Плата за содержание ремонт жилого помещения собственников

Губин Виталий

В части 1 ст. 153 ЖК РФ закреплена общая обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Однако не всякий знает, что из себя представляет структура платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Законодатель разделяет обязанность по оплате за жилое помещение для нанимателя и для собственников жилого помещения.

Так, если в части 3 ст. 678 ГК РФ и в пункте 5 части 3 ст. 67 ЖК РФ для нанимателя жилого помещения предусмотрена обязанность по оплате за жилое помещение, то собственники помещений в многоквартирном доме, являющиеся одновременно долевыми собственниками всего общего имущества в таком доме, в соответствии со ст. 249 ГК РФ, а также части 3 ст. 30 и части 1 ст. 39 ЖК РФ обязаны соразмерно со своей долей в общем имуществе участвовать в издержках по его содержанию и ремонту.

Таким образом, законодатель ограничивает обязанность собственников помещений по оплате за жилое помещение их издержками по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Именно поэтому в статье 154 ЖК РФ определены разные структуры платы за жилое помещение, которые включают в себя:

а) для нанимателей жилого помещения:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также – коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

б) для собственника помещения в многоквартирном доме:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт.

3) плату за коммунальные услуги.

Значит, как наниматели жилых помещений, так и собственники помещений в многоквартирном доме обязаны участвовать в расходах на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме соразмерно площади занимаемого жилого помещения (для нанимателей) и своей доле в праве общей собственности на это общее имущество (для собственников помещений) путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Но в отличие от собственников помещений наниматели жилых помещений не несут расходы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а собственники помещений, в отличие от нанимателей, не несут расходы по оплате за пользование жилым помещением.

В частях 1 и 2 статьи 154 ЖК РФ определяется также структура платы за содержание и ремонт жилого помещения, которая включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Следует обратить внимание на то, что во всех случаях говорится о двух составляющих: об услугах и о работах.

В соответствии с пунктом 1 Официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг, утвержденной Приказом Росстата от 26.06.2013 № 234, под услугами понимаются результаты производственной деятельности, осуществляемой по заказу в соответствии со спросом потребителя с целью изменения состояния потребляющих единиц или содействия обмену продуктами или финансовыми активами. Услуги не являются объектами, в отношении которых могут быть установлены права собственности. Они не могут предоставляться в отрыве от их производства и находиться в запасах у производителей (например, ведение учёта, начисление квартплаты, оформление регистрации по месту жительства, выдача справки и т.д.). Соответственно, под работами следует понимать результаты производственной деятельности, воплощающиеся в материально-вещественной форме, на которую могут распространяться права собственности (например, ремонтные работы, установка оборудования и т.д.).

Читайте также:  Решения для ремонта балкона

Таким образом, содержание и ремонт жилого помещения – это деятельность по выполнению целого комплекса определенных услуг и работ. Но тут возникает вопрос: какие услуги и работы имеются в виду? Для ответа на поставленный вопрос необходимо обратиться к соответствующим подзаконным актам и методическим рекомендациям.

Так, в п. 11 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 перечислены конкретные составляющие содержания общего имущества, которые можно систематизировать по следующим группам:

– осмотр общего имущества;

– обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем к предоставлению коммунальных услуг;

– уборка помещений и земельного участка;

– сбор и вывоз бытовых отходов;

– подготовка к сезонной эксплуатации общего имущества;

– текущий и капитальный ремонт общего имущества.

Первые пять мероприятий из данного списка групп соответствуют понятию услуг, являющихся предметом договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ).

А вот проведение текущего и капитального ремонта – это уже выполнение определенных работ, подпадающих под признаки предмета договора подряда (гл. 37 ГК РФ).

В соответствии с п. 18 вышеуказанных Правил содержания общего имущества текущий ремонт общего имущества проводится для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, а также для устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).

В соответствии с п. 21 вышеуказанных Правил содержания общего имущества капитальный ремонт общего имущества проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).

В соответствии с п. 24 вышеуказанных Правил содержания общего имущества сведения о составе и состоянии общего имущества, на основании которых должны приниматься решения о проведении соответствующих ремонтных работ, отражаются в технической документации на многоквартирный дом, а именно:

а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;

б) документы (акты) о приемке результатов работ;

в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;

Если разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию получено после 1 июля 2007 г., то к технической документации также относится инструкция по эксплуатации многоквартирного дома установленной формы, которая включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.

Несколько сложнее с раскрытием понятия «управление многоквартирным домом».

Нормы об управлении многоквартирным домом в Гражданском кодексе РФ не имеется, но есть Глава 53 о доверительном управлении имуществом, в отдельных нормах которой перечисляются функции управления (например, части 2 и 3 ст. 1012, часть 1 ст. 1018, части 1 и 3 ст. 1020 ГК РФ), в полной мере применимые и к услугам по управлению многоквартирным домом. Из указанных норм закона следует, что управленческие функции – это организация, учёт и контроль.

Читайте также:  Какие документы нужны для налогового вычета по ремонту квартиры

А с учетом определенных в ч. 1 ст. 161 ЖК РФ требований к деятельности по управлению многоквартирным домом можно определить управленческие функции как комплекс услуг и работ по организации, учёту и контролю деятельности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, необходимых для жизнеобеспечения данного многоквартирного дома.

Из анализа Правил содержания общего имущества и Правил предоставления коммунальных услуг, а также из анализа судебной практики можно сделать вывод о том, что к управленческим услугам и работам управляющей организации, которые включаются в оплату за управление домом, в частности, относятся:

– хранение и ведение технической документации по многоквартирным домам;

– заключение договоров на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества с подрядными организациями, осуществление контроля качества выполненных работ;

– заключение договоров на холодное и горячее водоснабжение, отопление, водоотведение;

– начисление и сбор платы за содержание и ремонт общего имущества, коммунальные услуги, взыскание задолженности по указанным платежам;

– осуществление контроля качества коммунальных услуг;

– осуществление регистрационного учета граждан;

– выдача собственникам помещений в многоквартирных домах различных справок;

– информирование собственников помещений об изменении тарифов;

– подготовка предложений о проведении текущего и/или капитального ремонта в многоквартирных домах.

Источник

Правила установления размера платы за содержание жилого помещения

Продолжаем рассказывать о главных темах Итоговой онлайн-конференции за 2018 год. Во второй день Сусана Киракосян рассмотрела позиции высших судов об утверждении размера платы за содержание общего имущества. Узнайте, как правильно обосновать, утвердить и даже оспорить размер такой платы.

Как обосновать размер платы за содержание жилого помещения

Существует несколько критериев, при соблюдении которых размер платы за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме будет считаться обоснованным.

Первое условие – размер такой платы должен обеспечивать надлежащее содержание общего имущества МКД и быть соразмерен утверждённому перечню, объёму и качеству услуг и работ (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, п. п. 29, 35 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

Минстрой РФ в своём письме от 17.03.2016 № 7513-ОЛ/04 отмечает, что для определения размера платы обязателен индивидуальный подход к каждому многоквартирному дому.

Второй критерий – размер платы должен быть рассчитан профессионалами и документально подтверждён. Расчёт выполняется в отношении каждого МКД по результатам осмотров состояния общего имущества такого дома.

Цель таких осмотров – своевременное определение видов и объёмов работ по ремонту ОИ для предотвращения угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пп. «а» п. 11 ПП РФ № 491). Результат осмотра оформляется в виде акта и считается основанием для принятия мер по устранению дефектов (п. 14 ПП РФ № 491).

Третий критерий – размер платы должен быть согласован обеими сторонами договора управления многоквартирным домом, так как считается существенным условием такого договора. Если размер платы не согласован, договор недействителен.

И последний критерий – различия в размерах платы для жилых и нежилых помещений допустимы только в тех случаях, когда они не являются дискриминационными для какой-то из сторон. Подробнее о том, какая дифференциация возможна и к каким решениям в случае споров собственников жилых и нежилых помещений по этому вопросу приходят суды, вы можете узнать в видеозаписи онлайн-конференции.

Как утверждается размер платы за жилое помещение

Выше мы рассказали о первом этапе утверждения размера платы за жилое помещение – его обосновании. Перейдём к следующим действиям.

Управляющая организация размещает составленные ею предложения о размере платы на досках объявлений в подъездах МКД или в пределах земельного участка такого дома. Сделать это нужно не позднее, чем за тридцать дней до следующего этапа утверждения размера платы – проведения общего собрания собственников помещений в МКД. Проводится такое собрание в соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ.

Читайте также:  Как отмыть подоконник пластикового окна после ремонта

Если домом управляет ТСЖ, ЖК или ЖСК, решение об утверждении размера платы принимается на общем собрании членов товарищества или кооператива на основе утверждённой сметы доходов и расходов (п. 4 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ).

Если предложенный размер платы превышает размер, установленный субъектом РФ для собственников, которые не утвердили плату или не выбрали способ управления МКД, предложение о размере платы должно содержать:

  • смету расчёта,
  • обоснование размера платы,
  • обоснование превышения такого размера.

Новое требование к детализации размера платы установлено п. 31 ПП РФ № 491: в обосновании превышения необходимо детально прописать расчёт годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также указать периодичность, с которой они будут выполняться.

Следующий этап – проведение общего собрания собственников помещений в МКД. Не забудьте о порядке проведения собраний, описанном в ст. ст. 44–48 ЖК РФ.

После собрания проинформируйте о его результатах собственников помещений в МКД (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ) и ГЖИ (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ, ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ).

Когда можно оспорить экономически необоснованный размер платы за содержание

Нередки ситуации, когда у управляющей организации и собственников помещений возникают разногласия при утверждении размера платы за содержание и ремонт ОИ в МКД. Например, собственники принимают на ОСС не предложенный управляющей организацией размер платы, а тот, который сами считают нужным.

Первое, о чём рекомендуем помнить при возникших между управляющей организацией и собственниками помещений в МКД спорах о размере платы за содержание жилого помещения, – размер платы должен быть обоснованным (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22, определение КС РФ от 28.03.2017 № 700-О). Если собственники произвольно корректируют размер платы, исключая из него обязательные статьи затрат, правосудие будет на стороне УО.

Управляющая организация может оспорить решение ОСС об изменении размера платы, если оно принято без учёта предложений УО и является экономически необоснованным. Установленный размер платы должен обеспечивать содержание общего имущества МКД в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22).

В это же время в определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 10.04.2018 № 6-КГ18-6 указано, что платежи по содержанию ОИ должны быть достаточными для финансирования работ и услуг, необходимых для поддержания помещения в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.

Примеры решений, в которых суд встал на сторону управляющей организации, вы найдёте в раздаточном материале ко второму дню итоговой онлайн-конференции. А в видеозаписи можно посмотреть рекомендации Сусаны Киракосян о том, как управляющей организации защитить свою позицию в суде.

О чём ещё мы поговорили

Во второй день онлайн-конференции мы затронули ещё несколько важных для управляющих организаций тем:

  1. Какие неудачные формулировки об индексации размера платы за жилое помещение управляющие организации включают в договор управления МКД.
  2. Как оформить решение общего собрания о новом размере платы.
  3. Какие последствия ждут управляющую организацию, если она оспорит установленный собственниками необоснованный размер платы.
  4. В каком порядке и где рассматриваются споры о взыскании, перерасчёте платы и порядке её внесения.

Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в видеозаписи онлайн-семинара. А в раздаточном материале мы собрали примеры судебных решений, которые помогут управляющим организациям выстроить правильную позицию при возникновении споров об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Источник

Оцените статью