- Когда могут отремонтировать, а когда обязаны заменить деталь по ОСАГО?
- Как по закону?
- В каких случаях можно ремонтировать?
- Когда обязаны поменять на новую?
- Что делать если страховщик по ОСАГО ставит деталь в ремонт, а не под замену?
- Окрасят ли деталь?
- Порядок восстановления автомобиля после аварии
- Основные действия водителя после аварии
- Обращение к страховщику
- Сбор документов
- Оценка ущерба
- Восстановление автомобиля после ДТП
- У официального дилера
- На СТО по направлению страховой
- Собственный выбор СТО
- Как происходит направление на ремонт
- В каком случае нужна независимая экспертиза
- Сроки начала ремонта
- Требования к СТО
- Если машина на гарантии
Когда могут отремонтировать, а когда обязаны заменить деталь по ОСАГО?
- При назначении ремонтных воздействий страховщики обязаны использовать Единую методику ОСАГО.
- Важнейшую роль при этом играет технология предприятия-изготовителя. Именно технологией производителя автомобиля предусмотрено, какие детали и при каких повреждениях можно ремонтировать, а какие нужно менять.
- В любом случае замене подлежат элементы, которые отвечают или задействованы в системах безопасности авто.
- Но деталь может быть переустановлена не только полностью (в сборе), но и только её составной частью.
- При спорах со страховщиком о замене или ремонте всё будет зависеть от результатов экспертизы.
- Также деталь могут не поставить в окраску, так как есть исключения.
Очень часто владельцы поврежденных в ДТП автомобилей задаются вопросом, почему им выплатили так мало денег на ремонт по ОСАГО или почему СТО требует доплатить за восстановление машины. Чтобы ответить на данные вопросы, нужно понимать, правильно ли страховая компания считала стоимость ремонта, какие ремонтные воздействия: замена или ремонт назначались по конкретной детали. О том, когда должны менять деталь, а когда ремонтировать, и пойдет речь в данной статье по данным, актуальным на 2021 год.
Как по закону?
Первично, решение о том, менять или ремонтировать поврежденный элемент, принимает эксперт или оценщик страховой компании при осмотре вашего авто. Эти данные он обязан отразить в акте осмотра, который вы в дальнейшем будете подписывать. В связи с этим внимательно изучайте акт перед подписанием и в случае несогласия с ним вносите свои замечания.
В акте осмотра должны быть указаны следующие характеристики:
- вид повреждения детали,
- характер повреждения,
- его объем,
- место расположения.
Считать стоимость восстановительного ремонта по ОСАГО можно только по Единой методике (ЕМР), а посмотреть типовые определения и характеристики повреждений, применяемые при осмотре и расчетах, можно в Приложении 2 к ЕМР.
Именно по этим характеристикам и будет приниматься решение о замене или ремонте конкретной детали, запчасти или узла.
При этом, главными документами при оценке повреждений и выбора способа их устранения будет техническая документация изготовителя транспортного средства. Ведь по ОСАГО восстановительный ремонт должен соответствовать технологии предприятия-изготовителя.
В каких случаях можно ремонтировать?
При назначении восстановления какого-либо элемента машины необходимо, чтобы соблюдались следующие принципы:
- результат ремонта должен соответствовать доаварийному состоянию автомобиля,
- должна быть техническая возможность ремонта,
- и непременна экономическая целесообразность такого восстановления.
Если хотя бы один из вышеуказанных принципов нарушается, то значит, что провести качественный и полноценный ремонт детали не получится.
Более того, ремонт конкретного компонента, узла или агрегата может быть прямо запрещен по технологии изготовителя. К таким деталям, как правило, относятся детали из полимерных материалов (в основном, пластика), пластиковые элементы приборов освещения и элементы систем безопасности.
Но возможность ремонтных воздействий зависит еще от вида и характера повреждений детали.
Такие элементы, как бамперы, спойлеры, молдинги очень часто после ДТП имеют повреждения в виде изломов. А изломы элементов из полимерных материалов у большинства производителей не подлежат ремонту. А вот небольшие трещины размером до 10 см могут быть склеены.
При повреждении креплений элементов (разрывы) все зависит от того, есть ли у производителя соответствующий ремонтный комплект для них. Если нет, то элемент подлежит замене.
Когда обязаны поменять на новую?
Замена может назначаться как целиком на всю деталь или элемент, так и на его составную часть. При этом, должны устанавливаться новые запасные части, как правило, оригинальные (исключение, если производитель допускает установку неоригинальных запасных частей).
В зависимости от конструкции элемента, например, двери, замене может подвергаться как вся дверь, так и только наружная её панель, если такая присутствует и была повреждена. Но если повреждения панелей двери располагаются в месте, где ходит стекло, тогда дверь меняют целиком.
Если деформации подвергается элемент или составная часть элемента которые предназначены для пассивной и общей безопасности, то они подлежат только замене.
Приведем пример некоторых повреждений оперения кузова (элементов кузова) при которых должна назначаться исключительно замена детали:
- разрыв,
- складки металла,
- залом металла,
- глубокая деформация с вытягиванием металла,
- сложное повреждение ребер жесткости.
Детали с такими повреждениями требуют замены на новые.
Но если повреждения не сильные, то страховщики часто назначают ремонт, так как это дешевле, чем её замена на новую.
Что делать если страховщик по ОСАГО ставит деталь в ремонт, а не под замену?
В ситуации, когда страховая компания недобросовестно исполняет свои обязательства и неправильно считает ущерб от ДТП, ставя в калькуляции ремонт вместо замены детали, необходимо обращаться к ней письменно с заявлением о разногласиях (ранее это была досудебная претензия). При этом не обязательно проводить свою независимую экспертизу, достаточно обратиться по стандартной форме и указать на ошибки страховщика.
Пунктом 11 статьи 12 Закона об ОСАГО установлено, что при наличии противоречий между потерпевшим и СК относительно повреждений автомобиля независимая экспертиза организуется страховщиком. Об этом необходимо напомнить компании и потребовать проведения такой экспертизы.
Если страховщик не удовлетворит ваши требования, тогда стоит направить обращение финансовому уполномоченному. Он вправе назначить и провести свою экспертизу, по результатам которой и вынесет решение. Подробную статью о правильном обращении к финупу мы приводили ранее.
На данном этапе вам желательно направить уполномоченному не только своё обращение и минимальный необходимый комплект документов, но также и фотографии повреждений. Особенно стоит уделить внимание спорному элементу. Качественные фотографии помогут эксперту, который будет делать экспертизу, более точно определить необходимое ремонтное воздействие. Качество фотографий страховщика, которые они предоставляют финансовому уполномоченному, может быть плохое, поэтому лучше фотографировать самим.
Если вас не устроит решение финупа, и вы будете твердо уверены, что деталь обязаны менять, а не ремонтировать, тогда этот вопрос будет уже разрешаться в суде. Порядок подачи искового заявления мы также приводили в специальной статье.
При этом надо учитывать, что в суде по данному вопросу придется просить назначить судебную экспертизу, а она стоит достаточно много денег. Поэтому необходимо изначально соотносить возможные затраты на доказывание своей правоты в суде и риски оплаты расходов в случае, если результат экспертизы и решение суда будет не в вашу пользу.
Таким образом, общий порядок действий такой:
- при обнаружении, что страховщик посчитал восстановление детали, а не замену, в первую очередь пишем заявление о разногласиях в страховую с требованием провести независимую экспертизу,
- при неудовлетворении ваших требования или отрицательном результате обращаемся к финансовому уполномоченному,
- и, наконец, обращаемся в суд, если решение финупа вас не устроит.
Окрасят ли деталь?
Новую деталь или ту, которую отремонтировали после ДТП, необходимо красить. По методике ОСАГО окраска назначается в минимально допустимом технологией производителя объеме.
Но есть условия, при которых такая покраска не назначается:
- если была сквозная коррозия,
- когда до ДТП уже требовалась окраска более 25% поверхности,
- если цвет поврежденной детали не соответствует основному цвету кузова (за исключением спецокраски).
Если машину ремонтировали в автосервисе по направлению страховщика, то гарантийный срок на окраску будет 12 месяцев. Но не обязательно ждать, пока дефекты проявятся, указать на некачественную окраску детали можно и даже нужно еще при приемке автомобиля.
Даже не будучи экспертом, можно заметить некоторые распространенные недостатки окраски:
Если вы обнаружите что-то из перечисленного, обязательно укажите это в акте выполненных работ или другом, который будет составлен при приёме машины после ремонта.
Источник
Порядок восстановления автомобиля после аварии
Любая автокатастрофа оборачивается для водителя целым рядом проблем, начиная с разбирательство по поводу выяснения виновной стороны конфликта и заканчивая процессом ремонта пострадавшего транспортного средства. И если вопрос с определением инициатора аварии в полной мере возлагается на плечи инспекторов ГИБДД, то восстановление авто после ДТП является личной заботой автовладельца. Причем это касается и обладателей полиса ОСАГО, так как страховая компания может лишь предложить клиенту конкретное СТО, а не сделать за него выбор. Как правильно произвести оценку ущерба и где лучше проводить реконструкцию машины, выясним в статье.
Основные действия водителя после аварии
Попав в дорожно-транспортное происшествие, водитель первым делом должен убедиться в том, что другие участники аварии не получили серьезных травм. Далее, до приезда сотрудников Госавтоинспекции, автомобилисту следует оградить место столкновения специальными знаками, а само ТС обездвижить, заглушив мотор и включив стояночный тормоз.
По прибытию инспекторов ГАИ на место ДТП пострадавшие автовладельцы составляют письменное пояснение, которое в дальнейшем будет использоваться для установления виновнтка. Также полиция может опросить свидетелей (если таковые имеются) и просмотреть записи с видеорегистраторов.
Только после того, как работники ДПС составят протокол по дорожному происшествию, водитель сможет обратиться в страховую компанию за получением компенсационной выплаты. Как в подобном случае происходит оценка ущерба и дальнейший ремонт авто после ДТП, рассмотрим ниже.
Обращение к страховщику
Вне зависимости от того, каким полисом владеет автомобилист (ОСАГО или КАСКО), уведомить страховщика о возникшем дорожном конфликте он должен не позже, чем через 7 суток с момента происшествия. Сделать это можно двумя разными способами:
- Позвонить на горячую линию СК;
- Обратиться в офис компании, предоставляющей услуги по защите гражданской ответственности.
Важно знать! В первом случае следует ожидать выезда независимого эксперта на место ДТП, где и будут оформляться все необходимые документы для получения компенсационной выплаты. При выборе второго варианта пострадавшему водителю придется собирать все справки и бумаги самостоятельно, что уменьшает его шансы на полное покрытие материального вреда со стороны СК.
Сбор документов
Перед тем, как отдать свое авто после ДТП под восстановление страховой компании, водитель должен приготовить следующую документацию:
- Паспорт;
- Свидетельство о праве собственности на автомобиль (также подойдет генеральная доверенность и дарственная);
Действующий полис КАСКО или ОСАГО;
- ПТС;
- Водительские права;
- Заявление на получение компенсации;
- Постановление ГАИ о дорожно-транспортном происшествии, где указан виновник аварии.
Получив перечисленные справки, страховщик может приступать к оценке видимого ущерба, на что законом ему отводится не более 10 дней. Если СК намеренно игнорирует данные сроки или же посчитанная ею сумма компенсации слишком мала, то автовладелец оставляет за собою право подать на компанию судебный иск и провести собственную диагностику ТС с привлечением другого независимого эксперта.
Оценка ущерба
В обычном порядке процедура оценки материального ущерба проводится представителем страховой компании. Но законодательство РФ не запрещает автолюбителям осуществлять дополнительный осмотр изувеченного транспортного средства с привлечением независимого эксперта от СТО (за свой счет).
Определяется общая сумма затрат на ремонт машины после ДТП по следующему алгоритму:
- Оценщик внимательно осматривает кузов ТС и фиксирует повреждения внутренней конструкции;
- Выводится общая стоимость деталей, подлежащих замене, рассчитывается цена восстановительных работ;
- От получившегося значения отнимается процент по износу деталей (если автомобиль ремонтируется не у дилера).
Важно знать! В случае согласия водителя с установленной суммой компенсации, СК может производить наличный расчет с клиентом или же провести реконструкцию транспортного средства за свой счет. В обратной ситуации гражданин оставляет за собой право оспорить решение страховщика в суде и инициировать повторную оценку ущерба.
Восстановление автомобиля после ДТП
Все действия страховщиков регламентированы. Страховая компания предусматривает три точки, где можно ремонтировать автомобиль после ДТП по ОСАГО:
- У официального дилера;
- На автостанции, предложенной страховщиком;
- На СТО, которую выбрал сам клиент.
Чем предложенные варианты отличаются между собой, и какой из них лучше выбрать пострадавшему, рассмотрим ниже.
У официального дилера
Чаще всего на ремонте машины у дилера настаивают владельцы, чье транспортное средство имеет минимальный пробег. Ведь это может гарантировать высокое качество выполненной работы. Но страховые компании неохотно соглашаются на данный способ восстановления ТС, ввиду трех основных причин:
- Цена на детали у дилера намного выше, нежели на рынке или в обычном автомагазине;
- Стоимость изувеченного авто после ремонта заметно снизится, даже несмотря на то, что реконструкция будет выполнена профессионально;
- Средняя длительность пребывания ТС в автосервисе составляет от 1 до 2 недель, в то время, как дилеры тратят на этот процесс порядка 30-60 дней.
Если же клиент настаивает на данном варианте, то вполне вероятно, что СК откажется от восстановления его авто за свой счет, и просто выдаст водителю компенсацию деньгами.
На СТО по направлению страховой
Такой способ реконструкции автомобиля считается наиболее популярным среди страховых контор, так как он позволяет им сэкономить внушительную часть компенсационных средств. Дело в том, что СК выдают направления исключительно на те станции техобслуживания, с которыми у них составлен договор, получая взамен более низкие тарифы на сами восстановительные работы.
Важно знать! При этом автовладелец также остается в плюсе, поскольку регламент компании предусматривает для него гарантию по проделанному ремонту. А это значит, что в случае выявления дефектов водитель сможет произвести последующую корректировку ТС за счет страховщика, чего не предлагают официальные дилеры и частные станции техобслуживания.
Собственный выбор СТО
Как мы уже упоминали ранее, автовладелец сам вправе выбирать: где ему проводить ремонт машины после ДТП по ОСАГО. Но для того, чтоб отдать автомобиль на СТО по страховому полису, клиенту нужно получить согласие от СК. Исходя из этого следует вывод, что восстановить транспортное средство на любом автосервисе у водителя не получится. Причиной для отказа компании от станции техобслуживания может послужить банальное отсутствие у нее аккредитации.
Дополнительным минусом такого варианта является снятие ответственности по срокам выполнения ремонтных работ с СК. Ну а при наличии большой разницы между стоимостью восстановления ТС по меркам частной автостанции и сметой, составленной представителем страховой, компания и вовсе может подать на клиента судебный иск, заставив его провести независимую экспертизу за свой счет.
Как происходит направление на ремонт
После того, как потерпевший подаст все необходимые документы в СК, представители компании должны будут осмотреть изувеченное транспортное средство в течение 5 дней. Далее, имея на руках смету по стоимости ремонта, независимый эксперт от страховой фирмы составляет письменное направление на СТО, которое передается строго в руки клиенту.
Совет! Сам водитель может принять решение по использованию полученного документа в течение 20 суток. Если гражданин за отведенное ему время не успеет оспорить упомянутую бумагу, или загнать свое авто на указанную станцию технического обслуживания, то возможность восстановления ТС по полису ОСАГО для него аннулируется. И возобновить ее в дальнейшем не получится даже через суд.
В каком случае нужна независимая экспертиза
Многие водители считают, что проводить независимую оценку после аварии нужно в обязательном порядке, чтобы избежать возможного обмана со стороны СК. Но на деле эта процедура является абсолютно бесполезной для лиц, отдавших свое транспортное средство на ремонт по направлению от страховщика.
Другое дело, если автомобилист решает восстанавливать машину своими силами, требуя от фирмы денежной компенсации. Ведь в таком случае расчетная сумма по страховке не всегда будет совпадать с реальной стоимостью реконструкции ТС. И для того, чтоб не доплачивать собственные деньги, гражданину необходимо инициировать дополнительную экспертизу.
Обращаться в СК с новой сметой человек может как через иск, так и в досудебном порядке, путем отправления письменной претензии. При этом начинать лучше со второго варианта, так как полюбовное решение конфликта позволит клиенту сэкономить массу времени. Да и страховщики в подобных ситуациях предпочитают соглашаться на условия пострадавших, не провоцируя дальнейшее разбирательство.
Сроки начала ремонта
Согласно внутреннему регламенту страховых компаний, обеспечивающих защиту гражданской ответственности, срок проведения восстановительных работ по ОСАГО не может превышать 30 дней с даты передачи транспортного средства сотрудникам автосервиса. Дополнительно это положение регулируется законодательством РФ, а именно п. 15.2 «Закона про автогражданку». Его игнорирование со стороны СК может стать причиной для судебного иска, поданного от имени клиента.
Внимание! В качестве наказания фирма, ответственная за ремонт машины по страховому полису, будет нести убытки в размере 1% в сутки от общей стоимости реконструкции ТС. И присваивается эта неустойка исключительно потерпевшему гражданину. Исключением в данном случае можно считать лишь отказ человека от направления, выданного ему работниками СК.
Требования к СТО
Как мы ранее упоминали, при самостоятельном выборе станции обслуживания клиент должен согласовывать свое решение со страховщиком. Для того, чтоб не получить негативный ответ от СК, гражданину следует заранее убедиться в том, что выбранное им СТО отвечает следующим требованиям:
- Сервис находится в пределах 50 км от адреса проживания владельца транспортного средства;
- Работники станции гарантируют выполнение заказа в 30-дневный период;
Наличие аккредитации;
- СТО дает гарантию на произведенный ремонт (до 1 года).
Если же одно из вышеперечисленных критериев автосервисов не выполняется, то представители СК получают право отказать клиенту в выплате денежной компенсации с целью проведения самостоятельного восстановления автомобиля.
Если машина на гарантии
Если в дорожно-транспортном происшествии пострадал человек, чья движимая собственность находится на гарантии, то получить компенсационную выплату по ОСАГО он сможет только после выполнения следующих шагов:
- Пребывая на месте ДТП автовладелец должен уведомить СК о случившемс, и дождаться приезда независимого эксперта;
- После оформления протокола ГИБДД и проведения предварительного осмотра пострадавшего ТС, водитель обязан явиться в страховую компанию и подать заявление на возмещение ущерба;
- В течение 10 дней с момента попадания в ДТП автомобилисту необходимо предоставить свое транспортное средство на обширную диагностику с целью расчета полученного вреда.
Важно знать! Как можно заметить, процедура получения страховой выплаты по авто, находящемся на гарантии, не сильно отличается от процесса оформления компенсации для обычного ТС. Единственное, на что владельцу упомянутого автомобиля следует обратить внимание в данном случае – это сроки обращения в СК.
Мы узнали, где нужно ремонтировать машину на гарантии, если она попала в ДТП, и в какой период желательно подавать заявление в страховую контору. В заключение стоит добавить, что при несоблюдении внутреннего регламента ОСАГО, гражданин может получить отказ в возмещении материального ущерба. И тогда ему придется покрывать расходы на восстановительные работы исключительно из своего кармана.
Источник