- Оборудования для починки кузова в домашних условиях
- Виды ремонта и оборудование для кузовных работ
- Виды стапелей
- Оборудование для ремонта кузова автомобиля
- Что такое кузовной стапель, зачем он нужен и как он работает
- Что это такое
- Принцип работы
- Разновидности
- Подкатной
- Напольный
- Рамный
- Платформенный
- Значимость контроля и сохранения геометрии кузова
Оборудования для починки кузова в домашних условиях
Каждый автовладелец рано или поздно сталкивается с проблемой локального или полного кузовного ремонта. Выполнить данную процедуру нужно не только после ДТП, но и в случае небольшого механического повреждения, ведь дефект не только портит внешний вид авто, но и может стать причиной дальнейшей деформации кузова и разрушения лакокрасочного покрытия. гараж с оборудованием
Оборудование для ремонта автомобилей необходимо приобретать специальное, поскольку выполнить все качественно, используя только подручные материалы, невозможно. Выполнять кузовной ремонт нужно не только после ДТП, но при коррозийном поражении металла.
Выполнить все работы можно своими руками, но устранить более масштабные и глубокие повреждения лучше доверить специалисту, чтобы не усугубить ситуацию.
Виды ремонта и оборудование для кузовных работ
Выбор инструментов и способа устранения повреждений будет зависеть от того, насколько масштабен дефект и какова его глубина. Мелкие дефекты можно убрать буквально за несколько часов и для выполнения работ не понадобится специальное оборудование.
Если же кузов транспортного средства серьезно деформирован, понадобится выполнить весь спектр работ: восстановление геометрии, шпаклевка и грунтовка поверхности (подготовка к окрашиванию), шлифовальные работы и нанесение нового лакокрасочного покрытия.
Профессиональное оборудование для ремонта авто имеется на СТО, где выполнят не только ремонтные работы, но и оценят степень ущерба и проведут полную диагностику состояний автомобиля.
Капитальный ремонт может понадобиться не только после аварии, но и в том случае, если автомобиль пострадал от стихии. Провести ремонт своими силами практически нереально, поэтому лучше обратиться за помощью на СТО. Оборудование для ремонта кузовов автомобилей:
- Стапели – ремонт с их помощью проводится, только если проведение операции контролирует точнейшая электронная система измерений.
- Подъёмник – для удобства выполнения ремонта.
- Споттер – используется для проведения рихтовочных работ.
- Аппарат для точечной сварки.
- Домкрат.
- Прочие слесарные инструменты.
- Пневмоинструменты.
- Цепи и фиксаторы – чтобы выполнять рихтовочные работы было намного удобней.
Виды стапелей
С его помощью можно выполнить ремонт кузова транспортного средства и вернуть ему первоначальный вид. Стапель лучше называть не инструментом, а специальным приспособлением, с использованием которого можно исправить геометрию кузова. Его можно купить, а можно попытаться сделать своими руками из ненужных металлоконструкций.
Принцип работы стапелей заключается в том, что усилие в несколько тонн используется для сжимания и растягивания. Конечный результат в этом случае зависит от того, насколько жестко и прочно деталь, которая подлежит ремонту, была закреплена. Разновидности стапелей:
- Платформенный. Автомобиль с помощью специальных зажимов фиксируется на платформе. Благодаря силовым стойкам обеспечивается необходимый уровень усилия, благодаря которому можно восстановить геометрию кузова авто. Преимуществом такого типа стапелей является то, что установить автомобиль на платформу очень просто. Кроме того исправить подобным способом можно практически любые изъяны, независимо от их сложности. Стапель для кузовного ремонта грузовых автомобилей может быть использован с такой же эффективностью, как и для ремонта легковых авто.
- Напольный. Такие приспособления для ремонта кузовов автомобилей включают в себя сразу несколько элементов: рельсы, стойки, а также специальные зажимы и анкера. Рельсы необходимо устанавливать таким образом, чтобы они находились на одном уровне с полом. Благодаря такому монтажу их можно использовать не только в комплекте со стапелем, но и без него. Минусом такой конструкции является то, что переместить ее невозможно. Поэтому устанавливать ее следует только в том случае, если помещение для ремонта имеет достаточную для этого площадь.
- Рамный. Автомобиль фиксируется на ремонтном стенде при помощи специальных домкратов. Отличительной особенностью этого типа стапелей является то, что отремонтировать с их помощью можно только повреждения небольшого размера. При этом оборудование такого типа очень удобно, поскольку после его установки под днищем ремонтируемого авто остается еще много места. Еще одним преимуществом рамного стапеля является его легкость, поэтому работать можно на любой удобной для мастера высоте.
Оборудование для ремонта кузова автомобиля
Для того чтобы выполнить работы максимально качественно, помимо стапелей и прочего оборудования также необходимо приобрести измерительную аппаратуру, которая будет контролировать параметры геометрии кузова автомобиля, а также будет следить за изменениями конфигурации транспортного средства.
Гидравлика – это целый набор приспособлений, с помощью которых можно выполнить кузовной ремонт. Единственное различие между этими инструментами – это их тоннажность. Обычно в набор входят: разнообразные насадки и специальные уплотнители, а также гидравлический насос.
оборудование для ремонта
Ценовая категория очень широкая, можно приобрести как целый комплект, так и все инструменты по-отдельности и собрать из них свой набор. Чтобы выполнить рихтовку (вернуть кузову автомобиля его первоначальный вид), опытный мастер использует такой список инструментов:
- Рихтовочные молотки (могут быть самой разнообразной формы).
- Резиновый молоток.
- Молоток безынерционный и вакуумный (обычно оснащен специальными присосками, с помощью которого очень удобно вытягивать вмятины). Используется такой инструмент не очень широко, поскольку для владения им необходимо иметь некоторые практические навыки.
- Рихтовочная правка – это специальный инструмент изогнутой формы с острым краем. Может быть двусторонним, угловым и пр.
- Киянка (может быть резиновой или деревянной).
- Рихтовочная ложка (это универсальный инструмент, с помощью которого можно выстукивать вмятины на кузове или же просто вытягивать их).
Несмотря на внушительную длину этого списка, все названные инструменты будут занимать совсем немного места в гараже, в то время как их польза будет неоценимой. При наличии опыта можно использовать некоторые инструменты вместо других и при этом качество выполнения ремонта никак не пострадает.
Также для правильного выполнения ремонта кузова транспортного средства может понадобиться:
- Наковальня. Это ручной инструмент небольшого размера, который отлично подходит для выполнения работ по удалению вмятин с кузова.
- Блоки для насечки. Изготовить их можно даже самостоятельно. В процессе ремонта они очень полезны, поскольку с их помощью можно выполнять удары максимально прицельно.
- Шлифмашинка. С ее использованием можно намного эффективней устранять неровности поверхности, при этом сильно сэкономив время и силы.
- Сварочный споттер, с помощью которого выполняется рихтовка кузова.
- Домкрат. Несмотря на кажущуюся простоту устройства, он может быть очень полезным в процессе выполнения ремонта, в тех случаях, когда необходимо немного приподнять транспортное средство.
Источник
Что такое кузовной стапель, зачем он нужен и как он работает
Кузовной ремонт можно разделить на мелкий и крупный. Мелкие работы предусматривают восстановление лакокрасочного слоя, удаление небольших царапин и вмятин. При определённых обстоятельствах большую часть таких мероприятий можно выполнить самостоятельно.
Крупный кузовной ремонт включает в себя совершенно иные понятия. Это ситуации, когда в результате аварий, ДТП и прочих обстоятельств нарушается геометрия кузова. Обычным молотком подобное не исправить. Восстановление геометрии предусматривает необходимость использования специального рихтовочного оборудования, среди которого особое место занимает стапель или просто стенд для правки.
С помощью таких установок удаётся довольно быстро и качественно вернуть кузову его прежнее состояние. Стапели практически не применяются в гаражных условиях, а используются в автосервисах и на СТО.
При этом автовладельцам важно понимать, как устроены стапели, какими они бывают и насколько тот или иной вид рихтовочного стенда может справиться с поставленной задачей по восстановлению нарушенной геометрии кузова автотранспортного средства.
Что это такое
Кузов является важнейшим элементом каждого автомобиля, и состоит из большого количества компонентов, элементов и деталей. Когда они серьёзно деформируются, то ведёт к такому явлению как нарушение геометрии.
Своими руками восстановить подобный дефект практически невозможно. Для подобных ремонтно-восстановительных работ были созданы рихтовочные стенды, которые принято называть стапелями. Это во многом позволяет ответить на вопрос о том, для чего нужен стапель и насколько это нужные установки в каждом автосервисе.
В основном стапели оснащаются гидравлической силовой установкой, с помощью которого удаётся создать большое усилие, направленное на исправлении формы кузова после ДТП, аварии и других ситуаций. Причём специализированные агрегаты порой справляются даже с очень сильными повреждениями.
Рихтовочный стенд служит для проведения сложного кузовного ремонта и восстановления геометрии на различных транспортных средствах. В его состав входит большое число приспособлений и инструментов. При этом все они преследуют одну цель. А именно вернуть кузову его изначальную форму.
Среди основных компонентов стенда выделяют:
- разного рода захваты;
- цепи;
- измерительные приборы;
- споттеры и пр.
Многокомпонентная конструкция обеспечивает возможность не просто силой воздействовать на металл кузова, но и точно дозировать усилия, распределять нагрузку, прочно хвататься за металл, измерять текущие параметры. Ведь можно легко переусердствовать, в результате чего кузов уже не будет подлежать восстановлению.
Принцип работы
В основном стапели или рихтовочные стенды используются в работе с автотранспортными средствами. С их помощью корректируется кузов машины, которая попала в ДТП, получила разного рода вмятины и дефекты. Используя стапель, можно вытянуть кузов автомобиля и вернуть его заводские параметры.
Для понимания сути и всех особенностей стапеля следует рассмотреть принцип его работы.
- Перед тем как специалисты вытягивают кузов автомобиля на соответствующем стапеле, они определяют степень и характер повреждений, составляют перечень необходимых работ.
- Когда предварительная диагностика завершена, машину устанавливают на специальную площадку, где в раме автомобиль прочно фиксируется, чтобы затем вытянуть.
- Используя предусмотренные на рихтовочном стенде цепи, захваты и измерительные приборы, автотранспорт определяет участок, на котором будут проводиться дальнейшие восстановительные работы.
- Затем стапель создаёт усилие, контролируемое оператором. Устройство может растягивать или же сжимать металл в разных направлениях, чтобы вернуть ему прежнюю форму, то есть геометрию.
- Измерительные приборы и возможность моделирования ударов в обратном порядке кузов получает свои прежние формы. При этом структура самого металла практически не повреждается.
Важно учесть тот факт, что существуют разные виды стапелей, принцип работы которых несколько отличается друг от друга. Но все они объединены одной общей задачей. Все разновидности рихтовочных стендов предназначены для вытягивания впадин и втягивания выпуклых элементов кузова с целью возвращения первоначального вида металла. При этом ключевым аспектом является возможность предотвращения повреждений иных деталей.
Стапели способны воздействовать только на определённые точки и зоны, в которых образовались повреждения. Тем самым целый металл, не пострадавший в результате ДТП, не затрагивается. Существуют определённые ситуации, обусловленные полученными повреждениями кузова, когда единственным решением выступает применение стапеля.
Если правильно управлять оборудование, грамотно распоряжаться всеми его возможностями, результат восстановления превосходит самые смелые ожидания. После реставрации восстановленный участок кузова ничем не будет отличаться от остальных элементов. Плюс может даже не потребоваться восстановление лакокрасочного слоя. Но это уже напрямую зависит от характера повреждений.
Необходимо понимать, что некоторые аварии, столкновения и ДТП заканчиваются крайне печальными для целостности кузова последствиями. Не со всеми из них даже самые современные и функциональные стапели могут справиться. Для этого проводится предварительная оценка состояния. Мастер определяет, насколько реально восстановить кузов при его нынешнем состоянии, и не повлечёт ли за собой растягивание или сжатие окончательное разрушение кузова транспортного средства.
Несмотря на объективные преимущества стапеля как средства для восстановления кузова автомобиля, большую роль в качестве выполненной работы играет квалификация и опыт мастера, занимающегося реставрацией. Потому важно выбрать не просто автосервис, где присутствует стапель, но и где работают хорошие специалисты в этой области. Экономить на такой услуге не стоит, если действительно рассчитываете вернуть к жизни свой автомобиль.
Разновидности
Определённую роль в качестве и особенностях проведения восстановительных работ играет факт использования того или иного вида стапеля.
Их различают в зависимости от особенностей конструкции. При этом все они могут применяться для выполнения поставленных задач по восстановлению геометрии автомобильных кузовов.
В итоге стапели можно разделить на такие категории:
Чтобы понимать разницу между представленным оборудованием, в каждом стапеле, осуществляющем вытягивание машины, нужно разобраться отдельно.
Подкатной
Подкатные модели предназначены преимущественно для проведения сравнительно простых ремонтно-восстановительных мероприятий, когда отсутствует возможность воспользоваться мощным полноценным оборудованием.
Но этот факт вовсе не мешает подкатным стапелям быть весьма распространёнными. Это объясняется тем, что такие стенды обладают широкими функциональными возможностями. К их сильным сторонам можно отнести следующие моменты:
- Они предназначены для работы с разными типами автотранспортных средств. А потому один стенд может обслужить различные автомобили. Существуют подкатные стенды, у которых в арсенале имеются особые элементы, позволяющие зафиксировать автомобиль без обязательной отбортовки порогов.
- Обладают компактными размерами, что позволяет использовать подкатной агрегат в условиях ограниченного пространства. Подобные модели встречаются даже в обычных гаражах. Их небольшие габариты обеспечивают определённое превосходство перед конкурентами.
- Широкий спектр настроек. Такая особенность обеспечивает проведение точной предварительной настройки. То есть станок адаптируется под конкретный тип кузова при восстановлении геометрии автомобиля.
- Специальные зажимы для фиксации за отбортовку автомобильных порогов. Они не имеют аналогов, а потому выступают как весомый аргумент в пользу подкатных моделей.
- Подкатные стапели можно при необходимости или желании дополнительно оснастить десятинной гидравлической системой.
Но во многом их преимущества и достоинства не всегда себя оправдывают. Эти стапели не настолько универсальные, как изначально может показаться.
Если речь идёт о сильном повреждении и серьёзном изменении геометрии, с восстановлением подкатной стенд справиться не сумеет. Его актуально применять в процессе ремонта лонжеронов, панелей, стоек и иных подобных компонентов.
Но всё же подкатные модели можно называть эффективными, универсальными, доступными и надёжными. Многие автосервисы справедливо вкладывают деньги в такое оборудование, поскольку эта покупка себя оправдывает в полной мере.
Напольный
Напольные модели стапелей отличаются тем, что здесь предусмотрена установка в пол специальных рельс, стоек, анкеров и крепёжных элементов. Именно они используются как основа для размещения и фиксации ремонтируемого автомобиля.
Ключевыми достоинствами напольных рихтовочных стендов является факт их относительной ценовой доступности, простота монтажа и отсутствие сложностей при размещении машины. Хотя конструкция напольная, по факту она не занимает много места. Это позволяет грамотно использовать доступное пространство в условиях гаража или небольшой автомастерской.
По мере необходимости, когда потребность в стапеле отсутствует, конструкцию, вмонтированную в пол, можно использовать для других задач и целей. Рельсы при этом совершенно не будут мешать, а порой способны даже помочь в реализации тех или иных работ.
Единственным более или менее существенным недостатком считается сложность выполнения необходимых замеров в процессе работы. Но вообще напольные стенды выступают достойной альтернативой и серьёзным конкурентом для подкатных аналогов.
Рамный
Этот стапель характеризуется более сложной конструкцией и устройством. Но именно его многие мастера по ремонту кузова предпочитают использовать в рамках устранения сравнительно небольших дефектов.
Сама конструкция занимает небольшое пространство. В основном рамные модели устанавливаются на ножничные автомобильные подъёмники. В итоге машина находится на регулируемой высоте и легко вытягивается в нужных направлениях.
Если сравнивать с теми же платформенными стапелями, которые нам ещё предстоит рассмотреть, рамные аналоги конструктивно сложнее и состоят и большего числа компонентов. Выбирая стапель такого типа, рекомендуется отдавать предпочтение устройствам, дополнительно оснащённым автоподъёмниками. Это позволит сократить затрачиваемое на ремонт время, а также даст возможность сэкономить на пространстве автомастерской.
Платформенный
Если не учитывать самодельные стапели, платформенный тип устройства является последним среди существующих разновидностей. Но именно такой тип оборудования позиционируется как самый дорогой, производительный и эффективный.
Платформенные рихтовочные стенды позволяют справиться с серьёзными механическими повреждениями на автомобилях с разным типом кузова, включая даже огромные рамные внедорожники.
Все платформенные конструкции поставляются в определённой комплектации, куда входят рельсы и выездной мост. Это основа, на которую заезжает транспортное средство или затягивается с помощью вспомогательных устройств для последующей фиксации специальными высокопрочными креплениями.
У платформы предусмотрено наличие большого количества точек фиксации. Именно они позволяют устанавливать разные устройства и применять стапель в зависимости от конкретного автомобиля, типа кузова или характера повреждения. Платформенные устройства способны крепко зафиксировать машину, точечно воздействовать на определённые точки кузова, растягивая или сжимая в требуемом направлении.
Важным компонентом платформенного рихтовочного стенда выступает лебёдка и подвижный блок для машин. Последний предназначен для погрузки и дальнейшей фиксации автомобилей, не способных своим ходом заехать на платформу.
Опорные стойки, которые выполнены в виде одной или двух опорных башен, отличаются очень надёжным механизмом гидравлики, что обеспечивает продолжительный срок службы и безотказную работу. Опорные стойки по мере необходимости перемещаются вокруг рихтовочной платформы, тем самым способствуя вытягиванию дефектов и повреждений кузова, которые располагаются в разных точках.
Специальные крепёжные балки рассчитаны на перемещение тяжеловесных конструкций, масса которых превышает 20 тонн. Причём перемещение может осуществляться в разных необходимых направлениях.
Важной отличительной особенностью платформенного автомобильного стапеля для рихтовки и восстановления кузова является наличие телескопической шкалы. Она гарантирует проведение точных расчётов и определяет погрешности в осуществляемых измерениях. Фактически устройство не позволяет перетянуть металл или же вытянуть его не до конца.
Изготовители автомобильных платформенных рихтовочных стендов готовы предложить потребителям широкий набор дополнительных и вспомогательных комплектующих. Насколько те или иные приспособления необходимы, каждый покупатель определяет в индивидуальном порядке. Но все комплектующие направлены на то, чтобы расширить возможности и добавить новые функции стапелю.
Нельзя не отметить факт солидных размеров платформенного стапеля. Потому в условиях ограниченного пространства устанавливать такие стенды нецелесообразно. В основном они применяются в крупных автосервисах, располагающих соответствующими площадями для размещения рихтовочного оборудования.
При всех своих объективных преимуществах, только крупные размеры и необходимость стационарного размещения можно считать недостатками платформенного стапеля. Но в действительности, когда кузов сильно повреждён и геометрия серьёзно нарушена, только платформенные модели рихтовочных станков способны справиться с поставленной задачей. Отсюда можете делать соответствующие выводы.
Значимость контроля и сохранения геометрии кузова
Так много было сказано о том, что стапели способны восстановить кузовную геометрию. При этом не все до конца понимают, зачем это делать и почему машину нельзя эксплуатировать с какими-либо отклонениями относительно её заводской геометрии.
Геометрией кузова или кузовной геометрией называют точные размеры автотранспортного средства, заданные ещё на этапе производства. К ключевым параметрам относят:
- ширину передней колеи;
- ширину задней колеи;
- длину колёсной базы;
- длину лонжеронов;
- расстояние между лонжеронами.
Кузов состоит из большого количества деталей, которые образуют несущую систему. В процессе обычной эксплуатации детали начинают немного смещаться. Это обусловлено не идеальным состоянием дорожного покрытия, вибрациями, наездами на кочки и ямы, резким вынужденным торможением и пр. Происходит процесс естественного износа, который можно охарактеризовать как усталость металла.
Но при нормальных условиях этот процесс протекает очень медленно. Но бывают ситуации, когда смещение происходит внезапно и резко. Такое возможно при ДТП, серьёзных механических повреждениях, при попадании машины в большую яму на высокой скорости, при столкновениях с препятствиями. В итоге геометрия нарушается, то есть машина уже не соответствует своим заводским стандартам.
В подобных ситуациях помогает качественное восстановление изменённой геометрии кузова автомобиля. Восстановить её можно на стапеле. Такой вид ремонта позволяет после аварий и ДТП восстановить машину и продолжить нормальную эксплуатацию.
Если же проигнорировать необходимость ремонта, это может проявиться в виде следующих проблем:
- плохо закрываются двери;
- неплотно закрывается капот и багажник;
- машина нестабильно ведёт себя на высокой скорости;
- автомобиль заносит, хотя руль стоит прямо;
- авто перестаёт слушаться водителя;
- появляется вибрация;
- постепенно разрушается металл;
- увеличивается нагрузка;
- изнашиваются кузовные элементы и связанные с ним узлы;
- разрушаются крепления.
Насколько всё это опасно, каждый из вас догадывается сам. Потому важно проверять геометрию не только в случае ДТП и разного рода сильных повреждениях, но и после довольно продолжительного срока службы автомобиля.
Некоторые автовладельцы с целью профилактики и предотвращения развития проблем проводят диагностику состояния кузова минимум 1 раз в 2 года. Это особенно актуально для тех, кто вынужден передвигаться по плохим дорогам, которые способствуют быстрому износу кузовных элементов, и ускоряет усталость металла.
Кузовные стапели объективно являются порой незаменимым оборудованием в вопросах ремонта автотранспортных средств. Они помогают в восстановлении и продлевают срок службы автомобиля.
Насколько подобная установка нужна в домашних условиях, вопрос крайне спорный. Но каждая автомастерская, которая оказывает услуги по ремонту кузова, просто обязана иметь в своём распоряжении профессиональный и высококачественный стапель.
Источник