Подготовительные работы. Подготовительные работы должны быть выполнены до начала работ по реконструкции автомобильной дороги
ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ ДОРОГ
Подготовительные работы должны быть выполнены до начала работ по реконструкции автомобильной дороги.
В состав подготовительных работ входят:
1. Согласование с землепользователями и кадастровой палатой временного отвода земель под карьеры, временные технологические дороги вдоль реконструируемого участка, мест работы дорожных машин и т.д.
2. Согласование с ГИБДД схем организации движения транзитного транспорта в местах производства работ.
3. Получение технических условий (ТУ) на производство работ в зоне пересечения коммуникаций автомобильной дороги в эксплуатирующей эти коммуникации организации (в случае их наличия).
4. Составление организационно-технологической документации (ОТД) и ее согласование с заказчиком.
5. Геодезические работы (можно выполнять до получения разрешения на производство работ от заказчика).
6. Получение разрешения на производство работ от заказчика (выдается после выполнения пунктов 1–5).
Кроме того, в состав подготовительных работ, которые выполняются после получения разрешения на выполнение работ от заказчика, входит:
1) перенос и переустройство воздушных и кабельных линий электропередач, трубопроводов, коллекторов и других коммуникаций (выполняется специализированными организациями на субподряде);
2) расчистка дорожной полосы и территорий, отведенных под карьеры и резервы;
3) подготовка и усиление местных, объездных и подъездных дорог к грунтовым, песчаным и каменным карьерам;
4) демонтаж существующего инженерного оборудования: дорожных знаков, ограждающих и направляющих устройств, разбора павильонов на автобусных остановках;
5) разборка укрепления откосов, водоотводных лотков и канав. Снятие растительного слоя с откосов земляного полотна.
Геодезической разбивочной основой на местности служат знаки, закрепляющие в плане вдоль дороги вершины углов поворотов и главные точки кривых, а также точки на прямых участках не реже чем через 1 км, и реперы вдоль дороги не реже чем через 2 км.
Основные знаки и реперы должны иметь надежную конструкцию в виде столбов или свай, установленных за границами полосы отвода в соответствии со специальными требованиями.
Перед выполнением земляных работ производится детализация геодезической разбивочной основы. При этом делается разбивка всех пикетов и плюсовых точек с выноской за полосу отвода; устанавливается дополнительные реперы у насыпей высотой свыше 3 м за пределами подошвы, у выемок глубиной более 3 м за бровками откосов, у реконструируемых искусственных сооружений устанавливаются промежуточные реперы на пересеченной местности; разбиваются круговые и переходные кривые с выноской и закреплением промежуточных точек.
Детальную разбивку можно выполнять не одновременно на всей протяженности реконструируемой дороги, а по мере продвижения фронта работ с заделом, учитывающим скорость потока.
На участках, где предусмотрено уширение земляного полотна, смягчение продольного уклона, замена пучинистого грунта на непучинистый, снимаются существующие дорожные знаки, направляющие столбики, ограждения, мачты освещения, павильоны на автобусных остановках и все другое инженерное оборудование и обустройство, которое может помешать производству работ по возведению земляного полотна и дорожной одежды.
Разборке подлежат также укрепления откосов насыпей и выемок, водоотводных лотков и канав.
На участках двустороннего уширения все работы выполняются с обеих сторон дороги, а на участках одностороннего уширения – с одной стороны.
Виды и состав средств механизации, применяемых для снятия инженерного оборудования и обустройства, а также укрепления откосов зависят от их видов, материалов и объемов работ.
При реконструкции дороги возникают трудности с переносом и переустройством воздушных, наземных и подземных коммуникаций. К ним относятся линии технологической и общей связи, проводной и кабельной, линии электропередач в виде воздушных линий или кабелей высокого напряжения, наземных и подземных трубопроводов, коллекторов и других коммуникаций. В основном эти коммуникации расположены в полосе отвода дороги или на определенном расстоянии от нее и могут быть повреждены в процессе производства работ при реконструкции автомобильной дороги. Часто кабели линий связи и электроснабжения осветительных систем уложены непосредственно в тело земляного полотна. В связи с этим необходимо уделять особое внимание работам по переносу и переустройству инженерных коммуникаций, обозначению мест их расположения около дороги.
Работы по переносу и переустройству коммуникаций должны производиться по специальным проектам специализированными организациями по отдельному графику, согласованному с подрядной организацией, осуществляющей основные работы по реконструкции дороги.
В случае, если реконструкция земляного полотна опережает переустройство пересекающих дорогу подземных коммуникаций, необходимо по согласованию с заинтересованными организациями предусматривать предварительную укладку кожухов или других устройств для последующей прокладки коммуникаций без нарушения целостности земляного полотна.
До начала земляных работ производится расчистка дорожной полосы и площадей, отведенных для карьеров, резервов, зданий и сооружений, от леса, кустарника, пней, порубочных остатков, крупных камней, строительного мусора и т.д.
Расчистка дорожной полосы осуществляется отдельными участками в порядке очередности выполнения земляных работ теми же методами и средствами механизации, что при строительстве новых дорог [21, 23, 26].
Боковые кювет-резервы, из которых возведены насыпи, особенно во II дорожно-климатической зоне в пониженных местах зарастают болотной растительностью и кустарником. Работы по расчистке дорожной полосы производятся кусторезом или бульдозером в сухое время года при отсутствии поверхностной воды.
После расчистки дорожной полосы на площадях, предусмотренных для производства земляных работ, снимается плодородный слой почвы на глубину, определенную проектом. Растительный грунт укладывается в отвалы для последующего использования при восстановлении (рекультивация) нарушенных и малопродуктивных сельскохозяйственных земель и благоустройстве. При реконструкции дорог необходимо обращать особое внимание на качество и состав плодородного слоя, снимаемого с поверхности дорожной полосы, непосредственно примыкающей к существующей дороге, так как при высокой интенсивности движения в полосе шириной до 30-50 м от бровки земляного полотна происходит загрязнение почвы выше допустимых пределов транспортными выбросами, содержащими свинец, цинк, медь, нитраты, а также хлориды. В случае загрязнения почвы сверх допустимых пределов, она складируется отдельно с дальнейшим использованием в нижних слоях при засыпке оврагов, карьеров и т.д.
Снятие плодородного грунта выполняется автогрейдерами и бульдозерами. На участках высоких насыпей и глубоких выемок, а также откосов круче 1:3 эти работы производятся экскаваторами «обратная лопата» с телескопической стрелой.
Одно из главных мероприятий в подготовительных работах занимает организация движения транзитного и строительного автотранспорта при реконструкции дороги. Организация движения автотранспорта решается с учетом интенсивности движения, видов работ по реконструкции дороги, протяженности реконструируемых участков, наличия рядом других дорог, рельефа местности и других местных условий.
Для безопасного производства работ лучшим является вариант переноса движения с реконструируемого участка дороги на дороги существующей сети, проходящие параллельно участку реконструкции, или строятся объездные дороги. Тип и капитальность дорожных одежд на объездных дорогах должны соответствовать интенсивности переведенного на них автомобильного движения с учетом намечаемого срока действия объездной дороги.
При реконструкции автомобильных дорог возможен вариант закрытия одной полосы движения с пропуском движения по другой полосе движения.
|
Рис. 1. Схема объезда участка реконструкции дороги: 1 – реконструируемая выемка; 2 – насыпь; 3 – объездная дорога; 4 – временный низководный мост |
Для обеспечения бесперебойного пропуска транзитного транспорта в двух направлениях целесообразно устраивать дорожную одежду или укрепление обочины на всю ширину.
Во всех случаях необходима разработка специальных схем организации движения, расстановки знаков, ограждений и освещения участков производства работ в соответствии с требованиями действующих правил [3, 5].
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Подготовительные работы
СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Основные понятия, терминология, классификация
Автомобильная дорога – комплекс сооружений, предназначенный для удобного, безопасного и круглогодичного движения автотранспорта с рас-чётными скоростями и нагрузками.
Конструктивно автомобильная дорога (автодорога) характеризуется поперечным и продольным профилями (рис.17.1.).
Рис.17.1. Профили автомобильной дороги: А) Поперечный профиль;
Б) продольный профиль; 1 – разделительная полоса, 2 – дорожная одежда, 3 – укрепительная полоса, 4 – обочина, 5 – основание под дорожную одежду,
6 – тело насыпи, 7 – уклоны (поперечный и продольный), 8 – кювет, 9 – зона сосредоточенного ведения работ, 10 – естественный профиль местности.
Ознакомимся с терминологией, характеризующей основные конструктивные элементы автомобильных дорог:
§ поперечный профиль – поперечное сечение автодороги, характери-зующее составляющие конструктивные элементы;
§ продольный профиль – продольное сечение автодороги, характери-зующее составляющие конструктивные элементы;
§ проезжая часть – основная, эксплуатационная часть дороги, по которой осуществляется движение автотранспорта;
§ земляное полотно – объём земляных работ по устройству насып-ной части автодороги;
§ полоса отвода (отчуждения) – зона проведения строительных Ра-бот в поперечном сечении автодороги. Эта зона отводится при проектировании на весь комплекс строительства (включая орга-низацию строительства и перспективу расширения автодороги);
§ разделительная полоса – конструктивная зона автодороги, разде-ляющая противоположные направления движения. Не предназна-чена для эксплуатации и носит, как правило декоративный вид ;
§ дорожная одежда – основная, искусственно укреплённая часть проезжей части, предназначенная для эксплуатации;
§ укрепительная полоса – часть дорожной одежды, расположенная между покрытием и обочиной. Служит для предохранения кромок покрытия в зоне повышенных нагрузок;
§ дорожное покрытие – часть дорожной одежды, наиболее прочной в конструктивном отношении, предназначенная для движения транспорта;
§ обочина – часть дорожной одежды, расположенная по границам поперечного профиля. Обочина имеет важное эксплуатационное значение (остановка и стоянка автотранспорта, движение пешехо-дов, расположение строительной техники при ремонтах и др.;
§ кювет – водоотводная траншея с расчётным продольным уклоном, укреплённым дном и откосами;
§ тело насыпи – суммарный объём земляных работ (насыпь), выпол-няемый при строительстве автодороги;
§ зона сосредоточенного ведения работ – фронт работ большой трудоёмкости, сконцентрированный на ограниченном участке рельефа.
Дороги классифицируются по назначению и по конструкции покрытия.
По назначению автомобильные дороги делятся на:
§ дороги общего назначения. Классификатор содержит шесть кате-горий дорог, характеризуемых следующими параметрами: интен-сивностью движения; шириной проезжей части; количеством полос движения; наличием обочин, разделительной и укрепительной полос;
§ городские дороги, классифицируются по минимальному количеству и ширине полос движения, расчётной скорости движения, наличию тротуара. Выделяются скоростные, магистральные, местные (районные и городские) и внутриквартальные типы дорог;
§ сельские дороги. Разбиты на три категории в зависимости от ширины проезжей части (3,5…6,0 м ) и наличии обочин.
По конструкции покрытия дороги разделяются на:
§ автомобильные дороги с усовершенствованным покрытием (капи-тальные и облегчённые). Это асфальтобетонное, цементно-бетонное и брусчато-мостовое покрытия;
§ переходные покрытия: сборные железобетонные плиты, щебёночные, грунтощебёночные и шлаковые покрытия;
§ низшие: грунтовые дороги, укреплённые гравием, щебнем, дресвой.
17.2. Организация дорожно-строительных работ.
Последовательность строительства устанавливается исходя из деления всех дорожно-строительных работ на три периода: подготовительный, основной и заключительный.
В подготовительный период осуществляется организационно-техни-ческая подготовка строительства для обеспечения его развёртывания на начальных участках, определённых проектом организации строительства.
В основной период выполняют все строительные работы.
В заключительный период ликвидируют базы и другие временные сооружения, проводят рекультивацию земель.
Все виды работ по строительству автодорог разделяются на:
§ заготовительные – включают подготовку и хранение материалов, полуфабрикатов и деталей, изготавливаемых предприятиями стройиндустрии (заготовка камня, приготовление асфальтобетона, изготовление конструкций мостов, труб, дорожной обстановки);
§ транспортные – производится перевозка дорожных материалов ав-томобильным, железнодорожным или водным транспортом. В эту группу работ входит доставка материалов и полуфабрикатов на склады, заводы, промежуточные базы и на места непосредственной укладки;
§ строительно-монтажные работы – выполняются работы по возве-дению всех элементов поперечного профиля дорог, устройство до-рожной обстановки, строительство зданий и сооружений дорожной инфраструктуры.
По равномерности и повторяемости дорожно-строительные работы разделяются на линейные и сосредоточенные.
Линейные – работы, объёмы которых равномерно распределены по всему объекту. К ним относятся: земляные работы, устройство оснований и покрытий, устройство водопропускных труб, небольших подпорных стенок и др.
Сосредоточенные – работы большой трудоёмкости, сосредоточенные на незначительном протяжении ( мосты, большие выемки и насыпи, дорож-ные развязки на нескольких уровнях, водопропуски большого расхода ).
Для организации линейных работ применяются два метода: поточный и раздельной организации. Поточным методом выполняются дорожно-строительные работы на всех линейных объектах, имеющих достаточную протяжённость. Комплексный поточный метод предусматривает непрерыв-ное и равномерное производство в течение всего периода строительства. Если протяжённость участка дороги недостаточна и периоды развёртывания и свёртывания потока превышают время его эффективной работы, то работы ведутся методом раздельной организации, при котором каждый строительный процесс выполняется самостоятельно.
Аналогично выполняются сосредоточенные площадочные работы.
При организации строительства в целом, широко распространён и некомплексный поточный метод, когда земляное полотно, малые и средние мосты и трубы возводят за год до устройства дорожной одежды поточным методом, а дорожную одежду сооружают отдельно (поточным методом, не связанным единым графиком всех работ).
При новом дорожном строительстве, а также при реконструкции на достаточном протяжении поточный метод предусматривает: выполнение всех строительных работ комплексно-механизированными подразделении-ями (колоннами, отрядами, бригадами); обеспечение их необходимыми ресурсами, в том числе, производимыми передвижными притрассовыми установками; передвижение специализированных подразделений непре-рывно друг за другом по трассе строящейся дороги с установленной средней скоростью потока, оставляющих за собой полностью готовую автомобиль-ную дорогу.
Основными пространственными параметрами потока являются: зах-ватки, делянки, карты, монтажные участки (в зависимости от вида работ).
За основной временной параметр принята скорость потока, исчисляе-мая протяжением готовой дороги, заканчиваемой за смену (основной пока-затель потока). Скорость потока задаётся при технологическом проектиро-вании.
В процессе технологического проектирования принимаются наиболее современные технологии производства дорожно-строительные работ на основе комплексной механизации. В каждом специализированном потоке предусматривается ведущая машина, с которой увязываются производи-тельности вспомогательных машин и механизмов. Эффективность выбора комплекта машин оценивается себестоимостью выполнения единицы измерения работ (1км, 1м 3 , 1т и др.).
Особенности автодорожного строительства необходимо учитывать при составлении календарных графиков и стройгенпланов. Они обязательно должны «привязываться» к топографии местности, учитывать передвижной характер производства работ, поставку большого количества строительных материалов, конструкций и изделий. Стройгенпланы должны составляться на различные периоды строительства и на все участки со специфическими условиями труда.
Подготовительные работы
Подготовительные работы в автодорожном строительстве ведутся практически постоянно. По мере завершения одного участка дороги необ-ходимо подготовить фронт работ для следующего.
Состав подготовительных работ устанавливается в «Проекте произ-водства работ». Примерный перечень технологических комплексов:
§ создание геодезической основы и разбивка трассы;
§ расчистка полосы отвода;
§ водоотведение и временное водопонижение;
§ вынос инженерных сетей и снос зданий и сооружений, попадающих в полосу отвода;
§ устройство временных автодорог и объездов;
§ устройство карьеров и резервов.
Подготовительные работы можно начинать только после утверждения полосы отвода и заключения договоров на земельные участки временно используемые для нужд строительства (реституты). После завершения строительства реституты возвращаются землепользователю с обязательной рекультивацией.
Геодезическая разбивочная основа создаётся в виде системы полиго-нометрических (теодолитных) ходов вдоль трассы автодороги. Базовые координаты и отметки разбивочных точек должны быть получены не менее чем от двух реперов существующей геодезической сети. Необходимо при-нимать меры к обеспечению сохранности и устойчивости геодезических знаков.
Трассой называется совокупность линий определяющих положение автодороги в плане (продольная ось, бровки и подошвы откосов).Разбивка трассы (восстановление и закрепление) производится следующим образом:
§ отметки по оси дороги восстанавливаются не менее, чем через 100 м по прямой и 20 м на кривых участках. Закрепление производится прочно забитыми кольями и высокими вехами или колышками (сторожками) с выносом их за пределы зоны работ землеройной техники и указанием расстояния выноски. Пикетаж – прочно вбитыми кольями с выносом их за пределы полосы работ.
§ границу подошвы насыпи закрепляют колышками через 20…50 м или бороздой;
§ углы поворота трассы – прочно вкопанными угловыми столбами (диаметром не менее 10 см и высотой 0,5…0,75 м ). Столбы распо-лагаются на продолжении биссектрисы угла в 0,5 м от его вершины. На столбах закрепляются таблички с параметрами углов;
§ Полоса отвода закрепляется столбами в каждую сторону от оси дороги.
Технологии выполнения подготовительных работ принципиально не отличаются от принятых в гражданском строительстве.
17.3. Сооружение земляного полотна
Земляное полотно является основным конструктивным элементом автомобильной дороги и его сооружение (организация и технологии произ-водства работ) является определяющим в автодорожном строительстве.
При сооружении земляного полотна выполняются следующие техно-логические комплексы строительных работ:
§ детальная разбивка элементов дороги и подготовка основания;
§ разработка выемок и возведение насыпей;
§ окончательная планировка, укрепление откосов.
Детальную разбивку земляного полотна и элементов сооружений выполняют в зависимости от способа производства механизированных работ и устанавливают в соответствующих технологических картах. Основные разбивочные знаки выносят на обрезы, а правильность очертания земляного полотна при производстве работ контролируют нивелиром, визирками и дополнительными промерами. Все отметки выносят на разбивочные колы-шки. Во время работы дорожных машин необходимо следить , чтобы отметки сохранялись до конца работы на участке.
Подготовка основания под земляное полотно включает в себя: снятие плодородного слоя; устройство мероприятий по поверхностному водоотводу (создание рабочих уклонов, дренажей, водоотводных канав); закрепление и замена слабых грунтов. Эти работы в основном выполняются в подготовитель-ный период.
Разработка выемок и возведение насыпей – основные объёмы работ при возведении земляного полотна. В зависимости от рельефа местности попе-речные профили могут иметь различный вид (рис.17.4.).
Возведение насыпи
Возведение насыпи заключается в последовательной укладке разрабо-танного ранее грунта с уплотнением. Пригодность грунтов для сооружения земляного полотна определяется их дорожно-строительными свойствами. Наиболее пригодны крупнообломочные, песчаные и супесчаные грунты. Глинистые грунты малопригодны, или непригодны из-за склонности к морозному пучению и технологических сложностей при отсыпке и уплотнению.
Грунты отсыпаются слоями толщиной 0,5…1,0 м в зависимости от вида грунта и принятой (в технологической карте) технологии производства работ. сразу после отсыпки грунт разравнивается и уплотняется грунтоуплотняю-щими машинами. Достоинствами этого метода можно считать возможность получить отсыпи с различными характеристиками плотности и возведение насыпи из различных грунтов.
Для сооружения земляного полотна используют бульдозеры, скреперы, автогрейдеры, экскаваторы. Выбор ведущей машины зависит от высоты насыпи, вида грунта и дальности его перемещения.
При организации объектного потока фронт работ разбивается на парные захватки. На первой захватке ведётся отсыпка грунта, а на второй – уплотнение. Размеры захваток увязываются с производительностью грунто-уплотняющих машин и влажностью грунта.
При возведении насыпи необходимо учитывать изменение объёма отсыпки в результате искусственного уплотнения (против объёма грунта в резерве).
Где, К у — коэффициент относительного уплотнения грунта в насыпи сравнительно с его естественной плотностью в резерве;
V н — объём грунта в насыпи;
V р — объём грунта в резерве
При отсыпке верхнего слоя ширина бровки увеличивается на 0,5 м с целью размещения резерва грунта для последующих планировок при вы-держивании насыпи (для самоуплотнения).
При составлении технологических карт необходимо устанавливать схемы разработки, перемещения и укладки грунта с указанием высотных отметок насыпи по каждому слою, рабочие и холостые ходы основных машин, проектные и рабочие геометрические параметры земляного полотна.
При производстве работ на сосредоточенных участках (например отсыпка грунта в заболоченный участок) работы могут организовываться: «пионерным» методом – засыпка песка в обводнённые грунты для отжима воды, а потом послойно вести последующие отсыпи.
Разработка выемки
Разработка выемок в автодорожном строительстве ведётся по двум основным схемам: полунасыпь-полувыемка и полным профилем.
Неглубокие выемки разрабатываются экскаватором способом «лобо-вой проходки» сразу до проектных отметок.
Глубокие выемки разрабатываются ярусным способом. Разработка ведётся в поперечном и продольном направлении. В поперечном сечении выемка разделяется на ярусы с высотой забоя соответствующей расчётным параметрам землеройных машин (определяется в технологической карте). Каждый ярус должен иметь берму для проезда рабочего транспорта и обеспечения устойчивости откоса.
Выемки полного профиля, в зависимости от вида грунта, разрабатыва-ются одноковшовыми или многоковшовыми экскаваторами с отвозкой грунта автосамосвалами в резерв или в насыпь дороги на других участках. Для разработки песчаных грунтов могут применяться различные ковши-грейферы.
Земляное полотно в полунасыпи-полувыемке выполняется, как правило, бульдозерами. При больших объёмах работ могут применяться скреперы. Выравнивание дна выемки производится автогрейдерами, а откосов – плани-ровщиками-откосниками.
При производстве работ полувыемка-полунасыпь, во избежании дефор-мации земляного полотна, из за неравномерных осадок, не допускается рез-кая (по крутизне) граница между насыпью и выемкой.
При разработке грунта всегда необходимо предусматривать водоот-водящие сооружения на косогорах и уклоны на каждом ярусе выемки. Перед началом основных работ вдоль продольной оси выемки прокладывается пешеходная тропа и рабочий проезд для обеспечения прохода персонала и проезда машин и механизмов, участвующих в работах.
При наличии прочных грунтов разрабатываются специальные техноло-гические документы (ППР, ТК) по производству взрывных работ. Зимой производится послойное рыхление мёрзлых грунтов.
Источник