Pereosnastka.ru
Обработка дерева и металла
При ремонте оборудования выполнение многих работ связано с подъемом и перемещением тяжелых деталей, сборочных единиц (узлов) и даже машин в сборе, поэтому необходимо применение подъемно-транспортных средств.
Рис. 1. Ленточный юрмоз
Подъемно-транспортное оборудование подразделяется на подъемное, напольное и надземное. К подъемному оборудованию относятся блоки и тали, подвешенные к неподвижным опорам, домкраты, треноги, и некоторые другие механизмы. Напольное оборудование включает в себя лебедки, передвижные краны, передвижные тележки и другие устройства. Подъемно-транспортное оборудование надземного типа охватывает мостовые и поворотные краны, кран-балки, монорельсы и другие механизмы.
Рис. 2. Подъемные устройства:
а — блоки, б — полиспаст, в — ручная таль, г — ручная таль с кошкой, д — электротельфер
Блок — это вращающийся на оси диск, по ободу которого сделан желоб для каната или цепи. Ось блока укреплена в отверстиях вилкообразной скобы, называемой обоймой. Обойма может ыгь подвижной, т. е. опускающейся и поднимающейся вместе с блоком, и неподвижной. Соответственно этому и самый блок называют подвижным или неподвижным.
Груз поднимают при помощи каната, перекинутого через блок. Если важна не скорость вертикального перемещения груза, а экономия в силе для его подъема, тогда пользуются двумя блоками: подвижным и неподвижным. Поднимаемый груз подвешивают к обойме подвижного блока, охватываемого снизу канатом, который одним концом закреплен на обойме неподвижного блока; второй свободный коней каната при подъеме груза тянут вниз. Так как масса груза в данном случае распределяется на две ветви каната, требуемая подъемная сила должна быть равна лишь половине массы поднимаемого груза.
Чтобы получить выигрыш в силе больше чем в два раза, пользуются системами блоков — полиспастами. На рис. 2, показана система блоков, из которых два подвижных расположены в нижней обшей обойме, служащей для подвешивания груза, а три неподвижных установлены в верхней общей обойме. Когда применяется полиспаст с такой системой блоков, требуемая подъемная сила уменьшается в пять раз, так как масса груза распределяется между пятью канатами.
Тали часто применяют в ремонтных работах, подвешивают над местом работы с помощью треноги. Грузоподъемность талей разная; величина ее указывается в заводском клейме, имеющемся на механизме. Ручная таль с помощью верхнего крюка может быть подвешена или смонтирована на монорельсе посредством кошки, и тогда груз будет перемещаться не только вверх, но и в горизонтальном направлении.
Электротельферы. Большое распространение получили в ремонтной практике электротельферы. У этих механизмов электродвигатель с фланцевым креплением установлен на тележке, перемещающейся по кран-балке электродвигателем. На барабане электротельфера намотан трос, к тросу подвешен блок с крюком. Электротельфером управляют с пола посредством подвесного кнопочного устройства.
Рис. 4. Гидравлический подъемник:
а — общий вид, б — схема
Грузоподъемность электротельфера от 250 кг до т.
Домкраты как грузоподъемное оборудование часто используются при ремонте. На рис. 3, а показан винтовой домкрат грузоподъемностью до т; есть домкраты, поднимающие и большие грузы.
Домкратами пользуются для подъема грузов на небольшую высоту и для их горизонтального перемещения на небольшое расстояние. Для второго применения их располагают горизонтально и упирают в стенку или колонну.
Домкрат другого типа — с зубчатой рейкой — показан на рис. 3, б. Грузоподъемность этих механизмов от до т.
При установке оборудования применяются также клиновые дом краты, с помощью которых легко придать станкам строго горизонтальное или вертикальное положение. Опора клинового домкрата своей нижней скошенной плоскостью соприкасается с клином; опору подводят под лапы станины и поворотом винта заставляют переместиться в горизонтальном направлении клин; в результате станок поднимается или опускается на требуемую величину.
Тяжелые грузы поднимают гидравлическим домкратом.
При работе с домкратами необходимо придерживаться следующих правил:
— перед началом работы проверять состояние домкрата и особенно внимательно храповик и его работу;
— следует помнить, что соскакивание собачки при подъеме груза может привести к серьезной аварии;
— при работе устанавливать домкрат без перекосов, под его основание подкладывать доски или брусья;
— чтобы не повредить поднимаемый предмет, нужно поместить между ним и головкой домкрата прокладку, лучше всего деревянную;
— домкрат нельзя нагружать сверх указанной на нем грузоподъемности;
— механизм домкрата необходимо периодически чистить и смазывать.
Гидравлический подъемник применяют для подъема и опускания сборочных единиц и деталей ремонтируемого оборудования, главным образом для снятия тяжеловесных и неудобных для захвата деталей, а также для снятия и транспортировки оснастки, тисков и приспособлений. Подъемник имеет небольшие размеры, дающие возможность использовать его при работе в узких проходах между станками.
Двойной привод грузовой платформы позволяет за 35—40 с поднять груз на высоту до 1500 мм Платформу можно также спустить до уровня пола Ролики на конце платформы позволяют быстро и легко нагружать и освобождать платформу от груза.
Конструктивно гидравлический подъемник устроен следующим образом. В корпусе, сваренном из швеллеров и листового железа, смонтирован силовой цилиндр, состоящий из штока, поршня с резиновыми манжетами и штуцеров гидроразводки. Длина хода поршня 750 мм.
Верхний конец штока соединен с подвижной рамой, которая может свободно перемещаться в вертикальной плоскости. Один конец цепи прикреплен к грузовой платформе, а другой — надет на звездочку подвижной рамы и при помощи кронштейна закреплен на поперечном угольнике каркаса Нажимая на педаль, приводят в движение поршень насоса.
Масло по трубопроводу из гидробака перекачивается в нижнюю полость силового цилиндра, поршень со штоком. перемещается, поднимая подвижную раму. Цепь, перекатываясь по звездочке, в свою очередь поднимает грузовую платформу. Таким образом, при ходе поршня силового цилиндра, равном 750 мм, грузовая платформа поднимается на 1500 мм.
Рис. 5. Передвижной кран
Передвижной поворотный кран. Этот кран установлен на четырехколесной тележке. Ось его поворотной рамы с закрепленной на ней стрелой смонтирована на опоре. Положение механизма регулируется тягами. Тележка удерживается от опрокидывания при подъеме груза противовесом. На нем закреплена ручная лебедка, которой поднимают груз при помощи троса, перекинутого через два блока, и крюка. Для закрепления стрелы в требуемом положении служит фиксатор. Для перевозки крана используется дышло. Неподвижность крана на месте работы достигается сгопорением задних колес винтами.
Источник
Подъемно-транспортные устройства
Подъемно-транспортное оборудование может быть подъемным, напольным и надземным. К подъемному оборудованию относят блоки и тали (тельферы), подвешенные к неподвижным опорам, домкраты и другие механизмы. Напольным оборудованием являются лебедки, передвижные краны, тележки и другие устройства. Надземное оборудование включает в себя кран-балки, монорельсы, мостовые и другие грузоподъемные краны.
Блок (рис. 72, а) —это вращающийся на оси диск (ролик), по ободу которого сделан желоб для каната, поднимающего груз. Для выигрыша в силе пользуются двумя блоками: подвижным и неподвижным. Грузоподъемное устройство из двух блоков, огибаемых канатом или цепью, называют полиспастом (рис. 72, б). Поднимаемый груз подвешивают к обойме подвижного блока. С помощью блоков или полиспаста можно поднимать или перемещать грузы по горизонтальной или наклонной плоскости.
Таль (рис. 72, в) — это компактный подвесной подъемный механизм с ручным, электрическим или пневматическим приводом. Ее подвешивают над местом работы или монтируют на монорельсе на тележке (кошке). При этом груз может перемещаться как вверх-вниз, так и в горизонтальном направлении.
Для перемещения грузов на небольшую высоту и малые расстояния применяют реечные, винтовые и гидравлические домкраты (рис. 73).
Машинами для подъема или перемещения грузов канатом, навиваемым на барабан, являются лебедки с механическим или электрическим приводом. Они являются составной частью подъемных кранов, горных и других машин. При небольших объемах работ и малой скорости перемещения применяют ручные лебедки (рис. 74).
Подъем и спуск груза с помощью электрической лебедки производятся путем реверсирования (изменения направления вращения) ротора двигателя.
Кранами называют машины периодического действия, которые используют для подъема и перемещения грузов. Основой любого крана являются ферма и механизмы подъема и перемещения груза. Многие краны имеют механизмы передвижения и поворота, а также подъема своих собственных конструкций (самомонтирующиеся краны).
При строительстве метрополитенов краны используют для перемещении грузов при монтаже тоннельных конструкций открытого способа работ, строительных конструкций вестибюлей, депо, надшахтных, служебных и жилых зданий.
В метростроении применяют козловые, стреловые и башенные грузоподъемные краны.
Для строительства открытым способом станций (реже — перегонных тоннелей) метрополитенов, а также для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на строительных площадках применяют козловые самомонтирующиеся краны ККТС-20 пролетом до 40 м и грузоподъемностью 20 т. Такой кран (рис. 75, а) имеет две опоры 2, установленные на четырех ходовых тележках 1, и пролетное строение (мост) 3, по которому перемещается грузовая тележка с лебедкой. Ходовые тележки передвигаются по подкрановым путям. Кабина управления краном подвешена на дополнительной каретке, связанной с грузовой тележкой.
Рис. 72. Грузоподъемные устройства:
а— блок; б-полиспаст; в — таль; 1 — щека; 2 — проушина; 3 — обойма (скоба); 4 — крюк; 5 — ролик
Рис. 73. Домкраты:
a— реечный; б-винтовой; в — гидравлический; 1 — рукоятка; 2 — корпус; 3 — выдвижная рейка; 4 —лапа; 5 — гайка; 6 — винт; 7 — шток; 8-ручной масляный насос
Рис. 74. Ручная лебедка:
1 — стяжные болты; 2 — щека; 3 — барабан; 4 — храповое колесо; 5 — рукоятка; 6 — зубчатое колесо
Башенным краном (рис. 75, б) называют поворотный кран со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни. Находящаяся на верху башни кабина машиниста обеспечивает хороший обзор фронта работ. Груз поднимают с помощью грузовой лебедки. Грузозахватным органом крана является крюковая подвеска.
Рис. 75. Подъемные краны:
а — козловый ККТС-20; б — башенный; в — пневмоколесный; 1 — ходовай тележка; 2 — опоры; 3 — мост; 4— кабина управления; 5 — грузовая тележка; 6 — опорная часть; 7 — башня; 8 — грузовая лебедка; 9 — стрела; 10 — крюковая подвеска; 11 — поворотная часть; 12 — выносные опоры (аутригеры); 13 — рама на колесном ходу
Мобильные стреловые краны (рис. 75, в) широко применяют на строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работах, особенно три строительстве объектов, удаленных один от другого на значительные расстояния. Такие краны, как правило, состоят из двух основных частей: ходовой — нижней несущей рамы, к которой крепятся ходовые устройства, и поворотной, в которую входит платформа с крановыми механизмами, стрелой, мачтой (стойкой) и ее оснасткой. По типу ходового устройства краны делят на рельсовые и безрельсовые. Безрельсовые краны могут быть трак-торные, гусеничные или на пневмоколесном ходу.
Наиболее широко распространены самоходные стреловые краны на шасси грузовых автомобилей. Высокие транспортные скорости, хорошая проходимость и сменное рабочее оборудование делают их применение весьма эффективным.
Любое перемещение груза сопровождается минимум двумя операциями: строповкой и .непосредственно перемещением.
Строповкой называют крепление груза к крюку грузоподъемного средства для подъема, расстроповкой — освобождение груза от крюка после его установки. Конструкции и их составные части стропуют перед перемещением и расстроповывают только после установки в проектное положение, выверки и надежного закрепления.
Для крепления груза к крюку применяют стропы из стального каната или захваты.
Стальные канаты состоят из отдельных тонких стальных проволок диаметром от 0,2 до 3 мм, свитых вокруг одного центрального стержня (сердечника). Пеньковый сердечник придает канату гибкость и удерживает смазку.
Из отдельных кусков канатов изготовляют стропы — простейшие съемные грузозахватные приспособления с закрепленными по концам коушами (петлями) или крюками, которые упрощают крепление стропов на поднимаемом грузе.
Канатные стропы (рис. 76) бывают одно-, двух-, трех— и четырехветвевые, универсальные и полуавтоматические. Универсальные стропы служат для строповки грузов обвязкой, остальные — для навешивания грузов, имеющих приспособления в виде крюков, скоб, проушин. Каждый строп должен иметь маркировку (клеймо, бирку) с указанием номера, грузоподъемности и даты последнего испытания. Применять строп без маркировки запрещено, если даже он не имеет видимых дефектов.
При подъеме грузов большой длины, сложной формы и объемных конструкций применяют плоские траверсы (рис. 77, а).
Для подъема и монтажа элементов цельносекционной обделки применяют специальное строповочное приспособление (рис. 77, б).
При работе любого подъемного механизма запрещается: оставлять грузы на весу даже на короткое время, находиться на перемещаемых или поднимаемых грузах или под ними, оставлять незакрепленными детали или конструкции в перерывах (обед, отдых) и после окончания работ.
Рис. 76. Канатные стропы:
а — одноветвевой; б — двухветвевой; в — универсальный; г — полуавтоматический; 1 — коуш; 2 — втулочное соединение; 3 — канат; 4 — кольцо строповое; 5 — крюк; 6 — заплетка с последующей обмоткой проволокой; 7 — кронштейн; 8 — гибкая связь; Р
защелка; 10 — тяга
При строповке соблюдают следующие правила: грузоподъемность стропов должна быть не менее массы поднимаемого груза; на острые ребра поднимаемого груза под стропы помещают под-кладки; места подвески грузов должны быть расположены выше центра тяжести груза; стропы накладывают на поднимаемый груз без узлов или перекруток; усилия во всех ветвях стропов должны быть равными; способы строповки должны исключать возможность падения или скольжения груза и обеспечивать подачу его к месту установки в положении, близком к проектному.
Рис. 77. Грузозахватные приспособления:
а — плоская траверса; б — строповочное приспособление для цельносекционной обделки; 1 — кольцо строповое; 2 — канат; 3 — распорка; 4 — крюк; 5 — элемент цельносекционной обделки; 6 — стержневой захват
Правильная строповка обеспечивает безопасность работы, уменьшает время и затраты труда на подъем груза. Именно поэтому строповку грузов должны проводить только лица, специально обученные и аттестованные. До подъема и перемещения груза крепление его должно быть проверено лицом, ответственным за безопасное перемещение грузов.
Стропы хранят в закрытых сухих помещениях или под навесами на полках или вешалках и периодически смазывают.
Контрольные вопросы
Что входит в подвижной состав подземного транспорта?
Расскажите об устройстве временного и постоянного подъемов.
Каковы составные части надшахтного горного комплекса?
Какие грузоподъемные краны применяют при строительстве метрополитенов?
Источник