверки качества (прочности и плотности) бетона конструкций используют:
При отсутствии приборов прочность бетона можно определить приближенно с помощью обычного молотка массой 0.3-0.4 кг, которым наносят удары по бетонной поверхности.
Если на бетонной поверхности образуются глубокие следы (вмятины), то бетон имеет класс ниже В12.5. При классе В12.5-15 на бетоне обычно остается заметный след, при ударе раздается звонкий звук, а при более высоком классе — след мало заметен.
При этом плотный бетон издает звонкий звук, а бетон со скрытыми дефектами (пустоты, отслоения бетона, слабый бетон) — глухой.
Для определения состояния арматуры при чрезмерных деформациях элемента (трещины более 0.5 мм, потеки ржавчины) отдельные участки бетона вскрывают до арматуры с целью установления характера ее повреждения (коррозия или разрыв).
Места предполагаемой коррозии арматуры в обычных железобетонных конструкциях проверяют с предварительным сколом защитного слоя бетона на участке более 10 см 2 с последующей тщательной заделкой этого слоя. Скол защитного слоя бетона в конструкциях из предварительно напряженного железобетона при постоянном осмотре делать запрещается.
При осмотре несущих конструкций балочных пролетных строений проверяют состояние плиты проезжей части, главных балок, диафрагм, поперечных балок.
При этом необходимо выявлять наличие трещин в бетоне:
поперечных в растянутой зоне;
продольных и косых в сжатой зоне;
наклонных в приопорных участках;
продольных вдоль напрягаемой арматуры и в местах ее анкеровки;
стыков составных конструкций.
В главных балках необходимо следить за появлением трещин и сколов в бетоне сжатой зоны, частых поперечных трещин в зоне растянутои арматуры с раскрытием более 0,3 мм и косых сквозных трещин в балках и диафрагмах.
Частые поперечные трещины в растянутой зоне изгибаемых элементов, выполненных из обычного железобетона, при раскрытии более 0,5 мм служат признаком серьезного повреждения элемента. При обнаружении таких дефектов необходимо определить возможность дальнейшей эксплуатации конструкции.
В сборных пролетных строениях необходимо проверять состояние стыков балок по диафрагмам или по плите проезжей части, так как некачественное их выполнение приводит к нарушению работы пролетного строения в целом — к изменению распределения усилий между балками.
При осмотре несущих конструкций пролетных строений из предварительно напряженного бетона необходимо учитывать повышенную опасность коррозии высокопрочной арматуры и возможность развития общих деформаций за счет ползучести бетона.
При обнаружении в растянутой зоне поперечных трещин с раскрытием 0,1 мм и более необходимо проверить величины прогиба или выгиба элемента, выявить причины образования дефекта и определить возможность и условия дальнейшей эксплуатации пролетного строения.
В предварительно напряженных балках необходимо проверять наличие трещин в опорных узлах, в местах анкеровки напрягаемой арматуры и в зоне стыков сборных блоков.
Характерные типы трещин в железобетонных пролетных строениях приведены на рис. 1.
В мостах с подвесными пролетными строениями необходимо обращать внимание на наличие трещин и сколов бетона в местах опирания подвесных пролетных строений, а в неразрезных и консольных пролетных строениях — на наличие поперечных трещин в надопорных участках.
При осмотре массивных каменных, бетонных и железобетонных арок и сводов необходимо проверять участки, соответствующие замку, четверти и пяте арки, где могут быть трещины.
Если над аркой или сводом сплошная кладка, то трещины могут возникнуть по всей ее высоте. Трещины в стойках над-арочного строения возникают при отсутствии в них шарниров и при небольшой их длине.
При осмотре пролетных строений необходимо обращать внимание на нарушение опирания их на опорные части и опоры. Неправильная установка
балок приводит к сколам бетона торцов балок и ригеля под балками, а также к нарушению работы пролетных строений на температурные воздействия при отсутствии зазора между балками смежных пролетов.
Раковины, сколы, участки слабого бетона обводят мелом по их периметру, размеры и глубина их помечаются условными обозначениями: сколы — С, внутренние полости — ВП, раковины—Р, участки слабого бетона — СБ, раковины с обнажением арматуры — РО, сколы с обнажением арматуры — СО и т. д.
Периодические осмотры железобетонных пролетных строений проводят, не реже двух раз в год.
Главная цель — проверка качества постоянных осмотров и выполненных ремонтов.
На всех мостах измеряется строительный подъем пролетных строений или их провисание. Нивелирование проводят по постоянным закрепленным точкам. Результат заносится в мостовую книгу и паспорт.
Постоянный и периодический осмотры опорных частей. В опорных частях железобетонных мостовых сооружений наиболее часто встречаются следующие дефекты:
смещение и перекосы элементов опорных частей в плане и в вертикальной плоскости;
вдавливание нижних подушек в бетон подферменников или опорных площадок;
нарушение заделки верхней и нижней подушек в балку пролетного строения и опорную площадку или подферменник;
загрязнение, разрушение окраски и ржавление металлических элементов;
трещины, сколы бетона валков.
В слоистых резиновых опорных частях наиболее распространенными дефектами являются трещины, недопустимые сдвиги, старение резины.
При периодическом осмотре опорных частей наклон валков (смещение катков) определяют путем измерения расстояния между осью опирания пролетного строения на опорную часть (ось верхней опорной плиты) и осью нижней опорной подушки.
Специальные наблюдения за пролетными строениями и опорными частями. Специальные наблюдения организуют на сооружениях, которые имеют дефекты, длительно развивающиеся во времени (провисание пролетных строений, развитие трещин в коробчатых пролетных строениях, значительные перемещения опорных частей из-за деформации ползучести пролетных строений, неравномерной осадки опор и т.п.).
Наблюдения проводят по программам, которые разрабатывает организация, проводившая обследование сооружения. Главная цель наблюдений — выдача оперативной информации о состоянии сооружения мостообследовательской организации.
3.2. Содержание автомобильных дорог
3.2.1. Задачи содержания автомобильных дорог
Содержание автомобильной дороги — комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги.
Задача содержания состоит в обеспечении сохранности дороги и дорожных сооружений и поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года.
Работы по содержанию не требуют составления проектной документации и выполняются на основе нормативов, ведомостей дефектов и смет. По усмотрению заказчика (инвестора) может разрабатываться проектная документация
3.2.2. Состав работ по содержанию автомобильных дорог
К содержанию автомобильной дороги относят работы:
По полосе отвода, земляному полотну и водоотводу:
— систематическое поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке;
— очистка от мусора и посторонних предметов, планировка;
— скашивание травы и вырубка кустарника с уборкой порубочных остатков; ликвидация нежелательной растительности химическим способом;
— очистка обочин от пыли и грязи;
— систематическое поддержание в работоспособном состоянии системы водоотвода;
— прочистка и профилирование кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений;
— прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, подводящих и отводящих русел у мостов и труб, быстротоков, перепадов и т.д., исправление повреждений и планировка откосов насыпей и выемок (с добавлением при необходимости грунта);
— подсыпка, срезка, планирование и уплотнение неукрепленных обочин;
— устранение деформаций и повреждений на укрепленных обочинах;
— ликвидация съездов и въездов в неустановленных местах, устройство и профилирование летних тракторных путей;
— выполнение мероприятий по обеспечению охраны природной среды;
— установление и обозначение придорожных полос автомобильных дорог.
По дорожным одеждам:
— очистка дорожных покрытий от мусора, пыли и грязи, уборка посторонних предметов, устранение скользкости, вызванной выпотеванием битума, устранение мелких деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок и др.), исправление кромок (бордюров) на всех типах покрытий, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов в цементобетонных покрытиях;
— ремонт сколов и обломов плит цементобетонных покрытий, замена, подъемка и выравнивание отдельных плит;
— защита цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений;
— устройство защитных слоев из эмульсионно-минеральных смесей на участках шелушения и выкрашивания асфальтобетонных и цементобетонных покрытий;
— ликвидация колей глубиной до 30 мм путём укладки двух слоев эмульсионно-минеральной смеси или поверхностной обработки по полосам наката шириной до 0,8 м;
— частичное фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям с заполнением колей чёрным щебнем или асфальтобетонной смесью и устройством защитного слоя из эмульсионно-минеральной смеси на всю ширину покрытия;
— остановка и предупреждение развития трещин и сетки трещин устройством изолирующего слоя мелкозернистой поверхностной обработки локальными картами;
— восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий и укладка их вновь на отдельных небольших по протяжённости (до 20 м) участках дороги; исправление профиля щебеночных и гравийных покрытий с добавлением щебня или гравия;
— профилировка грунтовых и грунтовых улучшенных дорог, восстановление профиля и улучшение их проезжей части щебнем, гравием, шлаком и другими материалами с расходом до 100 м3 на 1 километр;
— обеспыливание дорог; уход за участками дорог с пучинистыми и слабыми грунтами.
Источник